23 декабря 2003 года N 1355
-------------------------------------------------------------------
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ПРОВЕДЕНИИ ГОДА ДЕТСКОГО СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
В целях создания условий формирования здорового образа жизни,
физического и культурного воспитания, интеллектуального и
нравственного образования детей и молодежи, развития детского
спорта и творчества юных, а также поддерживая инициативу
родительской общественности и общенародную идею "Будущее в наших
детях", постановляю:
1. Объявить в Республике Саха (Якутия) 2004-2006 годы Годами
детского спорта и здоровья.
2. Утвердить прилагаемую Концепцию Года детского спорта и
здоровья.
3. Попечителем Года детского спорта и здоровья утвердить
Ассоциацию попечительских советов учреждений образования
Республики Саха (Якутия).
4. Правительству Республики Саха (Якутия) (Е.А. Борисов):
4.1. В месячный срок разработать и утвердить Программу
проведения Года детского спорта и здоровья "Будущее в наших детях"
и определить основного координатора реализации данной программы.
4.2. Создать Координационный комитет Года детского спорта и
здоровья.
5. Главам муниципальных образований возглавить организационные
комитеты по проведению Года детского спорта и здоровья, в месячный
срок утвердить улусные (городские) программы и представить их в
Правительство Республики Саха (Якутия).
6. Руководителям органов исполнительной власти, предприятий,
организаций и учреждений всех форм собственности организовать
работу по проведению Года детского спорта и здоровья в Республике
Саха (Якутия).
7. Контроль за исполнением данного Указа возложить на Вице -
президента Республики Саха (Якутия) Акимова А.К.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.ШТЫРОВ
г. Якутск
23 декабря 2003 года
N 1355
Утверждена
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 23 декабря 2003 г. N 1355
КОНЦЕПЦИЯ
ГОДА ДЕТСКОГО СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
1. Введение
Одним из приоритетов государственной социально-экономической
политики Республики Саха (Якутия) является оздоровление населения,
воспитание образованного поколения и формирование культуры
здоровья.
В 90-х годах в Республике Саха (Якутия) разработан и внедрен в
образовательную систему региональный компонент государственного
образовательного стандарта общего образования. В настоящее время
внедряются современные педагогические технологии, сочетающие
традиционные и перспективные направления отечественного
образования. Разработаны и введены в дошкольные и
общеобразовательные учреждения физкультурные комплексы нормативов
"Кэнчээри" и "Эрэл". Работа педагогических коллективов направлена
на интеграцию оздоровительной деятельности в образовательный
процесс: создаются "Школы здоровья", экспериментальные площадки по
внедрению здоровье сберегающих технологий, открываются Центры
формирования здоровья. Стало доброй традицией проведение в
республике Международных спортивных игр "Дети Азии".
Однако в республике основной проблемой в сфере образования
является повышение качества и конкурентоспособности
образовательных услуг, разгрузка и обновление содержания учебных
предметов, обеспечение личностно-ориентированного обучения и
равного доступа к качественному образованию. Также медленно идет
процесс обеспечения условий, способствующих сохранению здоровья
учащихся. В последние годы отмечается рост заболеваемости детей
практически по всем группам болезней, ухудшилась структура
питания. Появились проблемы ранней трудовой занятости, увеличилась
интенсивность воздействия на детей и подростков факторов
экологического и медико-социального риска. Снижен возрастной порог
начала табакокурения, наблюдается увеличение числа подростков,
употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества.
Недостаточно широко проводится работа по пропаганде здорового
образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах
массовой информации, особенно на телевидении и радио.
Именно образовательная среда обеспечивает необходимый уровень
социализации и развития личности ребенка, способного
самостоятельно выбирать и реализовывать стратегию и способы
сохранения и укрепления личного здоровья. Известно, что основная
роль в формировании поведенческих установок на здоровый образ
жизни принадлежит воспитанию в семье, образованию и развитию детей
в дошкольных учреждениях, школах и учреждениях дополнительного
образования. Предшествующий опыт показывает, что исключительно
высока эффективность средств физической культуры и спорта в
нравственном и патриотическом воспитании молодежи,
профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья,
борьбе с правонарушениями.
Учитывая вышеизложенные факторы и считая, что образованность и
состояние здоровья населения являются общегосударственной задачей,
требующей комплексного стратегического решения, 2004-2006 годы
объявляются Годами детского спорта здоровья в Республике Саха
(Якутия).
Настоящая Концепция разработана на основе нормативно-правовой
базы в области образования, здравоохранения, семейной политики,
физической культуры и спорта и является основой для разработки
межведомственной программы по дальнейшему укреплению
нравственного, интеллектуального, физического и социального
здоровья подрастающего поколения, предусматривает объединение
усилий органов исполнительной и законодательной властей, органов
местного самоуправления, всех заинтересованных ведомств,
организаций и учреждений, а также отдельных граждан.
2. Цель и задачи
Цель - консолидация усилий семьи, общества и государства для
решения проблем нравственного, интеллектуального, физического и
социального здоровья подрастающего поколения.
Основные задачи:
- создание здоровой и безопасной среды в семье, учреждениях
образования, спорта и досуга по месту жительства;
- обеспечение последовательности и преемственности учебных
программ в области здоровья, использование возможностей каждого
учебного предмета в формировании навыков здорового образа жизни;
- повышение уровня физкультурного образования, обеспечение
равных возможностей для занятий физической культурой и спортом,
включение в занятия физической культурой большинства учащихся,
родителей и педагогов;
- создание эффективной системы подготовки юных спортсменов
высокого класса;
- осуществление диспансеризации детского населения, оснащение
школьных медицинских кабинетов;
- повышение ответственности семьи за сохранение и укрепление
здоровья;
- совершенствование психологической поддержки семьи, детей и
подростков, профилактика девиантных форм поведения;
- целенаправленная подготовка и повышение квалификации
различных категорий педагогов по организации здоровье сберегающей
образовательной среды;
- проведение научных исследований в области образования,
физической культуры, спорта и здоровья, поддержка инновационных
направлений в сфере образования;
- разработка системы мониторинга нравственного,
интеллектуального, физического и социального здоровья
подрастающего поколения;
- укрепление материально-технической базы образовательных
учреждений для занятий физической культурой и спортом;
- пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа
жизни в средствах массовой информации.
3. Основные принципы реализации Концепции
В целях успешной реализации Концепции необходимо
руководствоваться следующими принципами:
- единства психосоматического и социально-культурного развития
человека. При этом приоритетными компонентами в процессе
образовательной и физкультурной деятельности должны выступать
становление, саморазвитие и самореализация личности;
- научности (использование достижений этнической и классической
педагогики) в разработке и реализации программ развития и
совершенствования системы образования, физической культуры и
спорта, формирования здорового образа жизни;
- непрерывности образования, физического воспитания и
укрепления здоровья различных возрастных групп детей и учащихся на
всех этапах их жизнедеятельности;
- консолидации и системности действий органов законодательной и
исполнительной власти всех уровней, в том числе органов
самоуправления, организаций, общественных объединений, семьи и
граждан, направленных на реализацию комплексных мер по развитию
образования и укреплению здоровья;
- дифференцированного подхода к развитию и совершенствованию
системы образования, физической культуры и спорта;
- открытости и доступности системы массовой физической культуры
и спорта, физкультурного образования.
В результате реализации Концепции будет обеспечено:
- консолидация общества в формировании здорового образа жизни у
подрастающего поколения;
- повышение качества обучения, воспитания и жизнедеятельности
общества;
- увеличение числа занимающихся физической культурой и спортом;
- снижение заболеваемости, агрессивности, симптомов
гиперактивности, психомоторной расторможенности и улучшение
поведения детей;
- формирование правильного отношения к здоровью у детей
дошкольного и школьного возраста;
- создание условий для достойного выступления команды
республики на международных соревнованиях;
- формирование материально-технической и научно-методической
базы для дальнейшего (количественного и качественного) развития
физической культуры и спорта в республике.
|