КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2003 г. N 8-П
ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 97
КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, Н.Г.
Захарова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием
представителей заявителя - первого заместителя главы администрации
муниципального образования "Хангаласский улус" Г.Г. Сысоева, Р.П.
Теплых рассмотрел на выездном заседании в городе Покровске дело о
толковании части 2 статьи 97 Конституции Республики Саха (Якутия).
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаруженная в обращении
главы муниципального образования "Хангаласский улус" А.А.
Добрянцева неопределенность в понимании и реализации положений
части 2 статьи 97 Конституции Республики Саха (Якутия).
Заслушав доклад судьи В.Т. Филиппова, объяснения представителей
заявителя, выступления председателя улусного Собрания С.Г.
Острельдиной, начальника Управления экспертизы и регистрации
нормативных правовых актов муниципальных образований при
Правительстве Республики Саха (Якутия) Т.С. Ивановой, старшего
референта Департамента по взаимодействию с территориальными
органами исполнительной власти и муниципальными образованиями
Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия)
В.В. Румянцевой, Уполномоченного по правам человека в Республике
Саха (Якутия) Ф.Н. Захаровой, первого заместителя Руководителя
Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия),
руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам и
взаимодействию с федеральными органами государственной власти Е.М.
Ларионова, заместителя Председателя Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н. Ким-Кимэна, исследовав
письменные документы, Конституционный суд
установил:
1. Глава муниципального образования "Хангаласский улус"
обратился в Конституционный суд Республики Саха (Якутия) с
запросом о толковании положений части 2 статьи 97 Конституции
Республики Саха (Якутия), согласно которой "Местное самоуправление
осуществляется населением непосредственно и (или) через
представительные органы и выборных должностных лиц местного
самоуправления. Порядок формирования выборных органов местного
самоуправления определяется уставами в соответствии с
законодательством".
Из обращения заявителя усматривается наличие неопределенности в
понимании и реализации конституционных положений при формировании
выборных органов муниципального образования "Хангаласский улус".
Неопределенность обнаруживается в вопросе учреждения в Уставе
муниципального образования должности председателя улусного
Собрания - представительного органа местного самоуправления и в
возможности внесения связанных с этим изменений в устав
муниципального образования, принятый на местном референдуме.
Таким образом, пределы толкования по настоящему делу ограничены
нормативным содержанием части 2 статьи 97 Конституции Республики
Саха (Якутия), подлежащим реализации в уставе муниципального
образования.
2. Глава 8 Конституции Республики Саха (Якутия) состоит из
норм, гарантирующих самостоятельную деятельность местного
самоуправления и его органов. В части 2 статьи 97 Конституции
закреплены организационно-правовые основы функционирования
местного самоуправления. Правовая регламентация отношений,
возникающих при осуществлении самоуправления, производится
законами и правовыми актами местного самоуправления. Конституция
республики относит к предмету регулирования устава муниципального
образования вопросы формирования выборных органов местного
самоуправления. Тем самым, по смыслу рассматриваемой нормы для
формирования органов местного самоуправления принятие устава
муниципального образования является обязательным.
Конституция республики в своем составе не содержит норм,
регулирующих вопросы принятия и изменения устава муниципального
образования. Вместе с тем по смыслу части 2 статьи 97 Конституции
такое регулирование возможно в рамках закрепленных в ней форм
осуществления местного самоуправления. Так, согласно статье 8
Закона "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)", к
предмету ведения местного самоуправления относятся принятие и
изменение уставов муниципальных образований. В соответствии с этим
же законом устав муниципального образования принимается
представительным органом местного самоуправления или населением
непосредственно, а в определенных случаях на сходе граждан (статья
9).
Право принимать устав непосредственно населением может быть
реализовано через механизм местного референдума. В соответствии со
статьей 5 Закона Республики Саха (Якутия) "О местном референдуме"
на местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в
ведении соответствующего муниципального образования. К таковым
относится принятие Устава муниципального образования. Исходя из
этого, Устав муниципального образования "Хангаласский улус" был
принят на местном референдуме, состоявшемся 29 сентября 2002 года.
Решение местного референдума о принятии устава является актом
общеобязательной силы. Это касается не только юридического факта
принятия устава, но и нормативного содержания его положений. Таким
образом, статус общеобязательности распространяется и на положение
Устава, закрепляющее порядок внесения в него изменений, В уставе
муниципального образования "Хангаласский улус" правом внесения
изменений и дополнений наделяется его представительный орган
(статья 5, пункт 3). Волеизъявление населения о порядке внесения
изменений в устав имеет общеобязательный и окончательный характер.
Исходя из этого, улусное Собрание муниципального образования
дважды принимало решение о внесении изменений и дополнений в
устав, что не отменяет и не изменяет акт принятия Устава на
местном референдуме.
3. Конституция республики, возлагая на уставы муниципальных
образований регулирование порядка формирования их органов, исходит
из следующих положений.
Устав является нормативным актом, конституирующим муниципально-
правовые отношения на конкретной территории местного
самоуправления. Указанные отношения в уставе должны регулироваться
в полном объеме, исчерпывающим образом. Это касается и определения
порядка формирования, установления правового статуса органов
местного самоуправления, их взаимоотношений. Регулирование статуса
одного органа не должно привести к устранению другого из сферы
муниципально-правовых отношений.
В структуре органов местного самоуправления Закон "О местном
самоуправлении в Республике Саха (Якутия)" выделяет выборный
представительный орган, наличие которого является обязательным
(статьи 17, 18), и главу муниципального образования (статья 20).
Кроме них уставом муниципального образования могут быть учреждены
иные выборные должностные лица органов местного самоуправления.
Население муниципального образования непосредственно либо через
органы местного самоуправления устанавливает в уставах
наименование этих органов и должностных лиц, определяет их
полномочия, решает другие вопросы организации и деятельности
органов местного самоуправления.
Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их
полномочий, являются юридическими актами, направленными на
возникновение, изменение и прекращение муниципально-правовых
отношений. Как видно из представленных в Конституционный суд
документов, глава муниципального образования "Хангаласский улус"
сложил полномочия председателя улусного Собрания, которые он ранее
осуществлял. В связи с этим представительный орган исключил из
устава положение о том, что глава является председателем
представительного органа. Соответственно Устав был дополнен
положением о председателе представительного органа, избираемом на
постоянной основе из числа депутатов улусного Собрания.
Тем самым глава муниципального образования - субъект права
местного самоуправления отказался от использования своего права.
При этом в Уставе дополнительно введена должность освобожденного
председателя с собственными полномочиями и статусом. Таким
образом, в действиях представительного органа нельзя усматривать
ограничение правового статуса главы муниципального образования,
так как, местное самоуправление в муниципальном образовании
осуществляется при субсидиарном участии нескольких субъектов
муниципального права.
4. Статья 3 Конституционного закона "О Конституционном суде
Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве"
предусматривает судебную защиту прав граждан на местное
самоуправление. Защита прав муниципальных образований в вопросах
формирования их органов, изменения и регистрации уставов возможна
путем толкования Конституционным судом соответствующих
конституционных положений.
В силу статей 85, 89 Конституции республики и части 1 статьи
113 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики
Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" толкование
положений части 2 статьи 97 Конституции является официальным и
общеобязательным для всех органов государственной власти, судов,
органов местного самоуправления, должностных лиц и граждан. В
соответствии с частями 2 и 3 статьи из упомянутого Закона отказ в
регистрации изменений, внесенных в Устав муниципального
образования "Хангаласский улус", основанный на ином толковании,
подлежит пересмотру органом, принявшим такое решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 86-92, 112,
113 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики
Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный
суд
постановил:
1. Положения части 2 статьи 97 Конституции Республики Саха
(Якутия) о том, что "Местное самоуправление осуществляется
населением непосредственно и (или) через представительные органы и
выборных должностных лиц местного самоуправления. Порядок
формирования выборных органов местного самоуправления определяется
уставами в соответствии с законодательством" означают:
1.1. Обязательное принятие устава муниципального образования
либо представительным органом, либо непосредственно населением.
Устав муниципального образования, как нормативно-правовой акт,
регулирующий систему муниципально-правовых отношений, может быть
изменен в порядке, установленном самим уставом. Представительный
орган, наделенный на то полномочиями, вправе внести изменения в
устав, принятый на местном референдуме.
1.2. Отнесение к предмету регулирования устава муниципального
образования вопросов, касающихся организации деятельности его
выборных органов. Устав муниципального образования может быть
дополнен положением об учреждении должности председателя
представительного органа, определении порядка его избрания и
полномочий.
Исключение из устава положения о том, что глава муниципального
образования является председателем представительного органа не
ограничивает его конституционно-правового статуса, как выборного
должностного лица местного самоуправления, наделенного уставом
полномочиями по решению вопросов местного значения.
2. Из установленного в настоящем постановлении смысла положений
части 2 статьи 97 Конституции Республики Саха (Якутия) вытекает,
что изменения, внесенные в устав муниципального образования
"Хангаласский улус" его представительным органом - улусным
Собранием подлежат государственной регистрации и вступают в силу
после их официального опубликования.
3. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит,
вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
"Якутия", "Ил Тумэн", "Ханалас".
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|