ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2003 г. N 428
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ЯКУТСК"
Город Якутск, столица Республики Саха (Якутия), является
историческим, культурным и экономическим центром республики. По
данным комплексной оценки уровня социально-экономического развития
город Якутск занимает второе место среди улусов и районов
республики и относится к регионам с высоким уровнем развития.
Основные показатели социально-экономического развития города
Якутска характеризуются положительными темпами роста. На
территории города развито производство продукции лесопромышленного
комплекса, алмазогранильного и ювелирного производства,
промышленности строительных материалов, продукции пищевой
промышленности. Темпы ввода в действие жилья значительно превышают
среднереспубликанские показатели. Наличие системы финансовой и
транспортной инфраструктуры, высокие реальные среднедушевые
денежные доходы населения создают условия для привлечения
инвестиций, создания новых производств, развития торговли, рынка
услуг, малого предпринимательства, повышения уровня занятости
населения.
Вместе с тем, обостряются нерешенные проблемы в развитии города
Якутска. Производственный потенциал используется на 56%.
Усиливаются градосферные диспропорции. Уровень инженерной и
социальной инфраструктуры катастрофически отстает от темпов
прироста численности населения и масштаба хозяйственной
деятельности. Процесс износа и разрушения городского хозяйства
принимает интенсивный характер. Из-за неудовлетворительного
состояния дорог общего пользования остается напряженной ситуация с
транспортными потоками.
Анализ абсолютных показателей преступности в городе Якутске за
последние 5 лет показывает, что столица республики диктует общую
картину состояния преступности в республике. На территории города
ежегодно совершается более 40% всех регистрируемых по республике
преступлений.
Учитывая значимость социально-экономического развития
муниципального образования "Город Якутск" как столицы Республики
Саха (Якутия), Правительство Республики Саха (Якутия)
постановляет:
1. Принять за основу Концепцию Программы социально-
экономического развития муниципального образования "Город Якутск"
на 2003-2007 годы (приложение N 1).
2. Рекомендовать муниципальному образованию "Город Якутск"
(далее по тексту - МО "Город Якутск") (Михальчук И.Ф.):
2.1. Совместно с Министерством экономического развития
Республики Саха (Якутия) (Данилов В.Д.) и Институтом региональной
экономики Академии наук Республики Саха (Якутия) (Егоров Е.Г.) в
срок до 1 августа 2003 года внести доработанный проект Программы
социально-экономического развития муниципального образования
"Город Якутск" на 2003-2007 годы, с учетом замечаний и предложений
министерств и ведомств республики, на утверждение Правительства
Республики Саха (Якутия).
2.2. В срок до 15 июля 2003 года завершить заключение
Соглашений о разграничении полномочий с Министерством
здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерством сельского
хозяйства Республики Саха (Якутия) и Министерством по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий Республики Саха (Якутия).
2.3. Довести уровень бюджетного финансирования МО "Город
Якутск" по дотируемым видам услуг до норматива, определенного
Правительством Республики Саха (Якутия) - 620 млн. рублей, вместо
принятого 588 млн. рублей, кроме того дополнительные доходы
бюджета МО "Город Якутск", полученные сверх плана, направить на
финансирование перевыполнения работ по капитальному ремонту
жилищного фонда.
2.4. Провести работу по созданию благоприятного инвестиционного
климата:
2.4.1. Рассмотреть возможность выпуска облигационного займа.
2.4.2. Разработать программу привлечения инвестиций для
модернизации и реконструкции городского хозяйства с использованием
инвестиционного потенциала города Якутска, в том числе с
использованием муниципального имущества в виде залога, привлечения
внешних источников финансирования в сумме 100 млн. рублей в 2004
году.
2.4.3. Организовать участие инвестиционных проектов города
Якутска в конкурсах Европейского банка реконструкции и развития.
2.5. Совместно с хозяйствующими субъектами разработать и
реализовать комплекс мер по укреплению платежной дисциплины,
снижению объемов дебиторской и кредиторской задолженностей, как в
расчетах между предприятиями, так и в расчетах с бюджетами всех
уровней.
2.6. В срок до 1 августа 2003 года разработать и начать
реализацию плана реструктуризации кредиторской задолженности
предприятий перед ОАО "Якутгазпром", ОАО "Ленагаз" и ОАО
"Якутскэнерго".
2.7. В срок до 1 сентября 2003 года внести на рассмотрение
Правительства Республики Саха (Якутия) проект Закона Республики
Саха (Якутия) "О внесении изменений и дополнений в Закон
Республики Саха (Якутия) "О статусе столицы Республики Саха
(Якутия) - города Якутска".
2.8. До конца текущего года разработать и принять Программу
приватизации муниципальной собственности на 2004 и последующие
годы.
2.9. В срок до 20 июля 2003 года отработать механизм
финансового взаимодействия и расходования средств в системе
обязательного медицинского страхования граждан для лечебно-
профилактических учреждений, работающих по подушевому методу
финансирования.
2.10. Принять участие в течение 2003-2004 годов в
финансировании и проведении строительных и ремонтных работ на
объектах, задействованных в проведении III Международных
спортивных игр "Дети Азии".
2.11. В соответствии с постановлением Правительства Республики
Саха (Якутия) от 13 февраля 2003 года N 65 "О государственном и
муниципальном заказе на продовольственные и непродовольственные
товары, производимые в Республике Саха (Якутия) на 2003 год" при
утверждении муниципального заказа на поставку организациям
бюджетной сферы продуктов питания в приоритетном порядке заключать
договоры поставки с пригородными хозяйствами, пищевыми,
перерабатывающими предприятиями и улусными товаропроизводителями
на конкурсной основе.
2.12. В соответствии с Указом Президента Республики Саха
(Якутия) от 28 марта 2002 года N 140 "О подготовке столицы
Республики Саха (Якутия) - города Якутска к юбилейным мероприятиям
2002 года" завершить совместно с ОАО "Саха ипотечное агентство"
расселение и снос ветхих жилых домов в соответствии с утвержденным
планом по переселению граждан из ветхих и аварийных жилых домов,
сносимых в градостроительных целях.
2.13. Восстановить средства, подлежащие возврату ОАО "Саха
ипотечное агентство" в сумме 45 млн. рублей, согласно графику в
соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 4
февраля 2003 года N 758 "О строительстве объектов в городе Якутске
в 2003 году".
2.14. В целях определения основных направлений развития столицы
республики, обеспечивающих достойный уровень жизни горожан,
совместно с Министерством строительства и промышленности
строительных материалов Республики Саха (Якутия) (Дереповский
С.Я.) завершить доработку Генерального плана застройки территории
города Якутска.
2.15. В рамках своей компетенции провести соответствующие
мероприятия по расширению налогооблагаемой базы, включая решение
вопросов, связанных с образованием новых производств, за счет
резервов МО "Город Якутск", а также за счет резервов, существующих
в самом производстве, с учетом мощностей и анализа финансово-
хозяйственной деятельности прошлых лет.
2.16. Совместно с Министерством по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Республики Саха (Якутия) (Сухоборов В.Л.) разработать и внести на
рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) перспективный
план развития пожарной охраны города Якутска с определением
источников финансирования и проработать вопрос создания
муниципальной пожарной охраны в селах Хатассы, Тулагино и районе
п. Геологов.
2.17. Усилить проведение профилактических мероприятий по
предупреждению преступлений и правонарушений в городе Якутске.
2.18. По согласованию с Государственным комитетом Республики
Саха (Якутия) по геологии и недропользованию (Ковалев Л.Н.)
образовать Межведомственную комиссию по недропользованию при главе
МО "Город Якутск", с включением представителей заинтересованных
республиканских и муниципальных органов власти и управления, для
координации и принятия решения по лицензированию права пользования
участками недр для разработки общераспространенных полезных
ископаемых и участков недр местного значения, не связанных с
добычей полезных ископаемых.
2.19. Во второй декаде сентября 2003 года совместно с
Министерством финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.)
подготовить и внести на рассмотрение Экономического совета при
Правительстве Республики Саха (Якутия) вопрос о проблемах
формирования бюджета муниципального образования "Город Якутск" на
2004 год.
2.20. В связи с невыполнением пунктов постановления
Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 января 2003 года N 47
"О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства
Республики Саха (Якутия) от 16 января 2003 года N 16 "Об
образовании в улусах (районах) и городе Якутске Республики Саха
(Якутия) специальных ликвидационных комиссий" в срок до 15 июля
с.г. завершить ликвидационные мероприятия по городу Якутску.
2.21. Рассматривать финансово-хозяйственную деятельность
муниципальных предприятий на балансовой комиссии Администрации МО
"Город Якутск".
2.22. Образовать комиссию по вопросам оптимизации бюджетных
расходов МО "Город Якутск" с включением в ее состав представителей
Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия),
Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха
(Якутия).
2.23. Усилить работу по подготовке перечней земельных участков,
на которые у МО "Город Якутск" при разграничении государственной
собственности на землю возникает право собственности:
2.23.1. В срок до 10 июля с.г. назначить ответственное
должностное лицо в мэрии города Якутска за проведение указанных
мероприятий.
2.23.2. Обеспечить выполнение плановых заданий по разграничению
государственной собственности на землю на 2003 год в количестве
200 земельных участков.
2.24. Разработать и утвердить городскую программу
реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства города
Якутска в рамках республиканской целевой программы "Реформирование
и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха
(Якутия) на 2002-2006 годы", утвержденной постановлением
Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2002 года N 319.
3. Правительству Республики Саха (Якутия) содействовать мэрии
города Якутска в получении кредитов на продолжение строительства
детской инфекционной больницы - 50 млн. рублей и объектов
энергетики (МУП "Горэнерго") - 45 млн. рублей.
4. Первому заместителю Председателя Правительства Республики
Саха (Якутия) Алексееву Г.Ф. образовать рабочую группу с участием
представителей МО "Город Якутск", Министерства экономического
развития Республики Саха (Якутия) (Данилов В.Д.), Министерства
имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (Макарова Г.М.),
Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.),
Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики
Республики Саха (Якутия) (Попов В.Л.) для согласования объема и
перечня долговых обязательств Администрации города Якутска,
принимаемых МО "Город Якутск", и в срок до 15 июля с.г.
подготовить проект совместного решения Правительства Республики
Саха (Якутия) и мэрии города Якутска по погашению указанных
долговых обязательств.
5. Руководителям предприятий и организаций всех форм
собственности, расположенных на территории, подчиненной МО "Город
Якутск":
5.1. Проводить согласование финансово-экономических показателей
в мэрии города Якутска, в том числе с обязательным включением
вопросов, касающихся перспективного развития предприятия
(организации), с учетом интересов города, а также строительства
жилья и объектов социально-культурного значения.
5.2. Заключить соглашение с мэрией города Якутска по
благоустройству прилегающих к предприятию (организации)
территорий.
6. Министерству экономического развития Республики Саха
(Якутия) (Данилов В.Д.), Министерству финансов Республики Саха
(Якутия) (Березкин Э.Б.) обеспечить полное финансирование в
текущем году следующих объектов (тыс. рублей):
Реконструкция птицеводческих цехов и кормоцеха
ГУП "Якутптицепром" 25 000
Реконструкция объектов Якутского гормолзавода 5 400
Реконструкция ИВПП-2 ГУП "Аэропорт Якутск" 35 000
Канализационный коллектор N 1 11 000
Реконструкция и расширение водозабора 9 000
Газопровод Средне-Вилюйское
ГКМ - Мастах - Берге - Якутск (3-я нитка) 100 000
Скважина с очистными сооружениями
в Национальном центре медицины 2 000
Противотуберкулезный диспансер на 150 коек 1 500
Дом-интернат для умственно-отсталых детей 8 000
Общежитие училища Олимпийского резерва на 120 мест 30 000
7. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин
Э.Б.) профинансировать предусмотренные Законом Республики Саха
(Якутия) средства на выполнение городом столичных функций в объеме
96 млн. рублей в соответствии со следующим графиком: III квартал -
25 млн. рублей, IY квартал - 71 млн. рублей.
8. Министерству экономического развития Республики Саха
(Якутия) (Данилов В.Д.):
8.1. Предусмотреть при формировании перечня объектов
Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2004 год
финансирование следующих приоритетных объектов, оказывающих
влияние на социально-экономическое развитие города Якутска:
реконструкция ИВПП-2 ГУП "Аэропорт Якутск";
строительство газопровода Средневилюйское газоконденсатное
месторождение - Мастах - Берге - Якутск (III нитка);
строительство мусороперерабатывающего завода;
расширение и реконструкция водозабора;
реконструкция коллектора N 1;
строительство склада жидкого хлора;
реконструкция и оптимизация сетей теплоснабжения г. Якутска;
реконструкция детской инфекционной больницы;
аварийно-восстановительные работы зданий жилищного фонда и
социальной сферы.
8.2. Совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства
и энергетики Республики Саха (Якутия) (Попов В.Л.) предусмотреть
при корректировке бюджета 2003 года для реконструкции
канализационного коллектора города Якутска увеличение ассигнований
на сумму 26 млн. рублей путем пропорционального уменьшения
финансирования имеющихся в Инвестиционном бюджете Республики Саха
(Якутия) объектов в 2003 году и отнесения их на 2004 год.
9. Министерству имущественных отношений Республики Саха
(Якутия) (Макарова Г.М.) совместно с МО "Город Якутск" (Михальчук
И.Ф.):
9.1. В срок до 1 августа 2003 года завершить передачу
государственного имущества Республики Саха (Якутия) в
муниципальную собственность МО "Город Якутск".
9.2. При разграничении государственной собственности на землю
предусмотреть совместное финансирование ГУП "СахаНИИгипрозем" для
изготовления электронной карты города.
10. Министерству строительства и промышленности строительных
материалов Республики Саха (Якутия) (Дереповский С.Я.) в III
квартале 2003 года принять меры по возобновлению строительства
станции очистки сточных вод города Якутска.
11. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики
Республики Саха (Якутия) (Попов В.Л.) осуществлять постоянный
контроль за проведением федерального эксперимента по осуществлению
адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-
коммунальных услуг с использованием персонифицированных целевых
социальных счетов в городе Якутске.
12. Министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия):
12.1. В течение 10 дней представить в мэрию города Якутска и
Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия)
заключения к проекту Программы социально-экономического развития
МО "Город Якутск" на 2003-2007 годы.
12.2. Включить в состав коллегий министерств и ведомств
ответственных работников мэрии города Якутска по соответствующим
отраслям.
13. Министерству внешних связей Республики Саха (Якутия)
(Мигалкин А.В.) совместно с МО "Город Якутск" (Михальчук И.Ф.)
доработать Протокол о совместных действиях по реализации
Соглашения между Правительством Республики Саха (Якутия) и
Правительством Москвы о торгово-экономическом, научно-техническом
и культурном сотрудничестве на 2002-2006 годы по вопросам
сотрудничества в развитии города Якутска, в части взаимных
обязательств по финансовому обеспечению, предусмотреть порядок
контроля и отчета за исполнением данного Соглашения.
14. Создать Межведомственную комиссию при Правительстве
Республики Саха (Якутия) по вопросам социально-экономического
развития МО "Город Якутск" (приложение N 2).
15. Министерству внутренних дел Республики Саха (Якутия)
(Назаров А.В.) совместно с МО "Город Якутск" (Михальчук И.Ф.) в
месячный срок рассмотреть вопрос создания подразделений
экологической милиции в пределах доведенной численности
Министерства.
16. Департаменту по взаимодействию с территориальными органами
исполнительной власти и муниципальными образованиями Администрации
Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) (Кырбасов
С.В.):
16.1. Внести изменения в Республиканскую целевую программу
государственной поддержки развития муниципальных образований и
создания условий для реализации конституционных полномочий
местного самоуправления.
16.2. Подготовить проект Указа Президента Республики Саха
(Якутия) об отмене пункта 5 Указа Президента Республики Саха
(Якутия) от 29 марта 1999 года N 724.
17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителей Председателя Правительства Республики Саха
(Якутия) по направлениям деятельности. Общий контроль и
координацию исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 3 июля 2003 г. N 428
КОНЦЕПЦИЯ
ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ЯКУТСК"
НА 2003-2007 ГОДЫ
В системе государственного регулирования территориального
развития целевые программы рассматриваются как эффективный способ
реализации региональной политики. Они отвечают принципам
комплексности хозяйства, самодостаточности финансово-бюджетных
ресурсов, концентрации сил и средств на достижение приоритетных
целей. Особенно важно это в условиях формирования и развития
системы местного самоуправления на уровне улусов и городов.
В настоящее время имеются утвержденные Правительством
Республики Саха (Якутия) "Программа социально-экономического
развития города Нерюнгри на период до 2006 года" (2002 г.) и
"Программа социально-экономического развития Колымских улусов на
2003-2006 годы" (2003 г.), а также разработанная "Программа
социально-экономического развития Алданского улуса на период до
2006 года". Следовательно, Программа социально-экономического
развития муниципального образования "Город Якутск" является
четвертой программой регионального развития республики. Следует
также отметить, что в 1999 году Институтом региональной экономики
Академии наук Республики Саха (Якутия) было выполнено исследование
проблем экономики и финансов города Якутска с целью разработки
мероприятий по выходу из экономического кризиса после дефолта 1998
года.
Город Якутск - столица Республики Саха (Якутия) - является
крупным административным, транспортным, финансовым, научным и
культурным центром республиканского и федерального значения на
северо-востоке России. В городе и пригороде проживают 232,7 тыс.
человек, что составляет 23,7% населения республики. В республике
доля города Якутска составляет: в производстве промышленной
продукции - 13,4%, строительной продукции - 43,9%,
сельскохозяйственной продукции - 20,22%, в транспорте - 50,0%,
связи - 47,7%, в объеме розничного товарооборота - 42,8%, в объеме
платных услуг - 44,62%, в производстве потребительских товаров -
34,2% и т.д.
В целях динамичного развития экономики, социальной
инфраструктуры и эффективного осуществления городом Якутском
столичных функций Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 28
января 1993 года N 342 и постановлением Правительства Республики
Саха (Якутия) были определены основные задачи и направления
работы. Начиная с 1994 года, городу Якутску ежегодно выделяются из
республиканского бюджета средства на выполнение столичных функций
и на массовый снос ветхого и аварийного жилого фонда. В
результате, в последние годы проявилась положительная динамика в
развитии городской экономики. За 1998-2001 годы возросло
количество предприятий всех форм собственности, увеличились объемы
производства продукции и услуг, а также численность занятого
населения. Более динамично развивались алмазогранильное
производство, промышленность строительных материалов, легкая
промышленность, пищевая промышленность.
Улучшение экономической конъюнктуры положительным образом
отразилось на благосостоянии населения города. Среднедушевой доход
горожан за эти годы возрос в 2,8 раза и составил в 2001 году 5 989
рублей в месяц. Среднемесячная заработная плата на 1 работающего
увеличилась в 2,5 раза и составила 5 627 рублей. Ежегодно около
одной тысячи семей получают жилье. Согласно статистике безработица
доведена до минимума - 0,1%. В результате улучшения условий жизни
естественный прирост населения приблизился к 1 000 человек, а
миграционный прирост превысил 1 600 человек в год.
Несмотря на положительные сдвиги в экономике города, ее общий
уровень пока еще находится ниже докризисного 1998 года и тем более
ниже допереходного периода 1991 года. Научный анализ показывает,
что имеющийся значительный производственный потенциал города
Якутска используется только на 50-60%. Основные причины - высокая
изношенность основных фондов, низкий технологический уровень
производства, слабая конкурентоспособность выпускаемой продукции,
недостаточная квалификация предпринимателей, отсутствие
необходимой инфраструктуры рынка и крупного капитала. Эти причины
не могут быть устранены в отдельности или поочередно, так как они
взаимообусловлены и взаимно связаны. Следовательно, требуется
системный, комплексный подход на основе правильного выбора
стратегии развития.
Для предстоящего периода до 2010-2015 годов Институтом
региональной экономики Академии наук Республики Саха (Якутия)
предложена стратегия модернизации экономики Республики Саха
(Якутия). Модернизация предполагает не только обновление
оборудования и технологии, но и проведение структурной перестройки
экономики за счет самоликвидации бесперспективных производств и
создания новых конкурентоспособных отраслей и предприятий с учетом
долгосрочной динамики роста спроса на товары и услуги. Эффективное
осуществление модернизации возможно путем повсеместного
использования новой техники, технологии и инноваций. Нет сомнения
в том, что стратегия модернизации, обновления производства
подходит развитию экономики города Якугска, где около 60%
предприятий япляются нерентабельными в основном в силу большой
изношенности производственных мощностей, ветхости зданий и
сооружений.
В рамках стратегии модернизации цель социально-экономического
развития муниципального образования "Город Якутск" заключается в
превращении его из преимущественно потребляющей в самодостаточную
территориальную подсистему экономики республики и на этой основе в
существенном повышении уровня и качества жизни населения. Для ее
реализации требуется решение системы задач, из которых основными
являются:
развитие реального сектора экономики в составе промышленности,
строительства, транспорта, электроэнергетики и формирование
самодостаточной экономической базы;
наращивание собственных доходов, эффективное использование
финансовых ресурсов и формирование сбалансированного местного
бюджета;
расширение и повышение надежности функционирования сферы
жизнеобеспечения в составе жилищно-коммунального хозяйства, систем
топливно- и электроснабжения; отраслей образования,
здравоохранения и культуры, торгового и транспортного обслуживания
населения;
создание благоприятных условий для социально-экономического
развития всех внутригородских муниципальных образований и
обеспечение в них единого и согласованного социального стандарта
качества жизни населения.
Важно выявить специфические особенности муниципального
образования "Город Якутск", которые следует учитывать для
определения приоритетных направлений развития экономики:
выполнение столичных функций, по существу, является реальным
созиданием духовного и интеллектуального потенциала, играющего
решающую роль в социально-экономическом развитии всей республики.
Однако с точки зрения товарно-денежных отношений этот ресурс не
получает адекватной оценки и количественного учета как весьма
общественного, полезного результата. Поэтому финансирование из
республиканского бюджета должно быть увеличено;
благоприятное экономико-географическое положение города
Якутска, расположенного в центре территории республики на берегу
реки Лена, на пересечении водных, автомобильных и железнодорожных
путей сообщения;
территория города Якутска и пригородная зона характеризуются
наличием земельных, лесных и водных ресурсов, а также огромных
запасов энергетического угля;
значительными и качественными являются местные трудовые
ресурсы, высокоэффективное использование которых возможно в
результате более масштабного и комплексного развития городской
экономики;
в городе Якутске сосредоточен значительный научный и
интеллектуальный потенциал, развиты культура, здравоохранение и
образование.
В Программе определены и рассмотрены три приоритетных
направления социально-экономического развития города Якутска.
Во-первых, развитие реального сектора экономики, экономической
базы муниципального образования в составе крупных и средних
промышленных, сельскохозяйственных, строительных и транспортных
предприятий, выпускающих конкурентоспособные виды продукции и
услуг. Как структурные подразделения этих предприятий
целесообразно расширять сеть малого и среднего
предпринимательства. В первую очередь необходимо добиться
вхождения всех предприятий в режим рентабельной работы. Это должно
быть тактической задачей. В ближайшие годы требуется решить
стратегическую задачу - создать крупные градообразующие
предприятия путем кооперации существующих и строительства новых.
Они могли бы стать точками роста.
В настоящее время в городе Якутске действуют 19
алмазогранильных заводов. Путем объединения нескольких из них и
дальнейшего расширения можно организовать более крупный завод,
который был бы способен выпускать продукцию стоимостью 150 - 200
млн. долларов США в год. С учетом транспортных и рыночных условий
город имеет реальные преимущества по размещению
нефтеперерабатывающего завода мощностью до 1 млн. тонн в год.
Большие перспективы имеет Кангаласский угольный разрез, который
ежегодно может добывать несколько миллионов тонн угля и иметь
брикетную фабрику.
Одним из определяющих факторов промышленного роста столицы
является строительство железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск
с мостовым переходом на левый берег реки Лены. При этом многие
товаропроизводители, в том числе субъекты малого бизнеса, смогут
выходить на межрегиональный и мировой рынки. В городе Якутске
следует ускорить развитие инфраструктуры рынка в составе бизнес -
центров, банков, страховых и финансовых компаний, гостиничных
хозяйств, туристических комплексов, торговых площадок. Они
определяют усиление финансовых потоков и рыночного механизма
экономики. Город Якутск должен стать крупным промышленным центром
и транспортным узлом.
Во-вторых, развитие сферы жизнеобеспечения в составе жилищно -
коммунального хозяйства, энергетики, образования, здравоохранения,
культуры, бытового обслуживания, охраны окружающей среды на основе
устойчивых социальных нормативов, принципов ресурсосбережения,
высокой социальной эффективности. При этом осуществление городом
Якутском столичных функций по жизнеобеспечению республиканских и
федеральных учреждений, государственных органов власти и
управления, профессионального образования, науки, культуры,
здравоохранения, а также по проведению различных крупномасштабных
мероприятий должно финансироваться за счет республиканского
бюджета и инвестиционных программ. Всемерно развивать систему
адресной социальной помощи малоимущим гражданам.
Нужно особо выделить задачу улучшения экологии города путем
сооружения надежных водо- и воздухоочистительных сооружений,
мусороперерабатывающего завода, благоустройства территории.
Необходимо закрыть городскую свалку по Вилюйскому тракту.
Мусороперерабатывающий завод нужно строить там, где не преобладает
"роза ветров". Каждый житель столицы имеет право на то, чтобы его
двор, район и город действительно были чистыми, благоустроенными и
красивыми.
В-третьих, совершенствование территориальной организации
единого муниципального образования. Экономико-географическое
положение Якутска и всей долины Туймаада является весьма
благоприятным для дальнейшей урбанизации, т.е. концентрации
производства и населения. При размещении здесь крупных
градообразующих предприятий перерабатывающей и обрабатывающей
отраслей промышленности, а также транспорта Якутское муниципальное
образование может иметь население до 300-350 тысяч человек. При
этом значительное развитие получат территориально-хозяйственные
образования Марха, Жатай, Кангалассы, Маган, Хатассы, Табага,
имеющие единую энергетическую и транспортную систему,
инфраструктуру рынка.
Основные программные мероприятия по социально-экономическому
развитию МО "Город Якутск" будут осуществляться в форме целевых
инвестиционных проектов, которые характеризуются следующими
параметрами:
----------------------------T----------T----------------T---------¬
¦ ¦Количество¦Объем инвестиций¦ Средняя ¦
¦ ¦ проектов +---------T------+стоимость¦
¦ Отрасли ¦ ¦млн. руб.¦ доля ¦ одного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ (%) ¦ проекта,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦млн. руб.¦
+---------------------------+----------+---------+------+---------+
¦Развитие социальной сферы ¦ 75¦ 3 551,15¦ 13¦ 47,35¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Развитие инфраструктуры ¦ 43¦ 8 340,63¦ 29¦ 193,97¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Жилищная политика ¦ 35¦ 4 508,28¦ 16¦ 128,81¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Природоохранные мероприятия¦ 24¦ 8 688,95¦ 31¦ 362,04¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Производственные проекты ¦ 15¦ 3 210,59¦ 11¦ 214,04¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего: ¦ 192¦27 933,60¦ 100¦ 145,49¦
L---------------------------+----------+---------+------+----------
В структуре утвержденных целевых проектов основная доля (51%)
приходится на проекты развития инфраструктуры, где наиболее
выделяются: строительство 3-й нитки газопровода из
Средневилюйского газоконденсатного месторождения до г. Якутска - 2
731,90 млн. рублей; реконструкция аэродрома "Якутск" - 414,50 млн.
рублей и завершение газификации города Якутска и его пригородов -
460,29 млн. рублей.
Напротив, в общей структуре не утвержденных инвестиционных
проектов социально-экономического развития города Якутска большой
удельный вес занимают проекты природоохраны (57%), в том числе
проекты охраны водных ресурсов: проектирование и строительство
Табагинского водозабора - 7 000,00 млн. рублей, реконструкция
Даркылахского водозабора - 800,00 млн. рублей и строительство
ливневой канализации города Якутска - 100,00 млн. рублей.
Конечными результатами реализации программных мероприятий
станут модернизация и создание более современной материально-
технической базы городской экономики, относительно самостоятельной
экономической и финансовой основы муниципального образования
"Город Якутск", реформирование городского жилищно-коммунального
хозяйства, обеспечение более-менее равных условий конкуренции для
предприятий всех форм собственности и, в конечном итоге,
устойчивый рост реальных доходов и повышение уровня благосостояния
городского населения. Экономика и социальная сфера города Якутска
достигнут качественно нового уровня, обеспечивающего выход на
траекторию устойчивого развития. По ориентировочной оценке
Института региональной экономики Академии наук Республики Саха
(Якутия) объем валовой продукции к 2007 году увеличится на 60% и
превысит 26 млрд. рублей. Собираемые на территории МО "Город
Якутск" налоговые доходы по всем уровням к 2007 году достигнут 6
млрд. рублей, а налоговые собственные доходы местного бюджета -
1,5 млрд. рублей. По основным направлениям и отраслям социально-
экономического развития прогнозируются следующие результаты. <1>
В финансовой сфере:
формирование сбалансированного муниципального бюджета,
являющегося основным инструментом реализации финансовой и
экономической политики органов местного самоуправления города
Якутска;
четкое разграничение доходных источников и расходных
полномочий, рост налоговых и неналоговых доходов муниципального
бюджета, совершенствование налоговой политики и повышение
финансовой обеспеченности муниципального развития;
повышение уровня рентабельности предприятий и организаций,
функционирующих на территории города Якутска, сокращение
нерентабельных производств;
сокращение взаимных неплатежей, проведение взаимозачетов,
погашение просроченной задолженности муниципального бюджета с
учетом субвенции республиканского бюджета, предусмотренной в
рамках реализации "Программы реформирования государственных и
муниципальных финансов Республики Саха (Якутия) на 2003-2004
годы";
повышение инвестиционной привлекательности муниципальной
экономики, реализация 205 инвестиционных проектов на основе
целевых и государственных программ Республики Саха (Якутия) и
Российской Федерации, привлечение средств внешних и частных
инвесторов на общую сумму 27 933,60 млн. рублей в период 2003-2007
годов.
В управлении госимуществом и собственностью муниципального
образования:
произойдет формирование муниципальной собственности как
собственности местного самоуправления;
пообъектное размежевание государственной и муниципальной
собственности;
принятие объектов собственности и имущественных отношений у
предприятий, организаций и учреждений, а также объектов в
населенных пунктах, расположенных в пределах формирующегося
муниципального образования;
определение муниципальной собственности на недвижимость в форме
земельных участков и угодий;
повышение эффективности управления и использования
муниципальной собственности, увеличение поступления доходов.
В промышленности:
объем добычи угля увеличится до 500 тыс. тонн, производство
угольного брикета - до 200 тыс. тонн, выработка электроэнергии
возрастет до 1 431 млн. кВт/ч в год;
объем потребления газа увеличится до 2 776 млн. куб. м, будет
обеспечена полная газификация пригородных населенных пунктов;
производство бриллиантов достигнет 250 млн. долларов США и
ювелирных изделий - 1 100 млн. рублей, данное производство станет
высокорентабельным;
В строительстве:
развитие строительного комплекса и увеличение объема
строительной продукции до 8 млрд. рублей против 5 млрд. рублей в
2002 году;
организация производства керамического и огнеупорного кирпича,
производство наружных стеновых панелей на Якутском
домостроительном комбинате, строительство гипсового мини-завода;
производство продукции лесной и деревообрабатывающей
промышленности увеличится в 1,6 раза, объем лесопиления достигнет
125 тыс. куб. м., выпуск блоков оконных и дверных - 30 тыс. кв.м.
и мебели - 70 млн. рублей.
На транспорте и связи:
троллейбусное сообщение Аэропорт-Залог, строительство гаража-
стоянки на 2 бокса, приобретение троллейбусного парка на 20
единиц;
гараж-стоянка в ГУП ЯПАП-1 на шесть боксов и автовокзал для
междугородных сообщений, перевод городского общественного
транспорта на сжиженный газ;
реконструкция городских улиц и дорог общей протяженностью 100
км, а также площадей и скверов;
реконструкция речного порта в связи со строительством речпорта
"Правая Лена";
полная замена существующих электромеханических АТС и
аналогового оборудования на цифровое коммутационное оборудование.
В сельском хозяйстве:
стабилизация и развитие сельскохозяйственного производства,
рост валовой продукции на 15,9%, качественное обновление
технологического процесса в сфере переработки, сбыта и реализации
продукции;
рост численности крупного рогатого скота составит 3,3%, свиней
- 14,9%, лошадей - 17,4%, птиц - 7,0%;
увеличение посевных площадей сельскохозяйственных культур на
18,1%, в том числе по зерну - 21,3% и кормовым культурам - 45,4%;
производство мяса увеличится на 18,6%, молока - 17,0%,
картофеля - 15,0%, овощей - 20,0%, яиц - 24,2%;
увеличится ассортимент и повысится качество продукции пищевой
промышленности.
В социальной сфере:
увеличится численность населения до 250 тыс. человек, а доля
трудоспособных жителей столицы - до 67,5%;
повысится уровень и качество жизни населения, реальные доходы
населения достигнут дореформенного уровня (1991 г.), номинальные
денежные доходы обеспечат 2,6 прожиточного минимума против 2,0 в
2001 году;
улучшится социальное положение малообеспеченных слоев
населения, уровень бедности сократится до 15% против 37,4% в 2000
году;
повысится культура и качество обслуживания населения
предприятиями торговли, общественного питания и бытового
обслуживания;
обеспеченность жильем возрастет с 18,6 до 20-20,5 кв. м, будут
проживать в полностью благоустроенном жилье 90% населения города
против 71,0% в 2001 году.
В экологии:
оздоровление экологической ситуации города путем восстановления
проточности городского канала, ликвидации свалок, строительства
мусороперерабатывающего завода, реконструкции канализационного
коллектора, ввода в эксплуатацию очистных сооружений, проведения
благоустройства территории.
Достижение этих прогнозируемых показателей и сдвигов возможно
при достаточно благоприятных внутренних и внешних условиях
социально-экономического развития города Якутска.
Для реализации Программы решающее значение будет иметь
совершенствование правовых основ муниципального образования,
которыми являются федеральные и республиканские законы, внесение в
них изменений и дополнений с учетом накопления опыта развития
местного самоуправления. В начале 2003 года был принят Устав
муниципального образования "Город Якутск".
Решающим фактором эффективности реализации Программы становятся
финансовый механизм и финансовое обеспечение. В этой связи
предлагаются следующие мероприятия:
утверждение программы-плана органами местного самоуправления и
Министерством финансов Республики Саха (Якутия), получение на ее
основе субвенций из бюджета Республики Саха (Якутия) на погашение
долговых обязательств, проведение мероприятий по совершенствованию
бюджетной и налоговой политики, обеспечение казначейского
исполнения бюджета;
использование системы мониторинга состояния муниципальных
финансов, проведение комплексного анализа финансового состояния и
причин нерентабельности предприятий, имеющих высокую задолженность
по налоговым платежам;
внедрение в бюджетный процесс системы финансового
прогнозирования, методики бюджетного прогнозирования, методики
оценки эффекта и потерь бюджета в результате предоставления
налоговых льгот, методики оценки эффективности и результативности
бюджетных расходов;
разработка и принятие нормативно-правового обеспечения
бюджетной, финансовой и инвестиционной политики муниципального
образования;
оценка кредитоспособности и получение кредитного рейтинга
муниципального образования в 2004 году, эмиссия муниципальных
ценных бумаг;
обеспечение информационной поддержки и общественной гласности о
ходе и результатах реализации реформы муниципальных финансов.
Объем требуемых финансовых ресурсов для реализации данной
Программы по утвержденным федеральным и республиканским целевым
программам оценивается более чем в 12 млрд. рублей, которые по
источникам финансирования распределяются: средства федерального
бюджета - 9%, средства бюджета Республики Саха (Якутия) - 64%,
средства муниципального бюджета - 2% и прочие источники - 25%.
Проекты, предлагаемые к осуществлению и не имеющие финансового
обеспечения, оцениваются настоящей Программой в сумме свыше 15
млрд. рублей, с распределением по требуемым источникам:
федеральный бюджет - 14%, бюджет Республики Саха (Якутия) - 36%,
местный бюджет - 46%, прочие источники - 4%.
В Программе предлагается организационно-экономический механизм
ее реализации, который включает:
разработку прогнозов, корректировку планов и баланса финансовых
ресурсов;
индикативное планирование развития экономики предприятий
реального сектора и сферы малого предпринимательства
муниципального образования;
внедрение подходов к совершенствованию системы муниципального
заказа на основе механизма тендерных процедур, информационного
обеспечения участников;
проведение социально-экономического мониторинга с целью
отслеживания основных характеристик качества жизни населения,
эффективности использования социально-экономического потенциала
города;
достижение комплексной системы управления, обеспечивающей
взаимосвязанное совершенствование всех элементов хозяйственного
механизма городской экономики в условиях местного самоуправления.
Ввиду того, что Программа имеет многоотраслевой и
межведомственный характер, необходимо учитывать при ее реализации
государственные целевые программы, утвержденные Правительством
Республики Саха (Якутия), а также то, что управление и контроль
над реализацией Программы могут быть организованы органами
муниципального образования "Город Якутск" при действенном участии
Правительства и министерств республики.
--------------------------------
<1> По прогнозу соответствующих секторов ИРЭ АН РС(Я)
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 26 июня 2003 г. N 428
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ
ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ЯКУТСК"
Борисов Е.А. - Председатель Правительства Республики Саха
(Якутия), председатель комиссии
Алексеев Г.Ф. - первый заместитель Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия), заместитель председателя комиссии
Члены:
Михальчук И.Ф. - мэр города Якутска
Березкин Э.Б. - министр финансов Республики Саха (Якутия)
Данилов В.Д. - министр экономического развития Республики Саха
(Якутия)
Попов В.Л. - министр жилищно-коммунального хозяйства и
энергетики Республики Саха (Якутия)
Дереповский С.Я. - министр строительства и промышленности
строительных материалов Республики Саха (Якутия)
Макарова Г.М. - министр имущественных отношений Республики Саха
(Якутия)
Оглы А.А. - министр промышленности Республики Саха (Якутия)
Алексеев В.Г. - министр охраны природы Республики Саха (Якутия)
Членов В.М. - министр транспорта, связи и информатизации
Республики Саха (Якутия)
Песковская Ю.А. - министр труда и социального развития
Республики Саха (Якутия)
Лемешева В.И. - председатель Государственного комитета по
ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики
Саха (Якутия)
Попов В.Н. - вице-мэр г. Якутска
Лепчиков Н.В. - первый заместитель главы Администрации
муниципального образования "Город Якутск"
Николаева Е.Н. - заместитель мэра, председатель финансово -
казначейского управления муниципального образования "Город Якутск"
Заровняева С.В. - начальник Департамента экономики,
прогнозирования и ценообразования муниципального образования
"Город Якутск"
Федорова О.Н. - первый заместитель генерального директора ОАО
АК "Якутскэнерго"
Корнев И.А. - и. о. президента ОАО ННГК "Саханефтегаз"
|