ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
3 октября 2004 г. N 3-73/03
О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ
И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПУНКТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
ЯКУТСКОЙ-САХА ССР ОТ 17.04.1991 N 442-XII
"ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОРЯДКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ
И РСПРОСТРАНЕНИЯ ЛОТЕРЕЙ">
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующей Семеновой М.Н.,
с участием прокурора Позднякова В.Ю.,
при секретаре Скуратовой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 3 октября
2003 года дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о
признании отдельных пунктов постановления Президиума Верховного
Совета Якутской-Саха ССР от 17.04.1991 года N 442-ХII "Об
установлении порядка изготовления и распространения лотерей"
противоречащими федеральному законодательству,
установил:
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
о признании пунктов 2, 4 постановления Президиума Верховного
Совета ЯССР от 17.04.1991 года "Об установлении порядка
изготовления и распространения лотерей" противоречащими
федеральному законодательству и недействующими.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление и просит его
удовлетворить.
Представитель МЮ РФ по РС(Я) Подрясов А.О. поддержал заявление
прокурора, считает, что оспариваемые нормы противоречат
федеральному закону.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) в
судебное заседание не явился, будучи извещенным в надлежащем
порядке, представил отзыв на заявление. Суд считает возможным
рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно п. 19 Временного Положения о лотереях в Российской
Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 19 сентября 1995
года N 955 "Об упорядочении лотерейной деятельности в РФ",
государственная регистрация региональных и муниципальных лотерей
осуществляется в соответствии с законодательством субъекта
Российской Федерации, на территории которого проводится лотерея, с
соблюдением требований данного Положения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа
1997 года "О совершенствовании государственного регулирования
лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации" органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано
на основе правил, утвержденных Правительством Российской
Федерации, разработать и утвердить правила выдачи разрешений на
проведение лотерей в пределах территории одного субъекта
Российской Федерации и определить органы, уполномоченные на выдачу
разрешений и регистрацию лотерей.
Таким образом, оценивая указанный правовой акт, суд исходит из
того, что Президиум Верховного Совета РС(Я) вправе был принимать
подобные акты, носящие нормативный характер, определяющие порядок
регистрации лотерей и правила выдачи разрешений на их проведение,
не противоречащие федеральному законодательству.
П. 2 постановления Президиума установлен перечень документов,
необходимых для получения разрешения на проведение лотереи. В
данный перечень включены: ходатайство о получении разрешения,
копия устава юридического лица, условия для проведения лотереи,
образцы лотерейных билетов, сведения об участниках лотереи и ее
распространителях, перечень лиц, ответственных за лотерею, точное
указание населенных пунктов, где будет проводиться лотерея.
Однако данный перечень документов не соответствует пунктам 32,
33, 34, 35 Временного Положения о лотереях в Российской Федерации,
утвержденного Указом Президента от 19 сентября 1995 года, где
приведен большой объем документов для разрешения проведения
лотереи.
Таким образом, постановлением Президиума существенно сокращены
требования к документам, необходимым, для получения разрешения для
регистрации и выдачи разрешения лотереи, тем самым нарушены
требования федерального закона и сужены возможности для проведения
тщательной проверки проведения лотереи.
П. 4 абз. 2 постановления Президиума установлено, что незаконно
выпущенные лотерейные билеты подлежат изъятию органами милиции и
уничтожению. Между тем, изъятие лотерейных билетов и их
конфискация относится к административным правоотношениям.
В соответствии с подпунктами 3, 4 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ за
совершение административных правонарушений могут устанавливаться и
применяться следующие административные наказания: возмездное
изъятие орудия совершения или предмета административного
правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета
административного правонарушения. При этом возмездное изъятие
назначается судьей, а не органами милиции.
Таким образом, регулирование данных отношений относится к
предметам ведения органов государственной власти Российской
Федерации. Президиум Верховного Совета Якутской-Саха ССР, принимая
данные нормы, превысил свои полномочия, вменяя в обязанность
изъятие и уничтожение лотерей органам милиции. При таких
обстоятельствах оспариваемые нормы постановления Президиума
подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и
подлежат признанию недействующими.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК
РФ, суд
решил:
Заявление Прокурора РС(Я) удовлетворить.
Признать п. 2 и п. 4 в части постановления Президиума
Верховного Совета Якутской-Саха ССР от 17.04.1991 г. N 442-ХII "Об
установлении порядка изготовления и распространения лотерей"
недействующими и не подлежащими применению с момента вступления в
силу решения суда.
Сведения о принятом решении опубликовать в средствах массовой
информации.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд
Российской Федерации через суд, вынесший данное решение.
Председательствующая
М.Н.СЕМЕНОВА
|