Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 20.11.2003 N 8-П ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 97 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


             КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 20 декабря 2003 г. N 8-П
                                   
                ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 97
                 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
   
       Конституционный   суд  Республики  Саха  (Якутия)   в   составе
   председательствующего  Д.Н. Миронова, судей В.А.  Долгашевой,  Н.Г.
   Захарова,    В.Н.   Прокопьева,   В.Т.   Филиппова,   с    участием
   представителей заявителя - первого заместителя главы  администрации
   муниципального образования "Хангаласский улус" Г.Г.  Сысоева,  Р.П.
   Теплых  рассмотрел на выездном заседании в городе Покровске дело  о
   толковании части 2 статьи 97 Конституции Республики Саха (Якутия).
       Основанием к рассмотрению дела явилась обнаруженная в обращении
   главы   муниципального   образования   "Хангаласский   улус"   А.А.
   Добрянцева  неопределенность  в понимании  и  реализации  положений
   части 2 статьи 97 Конституции Республики Саха (Якутия).
       Заслушав доклад судьи В.Т. Филиппова, объяснения представителей
   заявителя,   выступления   председателя  улусного   Собрания   С.Г.
   Острельдиной,   начальника  Управления  экспертизы  и   регистрации
   нормативных   правовых   актов   муниципальных   образований    при
   Правительстве  Республики  Саха (Якутия)  Т.С.  Ивановой,  старшего
   референта   Департамента  по  взаимодействию   с   территориальными
   органами   исполнительной  власти  и  муниципальными  образованиями
   Администрации  Президента и Правительства Республики Саха  (Якутия)
   В.В.  Румянцевой, Уполномоченного по правам человека  в  Республике
   Саха  (Якутия)  Ф.Н.  Захаровой, первого  заместителя  Руководителя
   Администрации Президента и Правительства Республики Саха  (Якутия),
   руководителя  Департамента  по государственно-правовым  вопросам  и
   взаимодействию с федеральными органами государственной власти  Е.М.
   Ларионова,  заместителя Председателя Государственного Собрания  (Ил
   Тумэн)   Республики  Саха  (Якутия)  А.Н.  Ким-Кимэна,   исследовав
   письменные документы, Конституционный суд
   
                              установил:
   
       1.   Глава   муниципального  образования  "Хангаласский   улус"
   обратился   в  Конституционный  суд  Республики  Саха  (Якутия)   с
   запросом  о  толковании  положений части 2  статьи  97  Конституции
   Республики  Саха (Якутия), согласно которой "Местное самоуправление
   осуществляется   населением   непосредственно   и    (или)    через
   представительные  органы  и  выборных  должностных   лиц   местного
   самоуправления.  Порядок  формирования  выборных  органов  местного
   самоуправления    определяется   уставами    в    соответствии    с
   законодательством".
       Из обращения заявителя усматривается наличие неопределенности в
   понимании  и  реализации конституционных положений при формировании
   выборных  органов  муниципального образования "Хангаласский  улус".
   Неопределенность  обнаруживается  в  вопросе  учреждения  в  Уставе
   муниципального   образования   должности   председателя    улусного
   Собрания  -  представительного органа местного самоуправления  и  в
   возможности   внесения   связанных  с  этим   изменений   в   устав
   муниципального образования, принятый на местном референдуме.
       Таким образом, пределы толкования по настоящему делу ограничены
   нормативным  содержанием части 2 статьи 97  Конституции  Республики
   Саха   (Якутия),  подлежащим  реализации  в  уставе  муниципального
   образования.
       2.  Глава  8  Конституции Республики Саха (Якутия)  состоит  из
   норм,    гарантирующих   самостоятельную   деятельность    местного
   самоуправления  и  его  органов. В части 2  статьи  97  Конституции
   закреплены    организационно-правовые    основы    функционирования
   местного    самоуправления.   Правовая   регламентация   отношений,
   возникающих    при   осуществлении   самоуправления,   производится
   законами  и  правовыми актами местного самоуправления.  Конституция
   республики  относит к предмету регулирования устава  муниципального
   образования   вопросы   формирования  выборных   органов   местного
   самоуправления.  Тем  самым, по смыслу  рассматриваемой  нормы  для
   формирования   органов  местного  самоуправления  принятие   устава
   муниципального образования является обязательным.
       Конституция  республики  в  своем  составе  не  содержит  норм,
   регулирующих  вопросы  принятия и изменения  устава  муниципального
   образования.  Вместе с тем по смыслу части 2 статьи 97  Конституции
   такое  регулирование  возможно в рамках  закрепленных  в  ней  форм
   осуществления  местного  самоуправления.  Так,  согласно  статье  8
   Закона  "О  местном самоуправлении в Республике Саха  (Якутия)",  к
   предмету  ведения  местного  самоуправления  относятся  принятие  и
   изменение уставов муниципальных образований. В соответствии с  этим
   же    законом    устав   муниципального   образования   принимается
   представительным  органом  местного самоуправления  или  населением
   непосредственно, а в определенных случаях на сходе граждан  (статья
   9).
       Право  принимать  устав непосредственно населением  может  быть
   реализовано через механизм местного референдума. В соответствии  со
   статьей  5  Закона Республики Саха (Якутия) "О местном референдуме"
   на  местный  референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся  в
   ведении  соответствующего  муниципального  образования.  К  таковым
   относится  принятие  Устава муниципального образования.  Исходя  из
   этого,  Устав  муниципального образования "Хангаласский  улус"  был
   принят на местном референдуме, состоявшемся 29 сентября 2002 года.
       Решение  местного референдума о принятии устава является  актом
   общеобязательной  силы. Это касается не только  юридического  факта
   принятия устава, но и нормативного содержания его положений.  Таким
   образом,  статус общеобязательности распространяется и на положение
   Устава,  закрепляющее порядок внесения в него изменений,  В  уставе
   муниципального  образования  "Хангаласский  улус"  правом  внесения
   изменений  и  дополнений  наделяется  его  представительный   орган
   (статья  5,  пункт 3). Волеизъявление населения о порядке  внесения
   изменений  в устав имеет общеобязательный и окончательный характер.
   Исходя   из  этого,  улусное  Собрание  муниципального  образования
   дважды  принимало  решение  о внесении  изменений  и  дополнений  в
   устав,  что  не  отменяет  и не изменяет  акт  принятия  Устава  на
   местном референдуме.
       3.  Конституция  республики, возлагая на  уставы  муниципальных
   образований регулирование порядка формирования их органов,  исходит
   из следующих положений.
       Устав является нормативным актом, конституирующим муниципально-
   правовые    отношения    на    конкретной    территории    местного
   самоуправления. Указанные отношения в уставе должны  регулироваться
   в  полном объеме, исчерпывающим образом. Это касается и определения
   порядка   формирования,  установления  правового  статуса   органов
   местного самоуправления, их взаимоотношений. Регулирование  статуса
   одного  органа  не  должно привести к устранению другого  из  сферы
   муниципально-правовых отношений.
       В  структуре органов местного самоуправления Закон  "О  местном
   самоуправлении  в  Республике  Саха  (Якутия)"  выделяет   выборный
   представительный  орган,  наличие  которого  является  обязательным
   (статьи  17,  18), и главу муниципального образования (статья  20).
   Кроме  них  уставом муниципального образования могут быть учреждены
   иные  выборные  должностные лица органов  местного  самоуправления.
   Население  муниципального  образования непосредственно  либо  через
   органы    местного   самоуправления   устанавливает    в    уставах
   наименование   этих  органов  и  должностных  лиц,  определяет   их
   полномочия,   решает  другие  вопросы  организации  и  деятельности
   органов местного самоуправления.
       Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их
   полномочий,   являются   юридическими  актами,   направленными   на
   возникновение,   изменение   и  прекращение   муниципально-правовых
   отношений.  Как  видно  из  представленных  в  Конституционный  суд
   документов,  глава  муниципального образования "Хангаласский  улус"
   сложил полномочия председателя улусного Собрания, которые он  ранее
   осуществлял.  В  связи с этим представительный  орган  исключил  из
   устава   положение   о   том,  что  глава  является   председателем
   представительного   органа.  Соответственно  Устав   был   дополнен
   положением  о председателе представительного органа, избираемом  на
   постоянной основе из числа депутатов улусного Собрания.
       Тем  самым  глава  муниципального образования -  субъект  права
   местного  самоуправления отказался от использования  своего  права.
   При  этом  в  Уставе дополнительно введена должность освобожденного
   председателя   с   собственными  полномочиями  и  статусом.   Таким
   образом,  в  действиях представительного органа нельзя  усматривать
   ограничение  правового  статуса главы  муниципального  образования,
   так   как,   местное  самоуправление  в  муниципальном  образовании
   осуществляется   при  субсидиарном  участии  нескольких   субъектов
   муниципального права.
       4.  Статья  3  Конституционного закона "О Конституционном  суде
   Республики   Саха   (Якутия)  и  конституционном  судопроизводстве"
   предусматривает   судебную   защиту   прав   граждан   на   местное
   самоуправление.  Защита прав муниципальных образований  в  вопросах
   формирования  их органов, изменения и регистрации уставов  возможна
   путем     толкования    Конституционным    судом    соответствующих
   конституционных положений.
       В  силу  статей 85, 89 Конституции республики и части 1  статьи
   113  Конституционного  закона  "О Конституционном  суде  Республики
   Саха   (Якутия)  и  конституционном  судопроизводстве"   толкование
   положений  части  2  статьи 97 Конституции является  официальным  и
   общеобязательным  для всех органов государственной  власти,  судов,
   органов  местного  самоуправления, должностных  лиц  и  граждан.  В
   соответствии с частями 2 и 3 статьи из упомянутого Закона  отказ  в
   регистрации    изменений,   внесенных   в   Устав    муниципального
   образования  "Хангаласский улус", основанный  на  ином  толковании,
   подлежит пересмотру органом, принявшим такое решение.
       На  основании изложенного и руководствуясь статьями 86-92, 112,
   113  Конституционного  закона  "О Конституционном  суде  Республики
   Саха  (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный
   суд
   
                              постановил:
   
       1.  Положения  части  2 статьи 97 Конституции  Республики  Саха
   (Якутия)   о   том,  что  "Местное  самоуправление   осуществляется
   населением непосредственно и (или) через представительные органы  и
   выборных   должностных   лиц   местного   самоуправления.   Порядок
   формирования  выборных органов местного самоуправления определяется
   уставами в соответствии с законодательством" означают:
       1.1.  Обязательное  принятие устава муниципального  образования
   либо  представительным  органом, либо  непосредственно  населением.
   Устав  муниципального  образования,  как  нормативно-правовой  акт,
   регулирующий  систему муниципально-правовых отношений,  может  быть
   изменен  в  порядке, установленном самим уставом.  Представительный
   орган,  наделенный  на то полномочиями, вправе внести  изменения  в
   устав, принятый на местном референдуме.
       1.2.  Отнесение  к предмету регулирования устава муниципального
   образования  вопросов,  касающихся  организации  деятельности   его
   выборных  органов.  Устав  муниципального  образования  может  быть
   дополнен    положением   об   учреждении   должности   председателя
   представительного  органа,  определении  порядка  его  избрания   и
   полномочий.
       Исключение  из устава положения о том, что глава муниципального
   образования  является  председателем  представительного  органа  не
   ограничивает  его конституционно-правового статуса,  как  выборного
   должностного  лица  местного  самоуправления,  наделенного  уставом
   полномочиями по решению вопросов местного значения.
       2. Из установленного в настоящем постановлении смысла положений
   части  2  статьи 97 Конституции Республики Саха (Якутия)  вытекает,
   что   изменения,  внесенные  в  устав  муниципального   образования
   "Хангаласский   улус"  его  представительным  органом   -   улусным
   Собранием  подлежат государственной регистрации и вступают  в  силу
   после их официального опубликования.
       3.   Постановление  окончательно,  обжалованию   не   подлежит,
   вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
       4.  Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
   "Якутия", "Ил Тумэн", "Ханалас".
   
                                    Председатель Конституционного суда
                                              Республики Саха (Якутия)
                                                           Д.Н.МИРОНОВ
                                                                      
                                       секретарь Конституционного суда
                                              Республики Саха (Якутия)
                                                          В.Т.ФИЛИППОВ
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz