ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2003 г. N 3-63/03
О ПРИЗНАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)" НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ>
Дело 3 - 63/03
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующей Семеновой М.Н.,
с участием прокурора Винокуровой Е.Я.,
при секретаре Дьячковской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 5 июня 2003 года в г.
Якутске дело по заявлению прокурора Республики Саха (Якутия) о
признании отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) "О
выборах депутатов представительных органов местного самоуправления
в Республике Саха (Якутия)" недействующими,
установил:
Государственным Собранием (ИЛ Тумэн) РС(Я) 8 июля 1999 года был
принят Закон РС(Я) "О выборах депутатов представительных органов
местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)" и был
опубликован в газете "Якутские ведомости" от 13.08.1999.
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд
РС(Я) о признании отдельных положений Закона Республики Саха
(Якутия) "О выборах депутатов представительных органов местного
самоуправления в Республике Саха (Якутия)" противоречащими
федеральному законодательству и недействующими.
В судебном заседании прокурор поддержала заявление в полном
объеме и просит удовлетворить заявление ввиду противоречия
отдельных положений федеральному законодательству. Поскольку
указанный закон РС(Я) был принят ранее чем Федеральный закон "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации".
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Сукуева
О.С., представитель ЦИК РС(Я) Матосян С.О., представитель
Департамента по взаимодействию с территориальными органами
исполнительной власти и муниципальными образованиями Пахомов Е. А.
с заявлением прокурора согласны и пояснили, что с принятием нового
федерального закона о выборах возникла необходимость приведения в
соответствие республиканского закона.
Выслушав пояснение прокурора по всем пунктам требования и
мнение участников процесса, исследовав представленные нормативные
акты, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим
основаниям.
Указанным Законом Республики Саха (Якутия) определены порядок
проведения выборов в представительные органы местного
самоуправления, установлены гарантии осуществления гражданами
права на местное самоуправление.
Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что
Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я) в соответствии со ст. 72
Конституции Российской Федерации вправе принимать подобные акты,
носящие нормативный характер. В то же время согласно ст. 76
Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов
РФ не могут противоречить Федеральным законам, принятым в
соответствии с ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи.
ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан РФ" от 12 июня 2002 года определены основные
гарантии избирательных прав.
Статьей 1 п. 6 ФЗ предусмотрено, что федеральные законы,
конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные
нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в
Российской Федерации, не должны противоречить настоящему
Федеральному закону.
Ст. 13 п. 1 Закона РС(Я) определено, что избирательные участки
образуются для голосования и подсчета голосов избирателей.
Избирательные участки образует глава муниципального образования по
согласованию с избирательной комиссией муниципального образования
не позднее 30 дней до дня выборов, учитывая местные и другие
условия в целях создания максимальных удобств для избирателей. А
согласно ст. 19 п. 2 ФЗ избирательные участки образуются не
позднее 45 дней до дня голосования.
Ст. 13 п. 5 Закона РС(Я) определено, что глава муниципального
образования публикует списки избирательных участков в местной
печати не позднее чем за 25 дней до дня выборов, тогда как ФЗ
установлен срок не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
Таким образом, оспариваемые пункты как противоречащие федеральному
закону подлежат признанию недействующими.
Ст. 19 п. 2 Закона РС(Я) установлено, что срок полномочий
избирательной комиссии муниципального образования равняется сроку
полномочий депутатов представительных органов местного
самоуправления. Однако, в п. 5 ст. 24 ФЗ установлено, что срок
полномочий избирательной комиссии муниципального образования
составляет четыре года. Кроме того, п. 4 ст. 19 Закона РС(Я)
установлено, что срок полномочий окружных избирательных комиссий
истекает через 35 дней после официального опубликования
результатов выборов депутатов представительного органа местного
самоуправления, что противоречит ст. 25 п. 2 ФЗ, где определено,
что срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает в
день официального опубликования решения о назначении следующих
соответствующих выборов. Следовательно, оспариваемые пункты статьи
подлежат признанию недействующими, как противоречащие федеральному
закону.
Ст. 20 п. 2 Закона РС(Я) определено, что представительный орган
местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети
состава избирательных комиссий, тогда как ст. 24 п. 8 ФЗ
установлено не менее одной второй от общего числа членов
избирательной комиссии муниципального образования на основе
поступивших предложений политических партий, избирательных блоков,
выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к
распределению депутатских мандатов в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательном
(представительном) органе государственной власти субъекта
Российской Федерации. При таких обстоятельствах оспариваемая норма
противоречит Федеральному закону.
Статьей 25 п. 1 Закона РС(Я) установлен перечень лиц, которые
не могут быть членами избирательных комиссий с правом решающего
голоса. Однако, согласно ст. 29 п. 1 ФЗ перечень лиц, которые не
могут быть членами комиссий с правом решающего голоса, существенно
расширен, поэтому оспариваемая норма подлежит признанию
недействующей.
Ст. 25 п. 2 Закона РС(Я) указано, что член избирательной
комиссии не может быть одновременно членом вышестоящей и
нижестоящей избирательной комиссии. Между тем такое ограничение
касается только членов комиссии с правом решающего голоса.
Согласно ст. 29 п. 4 ФЗ член комиссии с правом решающего голоса не
может быть на одних и тех же выборах, референдуме одновременно
членом иной комиссии с правом решающего голоса.
Ст. 25 п. 2 абзацем 2 Закона РС(Я) установлено, что после
регистрации кандидата окружной избирательной комиссией он вправе
назначать по одному члену с правом совещательного голоса в
зарегистрировавшую его комиссию и нижестоящие комиссии, а
избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие не
менее 3 зарегистрированных кандидатов, имеют право назначить по
одному члену с правом совещательного голоса в избирательную
комиссию муниципального образования и нижестоящие избирательные
комиссии соответствующего округа. Однако, согласно ст. 29 п. 20 ФЗ
кандидат, избирательное объединение, избирательный блок,
выдвинувшие кандидатов, вправе осуществить такие назначения со дня
представления документов для регистрации. Кроме того, в п. 20 ст.
29 ФЗ определено, что избирательное объединение, избирательный
блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, вправе также
назначить в избирательную комиссию, организующую соответствующие
выборы, по одному члену избирательной комиссии с правом
совещательного голоса. Таким образом, оспариваемые нормы подлежат
приведению в соответствие.
Ст. 25 п. 4 Закона РС(Я) установлены основания освобождения от
обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего
голоса до истечения срока полномочий по решению органа, его
назначившего по основаниям, установленным Федеральным законом.
Однако, в числе данных оснований освобождения от полномочий члена
избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствует
прекращение полномочий в случае утраты членом комиссии гражданства
Российской Федерации, предусмотренное п. 8 ст. 29 ФЗ. Таким
образом, оспариваемая норма подлежит приведению с соответствие.
Ст. 25 п. 7 Закона РС(Я) установлено, что члену избирательной
комиссии с правом решающего голоса, освобожденному от основной
работы в период подготовки и проведения выборов, сохраняется и
выплачивается средний заработок по месту основной работы. А
согласно ст. 29 п. 17 ФЗ за членом комиссии с правом решающего
голоса, освобожденным на основании представления комиссии от
основной работы на период подготовки и поведения выборов,
референдума, сохраняется основное место работы и ему выплачивается
компенсация за период, в течение которого он был освобожден от
основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и
дополнительной оплаты труда устанавливаются комиссией,
организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в
пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов,
референдума. Таким образом, оспариваемая норма как противоречащая
указанному федеральному закону и трудовому законодательству,
подлежит признанию недействующей.
Ст. 26 п. 2 Закона РС(Я) в части, устанавливающей, что с
заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии вправе
обратиться группа депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн)
РС(Я) противоречит ст. 31 п. 4 ФЗ, в соответствии с которой с
заявлением в суд о расформировании окружной избирательной комиссии
по выборам в представительный орган местного самоуправления,
избирательной комиссии муниципального образования,
территориальной, участковой комиссии вправе обратиться группа
депутатов соответствующего представительного органа местного
самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа
депутатов этого органа, а также ЦИК РФ, избирательная комиссия
субъекта РФ.
Ст. 26 п. 4 Закона РС(Я) установлено, что представительный
орган местного самоуправления, в полномочия которого входит
формирование комиссии, обязан сформировать соответствующую
избирательную комиссию не позднее чем через 14 дней после
вступления в силу решения суда о расформировании избирательной
комиссии. Между тем, согласно ст. 31 п. 9 ФЗ, в случае принятия
судом решения о расформировании избирательной комиссии,
вышестоящая комиссия или избирательная комиссия субъекта РФ
формирует с соблюдением требований пункта настоящего ФЗ временную
комиссию муниципального образования в новом составе. При этом п.
11 ст. 31 ФЗ установлено, что временная комиссия должна быть
сформирована не позднее чем через три дня после вступления в силу
решения суда о расформировании комиссии. Вне периода избирательной
кампании, кампании референдума новая комиссия должна быть
сформирована не позднее чем через один месяц со дня вступления в
силу решения суда о расформировании комиссии. При этом первое
заседание указанных комиссий созывается органом, их
сформировавшим. Таким образом, оспариваемая норма противоречит
федеральному закону.
Ст. 28 п. 3 Закона РС(Я) установлено, что председатель,
заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии
избираются из членов избирательной комиссии тайным голосованием на
первом ее заседании. Между тем, согласно ст. 28 п. 5 ФЗ
председатель избирательной комиссии муниципального образования
избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа
членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в
определенном порядке. А согласно ст. 28 п. 8 ФЗ заместитель
председателя, секретарь комиссии избираются тайным голосованием на
ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего
голоса.
Ст. 28 п. 13 Закона РС(Я) установлено, что избирательная
комиссия муниципального образования, окружные и участковые
избирательные комиссии могут привлекать к выполнению работ,
связанных с подготовкой и проведением выборов, внештатных
работников по трудовым соглашениям. Однако, в ст. 28 п. 19 ФЗ
предусмотрено, что комиссии могут привлекать граждан к выполнению
работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов
по гражданско-правовым договорам.
Ст. 29 п. 1 Закона РС(Я) в части, устанавливающей всем
предприятиям с государственным участием оказывать содействие
избирательным комиссиям в реализации ими своих полномочий,
противоречит ст. 20 п. 17 ФЗ, в соответствии с которым такая
обязанность возложена только на организации, имеющие
государственную или муниципальную долю в своем уставном
(складочном) капитале, превышающую 20 процентов на день
официального опубликования (публикации) решения о назначении
(проведении) выборов.
Ст. 30 п. 1 Закона РС(Я) установлено, что кандидаты могут быть
выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в
порядке самовыдвижения. Кандидаты могут быть выдвинуты также
избирательными объединениями, избирательными блоками. Между тем,
п. 2 ст. 32 ФЗ установлено, что непосредственное выдвижение
кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения,
выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком. Таким
образом, выдвижение кандидата избирателями соответствующего
избирательного округа федеральным законом не предусмотрено.
В ст. 31 п. 2 Закона РС(Я) указано, что одновременно с
уведомлением инициаторы сбора подписей направляют в окружную
избирательную комиссию заявление кандидата о его согласии
баллотироваться на должность главы муниципального образования.
Данное положение противоречит п. 5 ст. 33 ФЗ, в соответствии с
которым документы такого рода кандидат обязан представить лично.
Ст. 33 п. 1 Закона РС(Я) предусматривает, что сбор подписей
избирателей в поддержку кандидата начинается со дня получения
соответствующей окружной избирательной комиссией письменного
уведомления о выдвижении кандидатов и представлении документов в
порядке, предусмотренном законом. Однако, ст. 37 п. 5 ФЗ
установлено, что подписи могут собираться со дня, следующего за
днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата.
Ст. 33 п. 2 Закона РС(Я) установлено, что количество подписей,
необходимых для регистрации кандидата, должно составлять не менее
2 процентов от общего числа избирателей, зарегистрированных на
территории избирательного округа. А ст. 37 п. 2 ФЗ определено, что
количество подписей, которое необходимо для регистрации
кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не
должно превышать 2 процентов от числа избирателей,
зарегистрированных на территории избирательного округа. Таким
образом, количество подписей, необходимых для регистрации
кандидата, в соответствии с федеральным законодательством, может
быть менее, но не более 2 процентов числа избирателей,
зарегистрированных на территории избирательного округа.
Ст. 34 Закона РС(Я) не предусмотрен избирательный залог в
качестве основания для регистрации кандидата, что является
противоречием п. 10 ст. 38 ФЗ и нарушением конституционного права
быть избранным в органы местного самоуправления.
В пунктах 8, 9 ст. 34 Закона РС(Я) установлено, что для
проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить
опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных
листах, а также установлен порядок проведения такого опроса, что
противоречит п. 6 ст. 38 ФЗ, согласно которому установление
достоверности подписи избирателя, участника референдума методом
опроса запрещается.
В ст. 34 п. 18 Закона РС(Я) определено, что в случае, если
недостоверность сведений, представленных кандидатом, будет
установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих
сведений носит существенный характер, избирательная комиссия
муниципального образования не позднее чем за 16 дней до дня
голосования вправе отменить решение о регистрации кандидата, а за
15-1 день до дня голосования - обратиться в суд с представлением
об отмене регистрации кандидата. Основания аннулирования, отмены
регистрации кандидата, списка кандидатов, отмены регистрации
регулируется статьей 76 ФЗ, где в частности в пунктах 1, 2, 3
данной статьи приведены основания для отмены регистрации, а во
всех остальных случаях, согласно п. 5 указанной статьи,
регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению
избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата
избирательного блока, зарегистрированных по тому же избирательному
округу.
По этим же основаниям п. 3 ст. 37 Закона РС(Я) противоречит ст.
76 ФЗ.
Ст. 40 п. 1 Закона РС(Я) определено, что проведение
предвыборной агитации начинается со дня регистрации кандидата и
прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня
голосования. Однако, согласно ст. 49 п. 1 ФЗ агитационный период
начинается со дня выдвижения кандидата и создания избирательного
фонда.
П. 3 ст. 40 Закона РС(Я) установлено, что в течение 3 дней со
дня голосования, а также в день голосования не допускается
опубликование в средствах массовой информации результатов опросов
общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных
исследований, связанных с выборами. Однако, п. 3 ст. 46 ФЗ
опубликование в средствах массовой информации, связанных с
выборами, запрещено в течение 5 дней до дня голосования, а также в
день голосования.
П. 4 ст. 40 Закона РС(Я) предусматривает, что предвыборная
агитация в средствах массовой информации может начинаться со дня
регистрации кандидата. Данное положение противоречит п. 2 ст. 49
ФЗ, согласно которому предвыборная агитация на каналах организаций
телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за
30 дней до дня голосования. Таким образом, оспариваемые нормы как
противоречащие федеральному закону должны признаваться
недействующими.
Ст. 42 п. 3 Закона РС(Я) предусматривает, что не менее одной
трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени
отводится кандидатам для совместного проведения дискуссий,
"круглых столов" и иных агитационных мероприятий. Согласно п. 4
ст. 51 ФЗ для совместного проведения дискуссий должно быть
предоставлено не менее половины общего объема бесплатного эфирного
времени.
Ст. 42 п. 5 Закона РС(Я) предусмотрено, что расходы
телерадиокомпаний, связанные с предоставлением зарегистрированным
кандидатам бесплатного эфирного времени, покрываются за счет
текущего бюджетного финансирования телерадиокомпанией.
Ст. 43 п. 1 абзац 2 Закона РС(Я) содержит нормы о том, что
расходы печатных изданий, связанные с предоставлением
зарегистрированным кандидатам печатных площадей бесплатно,
покрываются за счет текущего бюджетного финансирования данных
изданий.
Согласно ст. 50 п. 1 ФЗ эфирное время и печатная площадь
государственными и муниципальными организациями телерадиовещания и
государственных и муниципальных периодических печатных изданиях
предоставляется за плату, а в случаях, предусмотренных ФЗ и иным
законом, также бесплатно. И в соответствии п. 10 ст. 50 ФЗ расходы
государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и
редакций государственных и муниципальных периодических печатных
изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени
и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной
агитации, относятся на результаты деятельности этих организаций и
редакций. Таким образом, оспариваемые нормы подлежат признанию
недействующими.
Ст. 43 п. 5 Закона РС(Я) предусматривает, что при публикации
результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами,
средства массовой информации обязаны указывать организацию,
проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных
(выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса,
статистическую оценку возможной погрешности. Однако, ст. 46 п. 2
ФЗ при публикации средства массовой информации обязаны так же
указывать лиц, заказавших проведение опроса и оплативших его
публикацию. Таким образом, оспариваемая норма подлежит признанию
недействующей.
Ст. 44 п. 4 Закона РС(Я) устанавливает, что по заявке
муниципальной или окружных избирательных комиссий пригодные для
проведения массовых мероприятий помещения, находящиеся в
муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются на
установленное избирательной комиссией время в пользование
зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, уполномоченным
представителям избирательных объединений и избирательных блоков
для встреч с избирателями.
Между тем, статьей 53 п. 3 ФЗ предусмотрено, что пригодные для
проведения массовых мероприятий помещения, находящиеся в
муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются
собственником, владельцем на установленное избирательной комиссией
время в пользование зарегистрированным кандидатам, их доверенным
лицам, уполномоченным представителям избирательных объединений и
избирательных блоков для встреч с избирателями по заявке
зарегистрированного кандидата, избирательного объединения,
избирательного блока, инициативной группы избирателей. Из
приведенной нормы следует, что безвозмездное предоставление
помещений, пригодных для проведения массовых мероприятий, в
пользование для встреч с избирателями возможно по заявке не
избирательной комиссии, а по заявке зарегистрированного кандидата,
избирательного объединения, блока, инициативной группы избирателей
на установленное избирательной комиссией время. Таким образом,
оспариваемая статья республиканского закона противоречит
федеральному закону.
Ст. 50 п. 3 подпункт "б" Закона РС(Я) установлено, что
иностранным гражданам запрещается вносить пожертвование в
избирательные фонды. Однако, согласно ст. 58 п. 6 подп. "б" ФЗ
установлено, что иностранным гражданам запрещается вносить
пожертвования в избирательные фонды, за исключением случая, когда
на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном
законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории
соответствующего муниципального образования, имеют право избирать
и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в
иных избирательных действиях на указанных выборах, а также
участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и
граждане Российской Федерации.
Ст. 52 п. 4 абзац 3 Закона РС(Я) в части использования
кандидатом помимо средств собственного избирательного фонда и иных
денежных средств, избирательная комиссия муниципального
образования вправе отменить свое решение о регистрации кандидата
противоречит ст. 76 п. 5 ФЗ, в котором установлено, что в случае
установления фактов расходования средств помимо избирательного
фонда или превышения расходования средств избирательного фонда
регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению
избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Ст. 55 п. 2 Закона РС(Я) в части, устанавливающей, что денежные
средства, оставшиеся на специальном счете кандидата после
перечисления причитающейся комиссии части, по истечении 60 дней со
дня голосования по письменному указанию избирательной комиссии
муниципального образования банк обязан перечислить в доход бюджета
муниципального образования противоречит ст. 59 п. 11 ФЗ, в
соответствии с которым указанные денежные средства, оставшиеся на
счете кандидата после перечисления соответствующей комиссии по
истечении 30 дней со дня голосования, перечисляются в доход
соответствующего бюджета без каких-либо указаний избирательной
комиссии.
Ст. 56 п. 1 подпункт "а" Закона РС(Я) установлено, что кандидат
обязан представлять в избирательную комиссию муниципального
образования отчеты о размерах своего избирательного фонда и
источниках его формирования, а также обо всех произведенных
затратах при регистрации кандидата. В соответствии со ст. 59 п. 9
ФЗ кандидат обязан представить в соответствующую комиссию не менее
двух финансовых отчетов, при этом один из них-не позднее чем за 10
дней до дня голосования на выборах, а не при регистрации.
Ст. 66 п. 27 Закона РС(Я) установлено, что второй экземпляр
протокола об итогах голосования вместе с избирательными
документами, предусмотренными настоящим законом, включая
избирательные бюллетени, а также печать участковой избирательной
комиссии хранятся секретарем участковой избирательной комиссии в
опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы
комиссии. Однако, согласно ст. 68 п. 31 ФЗ второй экземпляр
протокола вместе с предусмотренной законом избирательной
документацией, документацией референдума, включая бюллетени, а
также печать участковой комиссии передаются в вышестоящую комиссию
для хранения.
Согласно ст. 67 п. 9 подпункту "а" Закона РС(Я) одним из
оснований признания окружной избирательной комиссией выборов
несостоявшимися является участие менее 35% избирателей,
зарегистрированных по соответствующему избирательному округу. Ст.
70 п. 2 "а" ФЗ установлено, что выборы могут быть признаны
несостоявшимися, если в них приняло участие менее 20 процентов от
числа избирателей, внесенных в списки избирателей. Законом
указанный минимальный процент может быть повышен для выборов в
федеральные органы государственной власти и органы государственной
власти субъектов российской Федерации. Законом субъекта РФ может
быть предусмотрено, что минимальный процент от числа избирателей
для признания выборов депутатов представительных органов местного
самоуправления состоявшимися не устанавливается. В связи с тем,
что в республиканском законе установлен высокий процент, чем того
требует ФЗ, оспариваемый закон подлежит признанию недействующим.
Ст. 67 п. 10 "б" Закона РС(Я) избирательная комиссия
муниципального образования признает результаты выборов
недействительными в случае, если они признаны недействительными не
менее чем на одной четвертой части избирательных участков. Однако,
ст. 70 п. 9 "б" ФЗ установлено, что соответствующая комиссия
признает итоги голосования недействительными в случае, если они
признаны недействительными на части избирательных участков, списки
избирателей на которых на момент окончания голосования в
совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего
числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент
окончания голосования в соответствующем избирательном округе.
Таким образом, недействительность выборов федеральный закон
связывает не с общим количеством избирательных участков, а с общим
количеством избирателей.
Ст. 76 п. 1 Закона РС(Я) установлены случаи, когда регистрация
кандидата может быть отменена (аннулирована). Федеральный закон
отдельно определяет понятие аннулирование и отмены регистрации. По
основаниям, определенным в ст. 76 п. п. 1, 2, 3, ФЗ регистрация
кандидата аннулируется самой избирательной комиссией. В ст. 76 п.
5 ФЗ приведен перечень оснований для отмены регистрации, что
отмена регистрации кандидатов отнесена к компетенции суда.
Ст. 77 Закона РС(Я) в части, устанавливающей, что лица,
нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов
главы муниципального образования, несут уголовную,
административную или иную ответственность в соответствии с
законодательством РС(Я), противоречит ст. 79 пунктам 1 и 2 ФЗ, в
соответствии с которым лица, нарушающие законодательство о
выборах, фальсифицирующие выборы, несут уголовную,
административную либо иную ответственность в соответствии с
федеральными законами.
Анализируя приведенные оспариваемые пункты Закона РС(Я), суд
приходит к выводу о признании их недействующими ввиду их
противоречия с ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от
12.06.2002.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК
РФ, суд
решил:
Признать п. 1, 5 ст. 13; пункты 2, 4 ст. 19; п. 2 ст. 20; п. 1,
абз. 2 п. 2, п. 4, п. 7 ст. 25; п.п. 2, 4 ст. 26; пункты 3, 13 ст.
28; п. 1 ст. 29 в части; п. 1 ст. 30; п. 1 в части, п. 2 ст. 31;
п. 1, 2 ст. 33; пункты 8, 9, 18 ст. 34; п. 3 ст. 37; пункты 1, 3,
4 ст. 40; пункты 3, 5 ст. 42; абз. 2 п. 1, п. 5 ст. 43; п. 4 ст.
44; подпункт "б" п. 3 ст. 50; абз. 3 п. 4 ст. 52; п. 2 ст. 54;
подпункт "а" п. 1 ст. 56; п. 27 ст. 66; подпункт "а" п. 9, п-п "б"
п. 10 ст. 67; п. 1 ст. 76; ст. 77 в части Закона Республики Саха
(Якутия) " О выборах депутатов представительных органов местного
самоуправления в Республике Саха (Якутия)" от 8 июля 1999 года не
действующими со дня вступления решения в законную силу.
Сведения о принятом решении опубликовать в газете "Якутские
ведомости".
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд
Российской Федерации.
Председательствующая
М.Н.СЕМЕНОВА
|