ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2004 г. ГС N 462-III
О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ
УЧАСТКАМИ НЕДР, СОДЕРЖАЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЯ
ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ,
ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКОВ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ,
НЕ СВЯЗАННЫХ С ДОБЫЧЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ,
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
На основании статьи 18 Закона Российской Федерации "О недрах"
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке получения права пользования
участками недр, содержащих месторождения общераспространенных
полезных ископаемых, для использования участков недр местного
значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, на
территории Республики Саха (Якутия) (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в республиканских
газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия".
3. Постановление вступает в силу с момента принятия.
Первый заместитель Председателя
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
Ю.ЗАБОЛЕВ
Приложение к постановлению
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 20 февраля 2004 г. ГС N 462-III
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ
УЧАСТКАМИ НЕДР, СОДЕРЖАЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЯ
ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ,
ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКОВ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ,
НЕ СВЯЗАННЫХ С ДОБЫЧЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ,
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
1. Общие положения
1. Настоящее положение разработано в целях реализации статей 4
и 5, пункта 10 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах"
и в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "О недрах",
Положением о порядке лицензирования пользования недрами,
утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации
от 15 июля 1992 года N 3314-1, а также с иными законодательными и
нормативными правовыми актами в сфере недропользования.
2. Настоящее положение устанавливает единый порядок
предоставления лицензий на пользование недрами для геологического
изучения и разработки общераспространенных полезных ископаемых, а
также участками недр местного значения, используемыми для целей,
не связанных с добычей полезных ископаемых.
3. Виды полезных ископаемых, отнесенных к общераспространенным,
и участки недр местного значения на территории Республики Саха
(Якутия) определены в перечне общераспространенных полезных
ископаемых по Республике Саха (Якутия), утвержденном совместным
распоряжением Министерства природных ресурсов Российской
Федерации, Федерального горного и промышленного надзора России,
Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2003 года N
438-р "Об утверждении перечня общераспространенных полезных
ископаемых по Республике Саха (Якутия)".
2. Основные понятия,
используемые в настоящем Положении
В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
1) недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенно-
растительного слоя, дна водоемов, простирающаяся до глубин,
доступных для геологического изучения и освоения;
2) полезные ископаемые - природные скопления минеральных
образований, углеводороды, подземные воды в земной коре,
химический состав и физические свойства которых позволяют их
использовать в хозяйственной деятельности в естественном или
переработанном виде. Полезные ископаемые подразделяются на
металлические, неметаллические и горючие, а по физическому
состоянию - на твердые, жидкие, газообразные;
3) месторождения полезных ископаемых - природные скопления
полезных ископаемых, которые в качественном и количественном
отношении могут быть предметом промышленной разработки при данном
состоянии техники и технологии в данных экономических условиях;
4) участок недр - часть недр в виде геометризованного блока или
блоков недр, пространственные границы которых устанавливаются
органами управления фондом недр для определения геологических и
горных отводов с целью геологического изучения, разведки и
разработки месторождений полезных ископаемых, не связанных с
добычей полезных ископаемых;
5) горные выработки - искусственные полости в земной коре,
образовавшиеся в результате проведения горных работ и
подразделяемые на:
а) открытые, пройденные непосредственно на земной поверхности
(расчистки, закопушки, канавы, дудки, шурфы, карьеры, разрезы и
другие искусственные полости);
б) подземные, пройденные под поверхностью земли (штольни,
штреки, гезенки, орты, квершлаги и другие искусственные полости);
6) горный отвод - ограниченный по глубине и пространству
участок недр, предоставленный для разработки полезного
ископаемого, строительства подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых, или для иных целей. До утверждения
проекта разработки месторождения или строительства подземного
сооружения с утверждением границ горного отвода при выдаче
лицензии определяется предварительная граница горного отвода,
устанавливаемая по границам подсчета запасов полезного ископаемого
или иным параметрам участка недр;
7) геологический отвод - участок недр, представленный для
геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений
полезных ископаемых;
8) земельный отвод - ограниченный по площади земельный участок,
предоставленный в пользование;
9) отходы горного производства - отходы горнодобывающей
промышленности в виде отвалов пород вскрыши, вмещающих пород,
хвостов переработки руды и россыпей;
10) лицензия - бланк установленной формы с Государственным
гербом Российской Федерации, удостоверяющий право его владельца на
пользование участком недр, содержащих месторождения
общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного
значения, а также участками недр местного значения для целей, не
связанных с добычей полезных ископаемых;
11) РКЗ - республиканская (территориальная) комиссия по
утверждению запасов полезных ископаемых;
12) НТС Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) - научно-
технический совет Государственного комитета Республики Саха
(Якутия) по геологии и недропользованию;
13) республиканский (территориальный) геологический фонд - фонд
геологической информации, находящейся в оперативном управлении у
Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и
недропользованию;
14) Якутское управление Госгортехнадзора России -
территориальный орган Федерального горного и промышленного надзора
России с функциями по надзору за безопасным ведением горных работ,
рациональному пользованию и охране недр;
15) общераспространенные полезные ископаемые - часто
встречающиеся в определенном регионе горные породы и минералы,
используемые преимущественно в качестве строительных материалов
местной промышленностью и населением;
16) использование участков недр, не связанных с добычей
полезных ископаемых - строительство и эксплуатация подземных
сооружений для хранения нефти, газа, продуктов их переработки,
сельскохозяйственных продуктов и иного сырья, а также полигонов,
хвостохранилищ для захоронения вредных веществ, бытовых и
промышленных отходов;
17) производство работ по добыче общераспространенных полезных
ископаемых и использованию недр в целях, не связанных с добычей
полезных ископаемых - горные работы, относящиеся в соответствии с
Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" к опасным видам работ и подлежащие
регистрации в Якутском управлении Госгортехнадзора России и
страхованию в установленном порядке.
3. Государственная система лицензирования
участков недр местного значения
1. Государственная система лицензирования пользования недрами -
единый порядок предоставления лицензий на пользование участками
недр, включающий информационную, научно-аналитическую,
экономическую и юридическую подготовку материалов по всем объектам
месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участкам
недр для строительства подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых, предложений по их использованию и
организации, а также проведения конкурсов либо предоставления
лицензий в бесконкурсном порядке, оформления, государственной
регистрации и выдачи лицензий, контроля за выполнением их условий,
внесения изменений, переоформления, приостановления, продления и
прекращения их действия.
2. Недра в соответствии с Законом Российской Федерации "О
недрах" и Законом Республики Саха (Якутия) "О недрах"
предоставляются в пользование на основании государственного
разрешения в виде лицензии на пользование участками недр. Лицензия
является документом, удостоверяющим право ее владельца на
пользование участком недр в определенных границах в соответствии с
указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им
заранее оговоренных требований и условий.
3. Органами, выдающими лицензии на геологическое изучение,
добычу общераспространенных полезных ископаемых и использование
недр для местных нужд, не связанных с добычей полезных ископаемых,
являются орган управления республиканским фондом недр -
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и
недропользованию и администрации муниципальных образований на
уровне улусов (районов) и городов республиканского значения.
Разграничение полномочий и предметов ведения по распоряжению
республиканским фондом недр местного значения между этими органами
осуществляется на основании Закона Республики Саха (Якутия) "О
недрах" и настоящего Положения.
4. Не требуется лицензия на пользование недрами при сооружении
и эксплуатации:
1) линий коммуникаций водогазоснабжения, канализации,
энергоснабжения, связи, судовых ходов, водоотводных каналов и
других предприятий, предназначенных для жизнеобеспечения населения
и нормального функционирования населенных пунктов;
2) погребов, подвалов, хранилищ, используемых непосредственно
для своих нужд гражданами, а также организациями, занятыми
сельскохозяйственным производством, если глубина (протяженность)
этих сооружений не превышает пяти метров и работы ведутся без
применения буровзрывных работ;
3) жилых и производственных помещений, а также на связанные с
ними земляные работы.
5. Лицензия на разработку общераспространенных полезных
ископаемых может выдаваться на разработку всего месторождения или
его отдельной части с подсчитанными запасами, прошедшими
экспертизу и утверждение в РКЗ.
6. Разработка одного месторождения общераспространенного
полезного ископаемого разными пользователями недр должна
проводиться по согласованной технологической схеме, исключающей
нерациональное использование недр. Координация действий
пользователей недр возлагается на одно из предприятий, которому
другие пользователи недр доверяют исполнение функций координатора
(оператора). Указанное условие фиксируется в лицензионных
соглашениях всех пользователей недр этого месторождения.
7. Допускается:
1) одновременное предоставление нескольких лицензий на добычу
общераспространенных полезных ископаемых по группе близко
расположенных месторождений одному заявителю, если является
рентабельной общая разработка указанных месторождений одним
предприятием;
2) предоставление одной лицензии для добычи
общераспространенных полезных ископаемых на нескольких
притрассовых месторождениях, которые предназначены для
строительства (ремонта) дорог и разработка которых предусмотрена
проектом этого строительства, при условии утверждения их запасов,
оформления горных отводов и выполнения других требований
законодательства, стандартов (норм, правил) о недропользовании по
каждому месторождению.
8. Ведение строительных, дноуглубительных, землечерпательных и
других работ на участках недр, расположенных на дне водоемов и
водоохранных зонах, производится по согласованию с федеральными и
республиканскими органами государственного управления
использования и охраны водных объектов и охраны окружающей среды.
В случае использования от дноуглубительных, землечерпательных
работ минерального сырья, относящегося к общераспространенным
полезным ископаемым, пользователю необходимо получить лицензию на
пользование недрами в соответствии с порядком, установленным
настоящим Положением.
4. Основания для получения лицензии
на пользование участками недр местного значения
Основаниями для получения лицензии на право пользование
участком недр являются:
1) решение главы администрации муниципального образования на
уровне улуса (района), города республиканского значения:
принятое по результатам конкурса;
на бесконкурсной основе, принятое по рекомендации
межведомственной комиссии при администрации муниципального
образования на уровне улуса (района), города республиканского
значения для обеспечения минерально-сырьевой базой действующих и
вновь строящихся предприятий местного значения;
2) решение Государственного комитета Республики Саха (Якутия)
по геологии и недропользованию:
на бесконкурсной основе для реализации республиканских и
региональных программ поиска и разведки общераспространенных
полезных ископаемых, финансируемых за счет государственного
бюджета Республики Саха (Якутия), местных бюджетов и собственных
средств недропользователей;
на бесконкурсной основе для использования участков недр, не
связанных с добычей полезных ископаемых (строительство и
эксплуатация подземных сооружений глубиной (протяженностью) более
пяти метров, а также при использовании буровзрывных работ
независимо от глубины сооружения);
при переоформлении лицензии на другое юридическое или
физическое лицо для продолжения добычи общераспространенных
полезных ископаемых и строительства, эксплуатации подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
на бесконкурсной основе для обеспечения сырьевой базой
действующих или вновь строящихся предприятий республиканского
значения по решению Правительства Республики Саха (Якутия);
для продолжения работ с оформлением краткосрочной лицензии (до
одного года) при досрочном прекращении права пользования недрами в
соответствии с законодательством;
3) решение Правительства Республики Саха (Якутия) на
бесконкурсной основе для образования особо охраняемых
геологических объектов местного значения в соответствии с
законодательством.
5. Организационное обеспечение системы лицензирования
1. Организационное обеспечение системы лицензирования участков
недр местного значения возлагается на администрации муниципальных
образований на уровне улусов (районов) и городов республиканского
значения и Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по
геологии и недропользованию.
2. Организационное обеспечение разрешительной системы на уровне
муниципального образования улуса (района), города республиканского
значения осуществляется администрацией соответствующего
муниципального образования, которая, действуя в пределах своих
полномочий, осуществляет регистрацию заявок недропользователей,
проверяет комплектность материалов, представляемых заявителями,
подготавливает условия недропользования и согласовывает их с
членами межведомственной комиссии по использованию местных
природных ресурсов, перечисленными в пункте 3 "Организационного
обеспечения системы лицензирования" настоящего Положения,
разрабатывает проекты решений, выдает разрешительные документы,
регистрирует недропользователей и разрешительную документацию,
осуществляет сбор платежей за выдачу лицензий, координирует
действия органов контроля в сфере недропользования, а также
осуществляет взаимоотношения с республиканскими органами
управления по вопросам недропользования.
3. Для принятия согласованных решений по распоряжению участками
недр местного значения на бесконкурсной основе, определения
условий пользования недрами при главе муниципального образования
на уровне улуса (района), города республиканского значения
создается постоянно действующая межведомственная комиссия по
использованию местных природных ресурсов под руководством главы
муниципального образования или его заместителя, курирующего
природные ресурсы. В состав комиссии могут быть включены по
должности представители органов управления земельными, природными
ресурсами, муниципальным имуществом, охраны природы, горно-
геологических предприятий, контрольных и надзорных органов, в том
числе горного и геологического контроля, депутаты представительных
органов улуса (района), города республиканского значения. Функции
и полномочия межведомственной комиссии по использованию местных
природных ресурсов определяются положением об этой комиссии в
соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики
Саха (Якутия).
Решение межведомственной комиссии по использованию местных
природных ресурсов оформляется протоколом и утверждается
распоряжением главы муниципального образования на уровне улуса
(района), города республиканского значения.
4. Решение о предоставлении лицензии на право пользования
участками недр принимается Государственным комитетом Республики
Саха (Якутия) по геологии и недропользованию и администрациями
муниципальных образований на уровне улусов (районов) и городов
республиканского значения и оформляется распоряжением этих
органов.
5. Выдача лицензии, подписанной уполномоченными лицами органов,
указанных в пункте 4 "Организационного обеспечения системы
лицензирования" настоящего Положения, и ее регистрация
осуществляются администрациями муниципальных образований на уровне
улусов (районов) и городов республиканского значения и
Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и
недропользованию. Государственный комитет Республики Саха (Якутия)
по геологии и недропользованию ведет сводный учет лицензий,
выданных администрациями муниципальных образований на уровне
улусов (районов) и городов республиканского значения, а также
координирует работу по выдаче лицензий, выполняемую
администрациями муниципальных образований.
6. Владельцы лицензий
1. Лицензии на пользование участками недр предоставляются
юридическим лицам и гражданам, наделенным в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)
правом осуществления предпринимательской деятельности и правом
пользования недрами.
2. Одно юридическое лицо может быть владельцем нескольких
лицензий на пользование участками недр местного значения.
3. Если пользование недрами сопряжено с осуществлением
деятельности, подлежащей лицензированию, то соискателю необходимо
получить лицензию на осуществление такой деятельности либо
представить договор с юридическим лицом, имеющим право на этот вид
деятельности. Указанный договор прилагается к лицензии на
пользование недрами, и его изменение осуществляется только с
согласия органов, предоставивших лицензию.
4. Владелец лицензии на пользование участком недр обязан
обеспечить требуемую квалификацию работников, занятых при
пользовании недрами. Требования к образованию и обучению, порядок
и условия проведения экзаменов и аттестации для допуска к работам
при пользовании недрами устанавливаются органами государственного
горного надзора.
7. Предоставление земельных участков
владельцам лицензий
1. Предоставление лицензии на пользование недрами
осуществляется при наличии документально оформленного
предварительного согласия соответствующего органа управления
земельными ресурсами либо собственника (владельца) земли на отвод
земельного участка, определенного для целей недропользования.
Предварительное согласие оформляется в форме акта предварительного
согласования, который подписывается всеми заинтересованными
сторонами.
2. Отвод земельного участка в окончательных границах и
оформление земельных прав пользователя недр осуществляются после
утверждения в установленном порядке проекта работ по
недропользованию.
3. Получение предварительного согласия на пользование земельным
участком, отвод земельного участка во временное или постоянное
пользование, в собственность, его изъятие, взаимоотношения
пользователя недр с собственником (владельцем) земельного участка
осуществляются и регулируются в соответствии с земельным
законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
4. В случае отказа собственника (владельца) земли предоставить
земельный участок после получения его предварительного согласия
собственник (владелец) земли несет ответственность в соответствии
с гражданским законодательством Российской Федерации.
8. Участки недр, предоставляемые в пользование
1. Участки недр для разработки общераспространенных полезных
ископаемых и использования недр местного значения в целях, не
связанных с добычей полезных ископаемых, предоставляются в
пользование после полного или частичного геологического изучения.
2. Для разработки месторождений общераспространенных полезных
ископаемых и использования недр местного значения в целях, не
связанных с добычей полезных ископаемых, лицензия на пользование
недрами выдается Государственным комитетом Республики Саха
(Якутия) по геологии и недропользованию после проведения РКЗ или
НТС Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) государственной
экспертизы запасов и геологических материалов.
3. Участки недр для разработки общераспространенных полезных
ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не
связанных с добычей полезных ископаемых, предоставляются
пользователям в виде горного отвода.
4. Владелец лицензии на добычу полезных ископаемых имеет право
проводить в пределах предоставленного ему участка недр работы по
геологическому изучению без дополнительной лицензии.
5. Для разработки месторождений с неполным геологическим
изучением выдается совмещенная лицензия на геологическое изучение
с последующим правом добычи.
Совмещенные лицензии с целью поисков, оценки, разведки и
последующей добычи полезных ископаемых предоставляются
недропользователям, осуществляющим работы за счет
негосударственных инвестиций.
6. При предоставлении совмещенных лицензий на геологическое
изучение недр с последующей разработкой месторождений полезных
ископаемых участок недр первоначально предоставляется со статусом
геологического отвода. После выявления месторождения полезных
ископаемых и проведения государственной экспертизы запасов для
разработки выделяются участки недр со статусом горного отвода.
7. В лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых должны
быть установлены сроки проведения государственной экспертизы
запасов полезных ископаемых, подготовки технического проекта,
строительства предприятий, начала добычи, выхода на проектную
мощность.
8. Участки недр местного значения предоставляются в
пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых, для:
1) строительства и эксплуатации подземных сооружений в виде
горного отвода;
2) создания особо охраняемых геологических объектов местного
значения, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-
оздоровительное и иное назначение (научные и учебные полигоны,
геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и
другие подземные полости) в виде геологического отвода.
9. Лицензия на разработку
общераспространенных полезных ископаемых
1. В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и
Законом Республики Саха (Якутия) "О недрах" лицензия на разработку
общераспространенных полезных ископаемых и ее неотъемлемые
составные части (лицензионное соглашение, приложения) должны
содержать:
1) данные о недропользователе и органах, предоставивших
лицензию, а также основание предоставления лицензии;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием
недрами;
3) краткую характеристику участка недр, предоставляемого в
пользование, с указанием пространственных границ (географических
координат) участка недр и земельного отвода, выделенных для
разработки месторождения, строительства и эксплуатации подземных
сооружений;
4) условия, связанные с налогами (платежами), взимаемыми при
пользовании недрами;
5) согласованный уровень добычи;
6) соглашение о праве собственности на геологическую
информацию, получаемую в процессе разработки месторождения;
7) условия выполнения требований по охране недр, природной
среды и безопасному ведению работ, установленных
законодательством;
8) срок действия лицензии и срок начала работ (геологическое
изучение, подготовка технического проекта, выход на проектную
мощность, предоставление геологической информации на
государственную экспертизу и так далее).
2. В лицензионных соглашениях на право пользования недрами для
строительства и эксплуатации подземных сооружений должны быть
оговорены условия использования участка недр, связанные со
спецификой этого пользования, в том числе следующие дополнительные
условия:
1) ограничение максимальных объемов захоронения и регламентации
концентраций вредных веществ;
2) компенсация вредного воздействия на окружающую природную
среду в результате эксплуатации сооружений;
3) при необходимости - организация санитарно-защитных зон,
мониторинга геологической среды.
3. Лицензия на разработку общераспространенных полезных
ископаемых может дополняться иными условиями, не противоречащими
законодательству.
4. Текстовые и графические приложения в соответствии с
законодательством о недрах включают копии документов,
подтверждающих сведения о пользователе недр, геологическую
информацию по участку недр, заключения государственной экспертизы,
предварительные и другие согласования на право пользования недрами
и земельным участком.
5. Изменение условий, оговоренных в лицензии на разработку
общераспространенных полезных ископаемых, в течение срока ее
действия может быть инициировано органом управления
республиканским фондом недр - Государственным комитетом Республики
Саха Якутия) по геологии и недропользованию, администрациями
муниципальных образований на уровне улусов (районов) и городов
республиканского значения, выдавшими лицензию, недропользователем
и допускается при согласии пользователя недр и органов,
предоставивших лицензию, а также в случаях, установленных
законодательством.
6. Участок недр предоставляется в пользование на определенный
срок или без ограничения срока. Срок действия лицензии на
разработку общераспространенных полезных ископаемых ограничивается
для:
1) геологического изучения - на срок до пяти лет;
2) добычи общераспространенных полезных ископаемых - на срок
отработки месторождения по проекту работ или заявке
недропользователя;
3) строительства и эксплуатации подземных сооружений на
территории Республики Саха (Якутия) с повсеместным
распространением многолетнемерзлых пород - на срок до пятнадцати
лет.
Срок действия лицензии на разработку общераспространенных
полезных ископаемых может быть продлен по инициативе
недропользователя при выполнении им оговоренных в лицензии условий
и необходимости продолжения недропользования. Для продления срока
действия лицензии пользователь недр должен не позднее чем за месяц
до окончания ее срока подать заявку в органы, выдавшие лицензию, с
представлением полной информации о выполнении условий лицензии,
подтвержденной документами, в том числе контрольных и надзорных
органов, и технико-экономического обоснования продления срока
действия лицензии.
7. Лицензия на разработку общераспространенных полезных
ископаемых считается вступившей в силу со дня ее регистрации в
республиканском (территориальном) геологическом фонде или
администрации соответствующего муниципального образования на
уровне улуса (района), города республиканского значения.
10. Порядок предоставления лицензий
1. Участки недр местного значения предоставляются в пользование
на конкурсной и бесконкурсной основах.
2. Перечень объектов, выносимых на конкурс, определяется
Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и
недропользованию по предложениям органов местного самоуправления
на уровне улусов (районов) и городов республиканского значения,
Правительства Республики Саха (Якутия), а также с учетом заявок,
поступивших от потенциальных недропользователей, и утверждается
распоряжением Государственного комитета Республики Саха (Якутия)
по геологии и недропользованию.
3. Решение о проведении конкурса по предоставлению права
пользования участками недр местного значения принимается
совместным распоряжением администрации соответствующего
муниципального образования на уровне улуса (района), города
республиканского значения и Государственного комитета Республики
Саха (Якутия) по геологии и недропользованию. Конкурсная комиссия
создается по отраслевому принципу и утверждается совместным
решением главы администрации соответствующего муниципального
образования на уровне улуса (района), города республиканского
значения и Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по
геологии и недропользованию. В состав указанной комиссии входят
представители Государственного комитета Республики Саха (Якутия)
по геологии и недропользованию, органов управления
соответствующего муниципального образования на уровне улуса
(района), города республиканского значения, Министерства охраны
природы Республики Саха (Якутия) (по согласованию), Якутского
управления Госгортехнадзора России (по согласованию) и при
необходимости - других министерств, ведомств, учреждений (по
согласованию). Конкурсная комиссия формируется отдельно для
каждого конкурса и прекращает свою деятельность по его завершению.
4. Информация о выносимых на конкурс объектах публикуется в
средствах массовой информации Республики Саха (Якутия) не позднее
чем за три месяца до даты извещения о конкурсе. Извещение о
конкурсе публикуется в средствах массовой информации
соответствующего муниципального образования или Республики Саха
(Якутия) за три месяца до начала конкурса.
5. Извещения в средствах массовой информации о проводимых
конкурсах должны содержать:
1) местоположение и наименование месторождения или участка
недр, которые решено предоставить в пользование;
2) виды полезных ископаемых и их запасы;
3) существенные условия пользования участком недр;
4) время и место, где можно ознакомиться с материалами по
проводимому конкурсу и приобрести пакет геологической информации;
5) время и место проведения конкурса, адрес приема заявок, дату
и час окончания их подачи;
6) стоимость пакета геологической информации.
6. В месячный срок со дня объявления конкурса претенденты на
получение лицензии могут получить в администрации соответствующего
муниципального образования на уровне улуса (района), города
республиканского значения необходимые сведения по объявленным
объектам и подать заявку на участие в конкурсе по установленной
форме и в сроки по условиям конкурса, которая должна содержать:
1) наименование участка недр;
2) копии регистрационных и учредительных документов
предприятия, его устав, данные о месте его основной деятельности,
хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными
партнерами;
3) данные о руководителях или владельцах предприятия-заявителя
и лицах, которые представляют это предприятие при получении
лицензии;
4) данные о финансовых возможностях предприятия-заявителя,
необходимых при выполнении работ, связанных с намеченным
пользованием недрами;
5) данные о технических и технологических возможностях
предприятия-заявителя по выполнению основных видов деятельности и
получению продукции, указанных в условиях конкурса, а также о
квалификации специалистов и специализированных предприятий,
привлекаемых им в качестве подрядчиков для выполнения части работ,
в том числе копии лицензий на ведение маркшейдерских работ;
информацию о предыдущей деятельности предприятия-заявителя за
последний год и достигнутых результатах;
6) предложения предприятия-заявителя по условиям пользования
недрами.
7. Если претендент, подавший заявку, участвовал в геологическом
изучении объекта, выносимого на конкурс, то он представляет данные
о проделанной работе и ее результатах.
8. Заявки, поданные на конкурс, регистрируются, проходят
экспертизу в конкурсной комиссии с целью проверки финансовой
состоятельности и технической компетенции предприятия-заявителя, а
также соблюдения антимонопольных требований. О принятии заявки или
ее отклонении претендент извещается не позднее одного месяца со
дня окончания принятия заявок по конкурсу.
9. Отклонение заявки и отказ к допуску на участие в конкурсе
может последовать в случае, если;
1) заявка подана после установленной даты и времени окончания
приема заявок;
2) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением
установленных требований, в том числе если ее содержание не
соответствует объявленным условиям конкурса;
3) заявитель представил о себе неверные сведения, в том числе о
наименовании, организационно-правовой форме, государственной
регистрации, банковских реквизитах;
4) заявитель не представил доказательств того, что обладает
квалифицированными кадрами, необходимыми финансовыми и
техническими средствами для самостоятельного ведения основных
видов деятельности и получения продукции согласно условиям
конкурса, а также обладает или будет обладать всеми необходимыми
средствами для ведения всех других видов деятельности,
предусматриваемых при пользовании данным участком недр.
10. Задачами конкурсной комиссии в процессе проведения конкурса
являются:
1) проверка соответствия представленных материалов технико-
экономического обоснования пользования участком недр всем
объявленным условиям конкурса;
2) сравнение совокупности условий, предлагаемых каждым из
участников, с совокупностью условий, предлагаемых всеми другими
участниками, оценка их предпочтительности;
3) выявление победителя конкурса и подготовка проекта
совместного решения о предоставлении лицензии на пользование
участком недр.
11. Заседание конкурсной комиссии считается действительным,
если в нем приняли участие более половины членов комиссии.
Передача полномочий другим членам комиссии или другому лицу не
допускается. Итоговый протокол деятельности комиссии, в котором
фиксируются результаты проведенного конкурса, подписывается всеми
членами комиссии, принявшими участие в заседании комиссии и
согласными с принятыми решениями. Решения считаются принятыми,
если они подписаны большинством членов комиссии от ее списочного
состава. Члены комиссии, не согласные с принятыми решениями,
письменно мотивируют свою позицию.
12. Принятое по результатам проведения конкурса решение,
утвержденное распоряжением главы муниципального образования на
уровне улуса (района), города республиканского значения, является
основанием для выдачи лицензии на пользование участком недр.
13. Условия конкурса подлежат включению в лицензию в качестве
заранее оговоренных условий недропользования.
14. Выдача лицензии производится в течение одного месяца после
утверждения результатов конкурса и уплаты победителем конкурса
лицензионного сбора с одновременной регистрацией лицензии в
администрации соответствующего муниципального образования на
уровне улуса (района), города республиканского значения или
республиканском (территориальном) геологическом фонде Республики
Саха (Якутия).
15. На бесконкурсной основе участки недр местного значения
предоставляются в пользование для:
1) обеспечения минерально-сырьевой базой действующих и вновь
строящихся предприятий местного значения, обеспечения минерально-
сырьевой базой строительства дорог вдоль притрассовой зоны;
2) реализации республиканских и региональных программ поиска и
разведки общераспространенных полезных ископаемых, финансируемых
за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия), местных
бюджетов и собственных средств недропользователей;
3) обеспечения сырьевой базой действующих или вновь строящихся
предприятий республиканского значения и реализации республиканских
и региональных программ строительства подземных сооружений, не
связанных с добычей полезных ископаемых, по решению Правительства
Республики Саха (Якутия);
4) продолжения работ с оформлением краткосрочной лицензии (до
одного года) при досрочном прекращении права пользования недрами в
соответствии с законодательством;
5) продолжения добычи общераспространенных полезных ископаемых
и строительства, эксплуатации подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых, при переоформлении лицензии на другое
юридическое или физическое лицо;
6) образования особо охраняемых геологических объектов местного
значения в соответствии с законодательством.
16. Претендент на получение лицензии на бесконкурсной основе
должен подать в администрацию соответствующего муниципального
образования на уровне улуса (района), города республиканского
значения или в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по
геологии и недропользованию заявку по установленной форме, в
которой указываются:
1) данные о заявителе (юридическое или физическое лицо) с
приложением копий учредительных документов, свидетельства о
государственной регистрации, справки о постановке на учет в
налоговых органах;
2) данные о руководителях предприятия-заявителя и лицах,
которые представляют заявителя при оформлении и получении
лицензии;
3) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для
выполнения работ, связанных с намеченным пользованием недрами;
4) данные о технических, технологических и кадровых
возможностях заявителя, а также о специализированных предприятиях,
привлекаемых в качестве подрядчиков;
5) предложения заявителя по условиям пользования участками недр
с указанием конкретных технико-экономических параметров и сроков
пользования недрами.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при
предоставлении лицензии на право пользования недрами для:
1) разработки месторождений - по контурам подсчета запасов
месторождения;
2) использования недр в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых, - по контурам испрашиваемого участка.
Обязательными приложениями к заявке являются планы
испрашиваемых участков недр с предварительно определенным контуром
испрашиваемого горного отвода (для разработки месторождений
представляются планы подсчета запасов месторождений, для
использования недр в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых, - планы участков недр, геологическая информация по
которым прошла государственную экспертизу) и ведомость
географических координат угловых точек горного отвода.
17. При принятии решения о предоставлении лицензии на
пользование участком недр на бесконкурсной основе заявитель
представляет в администрацию муниципального образования на уровне
улуса (района), города республиканского значения:
1) справку-информацию республиканского геологического фонда или
Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и
недропользованию о геологической изученности участка недр;
2) документы по предварительным согласованиям с органами охраны
природных ресурсов и окружающей среды, управления земельными
ресурсами, собственниками (владельцами) земельных участков
согласно пункту 3 "Предоставления земельных участков владельцам
лицензий" настоящего Положения;
3) другие документы, необходимые для оформления лицензии.
18. Заявка для получения лицензии на бесконкурсной основе
регистрируется в администрации муниципального образования на
уровне улуса (района), города республиканского значения или в
Государственном комитете Республики Саха (Якутия) по геологии и
недропользованию в специальном журнале. Неполные документы не
принимаются и не рассматриваются.
19. В течение одного месяца со дня регистрации заявки документы
проходят экспертизу в администрации муниципального образования на
уровне улуса (района), города республиканского значения,
межведомственной комиссии по местным природным ресурсам при главе
муниципального образования или в Государственном комитете
Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию. Решение
принимается на заседании межведомственной комиссии по местным
природным ресурсам при главе муниципального образования или НТС
Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) и утверждается
распоряжением главы муниципального образования на уровне улуса
(района), города республиканского значения или распоряжением
Госкомгеологии Республики Саха (Якутия).
20. В случае отклонения заявки органы управления,
рассматривающие заявки претендентов, в течение пятнадцати дней со
дня рассмотрения вопроса уведомляют претендента об отклонении его
предложения с указанием причин отказа.
21. Выдача лицензии производится в течение одного месяца после
принятия положительного решения, его утверждения соответствующими
органами управления и уплаты лицензионного сбора с регистрацией
лицензии в администрации соответствующего муниципального
образования на уровне улуса (района), города республиканского
значения или в республиканском (территориальном) геологическом
фонде Республики Саха (Якутия).
22. Лицензия оформляется в четырех экземплярах, которые после
регистрации по месту оформления выдаются (направляются):
первый экземпляр - недропользователю;
второй экземпляр - администрации соответствующего
муниципального образования на уровне улуса (района), города
республиканского значения;
третий экземпляр - Якутскому управлению Госгортехнадзора
России;
четвертый экземпляр - республиканскому (территориальному)
геологическому фонду Госкомгеологии Республики Саха (Якутия).
23. Образование особо охраняемых геологических объектов
местного значения в соответствии с законодательством имеет иной
порядок и настоящим Положением не регулируется.
24. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в судебном
порядке.
11. Порядок оформления горных отводов для разработки
месторождений общераспространенных полезных ископаемых
и использования недр для местных нужд в целях,
не связанных с добычей полезных ископаемых
1. Границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения
рационального использования и охраны недр при разработке
месторождений полезных ископаемых и использовании недр в целях, не
связанных с добычей полезных ископаемых, охраны окружающей среды
от вредного влияния горных и иных работ при недропользовании,
обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты
интересов недропользователя и государства.
2. При предоставлении лицензии на пользование недрами для
добычи общераспространенных полезных ископаемых и использования
недр для местных нужд в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых, устанавливаются предварительные границы горного
отвода.
3. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после
рассмотрения технических проектов разработки месторождения
общераспространенных полезных ископаемых или использования недр
для местных нужд в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых, прошедших согласование, экспертизу и утверждение, и
только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, в
пределах которого геологическая информация, запасы
общераспространенного полезного ископаемого прошли государственную
экспертизу в РКЗ, на НТС Госкомгеологии Республики Саха (Якутия)
или на предприятии (в организации), которому (которой)
делегированы полномочия РКЗ по утверждению запасов
общераспространенных полезных ископаемых.
4. Добыча полезных ископаемых и использование недр в целях, не
связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется после
получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного
отвода, и в пределах этих границ.
5. Разработка месторождений общераспространенных полезных
ископаемых и использование недр для местных нужд в целях, не
связанных с добычей полезных ископаемых, за пределами уточненных
границ горного отвода запрещается.
6. Сроки предоставления документов, обосновывающих уточненные
границы горного отвода, оговариваются в лицензии на пользование
недрами.
7. Документы, удостоверяющие горный отвод и определяющие его
пространственное положение в плане и по глубине, являются
неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами.
8. Предварительные границы горного отвода в плане указываются в
географической системе координат. Уточненные границы горного
отвода в плане могут указываться в условной системе прямоугольных
координат, принятых в установленном порядке.
9. Предоставление горных отводов производится улусными
(районными) отделениями или непосредственно Якутским управлением
Госгортехнадзора России.
10. В случае необходимости изменения уточненных границ горного
отвода в пределах предоставленного при лицензировании участка недр
из-за изменения условий лицензии, ее переоформления (по
результатам поиска, разведки, проектных, научно -
исследовательских работ и прочего) документы, удостоверяющие
границы горного отвода, переоформляются. При этом проект горного
отвода должен быть дополнен обоснованием необходимости изменения
ранее установленных границ.
11. Горный отвод может быть предоставлен на разработку всего
месторождения или его части одному или нескольким
недропользователям при условии взаимной увязки горных работ в
соответствии с техническими проектами, согласованными в
установленном порядке.
12. Не допускается оставлять за контурами уточненных границ
горного отвода запасы полезного ископаемого, предоставленные
пользователю недр при лицензировании, а также запасы, разработка
которых по технико-экономическим причинам иным недропользователем
нецелесообразна. В отдельных случаях производится списание этих
запасов в установленном порядке либо они включаются в границы
предоставляемого в пользование участка недр.
13. Горный отвод в уточненных границах подлежит регистрации в
Якутском управлении Госгортехнадзора России в установленном
порядке.
14. При ликвидации или консервации горного предприятия
техническая документация по горным отводам должна быть передана в
улусное (районное) отделение или непосредственно в Якутское
управление Госгортехнадзора России в течение десяти дней после
оформления акта о ликвидации (консервации) предприятия. Справка о
регистрации горного отвода должна быть возвращена по месту ее
выдачи в течение пятнадцати дней.
15. Для получения документов, удостоверяющих уточненные границы
горного отвода, пользователь недр представляет в улусное
(районное) отделение или непосредственно в Якутское управление
Госгортехнадзора России технический проект на разработку
месторождения полезного ископаемого или пользование недрами в
целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, проект горного
отвода и следующие приложения:
1) копии заключений государственной экологической экспертизы
проекта разработки месторождения полезного ископаемого и копии
документов согласования указанного проекта с природоохранными
органами, улусным (районным) отделением или непосредственно
Якутским управлением Госгортехнадзора России, технического задания
на проектирование и землепользование (в случае расположения
горного отвода в границах земель специального назначения);
2) копия решения государственной экспертизы запасов полезных
ископаемых, а также соответствующие выписки из таблиц их подсчета.
16. Технические проекты и проекты горных отводов на разработку
месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях,
не связанных с добычей полезных ископаемых, составляются в
установленном порядке организациями, имеющими лицензию на
проектирование горных и иных производств, в соответствии с
намечаемым видом пользования недрами по предварительному
согласованию технического задания с улусным (районным) отделением
или непосредственно с Якутским управлением Госгортехнадзора
России. Проект горного отвода может включаться в состав
технического проекта специальным разделом "Обоснование границ
горного отвода".
17. В материалы проектов горных отводов на использование горных
выработок ликвидированных, законсервированных или действующих
предприятий по добыче полезных ископаемых дополнительно включаются
планы горных выработок этих предприятий, на которых показываются
выработки, намечаемые для использования.
18. Улусное (районное) отделение или непосредственно Якутское
управление Госгортехнадзора России рассматривает и проверяет:
1) технический проект разработки месторождения или проект
пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых, в части полноты и обоснованности проектных решений по
указанным границам с учетом вопросов рационального, комплексного
использования запасов полезных ископаемых и охраны недр, а также
обеспечения безопасных условий труда и жизни людей, охраны
окружающей среды, зданий, сооружений и других объектов от вредного
влияния горных работ;
2) правильность и обоснованность уточненных границ горного
отвода с учетом требований законодательства о недрах и других
нормативных документов.
19. После рассмотрения представленных документов улусное
(районное) отделение или непосредственно Якутское управление
Госгортехнадзора России выносит соответствующее решение не позднее
тридцати дней после получения документов, обосновывающих
уточненные границы горного отвода. В случае необходимости по
требованию улусного (районного) отделения или непосредственно
Якутского управления Госгортехнадзора России пользователь недр
обязан представить дополнительные документы и пояснения по
вопросам, связанным с границами горного отвода. В особо сложных
случаях или при возникновении существенных разногласий между
улусным (районным) отделением или непосредственно Якутским
управлением Госгортехнадзора России и пользователем недр последние
вправе потребовать проведения экспертизы представленных
материалов. В этом случае срок принятия решения соответственно
продлевается, но не более чем на десять дней с момента получения
дополнительно запрашиваемых документов и объяснений или
экспертного заключения.
20. В состав документов, удостоверяющих уточненные границы
горного отвода, входят:
1) акт улусного (районного) отделения или непосредственно
Якутского управления Госгортехнадзора России о принятом решении;
2) топографический (гипсометрический) план поверхности
испрашиваемого участка недр в проектных границах горного отвода и
геологические разрезы, составленные в соответствии с
установленными требованиями.
21. На топографическом плане поверхности месторождения
общераспространенного полезного ископаемого и поверхности участка
недр, используемого в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых, должны быть показаны:
1) рельеф поверхности и пункты опорной геодезической сети,
устья существующих разведочных и горных выработок;
2) контуры лесных и сельскохозяйственных угодий;
3) границы землепользований и населенных пунктов;
4) существующие на территории месторождения и вблизи него
сооружения;
5) контуры подсчета запасов, границы земельного отвода,
соседних горных отводов и контуры испрашиваемых границ горного
отвода с обозначением угловых точек и границ вредного влияния
горных разработок.
Контуры подсчета запасов и контуры испрашиваемых границ горного
отвода указываются также и на геологических разрезах. При
использовании горных выработок (карьеров) ликвидированных,
законсервированных или действующих предприятий по добыче полезных
ископаемых приводятся планы горных выработок (карьеров) этих
предприятий, на которых показываются выработки, намечаемые для
использования.
22. Масштаб копии топографического плана принимается в
зависимости от размеров изображаемого участка, характера и
назначения предприятия по добыче полезных ископаемых не мельче
1:5000. Для горных отводов, имеющих значительную площадь,
разрешается представление копии топографического плана в масштабе
от 1:5000 до 1:25000.
23. В случае перехода права пользования недрами в соответствии
со статьей 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах" и статьей
18 Закона Республики Саха (Якутия) "О недрах" или изменения
названия предприятия - пользователя недр документы, удостоверяющие
уточненные границы горного отвода, подлежат переоформлению в
течение трех месяцев после переоформления соответствующей лицензии
на пользование недрами. При этом изменения проекта горного отвода,
за исключением топографического плана, не требуется.
24. Использование отработанных горных выработок или участка
недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, на
горном отводе, предоставленном для разработки месторождения
полезных ископаемых, осуществляется на условиях лицензии на
пользование недрами. В случае получения самостоятельной лицензии
на пользование недрами для целей, не связанных с добычей полезных
ископаемых, горный отвод, выданный для разработки месторождения
полезных ископаемых, подлежит переоформлению, а на предоставленные
в пользование отработанные горные выработки или участок недр
оформляется самостоятельный горный отвод. При переоформлении
горного отвода, предоставленного для разработки месторождения
полезных ископаемых, исключаются горные выработки или участок
недр, предоставленный в пользование, не связанное с добычей
полезных ископаемых.
12. Переоформление лицензий на пользование недрами
местного значения и изменение условий лицензий
(лицензионного соглашения)
1. Переход права пользования недрами и переоформление лицензий
осуществляется в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия)
"О недрах" и оформляется Государственным комитетом Республики Саха
(Якутия) по геологии и недропользованию.
2. Переход права пользования недрами и, соответственно,
переоформление действующих лицензий осуществляется на основе
правопреемства при изменении организационно-правовой формы или
реорганизации юридического лица (путем присоединения, разделения
или выделения), являющегося владельцем лицензии, а также при
изменении его наименования.
3. В случае, когда юридическое лицо - владелец лицензии
выступает учредителем нового юридического лица (в том числе
предприятия с долевым участием иностранных инвестиций), специально
создаваемого для продолжения деятельности в соответствии с
условиями лицензии (лицензионного соглашения), лицензия может быть
переоформлена на другое юридическое лицо при условии, что прежнему
пользователю недр принадлежит не менее половины уставного капитала
вновь создаваемого предприятия.
4. Переоформление лицензий осуществляется по заявлениям
прежнего владельца лицензии и претендента на ее получение. Условия
лицензии (лицензионного соглашения) при этом изменению не
подлежат.
5. Изменение условий лицензии (лицензионного соглашения)
допускается при взаимном согласии органов, выдавших лицензию, и
владельца лицензии после ее переоформления.
6. При выявлении неизвестных на момент предоставления лицензии
новых данных, а также по прошествии определенного времени, в
течение которого может быть выявлено изменение горно-геологической
ситуации, органы, предоставившие лицензию, вправе провести
государственную экспертизу геологических материалов.
7. При изменении условий, связанных с реализацией добываемого
минерального сырья, владелец лицензии может временно приостановить
работы и в установленном порядке законсервировать горные выработки
и объекты инфраструктуры, связанные с пользованием недрами, на
срок до одного года, письменно уведомив об этом за два месяца
орган, выдавший лицензию. Время консервации включается в общий
срок действия лицензии.
13. Прекращение, приостановление или ограничение
права пользования недрами
1. Право пользования участками недр местного значения может
быть прекращено, в том числе досрочно, приостановлено или
ограничено в случаях, установленных Законом Российской Федерации
"О недрах" и Законом Республики Саха (Якутия) "О недрах".
2. При прекращении права пользования недрами недропользователь
прекращает деятельность, указанную в лицензии, в установленном
порядке проводит работы по консервации или ликвидации горных
выработок, рекультивации и передаче земель, передаче документации
в органы управления фондом недр, в том числе лицензии в орган,
выдавший лицензию.
3. Приостановление пользования недрами, оформленное
соответствующим актом органов управления и контроля, означает
временное прекращение основного вида деятельности и связанных с
ним вспомогательных работ, за исключением работ по поддержанию
горных выработок, строений, сооружений и оборудования в
безаварийном, безопасном для людей и окружающей природной среды
состоянии. Лицензия у недропользователя сохраняется.
4. Ограничение пользования недрами, оформленное соответствующим
актом органов управления и контроля, означает временный запрет
владельцу лицензии на осуществление отдельных видов деятельности,
указанных в лицензии.
5. Право пользования недрами может быть досрочно прекращено,
приостановлено или ограничено решением главы администрации
муниципального образования на уровне улуса (района), города
республиканского значения или решением Государственного комитета
Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию
непосредственно или по представлению органов государственного
геологического, экологического контроля, государственного горного
надзора в случаях, установленных федеральным законодательством и
законодательством Республики Саха (Якутия).
6. В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие
приостановление или ограничение права пользования недрами,
устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме
решением главы администрации муниципального образования на уровне
улуса (района), города республиканского значения или решением
Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и
недропользованию, принявших решение о приостановлении или
ограничении права пользования недрами.
14. Порядок прекращения, приостановления
или ограничения права пользования недрами
и действия лицензии
1. Решение о прекращении, приостановлении или ограничении права
пользования недрами, принятое в связи с возникновением
непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или
проживающих в зоне влияния работ, должно быть доведено до сведения
недропользователя немедленно, а в остальных случаях - в течение
пятнадцати дней с момента принятия соответствующего решения.
2. Решение о прекращении права пользования недрами должно
содержать:
1) основание, по которому прекращено право пользования недрами,
аннулирована лицензия;
2) перечень вопросов, которые необходимо решить в связи с
прекращением права пользования недрами и аннулированием лицензии,
в том числе по консервации горных выработок и объектов
инфраструктуры, связанных с пользованием недрами, порядок и сроки
их решения.
3. Решение о приостановлении или ограничении права пользования
недрами и действия лицензии должно содержать:
1) основание, по которому приостановлены или ограничены права
пользования недрами и действие лицензии;
2) срок, на который право пользования недрами и действие
лицензии ограничены или приостановлены, а также условия, при
которых они могут быть восстановлены;
3) перечень вопросов, подлежащих решению с целью восстановления
права пользования недрами и действия лицензии.
4. Если владелец лицензии не приступил к пользованию недрами в
установленных объемах или нарушает условия пользования недрами,
ему направляется уведомление (предупреждение) о досрочном
прекращении права пользования недрами и об аннулировании лицензии.
5. Решение о прекращении действия лицензии принимается после
трех месяцев со дня вручения уведомления (предупреждения) о
возможном аннулировании лицензии, если владелец лицензии не принял
мер по устранению нарушений.
6. Досрочное прекращение права пользования недрами по
инициативе владельца лицензии осуществляется не позднее чем через
шесть месяцев со дня письменного уведомления им органов,
предоставляющих лицензию, с указание аргументированных причин
отказа от пользования недрами. В течение этого периода
осуществляется государственная экспертиза геологических
материалов, проверка выполнения владельцем лицензии взятых
обязательств, состояния работ на объекте, определяются порядок
консервации или ликвидации горных выработок, объектов
инфраструктуры и порядок контроля за их состоянием.
7. Владелец лицензии должен выполнить все обязательства,
определенные в лицензии на случай досрочного отказа от прав. При
невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств органы,
предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их
невыполнения в судебном порядке.
15. Права и обязанности владельца лицензии
1. Владелец лицензии имеет право:
1) получить в пользование на период действия лицензии в
республиканском (территориальном) геологическом фонде или его
подразделениях геологическую и иную информацию об участке недр по
лицензии на пользование недрами на безвозмездной или платной
основе или ее копию;
2) использовать предоставленный ему участок недр в
установленных границах для деятельности, соответствующей цели,
обозначенной в лицензии;
3) использовать по своему усмотрению результаты своей
деятельности, включая долю добываемого минерального сырья, которая
по условиям лицензии или соглашения о разделе продукции передается
в его распоряжение;
4) использовать по своему усмотрению полученные им отходы
горнодобывающих производств, если иное не установлено лицензией;
5) ограничивать застройку площадей залегания
общераспространенных полезных ископаемых в пределах
предоставленного горного отвода;
6) проводить без дополнительного разрешения все виды
геологического изучения недр, связанных с видом пользования
недрами за счет собственных средств, в пределах предоставленного
горного отвода;
7) привлекать на договорных условиях исполнителей работ,
имеющих выданное (выданную) в установленном порядке разрешение
(лицензию) на определенный вид деятельности;
8) обращаться в органы, выдавшие лицензию, по поводу изменения
ее условий при возникновении обстоятельств, существенно
отличающихся от тех, при которых лицензия была выдана;
9) обжаловать в установленном законодательством порядке решения
государственных и муниципальных органов управления и контроля.
2. Владелец лицензии имеет иные права, определенные в лицензии,
не противоречащие законодательству.
3. Владелец лицензии обязан:
1) соблюдать требования законодательства и установленных
стандартов (норм, правил) по охране недр и окружающей природной
среды, по технологии и безопасности ведения работ, связанных с
пользованием недрами, технических проектов и схем развития горных
работ;
2) выполнять условия лицензии и лицензионного соглашения, в том
числе своевременно разрабатывать и утверждать проекты работ и
оформлять горный отвод;
3) до 15 января следующего за отчетным года представлять в
республиканский (территориальный) геологический фонд,
администрацию муниципального образования на уровне улуса (района),
города республиканского значения ежегодную геологическую
информацию (форма 5-ГР) о разведанных, извлекаемых (извлеченных),
оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в
них компонентах;
4) приводить участки земли и другие природные объекты,
нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их
дальнейшего использования;
5) сохранять разведочные горные выработки и буровые скважины,
которые могут быть использованы при разработке месторождений
полезных ископаемых и в иных хозяйственных целях, и ликвидировать
в установленном порядке выработки и буровые скважины, не
подлежащие использованию;
6) обеспечивать сохранность геологической, маркшейдерской или
иной документации, получаемой в процессе геологического изучения и
разработки месторождения, строительства и эксплуатации подземных
сооружений глубиной (протяженностью) более пяти метров;
7) производить своевременное и правильное внесение налогов и
платежей за пользование недрами и прочих обязательных платежей;
8) выполнять предписания государственных и муниципальных
контролирующих органов;
9) соблюдать иные требования законодательства.
16. Система платежей при пользовании недрами
1. Все участники конкурсов на получение предоставляемого
участка недр вносят сбор за участие в конкурсе. Сумма сбора за
участие в конкурсе определяется исходя из стоимости прямых затрат
на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса, в том
числе на публикацию объявления, деятельность конкурсных комиссий и
привлекаемых экспертов, оплату использованных материалов, аренду
необходимых помещений и оборудования. Размер сбора за участие в
конкурсе утверждается при утверждении условий конкурса. Сбор за
участие в конкурсе взимается при подаче заявок на участие в
конкурсе и направляется в органы, проводящие конкурсы.
2. Сбор за выдачу, переоформление и изменение лицензии вносит
недропользователь, получающий лицензию. Сумма сбора определяется
исходя из прямых затрат на подготовку, экспертизу, оформление,
регистрацию и выдачу лицензии, и направляется в органы, выдающие
лицензию на пользование недрами. Размер сбора устанавливается для
Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и
недропользованию Правительством Республики Саха (Якутия), а для
администраций муниципальных образований на уровне улусов
(районов), городов республиканского значения - распоряжением главы
муниципального образования по согласованию с Государственным
комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию,
а также с Государственным комитетом по ценовой политике -
Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия).
3. С участников конкурса по условиям конкурса, а также при
получении недропользователем от органов управления фондом недр
Республики Саха (Якутия) геологической и иной информации о недрах
может взиматься плата. Размер платы за указанную геологическую
информацию (пакет геологической и иной информации) определяется
Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и
недропользованию в соответствии с законодательством.
4. В лицензии на пользование участками недр устанавливается
ставка налога на добычу полезных ископаемых, а при необходимости -
регулярные платежи за пользование недрами в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
17. Ответственность недропользователей
За нарушение требований законодательства о недрах, настоящего
Положения должностные лица и граждане несут административную,
уголовную и иную ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
|