КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2003 г. N 2-П
ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 22
КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, В.Н.
Прокопьева, В.Т. Филиппова, рассмотрел в открытом заседании дело о
толковании части 2 статьи 22 Конституции Республики Саха (Якутия).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение народного
депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) А.Н. Жиркова, а основанием - обнаружившаяся
неопределенность в понимании рассматриваемого конституционного
положения.
Заслушав доклад судьи В.Т. Филиппова, выступления
представителя Президента Республики Саха (Якутия) В.О. Иванова,
министра образования Республики Саха (Якутия) Ф.В. Габышевой,
представителя Министерства науки и профессионального образования
Республики Саха (Якутия) И.Е. Егорова, представителя Якутского
государственного университета В.Г. Сыромятникова, исследовав
письменные материалы, Конституционный суд
установил:
1. В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 14 января 2002 г. N 6 проводится эксперимент по
переходу на финансирование отдельных учреждений высшего
профессионального образования с использованием государственных
именных финансовых обязательств (далее - ГИФО). Постановлением
Правительства утверждено Положение об условиях и порядке
проведения эксперимента. Приказом Министерства образования РФ от 3
апреля 2002 г. N 1166 Якутский государственный университет введен
в состав вузов, участвующих в эксперименте.
Согласно постановлению Правительства размер финансового
обеспечения ГИФО определяется в зависимости от результатов единого
государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Число студентов, обучение
которых осуществляется за счет средств, распределяемых на основе
ГИФО без доплаты со стороны студентов, должно составлять не менее
50 процентов от общего числа студентов, зачисленных в вуз.
Гражданин, не вошедший в число лиц, обучающихся только за счет
бюджетных средств, вносит разницу между стоимостью обучения и
величиной ГИФО.
Как полагает заявитель, введение ГИФО создает неопределенность
в понимании положения части 2 статьи 22 Конституции республики.
Исходя из этого, предметом толкования является осуществление
гарантированного государством конституционного права гражданина на
конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное
образование в государственном или муниципальном образовательном
учреждении.
2. Регулирование прав и свобод граждан осуществляется
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В части
2 статьи 22 Конституции Республики Саха (Якутия) закреплено право
гражданина на конкурсной основе бесплатно получить высшее
образование в государственном или муниципальном образовательном
учреждении. В данной правовой норме воспроизведено положение части
3 статьи 43 Конституции Российской Федерации. Комментируемая норма
не имеет самостоятельного юридического значения, ее содержание
определяется правом граждан Российской Федерации на образование.
Реализация рассматриваемой конституционной нормы обусловлена
особенностями разграничения правового регулирования и составом
конституционных правоотношений. В соответствии со статьей 72
Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, науки
находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее
субъектов.
Статья 28 Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" предоставляет право государственному
вузу получать средства на финансирование образовательной
деятельности из федерального бюджета и бюджета республики. Закон
обязывает федеральный орган управления высшим образованием
соблюдать установленные законом нормативы при определении общего
числа студентов, принимаемых для обучения за счет средств
федерального бюджета, так и структуры этого приема.
Российская Федерация определяет государственную политику в
области образования. Федеральные органы государственной власти и
органы управления образованием устанавливают федеральные нормативы
финансирования образования обучающихся, порядок финансирования
образовательных учреждений, разрабатывают экономические механизмы
развития образования.
В ведении субъекта Федерации находится формирование бюджетов
субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и
соответствующих фондов развития образования, определение
конкретного механизма финансового подкрепления государственных
гарантий доступности и бесплатности образования.
Таким образом, механизм реализации нормы части 2 статьи 22
Конституции республики охватывает совокупную деятельность органов
государственной власти Российской Федерации и республики по
осуществлению конституционного права граждан на образование и
рассматривается как определенная система мер.
3. Закрепление в Конституции республики социальных прав
является нормативной формой взаимоотношений государства и его
граждан. Для реализации этих прав требуется деятельность
государства по их обеспечению. Закрепляя право на образование,
Конституция по-разному решает его реализацию в зависимости от
уровня получаемого образования.
В сфере образования Конституция республики гарантирует
общедоступность и бесплатность только дошкольного, внешкольного,
среднего общего и начального профессионального образования (часть
1 статьи 22). На указанных уровнях государство обязуется
обеспечить реализацию права на образование всех граждан путем
создания системы образования и соответствующих социально -
экономических условий для получения бесплатного образования.
В части 2 статьи 22 закрепляется положение, согласно которому
гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее
профессиональное образование в государственном или муниципальном
образовательном учреждении. Как видно из данной формулировки,
государство гарантирует бесплатно получить высшее образование
каждому, но не всем. Полная общедоступность бесплатного высшего
образования предоставляется гражданам на конкурсной основе,
являющейся конституционно установленным пределом гарантированности
получения бесплатного высшего образования.
В соответствии с Положением об условиях и порядке проведения
эксперимента вуз обязан зачислить всех студентов только на основе
финансовых обязательств. При этом число студентов, обучение
которых осуществляется бесплатно за счет финансовых обязательств,
должно составлять не менее 50 процентов от общего числа студентов,
зачисленных в вуз. Такой порядок, обеспечивая всем равные
возможности для поступления в вуз, сохраняет конкурсную основу
реализации права бесплатно получить высшее образование.
Таким образом, формально юридическая основа обеспечения
равного права граждан бесплатно получить высшее профессиональное
образование соблюдается.
Закрепленному в части 2 статьи 22 Конституции праву гражданина
соответствует обязанность республики по созданию условий для его
реализации. Обязанность государства вытекает из конституционных
положений статьи 2, провозглашающей создание условий и равных
возможностей как цели социального государства. Обязанность
республики по финансовому и иному обеспечению права на образование
является дополнительной гарантией государства. Обеспечительные
меры рассматриваются как участие республики в совместной
деятельности по защите прав и свобод граждан.
В условиях эксперимента только часть участвующих в конкурсе
студентов пользуется правом бесплатного обучения за счет бюджетных
средств. Другая часть вносит разницу между стоимостью обучения и
величиной финансового обязательства. В отношении последних
государство проводит социальную политику, направленную на
реализацию их прав. Это может выразиться в материальной поддержке
студентов, из числа малообеспеченных, зачисленных на основе
частично обеспечиваемых финансовых обязательств.
Конституционная норма, устанавливая общую обязанность
государства, предполагает практическую деятельность республики в
содействии осуществлению конституционного права граждан в
получении бесплатного высшего образования. Необходимые для этого
меры могут быть приняты законодательным органом, органами
исполнительной власти республики в пределах полномочий,
предусмотренных статьями 56, 72, 82 Конституции республики,
поскольку речь идет о бюджетном финансировании образования.
Приведенные положения относятся к социальным основам реализации
права на образование и в сочетании с формально юридическими
гарантиями образуют конституционные пределы гарантированности
рассматриваемого права граждан.
4. Из приказа министра образования Российской Федерации
следует, что переход на новую систему финансирования был
осуществлен по предложению ЯГУ. Университет относится к
образовательным учреждениям высшего профессионального образования,
является юридическим лицом, имеет обособленное имущество,
самостоятельный баланс. Управление университетом осуществляется на
основе принципа автономности, необходимой для принятия решения в
отношении своей уставной деятельности. Автономность высшего
учебного заведения выражается в его самостоятельности в
осуществлении учебной, финансово-хозяйственной и иной деятельности
в соответствии с законодательством и уставом. Самостоятельность
предполагает, что при решении вопроса о введении ГИФО определяющее
значение должно иметь мнение руководства вуза и его коллегиального
органа. Установление дополнительного механизма согласования
является необоснованным вторжением государства в сферу управления
образовательной деятельностью и неправомерным ограничением
автономности вуза.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 86-92,
108-113 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики
Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный
суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Право гражданина бесплатно на конкурсной основе получить
высшее профессиональное образование в государственном или
муниципальном образовательном учреждении, закрепленное в части 2
статьи 22 Конституции Республики Саха (Якутия), как элемент
единого права граждан Российской Федерации на образование,
означает обязанность государства финансировать из федерального и
регионального бюджетов образовательную деятельность этих
учреждений.
Участие ЯГУ в федеральном эксперименте по переходу на
финансирование обучения студентов по государственным именным
финансовым обязательством (ГИФО), предполагающем зачисление в вуз
большинства студентов за счет федеральных финансовых обязательств
без доплаты с их стороны, не препятствует осуществлению
предусмотренного частью 2 статьи 22 Конституции Республики Саха
(Якутия) равного права граждан на конкурсной основе бесплатно
получить высшее профессиональное образование.
По смыслу части 2 статьи 22 Конституции республики зачисление
других студентов на основе государственных финансовых
обязательств, частично обеспечиваемых из федерального бюджета,
предполагает возможность участия республики в регламентации,
управлении и финансировании образовательной деятельности из
бюджета республики в целях обеспечения доступности бесплатного
высшего образования.
2. Настоящее постановление окончательно, не подлежит
обжалованию, вступает в силу немедленно и действует
непосредственно.
3. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия",
"Саха сирэ", "Ил Тумэн".
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|