ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИНФОРМАЦИЯ
от 20 ноября 2002 года
О РЕШЕНИЯХ ВЕРХОВНОГО СУДА РС(Я),
ПРИНЯТЫХ ПО ВОПРОСАМ ПРИЗНАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ РЕСПУБЛИКИ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Дело N 3-156/01
Верховный суд Республики Саха (Якутия) рассмотрел в открытом
судебном заседании в г. Якутске 26 декабря 2001 г. дело N 3-156/01
по заявлению Прокурора РС(Я) о признании Закона РС(Я) от
29.10.1999 "О статусе столицы РС(Я) - города Якутска" частично
противоречащим федеральным законам, недействующим и не подлежащим
применению.
Суд решил удовлетворить заявление Прокурора РС(Я) и признать
п. "и" ч. 2 ст. 7, п.п. "в, г, д, н" ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 13,
ч. 1, 3 ст. 14, абзац 2 ч. 3 ст. 16 Закона РС(Я) "О статусе
столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска" от 29 октября
1999 г. с изменениями, дополнениями, внесенными Законом РС(Я) от
28 июня 2000 г. З N 211-II, недействующими и не подлежащими
применению с момента вступления решения в законную силу.
Указанное решение было обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России,
рассмотрев в открытом судебном заседании 5 марта 2002 г.
гражданское дело N 74Г02-10 по жалобе Государственного Собрания
(Ил Тумэн) РС(Я) на решение Верховного суда Республики Саха
(Якутия) от 26 декабря 2001 г., вынесла следующее определение:
Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря
2001 г. изменить, изложив его резолютивную часть в следующей
редакции:
Заявление прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать подп. "и" п. 2 ст. 7 (в части, предоставляющей Городскому
Собранию г. Якутска право согласования планов приватизации
объектов муниципальной собственности); подп. "в, г, д", "н" (в
части, наделяющей администрацию г. Якутска правом заключения
трудовых договоров (контрактов) с руководителями предприятий и
организаций, находящихся в муниципальной собственности) п. 2 ст.
8; п. 1 ст. 13; п. 1, 3 ст. 14; абз. 2 п. 3 ст. 16 (в части
определения одним из источников формирования инвестиционного
бюджета г. Якутска местных налогов и сборов) Закона Республики
Саха (Якутия) "О статусе столицы Республики Саха (Якутия) - города
Якутска" от 29 октября 1999 г. (с последующими изменениями и
дополнениями) противоречащими федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащими применению со дня вступления
решения суда в законную силу.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а
кассационную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Изменяя решение Верховного суда РС(Я) от 26 декабря 2001 г.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации, в частности, указала следующее:
"Пунктом "и" ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) "О статусе
столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска" определено, что
местный представительный орган столицы Республики Саха (Якутия) -
Городское Собрание депутатов города Якутска вправе согласовывать
планы приватизации объектов государственной и муниципальной
собственности, находящихся на территории города, и их
огосударствления.
Согласно ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"
вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной
собственностью находятся в ведении муниципальных органов. В
соответствии со ст. 28 этого же Закона муниципальная собственность
составляет экономическую основу местного самоуправления.
С учетом указанных положений закона суд пришел к обоснованному
выводу о том, что правом согласования планов приватизации объектов
муниципальной собственности обладают только органы местного
самоуправления, а не органы местной государственной власти, и
правильно признал подп. "и" п. 2 ст. 7 оспариваемого Закона в
части, предоставляющей Городскому Собранию г. Якутска право
согласования планов приватизации объектов муниципальной
собственности, противоречащим федеральному законодательству.
Вместе с тем с решением суда о признании противоречащим
федеральному законодательству в целом подп. "и" п. 2 ст. 7
согласиться нельзя, поскольку такого требования прокурором не
предъявлялось, что следует из содержания его заявления.
В соответствии с подп. "н" п. 2 ст. 8 оспариваемого Закона
местный исполнительный орган - администрация г. Якутска заключает
трудовые договоры (контракты) с руководителями предприятий и
организаций, находящихся в коммунальной или муниципальной
собственности.
Суд правильно признал оспариваемую норму в части, наделяющей
администрацию г. Якутска правом заключения трудовых договоров
(контрактов) с руководителями предприятий и организаций,
находящихся в муниципальной собственности, противоречащей
федеральному законодательству, в частности ст. 31 Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации".
Вместе с тем, с решением суда о признании противоречащим
федеральному законодательству в целом подпункта "н" п. 2 ст. 8
согласиться нельзя, поскольку такого требования прокурором не
заявлялось и суд не высказывал в решении суждений, касающихся
всего подпункта "н", что следует как из содержания заявления
прокурора, так и из мотивировочной части решения суда.
Поскольку предметом спора являлся только вопрос о праве
администрации г. Якутска заключать трудовые договоры (контракты) с
руководителями предприятий, организаций, находящихся в
муниципальной собственности, решение суда в отношении подп. "н"
п. 2 ст. 8 Закона в части, не оспариваемой прокурором, подлежит
изменению.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 ст. 16 оспариваемого
Закона инвестиционный бюджет г. Якутска формируется за счет
отчислений, полученных от местных налогов и сборов, средств
республиканского бюджета и иных налоговых поступлений, а также за
счет привлечения внебюджетных средств.
Признавая абзац 2 п. 3 ст. 16 Закона республики в части
определения одним из источников формирования инвестиционного
бюджета г. Якутска местных налогов и сборов противоречащим
Федеральному закону "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" (п. 1 ст. 36, ст. 39), суд
правильно исходил из того, что местные налоги и сборы могут
составлять доходную часть местных бюджетов и только органы
местного самоуправления имеют право определения порядка
расходования данных налогов. Оспариваемая же норма допускает
зачисление местных налогов в инвестиционный бюджет г. Якутска без
разрешения на то органов местного самоуправления.
Вместе с тем с решением суда о признании противоречащим
федеральному законодательству в целом абзаца 2 п. 3 ст. 16
согласиться нельзя, поскольку такого требования прокурором не
заявлялось и суд не проверял законность его в целом, что следует
как из заявления прокурора, так и мотивировочной части решения
суда.
Поскольку предметом спора в целом абз. 2 п. 3 ст. 16 Закона
республики не являлся, решение суда в отношении данного абзаца
п. 3 ст. 16 в части, не оспариваемой прокурором, подлежит
изменению".
--------------------------
Дело N 3-27/02
17 декабря 1996 года Государственным Собранием (Ил Тумэн)
РС(Я) был принят Закон "Об улусной, городской (города
республиканского значения) администрациях в РС(Я)". Прокурор
Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании
ряда положений Закона РС(Я) "Об улусной, городской (города
республиканского значения) администрациях в РС(Я)" противоречащими
Федеральному закону "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ" от 28.08.1995.
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) рассмотрел в открытом
судебном заседании 20 мая 2002 г. гражданское дело N 3-27/02 по
указанному заявлению Прокурора РС(Я) и вынес следующее решение:
"Заявление прокурора удовлетворить.
Признать ст. 11 в части местного бюджета, ст. 12, ст. 14
пункты "г, з, и, к, л, м, н, р, у, ф", ст. 19 п. 1 п.п. "б" Закона
Республики Саха Якутия) "Об улусной, городской (города
республиканского значения) администрациях в РС(Я)" от 17 декабря
1996 года З N 147-I недействующими с момента вступления в законную
силу решения суда".
--------------------------
Дело N 3-28/02
Прокурор РС(Я) обратился в суд с заявлением о признании
преамбулы Закона РС(Я) "О порядке передачи объектов
государственной собственности Республики Саха (Якутия) в
муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности
в государственную собственность Республики Саха (Якутия)" в части,
предусматривающей установление правовых основ процедуры передачи
объектов муниципальной собственности в государственную
собственность, статьи 1 в части определения основания
безвозмездной передачи объектов муниципальной собственности в
государственную собственность РС(Я), основания возникновения права
собственности на передаваемые объекты, статьи 3, 4, 5, 6, пункты 1
и 3 ст. 7, ст. 8, 9 в части, определяющей инициаторов передачи
объектов муниципальной собственности в государственную
собственность, ст. 10 в части, определяющей договорной порядок
передачи объектов, пункта 5 статьи 10, статей 14, 18-22
противоречащими федеральному законодательству.
Рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2002 года дело
N 3-28/02 по указанному заявлению Прокурора РС(Я), Верховный Суд
Республики Саха (Якутия) решил заявление Прокурора Республики Саха
(Якутия) удовлетворить частично и признал преамбулу Закона в
части, предусматривающей установление правовых основ процедуры
передачи объектов муниципальной собственности в государственную
собственность, ст. 1 в части определения основания передачи
объектов, статьи 3, 4, 5, 6, пункты 1 и 3 статьи 7, ст. 8, 9, 10
п. 1, определяющий договорной порядок передачи объектов, п. 5 ст.
10, ст. 14 п. 1, статьи 18, 19, 20 ч. 1, статьи 21, 22 Закона
Республики Саха (Якутия) "О порядке передачи объектов
государственной собственности Республики Саха (Якутия) в
муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности
в государственную собственность Республики Саха (Якутия)" от 20
апреля 2000 года недействующими и не подлежащими применению с
момента вступления решения в законную силу.
--------------------------
Дело N 3-39/02
Прокурор РС(Я) обратился в суд с заявлением о признании Закона
РС(Я) З N 19-I от 15 июня 1994 года "О профессиональных союзах
Республики Саха (Якутия)" недействующим в полном объеме в связи с
тем, что некоторые его нормы не регламентируют положения,
предусмотренные Федеральным законом "О профессиональных союзах, их
правах и гарантиях деятельности", ст. 8 значительно сужает
содержание устава, положения, указанные в ст. 7, 10 Закона РС(Я)
регулируются только гражданским законодательством Российской
Федерации. Часть 1 ст. 11 Закона РС(Я) определяет профсоюзы как
субъект права законодательной инициативы, однако Федеральный закон
не предоставляет профсоюзам права законодательной инициативы.
Глава II Закона РС(Я) противоречит аналогичной главе Федерального
закона, поскольку в ней не предусмотрено право профсоюзов на
участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров и
право профсоюзов участвовать в осуществлении приватизации
государственного и муниципального имущества.
Верховный Суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом
судебном заседании 17 июня 2002 года дело N 3-39/02 по указанному
заявлению Прокурора РС(Я), решил:
"Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать Закон Республики Саха (Якутия) З N 19-I от 15.06.94
"О профессиональных союзах Республики Саха (Якутия) недействующим
и не влекущим правовых последствий со дня принятия Федерального
закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности" от 12 января 1996 года".
--------------------------
Дело N 3-40/02
Верховный суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом
судебном заседании 18 июля 2002 года в г. Якутске дело N 3-40/02
по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании Закона
Республики Саха (Якутия) "О правах ребенка" от 1 июля 1994 года З
N 23-I частично противоречащим федеральному законодательству,
недействующим, не подлежащим применению и не влекущим правовых
последствий в этой части с момента издания, решил:
"Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) подлежит
удовлетворению частично.
Признать ст. 11 п. 1; ст. 14 п.п. 2, 4, 5, 6; ст. 15 п. 1; ст.
31 п. 1; ст. 33 п. 2; ст. 34 п. 1 Закона Республики Саха (Якутия)
"О правах ребенка" З N 24-I от 1 июля 1994 года недействующими и
не подлежащими применению с момента вступления решения в законную
силу".
--------------------------
Дело N 3-42/02
Верховный суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом
судебном заседании в г. Якутске 7 июля 2002 года дело N 3-42/02 по
заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании Закона
Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 1999 года "Об обязательном
экземпляре документов" частично противоречащим федеральному
закону, недействующим, не подлежащим применению и не влекущим
правовых последствий, решил:
"Удовлетворить заявление Прокурора РС(Я).
Признать п. "а" ст. 1; ст. 3; п. 2 ст. 6; п. 1 "б, в, г" ст.
7; п. 2 "а, б" ст. 7; п. 2 ст. 15; п. 3 ст. 18 Закона Республики
Саха (Якутия) от 18 февраля 1999 года З N 75-II "Об обязательном
экземпляре документов" недействующими и не подлежащими применению
с момента вступления решения в законную силу".
--------------------------
Дело N 3-43/02
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
29 декабря 1998 года был принят Закон Республики Саха (Якутия) "О
меценатах и меценатской деятельности".
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд
Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании статьи 8 п. "в"
Закона недействующим и не подлежащим применению, ссылаясь на то,
что эта норма статьи противоречит федеральным законам.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 20 июня
2002 года дело N 3-43/02 по указанному заявлению Прокурора РС(Я),
Верховный суд Республики Саха (Якутия) решил:
"Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать п. "в" статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) "О
меценатах и меценатской деятельности" недействующим и не
подлежащим применению с момента вступления решения в законную
силу".
--------------------------
Дело N 3-44/02
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
о признании Закона РС(Я) "О бюджетном устройстве и бюджетном
процессе в Республике Саха (Якутия)" от 15 января 1997 года
частично недействующим, не подлежащим применению и не влекущим
правовых последствий с момента издания.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 18 июня
2002 года дело N 3-44/02, суд решил заявление Прокурора Республики
Саха (Якутия) удовлетворить.
Суд признал:
1) ст. 1 п. 1; ст.ст. 4, 5, 13, 15; ст. 2; ст. 10 п. 7; ст.ст.
11, 16; ст. 22 п.5; ст. 23 п.п. 3 и 4; раздел VI;
2) пункты 11, 17, 18, 22 ст. 1; п.п. 1 и 4 ст. 4 в части
упоминания местных органов государственной власти;
3) ст.ст. 6, 9, ст. 1 п. 16 в части "административно -
территориальных единиц";
4) ст. 1 п. 2, ст. 10 п. 2 п.п. "а", п. 6 в части "бюджетов
городов и улусов"
Закона Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и
бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" недействующими и не
подлежащими применению с момента вступления решения в законную
силу.
--------------------------
Дело N 3-45/02
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный Суд
Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании нормы статьи 14
Закона РС(Я) от 27 октября 1999 года "О науке и государственной
научно-технической политике" противоречащей федеральным законам.
Верховный Суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом
судебном заседании в г. Якутске 19 июня 2002 года дело N 3-45/02
по указанному заявлению Прокурора РС(Я), решил заявление Прокурора
Республики Саха (Якутия) удовлетворить и признать статью 14 Закона
Республики Саха (Якутия) "О науке и государственной научно -
технической политике" в части права вводить ограничения на право
использования отдельных научных и (или) научно-технических
результатов, распространяя на них режим секретности и осуществляя
надзор за его соблюдением, и в части права лицензировать отдельные
виды научно и (или) научно-технической деятельности недействующей
со дня вступления решения в законную силу.
--------------------------
Дело N 3-46/02
Прокурор РС(Я) обратился в Верховный Суд Республики Саха
(Якутия) с заявлением считая, что некоторые нормы Закона
Республики Саха (Якутия) от 28 мая 1992 года "О лесе Республики
Саха (Якутия)" с момента вступления в силу Лесного кодекса
Российской Федерации вступили в противоречие с указанным правовым
актом Российской Федерации и иным федеральным законодательством.
Просит признать недействующими статью 1, ст. 2, абзац 2 ч. 4 ст.
3, ст. 4, ст. 5, ст. 7, ст. 9, п.п. 1, 5, 7, 10 ст. 10, ст. 11
частично, ст. 12 частично, ч. 2 ст. 16, ст. 17, ч. 3 ст. 18,
ст. 19, ст. 23, ч. 1 ст. 25, ч. 2 ст. 33, ст. 34, п.п. 1, 2 ч.2
ст. 41, ч. 3, 4 ст. 42, ч. 1, 5, 6 ст. 45 Закона РС(Я) "О лесе
Республики Саха (Якутия)".
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) рассмотрев в открытом
судебном заседании в г. Якутске 28 июня 2002 года дело N 3-46/02,
решил заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить,
признав ст. 1; ст. 2; абзац 2 ч. 4 ст. 3; ст. 4; 5; ст.7; ст. 9;
подпункты 1, 5, 7, 10 статьи 10; ст. 11 и 12; ч. 2 ст. 16;
ст. 17; ч. 3 ст. 18; ст. 19; ст. 23; ч. 1 ст. 25; ч. 2 ст. 33; ст.
34; подпункты 1, 2 части 2 ст. 41; части 3 и 4 ст. 42; части 1, 5,
6 статьи 45 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 мая 1992 г. N
966-ХII "О лесе Республики Саха (Якутия)" недействующими и не
подлежащими применению с момента вступления решения в законную
силу.
|