1 декабря 2004 года 179-З N 365-III
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 01.12.2004 З N 366-III
Настоящий закон наряду с федеральным законодательством об
охране труда регулирует отношения в области охраны труда между
работодателями и работниками и направлен на обеспечение реализации
работниками конституционного права на труд в условиях,
соответствующих государственным нормативным требованиям.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона
Статья 2. Сфера действия настоящего закона
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 3. Реализация государственной политики в области охраны
труда
Статья 4. Целевые программы улучшения условий и охраны труда
Статья 5. Государственная экспертиза условий труда
Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
Статья 6. Государственное управление охраной труда
Статья 7. Полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) в
сфере охраны труда
Статья 8. Полномочия органа исполнительной власти, ведающего
вопросами охраны труда
Статья 9. Полномочия органов исполнительной власти, которым
предоставлено право осуществлять отдельные функции в сфере охраны
труда
Статья 10. Муниципальное управление в сфере охраны труда
Статья 11. Права органов местного самоуправления в области
охраны труда
Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ В
ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 12. Право работодателя в области охраны труда
Статья 13. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных
условий и охраны труда
Глава 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 14. Научное и информационное обеспечение охраны труда
Статья 15. Финансирование мероприятий по улучшению условий и
охраны труда
Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 16. Вступление в силу настоящего закона
______________________________________________________________________________
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона
Настоящий закон устанавливает:
дополнительные по сравнению с законодательством Российской
Федерации нормы, регулирующие отношения между работодателями и
работниками в области охраны труда;
формы взаимодействия органов исполнительной власти Республики
Саха (Якутия) и органов местного самоуправления, профессиональных
союзов и органов общественной самодеятельности работников по
вопросам охраны труда.
Статья 2. Сфера действия настоящего закона
Настоящий закон распространяется на:
работодателей;
работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в
организациях, дислоцирующихся на территории Республики Саха
(Якутия);
членов кооперативов, участвующих в совместной производственной
и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном
трудовом участии;
студентов образовательных учреждений высшего и среднего
профессионального образования, учащихся образовательных учреждений
начального и среднего профессионального образования и
образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного
общего образования, проходящих производственную практику;
военнослужащих, направляемых на работу в организации;
граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их
работы в организациях.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 3. Реализация государственной политики в области охраны
труда
Органы государственной власти Республики Саха (Якутия)
реализуют государственную политику в области охраны труда.
Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных
направлений государственной политики в области охраны труда на
территории муниципальных образований в пределах своих полномочий и
государственных полномочий, переданных им в установленном порядке.
Статья 4. Целевые программы улучшения условий и охраны труда
В целях улучшения условий и охраны труда работающих
разрабатываются, принимаются и реализуются текущие и перспективные
целевые программы улучшения условий и охраны труда на федеральном,
республиканском и отраслевом уровнях, а также на уровне органов
местного самоуправления.
Статья 5. Государственная экспертиза условий труда
Орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны труда,
организует и осуществляет государственную экспертизу условий
труда.
Государственная экспертиза условий труда является неотъемлемой
частью государственной системы управления охраной труда.
Положение о государственной экспертизе условий труда
утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).
Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
Статья 6. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда в Республике Саха
(Якутия) осуществляется органами исполнительной власти Республики
Саха (Якутия) в пределах своих полномочий.
Статья 7. Полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) в
сфере охраны труда
К полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в сфере
охраны труда относятся:
обеспечение взаимодействия органов государственного надзора и
контроля, объединений профсоюзов, инициативных групп работников,
предпринимателей по предупреждению производственного травматизма и
профессиональных заболеваний;
обеспечение разработки и реализации (с участием органов
местного самоуправления) республиканских целевых программ
улучшения условий и охраны труда;
определение приоритетных направлений при разработке
республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда;
рассмотрение методических и организационных вопросов,
предложений объединений профсоюзов и работодателей по охране
труда;
участие в разработке и реализации федеральных целевых программ
улучшения условий и охраны труда;
определение основных направлений научных исследований по охране
труда;
информационное обеспечение охраны труда.
Статья 8. Полномочия органа исполнительной власти, ведающего
вопросами охраны труда
К полномочиям органа исполнительной власти, ведающего вопросами
охраны труда, относятся:
осуществление государственного управления охраной труда,
координация работы органов исполнительной власти Республики Саха
(Якутия) в области охраны труда;
организация (с участием профессиональных союзов) разработки
республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда
и осуществление контроля за их реализацией;
обеспечение координации деятельности органов исполнительной
власти, оказание методической и практической помощи организациям в
области охраны труда;
организация обучения по охране труда и проверки знаний
требований охраны труда работников организаций;
выдача образовательным учреждениям разрешений на обучение по
охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников
организаций;
разработка (с привлечением заинтересованных организаций)
мероприятий по обобщению и распространению опыта работы в области
охраны труда;
проведение анализа состояния условий и охраны труда, причин
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
разработка предложений по их предупреждению;
направление требований в суд о ликвидации организации или
прекращении деятельности ее структурного подразделения вследствие
нарушения требований охраны труда;
осуществление государственной экспертизы условий труда;
организация сертификации работ по охране труда в организациях;
осуществление контроля за правильностью проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда.
Статья 9. Полномочия органов исполнительной власти, которым
предоставлено право осуществлять отдельные функции в сфере охраны
труда
К полномочиям органов исполнительной власти, которым
предоставлено право осуществлять отдельные функции в сфере охраны
труда, относятся:
осуществление управления охраной труда в отрасли или в
определенной сфере деятельности;
организация разработки и реализации отраслевых целевых программ
улучшения условий и охраны труда, подготовка предложений для
включения в республиканские целевые программы улучшения условий и
охраны труда;
осуществление внутриведомственного контроля за соблюдением
законов и иных нормативных правовых актов об охране труда и
организационно-методическое руководство подведомственными
организациями в области охраны труда;
участие в подготовке предложений к проектам законов и иным
нормативным правовым актам Республики Саха (Якутия) об охране
труда;
определение основных направлений научных исследований по охране
труда, подготовка предложений для включения в отраслевые планы
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по охране
труда и осуществление контроля за их выполнением;
проведение анализа состояния условий и охраны труда, причин
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
разработка предложений по их предупреждению;
изучение, обобщение, распространение в подведомственных
организациях передового опыта работы по улучшению условий и охраны
труда, организация проведения научно-практических конференций,
семинаров, выставок, отраслевых конкурсов по охране труда;
организация аттестации рабочих мест по условиям труда и
сертификации работ по охране труда в подведомственных
организациях;
участие в установленном порядке в расследовании несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
организация в подведомственных организациях обучения по охране
труда и проверки знаний требований охраны труда работников
организаций;
проведение анализа практики работы по предоставлению льгот и
компенсаций работникам организаций за тяжелые работы и работы с
вредными или опасными условиями труда и участие в установленном
порядке в подготовке предложений по ее совершенствованию.
Статья 10. Муниципальное управление в сфере охраны труда
Органы местного самоуправления наделяются государственными
полномочиями в области охраны труда в порядке, установленном
законодательством.
Статья 11. Права органов местного самоуправления в области
охраны труда
В целях реализации основных направлений государственной
политики в области охраны труда органы местного самоуправления в
пределах своей компетенции, а также в соответствии с полномочиями,
установленными законодательством Российской Федерации, вправе:
осуществлять контроль за деятельностью муниципальных
организаций и учреждений в сфере охраны труда;
вносить предложения в соответствующие органы управления охраной
труда по улучшению условий и охраны труда;
принимать акты, определяющие дополнительные меры по улучшению
условий труда, предупреждению производственного травматизма и
профессиональных заболеваний на подведомственной территории;
заключать соглашения о взаимодействии в области улучшения
условий и охраны труда с органами исполнительной власти и
хозяйствующими субъектами Республики Саха (Якутия);
участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением
безопасных условий труда, расследованием несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, в соответствующих
органах;
согласовывать планы мероприятий по улучшению условий и охраны
труда организаций, расположенных на территории муниципального
образования, для составления комплексного плана социально-
экономического развития муниципального образования;
содержать в штатах местной администрации ответственного
специалиста по охране труда;
создавать улусную (районную), городскую межведомственную
комиссию по охране труда и осуществлять руководство ее работой;
проводить анализ состояния условий и охраны труда, причин
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
и разрабатывать предложения по их предупреждению;
разрабатывать, принимать и осуществлять контроль за реализацией
улусной (районной), городской целевой программы улучшения условий
и охраны труда;
создавать муниципальный учебно-методический центр по охране
труда;
организовывать обучение по охране труда и проверку знаний
требований охраны труда работниками организаций;
заслушивать отчеты руководителей организаций по вопросам охраны
труда.
Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ В
ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 12. Право работодателя в области охраны труда
Работодатель имеет право на:
внесение предложений в соответствующие органы управления
охраной труда по улучшению условий и охраны труда;
участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением
безопасных условий труда, расследованием несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, в соответствующих
органах;
содержание в штатах организации ответственного специалиста по
охране труда в соответствии с законодательством.
Статья 13. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных
условий и охраны труда
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений,
оборудования, осуществлении технологических процессов, а также
применяемых в производстве сырья и материалов;
применение средств индивидуальной и коллективной защиты
работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на
каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной
одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты,
смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с
установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными
или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в
особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ,
проведение инструктажей по охране труда, стажировок работников на
рабочих местах и проверок их знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих
местах, а также за правильностью применения работниками средств
индивидуальной и коллективной защиты;
проведение за счет собственных средств обязательных
предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в
течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований)
работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований)
работников по их просьбам в соответствии с медицинскими
рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и
среднего заработка на время прохождения указанных медицинских
осмотров;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих
местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся
им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, в том числе по
коллективному и трудовому договорам;
предоставление органам государственного управления охраной
труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением
требований охраны труда информации и документов, необходимых для
осуществления ими своих полномочий;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению
жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в
том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
расследование в установленном Правительством Российской
Федерации порядке несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание
работников в соответствии с требованиями охраны труда;
беспрепятственный допуск должностных лиц органов
государственного управления охраной труда, органов
государственного надзора и контроля за соблюдением требований
охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской
Федерации, а также представителей органов общественного контроля в
целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и
расследования несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
выполнение предписаний должностных лиц органов государственного
надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и
рассмотрение представлений органов общественного контроля в
установленные законодательством сроки;
обязательное социальное страхование работников от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
разработку политики организации в области охраны труда, а также
механизмов ее реализации;
разработку, внедрение и функционирование системы управления
охраной труда в организации;
наличие в организации необходимых нормативных правовых актов по
охране труда;
предоставление по требованию органов государственного
управления охраной труда, органов государственного надзора и
контроля за соблюдением требований охраны труда, соответствующих
профсоюзных органов информации о состоянии условий и охраны труда
в организации;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ,
инструктажей по охране труда, стажировок на рабочих местах и
проверок знаний требований охраны труда, обязательных медицинских
осмотров, имеющих медицинские противопоказания, подозреваемых в
алкогольном или наркотическом опьянении.
Глава 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 14. Научное и информационное обеспечение охраны труда
1. Научное обеспечение охраны труда в Республике Саха (Якутия)
заключается в разработке и внедрении научно-исследовательских,
опытно-конструкторских работ, направленных на улучшение условий и
охраны труда, с учетом особенностей Республики Саха (Якутия).
2. Информационное обеспечение охраны труда заключается в
организации движения информационных потоков по охране труда по
всем уровням управления на основе современных информационных
технологий.
3. Правительство Республики Саха (Якутия) обеспечивает научное
и информационное обеспечение охраны труда.
Статья 15. Финансирование мероприятий по улучшению условий и
охраны труда
1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны
труда в соответствии с полномочиями органов государственной власти
и компетенцией органов местного самоуправления осуществляется за
счет средств федерального бюджета, государственного бюджета
Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов на основе принятых
целевых программ.
2. Организации и учреждения обеспечивают финансирование
мероприятий по улучшению условий и охраны труда. При этом
финансирование расходов на обучение по охране труда, обеспечение
средствами коллективной и индивидуальной защиты, проведение
предварительных и периодических медицинских осмотров, санитарно-
бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников
осуществляется в обязательном и первоочередном порядке.
3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны
труда в бюджетных организациях осуществляется в размере не менее
одного годового страхового взноса на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
4. Организации ведут учет расходов на финансирование
мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 16. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.ШТЫРОВ
г. Якутск
1 декабря 2004 года
179-З N 365-III
|