ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2003 г. N 3-38-03
О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНА РС(Я)
"ОБ ОСОБО ЦЕННЫХ ОБЪЕКТАХ НАЦИОНАЛЬНОГО
КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ РС(Я)">
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Александровой Р.С.,
при секретаре Колесовой С.И.,
с участием прокурора Позднякова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Якутске 12 мая
2003 г. дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о
признании недействительным Закона РС(Я) "Об особо ценных объектах
национального культурного достояния народов Республики Саха
(Якутия)",
установил:
Постановлением Палаты Представителей Государственного Собрания
(Ил Тумэн) РС(Я) от 17 июня 1998 г. был принят Закон РС(Я) "Об
особо ценных объектах национального культурного достояния народов
Республики Саха (Якутия)", в установленном порядке опубликован в
официальных средствах массовой информации.
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
о признании недействующим этого закона по тем основаниям, что он
противоречит положениям Федерального закона "Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации" от 25 июня 2002 г.
В судебном заседании прокурор Поздняков В.Ю. поддержал
заявление в полном объеме и полагал оспариваемый закон подлежащим
признанию недействующим с момента вступления федерального закона в
силу.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Иванов
П.В. и представитель Министерства культуры и духовного развития
Республики Саха (Якутия) Афанасьев С.С. с заявлением прокурора не
согласились и пояснили, что оспариваемый закон регулирует иные
правоотношения в области сохранения и использования особо ценных
объектов национального культурного достояния народов РС(Я). В
частности в ст. 1 закона определен иной, по сравнению с
федеральным законодательством, перечень объектов культурного
наследия, отнесенных к категории особо ценных объектов. Кроме
того, по мнению заинтересованных лиц, федеральный закон регулирует
отношения в области сохранения, использования и государственной
охраны объектов культурного наследия федерального значения. Так,
по смыслу статей 15, 24 Федерального закона в реестр подлежат
включению объекты культурного наследия федерального значения. В
соответствии с п. 9 ст. 18 этого закона порядок принятия решения о
включении объекта культурного наследия регионального значения в
реестр определяется законом субъекта Российской Федерации.
Полагают необходимым отказать в удовлетворении заявления.
Представитель Управления Министерства Юстиции РФ по РС(Я)
Дементьев В.А. пояснил, что управление не проводило экспертизу
оспариваемого закона в целом и по существу заявленного требования
пояснить ничего не может.
Выслушав доводы сторон, пояснения опрошенных в качестве
специалистов представителей Якутского государственного музея,
Национальной библиотеки и Музея им. Габышева Эртюкова Н.С.,
Леверьева Г.Ф., Габышева А.Л., полагавших необходимым отказать в
удовлетворении заявления прокурора, исследовав материалы дела, суд
приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит
удовлетворению.
26 июня 2002 г. был принят Федеральный закон "Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации", который регулирует отношения в области
сохранения, использования, популяризации и государственной охраны
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации и направлен на реализацию
конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и
конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении
исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и
культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических
общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей
культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и
сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение
источников информации о зарождении и развитии культуры
(преамбула).
В части 3 Федерального закона определен круг объектов
культурного наследия народов Российской Федерации, к которым
отнесены объекты недвижимого имущества со связанными с ними
произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства, объектами науки и техники и иными предметами
материальной культуры, возникшие в результате исторических
событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории,
археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и
техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры
и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными
источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3).
В преамбуле Федерального закона также закреплено, что объекты
культурного наследия народов Российской Федерации представляют
собой уникальную ценность для всего многонационального народа
Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного
культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется
сохранность объектов культурного наследия народов Российской
Федерации в интересах настоящего и будущего поколений
многонационального народа Российской Федерации.
В статье 4 Федерального закона от 26.06.2002 N 73-ФЗ определены
3 категории объектов культурного наследия народов Российской
Федерации в зависимости от значимости для истории и культуры -
объекты федерального, регионального, местного значения.
Установленные категории не зависят от того, являются ли они
достоянием народа определенного субъекта РФ либо отдельной
народности.
Данный вывод подтверждается содержанием ст. 15 Федерального
закона "Об объектах культурного наследия народов Российской
Федерации", в которой установлено, что в Российской Федерации
ведется единый государственный реестр объектов культурного
наследия народов Российской Федерации, содержащий сведения об
объектах культурного наследия и представляющий собой
государственную информационную систему, включающую в себя банк
данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет
общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.
В указанный реестр включаются все объекты культурного наследия
народов РФ, в т.ч. федерального, регионального, местного значения
(ст. ст. 4, 18 Федерального закона).
Согласно п. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2002 N 73-ФЗ к
полномочиям Российской Федерации в области сохранения,
использования, популяризации и государственной охраны объектов
культурного наследия отнесено формирование и ведение совместно с
органами государственной власти субъектов Российской Федерации в
порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, единого
государственного реестра объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской Федерации. Названный единый
государственный реестр объектов культурного наследия народов
Российской Федерации формируется и ведется федеральным органом
охраны объектов культурного наследия и органами исполнительной
власти субъектов РФ, уполномоченными в области охраны объектов
культурного наследия (ст. ст. 16, 17, 18, 19, 20 Федерального
закона от 26.06.2002 N 73-ФЗ). При этом Федеральным законом от
26.06.2002 N 73-ФЗ определена отдельная категория объектов
культурного наследия - особо ценные объекты культурного наследия
РФ.
Следует отметить, что вопросы отнесения объектов культурного
наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов
Российской Федерации в соответствии с п. 12 статьи 9 Федерального
закона отнесены к полномочиям Российской Федерации. Суд полагает,
что федеральным законодателем установлены единые на всей
территории Российской Федерации правила определения категории
особо ценных объектов культурного наследия и законами субъектов РФ
не могут быть установлены иные правила.
Согласно содержанию пунктов 1, 6 Положения об особо ценных
объектах культурного наследия народов РФ, утвержденного Указом
Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 (в ред. Указов
Президента РФ от 26.11.2001 N 1360, от 25.02.2003 N 250, с изм.,
внесенными Указом Президента РФ от 17.12.1998 N 1595), к особо
ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации
относятся расположенные на ее территории историко-культурные и
природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения,
предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие
объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и
художественные ценности эталонного или уникального характера с
точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и
искусства (п. 1). Внесенные в Государственный свод особо ценные
объекты являются исключительно федеральной собственностью.
Изменение формы собственности указанных объектов либо их
перепрофилирование не допускается (п. 6).
Таким образом, федеральным законодательством установлено, что
любые объекты культурного наследия, к какой бы категории они не
были отнесены (федерального, регионального и местного значения),
являются объектами культурного наследия народов РФ, а не
исключительно субъекта, на территории которого они расположены.
Данные объекты включаются в единый государственный реестр объектов
культурного наследия РФ, отнесение объектов культурного наследия к
особо ценным объектам культурного наследия народов Российской
Федерации является предметом исключительного ведения РФ.
Согласно преамбуле Закон РС(Я) "Об особо ценных объектах
национального культурного достояния народов РС(Я)" регулирует
правовые отношения в области сохранения и использования особо
ценных объектов национального культурного достояния народов
Республики Саха (Якутия) и управления ими в интересах граждан,
общества и государства, понимая под особо ценными объектами
национального культурного достояния народов республики движимые и
недвижимые объекты культурного наследия, расположенные на
территории Республики Саха (Якутия), представляющие собой
материальные, духовные, интеллектуальные и художественные ценности
эталонного или уникального характера с точки зрения истории,
археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства, отнесенные к
особо ценным объектам национального культурного достояния народов
Республики Саха (Якутия).
При таких обстоятельствах Закон РС(Я) "Об особо ценных объектах
национального культурного достояния народов РС(Я)" как
устанавливающий институт особо ценных объектов достояния народов
только определенного субъекта - Республики Саха (Якутия) - ст. 1,
порядок отнесения объектов культурного наследия к особо ценным
объектам РС(Я) и порядок включения их в Государственный свод РС(Я)
- ст. ст. 4, 5, устанавливая право собственности республики на
особо ценные объекты культурного наследия в ст. 6, порядок
ограниченного пользования ими, обязательного страхования - ст. 14,
допускает вторжение в исключительную компетенцию РФ по определению
таких особо ценных объектов, нарушает право собственности РФ на
особо ценные объекты культурного наследия народов РФ, принцип
государственной защиты объектов культурного наследия всех народов
России, закрепленный Федеральным законом "Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации" и ущемляет права граждан РФ, которым ст. 7 указанного
Федерального закона гарантируется сохранность особо ценных
объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего
поколений всего многонационального народа Российской Федерации, а
следовательно, принят с превышением компетенции Республики Саха
(Якутия) как субъекта РФ.
Поскольку в силу ст. ст. 4, 12 Федерального закона "О принципах
и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ Федеральный закон "Об
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)
народов РФ" обладает верховенством на территории Российской
Федерации, то Закон РС(Я) "Об особо ценных объектах национального
культурного достояния народов РС(Я)" от 17.06.1998 З N 25-II
противоречит названному закону, подлежит признанию недействующим с
момента вступления в силу Федерального закона "Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ"
от 26.06.2002 N 73-ФЗ, то есть с 29 июня 2002 г.
Доводы представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн)
РС(Я) и Министерства культуры и духовного развития о том, что
оспариваемый закон регулирует иные правоотношения, не основаны на
правильном толковании содержания законов. И Федеральный закон, и
Закон РС(Я) регулируют сходные отношения в области сохранения и
использования объектов культурного наследия. То обстоятельство,
что в законе РС(Я) к особо ценным объектам культурного наследия
отнесены помимо предметов материального мира, движимые объекты
уникального характера, в частности, коллективы театров, физические
лица, не свидетельствует о том, что урегулированы иные
правоотношения. Напротив, это обстоятельство является
свидетельством необоснованного по сравнению с федеральным
законодательством расширения круга особо ценных объектов.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 253 ГПК РФ,
суд
решил:
Удовлетворить заявление прокурора.
Признать Закон РС(Я) "Об особо ценных объектах национального
культурного достояния народов РС(Я)" от 17 июня 1998 г.
недействующим в целом с момента вступления в силу Федерального
закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов РФ" от 26.06.2002 N 73-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения в
окончательной форме.
Председательствующий
Р.С.АЛЕКСАНДРОВА
|