ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 3 декабря 2003 г. N 3-78/03
О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
"О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
И РАСПОРЯЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ">
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Александровой Р.С.,
при секретаре Тарбахове К.И.,
с участием прокурора Алексеевой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Якутске 03
декабря 2003 г. дело по заявлению Прокурора Республики Саха
(Якутия) о признании недействующими отдельных положений Указа
Президента Республики Саха (Якутия) "О совершенствовании
механизмов в сфере управления и распоряжения государственным
имуществом",
установил:
20 октября 1999 г. Президентом Республики Саха (Якутия) издан
Указ за N 882 "О совершенствовании механизмов в сфере управления и
распоряжения государственным имуществом".
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
о признании недействующими пункта 2 в части и пункта 3.3 этого
Указа по тем основаниям, что они противоречат требованиям
федерального законодательства.
В судебном заседании прокурор Алексеева А.Е. поддержала
заявление в полном объеме и полагала необходимым признать
недействующими оспариваемые нормы.
Представитель Президента РС(Я) Поздняков Ю.П. с заявлением
прокурора не согласился и пояснил, что Указ Президента РС(Я)
касается создания специализированных Бюро технической
инвентаризации в улусах республики, которые не нарушают права
граждан, а, напротив, созданы для осуществления государственного
учета, технической инвентаризации и паспортизации объектов
недвижимого имущества в их интересах. Прокурором не представлены
доказательства ущемления прав граждан созданием этих структур. В
гор. Якутске и гор. Ленске созданы федеральные дочерние
предприятия, которые осуществляют государственный учет имущества.
Нормы гражданского права позволяют собственнику вести собственный
учет и собственную инвентаризацию недвижимости. Просит отказать в
удовлетворении заявления.
Представитель ДУ ГУП "Якутский Центр Технической
инвентаризации" Яценко А.В. с заявлением прокурора не согласен и
просит отказать в удовлетворении заявления прокурора по тем
основаниям, что отмена оспариваемых норм повлечет определенные
правовые последствия, поскольку федеральные структуры, созданные
только в двух городах, не смогут осуществлять деятельность на всей
территории РС(Я). Это повлечет нарушения прав граждан.
Существующие предприятия в улусах не нарушают права граждан и иных
лиц.
Представитель Управления Министерства юстиции РФ по РС(Я)
Сабирова А.В. заявление прокурора поддержала и пояснила, что
пункты 2 и 3.3 приняты с превышением полномочий, предоставленных
органам государственной власти субъекта Российско Федерации.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд полагает
заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии с п. 2 названного Указа Президента РС(Я)
исполнение государственного технического учета, инвентаризационной
оценки и переоценки недвижимого имущества, в том числе объектов
жилищного фонда, нежилого фонда и объектов промышленного
назначения, возложено на специализированные улусные (городские)
организации технической инвентаризации. Установлено, что права на
недвижимое имущество и сделки с ним, а также права, возникающие в
результате сделок, подлежат государственной регистрации. Согласно
п. 3.3 этого Указа Правительству Республики Саха (Якутия)
предписано создать республиканскую специализированную организацию
по технической инвентаризации и паспортизации объектов недвижимого
имущества, контролю за их техническим состоянием,
инвентаризационной оценки и переоценки, в том числе для целей
налогообложения, информационного и консультационного обслуживания,
методического руководства и координации деятельности улусных
(городских) организаций технической инвентаризации.
Из содержания указанных норм следует, что ими урегулированы
отношения, возникающие при проведении государственного
технического учета и технической инвентаризации объектов
градостроительной деятельности. В соответствии со ст. 1
Градостроительного кодекса РФ и ст. 130 ГК РФ к этим объектам
отнесены объекты, в отношении которых осуществляется
градостроительная деятельность, в том числе и перечисленные в п. 2
Указа Президента РС(Я) объекты недвижимости. В соответствии с п. 2
постановления Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 "О
государственном техническом учете и технической инвентаризации в
Российской Федерации объектов градостроительной деятельности"
уполномоченным органом государственного регулирования в сфере
государственного технического учета и технической инвентаризации
объектов градостроительной деятельности является Государственный
комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-
коммунальному комплексу. При этом установлено, что государственный
учет объектов градостроительной деятельности независимо от их
назначения и принадлежности осуществляется по единой для
Российской Федерации системе учета. Этим же постановлением
утверждено Положение об организации в Российской Федерации
государственного технического учета и технической инвентаризации
объектов градостроительной деятельности. В пункте 4 этого
Положения к полномочиям названного федерального органа отнесено
назначение организаций, уполномоченных на проведение
государственного технического учета и технической инвентаризации.
Этот учет, согласно пункту 5 Положения, проводят
специализированные государственные унитарные предприятия или
учреждения, уполномоченные на осуществление этой деятельности
определенным органом - Государственным комитетом РФ по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Таким образом,
следует согласиться с доводами Прокурора РС(Я) о том, что,
согласно приведенным нормам, назначение организаций,
уполномоченных на проведение государственного технического учета и
технической инвентаризации, входит в компетенцию названного в
постановлении РФ федерального органа исполнительной власти.
Поэтому следует сделать вывод о том, что органы исполнительной
власти субъекта РФ не вправе назначать организации, уполномоченные
на проведение государственного технического учета и технической
инвентаризации. Следовательно, п. 2 Указа Президента РС(Я) от 20
октября 1999 г. в части, возлагающей исполнение государственного
технического учета, инвентаризационной оценки и переоценки
недвижимого имущества, в том числе объектов жилищного фонда,
нежилого фонда и объектов промышленного назначения, на
специализированные улусные организации технической инвентаризации
и пункт 3.3 как ущемляющие интересы органов государственной власти
Российской Федерации, принятые с превышением полномочий, подлежат
признанию недействующими с момента вступления решения в законную
силу.
Доводы представителя Президента РС(Я) и представителя
Федерального ГУП "Якутский центр технической инвентаризации" о
том, что орган государственной власти субъекта РФ вправе создавать
собственные организации по осуществлению государственного
технического учета и технической инвентаризации объектов
градостроительной деятельности, не основаны на правильном
толковании закона. Ссылка представителя Президента РС(Я) на п. 16
Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ,
утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997
г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской
Федерации", не состоятельна, поскольку в соответствии с п. 3 этого
Положения порядок ведения технического учета устанавливает
Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике,
т.е. федеральный орган исполнительной власти. Доводы о том, что
созданные в республике два дочерних федеральных государственных
унитарных предприятия не могут осуществлять технический учет на
всей территории республики, не могут быть приняты во внимание при
решении вопроса о том, противоречат ли оспариваемые нормы Указа
Президента РС(Я) федеральному законодательству, поскольку это
касается вопроса целесообразности принятия этих норм.
Таким образом, суд полагает, что оспариваемые нормы подлежат
признанию недействующими с момента вступления решения в законную
силу, поскольку федеральный нормативный акт, которому противоречат
эти нормы, принят позже.
Руководствуясь ст. ст. 253, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить заявление прокурора.
Признать недействующими следующие положения Указа Президента
Республики Саха (Якутия) "О совершенствовании механизмов в сфере
управления и распоряжения государственным имуществом" от 20
октября 1999 г.:
- пункт 2 в части возложения полномочий по исполнению
государственного технического учета, инвентаризационной оценки и
переоценки недвижимого имущества, в том числе объектов жилищного
фонда, нежилого фонда и объектов промышленного назначения на
специализированные улусные (городские) организации технической
инвентаризации;
- п. 3.3 Указа с момента вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятом решении опубликовать в официальных
средствах массовой информации.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд
Российской Федерации.
Председательствующий
Р.С.АЛЕКСАНДРОВА
|