КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2003 г. N 7-П
ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТИ ПЕРВОЙ
СТАТЬИ 62 КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО ЗАКОНА)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, Н.Г.
Захарова, В.Т. Филиппова, В.Н. Прокопьева, с участием народного
депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) А.И. Гаврильева, направившего запрос в Конституционный
суд Республики Саха (Якутия), рассмотрел дело о толковании части
первой статьи 62 Конституции (Основного Закона) Республики Саха
(Якутия).
Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся
неопределенность в понимании положения данной нормы Конституции
Республики Саха (Якутия).
Заслушав судью-докладчика Н.Г. Захарова, выступления заявителя
А.И. Гаврильева и представителя Президента и Правительства
Республики Саха (Якутия) О.В. Макиенко, изучив материалы дела,
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. В соответствии с частью первой статьи 62 Конституции
(Основного Закона) Республики Саха (Якутия) право законодательной
инициативы принадлежит Президенту Республики Саха (Якутия),
народным депутатам Республики Саха (Якутия), Правительству
Республики Саха (Якутия), республиканским органам политических
партий. Право законодательной инициативы принадлежит также
Конституционному суду Республики Саха (Якутия) и представительным
органам местного самоуправления по вопросам их ведения. Как видно
из запроса народного депутата А.И. Гаврильева, неопределенность в
понимании части первой статьи 62 Конституции возникает в части
сохранения за Якутским республиканским региональным отделением
"Коммунистической партии Российской Федерации" права
законодательной инициативы. По мнению депутата, правом
законодательной инициативы могут обладать не региональные
отделения партий, а депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн),
состоящие в этих партиях.
2. В части 1 статьи 62 Конституции Республики Саха (Якутия) в
качестве самостоятельного субъекта законодательной инициативы
названы республиканские органы политических партий. По смыслу этой
статьи республиканскими признаются политические партии, имеющие
зарегистрированные уставы, программные документы и свои
руководящие органы, сфера деятельности которых распространяется на
территорию Республики Саха (Якутия). Конституирование права
законодательной инициативы обусловлено тем, что политические
партии через депутатов, выдвинутых ими, могли участвовать в
управлении государственными и общественными делами. Согласно
статье 47 ФЗ "О политических партиях" с 14 июля 2003 года
республиканские политические партии утрачивают статус
политического объединения. Решением VIII (внеочередного) съезда
КПРФ на территории субъектов Федерации были созданы ее структурные
подразделения. Соответственно Коммунистическая партия Республики
Саха (Якутия) с 18 апреля 2002 года была преобразована в Якутское
республиканское региональное отделение партии "Коммунистическая
партия Российской Федерации". В связи с этим регулятивное значение
положения действующей редакции части 1 статьи 62 Конституции не
распространяется на региональные отделения общероссийской
политической партии. В силу сказанного право законодательной
инициативы, закрепленное за республиканскими партиями, не
переходит автоматически к вновь созданному структурному
подразделению общероссийской партии.
3. Право законодательной инициативы направлено на реализацию
полномочий законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законодательный процесс начинается внесением законопроекта
субъектом, обладающим этим правом. Первичное регулирование перечня
субъектов должно осуществляться нормой Конституции.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72, части 1 статьи 77
Конституции РФ законодательная компетенция по установлению общих
принципов организации законодательных (представительных) органов
субъектов Российской Федерации находится в совместном ведении
Федерации и ее субъектов. Федеральный Закон от 6 октября 1999 года
устанавливает, что законодательная инициатива в законодательном
(представительном) органе субъекта Федерации принадлежит
депутатам, высшему должностному лицу, представительным органам
местного самоуправления (статья 6). Этот перечень является
обязательным, но не исчерпывающим. Федеральный Закон допускает,
что Конституцией (Уставом) субъекта Российской Федерации право
законодательной инициативы может быть предоставлено и иным
органам, общественным организациям, находящимся на территории
данного субъекта. Тем самым федеральный законодатель установил
границы законодательных полномочий субъекта Федерации в
регулировании субъектного состава права законодательной инициативы
в законодательных (представительных) органах.
Из названных конституционных и законодательных положений
следует, что определение факультативных субъектов права
законодательной инициативы в Государственном Собрании (Ил Тумэн)
относится к ведению законодателя республики. Таким образом,
пределы собственного регулирования в этом вопросе определяются
Конституцией Республики Саха (Якутия).
4. Определяя круг субъектов, обладающих правом законодательной
инициативы, республиканский законодатель должен учитывать
конституционные положения о политическом многообразии и
многопартийности (статья 4), о праве граждан объединяться в
политические партии (статья 13), о праве граждан участвовать в
управлении делами государства, обсуждении законов (статья 14),
воспроизводящие аналогичные положения Конституции Российской
Федерации.
Федеральный Закон "О политических партиях" закрепляет, что
вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются
органами государственной власти и местного самоуправления с
участием соответствующих политических партий. Политические партии
и их региональные отделения вправе участвовать в выработке решений
органов государственной власти субъектов Российской Федерации в
порядке и объеме, установленных законами субъекта Федерации (пункт
"б" части 1 статьи 26 Закона).
Приведенные общие нормы направлены на создание правовых
гарантий в деятельности партий и их региональных отделений. Закон
о политических партиях не раскрывает, в каких формах может быть
осуществлено участие партий в реализации права на законодательную
инициативу.
В условиях многопартийности создание равных правовых
возможностей в управлении государственными и общественными делами
предполагает участие политических партий в выборах и выдвижение
кандидатов в депутаты. Правом принятия решения об участии в
выборах могут быть наделены региональные отделения партий.
Региональные отделения имеют возможность вносить в законодательный
орган соответствующие законопроекты через депутатов -
представителей политических партий, либо поддерживающих их
программу. Право законодательной инициативы может быть
осуществлено депутатскими фракциями и группами.
Участие региональных отделений политических партий в
законодательной деятельности возможно и путем предоставления
региональным отделениям партий прямого права законодательной
инициативы. Такая форма способствует организационному оформлению
общественно-политической деятельности населения республики, дает
конституционную возможность учитывать политическое разнообразие в
практической деятельности законодателя.
Из смысла анализируемых в пунктах 2, 3, 4 настоящего
постановления конституционных и законодательных положений следует,
что региональные отделения политических партий могут быть
субъектами права законодательной инициативы в законодательном
органе субъекта Федерации. Право региональных отделений партий,
действующих на территории республики, на внесение законодательной
инициативы в Государственное Собрание (Ил Тумэн) может быть
закреплено в Конституции (Основном Законе) Республики Саха
(Якутия).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 88-92, 113
Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Саха
(Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд
Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Положение части 1 статьи 62 Конституции Республики Саха
(Якутия) в редакции от 17 октября 2002 года о праве
законодательной инициативы республиканских органов политических
партий означает наделение правом внесения законопроектов в
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
республиканских политических партий, имеющих собственные уставы,
программы и регистрированные как политические партии Республики
Саха (Якутия).
Якутское республиканское региональное отделение
"Коммунистической партии Российской Федерации", как возникшее в
результате преобразования "Коммунистической партии Республики Саха
(Якутия)" в структурное подразделение общероссийской политической
партии не является преемником субъективного права законодательной
инициативы, принадлежавшего "Коммунистической партии Республики
Саха (Якутия)".
2. Круг субъектов права законодательной инициативы в
Государственном Собрании (Ил Тумэн), исходя из общих принципов
организации и деятельности законодательных (представительных)
органов, определяется законодательным органом государственной
власти республики самостоятельно. Якутское республиканское
региональное отделение "Коммунистической партии Российской
Федерации" может быть наделено правом законодательной инициативы
посредством закрепления в статье 62 Конституции Республики Саха
(Якутия) соответствующего права за региональными отделениями
политических партий, действующих на ее территории, а также путем
предоставления этого права депутатским фракциям и депутатским
группам, в которые входят депутаты Государственного Собрания (Ил
Тумэн) от региональных отделений политических партий.
3. Согласно статье 113 Конституционного закона "О
Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном
судопроизводстве" конституционно-правовой смысл части 1 статьи
62 Конституции Республики Саха (Якутия), установленный
Конституционным судом Республики Саха (Якутия) в настоящем
постановлении, является общеобязательным для всех органов
государственной власти, общественных объединений и должностных
лиц, исключает любое иное их истолкование.
4. Постановление окончательно, не подлежит обжалованию,
вступает в силу немедленно после его провозглашения, подлежит
опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн".
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|