25 апреля 2003 года 18-З N 37-III
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ,
ОБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ МЕЖДУ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ В
РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
(в ред. Закона РС(Я) от 30.11.2004 168-З N 343-III)
Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 25.04.2003 З N 38-III
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим законом
1. Настоящий закон регулирует отношения по разграничению
предметов ведения и полномочий, объектов муниципальной
собственности между муниципальными районами и поселениями.
2. Отношения по разграничению источников доходов местных
бюджетов, организации бюджетного процесса между муниципальными
районами и поселениями, территории которых входят в состав
соответствующего муниципального района, регулируются бюджетным и
налоговым законодательством Российской Федерации, Республики Саха
(Якутия).
(ст. 1 в ред. Закона РС(Я) от 30.11.2004 168-З N 343-III)
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
1) муниципальный район - муниципальное образование в границах
административно-территориальной единицы Республики Саха (Якутия) -
улуса (района);
(п. 1 в ред. Закона РС(Я) от 30.11.2004 168-З N 343-III)
2) поселение - город, поселок (в составе городского поселения
могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся
сельскими поселениями в соответствии с законодательством
Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), наслег, а также
сельский населенный пункт;
(п. 2 в ред. Закона РС(Я) от 30.11.2004 168-З N 343-III)
3) предметы совместного ведения - вопросы местного значения,
для решения которых в соответствии с Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" органы местного самоуправления муниципальных районов и
органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями,
функционально взаимосвязанными между собой по территориально-
отраслевому принципу;
(п. 3 введен Законом РС(Я) от 30.11.2004 168-З N 343-III)
4) договор между органами местного самоуправления
муниципального района и органами местного самоуправления поселения
о разграничении отдельных предметов ведения и полномочий -
правовая форма разграничения предметов ведения и передачи
полномочий между органами местного самоуправления муниципального
района и органами местного самоуправления поселения, территория
которого входит в состав соответствующего муниципального района.
(п. 4 введен Законом РС(Я) от 30.11.2004 168-З N 343-III)
Глава II. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И
ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ
Статья 3. Принципы разграничения предметов ведения между
муниципальными образованиями
1. Вопросы местного значения муниципальных районов, поселений
устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии
с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации".
Разграничение полномочий между органами местного самоуправления
муниципальных районов и органами местного самоуправления поселений
по решению предметов совместного ведения определяется в порядке,
установленном настоящим законом.
2. Основными принципами разграничения предметов ведения и
полномочий между органами местного самоуправления муниципальных
районов и органами местного самоуправления поселений являются:
1) законность, верховенство Конституции Российской Федерации,
федеральных законов, Конституции (Основного закона) Республики
Саха (Якутия);
2) равноправие видов муниципальных образований при
разграничении предметов ведения и полномочий, недопустимость
подчинения одного муниципального образования другому;
3) недопустимость ущемления прав и интересов населения
муниципальных образований;
4) согласование интересов населения муниципальных образований
при разграничении предметов ведения и полномочий, а также
сочетание интересов населения муниципальных образований и
интересов Республики Саха (Якутия), Российской Федерации;
5) добровольность и гласность заключения договоров и
соглашений;
6) обеспеченность организационными и иными возможностями,
материально-техническими ресурсами;
7) обеспечение оптимизации затрат на содержание органов
местного самоуправления;
8) обязательность разграничения полномочий между органами
местного самоуправления муниципальных районов и органами местного
самоуправления поселений по предметам совместного ведения.
(ст. 3 в ред. Закона РС(Я) от 30.11.2004 168-З N 343-III)
Статья 4 исключена. - Закон РС(Я) от 30.11.2004 168-З N 343-
III)
Статья 5 исключена. - Закон РС(Я) от 30.11.2004 168-З N 343-
III)
Статья 4. Перечень и способы правового регулирования предметов
совместного ведения
1. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" к
предметам совместного ведения относятся:
1) организация электро- и газоснабжения населения;
2) содержание и строительство дорог общего пользования, мостов
и иных транспортных инженерных сооружений (за исключением дорог,
мостов, сооружений федерального и республиканского значения);
3) предоставление транспортных услуг населению и организация
транспортного обслуживания населения;
4) участие в предупреждении и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций;
5) опека и попечительство;
6) сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых отходов и
мусора;
7) управление муниципальным земельным фондом, в том числе
территориальное зонирование земель, ведение землеустроительной и
градостроительной документации, осуществление земельного контроля
за использованием муниципального земельного фонда;
8) формирование и содержание муниципального архивного фонда;
9) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
10) создание условий для обеспечения населения поселений
услугами связи, общественного питания, торговли и бытового
обслуживания;
11) организация библиотечного обслуживания населения поселений.
2. Для эффективного решения предметов совместного ведения
муниципальные образования вправе самостоятельно заключать договоры
исходя из интересов населения.
Договоры заключаются главами муниципальных образований по
согласованию с представительными органами соответствующих
муниципальных образований. Договоры конкретизируют предметы
ведения муниципальных районов и поселений, полномочия органов
местного самоуправления с учетом социально-экономических,
географических и иных особенностей Республики Саха (Якутия).
3. Договор заключается исключительно в письменной форме и
должен содержать:
1) наименование муниципального образования, органы местного
самоуправления которого заключают договор, перечень отдельных
полномочий или части их, передаваемых одним муниципальным
образованием другому муниципальному образованию, условия их
материально-финансового обеспечения;
2) обязательства муниципальных образований по характеру, срокам
и качеству осуществления полномочий в отношении вопросов местного
значения, способ (методику) расчета нормативов для определения
объема субвенций, предоставляемых из одного местного бюджета в
другой, перечень объектов муниципальной собственности, необходимых
для осуществления передаваемых полномочий;
3) формы и регламентацию порядка ответственности за
неисполнение принятых по договору полномочий;
4) другие условия по усмотрению муниципальных образований -
сторон договора.
4. Договоры по предметам совместного ведения между
муниципальными районами и поселениями заключаются, как правило,
органами местного самоуправления до утверждения местных бюджетов
на очередной финансовый год.
(ст. 4 в ред. Закона РС(Я) от 30.11.2004 168-З N 343-III)
Статья 7 исключена. - Закон РС(Я) от 30.11.2004 168-З N 343-
III)
Глава III. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ МЕЖДУ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ
Статья 5. Принципы разграничения объектов муниципальной
собственности между муниципальными образованиями
Объекты государственной собственности Республики Саха (Якутия),
переданные в муниципальную собственность либо подлежащие передаче
в муниципальную собственность муниципальных образований,
разграничиваются между муниципальными районами и поселениями с
учетом:
1) разграничения предметов ведения и полномочий между
муниципальными образованиями;
2) функционального назначения объектов муниципальной
собственности;
3) выполнения муниципальным районом межмуниципальных функций и
отдельных государственных полномочий на территории муниципального
образования;
4) территориальной принадлежности объектов собственности,
обслуживающих местные нужды, к поселениям (жилищного фонда,
объектов инженерной инфраструктуры поселений и тому подобного);
5) договорных отношений между муниципальным районом и
поселением.
(ст. 5 в ред. Закона РС(Я) от 30.11.2004 168-З N 343-III)
Статья 6. Муниципальная собственность муниципальных районов и
поселений
В состав муниципальной собственности муниципальных районов и
поселений входят средства местного бюджета, муниципальные
внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а
также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся
в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и
организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные
организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения,
муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и
спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
(ст. 6 в ред. Закона РС(Я) от 30.11.2004 168-З N 343-III)
Статья 7. Порядок разграничения объектов муниципальной
собственности муниципальных районов и поселений
1. Передача объектов муниципальной собственности муниципального
района в муниципальную собственность поселений производится
безвозмездно в следующем порядке:
на первом этапе передаются объекты, обеспечивающие решение
вопросов местного значения;
на втором этапе может проводиться передача объектов,
обеспечивающих реализацию органами местного самоуправления
вопросов местного значения по предметам совместного ведения
муниципальных образований и отдельных государственных полномочий.
2. Перечень объектов муниципальной собственности муниципального
района, обеспечивающих решение вопросов местного значения по
предметам совместного ведения, утверждается представительным
органом муниципального района с учетом мнения представительных
органов местного самоуправления поселений.
3. Перечень объектов, необходимых для выполнения вопросов
местного значения поселения, разрабатывается соответствующими
органами местного самоуправления поселений.
В перечень передаваемых объектов муниципальных образований
могут быть включены:
1) жилищный фонд;
2) нежилые помещения (нежилой фонд), в которых (котором)
размещаются предприятия торговли, общественного питания, бытового
обслуживания населения, аптеки и так далее;
3) объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие
эксплуатацию жилищного, нежилого фондов и транспорта, а также
предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и
содержание указанных объектов;
4) объекты здравоохранения;
5) дошкольные учреждения и общеобразовательные школы;
6) объекты, выполняющие функции социальной защиты;
7) унитарные предприятия розничной торговли, общественного
питания и бытового обслуживания;
8) учреждения и объекты культуры, туризма и спорта;
9) объекты, не завершенные строительством;
10) иные объекты, необходимые для решения вопросов местного
значения.
4. При согласовании органами местного самоуправления поселения
с руководителями унитарных муниципальных предприятий (организаций,
учреждений) перечня объектов для передачи в муниципальную
собственность поселения ответ на письменный запрос заявителя
должен быть направлен в течение одного месяца со дня получения
запроса.
Если в течение указанного срока заявителю не был направлен
ответ на его письменный запрос, считается, что передача объектов
муниципальной собственности муниципального района в муниципальную
собственность данного муниципального образования согласована. В
этом случае в орган по управлению имуществом муниципального района
должны быть направлены копии запросов с реквизитами их регистрации
вместо документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6
настоящей статьи.
5. Представительный орган поселения принимает решение об
утверждении перечня объектов муниципальной собственности
муниципального района, передаваемых в муниципальную собственность
данного муниципального образования.
6. Глава соответствующего муниципального образования
представляет в орган по управлению имуществом муниципального
района перечень объектов, передаваемых в муниципальную
собственность поселения в двух экземплярах. Указанный перечень
оформляется в соответствии с требованиями Положения об определении
пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной
собственности и порядке оформления прав собственности,
утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18
марта 1992 года N 114-РП. Вместе с перечнем объектов, передаваемых
в муниципальную собственность поселения, направляются следующие
документы:
1) решение представительного органа местного самоуправления
поселения об утверждении указанного перечня;
2) письменное согласие или обоснованное несогласие (форма
произвольная) руководителя муниципального унитарного предприятия
или учреждения муниципального района на передачу объектов в
муниципальную собственность данного муниципального образования;
3) сведения о количественном составе населения поселения,
обслуживаемого данными предприятиями (организациями,
учреждениями).
7. Орган по управлению имуществом муниципального района
осуществляет:
1) проверку соответствия представленного перечня и документов
требованиям настоящего закона;
2) регистрацию представленного перечня в день его поступления.
Отказ в регистрации возможен только в случае нарушения требования
по составу представленных документов и (или) несоблюдения их
формы;
3) уведомление об отказе в регистрации документов, направляемое
заявителю в письменной форме в недельный срок со дня их
поступления с указанием причин отказа;
4) направление указанного перечня главе муниципального района
для подготовки письменного обоснования согласия или несогласия на
передачу объектов в муниципальную собственность данного
муниципального образования;
5) исключение из реестра муниципальной собственности
муниципального района объектов, переданных в муниципальную
собственность поселения (после принятия представительным органом
местного самоуправления муниципального района решения об
утверждении перечня объектов муниципальной собственности
муниципального района, передаваемых в собственность поселения).
8. Глава муниципального района в месячный срок:
1) готовит письменное обоснованное согласие или несогласие
(форма произвольная) на передачу объектов, включенных в перечень,
в муниципальную собственность поселения;
2) вносит в установленном порядке в представительный орган
муниципального района проект решения о передаче или об отказе в
передаче объектов муниципальной собственности муниципального
района в муниципальную собственность поселения.
9. Решение об утверждении перечня объектов муниципальной
собственности муниципального района, передаваемых в муниципальную
собственность поселения, либо об отказе в передаче объектов
муниципальной собственности, принятое представительным органом
муниципального района, в пятидневный срок направляется в орган по
управлению имуществом муниципального района, а также в
представительный орган местного самоуправления поселения.
(ст. 7 в ред. Закона РС(Я) от 30.11.2004 168-З N 343-III)
Статья 8. Основания отказа в передаче объектов муниципальной
собственности муниципального улуса (района) в муниципальную
собственность поселения
Решение об отказе в передаче объектов муниципальной
собственности муниципального улуса (района) в муниципальную
собственность поселения принимается в случаях, если:
1) объект, включенный в перечень, не предназначен для решения
вопросов местного значения данного муниципального образования;
2) объект, включенный в перечень, расположен за пределами
территории данного муниципального образования;
3) имеются ограничения на отчуждение объекта муниципальной
собственности муниципального улуса (района), предусмотренные
действующим законодательством;
4) отсутствует возможность организационного и (или)
территориального обособления подразделений или филиалов,
включенных в перечень, которая может быть обоснована как главой
муниципального района, так и руководителем соответствующего
предприятия (организации, учреждения).
(п. 4 в ред. Закона РС(Я) от 30.11.2004 168-З N 343-III)
Отсутствие данной возможности должно быть подтверждено
заключением уполномоченного органа по управлению государственным
имуществом Республики Саха (Якутия) в случаях, если:
(в ред. Закона РС(Я) от 30.11.2004 168-З N 343-III)
1) предприятие (учреждение, организация), включенное в
перечень, обслуживает менее 50 процентов населения поселения;
2) предприятие (учреждение, организация), включенное в
перечень, обслуживает население не только данного поселения, но и
других населенных пунктов муниципального района;
3) у поселения отсутствуют возможности по управлению и
финансовому обеспечению объектов, включенных в перечень.
Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 9. Разрешение разногласий и споров
1. Разногласия и споры между органами местного самоуправления
муниципальных улусов (районов) и органами местного самоуправления
поселений по предметам регулирования настоящего закона разрешаются
посредством согласительных процедур или в судебном порядке.
2. Обращение представительного органа муниципального улуса
(района) или поселения об образовании согласительной комиссии
должно быть рассмотрено представительным органом местного
самоуправления соответствующей стороны в течение одного месяца с
принятием необходимого решения.
3. Порядок работы согласительной комиссии определяется
представителями органов местного самоуправления муниципальных
образований самостоятельно. В работе комиссии обязательное участие
принимают представители уполномоченного органа по управлению
государственным имуществом Республики Саха (Якутия). Срок работы
согласительной комиссии должен составлять не более двух месяцев с
даты ее образования.
4. При отказе в образовании согласительной комиссии либо при
недостижении согласия по спорным вопросам разрешение разногласий
между муниципальными образованиями производится в судебном
порядке.
(ст. 9 в ред. Закона РС(Я) от 30.11.2004 168-З N 343-III)
Статья 10. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.ШТЫРОВ
г. Якутск
25 апреля 2003 года
18-З N 37-III
|