КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2004 г. N 5-П
ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПУНКТА 8 СТАТЬИ 100
КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, Н.Г.
Захарова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием
представителя мэрии муниципального образования "Город Якутск" С.И.
Готовцевой рассмотрел в открытом заседании дело о толковании
пункта 8 статьи 100 Конституции Республики Саха (Якутия).
Поводом и основанием к рассмотрению дела явился запрос мэрии
муниципального образования "Город Якутск", в котором
обнаруживается неопределенность в понимании положения пункта 8
статьи 100 Конституции Республики Саха (Якутия).
Заслушав доклад судьи В.Т. Филиппова, выступление представителя
Правительства Республики Саха (Якутия) О.В. Макиенко, заключение
представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации
по Республике Саха (Якутия) Р.А. Шавелкина, исследовав материалы,
Конституционный суд
установил:
1. Статья 100 (пункт 8) Конституции Республики Саха (Якутия) к
компетенции органов местного самоуправления относит осуществление
отдельных государственных полномочий, делегированных органами
государственной власти республики, с одновременной передачей
необходимых для их осуществления материальных и финансовых
средств.
По мнению заявителя, неопределенность в понимании приведенного
положения возникает в связи с возможностью передачи муниципальному
образованию "Город Якутск" части столичных функций, как отдельных
государственных полномочий, которые ранее исполнялись местным
органом государственной власти - администрацией города Якутска.
2. Местные органы публичной власти в республике решали не
только вопросы местного значения, но и выполняли определенный
объем государственных функций. Местные советы и их исполнительные
органы, местные администрации и улусные (городские) собрания
решали подведомственные им вопросы без юридического и фактического
разделения их на местные и государственные. Такой подход
сохранился и в переходный период преобразования местных органов
государственной власти в органы местного самоуправления. Закон
Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 года "О порядке наделения
органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)
отдельными государственными полномочиями" установил, что к
избранным органам местного самоуправления в улусах (районах),
городе республиканского значения Якутске до принятия
соответствующего закона переходят отдельные государственные
полномочия, исполняемые местными органами государственной власти.
С переходом на новую модель правоотношений с участием местного
самоуправления требуется более четкое разграничение полномочий
между органами государственной власти и органами местного
самоуправления. Это касается и тех полномочий, которые выполнялись
до настоящего времени муниципальными органами согласно ранее
действующему законодательству. В законе республики, исходя из
исторических и местных традиций, могут быть предусмотрены
особенности осуществления органами местного самоуправления
муниципальных и отдельных государственных полномочий.
3. Конституция Республики Саха (Якутия) закрепляет местное
самоуправление как организационно обособленный институт публичной
власти с собственными полномочиями по решению вопросов местного
значения. Вместе с тем муниципальные органы, исходя из интересов
местного населения, могут выполнять определенные виды в части
государственных полномочий. Организационно-правовыми способами
передачи отдельных государственных полномочий могут быть
делегирование либо договор (соглашение) между органами
государственной власти и органами муниципального образования.
Конституция Республики Саха (Якутия) в пункте 8 статьи 100
предусматривает возможность делегирования отдельных
государственных полномочий на местный уровень. Делегирование,
будучи государственно-властным велением, осуществляется законом.
Такая правовая форма выводит складывающиеся отношения на уровень
законодательных решений.
Законодательное наделение отдельными государственными
полномочиями не должно противоречить целям и задачам органов
местного самоуправления. Делегирование отдельных государственных
полномочий позволяет решать вопросы республиканского значения в
сочетании с интересами населения муниципального образования.
Посредством передачи полномочий достигается взаимосогласованная
деятельность органов государственной власти и местного
самоуправления. Поэтому деятельность органов местного
самоуправления по исполнению переданных полномочий подконтрольна
органам государственной власти республики.
4. В Конституции и законодательстве республики нет перечня тех
государственных полномочий, которые могут быть делегированы
органам местного самоуправления. В Законе "О порядке наделения
органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)
отдельными государственными полномочиями" предусмотрены
непередаваемые полномочия. Согласно статье 2 этого Закона органы
местного самоуправления не могут наделяться полномочиями высших
органов государственной власти республики, а также иных
государственных органов республики, если это относится к
исключительному ведению последних. Не допускается наделение
органов местного самоуправления полномочиями по правовому
регулированию конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Конституционное положение о делегировании органов местного
самоуправления отдельными государственными полномочиями не
содержит ограничений. Отсутствие такового дает возможность
субъектам права делегирования самим определять круг таких
полномочий. Виды и объем передаваемых государственных полномочий
определяются в законодательном порядке. В перечень делегируемых
могут включаться как отдельные полномочия законодательного органа,
так и отдельные полномочия органов исполнительной власти, органов
управления.
Наделение отдельными государственными полномочиями может
касаться всех органов местного самоуправления республики либо
органов местного самоуправления определенного уровня.
Государственными полномочиями могут быть наделены органы
конкретного муниципального образования. Наделение отдельными
государственными полномочиями не требует создания дополнительных
структур государственной власти наряду с органами местного
самоуправления, осуществляющими такие полномочия.
К числу делегируемых государственных полномочий могут быть
отнесены функции столицы Республики Саха (Якутия), осуществляемые
в пределах территории муниципального образования "Город Якутск".
При этом необходимо учесть следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Республики Саха
(Якутия), изложенной в его постановлении от 31 января 2000 года N
1-п "По делу о проверке конституционности Закона Республики Саха
(Якутия) от 29 октября 1999 года N 123-11 "О статусе столицы
Республики Саха (Якутия) - города Якутска", статус и функция
столицы связаны с конституционно-правовым статусом республики и
органов ее власти. Это не исключает регулирования правового
положения города Якутска как исторически сложившегося
административного центра актами муниципального образования "Город
Якутск".
Критерии разграничения столичных функций, придание их
содержанию статусного положения, связанного с Республикой Саха
(Якутия) и ее органами государственной власти, устанавливаются
законодательством республики.
5. Делегирование отдельных государственных полномочий органам
местного самоуправления обеспечивается конституционной гарантией -
одновременной передачей необходимых для их осуществления средств.
Устанавливая материальные и финансовые гарантии, Конституция
исходит из объективной необходимости выполнения органами местного
самоуправления государственных функций в интересах населения
соответствующей территории.
В пункте 8 статьи 100 Конституции закрепляется обязательный
характер передачи средств. Средства, необходимые для реализации
делегированных и переданных полномочий, должны ежегодно
предусматриваться в государственном бюджете республики. Переданные
финансовые средства зачисляются в бюджеты муниципальных
образований. Не является делегированием в смысле пункта 8 статьи
100 Конституции выполнение столичных функций без их надлежащего
обеспечения материальными и финансовыми средствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 87-93, 113
Конституционного Закона "О Конституционном суде Республики Саха
(Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд
постановил:
1. Положение пункта 8 статьи 100 Конституции Республики Саха
(Якутия) об осуществлении органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий, делегированных им, следует
понимать как организационно-правовой способ наделения органов
местного самоуправления отдельными государственными полномочиями,
выраженный во властно-волевом поручении органов государственной
власти республики.
2. По смыслу пункта 8 статьи 100 Конституции Республики Саха
(Якутия) вновь избранные органы местного самоуправления могут
наделяться отдельными государственными полномочиями, ранее
исполнявшимися местными органами государственной власти согласно
действующему законодательству.
3. Конституционное установление части 8 статьи 100 о
делегировании предполагает возможность наделения органов местного
самоуправления муниципального образования "Город Якутск"
отдельными полномочиями по осуществлению функций столицы
Республики Саха (Якутия), за исключением политико-
административных, вытекающих из конституционно-правового статуса
республики. Критерии разграничения столичных функций, придание им
статусного положения осуществляются Законом Республики Саха
(Якутия).
4. Постановление Конституционного суда о толковании положения
пункта 8 статьи 100 Конституции Республики Саха (Якутия) является
официальным и общеобязательным для всех органов государственной
власти и местного самоуправления, окончательно, обжалованию не
подлежит, вступает в силу немедленно.
5. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия",
"Саха сирэ", "Ил Тумэн".
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Г.ФИЛИППОВ
|