Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РС(Я) ОТ 16.12.2002 N 3-111/02 О ПРИЗНАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РС(Я) "О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ" ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ВЛЕКУЩИМИ ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ СО ДНЯ ЕГО ИЗДАНИЯ

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


                ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 16 декабря 2002 г. N 3-111/02
                                   
             О ПРИЗНАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РС(Я)
             "О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
              ОТ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ"
            ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ,
                НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ВЛЕКУЩИМИ ПРАВОВЫХ
                   ПОСЛЕДСТВИЙ СО ДНЯ ЕГО ИЗДАНИЯ">
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
   
       председательствующего                      Александровой Р.С.,
       при секретаре                                   Ивановой Р.Д.,
       с участием прокурора                          Позднякова В.Ю.,
   
       рассмотрев  в  открытом  судебном заседании  в  г.  Якутске  16
   декабря  2002  г.  дело  по  заявлению  Прокурора  Республики  Саха
   (Якутия)  о  признании  недействующими отдельных  положений  Закона
   РС(Я)  "О защите населения Республики Саха (Якутия) от заболеваний,
   передаваемых половым путем",
   
                              установил:
   
       Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики  Саха  (Якутия)
   29  июня  1999  г. был принят Закон "О защите населения  Республики
   Саха (Якутия) от заболеваний, передаваемых половым путем". Закон  в
   установленном порядке был опубликован.
       Прокурор  Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
   о  признании недействующими отдельных положений этого закона по тем
   основаниям,  что  эти  нормы противоречат требованиям  федерального
   законодательства.
       В   судебном   заседании  прокурор  Поздняков  В.Ю.   поддержал
   заявление в полном объеме.
       Государственное  Собрание (Ил Тумэн) РС(Я)  надлежащим  образом
   было  извещено  о  времени  и  месте  судебного  заседания,  однако
   представитель  в  судебное  заседание  не  явился.   Суд   полагает
   возможным  в соответствии со ст. 157 ГПК РСФСР рассмотреть  дело  в
   отсутствие представителя законодательного органа.
       Выслушав  доводы  прокурора,  исследовав  материалы  дела,  суд
   полагает необходимым удовлетворить заявление прокурора.
       В  преамбуле Закона установлено, что он устанавливает  правовые
   основы  государственной  политики в  области  защиты  населения  от
   заболеваний,  передаваемых половым путем, в целях  охраны  здоровья
   граждан  и  обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия
   населения  Республики Саха (Якутия). Данное положение  противоречит
   п.   1   ст.   12  Федерального  закона  "О  принципах  и   порядке
   разграничения   предметов  ведения  и  полномочий  между   органами
   государственной    власти   Российской   Федерации    и    органами
   государственной   власти   субъектов   Российской   Федерации",   в
   соответствии  с которым право установления основ (общих  принципов)
   правового  регулирования по вопросам совместного  ведения  является
   исключительной   компетенцией   Российской   Федерации,    субъекты
   Российской  Федерации не вправе определять  какие  бы  то  ни  было
   правовые  основы.  Поэтому  преамбула  закона  в  указанной   части
   принята  с превышением полномочий, подлежит признанию недействующей
   и не влекущей правовых последствий.
       В  соответствии со ст. 4 закона за нарушение законодательства о
   защите населения от ЗППП должностные лица, медицинские работники  и
   граждане    привлекаются    к    административной    и    уголовной
   ответственности в соответствии с законодательством Республики  Саха
   (Якутия)  и  Российской  Федерации.  Данная  норма  изложена  таким
   образом,    что   позволяет   толковать   возможность   привлечения
   перечисленных   лиц  к  уголовной  ответственности   на   основании
   законодательства  Республики  Саха (Якутия).  Между  тем  уголовное
   законодательство  в  соответствии с п. "о" ст.  71  Конституции  РФ
   находится  в  исключительном ведении Российской Федерации.  Поэтому
   субъект   РФ  не  вправе  осуществлять  правовое  регулирование   в
   указанной  области.  В  связи с этим ст. 4 оспариваемого  закона  в
   части,   устанавливающей   возможность  привлечения   к   уголовной
   ответственности    по    законодательству    РС(Я),    противоречит
   требованиям   федерального   законодательства,   следует   признать
   недействующей и не подлежащей применению.
       В  ст.  7  закона установлено, что правоохранительные органы  в
   сфере  защиты населения Республики Саха (Якутия) от ЗППП,  действуя
   в   порядке,  предусмотренном  законодательством  Республики   Саха
   (Якутия)    и   Российской   Федерации,   обеспечивают    раскрытие
   преступлений  и  привлечение  к  уголовной  ответственности  лиц  в
   соответствии  с  законодательством  Республики  Саха   (Якутия)   и
   Российской   Федерации;   представляют  в   дерматовенерологические
   учреждения  для медицинского освидетельствования на выявление  ЗППП
   лиц,  задержанных  во  время  рейдов в  притонах.  В  данной  норме
   установлена  компетенция правоохранительных органов в сфере  защиты
   населения  РС(Я) от ЗППП. Из содержания данной нормы  следует,  что
   законодатель  имел  в  виду  под  правоохранительными  органами  те
   государственные  органы, основной функцией которых является  охрана
   законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба  с
   преступностью.  То  есть  такие  органы,  как  прокуратура,  органы
   внутренних    дел,   органы   федеральной   службы    безопасности,
   таможенного   контроля,   налоговой  полиции,   обладающие   правом
   осуществления  оперативно-розыскной деятельности.  Между  тем,  все
   названные    органы   являются   федеральными,    их    компетенция
   устанавливается    федеральными   законами.   Субъект    Российской
   Федерации   не   вправе  осуществлять  правовое  регулирование   по
   вопросам,   отнесенным   к   исключительному   ведению   Российской
   Федерации.  Поэтому ст. 7 закона подлежит признанию  недействующей,
   как принятая с превышением полномочий.
       В  ст.  10  закона установлена компетенция органов санитарно  -
   эпидемиологического  надзора. Данная норма принята  законодательным
   органом   субъекта  РФ  с  превышением  полномочий,   так   как   в
   соответствии  с п. 2 ст. 44, п. 1, п. 7 ст. 46 Федерального  закона
   "О     санитарно-эпидемиологическом     благополучии     населения"
   установлено,    что   задачи,   функции,   порядок    осуществления
   деятельности  государственной  санитарно-эпидемиологической  службы
   устанавливаются   положением   о   государственной   санитарно    -
   эпидемиологической   службе  Российской   Федерации,   утвержденным
   Правительством   Российской  Федерации.   Таким   образом,   органы
   государственной   власти  субъектов  РФ  не  вправе   устанавливать
   компетенцию этого органа.
       В ст. 15 закона установлено, что средства массовой информации в
   целях   защиты   населения  от  ЗППП  включают  в  свою   продукцию
   обязательную  информацию об эпидемической обстановке  в  Республике
   Саха  (Якутия) и мерах защиты населения от ЗППП, как вид социальной
   рекламы,  на  бесплатной  основе  и  в  объемах  в  соответствии  с
   законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской  Федерации.
   Отношения,  возникающие  в  процессе  производства,  размещения   и
   распространения  рекламы,  регулируются  Федеральным   законом   "О
   рекламе"   от  18  июля  1995  г.,  иными  федеральными   законами,
   нормативными  правовыми  актами федеральных органов  исполнительной
   власти.   Субъект  Российской  Федерации  не  вправе   осуществлять
   правовое  регулирование  в этой области,  тем  более  устанавливать
   обязательные  правила по порядку размещения рекламы,  устанавливать
   вид  бесплатной  социальной  рекламы, отсутствующей  в  федеральном
   законодательстве. Таким образом, положения, содержащиеся в  ст.  15
   закона,  как принятые с превышением полномочий, подлежат  признанию
   недействующими, не влекущими правовых последствий.
       В   ст.  17  закона  установлен  перечень  граждан,  подлежащих
   обследованию  в  целях выявления граждан, страдающих  венерическими
   заболеваниями.  Так,  в  п.  "а" установлено,  что  по  медицинским
   показаниям   обследуются  члены  семей  и  иные   лица   из   очага
   заболеваний  сифилисом  и  гонореей,  ВИЧ-инфекцией;  все   половые
   партнеры граждан, страдающих венерическими заболеваниями, с  учетом
   клинической  формы  инфекций;  иные  лица  по  решению  организаций
   здравоохранения   в  соответствии  с  законодательством   РС(Я)   и
   Российской  Федерации. В п. "в" ст. 17 закона установлено,  что  по
   социальным  показаниям обследуются безработные, беженцы,  мигранты,
   лица  без  определенного места жительства; лица, освободившиеся  из
   мест  лишения  свободы; лица, привлекавшиеся  к  ответственности  в
   установленном  законом  порядке за заражение венерической  болезнью
   или  ВИЧ-инфекцией;  лица,  находящиеся в  следственном  изоляторе,
   изоляторе   временного  содержания  и  помещенные   в   медицинские
   вытрезвители;   иные   лица,   в  установленном   законом   порядке
   отнесенные  к  группам  повышенного риска  заражения  венерическими
   заболеваниями. Данная норма сформулирована в императивной  форме  и
   позволяет    ее    толкование,    как   возможность    обследования
   перечисленных граждан без их согласия. Принудительное  обследование
   граждан  на предмет наличия у них заболеваний, передающихся половым
   путем,  по  своему содержанию является ограничением конституционных
   прав  граждан  на  свободу  личности.  В  соответствии  со  ст.  55
   Конституции  РФ  права и свободы человека и гражданина  могут  быть
   ограничены  федеральным законом и только в той мере,  в  какой  это
   необходимо   в   целях   защиты   основ   конституционного   строя,
   нравственности,  здоровья, прав и законных  интересов  других  лиц,
   обеспечения обороны страны и безопасности государства. В п.  1  ст.
   33     Федерального    закона    "О    санитарно-эпидемиологическом
   благополучии   населения"   от  30   марта   1999   г.   установлен
   исчерпывающий     перечень    лиц,    подвергаемых    лабораторному
   исследованию  и  медицинскому наблюдению, и  категории  граждан,  в
   отношении   которых   медицинский  осмотр  является   обязательным.
   Поэтому  п.п.  "а"  и  "в" ст. 7 Закона РС(Я) "О  защите  населения
   Республики  Саха  (Якутия)  от  заболеваний,  передаваемых  половым
   путем"   противоречат  требованиям  федерального  законодательства,
   подлежат признанию недействующими.
       В  ст.  18  закона  установлена компетенция  правоохранительных
   органов  и  учреждений, исполняющих уголовные  наказания,  в  сфере
   профилактики венерических заболеваний. В соответствии со  ст.ст.  2
   и  4  Уголовно-исполнительного кодекса РФ полномочия и  компетенция
   руководителей  исправительных учреждений, исполняющих  наказание  в
   виде   ограничения  и  лишения  свободы,  следственных  изоляторов,
   изоляторов  временного  содержания  и  иных  мест  содержания   под
   стражей  и  лишения свободы определяется исключительно  федеральным
   законодательством. Органам государственной власти субъектов  РФ  не
   предоставлено   право   регулировать   полномочия   указанных   лиц
   нормативно-правовыми  актами субъектов. При  таких  обстоятельствах
   ст.   18   Закона   РС(Я)   в   части,   регулирующей   обязанности
   руководителей  исправительных учреждений, исполняющих  наказание  в
   виде  ограничения и лишения свободы, и иных лиц, подлежит признанию
   недействующей, как принятая с превышением полномочий.
       В ст. 19 закона установлено положение, в соответствии с которым
   граждане,  страдающие  ЗППП,  могут быть  временно  отстранены  или
   переведены  на  другую  работу при наличии указанных  условий  и  в
   порядке,  изложенном  в  этой норме. Данное положение  противоречит
   требованиям  ст.ст.  72,  74  и  76  Трудового  кодекса  Российской
   Федерации.  В  соответствии  со ст. 6 ТК  РФ  принятие  нормативных
   правовых  актов,  устанавливающих порядок заключения,  изменения  и
   расторжения  трудовых  договоров, отнесено  к  ведению  федеральных
   органов  государственной власти. Отстранение и  перевод  на  другую
   работу  представляет собой изменение трудового договора. При  таких
   обстоятельствах   ст.   19   Закона   РС(Я)   подлежит    признанию
   недействующей, как принятая с превышением полномочий.
       На  основании  изложенного, руководствуясь ст.ст.  191-197  ГПК
   РСФСР, суд
   
                                решил:
   
       Заявление прокурора удовлетворить.
       Признать  преамбулу  в части, устанавливающей  правовые  основы
   государственной   политики   в   области   защиты   населения    от
   заболеваний, передаваемых половым путем; статью 4 в указанной  выше
   части,  статью 7,  статью 10, статью 15, п.п. "а" и "в" статьи  17,
   статью 18 в указанной выше части, статью 19 Закона Республики  Саха
   (Якутия)  от  29  июня 1999 г. "О защите населения Республики  Саха
   (Якутия)    от    заболеваний,    передаваемых    половым    путем"
   противоречащими федеральному законодательству, недействующими и  не
   влекущими правовых последствий со дня его издания.
       Сообщение о принятом решении опубликовать в средствах  массовой
   информации.
       Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд
   Российской Федерации.
   
                                                  Председательствующий
                                                      Р.С.АЛЕКСАНДРОВА
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz