ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2005 г. N 148
О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ВОПРОСУ
РАЙОНИРОВАНИЯ СЕВЕРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассмотрев результаты работы рабочей группы по вопросу
районирования Севера Российской Федерации, образованной
распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 13 февраля
2004 года N 29-РП, и в целях обеспечения учета интересов
Республики Саха (Якутия) при разработке федеральной нормативной
правовой базы по районированию территории Севера Российской
Федерации Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять к сведению информацию о работе рабочей группы по
вопросу районирования Севера Российской Федерации, образованной
распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 13 февраля
2004 года N 29-РП (приложение N 1).
2. Одобрить основные результаты научно-исследовательской работы
"Научно-методические критерии и подходы районирования Севера
Российской Федерации по показателям дискомфортности
жизнедеятельности населения" (приложение N 2).
3. Заместителю Председателя Правительства Республики Саха
(Якутия) Власову А.В.:
3.1. В срок до 15 апреля 2005 года направить отчет о выполнении
научно-исследовательской работы "Научно-методические критерии и
подходы районирования Севера Российской Федерации по показателям
дискомфортности жизнедеятельности населения" в Министерство
регионального развития Российской Федерации, Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации,
Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральную
службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,
Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации, Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока
Государственной Думы Российской Федерации.
3.2. В срок до 28 апреля 2005 года подготовить проект
Федерального закона о районировании Севера Российской Федерации.
4. Министерству науки и профессионального образования
Республики Саха (Якутия), Министерству экономического развития
Республики Саха (Якутия) включить в государственный заказ на
научно-исследовательские работы на 2005 год продолжение научных
разработок по районированию Севера РФ с привлечением к исполнению
заказа ведущих центральных научно-исследовательских учреждений.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)
А.В. Власова.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 24 марта 2005 г. N 148
ИНФОРМАЦИЯ
О РАБОТЕ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ВОПРОСУ РАЙОНИРОВАНИЯ
СЕВЕРА РФ, ОБРАЗОВАННОЙ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 13.02.2004 N 29-РП
Рабочей группой по вопросу районирования Севера Российской
Федерации организована работа в соответствии с планом работы на
2004 год, утвержденным Президентом Республики Саха (Якутия) 14 мая
2004 года, а также заданием на проведение прикладной научно-
исследовательской работы по проекту "Научно-методические критерии
и подходы районирования РФ по показателям дискомфортности
жизнедеятельности населения" в соответствии с госконтрактом N 136
от 01.06.2004 (заказчик - Министерство экономического развития
Республики Саха (Якутия).
Планировалось провести научную разработку методики
количественной интегральной оценки дискомфортности
жизнедеятельности населения по социально-экономическим, медико-
биологическим и природно-климатическим факторам территории
Российской Федерации с выделением зон дискомфортности и границы
Севера. Далее на основе разработанной методики и определения зон
дискомфортности Севера разработать проект Федерального закона "О
районирования Севера РФ".
По результатам научно-исследовательской работы разработаны
методики оценки дискомфортности жизнедеятельности населения по
природно-климатическим, социально-экономическим, медико-
биологическим критериям, определены зоны дискомфортности
проживания населения на территории Севера РФ согласно приложению N
2 настоящего постановления.
В соответствии с планом работы рабочей группы проведены ряд
встреч, консультаций в Комитете по проблемам Севера и Дальнего
Востока Госдумы РФ, Комитете по делам Севера и малочисленных
народов Совета Федерации Минэкономразвития России, научных
учреждениях РАН. В результате в образованную в июне 2004 года
рабочую группу Госдумы РФ (руководитель - Пивненко В.Н.) по
районированию и подготовке федеральных законов по социально-
экономическому развитию Севера РФ в составе 39 членов включены 7
представителей от рабочей группы Республики Саха (Якутия). Рабочая
группа Госдумы планировала разработать методику оценки
дискомфортности жизнедеятельности населения по природно-
климатическим, социально-экономическим и медико-биологическим
факторам территории Севера РФ, далее на ее основе разработать
проекты федеральных законов о методике районирования Севера РФ, о
районировании Севера РФ, о государственных гарантиях и
компенсациях лиц работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях.
В связи с этим члены рабочей группы республики приняли активное
участие в подготовке научно-обоснованных предложений по методике
оценки дискомфортности жизнедеятельности населения по природно-
климатическим, социально-экономическим и медико-биологическим
факторам территории Севера РФ. Было установлено тесное
сотрудничество с ответственными исполнителями рабочей группы
Госдумы по разработке методики оценки дискомфортности по медико-
биологическим факторам, в результате которого научные разработки
Института здоровья Академии наук Республики Саха (Якутия) рабочей
группой Госдумы одобрены и приняты за основу. Кроме того, на
Всероссийской научно-практической конференции "Социальное развитие
северных регионов: опыт, проблемы, перспективы" (г. Москва, 10-11
ноября 2004 г.), на которой рабочая группа Госдумы обсуждала
промежуточные результаты разработки методики районирования Севера
РФ, были представлены Институтом регионального развития Академии
наук Республики Саха (Якутия) научные разработки по методике
оценки дискомфортности по социально-экономическим факторам, а
Институтом мерзлотоведения СО РАН - научные обоснования
необходимости учета мерзлотного фактора при оценке природно-
климатических критериев дискомфортности территории Севера.
По итогам заседания президиума Государственного совета РФ 28
апреля 2004 года в соответствии с поручениями Президента РФ от 28
мая 2006 года утвержден План мероприятий социально-экономического
развития районов Севера (распоряжение Правительства РФ от 21
февраля 2005 года N 185-р. Согласно п. 2 Плана мероприятий
Минрегион, Минэкономразвития, МПР, Росгидромет,
Минздравсоцразвития России, Российская академия наук должны до мая
2006 года подготовить проект постановления Правительства РФ о
критериях отнесения территорий к районам Севера и предложения по
районированию территории Севера.
По информации отдела развития северных территорий Министерства
регионального развития Российской Федерации для реализации Плана
мероприятий социально-экономического развития районов Севера будет
образован межведомственный совет (проект решения Министерства
регионального развития Российской Федерации находится на
согласовании в федеральных министерствах), в состав которого будут
включены Председатель Комитета по проблемам Севера и Дальнего
Востока Госдумы РФ Пивненко В.Н., Председатель Комитета по делам
Севера и малочисленных народов Совета Федерации Олейник Г.Д.,
Президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров, руководители
федеральных министерств и ведомств. Первое заседание
межведомственного совета состоится ориентировочно в середине
апреля т.г. В рамках деятельности межведомственного совета
планируется установить госзаказ на научно-исследовательскую работу
по районированию Севера РФ, по результатам которого - подготовить
проект постановления Правительства РФ о критериях отнесения
территорий к районам Севера и предложения по районированию
территории Севера.
Вывод:
Рабочей группе по вопросу районирования Севера Российской
Федерации, образованной распоряжением Президента Республики Саха
(Якутия) от 13.02.2004 N 29-РП, необходимо продолжить работу по
подготовке необходимых научно-методических материалов для
обеспечения участия Президента Республики Саха (Якутия) в работе
межведомственного совета при Министерстве регионального развития
Российской Федерации.
Исполнение плана работы рабочей группы по вопросу
районирования Севера Российской Федерации на 2004 год
----T------------------T-------------T----------------T-----------------¬
¦ N ¦ Мероприятие ¦ Сроки ¦ Ответственные ¦ Результаты ¦
+---+------------------+-------------+----------------+-----------------+
¦1. ¦Проведение ¦ В течение ¦Филиппов В.В. ¦Исполнено. ¦
¦ ¦консультаций в ¦ года ¦Ефимов В.П. ¦Были проведены ¦
¦ ¦Минэкономразвития ¦ ¦Песковская Ю.А. ¦консультации ¦
¦ ¦России, ВНКЦ ¦ ¦Кузьмич В.И. ¦членов рабочей ¦
¦ ¦"Север", Минтруде ¦ ¦ ¦группы ¦
¦ ¦России, ¦ ¦ ¦(Филиппов В.В., ¦
¦ ¦Росгидромете, ¦ ¦ ¦Ефимов В.П.) в ¦
¦ ¦научных ¦ ¦ ¦Минэкономразвития¦
¦ ¦учреждениях РАН о ¦ ¦ ¦России, ВНКЦ ¦
¦ ¦научных ¦ ¦ ¦"Север". ¦
¦ ¦исследованиях по ¦ ¦ ¦В результате ¦
¦ ¦вопросу ¦ ¦ ¦изучены научные ¦
¦ ¦районирования, ¦ ¦ ¦разработки ВНКЦ ¦
¦ ¦подходах ¦ ¦ ¦"Север", ¦
¦ ¦нормативно - ¦ ¦ ¦выполненные по ¦
¦ ¦правового ¦ ¦ ¦заказу ¦
¦ ¦регулирования ¦ ¦ ¦Минэкономразвития¦
¦ ¦районирования ¦ ¦ ¦России, по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦районированию ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦территории ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦природно - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦климатическим ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦параметрам, в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦которой ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦определены 6 зон ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦природной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дискомфортности ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦территории РФ. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦В научной работе ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦отсутствует ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦понятие "Север", ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦соответственно не¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦определены его ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦границы. ¦
+---+------------------+-------------+----------------+-----------------+
¦2. ¦Проведение ¦ В течение ¦Корнилова З.А. ¦Исполнено. ¦
¦ ¦консультаций в ¦ года ¦Филиппов В.В. ¦Были проведены ¦
¦ ¦Государственной ¦ ¦Ефимов В.П. ¦консультации ¦
¦ ¦Думе, Совете ¦ ¦Песковская Ю.А. ¦членов рабочей ¦
¦ ¦Федерации ¦ ¦ ¦группы (Филиппов ¦
¦ ¦Федерального ¦ ¦ ¦В.В., Корнилова ¦
¦ ¦Собрания по ¦ ¦ ¦3.А., Ефимов ¦
¦ ¦вопросам ¦ ¦ ¦В.П.) в Комитете ¦
¦ ¦законодательного ¦ ¦ ¦по проблемам ¦
¦ ¦регулирования ¦ ¦ ¦Севера и Дальнего¦
¦ ¦районирования ¦ ¦ ¦Востока Госдумы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦РФ, Комитете по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦делам Севера и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦малочисленных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦народов Совета ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦В результате в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦образованную в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦мае 2004 года под¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦руководством ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦председателя ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Комитета по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦проблемам Севера ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦и Дальнего ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Востока Госдумы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦РФ Пивненко В.И. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦рабочую группу по¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦районированию и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦подготовке ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦законов по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦социально - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономическому ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦развитию Севера ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦РФ включены ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦представители от ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Саха ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(Якутия): ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Гаврилова М.К., ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Долинин И.Н., ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Егоров Е.Г., ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Корнилова З.А., ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Кривошапкин В.Г.,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Роббек В.А., ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Филиппов В.В. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(Всего в рабочую ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦группу Госдумы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вошли 39 членов -¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦в основном ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ученые, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦специалисты). ¦
+---+------------------+-------------+----------------+-----------------+
¦3. ¦Подготовка ¦ Апрель ¦Власов А.В. ¦Исполнено ¦
¦ ¦предложений о ¦ ¦Ефимов В.П. ¦Распоряжением ¦
¦ ¦включении в ¦ ¦Петрова А.С. ¦Правительства ¦
¦ ¦госзаказ на НИР на¦ ¦ ¦РС(Я)от 7 июля ¦
¦ ¦2004 год ¦ ¦ ¦2004 года N 789-р¦
¦ ¦финансирования ¦ ¦ ¦в госзаказ на ¦
¦ ¦научно - ¦ ¦ ¦научно - ¦
¦ ¦исследовательских ¦ ¦ ¦техническую ¦
¦ ¦работ по вопросам ¦ ¦ ¦продукцию на 2004¦
¦ ¦районирования ¦ ¦ ¦год включена ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦научно - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦исследовательская¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦работа "Научно - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦методические ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦критерии и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦подходы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦районирования ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦показателям ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дискомфортности ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦жизнедеятельности¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения" на ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦сумму 1 050 000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦рублей, заказчик ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦- Министерство ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития РС(Я). ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Заключен ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦контракт N 136 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦от 01.06.2004. ¦
+---+------------------+-------------+----------------+-----------------+
¦4. ¦4.1. Определение ¦ II ¦Кривошапкин В.Г.¦Исполнено. ¦
¦ ¦медико - ¦ квартал ¦Петрова П.Г. ¦1. Разработаны ¦
¦ ¦биологических ¦ ¦Александров В.Л.¦методические ¦
¦ ¦показателей ¦ ¦Алексеев В.Г. ¦подходы к ¦
¦ ¦дискомфортности ¦ ¦ ¦разработке медико¦
¦ ¦жизнедеятельности ¦ ¦ ¦- биологических ¦
¦ ¦населения на ¦ ¦ ¦критериев ¦
¦ ¦территории Севера ¦ ¦ ¦районирования ¦
¦ ¦4.2. ¦ В течение ¦ ¦Севера (исп. ¦
¦ ¦Взаимодействие с ¦ года ¦ ¦Институт здоровья¦
¦ ¦Академией ¦ ¦ ¦АН РС(Я) - ¦
¦ ¦медицинских наук ¦ ¦ ¦Кривошапкин В.Г.,¦
¦ ¦РФ, Минздравом ¦ ¦ ¦Тимофеев Л.Ф.). ¦
¦ ¦России, МПР ¦ ¦ ¦Результаты ¦
¦ ¦России, научно - ¦ ¦ ¦представлены в ¦
¦ ¦исследовательским ¦ ¦ ¦научном отчете ¦
¦ ¦организациями в ¦ ¦ ¦"Научно - ¦
¦ ¦регионах по ¦ ¦ ¦методические ¦
¦ ¦вопросам медико - ¦ ¦ ¦критерии и ¦
¦ ¦биологического ¦ ¦ ¦подходы ¦
¦ ¦районирования ¦ ¦ ¦районирования ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦показателям ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дискомфортности ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦жизнедеятельности¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения" (9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦декабря 2004 г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦N ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦668-01-335/022). ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. Установлено ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦сотрудничество с ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦членами рабочей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦группы Госдумы, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ответственными за¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦разработку медико¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦- биологических ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦критериев ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦районирования ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Севера. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Методические ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦подходы к ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦разработке медико¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦- биологических ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦критериев ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦районирования ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Севера, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦разработанные ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Институтом ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровья АН ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦РС(Я), ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦использованы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦рабочей группой ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Госдумы РФ. ¦
+---+------------------+-------------+----------------+-----------------+
¦ 5.¦5.1. Определение ¦ II ¦Егоров Е.Г. ¦Исполнено. ¦
¦ ¦социально - ¦ квартал ¦Ефимов В.П. ¦1. Разработана ¦
¦ ¦экономических ¦ ¦Песковская Ю.А. ¦методика ¦
¦ ¦показателей ¦ ¦Членов В.М. ¦районирования ¦
¦ ¦дискомфортности ¦ ¦Петрова А.С. ¦Севера РФ по ¦
¦ ¦жизнедеятельности ¦ ¦ ¦социально - ¦
¦ ¦населения на ¦ ¦ ¦экономическим ¦
¦ ¦территории Севера ¦ ¦ ¦критериям (исп. ¦
¦ ¦5.2. ¦ В течение ¦ ¦Институт ¦
¦ ¦Взаимодействие с ¦ года ¦ ¦региональной ¦
¦ ¦Минэкономразвития ¦ ¦ ¦экономики, ¦
¦ ¦России, Минтрудом ¦ ¦ ¦Институт ¦
¦ ¦России, ¦ ¦ ¦экономики и ¦
¦ ¦Минтранспорта ¦ ¦ ¦организации ¦
¦ ¦России, научно - ¦ ¦ ¦промышленного ¦
¦ ¦исследовательскими¦ ¦ ¦производства СО ¦
¦ ¦организациями и ¦ ¦ ¦РАН Егоров Е.Г., ¦
¦ ¦исполнительными ¦ ¦ ¦Харитонова В.Н.).¦
¦ ¦органами субъектов¦ ¦ ¦Результаты ¦
¦ ¦РФ по вопросам ¦ ¦ ¦представлены в ¦
¦ ¦социально - ¦ ¦ ¦научном отчете ¦
¦ ¦экономического ¦ ¦ ¦"Научно - ¦
¦ ¦районирования ¦ ¦ ¦методические ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦критерии и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦подходы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦районирования ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦показателям ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дискомфортности ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦жизнедеятельности¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения" (9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦декабря 2004 г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦N ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦668-01-335/022). ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. О результатах ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦разработки ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦методического ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦подхода к ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦обоснованию ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦основных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦социально - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономических ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦критериев ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦широтного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦районирования ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Севера РФ сделан ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦доклад на ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦всероссийской ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦научно - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦практической ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦конференции ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Социальное ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦развитие северных¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦регионов: опыт, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦проблемы, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦перспективы" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(г. Москва, 10-11¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ноября 2004 г.). ¦
+---+------------------+-------------+----------------+-----------------+
¦6. ¦6.1. Обоснование и¦ II ¦Шепелев В.В. ¦Исполнено. ¦
¦ ¦определение ¦ квартал ¦Гаврилова М.К. ¦1. Определены ¦
¦ ¦географических ¦ ¦Кузьмич В.И. ¦географические ¦
¦ ¦границ Севера ¦ ¦Алексеев В.Г. ¦границы зон РФ по¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦степени сложности¦
¦ ¦Федерации ¦ ¦ ¦мерзлотных ¦
¦ ¦6.2. Районирование¦ II-III ¦ ¦условий. ¦
¦ ¦территории ¦ квартал ¦ ¦2. В развитие ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦имеющихся ¦
¦ ¦Федерации по ¦ ¦ ¦подходов ¦
¦ ¦дискомфортности ¦ ¦ ¦районирования ¦
¦ ¦жизнедеятельности ¦ ¦ ¦территории РФ по ¦
¦ ¦населения по ¦ ¦ ¦природно - ¦
¦ ¦природно - ¦ ¦ ¦климатическим ¦
¦ ¦климатическим ¦ ¦ ¦условиям (ВНКЦ ¦
¦ ¦факторам с учетом ¦ ¦ ¦"Север") ¦
¦ ¦распространения ¦ ¦ ¦подготовлено ¦
¦ ¦вечной мерзлоты ¦ ¦ ¦научное ¦
¦ ¦6.3. ¦ В течение ¦ ¦обоснование ¦
¦ ¦Взаимодействие с ¦ года ¦ ¦необходимости ¦
¦ ¦Минэкономразвития ¦ ¦ ¦учета мерзлотного¦
¦ ¦России, ВНКЦ ¦ ¦ ¦фактора при ¦
¦ ¦"Север", ¦ ¦ ¦оценке качества ¦
¦ ¦Росгидрометом ¦ ¦ ¦природной среды ¦
¦ ¦России, МПР России¦ ¦ ¦жизнедеятельности¦
¦ ¦по согласованию ¦ ¦ ¦населения РФ ¦
¦ ¦географических ¦ ¦ ¦(исп. Институт ¦
¦ ¦границ Севера ¦ ¦ ¦мерзлотоведения ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦СО РАН Шепелев ¦
¦ ¦Федерации, ¦ ¦ ¦В.В., Куницкий ¦
¦ ¦районирования по ¦ ¦ ¦В.В., Шац М.М., ¦
¦ ¦природно - ¦ ¦ ¦Заболотник С.И.).¦
¦ ¦климатическим ¦ ¦ ¦Результаты ¦
¦ ¦показателям ¦ ¦ ¦представлены в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦научном отчете ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Научно - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦методические ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦критерии и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦подходы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦районирования ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦показателям ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дискомфортности ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦жизнедеятельности¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения" (9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦декабря 2004 г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦N ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦668-01-335/022). ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. О методических¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦подходах ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦районирования ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦территории РФ по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦степени сложности¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦мерзлотных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦условий сделан ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦доклад на ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦всероссийской ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦научно - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦практической ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦конференции ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Социальное ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦развитие северных¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦регионов: опыт, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦проблемы, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦перспективы" (г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Москва, 10-11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ноября 2004 г.) ¦
+---+------------------+-------------+----------------+-----------------+
¦7. ¦Проведение ¦ В ¦Власов А.В. ¦Не исполнено. ¦
¦ ¦совещания с ¦согласованные¦Филиппов В.В. ¦Необходимо ¦
¦ ¦привлечением ¦ сроки ¦Ефимов В.П. ¦принятие решения ¦
¦ ¦северных субъектов¦ ¦Петрова А.С. ¦о проведении ¦
¦ ¦РФ по вопросу ¦ ¦ ¦совещания на ¦
¦ ¦районирования ¦ ¦ ¦уровне ¦
¦ ¦Севера Российской ¦ ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦Федерации ¦ ¦ ¦РС(Я) ¦
+---+------------------+-------------+----------------+-----------------+
¦8. ¦Согласование и ¦ II ¦Корнилова З.А. ¦Не исполнено в ¦
¦ ¦внесение на ¦ квартал ¦Власов А.В. ¦связи с ¦
¦ ¦рассмотрение ¦ ¦Ефимов В.П. ¦проведением ¦
¦ ¦Правительства ¦ ¦Петрова А.С. ¦научно - ¦
¦ ¦РС(Я) проекта ФЗ ¦ ¦ ¦исследовательской¦
¦ ¦"О районировании ¦ ¦ ¦работы по ¦
¦ ¦Севера Российской ¦ ¦ ¦обоснованию ¦
¦ ¦Федерации" ¦ ¦ ¦определения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦критериев и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦подходов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦районирования ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Севера Российской¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦III-IV кв. 2004 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. ¦
+---+------------------+-------------+----------------+-----------------+
¦9. ¦Обсуждение и ¦ III ¦Корнилова З.А. ¦Не исполнено в ¦
¦ ¦рассмотрение ¦ квартал ¦Филиппов В.В. ¦связи с ¦
¦ ¦Государственным ¦ ¦Петрова П.Г. ¦проведением ¦
¦ ¦Собранием (Ил ¦ ¦ ¦научно - ¦
¦ ¦Тумэн) РС(Я) ¦ ¦ ¦исследовательской¦
¦ ¦проекта ФЗ "О ¦ ¦ ¦работы по ¦
¦ ¦районировании ¦ ¦ ¦обоснованию ¦
¦ ¦Севера Российской ¦ ¦ ¦определения ¦
¦ ¦Федерации" ¦ ¦ ¦критериев и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦подходов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦районирования ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Севера Российской¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦III-IV кв. 2004 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. ¦
+---+------------------+-------------+----------------+-----------------+
¦10.¦Взаимодействие с ¦ II ¦Корнилова З.А. ¦Не исполнено в ¦
¦ ¦комитетами ¦ полугодие ¦Филиппов В.В. ¦связи с ¦
¦ ¦Государственной ¦ ¦Власов А.В. ¦проведением ¦
¦ ¦Думы РФ, ¦ ¦Ефимов В.П. ¦научно - ¦
¦ ¦законодательными ¦ ¦Песковская Ю.А. ¦исследовательской¦
¦ ¦органами субъектов¦ ¦ ¦работы по ¦
¦ ¦РФ, федеральными ¦ ¦ ¦обоснованию ¦
¦ ¦органами ¦ ¦ ¦определения ¦
¦ ¦исполнительной ¦ ¦ ¦критериев и ¦
¦ ¦власти по ¦ ¦ ¦подходов ¦
¦ ¦согласованию ¦ ¦ ¦районирования ¦
¦ ¦проекта ФЗ "О ¦ ¦ ¦Севера Российской¦
¦ ¦районировании ¦ ¦ ¦Федерации в ¦
¦ ¦Севера Российской ¦ ¦ ¦III-IV кв. 2004 ¦
¦ ¦Федерации" ¦ ¦ ¦г. ¦
+---+------------------+-------------+----------------+-----------------+
¦11.¦Проведение ¦ IV ¦Власов А.В. ¦Исполнено. ¦
¦ ¦всероссийского ¦ квартал ¦Филиппов В.В. ¦Состоялась ¦
¦ ¦совещания с ¦ ¦Корнилова З.А. ¦Всероссийская ¦
¦ ¦участием ¦ ¦Ефимов В.П. ¦научно - ¦
¦ ¦Президента РС(Я) ¦ ¦ ¦практическая ¦
¦ ¦(парламентских ¦ ¦ ¦конференция ¦
¦ ¦слушаний, ¦ ¦ ¦"Социальное ¦
¦ ¦межрегиональной ¦ ¦ ¦развитие северных¦
¦ ¦научно - ¦ ¦ ¦регионов: опыт, ¦
¦ ¦практической ¦ ¦ ¦проблемы, ¦
¦ ¦конференции) по ¦ ¦ ¦перспективы" (г. ¦
¦ ¦вопросу ¦ ¦ ¦Москва, 10-11 ¦
¦ ¦районирования ¦ ¦ ¦ноября 2004 г.). ¦
¦ ¦Севера Российской ¦ ¦ ¦Основными ¦
¦ ¦федерации ¦ ¦ ¦организаторами ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦конференции ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦выступили: ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Правительство РФ,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦РАГС, Совет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации РФ, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Государственная ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Дума РФ, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Администрация ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Президента и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦РС(Я), ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Администрация ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ямало-Ненецкого ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦АО, Администрация¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ханты-Мансийского¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦АО, Администрация¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Администрация ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Таймырского АО, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерация ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Независимых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Профсоюзов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦России, Профсоюз ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦работников ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦нефтяной, газовой¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦отрасли ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленности ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦и строительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦РФ. В конференции¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦приняли участие ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦более 500 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦человек. По ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦поручению ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Президента РС(Я) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦члены рабочей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦группы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(Власов А.В., ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Филиппов В.В., ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Песковская Ю.А., ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Егоров Е.Г., ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Шепелев В.В., ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Кривошапкин В.Г.,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Петрова А.С.) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦приняли активное ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦участие в работе ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦конференции. С ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦докладами на ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦пленарном ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦заседании и на ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦секциях выступили¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Власов А.В., ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Песковская Ю.А., ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Егоров Е.Г., ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Шепелев В.В. ¦
L---+------------------+-------------+----------------+------------------
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 24 марта 2005 г. N 148
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
"НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И ПОДХОДЫ РАЙОНИРОВАНИЯ
СЕВЕРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ
ДИСКОМФОРТНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"
В 2004 году научными подгруппами рабочей группы
проанализированы материалы исследований по районированию Севера
ведущих научных учреждений Центра (Институт географии РАН, ВНКЦ
"Север" и др.), проведены исследования по оценке дискомфортности
жизнедеятельности населения по социально-экономическим, медико-
биологическим, природно-климатическим факторам с учетом
распространения вечной мерзлоты, произведено районирование
территории Севера Российской федерации по зонам дискомфортности с
построением соответствующей карты. Полный отчет НИР "Научно-
методические критерии и подходы районирования Севера Российской
Федерации по показателям дискомфортности жизнедеятельности
населения" на стр. 61 представлен госзаказчику - в Министерство
экономического развития Республики Саха (Якутия).
1. Уточнено понятие "Север".
Север - это высокоширотный пояс северного полушария Земли (в
пределах 60 град.-90 град. с.ш.), обладающий наиболее
дискомфортным (холодным) климатом, особо влияющим на природу,
проживание человека и его хозяйственную деятельность.
Теоретическая (макроклиматическая) зональность Севера по 60
град. с.ш. нарушается азональными факторами климатообразования:
циркуляцией воздушных масс океан - материк и наличием горных
сооружений. Так, южная граница явного дискомфортного Севера в
Западной и Восточной Сибири действительно проходит по 60 град.
с.ш., а на европейской территории оказывается смещенной к северу
на 5 град. с.ш. (влияние Атлантического океана с его теплым
течением Гольфстрим), а в Южной Сибири и на Дальнем Востоке
оказывается смещенной к югу также на 5 град. с.ш.
(мезоклиматическое похолодание с высотой в горах).
Таким образом, границу Российского Севера можно принять: на
севере, западе и юго-востоке страны - по государственной границе
России. На атлантико-европейской и тихоокеанской дальневосточной
территориях - по изотерме средней годовой температуры воздуха 0
град. С. При отрицательных годовых температурах должно быть
явление "вечной мерзлоты" (верный продукт холодного климата) от
сплошной до спорадической. При положительных годовых температурах
воздуха многолетнего промерзания горных пород практически нет.
2. Анализ материала исследований научных учреждений центра
(Институт географии РАН, ВНКЦ "Север" при Минэкономразвития РФ и
др.) показывает, что авторами сделана работа по природно-
климатическому районированию Российской Федерации с использованием
большого количества показателей, суммарно выраженного в баллах. В
результате Институтом географии РАН (Золотокрылин, Канцебовская,
Кренке, 1992) по территории России были выделены 5
комфортно/дискомфортных зон, из которых 4 можно отнести к Северу
(пользующихся сейчас районными коэффициентами и северными
льготами). Им были даны названия: абсолютно дискомфортная,
экстремально дискомфортная, дискомфортная, относительно
дискомфортная.
Недостатком этой работы, также как и ВНКЦ "Север" являются:
1) Прием балльности не расшифровывает сущности явления. В нем
много субъективного подхода (что взять за единицу, определение
значимости фактора). Так, по ИГ РАН балльность дискомфортности к
северу понижается (от 65 до 20 баллов), а по "Северу" повышается
(от 4 до 6,5 баллов).
2) Названия зон хорошо отражают их дискомфортность по отношению
к человеку и его деятельности, но в них отсутствует понятие
"Север", что затруднит в дальнейшем нормативное правовое
регулирование реализации государственной политики в отношении
северных территорий.
3) Как те, так и другие авторы рассматривают территории Арктики
и Субарктики в одной зоне. Но это совершенно различные по
характеру климатообразования, природы и жизнедеятельности
территории. Нет также дифференциации зон с запада на восток.
4) Не даны конкретные природно-климатические характеристики по
выделенным зонам. Не рассмотрены социально-экономические, медико-
биологические и другие особенности зон.
5) Не расписаны по зонам административно-территориальные
деления, то есть то, для чего и требовалось научное обоснование
районирования Российского Севера на сегодняшний день.
3. Работы якутских ученых в 2004 году.
1) Сотрудниками Института мерзлотоведения СО РАН (Куницкий,
Шепелев, Шац, Заболотник) выполнена работа по уточнению роли
мерзлоты в зонировании Севера России. До этого имелись
представления только о величине сезонного протаивания грунтов.
Расширены понятия о многолетнемерзлых горных породах и их
влиянии на хозяйственную деятельность человека.
Построены две геокриологические карты - по основным мерзлотным
условиям и связи криолитозоны с климатическими параметрами.
Найдено, что для зон абсолютного экстремального и простого
дискомфорта характерно сплошное распространение мерзлоты, а для
относительно дискомфортной - прерывистое и островное. Льдистость в
первой зоне более 50%, во второй - средняя, в третьей - слабая, в
четвертой - преимущественно-глубокое сезонное промерзание грунтов.
2) Социально-экономические особенности Российского Севера
рассмотрены сотрудниками Института региональной экономики АН РС(Я)
(Харитонова, Вижина, Егоров).
Авторы признали, что в районировании Севера 50% принадлежат
природно-климатическим условиям, 25% - географическим, 15% -
социально-экономическим, 10% - адаптационным особенностям.
Найдено, что физиологические потребности населения на Севере в
целом в 2 раза больше, чем в комфортных зонах. Строительство жилья
обходится в 1,5-6 раз дороже, чем в Московской области. Большой
расход средств на Севере идет на отопление. В целом прожиточный
минимум в северных регионах в 1,5-2 раза выше, чем, например, в
Подмосковье. Холодовой стресс требует хорошего питания и одежды, в
1,5-2 раза больших, чем в Московской области.
Социально-экономические условия ухудшаются не только с юга на
север, но и с запада на восток, то есть по мере удаления от
центров цивилизации. Авторы предлагают выделить долготные подзоны,
в частности европейскую и азиатскую.
3) Подходы зонирования Российского Севера по медико-
биологическим факторам проведены Институтом здоровья АН РС(Я)
(Кривошапкин, Тимофеев).
Из анализа большого перечня показателей авторы нашли только 7
факторов, повторяемость которых явно выше на Севере, чем в более
южных регионах, например, младенческая смертность, несчастные
случаи, болезни органов дыхания и др.
Выделены 8 административных областей (арктические и
субарктические), где "северные болезни" отмечаются для всего
региона и 8 более южных областей, где эти болезни встречаются
только по отдельным районам.
4. Конечным результатом районирования российского Севера должна
быть карта административных делений, входящих в те или иные
дискомфортные зоны.
"Арктика" (абсолютно дискомфортная).
"Субарктика" (экстремально дискомфортная).
"Крайний Север" (дискомфортная).
"Приравненная к Северу" (относительно дискомфортная).
Кроме того, в каждой широтной зоне (поясе) выделены по 4
сектора (долготные зоны): европейская, западно-сибирская, восточно-
сибирская, дальневосточная.
В таблице приведены характеристики (от температурных до
ландшафтных) по 16 широтно-долготной зональности с севера на юг и
с запада на восток.
5. Все административно-территориальные деления Севера России от
Кольского полуострова до Сахалина и Камчатки расписаны по
вышеуказанным широтно-долготным зонам. В частности, территория
Республики Саха (Якутия) целиком входит в "восточно-сибирский
сектор" трех дискомфортных зон (см. перечень административно-
территориальных областей в зонах дискомфортности российского
Севера.).
6. Дальнейшая работа должна заключаться в последующем уточнении
административных делений, обсуждении и утверждении на различных
уровнях вопросов нормативно-правового регулирования районирования
российского Севера.
Перечень
административно-территориальных областей в зонах
природно-климатической дискомфортности Российского Севера
К Северу России в настоящее время отнесено 74 административных
образования. Это (полностью или частично): 6 республик, 3 края, 11
областей и 8 автономных округов. В частности имеем:
1. Арктика (абсолютно-дискомфортная зона).
Европейский сектор:
Острова Северного Ледовитого океана и Баренцева моря; Ненецкий
автономный округ; окрестности г. Воркуты в Республике Коми.
Западно-сибирский сектор:
Острова Северного Ледовитого океана и Карского моря, северные
2/3 Ямало-Ненецкого автономного округа; Таймырский (Долгано-
ненецкий) автономный округ; окрестности г. Норильска Красноярского
края.
Восточно-сибирский сектор:
Острова Северного Ледовитого океана, моря Лаптевых и Восточно-
Сибирского моря; самые северные районы Республики Саха (Якутия) -
Анабарский, Оленекский, Булунский, Усть-Янский, Аллаиховский,
Нижнеколымский улусы.
Дальневосточный сектор:
Острова Северного Ледовитого океана, восточной части Восточно-
Сибирского моря и Чукотского моря; Северная половина Чукотского
автономного округа.
2. Субарктика (экстремально-дискомфортная зона).
Европейский сектор:
Северная половина Мурманской области.
Западно-сибирский сектор:
Самая северная часть Эвенкийского автономного округа.
Восточно-сибирский сектор:
Республика Саха (Якутия) - некоторые северные и преимущественно
северо-восточные районы (Жиганский, Эвено-Бытантайский,
Верхоянский, Момский, Абыйский, Среднеколымский, Верхнеколымский,
восточная часть Кобяйского, Томпонский, Оймяконский улусы).
Дальневосточный сектор:
Южная половина Чукотского автономного округа; Корякский
автономный округ; северо-западная часть Магаданской области;
северная треть Хабаровского края.
3. Крайний Север (дискомфортная зона).
Европейский сектор:
Южная часть Мурманской области; самый северный район
Архангельской области; северная треть Республики Коми.
Западно-сибирский сектор:
Южная половина Ямало-Ненецкого автономного округа; северо-запад
Ханты-Мансийского автономного округа; северная половина
Красноярского края.
Восточно-сибирский сектор:
Южная половина Республики Саха (Якутия) - Мирнинский район,
Сунтарский, Нюрбинский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный улусы,
западная часть Кобяйского улуса, Намский улус, окрестности г.
Якутска, Хангаласский, Ленский, Олекминский, Усть-Алданский,
Амгинский, Таттинский, Чурапчинский, Мегино-Кангаласский улусы,
Алданский, Нерюнгринский, Усть-Майский районы.
Северо-восток Иркутской области; северная треть Республики
Бурятия; самая северная часть Читинской области.
Дальневосточный сектор:
Основная часть Магаданской области; северо-восточное побережье
Хабаровского края; северо-запад Амурской области; юго-западное
побережье и острова Камчатской области.
4. Приравненная к Северу (относительно дискомфортная).
Европейский сектор:
Север Республики Карелия, северная часть Архангельской области;
центральная часть Республики Коми; самые северные части Пермской и
Свердловской областей.
Западно-сибирский сектор:
Центральные районы Ханты-Мансийского автономного округа;
северная половина Томской области; центральные районы
Красноярского края; южная половина Эвенкийского автономного
округа.
Восточно-сибирский сектор:
Центральные районы Иркутской и Читинской областей, а также
Республики Бурятия.
Дальневосточный сектор:
Центральные части Амурской области и Хабаровского края;
центральная часть побережья Приморского края; северная треть
Сахалинской области; Курильские острова; восточное побережье
Камчатской области.
Природно-климатические характеристики
дискомфортных зон Российского Севера
(с учетом административных делений)
------------T-----------------T---------T-----------T-----------T-----------T-----------------T--------------T----------------T---------------T---------------¬
¦ ¦ ¦Ср. т-ры ¦ ¦ Число ¦ ¦Продолжительность¦ ¦ ¦ ¦ Баллы ¦
¦ Сектор и ¦Продолжительность¦ самых ¦Ср. миним. ¦морозных и ¦ Сумма ¦ отопительного ¦Характеристика¦ ¦ ¦дискомфортности¦
¦координаты ¦ дискомфортности ¦холодного¦(отрицат.) ¦безморозных¦ активных ¦ сезона (число ¦ мерзлоты и ¦ ¦ ¦ по ВНКЦ ¦
¦- широта и ¦ (число дней со ¦и теплого¦ и максим. ¦ дней ¦температур ¦ дней со средне- ¦ сезонного ¦ Тип ландшафта ¦Особые явления ¦ "Север". ¦
¦ долгота ¦ среднесуточной ¦месяцев и¦(положит.) ¦ (средне- ¦ (средне- ¦ суточной ¦ протаивания ¦ ¦ ¦Действующие на ¦
¦ (град. ¦температурой ниже¦ года ¦температуры¦ суточные ¦ суточная ¦температурой ниже¦ грунтов (м) ¦ ¦ ¦ сегодня ¦
¦ с.ш.) ¦ +5 град. С) ¦(град. С)¦ (град. С) ¦температуры¦температура¦ +8 град. С) ¦ ¦ ¦ ¦ районные ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ниже и выше¦ выше 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коэффициенты/ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦0 град. С) ¦ град. С) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ северные ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ надбавки ¦
+-----------+-----------------+---------+-----------+-----------+-----------+-----------------+--------------+----------------+---------------+---------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦
+-----------+-----------------+---------+-----------+-----------+-----------+-----------------+--------------+----------------+---------------+---------------+
¦Арктика (абсолютно-дискомфортная). ¦
¦Климатообразование - арктические воздушные массы круглый год. ¦
+-----------T-----------------T---------T-----------T-----------T-----------T-----------------T--------------T----------------T---------------T---------------+
¦Европейский¦270-365 ¦-12, -25 ¦-48, -50 ¦200-360 ¦Нет ¦300-365 ¦Прерывистая ¦Арктические ¦Полярные ночи и¦5,5-6,0 ¦
¦67-90 ¦ ¦0, 11 ¦+20, +25 ¦5-165 ¦ ¦ ¦0,1-0,3 ¦пустыни и тундра¦дни, ¦2,0/2,0 (о-ва) ¦
¦30-60 ¦ ¦0, -12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сильные ветры ¦1,5/1,7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,5/1,8 ¦
+-----------+-----------------+---------+-----------+-----------+-----------+-----------------+--------------+----------------+---------------+---------------+
¦Западно - ¦275-365 ¦-24, -34 ¦-55, -60 ¦240-360 ¦Нет ¦320-365 ¦Сплошная, ¦Арктические ¦То же ¦5,5-6,5 ¦
¦сибирский ¦ ¦0, 14 ¦+20, +25 ¦5-125 ¦ ¦ ¦льдистость ¦пустыни, ¦ ¦2,0/2,0 (о-ва) ¦
¦66-90, ¦ ¦-9, -15 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦> 50%, ¦тундра, ¦ ¦1,6-1,8 ¦
¦60-110 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦0,1-0,3 ¦горная тундра ¦ ¦ ¦
+-----------+-----------------+---------+-----------+-----------+-----------+-----------------+--------------+----------------+---------------+---------------+
¦Восточно - ¦275-365 ¦-25, -38 ¦-55, -60 ¦240-360 ¦Нет ¦320-365 ¦Сплошная, ¦Арктические ¦То же ¦6,0-6,5 ¦
¦сибирский ¦ ¦0, 12 ¦+20, +25 ¦5-125 ¦ ¦ ¦льдистость ¦пустыни, ¦ ¦2,0/2,0 (о-ва) ¦
¦68-90 ¦ ¦-11, -16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦> 50%, ¦тундра, ¦ ¦2,0/2,0 ¦
¦110-160 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦0,1-0,3 ¦лесотундра ¦ ¦ ¦
+-----------+-----------------+---------+-----------+-----------+-----------+-----------------+--------------+----------------+---------------+---------------+
¦Дальне- ¦305-360 ¦-20, -34 ¦-50, -55 ¦240-360 ¦нет ¦300-365 ¦Сплошная, ¦Арктические ¦то же ¦6,0-6,3 ¦
¦восточный ¦ ¦0, 8 ¦+20, +25 ¦5-125 ¦ ¦ ¦льдистость ¦пустыни, ¦ ¦2,0/2,0 (о-ва) ¦
¦65-90 ¦ ¦-6, -12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средняя и ¦тундра, ¦ ¦2,0/2,0 ¦
¦160-190 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦> 50%, наледи ¦горная тундра ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦0,1-0,3 ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-----------------+---------+-----------+-----------+-----------+-----------------+--------------+----------------+---------------+---------------+
¦Субарктика (экстремально-дискомфортная). ¦
¦Климатообразование - арктические воздушные массы зимой, воздух умеренных широт летом. ¦
+-----------T-----------------T---------T-----------T-----------T-----------T-----------------T--------------T----------------T---------------T---------------+
¦Европейский¦260-270 ¦-14, -22 ¦-48, -50 ¦200-240 ¦800 ¦280-300 ¦Прерывистая, ¦Лесотундра ¦ ¦5,0-5,5 ¦
¦65-67 ¦ ¦12, 13 ¦+25, +30 ¦125-165 ¦ ¦ ¦0,2-2,0 ¦ ¦ ¦1,4/1,4 ¦
¦30-60 ¦ ¦-2, -6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,6/1,6 ¦
+-----------+-----------------+---------+-----------+-----------+-----------+-----------------+--------------+----------------+---------------+---------------+
¦Западно - ¦265-275 ¦-26, -34 ¦-55, -60 ¦240-250 ¦800 ¦270-320 ¦Сплошная, ¦Горная тундра, ¦ ¦5,5-6,3 ¦
¦сибирский ¦ ¦14, 16 ¦+25, +30 ¦115-125 ¦ ¦ ¦льдистость ¦лесотундра, ¦ ¦1,5/1,8 ¦
¦63-66 ¦ ¦-9, -15 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средняя ¦редкие леса ¦ ¦1,6-1,8 ¦
¦60-100 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦0,15-2,0 ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-----------------+---------+-----------+-----------+-----------+-----------------+--------------+----------------+---------------+---------------+
¦Восточно - ¦275-300 ¦-36, -40 ¦-62, -65 ¦240-270 ¦800 ¦275-320 ¦Сплошная, ¦Горная тундра, ¦Регион "полюса ¦5,5-6,0 ¦
¦сибирский ¦ ¦12, 14 ¦+25, +30 ¦95-125 ¦ ¦ ¦льдистость ¦лесотундра, ¦холода" Евразии¦1,7/1,8 ¦
¦63-68 ¦ ¦-11, -16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦< 50% ¦редкие леса ¦ ¦ ¦
¦105-160 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦0,2-2,0 ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-----------------+---------+-----------+-----------+-----------+-----------------+--------------+----------------+---------------+---------------+
¦Дальне- ¦275-305 ¦-22, -36 ¦-50, -60 ¦240-250 ¦800 ¦275-300 ¦Сплошная, ¦Тундра, ¦ ¦5,5-6,3 ¦
¦восточный ¦ ¦8, 12 ¦+25, +27 ¦115-125 ¦ ¦ ¦льдистость ¦горная тундра, ¦ ¦1,7/1,7 ¦
¦60-65 ¦ ¦-5, -12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦< 50% ¦редкие леса ¦ ¦1,6/1,8 ¦
¦130-175 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦0,2-2,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Наледи ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-----------------+---------+-----------+-----------+-----------+-----------------+--------------+----------------+---------------+---------------+
¦Крайний Север (дискомфортная). ¦
¦Климатообразование - воздушные массы умеренных широт круглый год с периодическими вторжениями арктических. ¦
+-----------T-----------------T---------T-----------T-----------T-----------T-----------------T--------------T----------------T---------------T---------------+
¦Европейский¦245-260 ¦-12, -22 ¦-49, -51 ¦190-210 ¦800-1 400 ¦270-280 ¦Прерывистая ¦Лесотундра, ¦ ¦4,5-5,0 ¦
¦64-65 ¦ ¦13, 14 ¦+25, +30 ¦155-175 ¦ ¦ ¦и островная ¦редкие леса ¦ ¦1,15/1,3 ¦
¦30-60 ¦ ¦0, -6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2,0-4,0 ¦ ¦ ¦1,2/1,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,2/1,5 ¦
+-----------+-----------------+---------+-----------+-----------+-----------+-----------------+--------------+----------------+---------------+---------------+
¦Западно - ¦215-265 ¦-22, -34 ¦-55, -60 ¦200-240 ¦800-1 400 ¦240-270 ¦Сплошная и ¦Тайга сибирская ¦ ¦4,5-5,5 ¦
¦сибирский ¦ ¦14, 17 ¦+25, +30 ¦125-165 ¦ ¦ ¦прерывистая, ¦ ¦ ¦1,5/1,7 ¦
¦60-63 ¦ ¦-7, -10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦льдистость ¦ ¦ ¦1,3/1,7 ¦
¦60-110 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦< 50% ¦ ¦ ¦1,6/1,8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2,0-4,0 ¦ ¦ ¦1,5/1,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реликт ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-----------------+---------+-----------+-----------+-----------+-----------------+--------------+----------------+---------------+---------------+
¦Восточно - ¦245-275 ¦-30, -40 ¦-60, -65 ¦230-270 ¦800-1 400 ¦250-275 ¦Сплошная и ¦Тайга сибирская ¦ ¦4,5-5,5 ¦
¦сибирский ¦ ¦14, 18 ¦+30, +35 ¦95-135 ¦ ¦ ¦прерывистая, ¦ ¦ ¦1,4/1,7 ¦
¦55-65 ¦ ¦-8, -11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦льдистость ¦ ¦ ¦1,3/1,3 ¦
¦105-160 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦< и > 50% ¦ ¦ ¦1,2/1,7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2,0-4,0 ¦ ¦ ¦1,3/1,7 ¦
¦Дальне- ¦240-275 ¦-16, -28 ¦-50, -52 ¦200-240 ¦800-1 400 ¦250-275 ¦Сплошная и ¦Горная ¦ ¦4,5-5,5 ¦
¦восточный ¦ ¦10, 12 ¦+25, +30 ¦125-165 ¦ ¦ ¦прерывистая, ¦лесотундра, ¦ ¦1,7/1,7 ¦
¦54-60 ¦ ¦-4, -5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦льдистость ¦редкие леса ¦ ¦1,6/1,8 ¦
¦132-163 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦< 50% ¦ ¦ ¦1,6/1,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2,0-4,0 ¦ ¦ ¦2,0/2,0 (о-ва) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,4/1,7; ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,3/1,7 1,2/1,7¦
+-----------+-----------------+---------+-----------+-----------+-----------+-----------------+--------------+----------------+---------------+---------------+
¦Приравненная к Северу (относительно дискомфортная). ¦
¦Климатообразование - воздушные массы умеренных широт круглый год с эпизодическими вторжениями арктических. ¦
+-----------T-----------------T---------T-----------T-----------T-----------T-----------------T--------------T----------------T---------------T---------------+
¦Европейский¦240-245 ¦-12, -18 ¦-50, -52 ¦160-180 ¦1 200-1 600¦230-270 ¦Островная ¦Хвойные леса ¦ ¦4,0-4,5 ¦
¦61-65 ¦ ¦14, 16 ¦+25, +30 ¦185-205 ¦ ¦ ¦2,00-4,00 ¦ ¦ ¦1,15/1,25 ¦
¦30-71 ¦ ¦0, -2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,15/1,15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,15/1,20 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,15/1,25 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,15/1,4 ¦
+-----------+-----------------+---------+-----------+-----------+-----------+-----------------+--------------+----------------+---------------+---------------+
¦Западно - ¦200-220 ¦-20, -26 ¦-50, -55 ¦180-210 ¦1 200-1 600¦230-240 ¦Прерывистая ¦Тайга сибирская,¦Преимущественно¦4,0-4,5 ¦
¦сибирский ¦ ¦17, 19 ¦+30, +35 ¦155-180 ¦ ¦ ¦и островная ¦горные леса ¦горные р-ны ¦1,15/1,15 ¦
¦56-61 ¦ ¦-5, -8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2,00-4,00 ¦ ¦Южной Сибири ¦1,15/1,25 ¦
¦70-98 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реликт ¦ ¦ ¦1,20/1,20 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,20/1,30 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,30/1,30 ¦
+-----------+-----------------+---------+-----------+-----------+-----------+-----------------+--------------+----------------+---------------+---------------+
¦Восточно - ¦230-245 ¦-22, -30 ¦-55, -60 ¦210-240 ¦1 200-1 600¦230-250 ¦Прерывистая ¦Тайга сибирская,¦Преимущественно¦4,5-5,5 ¦
¦сибирский ¦ ¦12, 16 ¦+30, +35 ¦125-155 ¦ ¦ ¦и островная ¦горные леса ¦горные р-ны ¦1,2/1,7 ¦
¦52-58 ¦ ¦-4, -6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4,0-4,5 ¦ ¦Южной Сибири ¦1,3/1,7 ¦
¦100-120 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наледи ¦ ¦ ¦1,2/1,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,2/1,4 ¦
+-----------+-----------------+---------+-----------+-----------+-----------+-----------------+--------------+----------------+---------------+---------------+
¦Дальне- ¦205-245 ¦-10, -28 ¦-50, -55 ¦180-210 ¦1 200-1 600¦230-250 ¦Прерывистая ¦Тайга ¦Преимущественно¦4,5-5,5 ¦
¦восточный ¦ ¦16, 18 ¦+30, +35 ¦125-155 ¦ ¦ ¦и островная ¦дальневосточная,¦горные р-ны ¦1,3/1,7 ¦
¦43-55 ¦ ¦0, -4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4,0-4,5 ¦горные леса ¦Южного Дальнего¦1,2/1,3 ¦
¦120-162 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наледи ¦ ¦Востока ¦1,4/1,7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,4/1,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,2/1,4 ¦
L-----------+-----------------+---------+-----------+-----------+-----------+-----------------+--------------+----------------+---------------+----------------
Удорожание жизнедеятельности населения по отношению к
Московской области в дискомфортных зонах Российского Севера
-------------------T---------------------T---------------------T---------------------¬
¦ ¦ Арктика ¦ Крайний Север ¦ Приравненная к ¦
¦ ¦ ¦ ¦ Крайнему Северу ¦
¦ Индикатор +-----------T---------+-----------T---------+-----------T---------+
¦ ¦европейский¦азиатский¦европейский¦азиатский¦европейский¦азиатский¦
¦ ¦ сектор ¦ сектор ¦ сектор ¦ сектор ¦ сектор ¦ сектор ¦
+------------------+-----------+---------+-----------+---------+-----------+---------+
¦Официальный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прожиточный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦минимум ¦ 1,6 ¦ 1,7-1,9 ¦ 1,0-1,1 ¦ 1,4-1,6 ¦ 1,3 ¦ 1,2-1,6 ¦
+------------------+-----------+---------+-----------+---------+-----------+---------+
¦Субсидии на оплату¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ЖКХ на 1 человека ¦ 3,4 ¦ 5,8 ¦ 1,5 ¦ 2,5-3,2 ¦ 1,2 ¦ 2,0 ¦
+------------------+-----------+---------+-----------+---------+-----------+---------+
¦Стоимость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦жилищного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строительства, на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1 кв. м ¦ 1,6-2,3 ¦ 5,4-5,7 ¦ 1,6 ¦ 2,4-3,8 ¦ 1,2-1,4 ¦ 1,8-3,8 ¦
+------------------+-----------+---------+-----------+---------+-----------+---------+
¦Транспортно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦снабженческие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦расходы на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦доставку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продовольствия ¦ 1,5-2,5 ¦ 2,5-5,5 ¦ 1,5 ¦ 2,0-2,8 ¦ 1,0-1,5 ¦ 1,5-2,5 ¦
+------------------+-----------+---------+-----------+---------+-----------+---------+
¦Транспортно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦снабженческие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦расходы по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строительным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦грузам ¦ 2,0-3,0 ¦ 8,3-8,8 ¦ 2,0 ¦ 3,3-5,7 ¦ 1,3-1,7 ¦ 2,3-5,7 ¦
+------------------+-----------+---------+-----------+---------+-----------+---------+
¦Коэффициент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прироста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦физиологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦потребностей ¦ 2,0-3,0 ¦ 3,0-4,0 ¦ 2,0 ¦ 2,2-3,0 ¦ 1,2-1,5 ¦ 1,5 ¦
+------------------+-----------+---------+-----------+---------+-----------+---------+
¦Стоимость средней ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦потребительской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦корзины ¦ 2,0 ¦ 2,8-4,0 ¦ 2,0 ¦ 2,0-6,0 ¦ 1,2-1,4 ¦ 1,5-3,5 ¦
+------------------+-----------+---------+-----------+---------+-----------+---------+
¦ расходы на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ покупку товаров и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ услуги ¦ 2,0 ¦ 2,8-4,0 ¦ 2,0 ¦ 2,0-6,0 ¦ 1,2-1,4 ¦ 1,5-3,5 ¦
+------------------+-----------+---------+-----------+---------+-----------+---------+
¦ расходы на не- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ продовольственные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ товары ¦ 2,0 ¦ 2,8 ¦ 1,7-2,2 ¦ 5,8 ¦ 1,4 ¦ 1,4-6,0 ¦
+------------------+-----------+---------+-----------+---------+-----------+---------+
¦ расходы на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ питание ¦ 1,4-1,5 ¦ 2,5-3,3 ¦ 1,4 ¦ 1,6-2,3 ¦ 1,2 ¦ 1,5-2,0 ¦
+------------------+-----------+---------+-----------+---------+-----------+---------+
¦Стоимость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦минимального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦набора продуктов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦питания ¦ 1,2-1,6 ¦ 1,6-2,8 ¦ 1,2 ¦ 1,4-1,7 ¦ 1,0-1,2 ¦ 1,2-1,7 ¦
+------------------+-----------+---------+-----------+---------+-----------+---------+
¦Физиологический ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦уровень питания ¦ 1,5 ¦ 1,6 ¦ 1,5 ¦ 1,2-1,6 ¦ 1,2 ¦ 1,2-1,6 ¦
+------------------+-----------+---------+-----------+---------+-----------+---------+
¦ к-во минимальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ наборов на 1 чел.¦ 1,4-1,7 ¦ 1,9 ¦ 1,5 ¦ 1,5-1,8 ¦ 1,4 ¦ 1,4 ¦
+------------------+-----------+---------+-----------+---------+-----------+---------+
¦Потребление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продуктов питания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----------+---------+-----------+---------+-----------+---------+
¦ мясо ¦ 1,2 ¦ 1,4 ¦ 1,0 ¦ 1,2-1,4 ¦ 1,0 ¦ 1,3 ¦
+------------------+-----------+---------+-----------+---------+-----------+---------+
¦ рыба ¦ 1,7 ¦ 1,4-2,2 ¦ 1,7 ¦ 1,4-1,7 ¦ 1,7 ¦ 1,2 ¦
L------------------+-----------+---------+-----------+---------+-----------+----------
|