ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 21 октября 2002 г. N 3-75/02
<ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЯКУТСКА О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА
(ЯКУТИЯ) ОТ 8 МАЯ 2002 Г. N 223>
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Александровой Р.С.,
при секретаре Христофоровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 21
октября 2002 г. дело по заявлению администрации г. Якутска о
признании незаконным постановления Правительства Республики Саха
(Якутия) от 8 мая 2002 г.,
установил:
Правительством Республики Саха (Якутия) 8 мая 2002 г. за N 223
принято постановление "О создании единой системы органов
социальной защиты населения и труда Республики Саха (Якутия)".
Администрация г. Якутска, как орган местной государственной
власти, обратилась в суд с заявлением об отмене этого
постановления по тем основаниям, что оно принято в нарушение
положений Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О
местных органах государственной власти в Республике Саха
(Якутия)", Закона РС(Я) "Об улусной, городской (города
республиканского значения) администрациях в Республике Саха
(Якутия)", положений Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ", с ущемлением их прав.
В судебном заседании представитель администрации г. Якутска
уточнила заявленные требования, при этом заявила о том, что
оспариваются пункты 1 и 2 постановления Правительства.
Представители Правительства Республики Саха (Якутия) Чахов И.К.
и Петрова Е.Н. не согласились с заявленным требованием и пояснили,
что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий,
предоставленных исполнительному органу государственной власти
субъекта Российской Федерации. При этом пояснили, что утверждение
о том, что Законом РС(Я) "О местных органах государственной власти
в РС(Я)" решение экономических, социально-культурных,
экологических и других вопросов территориального значения
осуществляется исключительно через систему местных органов
государственной власти является неверным, основано на неправильном
толковании закона. Улусная, городская администрация входят в
единую систему органов исполнительной власти республики. В
соответствии с положениями федерального законодательства
деятельность органов государственной власти субъекта Российской
Федерации должна осуществляться в соответствии с принципом
единства системы государственной власти. При этом проведение
единой государственной политики в области социального обеспечения
и формирование иных органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации отнесено к полномочиям этого органа.
Представитель Управления социальных проблем г. Якутска
Солдатова B.C. пояснила, что действительно Управление является
юридическим лицом, финансирование осуществляется Министерством
труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные документы,
суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного
требования по следующим основаниям.
Из содержания п. 1 и п. 2 постановления Правительства от 8 мая
2002 г. следует, что в улусах и городах республиканского значения
установлено на базе существующих управлений и отделов социальной
защиты населения образовать территориальные органы Министерства
труда и социального развития РС(Я), являющиеся его структурными
подразделениями с передачей функций, содержания и штатной
численности. Кроме того, постановлено образовать государственные
учреждения на базе обособленных структурных подразделений
реорганизуемого учреждения "Управление по социальной поддержке
семей с детьми при Министерстве труда и социальной защиты
населения РС(Я)", наделив их функциями управления.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" к полномочиям исполнительных органов государственной
власти субъекта РФ, каковым является Правительство Республики Саха
(Якутия), отнесено проведение единой государственной политики в
области социального обеспечения и формирование иных органов
исполнительной власти субъекта. Конституционным законом РС(Я) "О
Правительстве Республики Саха (Якутия)" к компетенции
Правительства отнесены разработка и осуществление государственной
политики в сфере социального развития республики.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской
Федерации охраняются труд и здоровье граждан, развивается система
социальных служб, обеспечивается поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются
государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Из содержания данной нормы следует, что гарантии социальной защиты
в виде пенсий, пособий и иных форм являются государственными. В
связи с этим их обеспечение осуществляется государственными
органами. Образованные решением Правительства территориальные
органы социальной защиты населения и труда Министерства труда и
социального развития РС(Я) в соответствии с пунктом "г" статьи 21
Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" относятся к
иным органам исполнительной власти субъекта РФ. Из указанного
следует, что оспариваемое постановление принято в пределах
полномочий и по предметам ведения исполнительного органа
государственной власти субъекта РФ.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" в судебном порядке обжалуются только правовые акты
органов исполнительной власти субъекта РФ и правовые акты их
должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина,
права общественных объединений и органов местного самоуправления.
Из содержания оспариваемых положений постановления Правительства
РС(Я) и сопоставления их с нормами федерального законодательства и
Законов РС(Я) "О местных органах государственной власти в
Республике Саха (Якутия)" и "Об улусной, городской (города
республиканского значения) администрациях в Республике Саха
(Якутия)" следует, что права и свободы граждан, права каких-либо
общественных объединений и действующих на территории города
органов местного самоуправления не нарушаются.
Доводы заявителя о том, что нарушены права и законные интересы
работников управлений социальной защиты администраций городов и
улусов РС(Я), т.к. произойдет массовое высвобождение работников,
не основаны на фактических обстоятельствах дела, т.к. из
содержания п. 2 постановления следует, что в ведение Министерства
труда и социального развития РС(Я) полностью передано содержание и
штатная численность реорганизуемых управлений. Указанные
мероприятия осуществляются в пределах полномочий Правительства
РС(Я), так как улусные, городские администрации входят в единую
систему исполнительной государственной власти и финансируются из
государственного бюджета РС(Я) по единому разделу как органы
управления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в
удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РСФСР, Верховный суд
Республики Саха (Якутия)
решил:
В удовлетворении заявления администрации г. Якутска о признании
незаконными п.п. 1 и 2 постановления Правительства Республики Саха
(Якутия) N 223 "О создании единой системы органов социальной
защиты населения и труда Республики Саха (Якутия)" отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд
РФ в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной
форме.
Председательствующий
Р.С.АЛЕКСАНДРОВА
|