ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2004 г. N 435
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОДПРОГРАММЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2004-2006 ГОДЫ
В соответствии с Президентской программой социально-
экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006
годы и Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 10 января 2003
года N 695 "О мерах негосударственного пенсионного обеспечения
жителей, проживающих в сельской местности Республики Саха
(Якутия)", Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Подпрограмму негосударственного
пенсионного обеспечения сельского населения Республики Саха
(Якутия) на 2004-2006 годы, как составную часть Президентской
программы социально-экономического развития села Республики Саха
(Якутия) на 2002-2006 годы.
2. Министерству труда и социального развития Республики Саха
(Якутия) (Песковская Ю.А.) провести тендер на 2005 год с целью
определения исполнителя негосударственного пенсионного обеспечения
сельского населения Республики Саха (Якутия).
3. Определить Министерство сельского хозяйства Республики Саха
(Якутия) (Степанов А.И.) главным координатором Подпрограммы
негосударственного пенсионного обеспечения сельского населения
Республики Саха (Якутия).
4. Министерству экономического развития Республики Саха
(Якутия) (Ефимов В.П.) в целях упорядочения конкурсного отбора
республиканских инвестиционных проектов в срок до 1 октября 2004
года разработать механизм прохождения и экспертизы инвестиционных
проектов с участием отраслевых министерств и консультационных
организаций.
5. Опубликовать настоящее постановление в республиканских
газетах: "Ил Тумэн", "Саха Сирэ", "Якутия".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)
Наумова Д.Ф.
Заместитель
Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.АЛЕКСЕЕВ
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 22 сентября 2004 г. N 435
ПОДПРОГРАММА
НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
НА 2004-2006 ГОДЫ
ПАСПОРТ
Подпрограммы негосударственного пенсионного
обеспечения сельского населения Республики Саха
(Якутия) на 2004-2006 годы
Наименование Подпрограмма негосударственного пенсионного
подпрограммы обеспечения сельского населения Республики
Саха (Якутия) на 2004-2006 годы
Дата принятия Протокол совещания при Президенте
решения о разработке Республики Саха (Якутия) от 15.02.2003 N 89
подпрограммы, дата
ее утверждения
(наименование и
номер
соответствующего
нормативного
документа)
Основание разработки Подпрограмма негосударственного пенсионного
Подпрограммы обеспечения сельского населения Республики
Саха (Якутия) на 2004-2006 годы разработана
в соответствии с Президентской программой
социально-экономического развития села
Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы
и на основании Указа Президента Республики
Саха (Якутия) от 10 января 2003 года N 695
"О мерах негосударственного пенсионного
обеспечения жителей, проживающих в сельской
местности Республики Саха (Якутия)"
Государственный Министерство сельского хозяйства Республики
заказчик - Саха (Якутия)
координатор
Подпрограммы
Основные разработчики Министерство труда и социального развития
Подпрограммы Республики Саха (Якутия)
Министерство сельского хозяйства Республики
Саха (Якутия)
Министерство экономического развития
Республики Саха (Якутия)
Основная цель Повышение уровня социальной защиты
Подпрограммы сельского населения Республики Саха
(Якутия) на основе, внедрения системы
негосударственного пенсионного обеспечения.
Задачи Подпрограммы Комплекс организационных и правовых мер
данной Подпрограммы направлен на решение
следующих задач:
организация инфраструктуры системы
негосударственного пенсионного обеспечения
на территории республики;
расширенная пропаганда системы
негосударственного пенсионного обеспечения;
использование дополнительных механизмов
негосударственного пенсионного обеспечения,
способствующих развитию системы;
использование финансовых ресурсов,
привлеченных через систему
негосударственного пенсионного обеспечения,
в качестве источника финансирования
долгосрочных инвестиционных проектов
экономического развития РС(Я).
Сроки и этапы Подпрограммные мероприятия охватывают
реализации период с 2004 по 2006 годы:
Подпрограммы Первый этап - 2004 год
Второй этап - 2005 год
Третий этап - 2006 год
Перечень основных 1. Создание инфраструктуры системы
мероприятий негосударственного пенсионного обеспечения.
2. Реализация механизмов негосударственного
пенсионного обеспечения.
3. Разработка и внедрение эффективных
инвестиционных проектов.
Источники Финансирование подпрограммных мероприятий
финансирования по внедрению негосударственного пенсионного
подпрограммных обеспечения сельского населения
мероприятий осуществляется за счет средств,
предусмотренных Президентской программой
социально-экономического развития села
Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы,
а также средств предприятий, организаций и
граждан.
Ожидаемый эффект Развитие механизмов негосударственного
Подпрограммы пенсионного обеспечения на территории
республики способствует самообеспечению
граждан, развитию социального партнерства
между работодателями и персоналом,
эффективному использованию средств
пенсионного резерва в республиканских
инвестиционных проектах, ослаблению
нагрузки на государственную пенсионную
систему.
Система организации Ежемесячный контроль за ходом
контроля за подпрограммных мероприятий возлагается
исполнением на Комиссию по организации и пропаганде
Подпрограммы негосударственного пенсионного обеспечения.
Процесс внедрения негосударственного
пенсионного обеспечения сельских жителей
в рамках Президентской программы
социально-экономического развития, села,
находится под личным контролем Президента
Республики Саха (Якутия).
ПОДПРОГРАММА
НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИИ)
1. Общая характеристика пенсионного обеспечения
в Республике Саха (Якутия)
Государственная пенсионная реформа коренным образом изменила
систему пенсионного обеспечения. Население, проживающее в условиях
сельской местности Крайнего Севера, оказалось в неравном положении
в новых реформированных условиях пенсионного обеспечения.
Специфика агропромышленного сектора республики: низкий уровень
заработной платы, натуральные формы оплаты труда, безработица,
несвоевременность осуществления страховых платежей во внебюджетные
фонды, а порой и вовсе их отсутствие. Все это становится причиной
получения сельскими тружениками минимального размера пенсии. Это
касается, в первую очередь, крестьянских (фермерских) хозяйств,
которые в силу кризиса 90-х годов не платили стабильно своим
работникам заработную плату и, соответственно, не отчисляли в
Пенсионный фонд России страховые взносы. Через 8-10 лет эта
категория населения может оказаться с минимальным размером пенсии
на руках.
В улусах республики, где сельское хозяйство не развито,
основная ставка делается на традиционные промыслы: оленеводство,
рыболовство, охоту, которые, по сути, не приносят ощутимый доход
населению.
По данным Министерства сельского хозяйства Республики Саха
(Якутия) в оленеводстве республики заняты 1,9 тыс. человек,
которые определяют материальное благополучие около 1 тысячи семей
коренных малочисленных народов Севера, в том числе 497 кочевых
семей. Количество охотников-промысловиков составляет 2 030
человек, а кадровых рыбаков - 350 человек.
Традиционный промысел является наиболее трудным сектором
экономики народного хозяйства республики, в плане его отсталости.
В целом, это связано с тем, что за годы планового хозяйства
промысловики были лишены самостоятельности и искусственно
привязаны к государственным дотациям. Сегодня, с введением новых
условий пенсионного обеспечения, сельские жители, практически, не
в состоянии обеспечить свое будущее.
На территориях с экстремальными условиями для проживания,
государственные органы должны строить механизмы социальной защиты
населения совместно с существующими социально-финансовыми
институтами.
Учитывая сложившуюся социально-экономическую ситуацию:
особенности малооплачиваемого сельского труда, растущую
безработицу, и как следствие, отсутствие возможности в
формировании государственной пенсии, Президентская программа
социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на
2002-2006 годы, одним из основных направлений социального развития
села определила совершенствование социальной защиты сельских
жителей - внедрение системы негосударственного пенсионного
обеспечения, основанной на накопительном принципе.
На сегодняшний день рынок негосударственного пенсионного
обеспечения имеет достаточно устойчивую законодательную базу,
позволяющую развивать и укреплять роль негосударственных
пенсионных фондов на региональном уровне.
Негосударственное пенсионное обеспечение в Республике Саха
(Якутия) с каждым годом приобретает значительные масштабы. Об этом
свидетельствуют показатели роста количества вкладчиков,
совокупного размера пенсионных резервов и собственных средств, а
также рост числа корпоративных систем дополнительного пенсионного
обеспечения. В перспективе, негосударственные пенсионные фонды
могут стать ключевыми партнерами государства в осуществлении
крупных социально-экономических программ. Этому способствует
специфика фондов, возможность привлечения крупных финансовых
ресурсов на длительный срок, без чего осуществление подобных
проектов невозможно. Кроме того, внедрение системы
негосударственного пенсионного обеспечения в рамках данной
Подпрограммы, позволит нашей республике перейти от разовой
материальной поддержки пенсионеров к созданию стабильной и
долгосрочной системы пенсионного обеспечения, охватывающей
практически все население республики.
2. Цели и задачи Подпрограммы
Подпрограмма негосударственного пенсионного обеспечения
сельских жителей Республики Саха (Якутия) разработана в рамках
Президентской программы социально-экономического развития села
Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы и на основании Указа
Президента Республики Саха (Якутия) от 10 января 2003 года N 695
"О мерах негосударственного пенсионного обеспечения жителей,
проживающих в сельской местности Республики Саха (Якутия)" и
является составной частью Президентской программы социально-
экономического развития села.
Основной целью Подпрограммы является - повышение уровня
социальной защиты сельского населения Республики Саха (Якутия) на
основе внедрения системы негосударственного пенсионного
обеспечения.
Комплекс организационных и правовых мер данной Подпрограммы
направлен на решение следующих взаимосвязанных задач:
организация инфраструктуры системы негосударственного
пенсионного обеспечения на территории республики;
расширенная пропаганда негосударственного пенсионного
обеспечения;
использование дополнительных механизмов негосударственного
пенсионного обеспечения, способствующих развитию системы;
использование финансовых ресурсов, привлеченных через систему
негосударственного пенсионного обеспечения, в качестве источника
финансирования долгосрочных инвестиционных проектов экономического
развития Республики Саха (Якутии).
Внедрение системы негосударственного пенсионного обеспечения
сельских жителей республики позволит:
повысить уровень материального обеспечения сельских
пенсионеров;
создать необходимые гарантии социальной защиты;
оказать реальное влияние на процессы сельскохозяйственного
воспроизводства;
сформировать необходимые пенсионные резервы для реализации
долгосрочных экономических проектов.
3. Участники Подпрограммы
Государственным заказчиком - координатором Подпрограммы
негосударственного пенсионного обеспечения сельских жителей
Республики Саха (Якутия) является Министерство сельского хозяйства
Республики Саха (Якутия).
Разработчики Подпрограммы - Министерство труда и социального
развития Республики Саха (Якутия), Министерство сельского
хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерство экономического
развития Республики Саха (Якутия), Негосударственный пенсионный
фонд.
Участники Подпрограммы:
Комиссия по организации и пропаганде негосударственного -
пенсионного обеспечения;
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия);
Министерство труда и социального развития Республики Саха
(Якутия);
Департамент по делам печати и телерадиовещанию Республики Саха
(Якутия);
Негосударственный пенсионный фонд;
Сельское население Республики Саха (Якутия);
Заготовительные организации Республики Саха (Якутия);
Республиканские предприятия и организации.
4. Организация и пропаганда негосударственного
пенсионного обеспечения
Одно из важнейших мероприятий в реализации Подпрограммы
является массовая пропаганда негосударственного пенсионного
обеспечения среди сельского населения с использованием
двухуровневой системы информирования на базе республиканских и
улусных средств массовой информации, что, безусловно, облегчит
процесс реализации Подпрограммы.
Для обеспечения согласованной и последовательной работы всех
участников Подпрограммы, необходимо утверждение графиков
проведения мероприятий по организации и пропаганде
негосударственного пенсионного обеспечения.
5. Механизм реализации Подпрограммы
Механизм реализации системы негосударственного пенсионного
обеспечения сельских жителей Республики Саха (Якутия)
предусматривает организационные мероприятия с определением
разграничения обязанностей и взаимодействия всех участников
Подпрограммы.
Организация системы негосударственного пенсионного обеспечения
состоит из нескольких этапов:
I этап - создание инфраструктуры системы
Инфраструктура негосударственного пенсионного обеспечения
сельских жителей республики представлена:
комиссиями по организации и пропаганде негосударственного
пенсионного обеспечения;
представительской сетью;
разветвленной агентской сетью;
информационно-разъяснительной работой.
II этап - внедрение механизма негосударственного пенсионного
обеспечения
Гибкость системы негосударственного пенсионного обеспечения
позволяет для каждой отдельной социальной категории населения
выработать индивидуальный, наиболее оптимальный механизм
пенсионного обеспечения.
Но, несмотря на все преимущества системы, нужно учесть доходы
сельских жителей, размер которых незначителен для того, чтобы
можно было рассчитывать на достойную пенсию в будущем. Поэтому, в
данном случае имеет место применение принципа встречного
финансирования именных пенсионных счетов, источником которого
могут стать средства как юридических лиц, работниками которых
является данная категория граждан, так и бюджетные средства
целевого назначения.
III этап - разработка и внедрение инвестиционных проектов
В силу организационно-правового статуса деятельности, НПФ может
стать источником реализации целого ряда проектов, направленных на
улучшение материального и социального положения населения.
Внедрение подобных проектов способно создать благоприятные условия
для сельских товаропроизводителей, обслуживающих и
перерабатывающих предприятий республики. В этом плане, данная
Подпрограмма открывает широкие возможности Фонду в реализации
таких проектов. Поэтому НПФ может способствовать развитию на селе
производственной и перерабатывающей промышленности, созданию новых
рабочих мест.
Механизм негосударственного пенсионного
обеспечения сельских жителей
Население, проживающее в сельской местности республики, можно
условно разделить на 3 категории:
1 категория - граждане, имеющие постоянное место работы и
ведущие личное подсобное хозяйство;
2 категория - граждане, занятые в сельском хозяйстве;
3 категория - граждане, не имеющие постоянного места работы.
В соответствии с государственным контрактом, заключаемым между
Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и
заготовителями, сельские товаропроизводители, занятые в личных
подсобных хозяйствах (далее - товаропроизводители) получают
взаиморасчет, состоящий из закупочной цены и дотации в соотношении
от вида сданной сельскохозяйственной продукции.
Система встречного негосударственного пенсионного обеспечения в
данном случае является хорошим стимулом для формирования
пенсионных накоплений сельскими жителями.
Схема взаимодействия участников механизма встречного
негосударственного пенсионного обеспечения сельскохозяйственных
товаропроизводителей:
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)
формирует солидарный пенсионный счет в пользу Участников -
сельскохозяйственных товаропроизводителей;
на основании акта сверки с НПФ, Министерство сельского
хозяйства Республики Саха (Якутия) распорядительным письмом
выделяет встречные пенсионные взносы сельскохозяйственным
товаропроизводителям;
Участник - сельхозтоваропроизводитель самостоятельно формирует
индивидуальный пенсионный счет;
Минимальный годовой совокупный размер пенсионных взносов
вносимых сельхозтоваропроизводителем, претендующим на встречное
негосударственное пенсионное обеспечение, составляет 2 000 рублей,
максимальный годовой совокупный размер не должен превышать 8 000
рублей.
При внесении Участником на именной пенсионный счет пенсионных
взносов в сумме 2 000 рублей, зачисление встречных пенсионных
взносов Министерством сельского хозяйства РС(Я) производится в
размере 1 000 рублей, соответственно при внесении Участником 8 000
рублей, зачисление встречных пенсионных взносов составит 4 000
рублей.
Источником пополнения именного пенсионного счета могут быть:
закупочная стоимость или субсидии на сельхозпродукцию, другие
источники денежных средств (зарплата и т.д.).
В накопительный период товаропроизводитель может расторгнуть
договор негосударственного пенсионного обеспечения с условием
получения выкупной суммы, рассчитанной без сумм встречных
пенсионных взносов.
При условии получения товаропроизводителем права на пенсионные
выплаты (пенсионный возраст), получение выкупной суммы, при
расторжении договора негосударственного пенсионного обеспечения,
предусмотрено исходя из всей суммы пенсионных накоплений.
Товаропроизводители, желающие заключить договоры
негосударственного пенсионного обеспечения, могут оформить все
необходимые документы через уполномоченного заготовителя. При этом
товаропроизводители имеют право добровольно осуществлять
пенсионные взносы из следующих источников:
заработная плата и собственные средства (через любое отделение
Сбербанка РФ, или почтовым переводом, а также через улусного
агента или представителя Фонда).
закупочная цена от сдачи сельхозпродукции (оформив письменное
заявление в адрес заготовителя с просьбой о перечислении на
именной пенсионный счет в НПФ 1 рубля с каждого литра сданного
молока или не менее 5% от объема сдачи остальной
сельхозпродукции).
Типовой расчет негосударственной пенсии
с ежемесячными пенсионными взносами:
---T-------------------------------------T----------¬
¦N ¦ Наименование ¦Показатель¦
+--+-------------------------------------+----------+
¦1 ¦Ежемесячный пенсионный взнос, рублей ¦ 300 ¦
+--+-------------------------------------+----------+
¦2 ¦Накопительный период, лет ¦ 10 ¦
+--+-------------------------------------+----------+
¦3 ¦Средний годовой процент доходности, %¦ 15 <*>¦
+--+-------------------------------------+----------+
¦4 ¦Сумма накоплений к концу 10-го года, ¦78 905 ¦
¦ ¦рублей ¦ ¦
+--+-------------------------------------+----------+
¦5 ¦Средний размер ежемесячной выплаты в ¦ 1 228 ¦
¦ ¦течение последующих 10 лет, рублей ¦ ¦
L--+-------------------------------------+-----------
Таким образом, при ежемесячном пенсионном взносе по 300 рублей
в течение 10 лет, сумма накоплений, с учетом среднего ежегодного
инвестиционного дохода в размере 15% годовых <*>, составит 78 905
рублей, что физическому лицу ежемесячные пенсионные выплаты в
течение 10 последующих лет в размере 1 228 рублей.
Данный расчет применим как для товаропроизводителей,
отчисляющих пенсионные взносы из закупочной цены на
сельхозпродукцию, так и для работников сельскохозяйственных
предприятий, бюджетников и прочих лиц, имеющих постоянный доход.
У граждан, не имеющих постоянного места работы, нет возможности
производить регулярные пенсионные взносы на именной пенсионный
счет. Поэтому, эта категория сельских жителей может производить
единовременные или ежегодные пенсионные взносы.
--------------------------------
<*> Минимальный гарантированный инвестиционный доход НПФ
"Эрэл", согласно Правилам Фонда, составляет 3% годовых. В
соответствии с ежегодными показателями доходности, полученными от
размещения пенсионных резервов за 8 лет работы Фонда на рынке
негосударственного пенсионного обеспечения, 10-15% годовых -
является средним процентом, применяемым в актуарных расчетах
Фонда.
Типовой расчет негосударственной пенсии
с единовременными пенсионными взносами:
---T--------------------------T---------------¬
¦N ¦ Наименование ¦ Показатели ¦
+--+--------------------------+-------T-------+
¦1 ¦Единовременный пенсионный ¦ 5 000 ¦10 000 ¦
¦ ¦взнос, рублей ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------+-------+-------+
¦2 ¦Накопительный период, лет ¦ 10 ¦ 10 ¦
+--+--------------------------+-------+-------+
¦3 ¦Средний годовой процент ¦ 15 ¦ 15 ¦
¦ ¦доходности, % ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------+-------+-------+
¦4 ¦Сумма накоплений к концу ¦20 227 ¦40 455 ¦
¦ ¦10-го года, рублей ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------+-------+-------+
¦5 ¦Средний размер ежемесячной¦ 471 ¦ 943 ¦
¦ ¦выплаты в течение ¦ ¦ ¦
¦ ¦последующих 5 лет, рублей ¦ ¦ ¦
L--+--------------------------+-------+--------
Типовой расчет негосударственной пенсии
с ежегодными пенсионными взносами:
---T---------------------------T---------------¬
¦N ¦ Наименование ¦ Показатели ¦
+--+---------------------------+-------T-------+
¦1 ¦Ежегодный пенсионный взнос,¦ 1 000 ¦ 2 000 ¦
¦ ¦рублей ¦ ¦ ¦
+--+---------------------------+-------+-------+
¦2 ¦Накопительный период, лет ¦ 10 ¦ 5 ¦
+--+---------------------------+-------+-------+
¦3 ¦Средний годовой процент ¦ 15 ¦ 15 ¦
¦ ¦доходности, % ¦ ¦ ¦
+--+---------------------------+-------+-------+
¦4 ¦Сумма накоплений к концу ¦23 349 ¦15 507 ¦
¦ ¦10-го года, рублей ¦ ¦ ¦
+--+---------------------------+-------+-------+
¦5 ¦Средний размер ежемесячной ¦ 799 ¦ 530 ¦
¦ ¦выплаты в течение ¦ ¦ ¦
¦ ¦последующих 3 лет, рублей ¦ ¦ ¦
+--+---------------------------+-------+-------+
¦6 ¦Средний размер ежемесячной,¦ 544 ¦ 361 ¦
¦ ¦выплаты в течение ¦ ¦ ¦
¦ ¦последующих 5 лет, рублей ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+---------------------------+-------+--------
6. Финансирование Подпрограммы
Финансирование подпрограммных мероприятий по внедрению
негосударственного пенсионного обеспечения сельского населения
осуществляется за счет средств, предусмотренных Президентской
программой социально-экономического развития села РС(Я) на 2002-
2006 годы, средств предприятий и организаций различных форм
собственности и населения.
Расходы, связанные с реализацией подпрограммных
мероприятий до 2006 года:
---T------------------------T---------T-----------T-----------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ Объем ¦ ¦
¦N ¦ Наименование ¦ Срок ¦ расходов, ¦ Источник ¦
¦п.¦ ¦ ¦тыс. рублей¦ финансирования ¦
+--+------------------------+---------+-----------+-----------------+
¦1 ¦Информирование ¦2004-2006¦ ¦Негосударственный¦
¦ ¦и популяризация ¦ годы ¦ ¦ пенсионный фонд ¦
¦ ¦негосударственного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пенсионного обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦
+--+------------------------+---------+-----------+-----------------+
¦2 ¦Поддержка инфраструктуры¦2004-2006¦ ¦Негосударственный¦
¦ ¦системы (финансирование ¦ годы ¦ ¦ пенсионный фонд ¦
¦ ¦представительской и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦агентской сетей) ¦ ¦ ¦ ¦
+--+------------------------+---------+-----------+-----------------+
¦3 ¦Обслуживание пенсионных ¦2004-2006¦ ¦Негосударственный¦
¦ ¦счетов ¦ годы ¦ ¦ пенсионный фонд ¦
+--+------------------------+---------+-----------+-----------------+
¦4 ¦Встречное финансирование¦2004 год ¦ 22 860 ¦ Министерство ¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦ ¦ ¦ сельского ¦
¦ ¦товаропроизводителей ¦ ¦ ¦ хозяйства ¦
¦ ¦Республики Саха (Якутия)¦ ¦ ¦ Республики Саха ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (Якутия) ¦
+--+------------------------+---------+-----------+-----------------+
¦5 ¦Встречное ¦2005-2006¦ ¦ Министерство ¦
¦ ¦(финансирование ¦ годы ¦ ¦ образования ¦
¦ ¦отдельных социальных ¦ ¦ ¦ Республики Саха ¦
¦ ¦категорий граждан, ¦ ¦ ¦ (Якутия), ¦
¦ ¦проживающих в сельской ¦ ¦ ¦ Министерство ¦
¦ ¦местности Республики ¦ ¦ ¦ здравоохранения ¦
¦ ¦Саха (Якутия): ¦ ¦ ¦ Республики Саха ¦
¦ ¦ работники бюджетной¦ ¦ 119 123 ¦ (Якутия), ¦
¦ ¦сферы ¦ ¦ ¦ Министерство ¦
¦ ¦ индивидуальные ¦ ¦ 1 077 ¦ труда и ¦
¦ ¦предприниматели ¦ ¦ ¦ социального ¦
¦ ¦ безработные ¦ ¦ 2 480 ¦ развития ¦
¦ ¦ члены крестьянских¦ ¦ 19 932 ¦ Республики Саха ¦
¦ ¦(фермерских) хозяйств ¦ ¦ ¦ (Якутия), ¦
¦ ¦ граждане, занятые¦ ¦ 0,14¦ муниципальные ¦
¦ ¦надомным трудом ¦ ¦ ¦ образования ¦
¦ ¦ члены родовых общин ¦ ¦ 2 932 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ всего: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 145 545 ¦ ¦
L--+------------------------+---------+-----------+------------------
Меры государственной поддержки финансируются исключительно из
республиканского бюджета целевого назначения. Обеспечение
государственной поддержки предусматривает:
осуществление комплекса мер государственного, финансового и
правового регулирования для улучшения социально-экономических
показателей внедрения системы негосударственного пенсионного
обеспечения;
привлечение к финансированию программных мероприятий органов
местной власти заинтересованных муниципальных образований,
предприятий и организаций различных форм собственности;
проведение социальной политики, направленной на обеспечение
республиканских интересов в области негосударственного пенсионного
обеспечения.
Финансирование именных пенсионных счетов физических лиц
осуществляется за счет следующих источников:
средства населения, товаропроизводителей, предприятий и
организаций различных форм собственности;
целевое финансирование пенсионных счетов из бюджетных средств.
Инвестиционная политика фонда:
Инвестиционный доход формируется от размещения пенсионных
резервов, т.е. средства Вкладчиков инвестируются в наиболее
ликвидные, доходные, надежные ценные бумаги государства и наиболее
крупных российских эмитентов, недвижимость, банковские депозиты и
в другие направления в соответствии с требованиями, предъявляемыми
государственным контролирующим органом - Инспекцией НПФ при
Министерстве труда и социального развития РФ. Также немалые
средства вкладываются в создание и развитие предприятий Республики
Саха (Якутия).
Учитывая долгосрочный оборот "длинных" пенсионных резервов,
агропромышленный сектор имеет возможность получить потенциального
инвестора в свою отрасль. В связи с этим, НПФ может способствовать
развитию на селе производственной и перерабатывающей
промышленности, созданию новых рабочих мест.
Предполагаемый объем средств, который может быть предложен для
инвестирования в экономику республики на 2005 год, составляет
около 91,4 млн. рублей, на 2006 год - 100,0 млн. рублей.
7. Этапы и сроки реализации системы
негосударственного пенсионного обеспечения
Реализация данной подпрограммы может быть условно разделена на
несколько этапов:
-----T------------------------T---------T------------------¬
¦ N ¦Наименование мероприятий¦ Сроки ¦ Ответственные ¦
+----+------------------------+---------+------------------+
¦ ¦Создание инфраструктуры ¦2004 год ¦ НПФ ¦
¦ ¦ системы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ негосударственного ¦ ¦ ¦
¦ ¦пенсионного обеспечения ¦ ¦ ¦
¦ ¦ сельских жителей ¦ ¦ ¦
¦ ¦ республики ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------+---------+------------------+
¦ ¦1. Создание агентской и ¦2004-2005¦ НПФ ¦
¦ ¦представительской сети ¦ годы ¦ ¦
¦ +------------------------+---------+------------------+
¦ ¦2. Создание улусных ¦2004 год ¦ НПФ ¦
¦ ¦комиссий по организации ¦ ¦ ¦
¦ ¦и пропаганде НПО с ¦ ¦ ¦
¦ ¦участием глав МО, ¦ ¦ ¦
¦ ¦начальников управлений ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельского хозяйства, ¦ ¦ ¦
¦ ¦управлений социальной ¦ ¦ ¦
¦ ¦защиты, представителей ¦ ¦ ¦
¦ ¦НПФ, председателей ¦ ¦ ¦
¦ ¦улусных собраний ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------+---------+------------------+
¦ 1 ¦ Массовая пропаганда ¦2004-2005¦ Комиссия по ¦
¦этап¦ негосударственного ¦ годы ¦ организации и ¦
¦ ¦пенсионного обеспечения,¦ ¦ пропаганде ¦
¦ ¦ информирование ¦ ¦негосударственного¦
¦ ¦ населения, расширенная ¦ ¦ пенсионного ¦
¦ ¦ социальная реклама ¦ ¦ обеспечения ¦
¦ +------------------------+---------+------------------+
¦ ¦1. Утверждение ¦2004 год ¦ НПФ, Департамент ¦
¦ ¦графика предоставления ¦ ¦по делам печати и ¦
¦ ¦эфирного времени и ¦ ¦ телерадиовещанию ¦
¦ ¦печатных полос ¦ ¦ ¦
¦ ¦республиканскими СМИ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------+---------+------------------+
¦ ¦2. Проведение ¦2004-2005¦ Комиссия по ¦
¦ ¦выездных заседаний ¦ годы ¦ организации и ¦
¦ ¦Комиссии по организации ¦ ¦ пропаганде НПО ¦
¦ ¦и пропаганде НПО в ¦ ¦ ¦
¦ ¦улусах республики с ¦ ¦ ¦
¦ ¦участием улусной ¦ ¦ ¦
¦ ¦общественности ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------+---------+------------------+
¦ ¦3. Создание имиджа ¦2004-2006¦ НПФ ¦
¦ ¦НПФ (публикация статей, ¦ годы ¦ ¦
¦ ¦создание телепередач, ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведение прямых ¦ ¦ ¦
¦ ¦эфиров, круглых столов, ¦ ¦ ¦
¦ ¦пресс - конференций, ¦ ¦ ¦
¦ ¦выпуск наглядных ¦ ¦ ¦
¦ ¦пособий, брошюр и т.д.) ¦ ¦ ¦
+----+------------------------+---------+------------------+
¦ ¦ Внедрение механизма ¦2004-2006¦ НПФ ¦
¦ 2 ¦ негосударственного ¦ годы ¦ ¦
¦этап¦пенсионного обеспечения ¦ ¦ ¦
¦ ¦ сельского населения ¦ ¦ ¦
+----+------------------------+---------+------------------+
¦ ¦ Разработка и внедрение ¦2004 год ¦ Комиссия по ¦
¦ ¦ республиканских ¦ ¦ инвестированию, ¦
¦ ¦инвестиционных проектов ¦ ¦ НПФ ¦
¦ +------------------------+---------+------------------+
¦ ¦1. Работа ¦2004 год ¦ Министерство ¦
¦ ¦консультационной ¦ ¦ экономического ¦
¦ ¦комиссии с участием ¦ ¦ развития РС(Я) ¦
¦ ¦Министерства ¦ ¦ ¦
¦ 3 ¦экономического развития ¦ ¦ ¦
¦этап¦РС(Я) для рассмотрения ¦ ¦ ¦
¦ ¦вопросов инвестирования ¦ ¦ ¦
¦ ¦пенсионных резервов в ¦ ¦ ¦
¦ ¦республиканские ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------+---------+------------------+
¦ ¦2. Разработка и ¦2005-2006¦ НПФ, ¦
¦ ¦реализация ¦ годы ¦ Министерство ¦
¦ ¦инвестиционных проектов ¦ ¦ экономического ¦
¦ ¦ ¦ ¦ развития РС(Я) ¦
L----+------------------------+---------+-------------------
8. Ожидаемый экономический и социальный
эффект Подпрограммы
Подпрограмма негосударственного пенсионного обеспечения
сельских жителей Республики Саха (Якутия) разработана, в
соответствии с особенностями деятельности негосударственных
пенсионных фондов и действующим законодательством Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия). Основываясь на опыт работы в
сфере негосударственного пенсионного обеспечения, а также
региональную специфику социально-экономического развития,
произведен анализ эффективности предлагаемой подпрограммы.
Во-первых, важно отметить, что дальнейшая судьба системы
негосударственного пенсионного обеспечения во многом
предопределена. Имея одну из самых жестких систем государственного
контроля, НПФ являются наиболее надежными финансовыми структурами.
Кроме того, в настоящее время происходит постепенное укрепление
имеющихся позиций фондов по следующим направлениям:
наращивание пенсионного и собственного резерва;
увеличение числа вкладчиков и участников системы;
допуск НПФ к участию в государственном пенсионном страховании.
Являясь социальным институтом, НПФ, одновременно, представляет
собой мощный финансовый инструмент для реализации целого ряда
программ и проектов, направленных на улучшение материального и
социального положения населения и развитие производства. НПФ как
стратегические инвесторы могут решающим образом способствовать
стабилизации и развитию республики.
Дальнейшее развитие механизмов негосударственного пенсионного
обеспечения на территории республики - может способствовать
самообеспечению граждан, развитию социального партнерства между
работодателями и персоналом, эффективному использованию свободных
средств предприятий, ослаблению нагрузки на государственную
пенсионную систему.
9. Прогноз результатов реализации Подпрограммы
Объем пенсионных средств, которые могут быть привлечены в
систему НПО от частных вкладчиков, рассчитывается из условия, что
эффективный уровень социальной защищенности пенсионера может быть
достигнут только в случае, если гражданин на старость откладывает
не менее 5% от суммы своего дохода и определяется по формуле:
S = D х 0,05 х N,
где D - годовой доход физического лица (или зарплата), N -
число участников системы НПО.
---T---------------T-----------T----------T------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ Средний ¦ Обьем ¦
¦ ¦ ¦ ¦ размер ¦ пенсионных ¦
¦N ¦ Наименование ¦Показатель,¦пенсионных¦ резервов, ¦
¦п.¦ ¦ человек ¦ взносов ¦привлеченных¦
¦ ¦ ¦ ¦ одним ¦ в год, ¦
¦ ¦ ¦ ¦физическим¦ рублей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ лицом в ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ год, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ рублей ¦ ¦
+--+---------------+-----------+----------+------------+
¦1 ¦Количество ¦ 198 900 ¦ 1 200 ¦238 680 000 ¦
¦ ¦трудоспособного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельского ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------+-----------+----------+------------+
¦2 ¦Количество ¦ 67 799 ¦ 1 200 ¦ 81 358 800 ¦
¦ ¦пенсионеров, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проживающих в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦местности ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------+-----------+----------+------------+
¦ ¦ИТОГО ¦ 266 699 ¦ 1 200 ¦320 038 800 ¦
L--+---------------+-----------+----------+-------------
Системой может быть предусмотрено распределение нагрузки по
пенсионным взносам на несколько плательщиков (работодатель +
физическое лицо + бюджет).
В целом, прогноз охвата сельского населения системой НПО, а
также размера привлеченных финансовых ресурсов в рамках настоящей
Подпрограммы, находится в прямой зависимости от следующих
показателей:
степень информированности сельского населения;
масштабность и активность агентской сети;
социально-экономическое благополучие того или иного улуса
республики;
финансовое стимулирование накопительного процесса граждан
сторонними структурами (государством, министерствами, ведомствами,
работодателями и т.д.).
Данные критерии являются немаловажным фактором в получении
желаемых результатов в ходе реализации Подпрограммы. Тем не менее,
соблюдая методику поэтапного подхода к внедрению системы
негосударственного пенсионного обеспечения сельских жителей
республики, можно приблизиться к прогнозу, представленному в
приложении.
10. Гарантии по выполнению обязательств
перед участниками Подпрограммы
Обеспечение гарантий сохранности и устойчивого прироста
пенсионных накоплений является необходимым условием для
существования и дальнейшего развития негосударственного
пенсионного фонда. Финансовая стабильность и темпы роста развития
обусловлены не только долгосрочным характером его обязательств
перед Участниками, что позволяет в перспективе компенсировать
колебания финансовых рынков и обеспечивать необходимую доходность
вложений, но и созданной государством жесткой системой контроля.
Для обеспечения надежности негосударственных пенсионных фондов,
законодательством определен ряд требований к их деятельности:
Особый статус. НПФ - некоммерческая организация социального
обеспечения, исключительными видами деятельности которой является
негосударственное пенсионное обеспечение Участников Фонда,
деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному
страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.
Деятельность Фонда подлежит обязательному лицензированию
уполномоченным федеральным органом. Фонд несет ответственность по
обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Структура имущества НПФ. Имущество НПФ подразделяется на
имущество для обеспечения уставной деятельности, а также
пенсионные резервы и пенсионные накопления. Пенсионные резервы
Фонда формируются исключительно для исполнения обязательств по
негосударственному пенсионному обеспечению. Пенсионные накопления
Фонд формирует для обеспечения своей платежеспособности по
обязательствам перед застрахованными лицами. На средства
пенсионных резервов и пенсионных накоплений не может быть обращено
взыскание по долгам Фонда, Вкладчиков, страхователей, управляющей
компании, специализированного депозитария и иных третьих лиц. В
целях обеспечения защиты прав Вкладчиков и Участников
законодательством установлен минимальный размер имущества,
предназначенного для обеспечения уставной деятельности и
минимальный размер совокупного вклада учредителей.
Специальные меры по обеспечению сохранности пенсионных резервов
и пенсионных накоплений Фонд осуществляет раздельный учет
имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности
Фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества,
составляющего средства пенсионных накоплений. Обеспечена
прозрачность процесса размещения средств пенсионных резервов и
пенсионных накоплений для органов государственного
вневедомственного надзора и контроля, специализированного
депозитария. Обеспечено профессиональное управление инвестиционным
процессом. Законодательством установлены принципы распределения
дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и
пенсионных накоплений: не более 15% дохода направляется на
формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной
деятельности НПФ.
Страхование рисков. Для обеспечения устойчивости исполнения НПФ
обязательств по выплате негосударственных пенсий формируется
страховой резерв Фонда, нормативный размер которого определяется
уполномоченным федеральным органом. Также, Фонд вправе создать на
добровольной основе объединенные гарантийные фонды.
Обязательный ежегодный аудит и актуарное оценивание
деятельности НПФ в соответствии с действующим законодательством в
каждом НПФ осуществляется обязательный внешний аудит. Аудиторское
заключение направляется в Инспекцию НПФ. Ежегодно НПФ обязаны
проходить независимое актуарное оценивание, а также представлять в
Инспекцию НПФ актуарный баланс, подтверждающий соответствие
пенсионных резервов обязательствам по выплате пенсий.
Информационная прозрачность. Годовой отчет и бухгалтерский
баланс НПФ в обязательном порядке публикуются в открытой печати.
Итоги работы каждого фонда за год проверяет Ревизионная комиссия,
рассматривает и утверждает Совет фонда, члены которых не являются
работниками НПФ. Эти итоги выносятся на обсуждение попечительского
Совета фонда, состоящего из представителей Вкладчиков и
Участников.
Негосударственное пенсионное обеспечение функционирует в рамках
действующего Российского законодательства, правовых и нормативных
актов Правительства РФ, РС(Я) и приказов Инспекции НПФ при
Министерстве труда и социального развития РФ.
Приложение
к Подпрограмме, утвержденной
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 22 сентября 2004 г. N 435
Прогноз охвата сельского населения системой
негосударственного пенсионного обеспечения
на период с 2004 по 2006 годы
----T---------------T-----------T----------------------T----------------------T---------------------¬
¦ ¦ ¦Статистика ¦ Ожидаемые показатели ¦ Ожидаемые показатели ¦Ожидаемые показатели ¦
¦ ¦ ¦численности¦ по итогам 2004 года ¦ по итогам 2005 года ¦ по итогам 2006 года ¦
¦ ¦ ¦сельского ¦ ¦ (нарастающим итогом) ¦(нарастающим итогом) ¦
¦ ¦ ¦населения +----------------------+---------T------------+--------T------------+
¦ N ¦ Наименование ¦ по итогам ¦ охват ¦ ¦ охват ¦ ¦ охват ¦ ¦
¦п.п¦ показателя ¦ переписи ¦ селян ¦ объем ¦ селян ¦ объем ¦ селян ¦ объем ¦
¦ ¦ ¦ населения ¦системой ¦привлеченных¦системой ¦привлеченных¦системой¦привлеченных¦
¦ ¦ ¦ по ¦НПО - до ¦ средств, ¦НПО - до ¦ средств, ¦НПО - до¦ средств, ¦
¦ ¦ ¦ состоянию ¦10%, тыс.¦тыс. рублей ¦20%, тыс.¦ руб. ¦ 30%, ¦ рублей ¦
¦ ¦ ¦ на ¦ человек ¦ ¦ человек ¦ ¦ тыс. ¦ ¦
¦ ¦ ¦01.01.2003 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ чел. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ <*>, тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ человек ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-----------+---------+------------+---------+------------+--------+------------+
¦ ¦Количество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1 ¦населения ¦ 198,9 ¦ 19,8 ¦ 19 800,0 ¦ 39,8 ¦ 39 800,0 ¦ 59,6 ¦ 59 670,0 ¦
¦ ¦трудоспособного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возраста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-----------+---------+------------+---------+------------+--------+------------+
¦ ¦Количество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦старше ¦ 106,5 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦трудоспособного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возраста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-----------+---------+------------+---------+------------+--------+------------+
¦ ¦Количество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦моложе ¦ 108,2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦трудоспособного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возраста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-----------+---------+------------+---------+------------+--------+------------+
¦ ИТОГО ¦ 413,6 ¦ 19,8 ¦ 19 800,0 ¦ 39,8 ¦ 39 800,0 ¦ 59,6 ¦ 59 670,0 ¦
L-------------------+-----------+---------+------------+---------+------------+--------+-------------
--------------------------------
<*> По данным Госкомстата РС(Я) по состоянию на 01.03.2003.
|