ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2003 г. N 727
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЕ УСЛОВИЙ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Во исполнение статьи 21 Федерального закона "Об основах охраны
труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ,
постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003
года N 244 "Об утверждении Положения о проведении государственной
экспертизы условий труда в Российской Федерации", постановления
Министерства труда и социального развития Российской Федерации "Об
утверждении Рекомендаций по организации деятельности органов,
осуществляющих государственную экспертизу условий труда в
Российской Федерации" от 30 ноября 2000 года N 86 Правительство
Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Определить, что государственная экспертиза условий труда в
Республике Саха (Якутия) осуществляется Министерством труда и
социального развития Республики Саха (Якутия).
2. Утвердить прилагаемое Положение о Государственной экспертизе
условий труда в Республике Саха (Якутия).
3. Признать утратившим силу постановление Правительства
Республики Саха (Якутия) от 17.09.1993 N 414 "Об утверждении
Положения о Государственной экспертизе условий труда Республики
Саха (Якутия)".
4. Министерству труда и социального развития Республики Саха
(Якутия) (Песковская Ю.Л.) внести изменения и дополнения в
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 марта
2002 года N 141 "Об утверждении Положений о Министерстве труда и
социального развития Республики Саха (Якутия) и его коллегии" в
связи с принятием данного постановления.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)
Л.В. Власова.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 24 ноября 2003 г. N 727
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ УСЛОВИЙ ТРУДА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с
Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской
Федерации", Законом Республики Саха (Якутия) "Об охране труда"
(постановление Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 2001 года З N 272-II)
и рекомендациям и по организации деятельности органов,
осуществляющих государственную экспертизу условий труда в
Российской Федерации, утвержденными Минтрудом России от 30 ноября
2000 года N 86.
1.2. Государственная экспертиза условий труда на территории
Республики Саха (Якутия) осуществляется структурным подразделенным
- Отделом Государственной экспертизы условий труда Министерства
труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и
исследовательской (измерительной) лабораторией экспертизы.
1.3. Деятельность Государственной экспертизы условий труда
Республики Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с
Конституциями Российской Федерации и Республики Саха (Якутия),
федеральными и республиканскими законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации и Республики Саха (Якутия),
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия), а также настоящим
Положением.
1.4. Государственная экспертиза условий труда Республики Саха
(Якутия) входит в систему государственного управления охраны труда
и выполняет в ней контрольные, организационные, консультативные,
исследовательские (измерительные) функции.
1.5. Государственная экспертиза условий труда осуществляет свою
деятельность во взаимодействии с федеральными органами
исполнительной власти, органами государственного надзора и
контроля, администрацией Президента и Правительства Республики
Саха (Якутия), региональным отделением Фонда социального
страхования, Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации -
Единой пенсионной службой по Республике Саха (Якутия), органами
местного самоуправления, работодателями (объединениями
работодателей), а также профессиональными союзами (их
объединениями) и иными уполномоченными работниками
представительных органов.
1.6. Деятельность Государственной экспертизы условий труда
распространяется на юридические лица независимо от их
организационно-правовой формы, формы собственности, сферы их
деятельности и ведомственной подчиненности, а также на
индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица
(далее - Работодатель).
II. Основные задачи
Государственной экспертизы условий труда
2.1. В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны
труда в Российской Федерации" и постановлением Министерства труда
и социального развития РФ от 30 ноября 2000 года N 86 основными
задачами Государственной экспертизы условий труда Республики Саха
(Якутия) являются:
реализация единой государственной политики в Республике Саха
(Якутия) по созданию на предприятиях здоровых и безопасных условий
труда, по снижению уровня травматизма и профессиональной
заболеваемости на производстве;
контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения
аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью
предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными
или опасными условиями труда;
контроль за правильностью применения Списков производств,
работ, профессий, должностей и показателей, при которых
устанавливаются льготные пенсии;
подготовка предложении об отнесении организаций к классу
профессионального риска в соответствии с результатами сертификации
работ по охране труда в организациях;
осуществление государственной экспертизы условий труда на
рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции
производственных объектов, производстве и внедрении новых
технологий и техники, а также по запросам надзорных и судебных
органов, органов управления охраной труда, работодателей,
работников, профессиональных союзов, их объединений и иных
уполномоченных работниками представительных органов.
III. Функции Государственной экспертизы условий труда
3.1. В соответствии с возложенными задачами Государственная
экспертиза условий труда выполняет следующие функции:
осуществление контроля за условиями и охраной труда, качеством
проведения аттестации рабочих мест по условиям труда,
правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и
работу с вредными и опасными условиями труда, в том числе льготных
пенсий работникам;
подготовка предложений об отнесении организаций к классу
профессионального риска в соответствии с результатами аттестации и
сертификации работ по охране труда в организациях и предоставление
их в Министерство труда и социального развития Российской
Федерации для учета их при установлении надбавок и скидок к
страховым тарифам на обязательное социальное страхование отраслей
и подотраслей;
предоставление в учреждения медико-социальной экспертизы (по их
запросу или по заявлению застрахованного) заключения
Государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях
труда застрахованных, которые предшествовали наступлению
страхового (несчастного) случая;
проведение государственной экспертизы условий труда проектов
строительства новых и реконструкции производственных объектов, а
также машин, механизмов, другого производственного оборудования и
технологических процессов в части соответствия требованиям охраны
труда;
осуществление государственной экспертизы условий труда по
запросам органов государственного надзора и контроля, судебных
органов, работодателей, работников, профессиональных союзов, их
объединений и иных уполномоченных работниками представительных
органов;
выдача заключений по условиям труда для рассмотрения в судебном
порядке вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при
выявлении нарушений требований охраны труда;
участие в организации и проведении сертификации работ по охране
труда в организациях;
организация работы исследовательской (измерительной)
лаборатории экспертизы условий труда;
оказание консультаций работодателям и работникам по их просьбам
по вопросам оценки условий труда, проведения аттестации рабочих
мест по условиям труда, установления правильности предоставления
компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных или опасных
условиях труда. Рассмотрение разногласий между работодателями и
работниками организаций по предоставлению компенсаций за работу в
неблагоприятных условиях труда;
информирование Минтруда России о деятельности по осуществлению
государственной экспертизы условий труда в Республике Саха
(Якутия).
IV. Права Государственной экспертизы условий труда
4.1 Специалистам Государственной экспертизы условий труда
предоставляются следующие права:
беспрепятственно при наличии специального удостоверения
посещать организации всех организационно-правовых форм в целях
выполнения функций, предусмотренных настоящим Положением. Допуск
работников, выполняющих экспертную деятельность по условиям труда,
в режимные организации должен осуществляться и установленном
порядке;
проводить государственную экспертизу условий труда и готовить
заключения о соответствии условии труда нормативным требованиям
охраны труда (при рассмотрении в суде вопроса о ликвидации
организации или ее подразделения за нарушения требований охраны
труда, при проектировании строительства и реконструкции
производственных объектов, о применении труда женщин и лиц моложе
восемнадцати лет на тяжелых работах и работах с вредными или
опасными условиями труда, по запросам органов государственного
надзора и контроля, судебных органов, работодателей, работников,
профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных
работниками представительных органов);
предъявлять работодателям или их представителям обязательные
для исполнения предписания об устранении нарушений
законодательства о труде, правил н норм безопасности или
представления о приостановлении действия принятых в организации
решении по вопросам предоставления компенсаций за тяжелую работу и
работу с вредными и опасными условиями труда; по льготному
пенсионному обеспечению и дополнительным отпускам, не
соответствующих действующим законодательным и иным правовым актам;
направлять органам по лицензированию отдельных видов
деятельности представления об аннулировании или приостановлении
деятельности лицензии отдельных предприятии, не выполняющих
нормативные требования по условиям и охране труда;
оказывать методическую помощь предприятиям в оценке условий
труда в целях правильного установления льготных пенсий, доплат и
дополнительных отпусков;
информировать руководителей предприятий, а при необходимости
вышестоящие органы управления о выявленных нарушениях порядка
представления документов на льготные пенсии и установления
дополнительных отпусков для принятия мер по их устранению, вносить
предложения о привлечении виновных лиц к ответственности;
запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных
должностных лиц организаций, органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления, работодателей документы,
сведения, объяснения, информацию, необходимых для осуществления
своих полномочий.
V. Организационная структура
Государственной экспертизы условий труда
5.1. Государственная экспертиза условий труда является
структурным подразделением Министерства труда и социального
развития Республики Саха (Якутия) и возглавляется начальником
отдела государственной экспертизы условий труда;
организационно-методическое руководство Государственной
экспертизой условий труда осуществляется Министерством труда и
социального развития Российской Федерации и Министерством труда и
социального развития Республики Саха (Якутия);
руководство за деятельностью органа государственной экспертизы
условий труда осуществляет Главный государственный эксперт по
условиям труда Республики Саха (Якутия). Функции Главного
государственного эксперта Республики Саха (Якутия) по условиям
труда осуществляются заместителем Министра труда и социального
развития Республики Саха (Якутия), курирующим вопросы условий и
охраны труда;
государственная экспертиза условий труда состоит из главных и
ведущих специалистов - государственных экспертов по условиям труда
в промышленности, строительстве, лесной и деревообрабатывающей
отрасли, в агропромышленном комплексе и других отраслях Республики
Саха (Якутия);
на должность начальника отдела - государственного эксперта по
условиям труда назначается работник с высшим техническим
образованием со стажем практической работы по охране труда не
менее 5 (пяти) лет. На должности специалистов - государственных
экспертов по условиям труда назначаются работники с высшим
техническим, экономическим, юридическим, медицинским образованием
и работники, имеющие опыт практической работы по охране труда не
менее 3 (трех) лет;
повышение квалификации работников, осуществляющих
государственную экспертизу условий труда, проводится во
Всероссийском центре охраны труда Министерства труда и социального
развития Российской Федерации;
работники, осуществляющие государственную экспертизу условий
труда, должны иметь удостоверения установленного образца, а также
личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования органа
исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда;
пользуются в своей работе бланками заключений, предписаний,
представлений и прочими бланками, установленными органами
исполнительной власти субъекта Российской Федерации (приложения 1,
2, 3, 4);
при выдаче заключений, предписаний, представлений
самостоятельно в своих действиях в рамках действующего
законодательства;
выполняют свои функции как в составе комиссии, так и
самостоятельно;
организация и порядок работы исследовательской (измерительной)
лаборатории Государственной экспертизы условий труда определяется
Положением об исследовательской лаборатории, утвержденным
Министерством труда и социального развития Российской Федерации от
16.07.1993 N 139. Для улучшения экспертной деятельности по оценке
условий труда на территории республики могут использоваться и
внебюджетные средства, получаемые от хоздоговорной деятельности
исследовательской (измерительной) лаборатории;
разногласия по вопросам обоснованности выводов, изложенных в
заключениях государственных экспертов по условиям труда,
рассматриваются Главным государственным экспертом по условиям
труда Республики Саха (Якутия). Главным государственным экспертом
Российской Федерации по условиям труда или в судебном порядке.
Приложение N 1
к Положению о Государственной экспертизе
условий труда в Республике Саха (Якутия),
утвержденному
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 24 ноября 2003 г. N 727
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ N
от "__" ___________ 20__ г.
__________________________________________________
(указывается вид экспертизы условий труда)
на _______________________________________________
(указывается наименование организации, цеха, участка)
На основании государственной экспертизы условий труда,
проведенной с "__" ____________ 20__ г., и представленных
документов (указывается перечень документов, основные копии
которых прилагаются к Заключению) установлено:
В зависимости от вида экспертизы условии труда в Заключении
отражаются:
1. Характеристика условий труда (указывается состояние
факторов, формирующих условия труда при выполнении
соответствующего вида работы на данном рабочем месте или по группе
рабочих мест, указываются вредные и опасные факторы
производственной среды на рабочих местах, соответствие условий
труда требованиям охраны труда);
2. Аттестация рабочих мест по условиям труда и порядок ее
проведения в организации (указывается соответствие требованиям
Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям
труда, утвержденного постановление Минтруда России от 14.03.1997 N
12);
3. Предоставляемые компенсации (льготное пенсионное
обеспечение, дополнительные отпуска, сокращенный рабочий деть,
профилактическое питание, выдача молока и другие) за тяжелую
работу и работу с вредными и опасными условиями труда (указываются
компенсации, предоставляемые работникам на данном рабочем месте
или по данной профессии, виду работы, должности или виду работ и
основания их предоставления).
4. Соответствие проектов строительства новых и реконструируемых
производственных объектов требованиям охраны труда.
5. Нарушения законодательных, иных нормативных актов,
выявленные при осуществлении государственной экспертизы условий
труда (указываются нарушенные положения и нормы законодательных и
иных нормативных правовых актов).
6. Выводы и решения (по результатам проведенной экспертизы
излагаются обоснованные выводы и решения).
Государственный эксперт
по условиям труда подпись
(фамилия и инициалы) (заверяется личным штампом)
Приложение N 2
к Положению о Государственной экспертизе
условий труда в Республике Саха (Якутия),
утвержденному
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 24 ноября 2003 г. N 727
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ N
от "__" ____________ 20__ г.
В соответствии с Положением о проведении Государственной
экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля
2003 года N 244, постановлением Минтруда России от 30 ноября 2000
года N 86, по результатам государственной экспертизы условий
труда, проведенной с "__" ___________ 20__ г. по "__" ____________
20__ г., предлагается приостановить действие принятых решений
(указывается наименование документа, дата его утверждения и номер,
а также выявленные нарушения), не соответствующих действующих
законодательным, иным нормативным правовым актам (указываются
нарушенные законы, иные нормативные правовые акты):
Государственный эксперт
по условиям труда подпись
(фамилия и инициалы) (заверяется личным штампом (печатью)
Приложение N 3
к Положению о Государственной экспертизе
условий труда в Республике Саха (Якутия),
утвержденному
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 24 ноября 2003 г. N 727
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА
ПРЕДПИСАНИЕ N
от "__" ___________ 20__ г.
__________________________________________________________________
(указывается должность, фамилия и инициалы руководителя,
__________________________________________________________________
которому предписывается устранение нарушений)
__________________________________________________________________
(указывается полное наименование организации и ее адрес)
В соответствии с Положением о проведении Государственной
экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля
2003 года N 244, постановлением Минтруда России от 30 ноября 2000
года N 86, по результатам государственной экспертизы условий
труда, проведенной с "__" ___________ 20__ г. по "__" ___________
20__ г., предлагается до "__" ___________ 20__ г. устранить
нарушения в соответствии с положениями и нормами законодательных и
иных нормативных правовых актов):
Государственный эксперт
по условиям труда подпись
(фамилия и инициалы) (заверяется личным штампом (печатью)
Приложение N 4
к Положению о Государственной экспертизе
условий труда в Республике Саха (Якутия),
утвержденному
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 24 ноября 2003 г. N 727
ИНФОРМАЦИЯ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ УСЛОВИЙ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
(годовая)
----T---------------------------------------T----------T--------¬
¦ N ¦ Наименование показателей, ¦Предыдущий¦Отчетный¦
¦п/п¦ характеризующих деятельность по ¦ год ¦ год ¦
¦ ¦ осуществлению государственной ¦ ¦ ¦
¦ ¦ экспертизы условий труда ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+----------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+---------------------------------------+----------+--------+
¦ 1.¦Штатная численность работников, ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществляющих государственную ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспертизу условий труда ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+----------+--------+
¦ 2.¦Исследовательские (измерительные) ¦ ¦ ¦
¦ ¦лаборатории по оценке условий труда ¦ ¦ ¦
¦ ¦Государственной экспертизы условий ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда Республики Саха (Якутия ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+----------+--------+
¦ 3.¦Проведенные экспертизы условий труда ¦ ¦ ¦
¦ ¦всего ¦ ¦ ¦
¦ ¦в том числе по: ¦ ¦ ¦
¦ ¦плану работы ¦ ¦ ¦
¦ ¦запросу организаций ¦ ¦ ¦
¦ ¦запросу органов надзора и контроля ¦ ¦ ¦
¦ ¦запросу судебных органов ¦ ¦ ¦
¦ ¦запросу работодателей ¦ ¦ ¦
¦ ¦запросу профсоюзных органов ¦ ¦ ¦
¦ ¦обращениям граждан ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+----------+--------+
¦ 4.¦Проведение экспертизы условий труда ¦ ¦ ¦
¦ ¦при проектировании строительства и ¦ ¦ ¦
¦ ¦реконструкции производственных ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов - всего ¦ ¦ ¦
¦ ¦в том числе, по которым не учтены ¦ ¦ ¦
¦ ¦выводы заключений государственной ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспертизы условий труда ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+----------+--------+
¦ 5.¦Проведение экспертизы условий труда с ¦ ¦ ¦
¦ ¦целью рассмотрения в судебном порядке ¦ ¦ ¦
¦ ¦вопроса о ликвидации организации или ¦ ¦ ¦
¦ ¦его подразделения при выявлении ¦ ¦ ¦
¦ ¦нарушения охраны труда ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+----------+--------+
¦ 6.¦Проведение экспертизы условий труда для¦ ¦ ¦
¦ ¦представления в учреждения медико - ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальной экспертизы заключений об ¦ ¦ ¦
¦ ¦условиях труда работника, которые ¦ ¦ ¦
¦ ¦предшествовали наступлению несчастного ¦ ¦ ¦
¦ ¦случая на производстве или ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального заболевания ¦ ¦ ¦
L---+---------------------------------------+----------+---------
|