ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 13 сентября 2004 г. N 3-61/04
О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 23 МАЯ 1995 Г. З N 59-1 "ОБ
ОБРАЗОВАНИИ"
(В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА РС(Я) ОТ 17 ОКТЯБРЯ 2003 ГОДА 78-З N 171-III)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Данилова А.Р.,
с участием прокурора Каминской Ю.Н.,
представителя Управления Министерства
юстиции РФ по РС(Я) Шавелкина Р.А.,
при секретаре Дьячковской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 13
сентября 2004 года дело по заявлению Прокурора РС(Я) о признании
противоречащими федеральному законодательству отдельных положений
Закона Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995 г. 3 N 59-I "Об
образовании" (в редакции Закона РС(Я) от 17 октября 2003 года 78-3
N 171-III),
установил:
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
о признании противоречащими федеральном законодательству и
недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия)
от 23 мая 1995 г. 3 N 59-I "Об образовании" (в редакции от 17
октября 2003 года).
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) на
судебное заседание не явился. О времени и месте судебного
заседания заинтересованная сторона извещена надлежащим образом.
Однако не представила сведения о причинах неявки своего
представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие
представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн).
В судебном заседании представитель Прокурора РС(Я) - прокурор
Каминская Ю.Н. заявление поддержала в полном объеме и полагает
необходимым признать оспариваемые положения названного закона
недействующими.
Представитель Управления Министерства юстиции РФ по РС(Я)
Шавелкин Р.А. поддержал заявление Прокурора РС(Я) и суду
представил экспертное заключение Управления о противоречии
федеральному законодательству отдельных положений Закона РС(Я) "Об
образовании".
Заслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, оценив
представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Абзацем 5 преамбулы оспариваемого закона установлено, что
образование в Республике Саха (Якутия) осуществляется в
соответствии с Конституцией, настоящим законом и иным
законодательством Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 1 статьи 3 настоящего закона законодательство
Республики Саха (Якутия) в области образования включает настоящий
закон и принимаемые в соответствии с ним законодательные и иные
нормативные акты Республики Саха (Якутия).
Названные нормы закона вступают в противоречие с пунктом 1
статьи 3 Закона РФ "Об образовании", согласно которому
законодательство Российской Федерации в области образования
включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий
Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы
и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации в области образования.
Следовательно, образование в республике осуществляется не
только в соответствии с нормативными правовыми актами республики,
но и выше названными нормативными правовыми актами.
Пунктом 7 статьи 9 оспариваемого закона установлено, что
нормативные сроки освоения основных образовательных программ в
государственных образовательных учреждениях определяются настоящим
законом. Указанная норма закона вступает в противоречие с пунктом
7 статьи 9 Закона РФ "Об образовании", согласно которому
нормативные сроки освоения основных образовательных программ
определяются указанным федеральным законом. Кроме того, абзацем 2
пункта 2 статьи 19 названного закона РФ установлено, что
нормативные сроки освоения основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования определяются федеральным законом. Следовательно,
субъект Российской Федерации не вправе определять сроки освоения
основных образовательных программ.
Пунктом 1 статьи 11 оспариваемого закона определено, что
учредителями образовательного учреждения могут быть органы
государственной власти Республики Саха (Якутия), граждане
Республики Саха (Якутия).
Данная норма закона ограничивает перечень субъектов, которые
могут быть учредителями образовательных учреждений, и вступает в
противоречие с пунктом 1 статьи 11 Закона РФ "Об образовании".
Согласно нормы названного закона РФ учредителем (учредителями)
образовательного учреждения могут быть органы государственной
власти, органы местного самоуправления; отечественные и
иностранные организации всех форм собственности, их объединения
(ассоциации и союзы); отечественные и иностранные общественные и
частные фонды; общественные и религиозные организации
(объединения), зарегистрированные на территории Российской
Федерации; граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Кроме того, из данной нормы подлежит исключению понятие
"гражданин Республики Саха (Якутия)", так как в соответствии с
Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации"
гражданство Российской Федерации является единым (статья 4).
Пунктом 2 статьи 19 оспариваемого закона установлено, что
возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность
обучения на каждой ступени образования определяется положениями и
уставами образовательного учреждения. Данная норма вступает в
противоречие с пунктом 2 статьи 19 Закона РФ "Об образовании", где
определены ступени образования и возраст, по достижении которого
начинается обучение. Следовательно, установление возраста, с
которого допускается прием граждан, и продолжительность обучения
на каждой ступени образования, является прерогативой федерального
законодателя. Нормативные сроки освоения основных образовательных
программ определяются федеральным законом.
Пунктом "е" статьи 29 оспариваемого закона к компетенции высших
органов государственной власти РС(Я) в области образования
отнесено установление порядка создания, реорганизации и ликвидации
образовательных учреждений, что вступает в противоречие со статьей
28 Закона РФ "Об образовании", согласно которой данный вопрос
отнесен к компетенции Российской Федерации. Кроме того, общий
порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц
регулируется гражданским законодательством. В соответствии с
пунктом "о" статьи 71 Конституции РФ гражданское законодательство
относится к предмету исключительного ведения Российской Федерации.
Пунктами "в", "г", "д" статьи 30 оспариваемого закона к
компетенции республиканского органа управления образования
отнесены следующие вопросы, находящиеся в ведении Российской
Федерации: разработка и утверждение типовых положений об
учреждениях начального, основного, среднего (полного) общего и
профессионального образования; аттестация и государственная
аккредитация образовательных учреждений; установление порядка
аттестации образовательных учреждений, педагогических и
управленческих кадров государственных образовательных учреждений и
органов управления образования. Указанные нормы закона вступают в
противоречие со статьями 28 и 29 Закона РФ "Об образовании".
Установленная статьей 28 компетенция федеральных органов
государственной власти, федеральных органов управления
образованием и статьей 29 названного закона РФ компетенция органов
государственной власти субъектов РФ в соответствии с пунктом 1
статьи 30 закона РФ является исчерпывающей и не может быть
изменена иначе как законом. Следовательно, изменение компетенции в
области образования вышеупомянутых органов государственной власти
относится к компетенции федерального законодателя и субъект РФ не
вправе вносить изменения, в том числе относить вышеперечисленные
вопросы к компетенции органа государственной власти субъекта РФ.
По аналогичным основаниям противоречат статье 28, пункту 1
статьи 30 Федерального закона "Об образовании" пункты 14-21 статьи
33 оспариваемого закона республики, регулирующие порядок
аттестации и государственной аккредитации образовательных
учреждений.
Пункт 1 статьи 33 оспариваемого закона в части,
предусматривающей регистрацию образовательного учреждения местными
органами государственной власти, противоречит пункту 1 статьи 33
Закона РФ "Об образовании", в соответствии с которым
образовательное учреждение регистрируется уполномоченным органом в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно
статье 2 Федерального закона "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предприятий" государственная
регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и
Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской
Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 года N 319
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц,
физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также
крестьянских (фермерских) хозяйств, определено Министерство РФ по
налогам и сборам.
Статьи 29 и 30 оспариваемого закона сужают перечень вопросов,
отнесенные к компетенции субъекта РФ. Согласно статье 29 Закона РФ
"Об образовании" к компетенции субъекта РФ отнесены осуществление
федеральной политики в области образования; финансовое обеспечение
государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного
и бесплатного общего образования в муниципальных
общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным
бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного
стандарта, включая оплату труда работников муниципальных
общеобразовательных учреждений, расходов на приобретение учебных
пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на
хозяйственные нужды. Однако данные вопросы не включены в
компетенции высших органов государственной власти республики и
республиканского органа управления образования.
Подпунктами "б", "г" пункта 4 статьи 34 оспариваемого закона
определено, что образовательное учреждение может быть
ликвидировано автоматически при не возобновлении в течение 12
месяцев изъятой лицензии, а также по решению органа,
осуществляющего регистрацию учреждения, в случае невыполнения
последними уставных задач. Указанные нормы вступают в противоречие
с федеральным законодательством по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 29 Закона РФ "Об образовании" субъект
РФ вправе определить особенности порядка создания, реорганизации,
ликвидации и финансирования образовательных учреждений. Однако,
принимаемые нормативные правовые акты субъекта РФ в области
образования согласно требованиям Конституции РФ, названного закона
РФ не должны противоречить федеральным законам.
Согласно статье 18 Федерального закона "О некоммерческих
организациях" образовательное учреждение, как некоммерческая
организация, может быть ликвидировано на основании и в порядке,
которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, настоящим
Федеральным законом и другими федеральными законами, то есть
данными нормативными правовыми актами определены основания
ликвидации образовательных учреждений. Следовательно, установление
оснований ликвидации является прерогативой федерального
законодателя.
Кроме того, в законодательстве не предусмотрено понятие
"автоматической ликвидации" юридического лица.
В соответствии со статьи 25 Федерального закона "О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с
требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при
создании такого юридического лица грубых нарушений законов или
иных нормативных правовых актов государственной регистрации
юридических лиц.
По этим же основаниям вступает в противоречие со статьей 18
Федерального закона "О некоммерческих организациях" пункт 5 данной
статьи закона, согласно которому ликвидация сельского дошкольного
или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия
органов местного самоуправления (с согласия схода жителей
населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждениям), а также в
случае изъятия лицензии согласно части 10 статьи 33 названного
федерального закона.
Пункт 1 статьи 35 оспариваемого закона в части,
устанавливающей, что управление государственными образовательными
учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством
Республики Саха (Якутия), вступает в противоречие с пунктом 1
статьи 35 Закона РФ "Об образовании", согласно которому управление
государственными и муниципальными образовательными учреждениями
осуществляется законодательством Российской Федерации и уставом
соответствующего образовательного учреждения.
Подпункт "а" пункта 4 статьи 35 оспариваемого закона,
устанавливающий, что руководитель государственного
образовательного учреждения в соответствии с уставом
образовательного учреждения может быть нанят советом
образовательного учреждения по контракту, вступает в противоречие
с пунктом 4 статьи Федерального закона "Об образовании", в которой
не предусмотрен наем руководителя государственного
образовательного учреждения советом образовательного учреждения по
контракту.
Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 36 оспариваемого закона
основанием для рассмотрения высшим органом государственной
аттестационной службы вопроса о направлении рекламации
применительно к образовательным учреждениям, реализующим
профессиональные образовательные программы, является официальное
представление государственной службы занятости населения. Данная
норма вступает в противоречие с подпунктом 2 пункта 2 статьи 38
Закона РФ "Об образовании", согласно которому одним из необходимых
оснований для рассмотрения высшим органом государственной
аттестационной службы вопроса о направлении рекламации
применительно к данным образовательным учреждениям является также
решение общего собрания обучающихся образовательного учреждения.
Пунктом 3 статьи 36 оспариваемого закона определен порядок,
сроки обжалования решения о направлении рекламации или об
отклонении требований заявителей о рекламации. Так, установлено,
что решение высшего органа аттестационной службы по данному
вопросу может быть обжаловано в суд по месту регистрации
образовательного учреждения в двухмесячный срок. Решение суда
данной инстанции является окончательным. Данное положение закона
противоречит действующему федеральному законодательству по
следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Закона РФ "Об образовании"
отказ государственной аттестационной службы от направления
рекламации может быть обжалован заявителями в суд. Порядок, сроки
обжалования определены в главе 25 ГПК РФ. Оспариваемое положение
закона ограничивает право заявителей о рекламации на судебную
защиту своих гражданских прав в кассационных и надзорных
инстанциях.
Пунктом 7 статьи 37 оспариваемого закона установлено, что
возраст, до которого государство выплачивает родителям (законным
представителям) государственные пособия по уходу за ребенком,
определяется законодательством Республики Саха (Якутия). Указанная
норма противоречит пункту 7 статьи 40 Закона РФ "Об образовании",
согласно которому данный возраст определяется законодательством
РФ.
Пунктом 4 статьи 38 оспариваемого закона установлено, что
государственная собственность, закрепленная за образовательными
учреждениями, может отчуждаться собственником в порядке и на
условиях, установленных законодательством Республики Саха
(Якутия), правовыми актами местных органов государственной власти,
принятыми в пределах их полномочий. Данная норма вступает в
противоречие с пунктом 4 статьи 39 Закона РФ "Об образовании",
согласно которому государственная и муниципальная собственность,
закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться
собственником в порядке и на условиях, которые установлены не
только законодательством субъекта РФ, но и законодательством
Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 41 оспариваемого закона финансовые и
материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за
ним учредителем или являющиеся его собственностью, используются им
по усмотрению в соответствии с уставом образовательного учреждения
и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено
законодательством РС(Я). Названная норма вступает в противоречие с
пунктом 2 статьи 43 Закона РФ "Об образовании", согласно которому
финансовые и материальные средства образовательного учреждения
используются им по усмотрению и не подлежат изъятию, если иное не
предусмотрено законодательством РФ.
Пункт 2 статьи 44 оспариваемого закона, предусматривающий, что
к предпринимательской деятельности образовательного учреждения
относится любая деятельность, направленная на получение прибыли.
Указанная норма противоречит статье 47 Закона РФ "Об образовании",
устанавливающей исчерпывающий перечень предпринимательской
деятельности. Из нормы федерального закона следует, что
образовательное учреждение не вправе вести любую
предпринимательскую деятельность.
Пункт 1 статьи 45 оспариваемого закона, устанавливающий, что
индивидуальная трудовая педагогическая деятельность
рассматривается и подлежит регистрации в соответствии с
законодательством РС(Я), противоречит пункту 1 статьи 48 Закона РФ
"Об образовании", согласно которой индивидуальная трудовая
педагогическая деятельность подлежит регистрации в соответствии с
законодательством РФ. Регистрация юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей производится в соответствии с Федеральным законом
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей".
Пункт 10 статьи 47 оспариваемого закона, устанавливающий, что
категория обучающихся, воспитанников, направляемых в специальные
коррекционные образовательные учреждения, а также содержащихся на
полном государственном обеспечении, определяются Правительством
РС(Я), противоречит пункту 10 статьи 50 Закона РФ "Об
образовании", согласно которой указанные категории определяются
Правительством РФ.
Пункт 7 статьи 48 оспариваемого закона, предусматривающий, что
ответственность за создание условий учебы, труда и отдыха
обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях несут
должностные лица образовательных учреждений в соответствии с
законодательством РС(Я) и уставом образовательного учреждения,
противоречит пункту 7 статьи 51 Закона РФ "Об образовании",
согласно которой указанная ответственность устанавливается
законодательством РФ и уставом образовательного учреждения.
Кроме того, подлежат приведению в соответствие с действующим
федеральным законодательством и законодательством республики о
местном самоуправлении пункт 4 статьи 18, статья 31, подпункт "з"
пункта 2 статьи 32, пункт 1 статьи 33, пункт 3 статьи 34 и пункт 4
статьи 38 оспариваемого закона, в которых применяется термин
"местные органы государственной власти".
Согласно пункту "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской
Федерации вопросы образования отнесены к предмету совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии
с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые
акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
Анализ вышеприведенных норм Закона РС(Я) "Об образовании"
показывает, что оспоренные положения нормативного правового акта
противоречат федеральному законодательству и потому подлежат
признанию недействующими.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253
ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления настоящего решения
в законную силу абзац 5 преамбулы, пункт 1 статьи 3, пункт 7
статьи 9, пункт 1 статьи 11, пункт 4 статьи 18, пункт 2 статьи 19,
пункт "е" статьи 29, пункты "в", "г" и "д" статьи 30, статью 31,
подпункт "з" пункта 2 статьи 32, пункты 1, 14-21 статьи 33, пункт
3, подпункты "б" и "г" пункта 4 и пункт 5 статьи 34, пункт 1 и
подпункт "а" пункта 4 статьи 35, подпункт "б" пункта 2, пункт 3
статьи 36, пункт 7 статьи 37, пункт 4 статьи 38, пункт 2 статьи
41, пункт 2 статьи 44, пункт 1 статьи 45, пункт 10 статьи 47 и
пункт 7 статьи 48 Закона Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995
г. З N 59-I "Об образовании" (в редакции Закона РС(Я) от 17
октября 2003 года 78-3 N 171-III).
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную
силу опубликовать в печатном издании, в котором был официально
опубликован нормативный правовой акт - в газетах "Саха сирэ" и
"Якутия".
Решение суда может быть обжаловано в 10-дневный срок в
Верховный Суд Российской Федерации путем принесения жалобы через
суд, принявший решение.
Председательствующий
А.Р.ДАНИЛОВ
|