ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ Г. ЯКУТСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2004 г. ПГС N 18-8
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ
НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ФАКТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ,
РЕМОНТ ЖИЛЬЯ, ОКАЗАНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ
МО "ГОРОД ЯКУТСК" ПРИ УТВЕРЖДЕНИИ, ИЗМЕНЕНИИ ЦЕН
(в ред. постановления городского Собрания депутатов г. Якутска
от 15.09.2005 ПГС N 36-3)
Городское Собрание депутатов г. Якутска постановляет:
1. Утвердить Порядок проведения независимой экспертизы
фактических затрат на содержание, ремонт жилья, оказание
коммунальных услуг на территории МО "Город Якутск" при
утверждении, изменении цен.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на постоянную комиссию по вопросам бюджетно-экономической политики
(Л.В. Александров).
3. Постановление вступает в силу с момента опубликования.
Председатель
городского Собрания
депутатов г. Якутска
А.А.САВВИНОВ
Мэр
г. Якутска
И.Ф.МИХАЛЬЧУК
Приложение
к постановлению городского
Собрания г. Якутска
от 25 мая 2004 г. ПГС N 18-8
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ФАКТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ
НА СОДЕРЖАНИЕ, РЕМОНТ ЖИЛЬЯ, ОКАЗАНИЕ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ МО "ГОРОД ЯКУТСК"
ПРИ УТВЕРЖДЕНИИ, ИЗМЕНЕНИИ ЦЕН
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет проведение экспертизы
фактических затрат на содержание, ремонт жилья, оказание
коммунальных услуг. Настоящий Порядок также устанавливает систему
требований к проведению проверки специального назначения
хозяйствующих субъектов в соответствии с методологическими,
организационными и правовыми особенностями ценообразования и
тарифной политики в регулируемой деятельности. Порядок и
требования, установленные настоящим Порядком, распространяются на
все экспертизы, проводимые в целях реализации настоящего Порядка.
1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным
законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением
Госстроя РФ от 21 мая 1999 N 39 "Об утверждении порядка проведения
финансовых и технологических экспертиз тарифов на предприятиях
жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации",
постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 N 89 "Об утверждении
основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" и
иными нормативными актами действующего законодательства.
(пункт 1.2 в ред. постановления городского Собрания депутатов г.
Якутска от 15.09.2005 ПГС N 36-3)
1.3. Для настоящего Порядка применяются следующие определения
основных понятий:
Регулируемая деятельность - деятельность в сфере производства
товаров, работ и услуг жилищно-коммунального назначения, цены
(тарифы), на которые регулируются МО "Город Якутск", а именно:
деятельность по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению,
горячему водоснабжению, содержанию, ремонту жилищного фонда,
включая капитальный, вывозу твердых (жидких) бытовых отходов,
содержанию лифтового и электрохозяйства, регулируемая в
соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" и постановлением
Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы
оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах социальной защиты
населения".
Регулирующие органы - органы исполнительной власти РС(Я) -
Государственный комитет по ценовой политике - Региональная
энергетическая комиссия РС(Я) и Департамент по экономике,
прогнозированию и ценообразованию мэрии г. Якутска -
уполномоченный орган в области установления цен и тарифов.
(абзац введен постановлением городского Собрания депутатов г.
Якутска от 15.09.2005 ПГС N 36-3)
Тарифы - система ценовых ставок, по которым осуществляются
расчеты за тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение,
содержание, ремонт жилищного фонда, содержание и ремонт лифтов,
содержание электрохозяйства, вывоз твердых (жидких) бытовых
отходов.
Период регулирования - временной интервал действия вновь
введенных тарифов (полугодие, год), определяемый для расчета
показателей, включаемых в тариф.
Хозяйствующие субъекты (для целей настоящего порядка) -
учреждения и предприятия любых организационно-правовых форм
собственности, осуществляющие регулируемую деятельность и
представляющие расчеты и обоснования по установлению тарифов в
регулирующие органы.
Экспертиза - независимая финансовая и технологическая
экспертиза факторов, влияющих на формирование тарифов, а также
производственно-технологической и финансово-экономической
информации, представляемой хозяйствующими субъектами в целях
экономического обоснования тарифов в сфере регулируемой
деятельности.
Экспертное заключение - документ, являющийся результатом
проведенной независимой экспертной организацией экспертизы и
имеющий юридическое значение в процедуре пересмотра и утверждения
экономически обоснованных тарифов.
Экспертная организация - организация, имеющая аккредитацию при
Госстрое России в соответствии с постановлением Госстроя России от
15.04.1999 N 24 и осуществляющая деятельность по проведению
независимых вневедомственных проверок специального назначения.
Экспертная организация, осуществляя экспертизу в пределах
стоимости договора на проведение экспертизы, вправе привлекать по
отдельным вопросам на договорной основе научные, технические и
иные организации. Заключения указанных организаций входят в состав
экспертного заключения аудиторской организации и являются его
неотъемлемой частью. В ходе проведения экспертизы экспертная
организация производит сбор аудиторских доказательств.
2. Цели проведения независимой экспертизы
фактических затрат на содержание, ремонт жилья,
коммунальные услуги, оказываемые населению
2.1. Проведение независимой экспертизы, предусмотренной
настоящим Порядком, осуществляется в целях:
- введения единого механизма формирования цен, тарифов на
хозяйствующих субъектах, осуществляющих регулируемую деятельность;
- защиты экономических интересов населения и других
потребителей от монопольного повышения цен и тарифов;
- формирования конкурентной среды в сфере регулируемой
деятельности для повышения эффективности ее функционирования и
минимизации тарифов;
- установления достоверности представляемой хозяйствующими
субъектами в регулирующий орган финансово-экономической
информации;
- оценки соблюдения хозяйствующими субъектами установленного
нормативными актами порядка ценообразования;
- экономии бюджетных средств и средств потребителей;
- создания экономических стимулов, обеспечивающих использование
энергосберегающих технологий в производственных процессах;
- экономического обоснования цен (тарифов) на услуги,
учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг.
(абзац введен постановлением городского Собрания депутатов г.
Якутска от 15.09.2005 ПГС N 36-3)
2.2. Система требований к проведению экспертизы, установленная
настоящим Порядком, распространяется на экспертизы, осуществляемые
в целях:
- установления достоверности представляемой хозяйствующими
субъектами, регулирующие органы финансово-экономической и
производственно-технологической информации;
- защиты экономических интересов организаций, оказывающих
жилищно-коммунальные услуги по регулируемым тарифам;
- выявления неэффективных и необоснованных затрат, включаемых в
расчет тарифов;
- определения путей снижения производственной себестоимости по
регулируемой деятельности;
- выявления внутренних резервов в целях повышения эффективности
производства, обеспечения ресурсосбережения;
- усиления контроля за ценами (тарифами) организаций,
занимающих монопольное положение в осуществлении регулируемой
деятельности;
- защиты экономических интересов населения и других
потребителей от монопольного повышения тарифов.
3. Порядок рассмотрения заявлений
организаций, осуществляющих регулируемую деятельность
и ОМС, по установлению цен, тарифов
3.1. Рассмотрение вопроса об установлении (изменении) тарифов
(цен) на товары, работы, услуги, производимые и оказываемые
учреждениями и предприятиями, производится по заявлениям
хозяйствующих субъектов или по инициативе мэрии МО "Город Якутск".
3.2. Заявления хозяйствующих субъектов о пересмотре
(установлении) тарифов (цен) по регулируемой деятельности
представляются в Департамент по экономике, прогнозированию и
ценообразованию мэрии г. Якутска. Сроки представления указанных
заявлений устанавливаются мэрией г. Якутска.
(пункт 3.2 в ред. постановления городского Собрания депутатов г.
Якутска от 15.09.2005 ПГС N 36-3)
3.3. Инициирование вопроса о пересмотре цен (тарифов) в сроки,
отличные от указанного в пункте 3.2 настоящего Порядка (в течение
периода регулирования), возможно в следующих случаях:
- по заявлению хозяйствующего субъекта в мэрию МО "Город
Якутск", при изменении основных экономических статей себестоимости
не менее чем на 10% за полугодие;
- по инициативе мэрии МО "Город Якутск";
- принятия решений государственных органов по изменению цен
предприятий, занимающих монопольное положение в осуществлении
регулируемой деятельности.
3.4. Самостоятельное инициирование мэрией МО "Город Якутск"
вопроса о пересмотре цен (тарифов) по регулируемой деятельности
хозяйствующих субъектов возможно в следующих случаях:
- учреждения, ликвидации, реорганизации хозяйствующих
субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность;
- непредставления хозяйствующим субъектом соответствующего
заявления, но при наличии фактов, позволяющих сделать вывод о
необходимости проведения независимой экспертизы;
- окончания регулируемого периода, в течение которого действуют
тарифы (цены) на жилищно-коммунальные услуги.
(абзац введен постановлением городского Собрания депутатов г.
Якутска от 15.09.2005 ПГС N 36-3)
3.5. Перечень документов, отчетных данных иных информационных
материалов, а также требования к заявлению с экономическим
обоснованием необходимости пересмотра цен (тарифов)
устанавливается мэрией МО "Город Якутск" в лице Департамента по
экономике, прогнозированию и ценообразованию.
(в ред. постановления городского Собрания депутатов г. Якутска от
15.09.2005 ПГС N 36-3)
3.6. Мэрия МО "Город Якутск" в лице Департамента по экономике,
прогнозированию и ценообразованию в течение 10 рабочих дней
обобщает заявления хозяйствующих субъектов о пересмотре цен
(тарифов), осуществляет их предварительный анализ и при
достаточности оснований в необходимости пересмотра тарифов
организует проведение независимой экспертизы с разработкой
рекомендаций о виде экспертизы: финансовой и технологической или
только финансовой в разрезе каждого хозяйствующего субъекта.
(пункт 3.6 в ред. постановления городского Собрания депутатов г.
Якутска от 15.09.2005 ПГС N 36-3)
4. Порядок проведения независимой экспертизы фактических затрат
4.1. Экспертиза, проводимая экспертной организацией в
соответствии с настоящим Порядком, осуществляется на основании
договора возмездного оказания услуг. Заказчиком экспертизы
является мэрия МО "Город Якутск". Средства на проведение экспертиз
в необходимом объеме ежегодно предусматриваются в бюджете МО
"Город Якутск" или включаются в затраты при формировании тарифов.
4.2. Методы проведения экспертизы устанавливаются экспертными
организациями самостоятельно, при этом экспертные организации
должны гарантировать качество и достоверность представленной в
заключении информации.
4.3. Экспертиза, проводимая экспертной организацией, может быть
финансовой и технологической или только финансовой и в
обязательном порядке содержать анализ факторов, влияющих на
формирование тарифов.
4.4. Критериями для экспертизы являются Федеральные законы,
законы субъектов Российской Федерации, общие нормативные правовые
акты, принятые органами государственной власти и органами местного
самоуправления, определяющие порядок ценообразования и тарифную
политику по регулируемой деятельности, а также указания,
инструкции, правила и нормы технической эксплуатации объектов и
другие документы, обязательные для исполнения хозяйствующими
субъектами.
4.5. Заключение экспертной организации в обязательном порядке
должно содержать следующую информацию:
по финансовой экспертизе:
- анализ структуры управления (в том числе оценка ее
эффективности) хозяйствующего субъекта, уставных, учредительных,
юридических, распорядительных и организационных документов,
требований учетной политики;
- описание методов экспертизы и оснований для их выбора;
- оценку достоверности финансовой (бухгалтерской) информации,
используемой при обосновании расчетной величины тарифов;
- обоснованность определения видов и объемов продукции (работ,
услуг);
- обоснованность общей величины, структуры и размера
составляющей потребности в финансовых средствах по видам
регулируемой деятельности на период, утверждения тарифов;
- анализ движения денежных потоков организации, предложения по
их оптимизации;
- анализ динамики тарифов за последние 3 года, включая
постатейный анализ фактической себестоимости и рентабельности
каждого вида основной деятельности. Анализ действующей на
предприятии системы оплаты труда, штатного расписания (в том числе
на соответствие действующим отраслевым рекомендациям по
нормированию труда), предложения по его оптимизации;
- сведения о динамике цен на приобретаемые товарно-материальные
ценности с их сопоставлением с действующими на товарном рынке
ценами;
- анализ применяемых норм и нормативов в сравнении со
среднеотраслевыми показателями, обоснование отклонений от этих
показателей;
- сведения о соблюдении предприятиями установленных норм и
нормативов;
- анализ системы внутреннего контроля на предприятии, в том
числе его соразмерность масштабам (деятельности) предприятия;
- данные о суммах и удельном весе в себестоимости (товаров,
работ, услуг) производственных потерь, их причинах;
- сведения о доле в себестоимости (товаров, работ, услуг)
затрат на энергоресурсы, динамика тарифов на них за проверяемый
период;
- анализ цен, объемов и динамики расходов на оплату услуг
сторонних организации;
- результаты выборочной проверки выполненных работ и услуг
сторонними организациями, основания для выборки, анализ
обоснованности расходов;
- выборочную оценку влияния переоценки основных средств на
суммы амортизации;
- данные о степени изношенности основных средств;
- результаты проверки целевого использования амортизационных
отчислений;
- результаты проверки использования прибыли предприятия;
- результаты выборочной проверки сданных работ по капитальному
ремонту и другим капитальным вложениям;
- результаты проверки целевого использования ремонтного фонда;
- объемы планово-предупредительных работ, процент исполнения,
соответствие нормам;
- расшифровку прочих расходов по текущему ремонту, оценку их
обоснованности;
- анализ обоснованности складских запасов;
- долю аварийно-восстановительных работ в себестоимости
(товаров, работ, услуг), причины аварий;
- расшифровку цеховых и общепроизводственных расходов;
- анализ избранной методики учета и калькулирования
себестоимости;
- анализ применяемых норм и нормативов потребления,
особенностей этих норм;
- анализ предложений предприятия о размере экономически
обоснованных тарифов, с учетом плана капитальных вложений, в части
обоснованности планируемых расходов в разрезе технологических
переделов и экономических статей калькуляции;
- анализ обоснованности состава каждой значительной статьи
экономической классификации расходов, варианты предложений
экспертной организации о размере экономически обоснованного тарифа
с учетом сроков реализации необходимого плана капитальных вложений
(инвестиций) предприятия.
Производится расчет необходимого объема ресурсов, источников
для его осуществления, в том числе с учетом предложений по
модернизации и реконструкции, изменению технологии производства
(переработки), снижению себестоимости.
По технологической экспертизе:
- описание методов проведения технологической экспертизы и
обоснований их выбора;
- состав и состояние основного и вспомогательного
технологического оборудования, степень использования его мощности,
предложения по его модернизации и реконструкции, изменениям
технологии производства (переработки), изменения схем
транспортировки и т.п. с расчетами годового экономического
эффекта;
- совокупные и удельные затраты первичных ресурсов в
технологических процессах, включая оценку эффективности их
использования в сравнении с базовыми отраслевыми и мировыми
показателями, предложения по повышению эффективности использования
первичных ресурсов;
- совокупные и удельные показатели фактически производимых в
технологическом процессе ресурсов и услуг;
- состав и состояние транспортных коммуникаций доставки
ресурсов, включая оценку совокупных и удельных потерь в сравнении
с базовыми отраслевыми и мировыми показателями, предложения по
снижению потерь при транспортировке ресурсов;
- наличие приборного учета ресурсов на этапах производства,
транспортировки и потребления, степень использования данных
приборного учета в управлении технологическими процессами и
расчетах с потребителями, предложения о достаточной степени
совершенствования системы приборного учета, контроля, а также
автоматики на предприятии;
- наличие неисполненных предписаний контрольных органов по
мероприятиям технического плана (Гостехэнергонадзора), Инспекции
по труду в части мероприятий по охране труда, Госпожнадзора,
Гостехнадзора, СЭС и др.). Наиболее значительные виды нарушений,
выявленные контрольными органами;
- наличие паспорта энергохозяйства, соответствие фактически
качественных и количественных показателей ресурсов, поставляемых
потребителю, заявленных в договорах и используемых при расчетах за
услуги и ресурсы.
4.6. Результатом проведения экспертизы должно быть заключение
экспертной организации, которое в обязательном порядке содержит
заключения всех привлекаемых экспертов.
4.7. Заключение экспертной организации является одним из
оснований для рассмотрения мэрией МО "Город Якутск" предложений о
пересмотре тарифов.
4.8. В ходе проведения экспертизы при выявлении фактов
нарушений или допущенных ошибок, существенно влияющих на величину
формируемых тарифов, хозяйствующими субъектами вносятся
необходимые изменения на основании соответствующего заключения.
4.9. В случае, если хозяйствующим субъектом в ходе проведения
экспертиз не были устранены выявленные существенные нарушения или
ошибки, соответствующая информация должна найти отражение в
заключении с оценочным анализом последствий для установления
величины тарифов и в целях выполнения задач, решаемых экспертизой.
5. Порядок утверждения тарифов (цен)
5.1. На основании результатов независимой экспертизы
фактических затрат на содержание, ремонт жилья, оказание
коммунальных услуг на территории городского округа "Город Якутск"
в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 N
89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-
коммунального хозяйства" установление или изменение цен на жилищно-
коммунальные услуги для населения производится Департаментом по
экономике, прогнозированию и ценообразованию и утверждается
постановлением мэра г. Якутска".
(пункт 5.1 в ред. постановления городского Собрания депутатов г.
Якутска от 15.09.2005 ПГС N 36-3)
5.2. Во исполнение ст. 155 Жилищного кодекса РФ Управляющая
компания информирует в письменной форме нанимателей и
собственников жилых помещений об изменении размера платы за жилое
помещение и коммунальные услуги не позднее чем за 30 дней до даты
представления платежных документов, если иной срок не установлен
договором управления.
(введен постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от
15.09.2005 ПГС N 36-3)
И.о. руководителя
аппарата городского Собрания
депутатов г. Якутска
А.А.ФИЛИППОВ
|