Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РС(Я) ОТ 11.10.2002 N 3-81/02 О ПРИЗНАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РС(Я) "О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИИ И ОКАЗАНИИ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ" ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


                ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 11 октября 2002 г. N 3-81/02
                                   
             О ПРИЗНАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РС(Я)
             "О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                 ОТ ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИИ И ОКАЗАНИИ
             ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ" ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ
                    ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ>
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
   
       председательствующего                      Александровой Р.С.,
       при секретаре                                 Желобцовой А.А.,
       с участием прокурора                            Горохова М.В.,
   
       рассмотрев  в  открытом  судебном заседании  в  г.  Якутске  11
   октября  2002  г.  дело  по  заявлению  Прокурора  Республики  Саха
   (Якутия)  о  признании отдельных положений Закона РС(Я)  "О  защите
   населения    РС(Я)   от   туберкулезной   инфекции    и    оказании
   противотуберкулезной    помощи"    противоречащими     федеральному
   законодательству,
   
                              установил:
   
       Постановлением Палаты Представителей Государственного  Собрания
   (Ил  Тумэн)  от  17 февраля 1999 г. принят Закон  РС(Я)  "О  защите
   населения  Республики  Саха (Якутия) от  туберкулезной  инфекции  и
   оказании противотуберкулезной помощи".
       Прокурор  Республики (Саха) Якутия обратился в суд с заявлением
   о  признании отдельных положений этого закона недействующими  и  не
   подлежащими  применению  по тем основаниям,  что  они  противоречат
   требованиям федерального законодательства.
       В  судебном заседании прокурор Горохов М.В. поддержал заявление
   в полном объеме.
       Представитель  законодательного органа  Иванов  П.В.  заявление
   прокурора    признал    обоснованным,    пояснил,    что    Палатой
   Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн)  принят  проект
   закона в первом чтении с учетом заявленных прокурором требований.
       Выслушав  доводы  прокурора,  исследовав  материалы  дела,  суд
   полагает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
       Из  содержания части 2 статьи 10 оспариваемого Закона  следует,
   что  предоставление лицам, страдающим активными формами туберкулеза
   мест  в  общежитии, жилой площади в коммунальных квартирах решается
   органами     и     учреждениями    противотуберкулезной     службы,
   государственного    санитарно-эпидемиологического     надзора     и
   государственной ветеринарной службы. Данное положение  противоречит
   требованиям  ст.  28,  109  ЖК  РСФСР,  из  которых  следует,   что
   предоставление  жилья  всем  категориям  граждан,  в  том  числе  и
   страдающим   активными   формами   туберкулеза,   производится    в
   установленном    этим    кодексом    порядке    иными     органами:
   исполнительными  комитетами  районных, городских  Советов  народных
   депутатов   и  совместными  решениями  администрации   и   профкома
   предприятий, учреждений и организаций.
       Полномочиями   по   предоставлению  жилой  площади   органы   и
   учреждения противотуберкулезной службы, государственного санитарно-
   эпидемиологического  надзора и государственной ветеринарной  службы
   не   обладают.  Таким  образом  ч.  2  ст.  10  Закона  РС(Я),  как
   установившая   несвойственные  перечисленным  органам   полномочия,
   подлежит признанию недействующей и не подлежащей применению.
       В п. 2 части 3 статьи 10 Закона РС(Я) установлено, что в случае
   уклонения   работника  от  прохождения  периодических   медицинских
   осмотров   или   невыполнения   им  рекомендаций   по   результатам
   проведенных     обследований    работодатель     может     наложить
   дисциплинарное  взыскание  вплоть  до  его  увольнения.   Указанным
   положением установлено одно из оснований для привлечения  работника
   к  дисциплинарной ответственности. Порядок привлечения работников к
   дисциплинарной ответственности регулируется Трудовым  кодексом  РФ.
   В  соответствии  со  ст.  192 ТК РФ основанием  для  привлечения  к
   административной      ответственности      является      совершение
   дисциплинарного  проступка, то есть неисполнение  или  ненадлежащее
   исполнение  работником  по его вине возложенных  на  него  трудовых
   обязанностей.   Между  тем,  уклонение  работника  от   прохождения
   периодических  медицинских осмотров либо  невыполнение  медицинских
   рекомендаций  по  результатам проведенных обследований  не  связано
   непосредственно   с   выполнением  трудовых   функций   работником.
   Аналогичная   норма  содержалась  в  ст.  136  КЗоТ   РФ,   которая
   действовала на момент принятия оспариваемой нормы. Поэтому п. 2  ч.
   3  статьи 10 Закона РС(Я), как содержащий незаконное основание  для
   привлечения   к   административной  ответственности,   противоречит
   требованиям   федерального  законодательства,  подлежит   признанию
   недействующим и не подлежащим применению.
       В  части  4  статьи  10 Закона РС(Я) установлено  положение,  в
   соответствии  с  которым в целях обеспечения  защиты  населения  от
   туберкулезной   инфекции   работодатель   вправе    требовать    от
   нанимающегося   на   работу  гражданина  сведения   о   прохождении
   флюорографического  обследования.  Данное  положение   противоречит
   требованиям  ст.  65  ТК  РФ,  в котором  установлен  исчерпывающий
   перечень   документов,  подлежащих  предъявлению   при   заключении
   трудового  договора. При этом в перечне отсутствует такой  документ
   как  сведения  о  прохождении  флюорографического  обследования.  В
   части   3  статьи  65  ТК  РФ  содержится  непосредственный  запрет
   требовать  от  лица,  поступающего  на  работу,  документы   помимо
   предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными  законами,
   другими   нормативными  правовыми  актами  органов  государственной
   власти  Российской Федерации. Аналогичная норма содержалась  в  ст.
   19  КЗоТ  РФ.  Поэтому  ч. 4 ст. 10 Закона РС(Я),  как  принятая  с
   превышением  полномочий,  предоставленных  органам  государственной
   власти   субъекта   РФ,   противоречит   требованиям   федерального
   законодательства, подлежит признанию недействующей и не  подлежащей
   применению.
       В  части  7  статьи 15 Закона РС(Я) установлено, что  гражданам
   Республики Саха (Якутия), не имеющим возможности работать на  ранее
   занимаемых   должностях   по   причине  заболевания   туберкулезом,
   обеспечивается    бесплатное   профессиональное   переобучение    и
   содействие   трудоустройству  по  новой   специальности.   Перечень
   профессий  и  должностей, к занятию которых  не  допускается  лицо,
   переболевшее     туберкулезом,    устанавливается    Правительством
   Республики  Саха (Якутия). Данное положение в части  предоставления
   полномочий  по  утверждению перечня профессий и должностей,  работа
   на  которых  запрещена  лицам,  переболевшим  туберкулезом,  органу
   исполнительной власти РС(Я) противоречит требованиям ч.  3  ст.  21
   Основ  законодательства РФ об охране здоровья граждан  от  22  июля
   1993  г.,  согласно  которой перечень медицинских  противопоказаний
   для  осуществления  отдельных  видов профессиональной  деятельности
   устанавливается Министерством здравоохранения РФ.  Поскольку  ч.  7
   ст.  15 Закона РС(Я) принята с превышением полномочий, она подлежит
   признанию недействующей и не подлежащей применению.
       Поскольку  Закон  Республики Саха (Якутия) "О защите  населения
   РС(Я)  от  туберкулезной  инфекции и оказании  противотуберкулезной
   помощи"  был  принят  17  февраля  1999  г.,  т.е.  принят  позднее
   нормативных  правовых актов, которым он противоречит,  оспариваемые
   прокурором  положения  подлежат  признанию  недействующими   и   не
   подлежащими применению с момента принятия закона.
       На  основании  изложенного, руководствуясь ст.ст.  191-197  ГПК
   РСФСР, суд
   
                                решил:
   
       Удовлетворить заявление прокурора.
       Признать часть 2, пункт 2 части 3, часть 4 статьи 10,  часть  7
   статьи 15 в части предоставления Правительству РС(Я) полномочий  по
   утверждению указанного перечня профессий и должностей Закона  РС(Я)
   "О  защите  населения  РС(Я) от туберкулезной инфекции  и  оказании
   противотуберкулезной помощи" от 17 февраля 1999 г.  противоречащими
   федеральному  законодательству,  недействующими  и  не  подлежащими
   применению с момента принятия закона.
       Сообщение о принятом решении опубликовать в средствах  массовой
   информации.
       Решение  может быть обжаловано и опротестовано в Верховный  Суд
   Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения  решения  в
   окончательной форме.
   
                                                  Председательствующий
                                                      Р.С.АЛЕКСАНДРОВА
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz