12 января 2004 года N 1402
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Во исполнение Закона Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 1998
г. N 49-II "О государственной молодежной политике в Республике
Саха (Якутия)", в целях совершенствования механизмов реализации
государственной молодежной политики и создания в республике
социально-экономических, правовых, организационных условий для
социального становления и развития молодежи, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной молодежной
политики Республики Саха (Якутия).
2. Рекомендовать органам государственной власти и местного
самоуправления Республики Саха (Якутия) в своей деятельности
руководствоваться положениями Концепции государственной молодежной
политики Республики Саха (Якутия).
3. Правительству Республики Саха (Якутия) (Борисов Е.А.)
разработать и утвердить в срок до 1 мая 2004 года республиканскую
целевую программу "Молодежь Республики Саха (Якутия)" на 2005-2010
годы.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на
Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.ШТЫРОВ
г. Якутск
12 января 2004 года
N 1402
Утверждена
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 12 января 2004 г. N 1402
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Государственная молодежная политика - это политика государства
по регулированию отношений молодежи и государства.
Молодежь необходимо оценивать как часть общества, несущую
особую, незаменимую другими социальными группами, функцию
ответственности за сохранение и развитие страны, за
преемственность исторического и культурного наследия.
Реализация государственной молодежной политики направлена на:
- создание правовых, экономических и организационных условий и
гарантий для гражданского становления и самореализации молодых
людей;
- развитие и поддержку молодежных и детских общественных
объединений, движений и инициатив.
Государственная молодежная политика отражает стратегическую
линию государства на обеспечение социально-экономического,
политического и культурного развития страны, на формирование у
молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре
Отечества, общечеловеческих гуманистических ценностей.
Государственная молодежная политика представляет собой
деятельность органов государственной власти, направленную на
решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности и
представляет собой целостную систему мер правового, организационно-
управленческого, финансово-экономического, научного,
информационного, кадрового характера. Формирование жизнеспособного
подрастающего молодого поколения является одной из главных
стратегических задач развития республики.
I. Общие положения
1. Концепция государственной молодежной политики Республики
Саха (Якутия) (далее - Концепция) - система определений важнейших
целей, задач, приоритетов и мер государственной политики,
направленной на обеспечение стратегии государства в формировании
условий для реализации социального, интеллектуального, культурного
и экономического потенциала молодого поколения.
Концепция основывается на общепризнанных принципах и нормах
международного права, на положениях Конституций Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия), законодательства Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия).
Концепция опирается на анализ положения молодежи и опыт
реализации государственной молодежной политики в Российской
Федерации и в Республике Саха (Якутия), учитывает динамику
развития как позитивных, так и негативных тенденций в молодежной
среде, а также происходящую в современном мире глобализацию
различных сфер жизнедеятельности населения.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления,
юридические и физические лица в своей деятельности в области
государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия)
руководствуются основными положениями настоящей Концепции.
2. Концепция исходит из:
- необходимости создания основы устойчивого экономического и
духовного развития республики, обеспечения достойной жизни народа,
укрепления и развития генофонда;
- признания исключительной роли молодежи в жизни общества;
- понимания необходимости государственной поддержки молодых
граждан в современных условиях социально-экономической
трансформации общества, в обеспечении их образования, воспитания и
развития на этапе социального становления, в процессе включения в
социально-профессиональную деятельность, создания семьи,
проявления социальных, гражданских инициатив, реализации ими своих
прав и обязанностей;
- необходимости повышения ответственности органов
государственной власти, органов местного самоуправления,
активизации их взаимодействия на принципах сотрудничества и
социального партнерства с организациями и физическими лицами по
вопросам защиты прав и законных интересов молодых граждан,
стимулированию их самостоятельности и созидательной активности.
3. Государственная молодежная политика проводится в отношении
молодых граждан, проживающих на территории Республики Саха
(Якутия), в возрасте от 14 до 30 лет.
4. Субъектами реализации государственной молодежной политики в
Республике Саха (Якутия) выступают органы государственной власти и
местного самоуправления, работодатели, общественные объединения,
другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность
по созданию необходимых условий для жизни молодежи, ее
образования, воспитания и развития.
Исключительное значение имеет участие самих молодых граждан,
молодежных и детских общественных объединений в формировании и
реализации государственной молодежной политики в Республике Саха
(Якутия).
II. Основные принципы государственной
молодежной политики в Республике Саха (Якутия)
Государственная молодежная политика в Республике Саха (Якутия)
основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод
граждан, реализация которых в отношении молодежи осуществляется на
следующих принципах:
- признания молодежи в качестве равноправного партнера в
формировании и реализации государственной молодежной политики;
- взаимной ответственности государства, общества и молодых
граждан за соблюдение конституционных прав и обязанностей в
процессе деятельности во всех сферах государственной и
общественной жизни;
- открытости, предусматривающий непосредственное участие
общественности в разработке и реализации приоритетных направлений
и программ государственной молодежной политики;
- приоритетности государственной поддержки молодых граждан на
основе партнерства между органами государственной и муниципальной
власти, работодателями, профсоюзами и обществом на этапе
социального, культурного, духовного и физического развития, выбора
жизненного пути, образования, начала трудовой деятельности,
создания семьи, приобщения к культурным ценностям, реализации
общественно значимых инициатив;
- единства государственной молодежной политики на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях;
- преемственности, стабильности и совершенствования мер по
формированию и реализации государственной молодежной политики.
III. Цели и задачи государственной
молодежной политики в Республике Саха (Якутия)
Целью государственной молодежной политики в Республике Саха
(Якутия) является создание и укрепление необходимых правовых,
экономических и организационных условий для гражданского
становления и социальной самореализации молодого гражданина.
Задачами государственной молодежной политики в Республике Саха
(Якутия) являются:
- совершенствование условий для обеспечения социального,
культурного, духовного и физического становления молодежи;
- утверждение в сознании и чувствах молодых граждан
патриотических ценностей, взглядов, идеалов, уважения к
историческому и культурному прошлому России и Якутии;
- содействие в реализации общественно значимых инициатив,
общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских
общественных объединений;
- достижение экономической самостоятельности молодых граждан
путем эффективного включения ее в трудовую и предпринимательскую
деятельность;
- пропаганда здорового образа жизни и культурного досуга в
молодежной среде;
- развитие системы социальных служб молодежи.
Результатом реализации задач и достижения цели государственной
молодежной политики в Республике Саха (Якутия) станет формирование
личности:
- гражданина-патриота, заботящегося о защите интересов
отечества, о материальной и духовной устойчивости российского
общества, о преемственности традиций и нравственных ценностей;
- гражданина, знающего и обогащающего отечественную историю и
культуру, достижения общества в экономике, науке, литературе и
искусстве, активно участвующего в государственной и общественной
жизни, в функционировании институтов правового государства и
гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских
общественных объединений;
- гражданина - труженика, имеющего образование, соответствующее
потребностям современного материального и духовного производства,
обладающего качествами предприимчивости, честности,
добросовестности, ответственности, способного проявить себя
квалифицированным специалистом, предпринимателем, грамотным
потребителем;
- гражданина, ведущего здоровый образ жизни, семьянина,
заботящегося о воспроизводстве и воспитании последующих поколений.
IV. Система мер по реализации государственной
молодежной политики в Республике Саха (Якутия)
1. Совершенствование нормативно-правовой базы государственной
поддержки и защиты прав и интересов молодых граждан:
- корректировка и развитие республиканской законодательной и
нормативной базы государственной молодежной политики, учитывающей
экономические и социальные особенности положения молодежи
республики в области трудового, жилищного, социального
законодательства, законодательства по охране здоровья,
законодательства о местном самоуправлении и законодательства о
государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений;
- проведение специальной правовой регламентации вопросов,
неотработанных в республиканском законодательстве (вопросы
кредитования молодых семей, социальной службы для молодежи,
поддержки молодежного предпринимательства и др.);
- разработка предложений по внесению дополнений и изменений в
ряд республиканских и федеральных законов.
2. Развитие инфраструктуры государственной молодежной политики:
- формирование и развитие системы научно-методического и
информационно-аналитического обеспечения государственной
молодежной политики;
- разработка и реализация мер по улучшению кадрового
потенциала, по обеспечению системы подготовки специалистов по
направлениям и технологиям реализации государственной молодежной
политики;
- развитие и укрепление системы материально-технического и
финансового обеспечения государственной молодежной политики.
3. Государственная поддержка молодых граждан в сфере
образования, воспитания и развития:
- совершенствование достигнутых условий для получения
профессионального образования молодыми гражданами;
- формирование и реализация целевых программ (проектов) по
поддержке общественных объединений;
- разработка и реализация мер по поддержке талантливых молодых
граждан в области образования, науки, техники, культуры и спорта;
- разработка и реализация республиканских, муниципальных
целевых программ по гражданскому становлению молодежи, ее
культурному и физическому развитию, патриотическому и духовно-
нравственному воспитанию;
- распространение в молодежной среде идей духовного единства,
патриотизма, межнационального согласия и терпимости;
- формирование и реализация системы мер по повышению правовой
культуры молодых граждан;
- формирование мер по защите молодежи от религиозного
экстремизма, фанатизма и других антисоциальных явлений.
4. Совершенствование мер для формирования здорового образа
жизни:
- осуществление мер поддержки деятельности оздоровительных,
образовательных учреждений, экспериментальных площадок в целях
внедрения инновационных технологий и методик в области
формирования здорового образа жизни;
- создание условий и поддержка деятельности молодежных и
детских общественных объединений для развития массовых видов
спорта и туризма;
- совершенствование проведения межрегиональных и
республиканских спортивных соревнований, турниров по видам спорта;
- активизация мер по профилактике и лечению алкоголизма,
наркомании и токсикомании и других социальных заболеваний, по
сохранению психического здоровья молодежи.
5. Содействие обеспечению экономической самостоятельности
молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей:
- разработка и осуществление мер по трудоустройству выпускников
профессиональных образовательных учреждений и поддержка их
трудовой деятельности;
- поддержка специализированных организаций, осуществляющих
деятельность по содействию занятости, профориентации,
профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан -
центров временной и сезонной занятости молодежи, молодежных бирж
труда, молодежных студенческих строительных отрядов, молодежных
объединений;
- содействие социальной адаптации и повышению
конкурентоспособности молодежи на рынке труда;
- формирование и реализация системы государственных мер по
материально-технической и финансовой поддержке молодежного
предпринимательства.
6. Государственная поддержка молодых семей:
- организация просветительской работы с молодыми гражданами по
вопросам репродуктивного здоровья, материнства, воспитания и
развития детей, семейного и детского отдыха;
- проведение социологических исследований по проблемам молодой
семьи, по научно-методическому обеспечению работы с молодыми
семьями;
- совершенствование законодательства по вопросам поддержки
молодых семей в строительстве и приобретении жилья (по
осуществлению субсидирования, целевого льготного, ипотечного
кредитования и т.д.);
- поддержка инициатив молодых граждан, движения молодежных
жилищных комплексов по строительству доступного жилья для
молодежи.
7. Развитие системы социальных служб для молодежи:
- развитие системы комплексной социальной службы для молодежи в
целях расширения сферы образовательных, социально -
психологических, психолого-педагогических, медико-социальных,
социально-правовых, информационных и других услуг;
- разработка нормативно-правовой базы по разработке минимальных
социальных стандартов, устанавливающих основные требования к
объемам и качеству социальных услуг;
- проведение исследования по изучению запросов, проблем,
состояния молодежи, анализ внедрения современных психосоциальных
технологий, инновационных программ.
8. Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-
политической деятельности молодежи, молодежных и детских
общественных объединений:
- совершенствование механизма социального заказа, реализуемых
молодежными и детскими общественными организациями;
- информационное, научно-методическое, кадровое обеспечение
деятельности молодежных и детских общественных объединений;
- привлечение молодежных объединений к обсуждению проектов
нормативно-правовых актов по вопросам осуществления законных прав
и интересов молодежи.
V. Управление государственной молодежной
политикой в Республике Саха (Якутия)
Реализация государственной молодежной политики в Республике
Саха (Якутия) осуществляется органами государственной власти
Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления,
общественными объединениями.
Специально уполномоченным республиканским органом
исполнительной власти в области государственной молодежной
политики является Министерство по молодежной политике Республики
Саха (Якутия).
Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия)
осуществляет комплексное управление и координацию деятельности
органов государственной власти Республики Саха (Якутия), оказывает
содействие органам местного самоуправления, общественным
объединениям по вопросам реализации государственной молодежной
политики.
|