11 декабря 2002 года 89-З N 507-II
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
(в ред. Закона РС(Я) от 16.06.2004 146-З N 299-III)
Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 11.12.2002 З N 508-II
Настоящий закон направлен на достижение благоприятных условий
хозяйственной деятельности, обеспечение достойной жизни сельского
населения, защиты местных сельскохозяйственных
товаропроизводителей и устойчивое развитие агропромышленного
комплекса в целом, определяет региональные особенности в области
государственного регулирования агропромышленного производства.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем законе используются следующие основные положения:
а) агропромышленное производство - производство, заготовка,
переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия;
б) агропромышленный комплекс Республики Саха (Якутия) (далее -
АПК) - совокупность отраслей экономики, связанных с
агропромышленным производством, его снабжением и обслуживанием;
в) сельскохозяйственные товаропроизводители - физические и
юридические лица, занятые производством и реализацией
произведенных ими сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия;
г) перерабатывающие организации - организации агропромышленного
производства и предприятия пищевой промышленности, осуществляющие
заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия, а также реализацию сельскохозяйственной
промышленной продукции;
д) обслуживающие организации, входящие в АПК, - организации по
производственно-техническому обслуживанию и материальному
обеспечению агропромышленного производства, учебные, научно -
исследовательские учреждения и организации, осуществляющие
подготовку кадров, научную деятельность в сфере АПК;
е) депрессивные территории Республики Саха (Якутия) (далее -
депрессивные территории) - северные улусы Республики Саха
(Якутия), в том числе арктические, характеризующиеся суровыми
природно-климатическими условиями, особыми укладами ведения и
сохранения видов традиционных отраслей производства, повышенными
затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения,
сложной транспортной схемой и ограниченными сроками транспортного
завоза грузов;
ж) традиционные основы хозяйствования и образ жизни коренных
народов - способ существования, основанный на историческом опыте
предков коренных народов в области природопользования, социальной
организации, расселения, самобытной культуры, а также на их
обычаях и религиозных верованиях;
з) традиционные отрасли - основанные на историческом опыте
предков коренных народов такие отрасли экономики, как
оленеводство, рыбодобыча, пушной промысел, коневодство,
звероводство, скотоводство.
Статья 2. Понятие и задачи государственного регулирования
агропромышленного производства в Республике Саха (Якутия)
1. Государственным регулированием агропромышленного
производства в Республике Саха (Якутия) признается экономическое
воздействие государства на агропромышленное производство,
традиционные отрасли производства, развитие аграрной науки, а
также на производственно-техническое обслуживание и материально -
техническое обеспечение агропромышленного производства.
2. Задачами государственного регулирования агропромышленного
производства в Республике Саха (Якутия) являются стабилизация и
развитие агропромышленного производства, создание благоприятных
организационно-экономических условий для нормального
функционирования АПК в условиях рыночной экономики, улучшение
продовольственного обеспечения населения, защита местных
товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Статья 3. Основные направления государственного регулирования
агропромышленного производства в Республике Саха (Якутия)
Государственное регулирование агропромышленного производства в
Республике Саха (Якутия) осуществляется по следующим направлениям:
а) закупка и поставка сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд;
б) формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия;
в) финансирование, кредитование, страхование, льготное
налогообложение, ценообразование в АПК;
г) развитие науки и внедрение ее достижений, рационализаторской
и изобретательской деятельности в агропромышленное производство;
д) обеспечение поддержки и сохранения традиционных основ
хозяйствования и образа жизни коренных народов - жителей
депрессивных территорий;
е) инвестиционная деятельность в сфере АПК, включая
приобретение новой техники, технологий и оборудования переработки;
ж) правовое регулирование АПК;
з) развитие социальной сферы и инфраструктуры села.
Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
Статья 4. Лицензирование отдельных видов деятельности и
сертификация продукции и услуг в сфере АПК
1. Лицензирование отдельных видов деятельности в сфере АПК
осуществляется в порядке, установленном федеральным
законодательством.
2. Лицензирование отдельных видов деятельности в сфере АПК
проводит республиканский орган исполнительной власти,
осуществляющий государственное управление АПК, в соответствии с
заключенными с уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти соглашениями о передаче полномочий на ведение лицензионной
деятельности.
3. Республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий
государственное управление АПК, организует и осуществляет
обязательную сертификацию сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия на территории Республики Саха (Якутия).
Статья 5. Государственное регулирование реализации
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
1. Правительство Республики Саха (Якутия) осуществляет
государственное регулирование деятельности по заготовке и сбыту
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
2. Государство устанавливает гарантированный уровень закупочных
цен, обеспечивающий возмещение сельскохозяйственным
товаропроизводителям (поставщикам) материальных затрат и получение
ими дохода, достаточного для расширенного воспроизводства.
Статья 6. Государственная поддержка сельскохозяйственных
товаропроизводителей и перерабатывающих организаций при
самостоятельной реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия
1. Сельскохозяйственным товаропроизводителям и перерабатывающим
предприятиям гарантируется возможность свободной, самостоятельной
реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
2. Государственная поддержка сельскохозяйственных
товаропроизводителей и перерабатывающих организаций при
самостоятельной реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия осуществляется посредством:
а) создания оптовых рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия;
б) предоставления льгот при аренде торговых площадей;
в) осуществления маркетинговой поддержки.
Статья 7. Залог сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия
1. Залог сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
с участием государства является способом обеспечения обязательства
и оформляется договором о залоге в сфере агропромышленного
производства между сельскохозяйственным товаропроизводителем
(залогодателем) и юридическим лицом, уполномоченным Правительством
Республики Саха (Якутия) на осуществление залога
(залогодержателем), в силу которого залогодатель передает
залогодержателю сельскохозяйственную продукцию, сырье и
продовольствие в обеспечение кредитного договора.
2. Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия, сдаваемых в залог, залоговые ставки, порядок
использования приобретенной в установленном порядке в
собственность государства сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия и другие условия залога определяются в соответствии
с федеральным законодательством.
3. Предметом залога может быть как уже произведенные
сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, так и
продукция будущего урожая.
4. Залог сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
без участия государства осуществляется в соответствии с
положениями гражданского законодательства.
Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕХАНИЗМОВ: ФИНАНСИРОВАНИЕ, КРЕДИТОВАНИЕ, СТРАХОВАНИЕ,
ЛИЗИНГ, ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Статья 8. Финансирование АПК
1. Государство осуществляет финансирование АПК за счет средств
республиканского бюджета и внебюджетных источников. Финансирование
АПК может осуществляться также за счет местных бюджетов.
2. Средства республиканского бюджета и местных бюджетов,
направляемые на поддержку АПК, используются строго по целевому
назначению.
3. Средства республиканского бюджета и местных бюджетов,
направляемые на поддержку АПК, предусматриваются в соответствующих
бюджетах отдельным разделом с расшифровкой статей.
4. Средства бюджетов, внебюджетных источников, направляемые на
государственную поддержку АПК, используются по следующим
направлениям:
а) на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия для государственных нужд;
б) на обеспечение нефтепродуктами сельскохозяйственных
товаропроизводителей с учетом переходящих межсезонных запасов. При
этом источниками финансирования переходящих межсезонных запасов
являются средства, предусматриваемые статьей "Кредитование
сезонных затрат в сельскохозяйственном производстве"
государственного бюджета по разделу "Сельское хозяйство и
рыболовство", и фонд развития АПК;
(пп. "б" в ред. Закона РС(Я) от 16.06.2004 146-З N 299-III)
в) на государственную поддержку в виде субсидий, бюджетных
кредитов и компенсаций, порядок предоставления которых
устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия);
г) на частичное, в объеме 50 процентов, возмещение транспортных
затрат при поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд;
д) на мероприятия по ведению племенного животноводства,
воспроизводству стада и элитного семеноводства;
е) на мероприятия по охране оленьих пастбищ, отстрелу волков и
диких оленей, на противоэпизоотические мероприятия и борьбу с
лейкозом;
ж) на мероприятия по материально-техническому и социальному
обеспечению работников АПК, в том числе по обеспечению их
табельным снаряжением и спецодеждой. Категории работников АПК
устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия);
з) на финансирование президентских и целевых программ,
утвержденных Правительством Республики Саха (Якутия) и
направленных на развитие отдельных отраслей и направлений АПК;
и) на выполнение задач ветеринарии;
к) на финансирование и кредитование научно-технической
программы АПК;
л) на иные виды и направления государственной поддержки АПК.
Конкретные направления и объемы финансирования по ним
устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия).
Порядок финансирования из государственного бюджета на
обеспечение нефтепродуктами сельскохозяйственных
товаропроизводителей с учетом межсезонных запасов ежегодно
утверждается решением Правительства Республики Саха (Якутия).
(п. 4 в ред. Закона РС(Я) от 16.06.2004 146-З N 299-III)
5. Средства на поддержку АПК предусматриваются при формировании
местных бюджетов и используются в соответствии с их целевым
назначением.
Статья 9. Государственное регулирование в области кредитования
АПК
1. Кредитование в АПК осуществляется путем:
а) предоставления кредитов, в том числе льготных и
долгосрочных;
б) предоставления государственных гарантий под обеспечение
государственного бюджета при привлечении дополнительных источников
кредитования.
При этом кредитование осуществляется на принципах возвратности,
срочности и платности в виде предоставления финансового лизинга,
товарных кредитов, бюджетных ссуд, банковских кредитов, иных
займов и кредитов.
Расходы на исполнение обязательств по инвестиционным кредитам,
привлеченным организациями АПК под государственную гарантию,
ежегодно предусматриваются в государственном бюджете по разделу
"Сельское хозяйство и рыболовство".
(пп. "б" в ред. Закона РС(Я) от 16.06.2004 146-З N 299-III)
2. Льготные кредиты для АПК используются на:
а) лизинг в сфере АПК;
б) завоз материально-технических ресурсов для нужд АПК;
в) товарный кредит;
г) кредитование сезонных затрат;
д) авансирование закупа сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия;
е) инвестиционную деятельность;
ж) иные направления государственной поддержки АПК.
3. В государственном бюджете в разделе "Сельское хозяйство и
рыболовство" ежегодно предусматриваются средства на частичное
возмещение расходов по уплате заемщиками процентов по банковским
кредитам в порядке и размерах, устанавливаемых решением
Правительства Республики Саха (Якутия).
(ч. 3 введена Законом РС(Я) от 16.06.2004 146-З N 299-III)
Статья 10. Фонд развития АПК
1. В целях поддержки АПК Правительство Республики Саха (Якутия)
имеет право учредить фонд развития АПК (далее - фонд).
2. Фонд создается с целью аккумуляции финансовых ресурсов и
изыскания дополнительных источников финансирования АПК для
дальнейшего осуществления в нем экономических реформ, достижения
его стабилизации и вывода АПК из кризиса.
3. Положение о формировании и об использовании средств фонда
утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).
4. Администрации улусов и городов могут учредить за счет
собственных источников улусные и городские внебюджетные фонды
поддержки АПК.
Статья 11. Государственное регулирование страхования в АПК на
территории Республики Саха (Якутия)
1. При страховании урожая сельскохозяйственных культур 25
процентов страховых взносов возмещается страховщикам за счет
средств республиканского бюджета. Правительство Республики Саха
(Якутия) может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов,
возмещаемых за счет средств республиканского бюджета по видам
культур и улусам.
2. Страхование сельскохозяйственных товаропроизводителей
осуществляется государственными агентами, определяемыми
Правительством Республики Саха (Якутия).
3. Порядок и условия организации и проведения страхования
сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспеченного
государственной поддержкой, включая перечень страховых рисков,
порядок определения страховой стоимости, принимаемой на
страхование, сроки действия договоров страхования, условия
формирования дополнительных страховых резервов определяются
Правительством Республики Саха (Якутия).
4. Суммы страховых взносов сельскохозяйственных
товаропроизводителей, уплаченных за счет собственных средств,
относятся на себестоимость сельскохозяйственной продукции.
5. В целях обеспечения устойчивости сельскохозяйственного
страхования образуется республиканский сельскохозяйственный
страховой резерв.
6. Республиканский сельскохозяйственный страховой резерв
формируется за счет отчислений в размере 5 процентов от общей
суммы страховых взносов, поступивших по договорам
сельскохозяйственного страхования. Положение о республиканском
сельскохозяйственном страховом резерве утверждается Правительством
Республики Саха (Якутия).
Статья 12. Налогообложение предприятий АПК
При налогообложении предприятий АПК ежегодно законодательством
Республики Саха (Якутия) о налоговой политике Республики Саха
(Якутия) на финансовый год устанавливается льготный режим с
указанием категорий предприятий АПК, на которые распространяются
льготы.
Статья 13. Государственное регулирование цен и тарифов в
агропромышленном производстве
Государственное регулирование ценообразования в
агропромышленном производстве осуществляется путем установления в
соответствии с федеральным законодательством органами
государственной власти Республики Саха (Якутия) регулируемых цен и
тарифов на потребляемые сельскохозяйственными
товаропроизводителями и перерабатывающими организациями продукцию
производственно-технического назначения, товары народного
потребления и услуги, направленные на государственную поддержку
местных товаропроизводителей и установление сбалансированности цен
и тарифов.
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
РАЗВИТИЯ НАУКИ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ АПК
Статья 14. Государственное регулирование в области развития
науки и научной деятельности в сфере АПК
Государственное регулирование в области развития науки и
научной деятельности в сфере АПК осуществляется на основе
государственного заказа по следующим направлениям:
а) разработка и реализация государственных программ в области
развития сельскохозяйственной науки;
б) создание в АПК республиканской информационной сети, а также
консультационно-информационной службы.
Глава V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК
Статья 15. Государственное регулирование инвестиционной
деятельности в АПК
Государственное регулирование инвестиционной деятельности в АПК
осуществляется на принципах сочетания государственных инвестиций и
собственных вложений субъектов АПК и реализуется посредством:
а) концентрации государственных инвестиций на приоритетных
направлениях развития АПК, поддержке высокоэффективных и
ресурсосберегающих технологий;
б) осуществления эффективных мер по охране окружающей среды
(коренное улучшение сельскохозяйственных угодий,
культуртехнические работы на землях, мероприятия по борьбе с
эрозией почв и прочее);
в) предоставления государственных инвестиций под реализацию
целевых программ, предусматривающих повышение плодородия почв, их
мелиорацию, производство и хранение сельскохозяйственной
продукции, развития племенного животноводства и семеноводства,
переоснащения и развития пищевых и перерабатывающих предприятий,
развития социальной инфраструктуры села;
г) размещения государственных инвестиций на конкурсной основе.
Глава VI. ПЕРЕДАЧА РЕСПУБЛИКАНСКОМУ ОРГАНУ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АПК, ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В АПК
Статья 16. Передача республиканскому органу исполнительной
власти, осуществляющему государственное управление АПК, полномочий
в области управления государственной собственностью в АПК
Правительство Республики Саха (Якутия) вправе передавать
республиканскому органу исполнительной власти, осуществляющему
государственное управление АПК, полномочия по управлению
государственной собственностью в АПК.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.ШТЫРОВ
г. Якутск
11 декабря 2002 года
89-З N 507-II
|