ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2002 г. ПП N 1458-II
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
"О СОСТОЯНИИ СЕЛЬСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И МЕРАХ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ"
Палата Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить рекомендации парламентских слушаний "О состоянии
сельского строительства и мерах по государственной поддержке
сельских организаций строительного комплекса республики"
(прилагаются).
2. Направить указанные рекомендации Президенту Республики Саха
(Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия).
3. Поручить комитету Палаты Представителей по аграрной
политике, земельным отношениям и экологии (Ф.Г. Охлопков),
комитету Палаты Представителей по экономической, инвестиционной
политике, развитию и размещению производительных сил (Ю.Н.
Прокопьев), комитету Палаты Представителей по науке, образованию,
здравоохранению и культуре (А.Н. Жирков) осуществлять
систематический контроль за реализацией указанных рекомендаций.
4. Опубликовать настоящее постановление и рекомендации
парламентских слушаний "О состоянии сельского строительства и
мерах по государственной поддержке сельских организаций
строительного комплекса республики" в республиканских газетах "Ил
Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия".
5. Постановление вступает в силу с момента принятия.
Председатель
Палаты Представителей
Н.СОЛОМОВ
Приложение
к постановлению Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 6 ноября 2002 г. ПП N 1458-II
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ "О СОСТОЯНИИ СЕЛЬСКОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА И МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКЕ СЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ"
г. Якутск 18 октября 2002 года
Сельские организации строительного комплекса республики
находятся в состоянии глубокого кризиса. Многие из них
обанкротились, остальные работают на грани выживания.
Производственная база сельского строительства представляет собой
следующее: Кыыл-Бастахский завод по изготовлению строительных
материалов и конструкций ликвидирован, Вилюйский арболитовый завод
передан в частные руки, Мархинский завод строительных материалов и
конструкций, ведущий борьбу за выживание, сегодня не поставляет
свою продукцию в сельские улусы, а осуществляет строительство в
городской местности. С апреля 2002 года по решению Арбитражного
суда Республики Саха (Якутия) на Мархинском заводе строительных
материалов и конструкций введена процедура банкротства.
Отсутствие современной базы стройиндустрии, централизованной
системы материально-технического снабжения, игнорирование
подрядных тендеров и других рыночных методов управления приводят к
удорожанию стоимости сельских строек.
Медленные темпы строительства и ввода объектов социальной
сферы в сельской местности обусловлены, прежде всего,
недостаточным объемом финансирования из государственного бюджета
Республики Саха (Якутия). Так, из 39 незавершенных строительных
объектов финансирование строительства лишь 8 предусмотрено в
инвестиционных программах Республики Саха (Якутия) на 2000, 2001,
а также на 2002 год.
Сохраняется устойчивая тенденция снижения темпов
индивидуального жилищного строительства на селе. Показатели в этой
сфере за последние 6 лет сократились более чем в 2 раза (1995 год
- 380,9 тыс. кв. метров, 2001 год - 180,2 тыс. кв. метров).
Вследствие того, что финансирование строительства
индивидуального жилья осуществляется только за счет возвратных
средств от выданных кредитов и ссуд (как это было в 2001 году),
заявки на предоставление беспроцентных кредитов удовлетворены лишь
на 42,3 процента.
Растет кредиторская задолженность государства по
финансированию строительства объектов социальной сферы,
предусмотренному в инвестиционных программах Республики Саха
(Якутия). Указанная задолженность по состоянию на 1 января 2000
года составила 36,9 млн. рублей, на 1января 2002 года - 80,6 млн.
рублей. А по объектам, строящимся по линии Министерства сельского
хозяйства Республики Саха (Якутия), кредиторская задолженность
перед подрядными организациями и поставщиками за выполненные
объемы работ по состоянию на 1 октября 2002 года составила 208,9
млн. рублей.
Резкое сокращение финансирования строительства объектов
социальной сферы, практика ущербного финансирования строительных
работ - на одну треть сметной стоимости - послужили толчком для
начала движения добрых дел. Развернув по необходимости данное
движение, сельское население вынуждено выполнять
строительно-монтажные работы бесплатно либо заниматься сбором
средств на строительство указанных объектов. При этом особую
тревогу вызывает качество выполняемых без привлечения
специализированных предприятий строительно-монтажных работ при
сооружении объектов повышенного уровня ответственности, например:
спортивных залов с применением большепролетных металлических
конструкций, зданий дошкольных и школьных учреждений, клубов и так
далее.
Ухудшение качества строительно-монтажных работ усугубляется
нехваткой квалифицированных кадров и отсутствием надлежащего
технического и архитектурно-строительного надзора. В условиях
высокого уровня безработицы и безденежья привлечение на стройки
приезжих строителей вызывает массовое недовольство сельского
населения.
Несмотря на сложность ситуации в области сельского
строительства, в республике все еще не выработана государственная
политика по выводу его из состояния кризиса. Не реализовано
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) и правления
корпорации "Росагропромстрой" от 25 июля 1997 года N 348/76 "О
совместных мерах по реализации федеральной и республиканской
целевых программ "Свой дом" и "Структурная перестройка
производственной базы акционерных корпораций "Росагропромстрой" и
"Нечерноземагропромстрой" на 1997-2000 годы". Не принята
разработанная республиканская программа "Структурная перестройка
производственной базы сельского строительства на 1998-2000 годы".
В целях возрождения сельского строительства участники
парламентских слушаний рекомендуют:
1. Президенту Республики Саха (Якутия) утвердить концепцию
государственной политики по возрождению сельского строительства и
выводу его из состояния системного кризиса.
2. Правительству Республики Саха (Якутия):
а) принять меры по государственной поддержке сельских
подрядных организаций и предприятий стройиндустрии, в том числе
рассмотреть следующие вопросы:
о финансовом оздоровлении сельских строительных организаций;
о ежегодном выделении из государственного бюджета Республики
Саха (Якутия) средств в размере 5 процентов от объема капитальных
вложений для приобретения указанными организациями и предприятиями
строительной техники, средств малой механизации, оборудования;
о состоянии обеспеченности сельского строительства рабочими
кадрами, специалистами и о мерах по их подготовке и
переподготовке;
о принятии совместно с правлением корпорации
"Росагропромстрой" совместной целевой комплексной программы по
развитию базы стройиндустрии по производству новых
высокоэффективных материалов и конструкций на основе передовых
технологий и местного сырья;
о выработке и проведении в жизнь совместно с органами местного
самоуправления протекционистской политики по размещению
государственных и муниципальных заказов на проектирование и
строительство жилья, производственных и социально-бытовых объектов
на селе, осуществляемых за счет средств республиканского и местных
бюджетов;
о создании вертикальной структуры управления государственным
архитектурно-строительным надзором в республике;
б) в целях осуществления единой технической политики в
сельском строительстве, снижения сметной стоимости сельских строек
и сокращения сроков строительства, а также для управления
проектами по принципу "под ключ" возродить в условиях рыночной
экономики комплексную структуру ООО ППСК "Россахаагропромстрой";
в) внести на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) проект закона Республики Саха (Якутия) о
внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О налоговой
политике Республики Саха (Якутия) на 2003 год", предусматривающий
налоговую льготу сельским организациям строительного комплекса
республики;
г) разработать и принять программу строительства сельских школ
в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы;
д) предусмотреть в Инвестиционной программе Республики Саха
(Якутия) на 2003 год средства в размере 45 млн. рублей для
планового завершения строительства объектов, сооружение которых
началось по инициативе общереспубликанского движения добрых дел
"Моя Якутия в XXI веке".
3. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия):
а) осуществить правовое обеспечение мер по возрождению в
условиях рыночной экономики сельских организаций строительного
комплекса республики и выводу сельского строительства из состояния
кризиса;
б) выработать и осуществить систему контроля за ходом
исполнения закона Республики Саха (Якутия) о государственном
бюджете Республики Саха (Якутия) в части финансирования
строительства в сельской местности, а также за реализацией мер,
направленных на финансовое оздоровление сельских организаций
строительного комплекса республики, и за привлечением в них
инвестиций.
4. Средствам массовой информации, финансируемым из
государственного бюджета Республики Саха (Якутия):
а) систематически анализировать и освещать ход реализации мер,
направленных на вывод сельского строительства из состояния
кризиса;
б) целенаправленно распространять опыт передовых сельских
организаций строительного комплекса республики.
|