ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 9 сентября 2004 г. N 3-39/04
О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ АБЗАЦА 1 СТАТЬИ 9
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 25 ДЕКАБРЯ 2003 ГОДА
91-3 N 187-III "О ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
НА 2004 ГОД" В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НОРМ РАСХОДОВ, ВЫЧИТАЕМЫХ ИЗ СРЕДСТВ
ОТ ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ОТ ПРОДАЖИ ПРАВА НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НА КОТОРЫХ РАСПОЛОЖЕНЫ
ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, НАХОДИВШИЕСЯ ДО ОТЧУЖДЕНИЯ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)>
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Данилова А.Р.,
с участием прокурора Александрова П.С.,
при секретаре Захаровой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 9
сентября 2004 года дело по заявлению Прокурора Республики Саха
(Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству
и недействующим абзаца 1 статьи 9 Закона Республики Саха (Якутия)
от 25.12.2003 91-3 N 187-III "О государственном бюджете Республики
Саха (Якутия) на 2004 год" (в редакции от 15.07.2004 3 N 312-III),
установил:
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 г. 91-3 N 187-III принят Закон "О
государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2004 год".
Закон в установленном порядке опубликован в официальных средствах
массовой информации (газета "Якутские ведомости" от 31 декабря
2003 г. N 54).
Исполняющий обязанности Прокурора Республики Саха (Якутия)
обратился в суд с заявлением о признании противоречащей
федеральному законодательству и недействующей статьи 9 названного
закона.
26 августа 2004 г. и.о. Прокурора РС(Я) в порядке,
предусмотренном ст. 39 ГПК РФ, изменил предмет иска в части
признания противоречащим федеральному законодательству и
недействующим абзаца 1 статьи 9 оспариваемого закона.
Оспариваемое положение закона (абзац 1 статьи 9) устанавливает,
"что в 2004 году средства от продажи земельных участков и от
продажи права на заключение договоров аренды земельных участков за
вычетом расходов на их продажу по нормам, установленным
Правительством Российской Федерации, а также земельных участков,
на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся
до отчуждения в государственной собственности Республики Саха
(Якутия) - по нормам, установленным Правительством Республики Саха
(Якутия) в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "О
приватизации государственного имущества в Республике Саха
(Якутия)", поступают на счета органов федерального казначейства и
перечисляются ими по нормативам".
В судебном заседании прокурор Александров П.С. заявление
поддержал в полном объеме и полагает необходимым признать абзац 1
статьи 9 Закона о государственном бюджете республики
противоречащим федеральному законодательству и недействующим с
момента вступления в законную силу решения по делу.
Свои требования прокурор обосновывает тем, что полномочиями по
установлению норм расходов, вычитаемых из средств от продажи всех
земельных участков или права на заключение договоров их аренды до
разграничения государственной собственности на землю обладает
исключительно Правительство Российской Федерации.
В связи с этим, по мнению прокурора, наделение Правительства
Республики Саха (Якутия), в соответствии с абзацем 1 статьи 9
Закона "О государственном бюджете РС(Я) на 2004 год", полномочиями
установления норм расходов, вычитаемых из средств от продажи
земельных участков и от продажи права на заключение договоров
аренды земельных участков, находящихся в государственной
собственности на землю, до ее разграничения по видам публичной
собственности, входит в противоречие с федеральным
законодательством.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) в судебное заседание не явился. О времени и месте
судебного заседания сторона извещена надлежащим образом. Однако не
представила сведения о причинах неявки своего представителя. Суд
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя
указанной стороны.
Заслушав пояснения прокурора и проверив материалы дела, оценив
представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Оспариваемое положение закона (абзац 1 статьи 9) допускает
возможность установления Правительством Республики Саха (Якутия)
норм расходов, вычитаемых из средств от продажи земельных участков
и от продажи права на заключение договоров аренды земельных
участков, находящихся в государственной собственности на землю, до
ее разграничения по видам публичной собственности.
Вместе с тем федеральный законодатель (ст. 13 Федерального
закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на
2004 год") определил, что полномочиями по установлению норм
расходов, вычитаемых из средств от продажи всех земельных участков
или права на заключение договоров их аренды до разграничения
государственной собственности на землю, обладает исключительно
Правительство РФ.
Возможность определения этих норм правовыми актами субъектов
Российской Федерации до момента разграничения государственной
собственности на землю не предусматривается.
Регулирование таких отношений органами государственной власти
субъектов РФ возможно только в отношении тех земельных участков,
которые закреплены в собственность соответствующих субъектов РФ
после разграничения государственной собственности на землю (абзац
10 ст. 13 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004
год").
Следует отметить, что постановлением Правительства РФ от 17
августа 2002 г. N 615 "Об утверждении норм расходов при продаже
гражданам и юридическим лицам находящихся в государственной
собственности земельных участков или права на заключение договоров
аренды таких земельных участков" указанные нормы утверждены.
Согласно статье 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования
и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными
ресурсами отнесены к предмету совместного ведения РФ и ее
субъектов.
В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии
с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые
акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
На основании указанных положений закона, и исходя из изложенных
обстоятельств дела, заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Оспариваемое положение нормативного правового акта, как
противоречащее федеральному законодательству, подлежит признанию
недействующим.
Руководствуясь ст. ст. 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления настоящего решения
в законную силу абзац 1 статьи 9 Закона Республики Саха (Якутия)
от 25 декабря 2003 года 91-3 N 187-III "О государственном бюджете
Республики Саха (Якутия) на 2004 год" в части установления
Правительством Республики Саха (Якутия) норм расходов, вычитаемых
из средств от продажи земельных участков и от продажи права на
заключение договоров аренды земельных участков, на которых
расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся до
отчуждения в государственной собственности Республики Саха
(Якутия).
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную
силу опубликовать в печатном издании, в котором был официально
опубликован нормативный правовой акт.
Решение суда может быть обжаловано в 10-дневный срок в
Верховный Суд Российской Федерации путем принесения жалобы через
суд, принявший решение.
Председательствующий
А.Р.ДАНИЛОВ
|