Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РС(Я) ОТ 02.08.2004 N 3-43/04 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, А ТАКЖЕ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОБЪЕКТОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСОБОГО ...

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


                ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 2 августа 2004 г. N 3-43/04
                                   
      О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ
    РАЗРЕШЕНИЙ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ
    РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
    ЗНАЧЕНИЯ, А ТАКЖЕ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОБЪЕКТОВ
   ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСОБОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
         ЗНАЧЕНИЯ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА
         РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 24 АПРЕЛЯ 2003 Г. N 244>
   
                      Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
   
        председательствующего судьи                    Данилова А.Р.,
        с участием прокурора                       Александрова П.С.,
        представителя Управления Министерства
        юстиции Российской Федерации по
        Республике Саха (Якутия)                      Шавелкина Р.А.,
        представителя Правительства Республики
        Саха (Якутия)                                   Петрова А.Ю.,
        представителя Министерства строительства
        и промышленности строительных материалов
        Республики Саха (Якутия)                     Керемясова М.Н.,
        при секретаре                                 Захаровой Е.М.,
   
       рассмотрев  в  открытом судебном заседании в городе  Якутске  2
   августа  2004  года  дело  по заявлению Прокурора  Республики  Саха
   (Якутия)  о признании противоречащими федеральному законодательству
   и   недействующими  отдельных  норм  Положения  о  порядке   выдачи
   разрешений  на  строительство объектов недвижимости  на  территории
   Республики  Саха  (Якутия),  за исключением  объектов  федерального
   значения,  а  также  объектов недвижимости на территориях  объектов
   градостроительной  деятельности особого регулирования  федерального
   значения,  утвержденного  постановлением  Правительства  Республики
   Саха (Якутия) от 24 апреля 2003 г. N 244,
   
                              установил:
   
       Правительство  Республики Саха (Якутия)  постановлением  от  24
   апреля   2003  г.  N  244  утвердило  Положение  о  порядке  выдачи
   разрешений  на  строительство объектов недвижимости  на  территории
   Республики  Саха  (Якутия),  за исключением  объектов  федерального
   значения,  а  также  объектов недвижимости на территориях  объектов
   градостроительной  деятельности особого регулирования  федерального
   значения.   Положение  в  установленном  порядке   опубликовано   в
   официальных  средствах массовой информации (газета "Якутия"  от  20
   мая 2003 г.).
       Прокурор  Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
   о   признании   противоречащими  федеральному  законодательству   и
   недействующими  отдельных  норм  Положения  в  части,   допускающей
   выдачу  органами исполнительной власти разрешений на  строительство
   объектов  недвижимости  на территории Республики  Саха  (Якутия)  и
   возможности    делегирования   органами   местного   самоуправления
   полномочий   по   выдаче   разрешений  на  строительство   объектов
   недвижимости какому-либо иному органу.
       В  судебном заседании представитель Прокурора РС(Я) Александров
   П.С.  заявление  поддержал в полном объеме и  полагает  необходимым
   признать  оспариваемые  нормы Положения  недействующими  с  момента
   вступления в законную силу решения по делу.
       Представитель  Управления  Министерства  юстиции  РФ  по  РС(Я)
   Шавелкин  Р.А.  представил суду экспертное заключение  о  признании
   противоречащими   федеральному  законодательству   отдельных   норм
   оспариваемого  Положения  в  части,  допускающей  выдачу   органами
   исполнительной   власти   разрешений  на   строительство   объектов
   недвижимости   и   возможности  делегирования   органами   местного
   самоуправления  полномочий  по выдаче разрешений  на  строительство
   объектов недвижимости какому-либо иному органу.
       Представитель  Правительства Республики  Саха  (Якутия)  Петров
   А.Ю.  и  представитель Министерства строительства и  промышленности
   строительных  материалов  Республики Саха (Якутия)  Керемясов  М.Н.
   заявление  прокурора не признали и суду пояснили, что  оспариваемое
   Положение   разработано  в  соответствии  с  логикой  постановления
   Правительства  РФ от 10 марта 2000 г. N 221 "Об утверждении  Правил
   выдачи    разрешений   на   строительство   объектов   недвижимости
   федерального значения, а также объектов недвижимости на  территории
   объектов   градостроительной  деятельности  особого   регулирования
   федерального  значения",  в соответствии с  которыми  право  выдачи
   разрешений   на   строительство  объектов   федерального   значения
   закреплено   за   федеральными  органами   исполнительной   власти.
   Федеральными  Правилами  (п.  4)  установлено,  что  разрешения  на
   строительство выдают в зависимости от принадлежности земель  органы
   местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов  РФ
   или    уполномоченный   Правительством   РФ    федеральный    орган
   исполнительной    власти.    Как    полагают    представители,    в
   рассматриваемом вопросе одним из решающих факторов является  вопрос
   принадлежности   земель.  И,  исходя  из   этого,   разрешения   на
   строительство  выдают  либо федеральные или республиканские  органы
   государственной власти, либо органы местного самоуправления.
       По   вопросу   возможности  делегирования   органами   местного
   самоуправления  полномочий  по выдаче разрешений  на  строительство
   недвижимости  какому-либо иному органу, представители Правительства
   и  Министерства  строительства пояснили, что речь идет  об  органах
   архитектуры  и  градостроительства, которые  являются  структурными
   подразделениями органов местного самоуправления.
       Заслушав  пояснения  сторон и проверив материалы  дела,  оценив
   представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
       Оспариваемое     Положение,     утвержденное     постановлением
   Правительства  РС(Я)  от 24 апреля 2003 г. N 244,  содержит  нормы,
   устанавливающие,   что   разрешения   на   строительство   объектов
   недвижимости  на  территории  РС(Я)  выдает  исполнительный   орган
   государственной    власти    -   Министерство    строительства    и
   промышленности  строительных  материалов  РС(Я)  (абзацы  2-6,   12
   пункта  1.5,  раздел 4, пункты 7.1, 8.1, 8.7, 8.8, абзац  3  пункта
   9.1, пункты 9.2, 9.3 и 9.4, приложения к Положению NN 1 и 2).
       Вместе  с  тем,  возложение полномочий по выдаче разрешений  на
   строительство объектов недвижимости на орган исполнительной  власти
   субъекта   РФ   противоречит   федеральному   законодательству    в
   частности, нормам Градостроительного кодекса РФ.
       В   соответствии  ст.  22  Градостроительного  кодекса   РФ   к
   полномочиям   органов  государственной  власти  субъектов   РФ   на
   соответствующих территориях относятся: установление порядка  выдачи
   разрешений  на строительство, за исключением объектов  федерального
   значения   и   объектов   недвижимости  на   территориях   объектов
   градостроительной  деятельности особого регулирования  федерального
   значения;  принятие  решений о строительстве объектов  недвижимости
   значения  субъектов  РФ  и  о подготовке документов  для  получения
   разрешений на их строительство.
       В  соответствии ст. 23 Градостроительного кодекса РФ  выдача  в
   установленном   порядке   разрешений  на   строительство   объектов
   недвижимости    отнесена    к    компетенции    органов    местного
   самоуправления.
       Понятие разрешения на строительство и иные вопросы, связанные с
   этим   документом,  раскрываются  в  статье  62  Градостроительного
   кодекса  РФ. В указанной норме, в частности, разъясняется, в  каких
   случаях  органом  местного самоуправления  может  быть  отказано  в
   выдаче   разрешения  на  строительство  (несоответствия   проектной
   документации  строительным нормам и правилам). Указано  также,  что
   решение  органа местного самоуправления о выдаче или  об  отказе  в
   выдаче  разрешения  на строительство может быть обжаловано  в  суд.
   Определено,   что  срок  действия  разрешения  по  общему   правилу
   составляет  3  года,  разрешение может быть продлено  на  основании
   заявления  заказчика, порядок и срок продления действия  разрешения
   на  строительство устанавливаются органами местного самоуправления.
   Разрешение   на   строительство  и  утвержденная  градостроительная
   документация     подлежат     регистрации     органами     местного
   самоуправления.
       Как  видно  из  изложенного, выдача разрешений на строительство
   объектов  недвижимости  отнесена  к  компетенции  органов  местного
   самоуправления.  Следовательно, органы  государственной  власти  не
   вправе  осуществлять выдачу таких разрешений. К полномочиям органов
   государственной    власти,    в   силу    положений    статьи    22
   Градостроительного  кодекса РФ, отнесено  установление  порядка  их
   выдачи.
       Абзацем  12  пункта 1.5 оспариваемого Положения  предусмотрено,
   что   органы   местного  самоуправления  могут  делегировать   свои
   полномочия   по   выдаче   разрешений  на  строительство   объектов
   недвижимости     соответствующим     органам     архитектуры      и
   градостроительства.
       Однако   Градостроительным  кодексом  РФ  не  предусматривается
   возможность    делегирования   органами   местного   самоуправления
   полномочий   по   выдаче   разрешений  на  строительство   объектов
   недвижимости  какому-либо иному органу. Градостроительным  кодексом
   определена   конкретная   форма  участия  органов   архитектуры   и
   градостроительства при выдаче разрешений на строительство  объектов
   недвижимости. Это - осуществление подготовки документов для  выдачи
   разрешений на строительство (ст. 27, п. 2 ст. 62).
       Согласно  пункту  1  статьи  2  Градостроительного  кодекса  РФ
   законодательство Российской Федерации о градостроительстве  состоит
   из   данного   Кодекса,  иных  федеральных  законов  и  нормативных
   правовых  актов Российской Федерации, а также законов и нормативных
   актов   субъектов  РФ.  В  соответствии  с  пунктом  3   статьи   2
   Градостроительного  кодекса  РФ  законы  и  иные  нормативные  акты
   субъектов  РФ,  регулирующие отношения в области  градостроительной
   деятельности,  не  могут  противоречить  Кодексу  и  принимаемым  в
   соответствии с ним федеральным законам.
       Из  вышеприведенных  норм  Кодекса следует,  что  регулирование
   градостроительной  деятельности относится  к  предмету  совместного
   ведения   РФ   и   ее   субъектов,  поскольку   создание   объектов
   недвижимости  непосредственно  связано  с  использованием   земель,
   природных ресурсов, а также охраной окружающей среды. Согласно  ст.
   72  Конституции  РФ  вопросы владения, пользования  и  распоряжения
   землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены  к
   предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ.
       В  соответствии  со  статьей  76 Конституции  РФ  по  предметам
   совместного  ведения Российской Федерации и субъектов  РФ  издаются
   федеральные  законы и принимаемые в соответствии с  ними  законы  и
   иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.  При
   этом  законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут
   противоречить  федеральным  законам,  принятым  в  соответствии   с
   частями  1  и 2 указанной статьи Конституции. В случае противоречия
   между  федеральным  законом  и иным актом,  изданным  в  Российской
   Федерации, действует федеральный закон.
       Таким образом, оспариваемые нормы Положения, как противоречащие
   федеральному законодательству, подлежат признанию недействующими.
       На  основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 253  ГПК
   РФ, суд
   
                                решил:
   
       Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
       Признать  недействующими со дня вступления решения  в  законную
   силу  следующие  нормы  Положения о порядке  выдачи  разрешений  на
   строительство  объектов недвижимости на территории Республики  Саха
   (Якутия),  за исключением объектов федерального значения,  а  также
   объектов  недвижимости  на  территориях объектов  градостроительной
   деятельности    особого   регулирования   федерального    значения,
   утвержденного   постановлением   Правительства   Республики    Саха
   (Якутия) от 24 апреля 2003 года N 244:
       абзацы 2-6, 12 пункта 1.5;
       - раздел 4;
       - пункт 7.1;
       -   пункт  8.1  в  части,  допускающей  выдачу  разрешений   на
   строительство органом исполнительной власти;
       -   пункт  8.7  в  части,  допускающей  выдачу  разрешений   на
   строительство органом исполнительной власти;
       -   пункт  8.8  в  части,  допускающей  выдачу  разрешений   на
   строительство органом исполнительной власти;
       -  абзац 3 пункта 9.1 в части, допускающей выдачу разрешений на
   строительство органом исполнительной власти,
       -   пункт  9.2  в  части,  допускающей  выдачу  разрешений   на
   строительство органом исполнительной власти;
       -   пункт  9.3  в  части,  допускающей  выдачу  разрешений   на
   строительство органом исполнительной власти;
       -   пункт  9.4  в  части,  допускающей  выдачу  разрешений   на
   строительство органом исполнительной власти;
       -  приложение  N  1  к  Положению в части,  допускающей  выдачу
   разрешений на строительство органом исполнительной власти;
       -  приложение  N  2  к  Положению в части,  допускающей  выдачу
   разрешений на строительство органом исполнительной власти.
       Сообщение  о настоящем решении после вступления его в  законную
   силу  опубликовать  в  печатном издании, в котором  был  официально
   опубликован нормативный правовой акт.
       Решение  суда  может  быть  обжаловано  в  10-дневный  срок   в
   Верховный  Суд Российской Федерации путем принесения  жалобы  через
   суд, принявший решение.
   
                                                                 Судья
                                                 Верховного суда РС(Я)
                                                           А.Р.ДАНИЛОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz