ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2004 г. N 243
О ПРАВИЛАХ СОДЕРЖАНИЯ СОБАК, КОШЕК И ЭКЗОТИЧЕСКИХ ЖИВОТНЫХ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 24.12.2004 N 644)
В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 10 июля
2002 года 45-З N 425-II "О порядке содержания собак, кошек,
экзотических животных и об ответственности их владельцев"
Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Правила содержания собак, кошек и экзотических
животных на территории Республики Саха (Якутия) согласно
приложению.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Республики
Саха (Якутия) обеспечить соблюдение Правил содержания собак, кошек
и экзотических животных на территории Республики Саха (Якутия).
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских
средствах массовой информации.
4. Считать утратившим силу постановление Правительства
Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 1994 года N 487 "О мерах по
упорядочению содержания кошек и собак".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Департамент ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства
Республики Саха (Якутия) (Макарова Л.И.), Государственный комитет
Республики Саха (Якутия) по санитарно-эпидемиологическому надзору
(Протодьяконов А.П.), Министерство внутренних дел Республики Саха
(Якутия) (Назаров А.В.), Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Попов В.Л.).
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 31 мая 2004 г. N 243
ПРАВИЛА
СОДЕРЖАНИЯ СОБАК, КОШЕК И ЭКЗОТИЧЕСКИХ ЖИВОТНЫХ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
I. Общие положения
Настоящие правила призваны регулировать отношения в сфере
содержания собак, кошек, экзотических животных и обеспечивать
соблюдение экологических, санитарно-гигиенических и иных
требований (в сфере охраны общественной нравственности и здоровья)
всеми физическими и юридическими лицами, находящимися постоянно
или временно на территории Республики Саха (Якутия).
Объектами регулирования настоящих Правил являются собаки, кошки
и экзотические животные, содержащиеся в неволе либо находящиеся в
условиях ограниченной свободы. Вопросы ветеринарного обеспечения
содержания собак, кошек и экзотических животных настоящими
Правилами регулируются лишь в общем плане, поскольку разработка
специальных ветеринарных правил входит в компетенцию органов
государственного ветеринарного надзора. Вопросы архитектурно-
планировочного и градостроительного обеспечения условий,
безопасных и благоприятных для содержания животных в городах и
улусах, сохранения городской фауны отражаются в правилах застройки
городов и населенных пунктов.
II. Основные понятия и определения
Содержание - целенаправленное либо опосредованное поддержание
человеком жизненных функций собак, кошек и экзотических животных
(именуемые в дальнейшем - животные) в условиях изоляции от внешней
среды (в неволе) либо без таковой.
Передержка - временное содержание собак, кошек и экзотических
животных до определения их дальнейшей судьбы.
Бродячие (бесхозные, безнадзорные) - животные независимо от
породы, принадлежности и назначения, не прошедшие регистрацию в
установленном порядке или прошедшие регистрацию и имеющие ошейник
с номерным знаком, но находящиеся без владельца в общественных
местах.
Реабилитация - оказание помощи животным с целью восстановления
их нормального состояния (физического и психического).
Жестокое обращение - деяние, повлекшее гибель или увечье
животных, совершенное из хулиганских или корыстных побуждений, или
с применением садистских методов, или в присутствии малолетних.
Негуманное отношение - противоправное или морально неприемлемое
для общества деяние, связанное с причинением физических и
психических страданий животному (уничтожение, ранение,
членовредительство, нанесение иных повреждений, лишение пищи,
создание ненадлежащих (ненормальных) условий содержания, а также
другие способы негативного воздействия на животное, в том числе
при дрессировке и проведении зрелищных мероприятий с участием
животных и т.п.).
В отличие от жестокого обращения действие квалифицируется как
негуманное отношение к животным в случаях, когда оно не связано с
хулиганскими, корыстными, садистскими методами, либо вызванное
этими мотивами действие не повлекло гибели или увечья животных и
было совершено в отсутствии малолетних.
Защита животных - комплекс мер по предотвращению и пресечению
жестокого обращения с животными (гибели, травмирования, физических
и психических страданий и т.п.) и ухудшения условий обитания
животных.
Потенциально опасные животные - животные, способные при
определенных условиях причинить вред здоровью людей, вызвать
увечья или смерть людей, других животных (агрессивные и ядовитые
животные).
Экспозиционные животные - животные зоопарков, зооцирков,
зверинцев, зооуголков, террариумов, аквариумов, бассейнов,
вольеров, клеток и иных искусственных сооружений и приспособлений,
предназначенные для содержания в неволе и полувольных условиях с
целью их созерцания, наблюдения за поведением, демонстрации
посетителям.
Животные-"компаньоны" - животные, содержащиеся с целью
удовлетворения потребностей в общении, образовательных и
рекреационных целях, для служебных целей и др.
Лабораторные животные - животные, используемые в научных и иных
исследовательских, также учебных и прикладных целях (мониторинг,
тестирование, препарирование, опытническая работа, селекция).
III. Управление в сфере содержания животных
3.1. Правовая основа регулирования содержания животных.
Основными нормативными правовыми актами регулирования отношений
в сфере содержания животных в контексте настоящих Правил являются
следующие источники права: Гражданский кодекс Российской Федерации
от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ; Уголовный кодекс Российской
Федерации; Закон Российской Федерации "О ветеринарии" от 14 мая
1993 года N 4979-1; Федеральный закон "О животном мире" от 24
апреля 1995 года N 52-ФЗ; Федеральный закон "О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения" от 12 марта 1999 года N
52-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации "Об
утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного
мира при осуществлении производственных процессов, а также при
эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи
и электропередачи" от 13 августа 1996 года N 997; постановление СМ
РСФСР "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других
населенных пунктах РСФСР" от 13 августа 1996 года N 997 (с изм. от
25 сентября 1985 года, 29 октября 1992 года); Правила содержания
собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР и
Инструкция по отлову, содержанию и использованию безнадзорных
собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР от 7
июля 1981 года; Санитарные правила СП 3.1.096-96 и Ветеринарные
правила ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными
болезнями, общими для человека и животных" 1996 года; Закон
Республики Саха (Якутия) "О порядке содержания собак, кошек,
экзотических животных и об ответственности их владельцев" 45-З N
425-II от 10 июля 2002 года, Закон Республики Саха (Якутия) "О
внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия)
"О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об
ответственности их владельцев" 29-p N 59-III от 11 июня 2003 года;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) "Типовые
правила содержания собак и кошек в городах и других населенных
пунктах Республики Саха (Якутия)" N 487 от 9 декабря 1994 года и
иные нормативные правовые акты, принятые органами власти
Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и органами местного
самоуправления.
3.2. Система содержания животных в населенных пунктах.
Система содержания животных в населенных пунктах - основанная
на принципах гуманного отношения и экологической совместимости
совокупность взаимодействующих и управляемых субъектов и объектов
содержания животных, комплекс программ, проектов и мероприятий,
правового, финансового, организационного и информационного
механизмов, обеспечивающих:
предотвращение негативных последствий взаимодействия животных с
людьми, техникой и другими животными, зданиями и сооружениями;
оптимальную численность, видовой состав и поведение животных;
щадящий отлов, передержку и реабилитацию безнадзорных и
пострадавших животных;
сохранение и создание условий, безопасных и благоприятных для
жизни животных;
эффективные сервис и предпринимательство в сфере содержания
животных;
образование и предоставление информации в сфере содержания
защиты животных и т.п.
3.2.1. К объектам содержания животных относятся:
здания, сооружения и иные объекты, а также территории (зоны,
маршруты, площадки и т.п.), специально предназначенные для
передержки и содержания животных.
3.2.2. К категории субъектов содержания животных относятся:
органы государственного ветеринарного и санитарного надзора;
организации служебного собаководства (клубы и т.п.),
общественные объединения по защите животных;
образовательные, культурно-просветительские, спортивные
организации соответствующих профилей, имеющие в своем ведении
объекты содержания животных (зооуголки, зоопарки, зооцирки,
вольеры, конюшни, загоны, бассейны и т.д.);
торговые организации и предприниматели, осуществляющие
разведение, отлов и продажу животных;
специализированные подразделения по отлову и утилизации
бродячих животных;
организации охотничьего профиля, имеющие объекты натаски собак
(в т.ч. содержащие для этих целей диких животных);
юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в
сфере научного, образовательного, коммерческого, любительского,
благотворительного либо иного содержания животных.
3.3. Структура управления в сфере содержания животных на
территории населенного пункта представлена в зависимости от
объекта регулирования следующими подразделениями:
в сфере предотвращения вредного воздействия животных на
здоровье людей - органы государственного ветеринарного надзора
(управления ветеринарии городов и районов), органы
государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-
противоэпидемические комиссии при администрациях городов и районов
(СПК), специализированные предприятия по регулированию численности
животных;
в сфере защиты животных от негативного воздействия населенных
пунктов и неправомерных действий людей - органы государственного
экологического контроля, экологические службы администраций
городов и улусов, правоохранительные органы, подразделения МЧС,
общественные организации соответствующего профиля, образовательные
учреждения натуралистического профиля;
в сфере обеспечения возврата потерянных животных их владельцам
(с организацией передержки на время поиска хозяев) - в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации: органы
местного самоуправления, органы внутренних дел.
3.3.1. С целью обеспечения законности в сфере содержания
животных в городах и населенных пунктах, координации действий
различных субъектов содержания животных создается зоологическая
комиссия при администрации города или населенного пункта. В состав
комиссии входят представители экологических и ветеринарных служб,
общественных организаций по защите животных, образовательных
учреждений натуралистического профиля, специалисты-зоологи,
представитель клуба собаководства, правоохранительных органов,
администраций районов города и др. Деятельность комиссии
осуществляется в соответствии с положением о ней, утверждаемым
главой администрации города или населенного пункта.
3.3.2. Основными задачами зоологической комиссии являются:
организация разработки местных норм и правил, программ,
проектов и мероприятий в сфере содержания животных;
организация и координация мониторинга состояния объектов
содержания животных, сбора и обобщения данных, обмена информацией
и обеспечения доступа к ней заинтересованных лиц;
подготовка заключений и предложений по вопросам содержания
животных (в т.ч. соблюдения законности при обращении с животными);
утверждение списков потенциально опасных животных, требующих
особых условий и ограничений содержания;
создание в населенных пунктах единой системы учета животных,
осуществление общего контроля за полнотой их учета и регистрации;
подготовка и согласование материалов по тематике содержания
животных для публикации (издания) и распространения их в
населенных пунктах.
3.3.3. Обязанности по организации комиссии и обеспечению ее
работы возлагаются на одного из заместителей главы администрации
города или района.
3.4. В целях обеспечения санитарно-ветеринарного и
экологического контроля на территориях городов и районов,
обеспечения необходимой информацией органов местного
самоуправления и иных заинтересованных лиц, в рамках единой
системы зоологического учета осуществляется обязательный
мониторинг (учет и регистрация) состояния объектов и субъектов
содержания животных.
3.4.1. Обязательному кадастровому учету подлежат все группы
позвоночных животных в порядке, определяемом совместно с
территориальными органами Минприроды Республики Саха (Якутия).
Особому учету подлежат потенциально опасные животные.
3.4.2. Регистрацию животных осуществляют следующие организации,
образующие единую систему учета:
местные жилищно-эксплуатационные организации - выявление и
первичный учет собак, кошек и экзотических животных, содержащихся
в жилом фонде (кроме частного сектора) и на подведомственной
территории. При этом делается запись в специальном журнале, а
сведения передаются в головное предприятие ЖКХ для последующего
представления в зоологические комиссии на местах;
органы государственного ветеринарного надзора совместно с
администрациями городов и районов - выявление и первичный учет
животных в частном секторе. При этом делается запись в специальном
журнале, а сведения передаются в зоологическую комиссию;
ветеринарные учреждения - регистрацию собак (независимо от
породы и их использования), кошек, экзотических животных.
Владельцу выдается регистрационное удостоверение и номерной жетон;
клубы собаководства - регистрацию племенных собак выставочных
пород, имеющих родословные документы;
Абзац 5 исключен. - постановление Правительства РС(Я) от
24.12.2004 N 644.
специализированные муниципальные службы по отлову и временному
содержанию безнадзорных животных и общественные организации по
защите животных - регистрацию (при необходимости метят) бесхозных
собак. При этом делается запись в специальном журнале, а сведения
передаются в зоологическую комиссию.
3.4.3. Периодичность и полнота проведения работ по учету
объектов содержания животных определяются экологическими службами
администраций городов и районов.
3.4.4. Результаты учета и регистрации животных подлежат
специальному анализу, обработке соответствующими ведомствами и
представлению в зоологическую комиссию в форме ежегодных отчетов о
состоянии дел в сфере содержания животных, а также в форме справок
- по мере запроса.
3.4.5. Сведения об учете и регистрации животных являются
открытыми и бесплатными для всех организаций, входящих в единую
систему. Данные организации обязаны обмениваться информацией с
целью достижения более полного учета и регистрации животных, а
также контроля за соблюдением настоящих Правил.
3.4.6. Администрациями городов и улусов, по предложениям
зоологических комиссий и с учетом возможностей бюджетов городов и
улусов, с целью пропаганды знаний в сфере содержания животных,
воспитания гуманного отношения к животным:
могут издаваться и распространяться настоящие Правила,
специальные справочные, учебно-методические и иные пособия
(брошюры, буклеты, плакаты, памятки, календари, видео-,
аудиоматериалы);
могут создаваться и поддерживаться на базе образовательных
учреждений, общественных и иных организаций натуралистического
профиля учебные экспозиции животных, центры реабилитации, приюты,
гостиницы и иные сервисные объекты.
3.5. Нормирование нагрузок на окружающую среду при содержании
животных:
предельно допустимое и оптимальное количество животных
определяется городскими и районными зоологическими комиссиями на
основе нормативов и расчетных показателей, позволяющих исключить
негативные последствия содержания животных;
при выявлении случаев реальной вероятности негативного
воздействия содержания животных на окружающую среду либо здоровье
людей соответствующими надзорными органами должны приниматься
необходимые меры по снижению нагрузки и предотвращению
отрицательного влияния.
3.6. С целью реализации принципов и требований настоящих Правил
органами местного самоуправления осуществляется активная
организационная, информационная и финансовая поддержка
предпринимательских, общественных и гражданских инициатив по
развитию услуг и созданию условий в сфере содержания животных по
следующим приоритетным направлениям:
создание пунктов (центров, приютов) передержки и реабилитации
бесхозных (бездомных) и пострадавших животных;
проведение биотехнических мероприятий по улучшению условий
содержания животных, ветеринарное обслуживание, обязательное
проведение профилактических прививок в соответствии с
ветеринарными правилами;
стерилизация животных, регуляция численности бродячих животных;
разработка средств защиты животных;
учет численности и изучение поведения животных;
управление фауной и численностью животных в населенных пунктах;
создание и поддержание объектов и условий для выгуливания
животных (оборудование площадок, маршрутов, зон и т.п.);
дрессировка служебных собак и обучение их хозяев (владельцев)
навыкам контроля поведения собак в местах общего пользования;
демонстрация животных и пропаганда способов их гуманного
содержания и реабилитации;
консультирование в сфере содержания и защиты животных;
страхование животных;
исключение шоковых и стрессовых методов отлова, фиксаций и
умерщвления животных с заменой их на щадящие методы;
ритуальные услуги по погребению трупов животных;
обезвреживание и утилизация биологических отходов;
контроль за соблюдением требований по содержанию животных.
3.7. С целью координации деятельности в сфере содержания
животных, повышения эффективности отдельных мероприятий,
направленных на предотвращение негативных последствий
взаимодействия животных с окружающей средой, администрация
населенного пункта для взаимодействия с общественными
организациями может осуществлять разработку и выполнение целевых
программ, предусматривающих:
оценку состояния объектов содержания животных (учет и
регистрация);
оптимизацию численности и биологического разнообразия городских
животных (в т.ч. материально-техническое оснащение служб отлова
животных);
развитие инфраструктуры содержания животных (в т.ч.
формирование материальной базы, пунктов временного содержания
животных, оборудование и содержание маршрутов, площадок и зон для
выгуливания животных);
поддержку общественных инициатив и предпринимательства в сфере
защиты содержания животных;
информационное обеспечение, просвещение, профессиональную
подготовку и повышение квалификации специалистов в сфере
содержания животных (в т.ч. обучение работников специализированных
организаций по отлову животных гуманными методами отлова,
передержки, стерилизации и иных способов регулирования численности
животных, контроль соблюдения требований в сфере содержания
животных.)
IV. Требования по содержанию животных
4.1. При планировании, проектировании и осуществлении на
территории населенных пунктов хозяйственной и иной деятельности
все лица - субъекты содержания животных обязаны учитывать
следующие принципы и общие требования содержания животных:
гуманного отношения;
экологической совместимости животных.
4.2. Повсеместно запрещается:
Абзац 1 исключен. - постановление Правительства РС(Я) от
24.12.2004 N 644.
разрушать, повреждать, перемещать, похищать объекты содержания
животных (в т.ч. кормушки для птиц и иных животных, субстратные
конструкции, укрытия, зооуголки, вольеры, бассейны, указатели и
информационные щиты и т.д.);
допускать нахождение собак, кошек и экзотических животных в
местах, запрещенных для доступа этих животных, в т.ч. на особо
охраняемых природных территориях.
допускать либо пропагандировать жестокое и негуманное обращение
с животными;
содержать и использовать животных при отсутствии необходимых
нормальных условий их содержания (в антисанитарных условиях, при
ненадлежащем уходе, лишении животных возможности удовлетворять
присущие им потребности в пище, воде, сне, моционе, контактах,
приемлемых температурно-влажностных условий, освещенности,
индивидуального пространства), а также с причинением вреда и
неудобств соседям и иным лицам;
Абзац 6 исключен. - постановление Правительства РС(Я) от
24.12.2004 N 644.
допускать загрязнение животными мест общего и специального
пользования: подъездов, дворовых территорий, детских площадок,
улиц, тротуаров, площадей, парков, скверов, охраняемых природных
территорий и зон природоохранного назначения, территорий
образовательных и иных учреждений;
выгуливать животных за пределами специально обустроенных либо
согласованных мест;
выводить собак в общие дворы и на улицу без поводка и
намордника, кроме собак декоративных пород;
провозить потенциально опасных животных в общественном
транспорте;
разводить и использовать животных, не свойственных естественным
экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без
разработки эффективных мер по предотвращению неконтролируемого
размножения, получения положительного заключения государственной
экологической экспертизы, разрешения соответствующих федеральных
органов исполнительной власти;
самостоятельно умерщвлять животных.
4.3. При проектировании жилой застройки следует предусматривать
размещение площадок для выгуливания собак в соответствии со
строительными нормами и правилами "Планировка и застройка
городских и сельских поселений", резервируя для этих целей участки
на расстоянии не менее 40 метров от окон жилых и общественных
зданий.
4.4. Владельцы зоопарков, зооцирков, зверинцев, зооуголков,
террариумов, аквариумов, бассейнов, вольеров, вивариев, рынков,
зоомагазинов (и иных торговых точек) обязаны предотвращать случаи
жестокого обращения с животными, находящимися у них на содержании,
при транспортировке, содержании в витринах, на экспозиционных
объектах и др.).
4.5. Запрещается содержать без регистрации и специального
разрешения потенциально опасных животных, проводить с их
использованием зрелищные мероприятия (бои, турниры, шоу и т.п.),
натравливать на людей и других животных.
4.6. Содержание собак, кошек и экзотических животных в
отдельных квартирах (в т.ч. в частных домах), занятых одной
семьей, допускается при условии соблюдения санитарно-
гигиенических, ветеринарно-санитарных и настоящих Правил, а в
квартирах, где проживает несколько семей, лишь при согласии всех
проживающих.
4.7. Не разрешается содержать собак, кошек и экзотических
животных в местах общего пользования жилых домов: лестничных
клетках, чердаках, подвалах, коридорах, балконах и лоджиях.
4.8. Собаки, кошки и экзотические животные, принадлежащие
физическим и юридическим лицам, подлежат обязательной регистрации
в недельный срок с момента приобретения (щенки - с 3-х месячного
возраста) и ежегодной перерегистрации в ветеринарных
государственных учреждениях по месту жительства граждан.
4.9. Ветеринарные учреждения, а также клубы собаководства,
осуществляющие регистрацию, должны ознакомить владельцев с
правилами содержания животных, что должно быть подтверждено
подписью владельца в регистрационном удостоверении.
4.10. О приобретении, регистрации (перерегистрации) животного,
относящегося к группе потенциально опасных животных, его владелец
обязан сообщить в жилищно-эксплуатационную организацию по месту
жительства.
4.11. Владельцы собак, имеющие в пользовании земельный участок,
могут содержать собак в свободном выгуле только на хорошо
огороженной территории (в изолированном помещении) или на привязи.
О наличии собак должна быть сделана предупреждающая надпись при
входе на участок.
4.12. Собаки служебных, бойцовых и спортивно-декоративных пород
подлежат обязательной регистрации в клубах собаководства.
4.13. Владельцы потенциально опасных животных обязаны обладать
навыками обращения с ними и предотвращать их агрессивное
поведение, в течение первого года с момента приобретения животного
пройти курс дрессировки собак в клубе собаководства, либо
подтвердить свои навыки соответствующего обращения с животными,
продемонстрировав их экзаменатору клуба.
4.14. Клубы собаководства и иные специализированные
организации, обладающие квалифицированными специалистами-
кинологами и правом осуществления такой деятельности, по
согласованию с зоологической комиссией осуществляют обучение
владельцев и дрессировку собак, обеспечивают прием экзаменов и
выдачу свидетельств об освоении программного курса.
4.15. Все владельцы потенциально опасных животных обязаны
обладать навыками обращения с ними и предотвращать их агрессивное
поведение.
4.16. Перевозка животных в общественном транспорте может
производиться лишь при условии соблюдения установленных правил
пользования соответствующими транспортными средствами, обеспечения
полной безопасности людей (в т.ч. исключения укусов животными и
иного агрессивного поведения животных, загрязнения и повреждения
салона, одежды и имущества пассажиров).
4.17. Владельцы животных обязаны обеспечивать надлежащее
содержание своих животных, принимать меры, исключающие негативное
физическое, психологическое, санитарно-эпидемическое воздействие
животных на окружающих:
своевременно регистрировать и перерегистрировать подлежащих
регистрации животных, а при перемене места жительства о наличии
этих животных ставить в известность жилищно-эксплуатационные
организации по новому месту жительства;
гуманно обращаться с животными (не выбрасывать, не оставлять их
без присмотра, пищи, воды и т.д.);
при нежелании или невозможности в дальнейшем содержать животных
передавать их (либо продавать) в установленном порядке другим
организациям или гражданам, обращаясь при необходимости в пункты
(центры, приюты) реабилитации животных, общественные организации
по защите животных и др.;
не допускать и незамедлительно устранять загрязнения животными
квартир, лестничных клеток, лифтов, подвалов и других мест общего
пользования в жилых домах, а также дворов, тротуаров, улиц и т.п.;
принимать меры к обеспечению тишины в жилых помещениях;
не допускать животных на детские площадки, в магазины, столовые
и другие подобные места общего пользования;
не допускать содержание животных в количестве сверх
установленных норм;
предотвращать агрессивное поведение животных (кроме случаев
необходимой обороны или в рамках служебной деятельности по
пресечению неправомерных действий);
немедленно сообщать в органы здравоохранения о всех случаях
укусов людей и животных;
по требованию ветеринарных специалистов представлять животных
для осмотра, диагностических исследований, предохранительных
прививок;
немедленно сообщать в ветеринарные учреждения о случаях
внезапного падежа животных или подозрения на заболевание этих
животных бешенством, до прибытия ветеринарных специалистов
изолировать заболевшее животное;
не допускать выбрасывания трупов животных (павшие животные
подлежат утилизации или захоронению в местах и в порядке,
установленных администрацией города и района);
сдавать регистрационное удостоверение и регистрационный знак
павшего животного не позднее одного месяца со дня смерти в то
учреждение, в котором оно было зарегистрировано;
предоставлять лицам, осуществляющим контроль за соблюдением
настоящих Правил, возможность беспрепятственного ознакомления с
условиями содержания животных.
4.18. Организации и предприниматели, имеющие на своей
территории сторожевых собак и иных животных, обязаны:
зарегистрировать животных на общих основаниях;
исключать бесконтрольное попадание животных за пределы своей
территории;
соблюдать настоящие Правила.
4.19. Юридические и физические лица (в т.ч. клубы, общественные
и иные объединения и организации), деятельность которых связана с
содержанием, разведением животных, торговлей животными, их
дрессировкой, использованием в служебных, коммерческих, охранных,
образовательных, научных и иных целях, должны быть
зарегистрированы в управлении ветеринарии района.
4.20. Регистрацию животных в ветеринарных учреждениях
производят в установленном порядке:
запись в регистрационном журнале сведений о животном
(родословная, порода, пол, возраст, место содержания и т.д.),
данных о владельце животного (ФИО, место жительства);
выдачу регистрационного свидетельства и номерного знака
(жетона) к ошейнику (для собак), ветеринарный паспорт (либо
отметку) о проведении обязательной вакцинации, памятки о порядке
содержания животных в городе, населенном пункте.
Примечание 1. Порядок регистрации животных органами
ветеринарного надзора и иными организациями, а также взимания ими
сборов и иных платежей за оказываемые услуги устанавливается
уполномоченными на то органами в соответствии с действующим
законодательством.
Примечание 2. Особому учету (в т.ч. в клубе собаководства, а
также в жилищных организациях по месту жительства, местных
администрациях - в частном секторе) подлежат ядовитые животные,
крупные хищники, включая собак, относящихся к категории
потенциально опасных пород и их метисов (американский
стаффордширтерьер, английский бульдог, аргентинский дог,
бульмастиф, бультерьер, доберман, кавказская овчарка, мастино-
неаполитано, мастиф, московская сторожевая, немецкий дог,
питбультерьер, ризеншнауцер, ротвейлер, среднеазиатская овчарка,
черный терьер и др.).
4.21. При выгуливании собак и сопровождении потенциально
опасных животных их владельцы обязаны принимать меры
предосторожности, исключающие возможность причинения вреда и
неудобств окружающим.
4.22. Выгуливать собак и потенциально опасных животных только в
специально отведенных местах (на площадках либо в зонах), а при их
отсутствии - на пустырях и в иных безлюдных местах за пределами
детских площадок, образовательных и медицинских учреждений, особо
охраняемых природных территорий и зон природоохранного назначения.
4.23. Не допускать выгуливания агрессивных собак и
сопровождение потенциально опасных животных детьми моложе 16 лет.
4.24. Безнадзорные животные (независимо от породы и назначения,
наличия ошейника с номерным знаком) подлежат отлову
специализированными подразделениями (бригадами) жилищно-
коммунального хозяйства, оснащенными специально оборудованными
автомашинами для перевозки животных.
4.25. Организации, производящие отлов, умерщвление безнадзорных
животных и обезвреживание биологических отходов, обязаны:
обеспечивать проведение органами ветеринарного и санитарного
надзора инструктажей среди членов бригад по отлову животных,
выдавать каждому работнику бригады, успешно прошедшему инструктаж,
удостоверение на право отлова безнадзорных животных;
фиксировать все выезды бригад по отлову животных в специальном
журнале, вести строгий учет отловленных или поступающих иным
способом животных и биологических отходов с указанием сведений о
количестве отловленных (поступивших), возвращенных владельцам
(переданных иным лицам), умерщвленных животных и удаленных трупов
животных и биологических отходов;
представлять в зоологическую комиссию ежегодный отчет по
регистрируемым данным об отлове, передаче, умерщвлении животных и
удалении их трупов в конкретные пункты захоронения, обезвреживания
или утилизации;
обеспечивать доступ мест содержания и умерщвления безнадзорных
животных для осуществления общественного, муниципального и
государственного контроля за соблюдением настоящих Правил;
производить отлов преимущественно в утренние часы до начала
рабочего времени;
не допускать отлова и умерщвления животных на виду у граждан,
исключать возможность наблюдения этих процедур детьми;
не допускать отлова и транспортировки животных мучительными для
них способами (применение капканов, а также приспособлений,
наносящих животным физические травмы, содержание животных в
транспортных средствах более 8 часов);
не допускать самостоятельной передачи животных гражданам и
организациям бригадами по отлову животных;
обеспечивать проведение освидетельствования отловленных
животных специалистами ветеринарной службы для решения вопроса о
дальнейшем их использовании, возможной передаче заинтересованным
организациям, а также, при необходимости, о методах уничтожения и
утилизации;
производить умерщвление животных способами, вызывающими
мгновенную смерть, либо мгновенное отключение сознания (состояние
глубокого наркоза).
4.26. Отловленных породистых животных, либо животных, имеющих
опознавательные метки (в т.ч. ошейники, регистрационные знаки),
содержат в течение трех дней и с разрешения органов ветеринарного
надзора возвращают этих животных владельцам по их просьбе, а при
отсутствии таких просьб могут, в соответствии с нормами
гражданского права, передавать их учреждениям и организациям или
продавать их.
4.27. Владельцы животных оплачивают при возвращении им
отловленных животных расходы по отлову, кормлению, содержанию и
проведенных ветеринарных обработок.
V. Контроль и обеспечение соблюдения Правил
5.1. Контроль за соблюдением настоящих Правил содержания собак,
кошек и экзотических животных осуществляют специально
уполномоченные специалисты:
экологической службы городов и населенных пунктов (отдела по
экологии и природным ресурсам мэрии);
отделов коммунального хозяйства администраций районов, комитета
по городскому хозяйству;
жилищно-эксплуатационных организаций;
органов внутренних дел;
представители общественных организаций, преследующих цели
защиты животных, осуществляют при содействии органов ветеринарного
надзора систематический контроль за своевременной регистрацией и
перерегистрацией животных их владельцами.
5.2. Органы ветеринарного надзора в соответствии с
ветеринарными правилами:
осуществляют регистрацию (перерегистрацию) животных, выдачу
регистрационных удостоверений и номерных знаков;
совместно с органами санитарного надзора, жилищно-
эксплуатационными организациями, клубами служебного собаководства,
обществами охраны природы, охотников и рыболовов, домовыми
комитетами и другими общественными организациями проводят
разъяснительную работу среди населения в целях предупреждения
заболевания животных и соблюдения санитарно-ветеринарных правил.
5.3. Органы государственного санитарного эпидемиологического
надзора осуществляют надзор и контроль за исполнением санитарных
требований по содержанию животных.
5.4. Правила содержания животных, адреса ветеринарных
учреждений, организаций, осуществляющих отлов безнадзорных
животных, а также указатели мест для выгуливания собак должны
вывешиваться жилищно-эксплуатационными организациями на видном
месте для сведения жителей городов и поселков.
5.5. При выявлении случаев несоблюдения требований настоящих
Правил соответствующими надзорными органами и организациями,
осуществляющими учет и регистрацию животных, должны приниматься
необходимые меры по пресечению нарушений, а также привлечению
виновных лиц к ответственности в порядке, предусмотренном
действующим законодательством в сфере содержания животных и охраны
животного мира.
Пункт 5.6 исключен. - постановление Правительства РС(Я) от
24.12.2004 N 644.
5.7. Участие общественных объединений в обеспечении соблюдения
настоящих Правил определяется уставами и иными учредительными
документами данных объединений.
VI. Ответственность за нарушение Правил содержания
собак, кошек и экзотических животных
на территории Республики Саха (Якутия)
6.1. В случаях ненадлежащего содержания животных, жестокого
обращения с ними, к нарушителям могут применяться санкции,
предусмотренные административным, гражданским и уголовным
законодательствами Российской Федерации.
Пункты 6.2, 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.4 исключены. -
постановление Правительства РС(Я) от 24.12.2004 N 644.
6.3. Возмещение вреда, причиненного собаками, кошками и
экзотическими животными личности или имуществу граждан, имуществу
юридических лиц, возмещается владельцем животного в соответствии с
гражданским и уголовным законодательствами Российской Федерации.
Образец формы заявления
Председателю зоологической
комиссии ___________________
____________________________
населенный пункт
от _________________________
Ф.И.О.
___________________________,
проживающего (ей) по адресу:
____________________________
____________________________
____________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу Вас принять меры к __________________________________, владельцу
Ф.И.О
___________________, проживающему (ей) по адресу _______________________,
вид животного
за систематические причинения неудобств _________________________________
описать характер нарушения
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
"____" _____________ 200___ г. Подпись заявителя
|