ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2004 г. N 3-19/04
О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПУНКТОВ 6 И 10 ПРИЛОЖЕНИЯ N 2
"ПРЕДЕЛЬНЫЕ УРОВНИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ЦЕНОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ",
УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 24 ИЮЛЯ 1996 N 316 (В РЕДАКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РС(Я) ОТ 31 МАЯ 1999 Г. N 274)>
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Данилова А.Р.,
с участием прокурора Каминской Ю.Н.,
представителя Управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Шаталовой Л.И.,
представителя Правительства Республики Саха (Якутия) Петрова А.Ю.,
при секретаре Оконешниковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 23
августа 2004 года дело по заявлению Прокурора Республики Саха
(Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству
и недействующими пунктов 6 и 10 приложения N 2 "Предельные уровни
рентабельности для целей ценового регулирования", утвержденного
постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 июля
1996 г. N 316 (в редакции постановления Правительства РС(Я) от 31
мая 1999 г. N 274),
установил:
Постановлением от 24 июля 1996 г. N 316 Правительство
Республики Саха (Якутия) утвердило и ввело в действие с 1 августа
1996 г. Методику определения рентабельности для целей ценового
регулирования (приложение N 1) и Предельные уровни рентабельности
для целей ценового регулирования (приложение N 2). Постановление с
приложениями в установленном порядке опубликовано в официальных
средствах массовой информации (газета "Якутские ведомости" N 30 за
1996 г.).
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
о признании противоречащими федеральному законодательству и
недействующими пунктов 6 и 10 приложения N 2 "Предельные уровни
рентабельности для целей ценового регулирования": на перевозки
пассажиров и багажа автомобильным (включая такси), воздушным (на
местных авиалиниях), речным транспортом и связанные с ними услуги
в размере 15% (пункт 6); на авиаработы, оказанные бюджетным
организациям и аэропортовские услуги по обслуживанию воздушных
судов при выполнении указанных полетов в размере 10%.
В судебном заседании Прокурор Каминская Ю.Н. заявление
поддержала в полном объеме и полагает необходимым признать
оспариваемые пункты приложения N 2 "Предельные уровни
рентабельности для целей ценового регулирования" недействующими с
момента вступления в законную силу решения по делу.
Свои требования Прокурор обосновывает тем, что пункт 6
названного приложения противоречит нормативным актам Правительства
Российской Федерации, установившим иной размер предельного уровня
рентабельности для целей ценового регулирования, а также
предусматривающим условия компенсации разницы доходов
авиапредприятий из средств соответствующих бюджетов в случае
снижения тарифов на местных воздушных линиях. Пункт 10 приложения
противоречит федеральному законодательству, поскольку
государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке
обслуживания воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах
является полномочием Правительства РФ и федеральных органов
исполнительной власти.
Представитель Управления Министерства юстиции РФ по РС(Я)
Шаталова Е.И. поддержала экспертное заключение Управления МЮ РФ о
признании противоречащими федеральному законодательству
оспариваемых Прокурором пунктов 6 и 10 приложения N 2 "Предельные
уровни рентабельности для ценового регулирования", утвержденного
постановлением Правительства РС(Я) от 24 июля 1996 года (в
редакции постановления Правительства РС(Я) от 31 мая 1999 г. N
274).
Представитель Правительства Республики Саха (Якутия) Петров
А.Ю. признал пункт 10 оспариваемого нормативного акта
противоречащим федеральному законодательству. В отношении пункта 6
представитель считает, что Правительство Республики Саха (Якутия),
как орган исполнительной власти субъекта РФ, в соответствии с
постановлением Правительства РФ от 7 мая 2001 г. N 350, имело
право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на
перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным
транспортом в местном сообщении и на переправах, а также перевозки
грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным
транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях.
Заслушав пояснения сторон и проверив материалы дела, оценив
представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Постановлением Правительства РС(Я) от 24 июля 1996 г. N 316
утверждены и введены в действие с 1 августа 1996 г. Методика
определения рентабельности для целей ценового регулирования
(приложение N 1) и Предельные уровни рентабельности для целей
ценового регулирования (приложение N 2).
В методике определения рентабельности для целей ценового
регулирования (приложение N 1) указано, что по решению
Правительства Республики Саха (Якутия) на отдельные виды продукции
(услуги) цены регулируются предельным уровнем рентабельности.
Рентабельность продукции рассматривается как отношение прибыли от
реализации данного вида продукции к ее себестоимости. В методике,
в частности, указано, что в случае, если фактическая
рентабельность превышает установленный уровень, цены на продукцию
должны быть пересмотрены предприятием в сторону уменьшения.
Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по
сниженным ценам с рентабельностью не выше предельной.
Следовательно, цена на продукцию зависит от уровня рентабельности.
Пунктом 6 приложения N 2 к указанному постановлению с
изменениями внесенными постановлением Правительства РС(Я) от 31
мая 1999 г. N 274, установлены предельные уровни рентабельности
для целей ценового регулирования на перевозки пассажиров и багажа
автомобильным (включая такси), воздушным (на местных авиалиниях),
речным транспортом и связанные с ними услуги в размере 15%.
Пунктом 10 приложения N 2 уровень рентабельности на авиаработы,
оказанные бюджетным организациям, и аэропортовские услуги по
обслуживанию воздушных судов при выполнении указанных полетов
установлен в размере 10%.
Из вышеизложенного следует, что данным постановлением
Правительство Республики Саха (Якутия) регулирует вопросы
ценообразования.
Цена, в соответствии с главой 27 Гражданского кодекса РФ,
является одним из условий договора. В соответствии ч. 1 ст. 424 ГК
РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной
соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются
цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или
регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О
мерах по упорядочению государственного регулирования цен
(тарифов)" установлено, что государственное регулирование цен на
внутреннем рынке обслуживания воздушных судов, пассажиров и грузов
в аэропортах осуществляют Правительство РФ и федеральные органы
исполнительной власти, а государственное регулирование тарифов и
надбавок по перевозкам пассажиров и багажа на местных авиалиниях и
речным транспортом в местном сообщении и на переправах, перевозкам
грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным
транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях осуществляют органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Пунктом 1 названного постановления Правительства РФ утвержден
перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых
организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ
предоставляется право вводить государственное регулирование
тарифов и надбавок, в том числе:
- перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным
транспортом в местном сообщении и на переправах;
- перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и
воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях.
Из изложенного следует, что Правительство Республики Саха
(Якутия) правомочно осуществлять государственное регулирование
тарифов и надбавок в сфере перевозок пассажиров и багажа на
местных авиалиниях, на речном, морском и воздушном транспорте в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако не
вправе осуществлять государственное регулирование аэропортовских
услуг, поскольку постановлением Правительства РФ установлено, что
государственное регулирование цен (тарифов) и на внутреннем рынке
обслуживания воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах
осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные
органы исполнительной власти.
Пунктом 7 постановления Правительства РФ от 17 сентября 1992 г.
N 724 "О государственном регулировании цен на энергоресурсы,
другие виды продукции и услуг" с 1 января 1993 г. предельный
уровень рентабельности при формировании свободных тарифов на
перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ними
работы и услуги установлен в размере 20% к себестоимости.
В соответствии с пунктом 1 Временного порядка установления и
регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними
работы и услуги на внутренних воздушных линиях, установленного
Комитетом РФ по политике цен и Министерством транспорта РФ от 19
февраля 1993 г. N 01-55/306-15 и N 1-ц свободные тарифы на
перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги, ставки
сборов за коммерческое и техническое обслуживание воздушных судов,
их взлет и посадку на внутренних воздушных линиях в пределах
территории Российской Федерации с 1 января 1993 г. разрабатываются
и устанавливаются авиапредприятиями самостоятельно, независимо от
их формы собственности и организационно-правовой формы предприятия
на основе экономически обоснованной себестоимости и предельного
уровня рентабельности в размере 20% к себестоимости.
В соответствии с пунктом 2 названного Временного порядка по
согласованию органов управления республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы
и Санкт-Петербурга с авиапредприятиями может производиться
снижение тарифов на местных воздушных линиях, исходя из социально-
экономических интересов регионов при условии компенсации
авиапредприятиям разницы в доходах из средств соответствующих
бюджетов.
Как видно из изложенного, Правительство Республики Саха
(Якутия) должно осуществлять государственное регулирование тарифов
на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным
транспортом в местном сообщении и на переправах, на перевозки
грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным
транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях в рамках, установленных федеральным законодательством,
а именно снижать тарифы при условии компенсации авиапредприятиям
разницы в доходах из средств соответствующего бюджета.
Анализ оспариваемых норм показывает, что пункт 6 приложения N 2
к постановлению Правительства РС(Я), устанавливающий предельные
уровни рентабельности для целей ценового регулирования на
перевозки пассажиров и багажа автомобильным (включая такси),
воздушным (на местных авиалиниях), речным транспортом и связанные
с ними услуги в размере 15%, вступает в противоречие:
- с пунктом 7 постановления Правительства РФ от 17 сентября
1992 г. N 724 "О государственном регулировании цен на
энергоресурсы, другие виды продукции и услуг", установившего
предельный уровень рентабельности при формировании свободных
тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные
с ними работы в размере 20% к себестоимости;
- с пунктами 1 и 2 Временного порядка, предусматривающего
установление и регулирование тарифов на перевозки пассажиров и
связанные с ними работы и услуги авиапредприятиями самостоятельно,
а также снижение тарифов при условии компенсации авиапредприятиям
разницы в доходах из средств соответствующих бюджетов.
Пункт 10 приложения N 2 к постановлению Правительства РС(Я),
устанавливающий предельный уровень рентабельности аэропортовских
услуг противоречит постановлению Правительства РФ от 7 марта 1995
г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования
цен (тарифов)", как принятый с превышением полномочий,
предоставленных органу исполнительной власти субъекта Российской
Федерации.
Таким образом, оспариваемые нормы приложения N 2 к
постановлению Правительства РС(Я) от 24 июля 1996 г. N 316 (в
редакции от 31 мая 1999 г.), как противоречащие федеральному
законодательству, подлежат признанию недействующими.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 253 ГПК
РФ, суд
решил:
Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную
силу пункты 6 и 10 приложения N 2 "Предельные уровни
рентабельности для целей ценового регулирования", утвержденного
постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 июля
1996 г. N 316 (в редакции постановления Правительства РС(Я) от 31
мая 1999 г. N 274).
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную
силу опубликовать в печатном издании, в котором был официально
опубликован нормативный правовой акт.
Решение суда может быть обжаловано в 10-дневный срок в
Верховный Суд Российской Федерации путем принесения жалобы через
суд, принявший решение.
Судья
А.Р.ДАНИЛОВ
|