ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2004 г. N 378
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОЭТАПНОЙ ЛИКВИДАЦИИ
ПЕРЕКРЕСТНОГО СУБСИДИРОВАНИЯ МЕЖДУ КАТЕГОРИЯМИ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТАРИФАХ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ,
ВЫРАБАТЫВАЕМУЮ АК "ЯКУТСКЭНЕРГО"
Во исполнение требований федерального законодательства о
недопустимости установления для отдельных категорий потребителей
льготных тарифов на электрическую энергию за счет других
потребителей, в целях соблюдения принципа реформирования
электроэнергетики Российской Федерации о поэтапной ликвидации
перекрестного субсидирования различных групп потребителей
электроэнергии и на основании протокола Экономического совета
Республики Саха (Якутия) от 7 июля 2004 года Правительство
Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу поэтапной ликвидации
перекрестного субсидирования между категориями потребителей в
тарифах на электрическую энергию, вырабатываемую АК
"Якутскэнерго".
2. Государственному Комитету по ценовой политике - Региональной
энергетической комиссии Республики Саха (Якутия):
при регулировании тарифов на электрическую энергию принять к
руководству утвержденную настоящим постановлением Программу;
обеспечить проведение разъяснительной работы среди населения и
других категорий потребителей по реализации данной Программы.
3. Министерству экономического развития Республики Саха
(Якутия), Министерству финансов Республики Саха (Якутия),
отраслевым министерствам и ведомствам, органам местного
самоуправления:
учитывать показатели Программы при разработке прогнозов
социально-экономического развития, при формировании бюджета и
прогнозировании финансово-хозяйственной деятельности потребителей
электрической энергии;
в целях недопущения резкого роста затрат на оплату
электрической энергии ввести в подведомственных учреждениях и
предприятиях режим строжайшей экономии энергоресурсов в
соответствии с республиканской Программой энергоресурсосбережения.
4. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики
Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством труда и
социального развития Республики Саха (Якутия) разработать порядок
предоставления субсидий населению, проживающему в частных домах,
не обслуживаемых предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
5. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой
информации.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за
собой.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 17 августа 2004 г. N 378
ПРОГРАММА
ПОЭТАПНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ПЕРЕКРЕСТНОГО СУБСИДИРОВАНИЯ
МЕЖДУ КАТЕГОРИЯМИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТАРИФАХ
НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ, ВЫРАБАТЫВАЕМУЮ
АК "ЯКУТСКЭНЕРГО"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы Программа поэтапной ликвидации
перекрестного субсидирования между
категориями потребителей в тарифах на
электрическую энергию, вырабатываемую
АК "Якутскэнерго".
Нормативное обоснование - ФЗ N 41-ФЗ от 14.04.1995 "О
для разработки Программы государственном регулировании тарифов
на электрическую и тепловую энергию в
РФ";
- ФЗ N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об
электроэнергетике";
- Указ Президента РФ от 17.10.1996
N 1451 "О дополнительных мерах по
ограничению роста цен (тарифов) на
продукцию (услуги) естественных
монополий и созданию условий для
стабилизации работы промышленности";
- Постановление Правительства РФ от
26.09.1997 N 1231 "О поэтапном
прекращении перекрестного
субсидирования в электроэнергетике и
доведении уровня тарифов на
электрическую энергию для населения
до фактической стоимости ее
производства, передачи и
распределения";
- Постановление Правительства РФ от
11.07.2001 N 526 "О реформировании
электроэнергетики";
- Постановление ФЭК РФ от 05.12.1997
N 125/2 "Об утверждении рекомендаций
по установлению тарифов на
электрическую энергию для населения в
соответствии с фактической ее
стоимостью с учетом уровня жизни
населения региона";
- Протокол совещания у заместителя
Председателя Правительства РФ
Яковлева В.А. от 11.10.2003;
- Письмо ФЭК от 17.11.2003 "О
ликвидации перекрестного
субсидирования в Республике Саха
(Якутия) согласно Протокола совещания
у заместителя Председателя
Правительства РФ Яковлева В.А.";
- Постановления Правительства РС(Я)
от 28.12.2003 N 811, 821, от
22.04.2004 N 190.
Суть проблемы и Реформа в отрасли электроэнергетики
необходимость ее решения РФ предполагает свободное рыночное
программными методами формирование тарифов в конкурентной
среде. У крупных потребителей,
присоединенных к единой сети (или
имеющих другую альтернативу),
появилась возможность выбора
поставщика энергии. В этой ситуации
вероятен незапланированный разовый
ощутимый рост тарифов для
потребителей, не имеющих возможности
выбора. Для предотвращения этого
необходимо поэтапное решение проблемы
программными методами.
Основная цель Программы Подготовка поставщика и потребителей
энергии к рыночным условиям
функционирования отрасли энергетики.
Задачи Программы Смягчить процесс перехода к рыночным
взаимоотношениям для субсидируемых
категорий потребителей.
Подготовить субсидируемых
потребителей энергии к планомерному
опережающему росту тарифов.
Заинтересовать промышленных
потребителей энергии в сохранении
договорных взаимоотношений с АК
"Якутскэнерго".
Обеспечить прозрачность тарифной
политики в сфере электроэнергетики на
перспективу.
Сроки и этапы С 2006 года по 2013 год включительно.
реализации Программы Этапы реализации - ежегодно равными
темпами со сроками ликвидации
перекрестного субсидирования по
сельскохозяйственным, льготным и
бюджетным категориям потребителей в
2009, 2010, 2011 годах
соответственно; по населению -
ежегодно равными темпами со сроками
ликвидации перекрестного
субсидирования в 2013 году.
Перечень основных - Ежегодное повышение тарифов для
программных мероприятий определенных категорий потребителей
сверх уровня инфляции согласно
принятым в Программе размерам.
- Ежегодное установление тарифов для
промышленных потребителей ниже уровня
инфляции согласно принятым в
Программе размерам.
- Формирование прогноза социально -
экономического развития республики с
учетом показателей данной Программы;
- Формирование бюджета республики с
учетом показателей данной Программы.
- Формирование финансово -
хозяйственной деятельности
потребителей с учетом показателей
данной Программы.
Объем и источники Реализация Программы предполагает
финансирования Программы возникновение дополнительных расходов
местных бюджетов (с учетом ЖКХ) в
размере до 45 млн. рублей с НДС
ежегодно до срока ликвидации
перекрестного субсидирования (по
республиканскому и федеральному
бюджету ожидается положительный
баланс за счет увеличения налогов на
прибыль).
Дополнительные расходы населения
ожидаются в размере от 22 до 29
рублей/месяц на семью из трех человек
ежегодно, сельского хозяйства - 4
млн. рублей ежегодно, льготных
потребителей (организаций) - 1,6 млн.
рублей.
(Все расчеты без учета индексов
инфляции).
Ожидаемые результаты от Установление тарифов на электрическую
реализации Программы энергию к окончанию срока реализации
Программы на уровне экономически
обоснованных расходов на ее
производство, транспорт и сбыт по
уровням напряжения.
Замедленный рост тарифов для прочих
потребителей приведет к снижению
уровня роста тарифов за весь период
реализации Программы до 20%.
Разработчик Программы Государственный Комитет по ценовой
политике - Региональная
энергетическая комиссия РС(Я),
рабочая группа по подготовке
Программы прекращения перекрестного
субсидирования между категориями
потребителей электроэнергии,
созданная по распоряжению
Правительства Республики Саха
(Якутия) от 04.03.2004 N 200-р.
Ответственные за Государственный Комитет по ценовой
исполнение основных политике - Региональная
программных мероприятий энергетическая комиссия РС(Я),
Министерство экономического развития
РС(Я), Министерство финансов РС(Я),
Министерство ЖКХ и энергетики РС(Я),
Министерство труда и социального
развития РС(Я), отраслевые
министерства и ведомства, АК
"Якутскэнерго".
Контроль за исполнением Председатель Правительства Республики
Программы Саха (Якутия).
ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации в настоящее время осуществляется переход
на рыночные условия функционирования во всех сферах
жизнедеятельности страны, в том числе и в сфере электроэнергетики.
Переход на рыночные условия в этой сфере происходит особо
затруднительно и болезненно для потребителей в силу следующих
обстоятельств:
Кардинальное отличие проводившейся в советское время тарифной
политики в сфере электроэнергетики от требований рыночных условий.
Так, в большинстве регионов РФ в настоящее время сложились такие
условия, когда для населения действуют тарифы, не обеспечивающие
реальные затраты на производство, передачу и сбыт энергии для него
за счет установления заведомо завышенных тарифов для промышленных
потребителей (перекрестное субсидирование тарифов между
категориями потребителей). А в развитых странах мира тарифная
политика построена по обратному принципу установления тарифов по
реальной стоимости для каждой категории потребителей, в силу
которого население практически везде оплачивает тарифы,
превышающие тарифы для промышленных потребителей в несколько раз;
Неоднородность развития системы электроэнергетики в различных
регионах страны и наличие многочисленных изолированных от единой
сети энергосистем. То, что может быть приемлемо и выполнимо для
центральных регионов зачастую не подходит для других, в
особенности для северных регионов. Например, в Республике Саха
(Якутия) в системе малой энергетики, представленной дизельными
электростанциями, нет реальной экономической необходимости
разделения тарифов на генерацию, транспортировку и сбыт, основным
принципом которого является введение конкуренции в сфере
генерации;
Непринятие населением и другими льготными категориями
потребителей политики реформирования в сфере электроэнергетики в
силу неизбежного опережающего роста тарифов для них. Доказать
необходимость проводимых мероприятий по реформированию, включая
изменения тарифной политики, населению, 75 лет проживавшему в
советской системе, затруднительно. Это также усугубляется опытом
реформирования отрасли ЖКХ, сопровождавшегося ростом тарифов на
жилищно-коммунальные услуги, которое на данном этапе ощутимых
результатов в сторону повышения качества услуг и ответственности
поставщиков не показал.
Тем не менее, Правительством Российской Федерации взят курс на
реформирование в сфере электроэнергетики, основным принципом
которого является поэтапная ликвидация перекрестного
субсидирования между категориями потребителей в тарифах на
электрическую энергию, препятствующего разделению системы по видам
деятельности: генерация, транспорт, сбыт. Целью этого процесса
является отмена государственного регулирования тарифов в сфере
генерации для развития конкуренции среди поставщиков энергии, что
в конечном итоге должно привести к снижению тарифов для
потребителей. Разделение по видам деятельности также должно
способствовать усилению ответственности поставщиков каждого вида
услуг и, как следствие, повышению качества обслуживания
потребителей.
В связи с этим, по заданию Правительства Республики Саха
(Якутия) во исполнение требований федерального законодательства
Государственным Комитетом по ценовой политике - Региональной
энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) и рабочей
группой по подготовке Программы прекращения перекрестного
субсидирования между категориями потребителей электроэнергии,
созданной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от
4 марта 2004 года N 200-р, разработана настоящая Программа.
1. ДИНАМИКА ЗА ПОСЛЕДНИЕ 14 ЛЕТ И ДЕЙСТВУЮЩАЯ
ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В Республике Саха (Якутия) на электрическую энергию,
вырабатываемую ОАО АК "Якутскэнерго" (включая ОАО "Сахаэнерго" и
ранее функционировавшее ГУП "Сахасельхозэнерго"), в настоящее
время действуют одноставочные тарифы по основным категориям
потребителей в следующих размерах по отношению к тарифам для
промышленных потребителей:
для городского населения с газовыми плитами - в 1,8 раза ниже;
для городского населения с прочими плитами - в 2,5 раза ниже.
Это составляет 0,7 к тарифу для городского населения с газовыми
плитами, что регламентировано постановлениями Правительства РФ;
для сельского населения - в 3,5 раза ниже или 0,5 к тарифу для
городского населения с газовыми плитами (постановлениями
Правительства РФ регламентировано соотношение 0,7);
для сельского хозяйства и других льготных категорий
потребителей (такие, как местная промышленность и бытовое
обслуживание населения в сельской местности, торговля в
арктических улусах и в системе "Холбос", улусные типографии,
мебельные, швейные предприятия и т.д.) действуют тарифы в 1,37
раза ниже;
для бюджетных потребителей и ЖКХ в - 1,45 раза ниже.
Такое соотношение сложилось не за один год. Если проследить
изменение тарифов в динамике, то выясняется, что до перестройки
общества проводилась политика опережающего роста тарифов для
промышленных потребителей по сравнению с населением. В период
кризиса 1993-1997 годов закономерности не наблюдается, решения
принимались исходя из условий и приоритетов каждого года. Начиная
с 1999 года наблюдается в целом равномерный рост тарифов для всех
категорий потребителей. То есть, действующее на сегодня
соотношение тарифов в основном обусловлено политикой советских
времен и последствиями кризиса переходного периода.
Тем не менее, общая динамика по сравнению с 1990 годом поражает
резкой дифференциацией роста тарифов по категориям потребителей.
Так, по сельскому хозяйству рост тарифов составил 125 300 раз, что
объясняется опережающим ростом тарифов в кризисное время (но на
сегодня тариф для сельского хозяйства не достиг среднего уровня
тарифов). По сельскому населению также уровень роста тарифов
значителен - 58 000 раз. Следует отметить, что для сельского
населения и сельского хозяйства в советское время действовали
одинаковые тарифы, которые были ниже тарифов для городского
населения в 4 раза и тарифов для промышленности в 10 раз.
Постепенное приближение тарифов к общепринятым уровням и
обеспечило такие резкие показатели роста тарифов для сельских
категорий за 14 лет.
Низок показатель роста тарифов для бюджетных потребителей - 11
830 раз. Объясняется это тем, что до 1994 года тарифы для
бюджетных потребителей отдельно не устанавливались, на них
распространялись тарифы для промышленных потребителей (такое
положение дел сохранилось на сегодня практически во всех субъектах
РФ). Но в 1994 и в 1999 годах принимались решения о резко
сниженных темпах роста тарифов для бюджетных категорий по
сравнению с другими, что и обусловило низкий уровень роста тарифов
в целом для данной категории.
По федеральным нормативно-правовым документам тарифы на
электрическую энергию должны формироваться по уровням напряжения
энергии в сетях, то есть на низком напряжении (а это в основном
население) тарифы должны быть выше, чем на высоком. По расчетам на
сегодня тариф на низком напряжении должен составлять 1,64
руб./кВт. ч., на среднем - 1,304 руб./кВт. ч. (потребителей на
высоком напряжении у АК "Якутскэнерго" нет). С учетом этого суммы
перекрестного субсидирования составляют 1 120 млн. рублей, в том
числе по населению - на 857 млн. рублей (без учета НДС), по
сельскому хозяйству - 15 млн. рублей, по льготным потребителям
(организациям) - 8 млн. рублей и по бюджету и ЖКХ - 240 млн.
рублей.
2. СУЩЕСТВУЮЩИЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОБЛЕМЫ
ПРИ ПРИНЯТИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
При разработке Программы рабочая группа выявила ряд проблем,
существующих в настоящее время в решении вопроса ликвидации
перекрестного субсидирования между категориями потребителей в
тарифах на электрическую энергию. Некоторые из них имеют масштаб,
препятствующий принятию Программы и дальнейшей ее реализации в
случае принятия. Некоторые требуют решения до принятия Программы.
Таким образом, проблемы условно можно разделить на две части:
разрешимые и неразрешимые на уровне Правительства Республики Саха
(Якутия) с точки зрения разработки Программы.
Неразрешимые на уровне Правительства Республики Саха (Якутия)
проблемы:
1. Неопределенность политики Правительства Российской Федерации
в вопросе ликвидации перекрестного субсидирования в тарифах на
электрическую энергию. Правительством Российской Федерации в 1995-
1997 годах активно принимались нормативные акты по ликвидации
перекрестного субсидирования, но они не были выполнены
большинством субъектов по политическим мотивам и в связи с
отсутствием в то время резкой необходимости в ликвидации
субсидирования. В ноябре 2003 года Правительство РФ приняло
постановление о праве вывода на свободный рынок до 15% объема
установленной мощности энергии производителей и до 30% объема
потребления потребителей. Крупные потребители энергии изъявили
активное желание отказаться от своих поставщиков и выйти на
свободный рынок с конкурентным формированием тарифов на генерацию.
В результате у региональных энергетических комиссий возникли
проблемы с тарифами для оставшихся потребителей, так как все
промышленные потребители несли на себе груз перекрестного
субсидирования. Оценив ситуацию невозможности ликвидации
перекрестного субсидирования за такой короткий промежуток времени,
Правительство РФ порекомендовало РЭКам включить надбавку за
перекрестное субсидирование в тарифах на транспортировку энергии.
В результате весь процесс затормозился, количество желающих выйти
на конкурентный рынок энергии резко сократилось. Образовался
правовой и экономический вакуум, усугубляющийся проводимой
административной реформой в РФ.
2. Устарение действующих и отсутствие новых и специальных
нормативных актов Правительства РФ, регламентирующих подходы к
данному вопросу. В результате вышесказанного в настоящее время
специального нормативного акта по ликвидации перекрестного
субсидирования на уровне Правительства РФ не принято, действующие
акты устарели, новые акты по реформе энергетики содержат в себе
лишь по нескольку слов о перекрестном субсидировании. Тем не
менее, при прогнозе предельных уровней тарифов на 2005-2006 годы
Федеральная энергетическая комиссия направила всем РЭКам расчеты с
максимальным уровнем тарифов по населению на 25% выше каждый год
до полной ликвидации перекрестного субсидирования. Также в письме
ФЭК на запрос Госкомцен - РЭК РС(Я) указывается, что подготовлен
проект постановления Правительства РФ о ликвидации перекрестного
субсидирования до завершения переходного периода реформирования
электроэнергетики, т.е. до 2012 года. Вместе с тем, все указанные
документы подписаны ФЭК, а не новой тарифной службой. Но при
защите предельных уровней тарифов на 2005-2006 годы по Республике
Саха (Якутия) руководством Федеральной службы по тарифам была
высказана резкая критика в адрес Правительства РС(Я) из-за
отставания от других субъектов РФ в вопросе ликвидации
перекрестного субсидирования.
3. Отсутствие возможности развития рыночных отношений в сфере
электроэнергетики Республики Саха (Якутия) в ближайшее время и, в
связи с этим, отсутствие на данный момент необходимости
установления тарифов по уровням напряжения. Изолированность
энергосистемы Республики Саха (Якутия) от единых электрических
сетей России не дает возможности развитию рыночных отношений в
электроэнергетике. В республике нет потребителей с сетей высокого
напряжения. Присоединенность сетей от одного потребителя только к
одной станции сводит на нет целесообразность разделения тарифа на
электроэнергию на поставки и услуги по транспортировке
дифференцированно по уровням напряжения. У потребителей нет выбора
между свободно конкурирующими станциями, кроме присоединенных к
южно-якутским сетям. При выходе на свободный рынок до 30%
потребления АК "Алданзолото" и ГУП "Якутуголь" тариф для
оставшихся потребителей может увеличиться до 2%. Кроме того, в
связи с вводом ВГЭС-3 АК "АЛРОСА" изъявляет отказ от договорных
отношений с АК "Якутскэнерго" на величину объема поставок ВГЭС-3.
Это также может повлиять на рост тарифов до 4,5% в зависимости от
объемов выработки ВГЭС-3. Если бы тарифы для промышленных
потребителей были ниже тарифов для населения в разах, такого
желания АК "АЛРОСА", возможно, не появилось бы. То есть, несмотря
на удаленность от ЕЭС, реальная угроза ухода крупных потребителей
от АК "Якутскэнерго" есть и в Республике Саха (Якутия) (в расчетах
данные факторы не учтены, тарифы рассчитаны по группам
потребителей по уровням напряжения согласно нормативным актам РФ).
4. Недостаточно четкие формулировки и противоречия в
нормативных и ненормативных актах Правительства Российской
Федерации по ликвидации перекрестного субсидирования, порядку
формирования тарифов и т.д. Например, в Федеральном законе "О
государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую
энергию в РФ" сказано, что при установлении льготных тарифов
повышение для других не допускается. В то же время, ряд
постановлений Правительства РФ и ФЭК регламентируют установление
понижающего коэффициента 0,7 для городского населения со
стационарными электроплитами и электроотопительными установками и
для сельского населения, т.е. допускается наличие перекрестного
субсидирования (расчеты по сельскому населению выполнены с учетом
указанного понижающего коэффициента за счет увеличения тарифов для
городского населения с газовыми плитами согласно постановлению ФЭК
РФ; по городскому населению категории со стационарными плитами и
электроотопительными установками не выделены, принята категория
городского населения, проживающего в домах с прочими плитами;
расчеты по домам с прочими плитами выполнены с коэффициентом 0,75
от домов с газовыми плитами исходя из достижения равного уровня
расходов на электроэнергию с учетом природного газа).
5. Неопределенность ситуации с поставками электроэнергии на
ФОРЭМ, вследствие этого неясность в подходе к расчетам - с учетом
поставок на ФОРЭМ или без учета. На 2005 год РАО "ЕЭС России"
довело план поставок на ФОРЭМ по АК "Якутскэнерго" 1 млрд. кВт. ч.
вместо 1,5 млрд. кВт. ч. в 2004 году в связи с увеличением объемов
поставок от Бурейской ГЭС. Это может повлиять на средний тариф для
потребителей республики до 2,5%. Но вопрос в настоящее время
окончательно не решен, также вызывает сомнение обязательность
влияния на тариф для потребителей республики изменений поставок на
ФОРЭМ (расчеты сделаны без учета влияния поставок на ФОРЭМ на
тариф для собственных потребителей республики).
6. Отсутствие утвержденной Правительством РФ методики расчета
тарифов при комбинированной выработке электрической и тепловой
энергии, вследствие этого присутствие перекрестного субсидирования
между тарифами на электрическую и тепловую энергию АК
"Якутскэнерго" при расчете по методике РАО "ЕЭС России. В
настоящее время по расчетам согласно указанной методике
перекрестное субсидирование между тарифами на электрическую и
тепловую энергию составляет 248 млн. рублей. При ее ликвидации
тариф на электрическую энергию в среднем может снизиться на 3%. В
то же время ликвидация перекрестного субсидирования путем
повышения тарифов на тепловую энергию скажется на увеличении
расходов потребителей на оплату теплоэнергии по г. Якутску на
15,7%, по г. Нерюнгри - на 11,6%, по п. Светлый и п. Чернышевский
- на 64,1%. Целесообразнее повременить до принятия нормативного
документа на федеральном уровне, т.к. по другим расчетам наличие
перекрестного субсидирования может и не подтвердиться (расчеты
сделаны в действующих условиях без учета ликвидации перекрестного
субсидирования между тарифами на электрическую и тепловую
энергию).
Разрешимые на уровне Правительства Республики Саха (Якутия)
проблемы (с возможной проработкой вопросов с федеральными
ведомствами):
1. Неувязка с политикой введения долгосрочных тарифов. При
установлении тарифов на 2004 год АК "Якутскэнерго" внесла
предложение об установлении тарифов по максимальному предельному
уровню с сохранением их на 2005 год. Но предложение не было
принято, так как было решено в 2004 году решить вопрос
реорганизации электроэнергетики, а предложение по долгосрочным
тарифам реализовать начиная с 2005 года. Но ликвидация
перекрестного субсидирования означает ежегодное изменение тарифов
для всех групп потребителей, даже если размер среднего тарифа не
будет изменен. Необходимо изменить политику долгосрочных тарифов
сохранив это понятие только в части среднего тарифа.
2. Неувязка с политикой постепенного ухода от предоставления
дотаций из республиканского бюджета на разницу тарифов на
электроэнергию, вырабатываемую ОАО "Сахаэнерго". Правительством
Республики Саха (Якутия) было принято решение о постепенном
сокращении объемов дотаций из бюджета, что предполагает ежегодный
опережающий рост среднего тарифа на электроэнергию до 1,1%
независимо от уровня инфляции. Это также может стать
дополнительной нагрузкой для субсидируемых потребителей, и, в то
же время, будет частично компенсировать дополнительные затраты
республиканского бюджета. Но по возможности в пределах
установленных индексов целесообразно данное решение реализовать.
3. Самый низкий уровень тарифов по РФ для сельского населения в
РС(Я) с одновременной резкой дифференциацией доходов городского и
сельского населения. В Республике Саха (Якутия) для сельского
населения действует самый низкий тариф по России. Удельный вес
затрат на электроэнергию в доходах сельского населения в настоящее
время составляет около 1,4%. С учетом расходов на газ городское
население тратит на электроэнергию 1,15% своих доходов. Но при
ликвидации перекрестного субсидирования между тарифами для
населения и промышленности даже с установлением коэффициента 0,7
для сельского населения удельный вес их расходов составит 4,24%, а
по городскому населению данный показатель повысится только до
2,11% даже с учетом нагрузки по коэффициенту. Если тарифы для
всего населения установить на одинаковом уровне, то доля расходов
сельского населения вырастет до 4,65%, а для городского населения
составит 1,71%. То есть установить равные тарифы для населения,
как сделали некоторые субъекты РФ, проблематично, но и сохранить
соотношение 0,5 по сельскому населению не позволяет федеральное
законодательство. В то же время, нет уверенности в полноте учета
доходов сельского населения от реализации продукции личного
подсобного хозяйства, занятия малой предпринимательской
деятельностью и т.д. Также необходимо решить вопрос по системе
предоставления субсидий для жителей, проживающих в частных домах,
не обслуживаемых предприятиями ЖКХ (расчеты по сельскому населению
выполнены с коэффициентом 0,7, но рабочей группой было внесено
предложение рассмотреть вариант уравнивания тарифов при условии
предоставления субсидий сельскому населению).
4. Неопределенность понятия городского населения, проживающего
в домах, оборудованных стационарными электрическими плитами и
электроотопительными установками, а также несправедливость
введения такого понятия в отношении населения, проживающего в
домах с простыми электроплитами и печками. Начиная с 2002 года ГКЦ
- РЭК РС(Я) была проведена политика постепенного уравнивания
тарифов для всего городского населения, кроме проживающих в домах
с газовыми плитами, и в 2004 году это удалось достигнуть. Теперь
население, проживающее в домах со стационарными плитами, с
простыми электроплитами, с печками и другими видами плит платит
одинаковый тариф на электроэнергию. Сделано это было из-за того,
что расходы энергии для приготовления равного объема пищи на любой
плите в принципе одинаковые. Но федеральные нормативные акты
выделяют только категорию потребителей в домах со стационарными
электроплитами и электроотопительными установками с коэффициентом
0,7 к домам с газовыми плитами (расчеты выполнены по категории
городское население с прочими плитами с коэффициентом 0,75 к
населению с газовыми плитами исходя из достижения равного уровня
расходов на электроэнергию и газ с учетом политики, проводимой
Правительством РФ по опережающему росту цен на природный газ).
5. Наличие большого количества разных видов тарифов для
населения - по месту проживания (остается спорным вопрос отнесения
населения поселков к городскому населению), по видам плит для
пищеприготовления, для населенных пунктов с общим счетчиком, для
общедомовых нужд, для дачных и гаражных кооперативов, ночных и
дневных тарифов, в будущем возможно наличие тарифов за нормативное
и сверхнормативное потребление и т.д. Расширенное тарифное меню
предполагает индивидуальные подходы к установлению тарифов по
каждому виду. Проводимая политика установления тарифов по
экономически обоснованным расходам внесет изменения и в части
формирования тарифного меню. Например, до сих пор в республике
есть поселки и сельские населенные пункты, рассчитывающиеся по
общему счетчику и получающие электрическую энергию с сетей низкого
напряжения. Такое же положение и у большинства дачных и гаражных
кооперативов. При ликвидации перекрестного субсидирования для
данных категорий потребителей тоже должны быть установлены тарифы
по экономически обоснованному уровню расходов поставки,
транспортировки и сбыта энергии.
6. Негарантированность увеличения доходов бюджета от налогов на
прибыль в связи со снижением расходов на электроэнергию для
промышленных и прочих потребителей. Снижение расходов на
электроэнергию должно увеличивать прибыль предприятий, а значит и
поступления в бюджет от налогов от прибыли. Но эти плановые
расчеты по факту могут быть не подтверждены, предприятия могут
направить указанную экономию средств на другие цели.
3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы будет проходить в следующие этапы (размеры
роста и снижения тарифов приводятся вне зависимости от уровня
инфляции):
ежегодно равными темпами по 5% будут подниматься тарифы для
сельскохозяйственных и льготных категорий потребителей. Это
позволит ликвидировать субсидирование указанных потребителей в
2009 и в 2010 годах соответственно;
по бюджетным потребителям, финансируемым из республиканского и
местного бюджетов, тарифы будут подниматься по 5,5% до 2011 года;
по ЖКХ и потребителям, финансируемым из федерального бюджета, -
по 4,5% до 2011 года, т.к. по данной категории потребителей есть
поставки с сетей среднего напряжения;
начиная с 2011 года, промышленные потребители будут
субсидировать только население. По населению Программа
предполагает следующие темпы и сроки ликвидации перекрестного
субсидирования:
ежегодно по 10,5% по городскому населению с газовыми плитами,
по 11,5% по городскому населению с прочими плитами и по 15% по
сельскому населению равными темпами со сроками ликвидации
перекрестного субсидирования в 2013 году;
вышеназванные мероприятия позволят сдержать рост тарифов для
промышленных и прочих потребителей ниже уровня инфляции по 2,5% до
2013 года.
Пример расчета роста тарифов
при индексе-дефляторе на 2006 год 7,5%
-----------------------------------------------T-----------------¬
¦ Потребители ¦ % ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Льготные потребители (организации) ¦ 7,5 + 5 = 12,5 ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Учреждения местного и республиканского бюджета¦7,5 + 5,5 = 13,0 ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦ЖКХ и учреждения федерального бюджета ¦7,5 + 4,5 = 12,0 ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Городское население с газовыми плитами ¦7,5 + 10,5 = 18,0¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Городское население с прочими плитами ¦7,5 + 11,5 = 19,0¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Сельское население ¦ 7,5 + 15 = 22,5 ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Промышленные и прочие потребители ¦ 7,5 - 2,5 = 5,0 ¦
L----------------------------------------------+------------------
4. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Программные мероприятия предполагают не только ежегодное
установление тарифов на электрическую энергию с учетом показателей
роста (снижения) тарифов независимо от уровня инфляции, но и
выполнение таких действий, как:
формирование прогноза социально-экономического развития
республики с учетом показателей данной Программы;
формирование бюджета республики с учетом показателей данной
Программы;
формирование финансово-хозяйственной деятельности потребителей
с учетом показателей данной Программы.
То есть Программа должна внести изменения в системе
планирования и прогнозирования начиная с бюджета семьи через
формирование бюджета предприятий, органов местного самоуправления
и всей республики до формирования показателей макроэкономического
прогноза социально-экономического развития республики на
перспективу. Реализация Программы во многом зависит не столько от
ее принятия и установления тарифов, сколько от неукоснительного
выполнения всех указанных мероприятий.
В качестве мероприятий по реализации Программы также необходимо
отметить проведение широкой разъяснительной работы среди
потребителей энергии через средства массовой информации. Каждый
должен знать, зачем и для чего принята данная Программа, что их
ожидает в ближайшем будущем, как это отразится на их бюджете и
т.д.
Главным условием реализации Программы является переход на
адресную систему субсидирования не только по населению,
проживающему в домах с центральным отоплением, обслуживаемым
предприятиями ЖКХ, но и по всем другим категориям населения, в
особенности проживающего в сельской местности.
Другим условием является (по бюджетным потребителям и ЖКХ)
введение строжайшего режима экономии энергоресурсов согласно
республиканской Программе энергосбережения, так как таким образом
можно частично компенсировать дополнительные расходы бюджета.
5. ВЛИЯНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Влияние мероприятий Программы для потребителей электроэнергии,
кроме промышленных, будет негативное, так как сопровождается
ростом тарифов на электроэнергию для них, в том числе для
некоторых категорий потребителей значительным ростом.
Например, расходы льготных потребителей (организаций) будут
расти ежегодно в целом на 1,6 млн. рублей. Для хлебопекарной
промышленности и продукции сельского хозяйства ежегодное влияние
на себестоимость при росте тарифов на 5% опережающими темпами
будет незначительно (максимум до 0,7%).
Разная картина влияния Программы складывается по уровням
бюджета. Наличие перекрестного субсидирования по бюджетным
потребителям - это особенность Республики Саха (Якутия). В
большинстве регионов бюджетные потребители платят за
электроэнергию одинаково или больше, чем промышленные потребители.
В целом баланс доходов и расходов по федеральному бюджету за
весь период реализации Программы будет положительный - 31,7 млн.
рублей. При этом доходы от увеличения налогов на прибыль вырастут
на 56 млн. рублей, расходы с учетом НДС на 24,3 млн. рублей или на
29,4%. Положительный результат складывается и по республиканскому
бюджету: при увеличении доходов от прибыли на 190,5 млн. рублей
расходы возрастут на 35,2 млн. рублей или на 38,6% и в целом за
весь период баланс составит 155,3 млн. рублей.
Совершенно обратная картина складывается по местному бюджету с
учетом ЖКХ при сегодняшних нормативах отчислений от прибыли:
поступления от налогов увеличатся только на 22,4 млн. рублей, а
прямые расходы на оплату электроэнергии возрастут на 224,5 млн.
рублей или на 34%, помимо этого возрастут на 103,3 млн. рублей или
в 1,6 раза расходы на трансферты населению (субсидии на оплату
ЖКУ, профессиональные и социальные льготы). В целом отрицательное
сальдо составит 305,3 млн. рублей. В расчете на год эта сумма
будет колебаться от 38 до 53 млн. рублей до срока ликвидации
перекрестного субсидирования. То есть самую большую нагрузку среди
потребителей - юридических лиц будут нести учреждения местного
бюджета и ЖКХ, а значит органы местного самоуправления. Данная
сумма может быть снижена только за счет реализации
энергоресурсосберегающих мероприятий, также за счет того, что
увеличение расходов ЖКХ не прямо отразится на бюджете, а через
тарифы на услуги. Так, рост тарифов на тепловую энергию по данному
фактору может составить в год максимум 0,3%, на услуги канализации
- до 0,5% в зависимости от видов используемого оборудования. Самое
большое влияние на услуги ЖКХ увеличение тарифов на электроэнергию
окажет по водоснабжению. Здесь тарифы могут вырасти до 1,3%
ежегодно из-за наличия большого количества энергоемких насосов.
Но самые большие масштабы роста расходов будут у населения, так
как в целом понятие перекрестного субсидирования в Российской
Федерации присутствует между тарифами для населения и
промышленности. По городскому населению с газовыми плитами расходы
возрастут на 162 млн. рублей с учетом НДС или в 2,23 раза, по
городскому населению с прочими плитами - на 598 млн. рублей или в
2,36 раза, а по сельскому населению - на 251 млн. рублей или в 3
раза, что составит в целом рост расходов населения на 1 011 млн.
рублей. Но в расчете на семью из трех человек ежегодно суммы
дополнительных расходов незначительны. В городе в домах с газовыми
плитами в месяц расходы увеличатся на 22 рубля и составят в 2005
году 240 рублей с учетом расходов на газ. В домах с прочими
плитами увеличатся на 29 рублей и составят в 2005 году 198 рублей.
По этим категориям семей к концу ликвидации перекрестного
субсидирования расходы должны составить 400 рублей в месяц. Для
бюджета сельской семьи рост будет 26 рублей в месяц и расходы в
2005 году составят 129 рублей (к концу ликвидации - 309 рубля). Но
с учетом уровня доходов населения рост удельного веса расходов на
электроэнергию в доходах для сельского населения будет самый
ощутимый, как было выше сказано (в разделе проблем).
Положительное влияние на финансово-экономические показатели
деятельности реализация Программы окажет только для промышленных и
прочих потребителей. Ежегодное снижение индекса инфляции для них
будет по 2,5% до 2012 года (окончание срока реформирования
электроэнергетики Российской Федерации). В целом расходы на эту
группу потребителей снизятся на 1 120 млн. рублей. Но при этом для
конкретных предприятий влияние будет следующее (за весь период
реализации): для АК "АЛРОСА" это снизит себестоимость на 761 млн.
рублей или на 1,7%, для ОАО ХК "Якутуголь" - на 134 млн. рублей
или на 1,7%, для ОАО "Алданзолото" - на 54 млн. руб. или на 3,2%,
для ЗАО "Алдголд" - на 5 млн. рублей или на 2,5%. То есть более
ощутимо реализация Программы отразится на золотодобывающих
организациях.
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Таким образом, негативным результатом реализации Программы
может стать повышение тарифов сверх уровня инфляции для населения,
сельхозпотребителей, льготных категорий потребителей
(организаций), бюджетных организаций и ЖКХ.
В качестве положительного результата можно отметить замедленный
рост тарифов для прочих потребителей с учетом снижения уровня
инфляции за весь период реализации программы до 20%.
Результатом реализации Программы является ликвидация
перекрестного субсидирования между категориями потребителей в
тарифах на электрическую энергию, вырабатываемую АК
"Якутскэнерго", и установление экономически обоснованных тарифов,
дифференцированных по уровням напряжения для каждой группы
потребителей. Это позволит достигнуть конечную цель Программы -
подготовить поставщика и потребителей энергии к рыночным условиям
функционирования отрасли энергетики, при которых тарифы на
выработку энергии не будут регулироваться (при наличии конкуренции
между станциями).
Принятие Программы позволит:
смягчить процесс перехода к рыночным взаимоотношениям для
субсидируемых категорий потребителей;
подготовить субсидируемых потребителей энергии к планомерному
опережающему росту тарифов;
заинтересовать промышленных потребителей энергии в сохранении
договорных взаимоотношений с АК "Якутскэнерго";
обеспечить прозрачность тарифной политики в сфере
электроэнергетики на перспективу;
заинтересовать потребителей в проведении мероприятий по
энергосбережению.
Выполнение намеченных планов в полной мере позволит
активизировать финансово-хозяйственную деятельность промышленных
потребителей, заинтересовать их в расширении объемов производства
и создании новых рабочих мест, что в конечном итоге приведет к
росту валового регионального продукта и благосостояния населения в
целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение необходимо отметить, что в целом Программа
поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования между
категориями потребителей в тарифах на электрическую энергию,
вырабатываемую АК "Якутскэнерго", противоречива в силу таких
обстоятельств, как:
отсутствие или малый масштаб возникновения рыночных отношений в
электроэнергетике Республики Саха (Якутия) на ближайшую
перспективу;
неготовность потребителей хотя и к планомерному, но ощутимому
росту тарифов на электроэнергию;
низкие доходы сельского населения;
низкие возможности бюджета республики, в особенности бюджета
муниципальных образований.
В то же время:
уже сейчас в республике есть реальная угроза ухода крупных
потребителей от АК "Якутскэнерго" и разового ощутимого роста
тарифов для других потребителей;
Правительством РФ принят курс к реформе энергетики и переходу
на рыночные условия функционирования;
в отдельных документах Правительства РФ и тарифных органов уже
сейчас ставятся требования по ликвидации перекрестного
субсидирования;
дано прямое задание Правительству Республики Саха (Якутия)
разработать и принять Программу ликвидации перекрестного
субсидирования в тарифах на электрическую энергию, вырабатываемую
АК "Якутскэнерго";
Республика Саха (Якутия) резко отстает от других субъектов РФ в
вопросе ликвидации перекрестного субсидирования и т.д.
В целом, необходимость принятия Программы превалирует над
негативными обстоятельствами, препятствующими ее принятию.
Принятие Программы позволит Республике Саха (Якутия) выполнить
требования федерального законодательства, устанавливать
экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию по
уровням напряжения, даст импульс для развития промышленности в
республике, подготовит потребителей и поставщика энергии к
рыночным условиям функционирования энергетики и обозначит тарифную
политику в сфере электроэнергетики на перспективу.
Приложение
к Программе поэтапной ликвидации
перекрестного субсидирования между
категориями потребителей в тарифах на
электрическую энергию, вырабатываемую
ОАО АК "Якутскэнерго", утвержденной
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 17 августа 2004 г. N 378
-----------------------------------T------------T------------¬
¦ Категории потребителей ¦% ежегодного¦ Сроки ¦
¦ ¦ роста ¦ реализации ¦
¦ ¦ (снижения) ¦ по годам ¦
¦ ¦ тарифов ¦ ¦
+----------------------------------+------------+------------+
¦Население ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+------------+------------+
¦ - городское с газовыми плитами ¦ 10,5% ¦ 2006-2013 ¦
+----------------------------------+------------+------------+
¦ - городское с прочими плитами ¦ 11,5% ¦ 2006-2013 ¦
+----------------------------------+------------+------------+
¦ - сельское ¦ 15,0% ¦ 2006-2013 ¦
+----------------------------------+------------+------------+
¦Сельхозпотребители ¦ 5,0% ¦ 2006-2009 ¦
+----------------------------------+------------+------------+
¦Льготные потребители (организации)¦ 5,0% ¦ 2006-2010 ¦
+----------------------------------+------------+------------+
¦Бюджетные организации ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+------------+------------+
¦ - республиканский и местный ¦ 5,5% ¦ 2006-2011 ¦
+----------------------------------+------------+------------+
¦ - федеральный и ЖКХ ¦ 4,5% ¦ 2006-2011 ¦
+----------------------------------+------------+------------+
¦Промышленные и приравненные к ним ¦ -2,5% ¦ 2006-2013 ¦
¦потребители ¦ ¦ ¦
L----------------------------------+------------+-------------
Примечание. Без учета уровня инфляции.
Диаграммы не приводятся.
|