ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 22 июля 2003 г. N 3-67-03
О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "О СТАТУТЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)">
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Александровой Р.С.,
при секретаре Скуратовой Л.В.,
с участием прокурора Винокуровой Е.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Якутске 22 июля
2003 г. дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о
признании недействующими отдельных положений постановления
Президиума Верховного Совета Республики Саха (Якутия) "О статуте
Государственного герба Республики Саха (Якутия)",
установил:
Президиум Верховного Совета Республики Саха (Якутия) 26 января
1993 года принял постановление "О Статуте Государственного герба
Республики Саха (Якутия)".
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
о признании недействующими отдельных положений Приложения к
данному постановлению по тем основаниям, что содержащиеся в них
нормы противоречат требованиям федерального законодательства.
В судебном заседании прокурор Винокурова Е.Я. поддержала
заявление в полном объеме и полагала необходимым признать п. 1 и
п. 3.3 Приложения оспариваемого постановления не действующими с
момента вступления решения в законную силу. При этом по п. 1
оспариваемого положения прокурор уточнила, что данный пункт
противоречит Федеральному закону "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти Российской Федерации" и постановлению
Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-п "По делу о
проверке конституционности отдельных положений Конституции
Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти Российской Федерации", ущемляются
интересы Российской Федерации.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) Иванов П.В. и Управления Министерства юстиции
Российской Федерации по РС(Я) Егорова Н.А. с заявлением прокурора
согласны.
Выслушав доводы прокурора и заинтересованных лиц, суд полагает,
что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
В пункте 1 Приложения N1 к постановлению Президиума Верховного
Совета Республики Саха (Якутия) от 26 января 1993 г.
установлено, что государственный герб Республики Саха (Якутия)
является символом государственного суверенитета Республики Саха
(Якутия). На момент принятия данного постановления действовала ч.
1 статьи 1 Конституции Республики Саха (Якутия), согласно которой
Республика Саха (Якутия) была объявлена суверенным государством. В
последующем решении Верховного Суда РС(Я) от 3 мая 2001 г. данная
норма была признана недействующей и не подлежащей применению.
Законом Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2001 г. внесены
изменения и дополнения в Конституцию РС(Я), в том числе и в
указанную статью. Из указанного следует, что п. 1 оспариваемого
Постановления во взаимосвязи со ст. 1 Конституции РС(Я)
провозглашал герб Республики Саха (Якутия) как один из
государственных символов суверенного государства. Такое содержание
п. 1 Приложения к Постановлению ущемляет права Российской
Федерации и противоречит требованиям федерального законодательства
по следующим основаниям.
Суверенитет государства - неотъемлемое свойство каждого
государства, обязательное условие его международной
правосубъектности. Государственный суверенитет предполагает
верховенство, независимость и самостоятельность государственной
власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти
государства на его территории и независимость в международном
общении. В соответствии со статьей 3 части 1 Конституции РФ
носителем суверенитета и единственным источником власти в
Российской Федерации является ее многонациональный народ. По
смыслу указанной нормы суверенитет принадлежит не отдельным частям
населения, а российскому народу в целом. Конституция РФ не
предполагает какого-либо иного носителя суверенитета и источника
власти помимо многонационального народа России и, следовательно,
не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета,
помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской
Федерации исключает существование двух уровней суверенных властей,
находящихся в единой системе государственной власти, которые
обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает
суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.
Содержащееся в Конституции РФ решение вопроса о суверенитете
предопределяет характер федеративного устройства, исторически
обусловленного тем, что субъекты РФ не обладают суверенитетом,
который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. По
смыслу преамбулы, статей 3, 4, 5, 15, 65, 66 и 71 Конституции
Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъекты РФ
не имеют статуса суверенного государства, и решить этот вопрос
иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе
наделить себя свойствами суверенного государства, - даже при
условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.
Данная правовая позиция содержится в постановлении
Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. "По делу о проверке
конституционности отдельных положений Конституции Республики
Алтай" и ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ". Таким образом, суд полагает, что оспариваемое
прокурором положение противоречит названному постановлению
Конституционного Суда РФ.
Кроме того, оспариваемая прокурором норма противоречит
подпункту "б" пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября
1999 г. "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и статьям 5, 6 Федерального закона
от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации", в которых закреплены принципы
распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее
территорию и равноправия субъектов. В связи с изложенным, п. 1
Приложения к Постановлению подлежит признанию недействующим.
Пункт 3.3 Приложения N 1 к Постановлению Президиума Верховного
Совета РС(Я) оспаривается прокурором в части, устанавливающей
обязанность помещения изображения государственного герба РС(Я) на
печатях и бланках документов Верховного суда и других судов
Республики Саха (Якутия). Заявление прокурора подлежит
удовлетворению.
Из содержания п. 3, п. 3.3 и ч. 2 п. 3.5 следует, что
законодательным органом установлена именно обязанность
воспроизведения изображения государственного герба РС(Я) на
печатях и бланках документов государственных органов, предприятий,
учреждениях и иных органах, перечисленных в п. 3.3. Между тем, в
соответствии с частями 2, 3 статьи 4 Федерального Конституционного
Закона "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря
1996 г. верховные суды республик, районные суды и иные
перечисленные суды составляют систему федеральных судов общей
юрисдикции. В соответствии со статьей 3 Федерального
Конституционного Закона "О государственном гербе Российской
Федерации" от 25 декабря 2000 г. на бланках федеральных судов
помещается Государственный герб Российской Федерации. Данная норма
сформулирована в императивной форме. При таких обстоятельствах,
помещение изображения Государственного герба Республики Саха
(Якутия) на печатях и бланках документов Верховного суда
республики и районных, городских судах является недопустимым.
Следовательно, п. 3.3 Приложения N 1 к Постановлению Президиума
Верховного Совета РС(Я) подлежит признанию недействующим.
С учетом того, что фактически эти нормы не применялись, суд
полагает возможным признать их недействующими с момента вступления
решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить заявление прокурора.
Признать недействующими пункт 1, пункт 3.3 в части размещения
государственного герба Республики Саха (Якутия) на печатях и
бланках документов Верховного суда и других судов Республики Саха
(Якутия) приложения N 1 к постановлению Президиума Верховного
Совета Республики Саха (Якутия) от 26 января 1993 г. N 1312 "О
Статуте Государственного герба Республики Саха (Якутия)" с момента
вступления решения в законную силу.
Сведения о принятом решении опубликовать в средствах массовой
информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий
Р.С. АЛЕКСАНДРОВА
|