Зарегистрирован в Управлении экспертизы и регистрации нормативных
правовых актов муниципальных образований при Правительстве РС(Я)
распоряжением от 18.11.2002 N 24-р-02 (свидетельство N 24)
------------------------------------------------------------------
УСТАВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС"
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
(с изменениями, внесенными
решением улусного Собрания МО "Хангаласский улус"
от 25.02.03 N 3-1, постановлением от 18.06.03 N 6-3
Изменения зарегистрированы распоряжениями
УЭРНПА МО при Правительстве РС(Я)
от 12.03.2003 N 48-р-03; от 27.08.2003 N 101-р-03)
Первоначальный текст принят
местным референдумом
Хангаласского улуса
29.09.2002
ПРЕАМБУЛА
Мы, жители Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия),
представители многонационального народа Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая гражданский
мир и согласие, стремясь обеспечить благополучие и процветание
улуса, принимаем настоящий Устав в качестве основного нормативного
правового акта муниципального образования "Хангаласский улус"
Республики Саха (Якутия).
Настоящий Устав разработан в соответствии с положениями
Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Саха
(Якутия), Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Республики
Саха (Якутия) "О местном самоуправлении в Республике Саха
(Якутия)", определяет правовые, территориальные, экономические,
финансовые основы местного самоуправления и закрепляет формы, а
также механизмы осуществления народовластия как непосредственно
гражданами, так и формируемыми ими органами местного
самоуправления.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия и термины, применяемые в Уставе
Муниципальное образование "Хангаласский улус (район)" -
Хангаласский улус (район) Республики Саха (Якутия), в пределах
которого осуществляется местное самоуправление, имеются
муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы
местного самоуправления.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования
"Хангаласский улус (район)", отнесенные к таковым настоящим
Уставом в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральным законодательством, Конституцией Республики Саха
(Якутия) и законодательством Республики Саха (Якутия).
Местный референдум - голосование граждан муниципального
образования "Хангаласский улус (район)" по вопросам местного
значения.
Органы местного самоуправления - выборные и другие органы,
наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не
входящие в систему органов государственной власти.
Улусное Собрание - выборный орган местного самоуправления,
обладающий правом представлять интересы населения и принимать от
его имени решения, действующие на территории муниципального
образования "Хангаласский улус (район)".
Должностное лицо местного самоуправления - выборное либо
работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее
организационно-распорядительные функции в органах местного
самоуправления и не относящееся к категории государственных
служащих.
Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное
лицо, избранное населением непосредственно или улусным Собранием
депутатов из своего состава, наделенное согласно Уставу
полномочиями на решение вопросов местного значения.
Глава муниципального образования - выборное должностное лицо,
избранное населением непосредственно, возглавляющее деятельность
по осуществлению местного самоуправления на территории
муниципального образования "Хангаласский улус (район)".
Нормативный правовой акт местного самоуправления - официальный
документ, принятый (изданный) в определенной форме улусным
Собранием или главой муниципального образования "Хангаласский улус
(район)" в пределах их компетенции и направленный на установление,
изменение или отмену правовых норм.
Администрация муниципального образования "Хангаласский улус
(район)" - исполнительно-распорядительный орган местного
самоуправления.
Глава администрации наслега (поселка, города) - должностное
лицо местного самоуправления, осуществляющее исполнительно -
распорядительные функции в территориальных администрациях
Хангаласского улуса (района).
Муниципальная собственность - собственность муниципального
образования "Хангаласский улус (район)".
Местный бюджет - бюджет муниципального образования
"Хангаласский улус (район)", принимаемый и исполняемый органами
местного самоуправления самостоятельно.
Местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые
органами местного самоуправления Хангаласского улуса (района)
самостоятельно.
Муниципальная служба - профессиональная деятельность на
постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению
их полномочий.
Формы участия граждан в решении вопросов местного значения -
местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход),
конференции граждан, народная правотворческая инициатива,
территориальное общественное самоуправление и другие формы в
соответствии с настоящим Уставом.
Квалифицированное большинство голосов - две трети голосов от
установленного количества депутатов улусного Собрания.
Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация
граждан по месту их жительства на части территории муниципального
образования, в наслегах, селах, не являющихся муниципальными
образованиями, на территориях микрорайонов, улиц, дворов и других
территориях для самостоятельного и под свою ответственность
осуществления собственных инициатив в вопросах местного
самоуправления непосредственно населением или через создаваемые им
органы территориального общественного самоуправления.
Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими
терминами применяются в отношении органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций, объектов собственности и
других объектов, целевое назначение которых связано с
осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных
случаях, касающихся осуществления населением местного
самоуправления.
Статья 2. Население (жители) муниципального образования
1. Население (жители) муниципального образования - граждане
Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на
территории муниципального образования "Хангаласский улус" и
зарегистрированные на его территории в установленном порядке.
Статья 3. Предметы ведения местного самоуправления
1. Органы муниципального образования "Хангаласский улус"
осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Конституцией Республики Саха (Якутия),
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Саха
(Якутия) "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)",
иными нормативными правовыми актами РФ и РС(Я), а также настоящим
Уставом. В случае противоречия республиканского закона
федеральному по вопросу местного самоуправления применяется
федеральный закон.
2. В ведении местного самоуправления муниципального образования
"Хангаласский улус" находятся вопросы местного значения,
предусмотренные законодательством о местном самоуправлении и
настоящим Уставом.
3. Муниципальное образование наделено отдельными
государственными полномочиями, которые реализуются в соответствии
с федеральным законодательством и законодательством Республики
Саха (Якутия) и осуществляются с одновременной передачей
необходимых для осуществления этих полномочий материальных и
финансовых средств.
Реализация переданных полномочий подконтрольна органам
государственной власти.
Статья 4. Вопросы местного значения
1. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение Устава муниципального образования,
контроль за его соблюдением;
2) владение, пользование, распоряжение муниципальной
собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение
местного бюджета, установление местных налогов и сборов; решение
других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального
образования;
5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и
нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие деятельности учреждений
дошкольного, основного общего и профессионального образования;
обеспечение реализации прав ребенка в соответствии с федеральным и
республиканским законодательством о правах детей;
7) организация, содержание и развитие деятельности учреждений
здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание
муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление
контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территории
муниципального образования;
10) создание условий для жилищного и социально-культурного
строительства;
11) контроль за использованием земель на территории
муниципального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного
значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых,
а также недр для строительства подземных сооружений местного
значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-,
газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений
топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог
местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального
образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и
муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами
торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в
муниципальном образовании;
23) сохранение и развитие исторических и культурных традиций
населения, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в
муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной
службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой
информации муниципального образования (улусные газеты, студии
телерадиовещания);
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта
в муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости
населения;
29) содействие развитию личных подсобных хозяйств граждан;
30) участие в охране окружающей среды на территории
муниципального образования;
31) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном
образовании, организация муниципальной пожарной службы;
32) принятие чрезвычайных срочных мер по обеспечению здоровья и
безопасности населения.
2. Муниципальное образование "Хангаласский улус" вправе
принимать к своему рассмотрению и иные вопросы, отнесенные к
вопросам местного значения законодательством РС(Я), а также
вопросы, не исключенные из его ведения и не отнесенные к ведению
других муниципальных образований и органов государственной власти.
3. По предметам ведения, закрепленным настоящим Уставом, органы
муниципального образования принимают нормативные правовые акты
органов местного самоуправления.
Статья 5. Устав муниципального образования
1. Устав муниципального образования "Хангаласский улус" (далее
по тексту "Устав") является основным нормативным правовым актом, в
соответствии с которым население осуществляет местное
самоуправление. Правовые акты выборных органов муниципального
образования "Хангаласский улус" не могут противоречить данному
Уставу.
2. Устав муниципального образования "Хангаласский улус",
прошедший государственную регистрацию, вступает в силу после его
официального опубликования (обнародования).
3. Изменения и дополнения в Устав принимаются представительным
органом местного самоуправления.
Статья 6. Символика муниципального образования
1. Муниципальное образование имеет свою символику (герб, флаг).
Глава 2. ТЕРРИТОРИЯ И ГРАНИЦЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 7. Территориальное деление муниципального образования
1. Муниципальное образование "Хангаласский улус" является
единым административно-территориальным образованием, включающим в
свой состав 16 наслегов (сел, поселков), г. Покровск и п.
Мохсоголлох, на территории которого осуществляется местное
самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный
бюджет и выборные органы самоуправления, формируемые в
соответствии с федеральным законом и законами Республики Саха
(Якутия).
2. На территории муниципального образования "Хангаласский улус"
расположены следующие населенные пункты: г. Покровск, пос.
Мохсоголлох, п. Бестях, с. Чаранг, с. Тит-Эбэ, с. Хоточчу, с.
Кердем, с. Нуочаха, с. Улах-Ан, с. Исит, с. Нохорой, с. Качикатцы,
с. Кысыл Юрюйя, с. Булгунняхтах, Тойон-Ары, с. Улахан-Ан, с.
Еланка, с. Едей, с. Кытыл-Дюра, с. Ой, с. Октемцы, с. Чапаево, с.
Техтюр, с. Карапатское, с. Синск, с. Тит-Ары, с. Тумул, с.
Харыялах, с. Чкалов, в которых может осуществляться
территориальное общественное самоуправление (приложение 1).
3. Город Покровск является административным центром
муниципального образования "Хангаласский улус".
4. В городе Покровск располагаются и функционируют органы
местного самоуправления муниципального образования "Хангаласский
улус". Город Покровск в соответствии с административно -
территориальным делением может иметь свой орган территориального
общественного самоуправления в составе муниципального образования.
5. Нахождение на территории муниципального образования
"Хангаласский улус" территориальных подразделений исполнительных
органов.
6. Органы самоуправления Хангаласского улуса располагаются и
функционируют в городе Покровск по адресу: город Покровск
Республики Саха (Якутия), ул. Орджоникидзе, 26.
-------------------------T------------------------------¬
¦Города, поселки, наслеги¦Подчиненные населенные пункты.¦
¦ ¦ Центры наслегов ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ г. Покровск ¦ - ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ п. Мохсоголлох ¦ - ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ Наслеги: ¦ ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ Бестяхский ¦ с. Бестях ¦
¦ ¦ с. Чаранг ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ 1-й Жемконский ¦ с. Тит-Эбя ¦
¦ ¦ с. Хоточчу ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ 2-й Жемконский ¦ с. Кердем ¦
¦ ¦ с. Нуочаха ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ Жерский ¦ с. Улах-Ан ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ Иситский ¦ с. Исит ¦
¦ ¦ с. Нохорой ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ Качикатский ¦ с. Качикатцы ¦
¦ ¦ с. Кысыл-Юрюйя ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ 1-й Мальжагарский ¦ с. Булгунняхтах ¦
¦ ¦ с. Тойон-Ары ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ 2-й Мальжагарский ¦ с. Улахан-Ан ¦
¦ ¦ с. Еланка ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ 4-й Мальжагарский ¦ с. Едей ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ 5-й Мальжагарский ¦ с. Кытыл-Дюра ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ Немюгюнский ¦ с. Ой ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ Октемский ¦ с. Октемцы ¦
¦ ¦ с. Чапаево ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ Техтюрский ¦ с. Техтюр ¦
¦ ¦ с. Карапатское ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ Синский ¦ с. Синск ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ Тит-Аринский ¦ с. Тит-Ары ¦
+------------------------+------------------------------+
¦ Тумульский ¦ с. Тумул ¦
¦ ¦ с. Харыялах ¦
¦ ¦ с. Чкалов ¦
L------------------------+-------------------------------
Статья 8. Территория и границы муниципального образования
1. Территорию муниципального образования "Хангаласский улус"
составляют земли наслегов и поселка Мохсоголлох, города Покровск,
независимо от форм собственности и целевого назначения.
2. Территория муниципального образования имеет утвержденные в
установленном порядке границы по смежеству с другими
муниципальными образованиями, имеет текстовое описание и
схематическую карту, являющиеся приложениями к настоящему Уставу.
3. Местное самоуправление осуществляется на всей территории
Хангаласского улуса с учетом исторических и иных местных традиций.
Территорию муниципального образования "Хангаласский улус"
составляют земли в границах согласно приложению N 1.
4. Установление и изменение границ муниципального образования
при образовании, объединении, преобразовании или упразднении
муниципального образования осуществляются с учетом исторических и
иных местных традиций по инициативе населения, органов местного
самоуправления, а также органов государственной власти РС(Я).
5. Изменение границ муниципального образования не допускается
без учета мнения населения соответствующих территорий, выраженного
на местном референдуме. Границы территорий муниципального
образования не могут быть изменены, если против этого высказалось
50 или более процентов граждан, принявших участие в местном
референдуме, проводимом с целью выяснить по данному вопросу мнение
населения соответствующей территории.
6. Установление и изменение границ муниципального образования
утверждается постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн)
РС(Я) с учетом мнения населения, выраженного на местном
референдуме.
7. Изменение границ муниципального образования производится при
наличии решения улусного Собрания.
Глава 3. ПРАВО ГРАЖДАН НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И ПОРЯДОК НЕПОСРЕДСТВЕННОГО
УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Статья 9. Права граждан на осуществление местного
самоуправления
1. Обладателями всех прав на осуществление местного
самоуправления в муниципальном образовании являются его жители,
проживающие на его территории, в соответствии с федеральными
гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов,
других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и
другие органы местного самоуправления.
2. Граждане осуществляют свое право на местное самоуправление
посредством:
1) участия в выборах органов и должностных лиц улусного и
местного самоуправления;
2) созыва и проведения сходов, собраний и конференций;
3) правотворческой инициативы;
4) письменных и устных обращений в органы местного
самоуправления;
5) местного референдума;
6) иных форм, не противоречащих Конституции Российской
Федерации, Республики Саха (Якутия), республиканским и федеральным
законам.
3. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны
обеспечить каждому жителю возможность получения полной и
достоверной информации о деятельности органов и должностных лиц
местного самоуправления.
4. Граждане имеют право обжаловать в суд решения органов и
должностных лиц муниципального образования, если эти решения
нарушают их права и законные интересы, или противоречат
действующему федеральному законодательству и законодательству
Республики Саха (Якутия).
Статья 10. Местный референдум и муниципальные выборы
1. Наиболее важные вопросы местного значения могут быть решены
населением непосредственно на местном референдуме. На местный
референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий
органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления
ими своих полномочий, а также о досрочном проведении выборов в
органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о персональном составе органов местного самоуправления;
в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о
назначении на должность и об освобождении от должности должностных
лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и
освобождение от должности;
г) о принятии или об изменении бюджета, исполнении и изменении
финансовых обязательств муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению
здоровья и безопасности населения.
2. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам РФ,
имеющим право на участие в референдуме.
3. Порядок назначения и проведения местного референдума
устанавливается в соответствии с действующим законодательством РФ
и РС(Я).
4. Принятое на референдуме решение и результаты голосования
подлежат официальному обнародованию.
5. Выборы депутатов представительного органа местного
самоуправления и выборных должностных лиц органов местного
самоуправления проводятся на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании.
Порядок проведения выборов определяется в соответствии с
федеральным законодательством и законодательством РС(Я).
Статья 11. Собрания, сходы и конференции граждан
1. Для решения вопросов местного значения могут созываться
собрания, сходы, конференции представителей населения поселка,
наслегов улуса, города Покровск.
2. Порядок созыва, избрания представителей и проведение общих
собраний, сходов, конференций осуществляется в соответствии с
Законом РС(Я) "О собраниях (сходах), конференциях граждан в
Республике Саха (Якутия)".
З. Решения сходов, собраний, конференций приводятся в
исполнение органами местного самоуправления при участии населения
муниципального образования.
4. Решения собраний, сходов, конференций могут быть обжалованы
в суд общей юрисдикции или арбитражный суд в установленном
порядке.
Статья 12. Народная правотворческая инициатива
1. Население муниципального образования вправе выступить с
правотворческой инициативой по вопросам местного значения.
2. Проекты нормативных правовых актов, внесенные в
представительный орган местного самоуправления населением,
подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании
представительного органа местного самоуправления с участием
представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному
обнародованию.
Статья 13. Обращения граждан в органы местного самоуправления
1. Население имеет право на индивидуальные и коллективные
обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам
местного самоуправления.
2. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны
дать ответ по существу обращения граждан в течение десяти дней.
Статья 14. Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается
самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории
муниципального образования (территориях поселений, не являющихся
муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц,
дворов и других территорий) для самостоятельного и под свою
ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах
местного значения непосредственно населением или через создаваемые
им органы территориального общественного самоуправления.
Система территориального общественного самоуправления населения
включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан, опрос
граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной
демократии, органы территориального общественного самоуправления
(советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков,
сельских населенных пунктов), а также иные формы самоуправления
населения по месту жительства (советы или комитеты улиц,
кварталов, домов и т.п.).
Территории, на которых действуют органы территориального
общественного самоуправления населения, устанавливаются по
предложению граждан соответствующей территориальной администрации.
В наслегах (населенных пунктах) осуществляется территориальное
общественное самоуправление.
Территориальное общественное самоуправление имеет общественный
представительный орган - Совет представителей населения.
Представители населения избираются собранием населения по месту
жительства (по микрорайонам, микрозонам, "туэлбэ") сроком на 5
лет.
Общественный представительный орган ТОС - Совет представителей
населения - является консультативным коллегиальным органом при
главе территориальной администрации. Численность представителей
населения определяется не более:
10 - при численности населения не менее 1 тыс. человек;
15 - при численности населения от 1 тыс. до 3 тыс. человек;
20 - при численности населения от 3 до 6 тыс. человек;
25 - при численности населения от 6 до 15 тыс. человек.
Граждане вправе создавать иные территориальные общественные
объединения, призванные содействовать реализации их права на
самоуправление (по микрорайонам, микрозонам, домовые комитеты,
"туэлбэ" и др.).
Их деятельность регламентируется нормативными правовыми
документами.
2. Органы территориального общественного самоуправления
населения создаются по инициативе граждан на основе их
добровольного волеизъявления.
Выборы органов территориального общественного самоуправления
населения могут проводиться на общих собраниях (сходах) или
конференциях граждан по месту их жительства.
Территориальные администрации по предложению инициативных групп
населения согласовывают порядок, нормы представительства и сроки
проведения выборов органов самоуправления.
Подготовка и проведение выборов органов общественного
самоуправления населения осуществляется открыто и гласно. Расходы,
связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за
счет территориальных администраций при их согласии.
Выборы органов территориального общественного самоуправления
населения по избирательным участкам признаются состоявшимися, если
в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в
списки.
Избранными в состав органов общественного самоуправления
считаются граждане, получившие большинство голосов от числа
избирателей, принявших участие в голосовании.
3. Компетенция органов территориального общественного
самоуправления населения определяется в их положениях (уставах) с
учетом полномочий, передаваемых им улусным Собранием и
муниципальным образованием "Хангаласский улус".
Улусное Собрание и администрация муниципального образования
"Хангаласский улус" могут устанавливать сферы совместной
компетенции с органами территориального общественного
самоуправления населения по согласованию с ними, а также перечень
вопросов, решения по которым не могут быть приняты без
согласования с органами территориального общественного
самоуправления населения.
Органы территориального общественного самоуправления могут
наделяться правами юридического лица с момента их регистрации в
соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации
юридических лиц".
4. Органы территориального общественного самоуправления вправе:
- создавать в установленном порядке предприятия и организации,
удовлетворяющие потребность населения в товарах и услугах;
- выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству
территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и
ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с
использованием предусмотренных на их выполнение средств местного
бюджета и собственных финансовых ресурсов;
- кооперировать на добровольной основе средства населения,
предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых
социальных программ;
- участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности
финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе;
- организовывать иную экономическую деятельность, не
запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально -
экономических потребностей населения;
- определять в соответствии со своим положением (Уставом) штаты
и порядок оплаты труда работников.
5. Финансовые ресурсы органов территориального общественного
самоуправления населения состоят из собственных, заемных, а также
средств, передаваемых им территориальными администрациями.
Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от
экономической деятельности органов территориального общественного
самоуправления населения, добровольных взносов и пожертвований
предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также других
поступлений.
Органы территориального общественного самоуправления населения
самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые
ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально-
экономического развития соответствующих территорий.
6. Муниципальное образование, территориальные администрации
содействуют органам территориального общественного самоуправления
населения в осуществлении их полномочий.
Органы территориального общественного самоуправления населения
вправе участвовать в работе сессий представительного органа
муниципального образования при рассмотрении вопросов,
затрагивающих их интересы.
Глава 4. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 15. Органы местного самоуправления
К органам местного самоуправления относятся:
1) Улусное Собрание муниципального образования "Хангаласский
улус" - выборный представительный орган, избираемый в соответствии
с Законом Республики Саха (Якутия) "О выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления Республики Саха
(Якутия)", полномочия и статус которого определяются
соответствующими положениями настоящего Устава.
2) Глава муниципального образования "Хангаласский улус" -
выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по
осуществлению местного самоуправления на территории муниципального
образования, и руководитель исполнительно-распорядительного органа
- администрации Хангаласского улуса, избираемое в соответствии с
Законом Республики Саха (Якутия) "О выборах глав муниципальных
образований в Республике Саха (Якутия)", полномочия и статус
которого определяются соответствующими положениями настоящего
Устава.
3) Администрация муниципального образования "Хангаласский улус"
- исполнительный орган муниципального образования, порядок
формирования и полномочия которого определяются соответствующими
положениями настоящего Устава муниципального образования.
Статья 16. Взаимодействие органов местного самоуправления
Улусное Собрание муниципального образования "Хангаласский
улус", администрация муниципального образования "Хангаласский
улус" и территориальные администрации взаимодействуют в интересах
муниципального образования и его населения, единства целей и задач
в решении проблем социально-экономического развития на основе
действующего законодательства, Устава, правовых актов органов
данного муниципального образования.
Статья 17. Муниципальные предприятия и учреждения
Администрация муниципального образования "Хангаласский улус" в
соответствии с законом может создавать муниципальные унитарные
предприятия, учреждения и организации для осуществления
хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и
ликвидации.
Администрация муниципального образования определяет цели,
порядок и условия деятельности муниципальных предприятий,
учреждений и организаций, осуществляет регулирование цен и тарифов
на их продукцию и услуги, утверждает их уставы, назначает и
увольняет руководителей данных предприятий, учреждений и
организаций, заслушивает отчеты об их деятельности.
Отношения между администрацией муниципального образования
"Хангаласский улус" и руководителями данных предприятий,
учреждений и организаций строятся на контрактной основе в
соответствии с трудовым законодательством.
Имущество, закрепленное за предприятиями, учреждениями и
организациями, находящимися в муниципальной собственности и не
финансируемыми из бюджет, принадлежит им на праве хозяйственного
ведения, а финансируемым из бюджета принадлежит на праве
оперативного управления.
Статья 18. Взаимоотношения органов местного самоуправления с
предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в
муниципальной собственности
1. Взаимоотношения органов местного самоуправления с
предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в
муниципальной собственности, строятся на основе договоров.
2. Органы местного самоуправления вправе координировать участие
предприятий, учреждений и организаций в вопросах комплексного
социально-экономического развития своей территории, объединять на
добровольной основе средства предприятий, учреждений и организаций
для финансирования программ развития, привлекать на договорных
началах предприятия, учреждения и организации к участию в
строительстве, благоустройстве, содержании объектов на своей
территории, участвовать на правах одного из собственников в
создании предприятий смешанных форм собственности.
3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать
ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и
организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными
и республиканскими законами.
Статья 19. Внешнеэкономическая деятельность органов местного
самоуправления
Органы местного самоуправления в интересах населения вправе
осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с
действующим законодательством.
Глава 5. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ - УЛУСНОЕ СОБРАНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 20. Представительный орган муниципального образования
1. Улусное Собрание - выборный коллегиальный представительный
орган муниципального образования "Хангаласский улус", обладающий
правом представлять интересы населения, принимать от его имени
решения.
2. Улусное Собрание состоит из 17 депутатов, избираемых по
мажоритарной системе на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании и в соответствии с
законом Республики Саха (Якутия) сроком на 5 лет, и главы
муниципального образования "Хангаласский улус", обладающего
решающим голосом и председательствующего на заседаниях улусного
Собрания. Улусное Собрание является юридическим лицом, имеет
гербовую печать, бланки и штамп со своим наименованием.
Расходы, связанные с муниципальными выборами, осуществляются за
счет средств местного бюджета.
Порядок деятельности представительного органа местного
самоуправления устанавливается его Регламентом, который
принимается большинством голосов от общего числа депутатов.
3. Правовое, организационно-информационное и материально -
техническое обеспечение деятельности представительного органа
местного самоуправления осуществляется главой местного
самоуправления (администрацией).
Статья 21. Предметы ведения представительного органа
В исключительном ведении представительного органа - улусного
Собрания муниципального образования "Хангаласский улус" находятся:
1) принятие общеобязательных правил по вопросам местного
значения на территории муниципального образования;
2) внесение изменений и дополнений в Устав муниципального
образования;
3) рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение бюджета
муниципального образования "Хангаласский улус", изменений и
дополнений к нему, осуществление контроля за его исполнением,
утверждение отчета об исполнении бюджета;
4) установление на территории муниципального образования
местных налогов и сборов, установление размеров ставок по ним,
предоставление льгот по их уплате в пределах прав, предоставленных
налоговым законодательством;
5) принятие решений о порядке расходования дополнительных
доходов бюджета, полученных в ходе исполнения бюджета, сумм
превышения доходов над расходами;
6) учреждение внебюджетных фондов для кредитования целевых
программ и мероприятия по решению задач местного самоуправления;
7) утверждение структуры и численности исполнительного органа -
администрации муниципального образования;
8) принятие программ социально-экономического развития
муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
9) утверждение планов застройки населенных пунктов
муниципального образования;
10) установление порядка пользования муниципальными землями;
11) установление порядка управления и распоряжения
муниципальной собственностью;
12) утверждение правил торговли на территории муниципального
образования;
13) регулирование использования водных объектов местного
значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых,
а также недр для строительства подземных сооружений местного
значения;
14) принятие решения о назначении местного референдума;
15) утверждение в соответствии с земельным законодательством
нормативных документов по землепользованию;
16) досрочное прекращение полномочий улусного Собрания
муниципального образования "Хангаласский улус" или депутатов в
случаях, предусмотренных законодательством;
17) принятие решения улусным Собранием двумя третями голосов от
числа избранных депутатов о досрочном прекращении полномочий главы
муниципального образования в случае выражения недоверия;
18) внесение Президенту Республики Саха (Якутия) предложения о
досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования;
19) учреждение муниципальных наград и почетных званий,
присвоение звания "Почетный гражданин муниципального образования
"Хангаласский улус";
20) установление правил депутатской этики и ответственности за
их нарушение;
21) установление и изменение границ территорий, на которых
осуществляется территориальное общественное самоуправление с
учетом мнения населения муниципального образования;
22) утверждение положения об удостоверении депутата и его
образца;
23) утверждение символики муниципального образования;
24) утверждение состава избирательной комиссии муниципального
образования в соответствии с действующим законодательством;
25) принятие решения о назначении даты выборов главы
муниципального образования "Хангаласский улус", иных выборных
должностных лиц и органов;
26) определение порядка и условий предоставления финансовой
помощи и бюджетных ссуд из местного бюджета;
27) принятие законопроекта по вопросам местного значения и
внесение в порядке законодательной инициативы в Государственное
Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Статья 22. Организация деятельности представительного органа
1. Представительный орган является правомочным, если в его
состав избрано не менее двух третей от установленного числа
депутатов.
2. Первое заседание улусного Собрания муниципального
образования "Хангаласский улус" созывается избирательной комиссией
не позднее, чем в десятидневный срок после выборов. Открывает
заседание председатель избирательной комиссии.
3. Улусное Собрание муниципального образования "Хангаласский
улус" в целях реализации своих полномочий может образовать
постоянные и временные комиссии, а также рабочие группы. Состав и
задачи этих комиссий и групп определяются улусным Собранием
муниципального образования "Хангаласский улус" при их образовании.
Статья 23. Правовые акты представительного органа
1. Улусное Собрание муниципального образования "Хангаласский
улус" по вопросам своего ведения принимает правовые акты.
2. Акты, являющиеся нормативно-правовыми, именуются решениями.
3. Акты, являющиеся правоприменительными, именуются
постановлениями.
4. Правовой акт считается принятым, если за него проголосовало
более половины от числа присутствующих на заседании депутатов.
5. Правовые акты по вопросам утверждения бюджета и внебюджетных
фондов и отчетов об их исполнении, установления местных налогов и
сборов и предоставления льгот по ним, досрочного прекращения
полномочий улусного Собрания муниципального образования
"Хангаласский улус" в случае самороспуска, выражения недоверия
главе муниципального образования "Хангаласский улус", досрочного
прекращения полномочий главы муниципального образования
"Хангаласский улус", назначения референдума, внесения в Устав
изменений и дополнений принимаются двумя третями голосов от числа
избранных депутатов.
6. Правовые акты должны содержать указание на финансовые,
материально-технические, организационные средства для обеспечения
их выполнения.
7. Правовые акты улусного Собрания муниципального образования
"Хангаласский улус" вступают в силу со дня их подписания главой
муниципального образования "Хангаласский улус", если иное не
установлено самим актом. Нормативные правовые акты по вопросам,
непосредственно затрагивающим права, свободы и обязанности
человека и гражданина, вступают в силу с момента их опубликования
в средствах массовой информации.
Вопрос о недоверии главе муниципального образования может быть
рассмотрен представительным органом местного самоуправления в
течение года после его избрания. Решение о недоверии главе
муниципального образования и должностным лицам администрации
муниципального образования подписывается председательствующим на
данном заседании представительного органа.
8. С момента досрочного прекращения полномочий главы
муниципального образования "Хангаласский улус" и до вступления в
должность вновь избранного главы муниципального образования
"Хангаласский улус" не могут быть внесены изменения и дополнения в
Устав муниципального образования "Хангаласский улус", а также
приняты решения улусного Собрания муниципального образования
"Хангаласский улус" о введении (отмене) местных налогов и сборов в
муниципальном образовании "Хангаласский улус".
Статья 24. Депутат представительного органа
1. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации,
достигший на день выборов 21 года, обладающий избирательным
правом.
2. Депутат подотчетен избирателям. Срок и форма отчета
устанавливается улусным Собранием муниципального образования
"Хангаласский улус".
3. Депутат осуществляет свою деятельность на общественных
началах.
Статья 25. Срок полномочий депутата представительного органа
1. Депутат улусного Собрания избирается гражданами,
проживающими на территории муниципального образования
"Хангаласский улус", на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права на срок не более чем 5 лет. Установленный
срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока
полномочий.
2. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и
прекращаются в день первого заседания депутатов улусного Собрания
муниципального образования "Хангаласский улус" нового созыва.
Полномочия депутата могут быть досрочно прекращены:
1) в связи с его личным заявлением о сложении полномочий;
2) в связи с вступлением в законную силу обвинительного
приговора суда;
3) в случае признания его ограниченным в дееспособности или
недееспособным по вступившему в законную силу решению суда;
4) в случае отзыва его избирателями;
5) в случае его смерти или признания умершим по решению суда;
6) в случае утраты гражданства РФ;
7) в случае избрания или назначения на должность, занятие
которой несовместимо с выполнением полномочий депутата;
8) в случае принятия решения о выражении недоверия
представительным органом местного самоуправления двумя третями
голосов от числа избранных депутатов;
9) указом Президента Республики Саха (Якутия) на основании
решения суда в случае нарушения Конституции Российской Федерации,
федеральных законов, Конституции Республики Саха (Якутия), законов
Республики Саха (Якутия) и Устава муниципального образования
"Хангаласский улус".
3. Решение о досрочном прекращении принимается на сессии
представительного органа местного самоуправления.
4. Депутат обязан:
1) представлять интересы своих избирателей и всего населения
муниципального образования "Хангаласский улус", строить свою
деятельность в улусном Собрании и в своем избирательном округе в
соответствии со своей предвыборной программой, руководствоваться
федеральным законодательством и законодательством РС(Я);
2) отчитываться перед избирателями о своей депутатской
деятельности не реже двух раз в год;
3) вести прием избирателей;
4) постоянно участвовать в работе сессии, комиссий;
5) заблаговременно информировать о невозможности присутствовать
на сессии или участвовать в работе иных органов;
6) своевременно отвечать на письма и жалобы избирателей в
течение 10 дней;
7) соблюдать нормы депутатской этики.
Статья 26. Правовой статус депутата представительного органа
1. Статус депутата - правовое положение депутата, гарантирующее
беспрепятственное и эффективное осуществление полномочий и
обязанностей депутата, а также защиту его прав, чести и
достоинства.
2. В целях осуществления своих полномочий депутат имеет право:
1) участвовать при рассмотрении в органах местного
самоуправления муниципального образования "Хангаласский улус"
любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;
2) участвовать на собраниях граждан той части муниципального
образования, которая входит в его избирательный округ;
3) проводить собрания и встречи с избирателями;
4) обращаться в орган местного самоуправления "Хангаласский
улус", а также к руководителям предприятий, учреждений и
организаций, находящихся на территории муниципального образования
"Хангаласский улус", к должностным лицам по вопросам, связанным с
депутатской деятельностью;
5) проверять в своем округе по поручению представительного
органа местного самоуправления, а также по своей инициативе
сведения о невыполнении постановлений и решений представительного
органа, распоряжений исполнительного органа местного
самоуправления, решений, принятых прямым волеизъявлением граждан;
6) проводить опросы общественного мнения по наиболее актуальным
вопросам, затрагивающим интересы избирателей;
7) на освобождение от выполнения обязанностей по основному
месту работы (службы) на необходимый для этого срок, не получая
какого-либо вознаграждения за выполнение депутатских обязанностей;
8) депутат улусного Собрания не может быть задержан, арестован,
подвергнут обыску на территории муниципального образования
"Хангаласский улус", кроме случаев задержания на месте
преступления. Он может быть подвергнут досмотру на территории
муниципального образования лишь в случаях, когда это предусмотрено
законом для обеспечения безопасности других людей.
Вопросы задержания, ареста депутата улусного Собрания, обыска
по месту жительства или работы, привлечения его к административной
или уголовной ответственности решаются по представлению прокурора
улусным Собранием в соответствии со ст. 24 Закона Республики Саха
(Якутия) "О статусе депутата представительного органа местного
самоуправления Республики Саха (Якутия)".
Статья 27. Порядок отзыва депутата
1. Депутат, не выполняющий или ненадлежащим образом выполняющий
свои обязанности, нарушающий Конституцию Российской Федерации и
законы Российской Федерации, Конституцию и законы Республики Саха
(Якутия), настоящий Устав, может быть отозван избирателями
соответствующего избирательного округа, принявшими участие в
голосовании.
2. Инициатива граждан по поводу отзыва депутата реализуется
путем сбора подписей под заявлением о проведении голосования по
отзыву. Сбор подписей осуществляется лицом или группой лиц,
выступивших с данной инициативой. Срок сбора подписей не должен
превышать 60 дней со дня уведомления соответствующей избирательной
комиссии об инициативе отзыва.
3. Решение о проведении голосования по отзыву депутата
принимается улусным Собранием. Улусное Собрание обязано назначить
голосование, если в поддержку предложения об отзыве собрано не
менее 5 процентов подписей жителей муниципального образования
"Хангаласский улус", обладающих активным избирательным правом.
4. Во избежание необоснованного отзыва депутата следует учесть
необходимость обеспечения следующих условий:
1) обязательное информирование отзываемого лица улусным
Собранием, комиссией по отзыву, а также инициаторами отзыва о
времени и месте рассмотрения вопроса об отзыве;
2) предоставление лицу возможности дать избирателям
соответствующего округа объяснения по поводу обстоятельств,
выдвигаемых в качестве основания для отзыва;
3) в поддержку начала процедуры отзыва должно быть собрано не
меньшее число подписей, чем требуется при выдвижении на выборах;
4) за отзыв должно проголосовать не меньшее число граждан, чем
то, которым отзываемое лицо было избрано.
Статья 28. Порядок работы представительного органа
1. Структура и порядок деятельности улусного Собрания
муниципального образования "Хангаласский улус" регулируется
настоящим Уставом, Регламентом и иными правовыми актами.
2. Основной организационной формой работы представительного
органа муниципального образования "Хангаласский улус" являются
заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже 1
раза в 3 месяца. Заседания правомочны, если на них присутствует
более половины от установленного числа депутатов улусного Собрания
муниципального образования "Хангаласский улус". Заседания
созываются главой муниципального образования "Хангаласский улус".
Внеочередные заседания созываются по требованию 1/3 депутатов
улусного Собрания муниципального образования "Хангаласский улус",
либо главы муниципального образования "Хангаласский улус".
3. Организацию работы улусного Собрания муниципального
образования "Хангаласский улус" обеспечивает глава муниципального
образования "Хангаласский улус".
4. Глава муниципального образования "Хангаласский улус":
а) координирует работу по подготовке заседаний
представительного органа муниципального образования "Хангаласский
улус" и вопросов, вносимых на рассмотрение представительного
органа муниципального образования "Хангаласский улус";
б) формирует проект повестки дня заседания представительного
органа муниципального образования "Хангаласский улус";
в) доводит до сведения депутатов и населения время и место
проведения заседания представительного органа муниципального
образования "Хангаласский улус", а также проект повестки дня.
5. В случае отсутствия главы муниципального образования
"Хангаласский улус" заседания улусного Собрания муниципального
образования "Хангаласский улус" ведет и подписывает депутат,
заместитель председателя улусного Собрания муниципального
образования "Хангаласский улус".
6. Подготовку и предварительное рассмотрение вопросов,
отнесенных к ведению представительного органа муниципального
образования, осуществляют постоянные и временные депутатские
комиссии и рабочие группы.
7. Расходы по финансированию деятельности улусного Собрания
муниципального образования "Хангаласский улус" осуществляются за
счет средств местного бюджета.
Статья 29. Контрольные функции представительного органа
1. Улусное Собрание муниципального образования "Хангаласский
улус" контролирует исполнение настоящего Устава, муниципальных
правовых актов главой муниципального образования "Хангаласский
улус", должностными лицами исполнительного органа муниципального
образования "Хангаласский улус", должностными лицами муниципальных
унитарных предприятий и учреждений, органами территориального
общественного самоуправления, осуществляет контроль за исполнением
местного бюджета, реализует иные контрольные полномочия,
предусмотренные настоящим Уставом.
2. Контрольные полномочия осуществляются на заседаниях
представительного органа муниципального образования "Хангаласский
улус", шести постоянных комиссиях в форме поверок, истребования
соответствующих документов, публичных слушаний.
Глава 6. ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 30. Глава муниципального образования
1. Глава муниципального образования "Хангаласский улус"
является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по
осуществлению местного самоуправления и осуществляющим
исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления на
территории муниципального образования.
2. Глава муниципального образования "Хангаласский улус"
избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании.
3. Статус главы муниципального образования, определенный
настоящим Уставом, может быть изменен путем принятия иного решения
о статусе главы муниципального образования на местном референдуме,
но не ранее, чем через 2 года после его принятия.
4. Порядок избрания главы муниципального образования
"Хангаласский улус" определяется в соответствии с Законом
Республики Саха (Якутия) "О выборах глав муниципальных образований
в Республике Саха (Якутия)".
Глава администрации муниципального образования "Хангаласский
улус" входит в состав улусного Собрания и председательствует на
заседаниях улусного Собрания.
5. Глава муниципального образования в своей деятельности
подотчетен населению и представительному органу местного
самоуправления.
6. Главой муниципального образования может быть избран
гражданин не моложе 21 года.
7. Полномочия главы муниципального образования "Хангаласский
улус" начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются
на день вступления в должность вновь избранного главы
муниципального образования "Хангаласский улус".
8. В день вступления в должность вновь избранный глава
выступает с официальным обращением к населению улуса через
средства массовой информации, в котором он дает заверения
добросовестно исполнять полномочия главы улуса, руководствуясь
Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Саха
(Якутия), действующим законодательством и Уставом улуса, уважать и
защищать права и законные интересы жителей улуса.
9. Никто не может быть избран главой улуса более 2-х сроков
подряд.
Статья 31. Полномочия главы муниципального образования
1. Глава осуществляет следующие полномочия:
1) созывает заседания представительного органа местного
самоуправления и председательствует на них;
2) подписывает решения представительного органа местного
самоуправления и осуществляет контроль за их исполнением;
3) руководит деятельностью исполнительного органа на принципах
единоначалия, несет ответственность за надлежащее осуществление
администрацией своих полномочий;
4) разрабатывает структуру администрации и представляет на
утверждение в представительный орган;
5) назначает и освобождает руководителей подразделений
администрации муниципального образования "Хангаласский улус",
определяет их полномочия и утверждает Положение об их
деятельности, заключает с ними трудовые контракты;
6) назначает и освобождает глав территориальных администраций с
учетом мнения населения и депутата (депутатов) соответствующего
избирательного округа;
7) назначает и освобождает руководителей предприятий,
учреждений и организаций, находящихся в муниципальной
собственности;
8) заключает договоры и соглашения с государственными органами,
общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и
организациями;
9) представляет на утверждение улусному Собранию муниципального
образования "Хангаласский улус" бюджет и отчет о его исполнении;
10) организует разработку и исполнение программ и планов
социально-экономического развития;
11) осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении
бюджета;
12) непосредственно или через образуемые им органы решает
вопросы, отнесенные к ведению местного самоуправления, за
исключением тех, которые отнесены к компетенции улусного Собрания
муниципального образования "Хангаласский улус";
13) глава муниципального образования в пределах своих
полномочий принимает постановления и издает распоряжения,
обязательные для исполнения всеми расположенными на территории
предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их
организационно-правовой формы и вида собственности, и гражданами;
14) акты главы муниципального образования вступают в силу с
момента подписания, если в самом акте не предусмотрено иное.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их
официального обнародования;
15) постановления и распоряжения главы муниципального
образования могут быть обжалованы в судебном порядке,
опротестованы прокурором или отменены им по собственной
инициативе.
Статья 32. Досрочное прекращение полномочий главы
муниципального образования
1. Полномочия главы муниципального образования могут быть
досрочно прекращены в случаях:
1) подачи личного заявления о сложении полномочий (отставке);
2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
3) утраты гражданства Российской Федерации;
4) выезда на постоянное место жительства за пределы территории
муниципального образования;
5) невозможности исполнения своих обязанностей по состоянию
здоровья;
6) признания ограниченным в дееспособности или недееспособным
по вступившему в законную силу решению суда;
7) принятия решения о выражении недоверия улусным Собранием
двумя третями голосов от числа избранных депутатов;
8) отзыва избирателями в случае выражения недоверия в порядке,
указанном в ст. 22;
9) Указом Президента РС(Я) на основании решения суда в случае
нарушения Конституции РФ, федеральных законов, Конституции РС(Я) и
Устава муниципального образования "Хангаласский улус";
10) смерти или признания умершим решением суда.
2. Решение о досрочном прекращении полномочий главы
муниципального образования принимается Президентом Республики Саха
(Якутия) в соответствии с действующим законодательством.
В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального
образования Президент Республики Саха (Якутия) назначает временно
исполняющим обязанности главы муниципального образования на период
до вступления в должность вновь избранного главы муниципального
первого заместителя главы муниципального образования, заместителя
председателя улусного собрания в части полномочий, отнесенных к
представительному органу.
Глава администрации муниципального образования вправе в любое
время уйти в отставку, направив в улусное Собрание письменное
заявление с указанием мотивов отставки.
3. Отзыв главы муниципального образования "Хангаласский улус"
избирателями в случае выражения недоверия производится в порядке,
установленном в статье 22 настоящего Устава.
Статья 33. Денежное содержание и социальные гарантии главы
муниципального образования
1. Социальные гарантии главы муниципального образования
устанавливаются в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия)
"О статусе главы муниципального образования в Республике Саха
(Якутия)".
Глава 7. АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 34. Исполнительный орган муниципального образования
1. Администрация муниципального образования "Хангаласский улус"
является исполнительно-распорядительным органом местного
самоуправления, осуществляющим управленческие функции
перспективного и оперативного характера на подведомственной
территории в соответствии с действующим законодательством, Уставом
муниципального образования и правовыми актами улусного Собрания.
2. Администрация муниципального образования "Хангаласский улус"
обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, бланки
и штамп со своим наименованием.
3. Администрация муниципального образования "Хангаласский улус"
подконтрольна в своей деятельности улусному Собранию
муниципального образования "Хангаласский улус", а также
непосредственно населению муниципального образования в формах,
установленных законом.
4. Систему администрации улуса составляют глава муниципального
образования, заместители главы администрации, управляющий делами
администрации, главный бухгалтер, самостоятельные структурные
подразделения администрации, сформированные для реализации
полномочий по решению экономических, финансовых, торговых,
правовых, кадровых вопросов и по работе с местными администрациями
и подразделения, исполняющие отдельные государственные полномочия.
Управления по вопросам образования, культуры наделяются правами
юридического лица.
Статья 35. Полномочия администрации муниципального образования
1. Порядок работы администрации муниципального образования
"Хангаласский улус" определяется Положением об администрации,
утверждаемым главой муниципального образования.
Администрация муниципального образования "Хангаласский улус"
осуществляет следующие полномочия:
- осуществляет управление муниципальной собственностью, а также
управление федеральной и республиканской государственной
собственностью, переданной в соответствии с федеральными и
республиканскими законами;
- разрабатывает проекты планов социально-экономического
развития и организует их выполнение;
- разрабатывает бюджет и обеспечивает его исполнение;
- проводит работу по формированию и эффективному использованию
целевых, внебюджетных муниципальных фондов;
- обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой
политики;
- организует разработку и осуществление генерального плана,
проектов планировки и застройки, планов землеустройства на
территории муниципального образования;
- выступает заказчиком и выдает разрешение на строительство
объектов социальной и производственной инфраструктуры на
территории муниципального образования;
- регулирует земельные отношения и осуществляет контроль за
состоянием окружающей среды на территории муниципального
образования;
- управляет и распоряжается муниципальной собственностью;
- управляет муниципальным жилищным фондом, коммунально-бытовым
хозяйством, службами благоустройства;
- осуществляет контроль за работой предприятий транспорта и
связи, обслуживающих население;
- устанавливает правила торговли и бытового обслуживания
населения, контролирует их соблюдение на территории муниципального
образования;
- управляет муниципальными учреждениями образования,
здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физкультуры и
спорта;
- осуществляет меры по обеспечению законности и общественного
порядка, борьбе с преступностью на территории муниципального
образования;
- осуществляет иные исполнительно-распорядительные полномочия
по обеспечению жизнедеятельности муниципального образования.
Статья 36. Территориальные администрации
1. Территории наслегов и населенных пунктов Хангаласского улуса
являются частью территории муниципального образования
"Хангаласский улус".
2. Органом, осуществляющим исполнительно-распорядительные и
контрольные функции в г. Покровск, п. Мохсоголлох, наслегах
является соответствующая территориальная администрация,
возглавляемая на основе единоначалия главой администрации города,
поселка, наслегов, сел.
3. Глава территориальной администрации назначается главой
муниципального образования "Хангаласский улус" с учетом мнения
населения, выраженного на собрании (сходе), конференции граждан.
Решение собрания (схода), конференции является
рекомендательным. В случае неявки граждан на собрание (сход),
конференцию глава муниципального образования назначает глав
территориальных администраций с обязательным учетом мнения
населения, в порядке, установленном в Положении о территориальных
администрациях.
4. Глава администрации наслега является муниципальным служащим.
5. Компетенция и полномочия глав наслежных администраций
устанавливаются Положением о наслежных администрациях,
утверждаемым улусным Собранием.
6. Компетенция и полномочия глав администраций п. Мохсоголлох и
г. Покровск определяются отдельным Положением, утверждаемым
улусным Собранием.
7. Финансирование деятельности территориальных администраций
осуществляется на основании сметы расходов и доходов, утверждаемой
главой муниципального образования "Хангаласский улус" в
соответствии с утвержденным улусным бюджетом.
8. Контроль за деятельностью территориальной администрации
осуществляет администрация муниципального образования.
Статья 37. Муниципальная служба
1. Должностные лица администраций, осуществляющие службу на
должностях, отнесенных к муниципальным служащим в органах местного
самоуправления, являются муниципальными служащими.
2. Муниципальная служба на муниципальных должностях категории
"Б" ограничена сроком, на который избирается глава муниципального
образования.
3. Правовая регламентация муниципальной службы, в т.ч.
требования к должностям, статус муниципального служащего,
особенности прохождения муниципальной службы, управление службой в
органах местного самоуправления, ограничения, связанные со службой
в органах местного самоуправления, устанавливаются в соответствии
с Законом Республики Саха (Якутия) "О муниципальной службе в
Республике Саха (Якутия)".
4. Время работы на должностях в органах местного самоуправления
засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и
гарантий в соответствии с законодательством о государственной и
муниципальной службе.
5. Муниципальный служащий имеет право на:
1) ознакомление с документами, определяющими его обязанности и
права по занимаемой должности, и создание организационно -
технических условий для исполнения должностных полномочий;
2) внесение запроса в установленном порядке и бесплатное
получение от государственных органов, общественных организаций,
фондов, а также предприятий и организаций всех форм собственности,
учреждений и граждан информации и документов, необходимых для
исполнения должностных полномочий;
3) внесение предложений по совершенствованию муниципальной
службы;
4) посещение в установленном порядке в целях исполнения
должностных полномочий предприятий, организаций, учреждений
независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности;
5) ознакомление со всеми материалами своего личного дела и
другими документами до внесения их в личное дело;
6) обращение в суд для разрешения споров, связанных с порядком
проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их
результатами, содержанием выданных характеристик, приемом на
муниципальную службу, ее прохождением, присвоением
квалификационного разряда, реализацией прав муниципального
служащего, переводом на другую должность, дисциплинарной
ответственностью муниципального служащего, несоблюдением гарантий
правовой и социальной защиты муниципального служащего, его
отставкой, увольнением с муниципальной службы;
7) продвижение по службе, переход на государственную службу,
увеличение размера денежного содержания с учетом результатов
работы, уровня квалификации, стажа работы и служебных заслуг;
8) проведение служебного расследования для опровержения
сведений, порочащих его честь и достоинство;
9) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с
должностными обязанностями;
10) повышение квалификации и переподготовку (переквалификацию)
в соответствии с функциями и полномочиями по занимаемой должности;
11) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение
вакантной муниципальной или государственной должности;
12) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для
защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных
интересов;
13) выход в отставку;
14) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной и
муниципальной службы.
6. Муниципальный служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и Конституцию
Республики Саха (Якутия), федеральные законы и законы РС(Я), Устав
и нормативные правовые акты муниципального образования;
2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов
граждан;
3) исполнять основанные на законе приказы, распоряжения и
указания руководителей, отданные в пределах их должностных
полномочий;
4) своевременно рассматривать обращения государственных
органов, органов местного самоуправления, граждан, общественных
объединений, предприятий, учреждений, организаций и принимать по
ним решения в порядке, установленном нормативными правовыми актами
муниципального образования в соответствии с действующим
законодательством;
5) соблюдать установленные в органе местного самоуправления
правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции,
порядок работы со служебной информацией, поддерживать уровень
квалификации, достаточный для исполнения им должностных
обязанностей;
6) не разглашать сведения, составляющие охраняемую законом и
иными нормативными правовыми актами тайну, а также сведения,
ставшие ему известными в связи с исполнением должностных
обязанностей, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство
граждан, в том числе после прекращения муниципальной службы.
Муниципальный служащий ежегодно в соответствии с законом, а
также гражданин при поступлении на муниципальную службу обязаны
представлять в органы государственной налоговой службы сведения о
полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве
собственности, которые являются объектами налогообложения.
Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 38. Ответственность органов и должностных лиц местного
самоуправления перед населением
1. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления перед населением
муниципального образования "Хангаласский улус" наступает в
результате утраты доверия населения.
Статья 39. Виды ответственности органов и должностных лиц
местного самоуправления
1. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц органов местного самоуправления перед физическими
и юридическими лицами наступает в порядке, установленном
федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия) и Уставом
муниципального образования "Хангаласский улус (район)". Ущерб,
причиненный физическим и юридическим лицам, другим органам
местного самоуправления в результате принятия органами местного
самоуправления и должностными лицами местного самоуправления
Хангаласского улуса решений и актов, противоречащих действующему
законодательству, а также совершения ими неправомерных действий,
возмещается в полном объеме на основании решения суда или
арбитражного суда за счет средств местного бюджета. После
возмещения ущерба орган местного самоуправления вправе предъявить
регрессный иск к виновному должностному лицу.
2. Улусное Собрание депутатов, глава муниципального образования
"Хангаласский улус (район)", принявшие (издавшие) нормативный
правовой акт, который признан судом противоречащим федеральному
законодательству, законодательству Республики Саха (Якутия),
Уставу муниципального образования, обязаны в установленный
решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или
отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении
суда в течение десяти дней со дня вступления в силу решения суда.
3. В случае, если улусным Собранием, главой муниципального
образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его
положения, которые признаны судом противоречащими федеральному
законодательству и законодательству Республики Саха (Якутия),
Уставу муниципального образования, и при этом повлекли признанные
судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или
наступление иного вреда, то улусное Собрание может быть распущено,
полномочия главы муниципального образования "Хангаласский улус
(район)" могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от
должности.
4. В случае, если улусным Собранием, главой муниципального
образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его
положения в соответствии с решением суда, вступившим в законную
силу, то Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) по собственной инициативе или по обращению Президента
Республики Саха (Якутия) письменно предупреждает улусное Собрание,
главу муниципального образования "Хангаласский улус (район)" о
возможности принятия соответствующих мер.
5. В случае, если улусное Собрание, глава муниципального
образования "Хангаласский улус (район)" в течение месяца со дня
вынесения (объявления) письменного предупреждения не приняли мер
по исполнению решения суда, то улусное Собрание может быть
распущено, а глава муниципального образования может быть отрешен
от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в законную
силу решения суда, являющегося основанием для роспуска улусного
Собрания, отрешения главы муниципального образования от должности.
6. Улусное Собрание депутатов распускается законом Республики
Саха (Якутия), а глава муниципального образования отрешается от
должности указом Президента Республики Саха (Якутия). Одновременно
с роспуском улусного Собрания законом Республики Саха (Якутия)
назначаются новые выборы.
7. Отрешение главы муниципального образования "Хангаласский
улус (район)" от должности и одновременное назначение новых
выборов осуществляются указом Президента Республики Саха (Якутия).
Глава 9. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 40. Муниципальная собственность
В состав муниципальной собственности входят средства местного
бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов
местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие
природные ресурсы, находящиеся в муниципальном ведении,
муниципальные предприятия и организации, муниципальный жилищный и
нежилой фонд, другое недвижимое и движимое имущество, закрепленное
за муниципальным образованием в установленном законом порядке.
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав
муниципальной собственности, от имени муниципального образования
осуществляет администрация муниципального образования
"Хангаласский улус".
Муниципальная собственность является достоянием населения
муниципального образования.
Администрация муниципального образования "Хангаласский улус"
вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное
или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать
в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с
имуществом иные сделки, определять в договорах и соглашениях
условия использования приватизируемых или передаваемых в
пользование объектов.
Порядок и условия приватизации объектов муниципальной
собственности определяются улусным Собранием муниципального
образования "Хангаласский улус" в соответствии с действующим
законодательством.
Доходы от приватизации и аренды объектов муниципальной
собственности составляют неналоговые доходы и поступают в полном
объеме в местный бюджет.
Статья 41. Управление и распоряжение муниципальной
собственностью
Полномочия по управлению государственным имуществом, переданные
или делегированные органам местного самоуправления, регулируются в
соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "Об управлении
государственной и муниципальной собственностью в Республике Саха
(Якутия)".
Статья 42. Финансовые ресурсы муниципального образования
1. Местные финансы включают средства местного бюджета,
государственные и ценные бумаги, принадлежащие органам местного
самоуправления, и другие финансовые средства.
2. Формирование и использование местных финансов основываются
на принципах самостоятельности, государственной финансовой
поддержки и гласности.
3. Права собственника в отношении местных финансов
осуществляются от имени населения муниципального образования
органами местного самоуправления или непосредственно населением
муниципального образования в соответствии с Уставом.
4. Финансовую основу местного самоуправления составляют
финансовые ресурсы местного самоуправления: местный бюджет,
средства местных внебюджетных фондов и иные финансовые ресурсы,
определенные федеральным законодательством и законодательством
РС(Я).
5. Принципы организации местных финансов, источники
формирования и направления использования финансовых ресурсов,
финансовые взаимоотношения органов государственной власти и
органов местного самоуправления, гарантии финансовых прав органов
местного самоуправления определяются в соответствии с Законом
Республики Саха (Якутия) "О финансах местного самоуправления в
Республике Саха (Якутия)".
Статья 43. Бюджет муниципального образования
1. Муниципальное образование имеет самостоятельный бюджет.
2. Формирование и исполнение бюджета осуществляется
администрацией муниципального образования "Хангаласский улус".
3. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются
средствами бюджета.
4. Формирование бюджета осуществляется путем применения единой
методологии, государственных минимальных социальных стандартов,
социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти в
целях обеспечения минимальной бюджетной обеспеченности.
5. Составной частью бюджета являются сметы доходов и расходов
территориальных администраций, входящих в состав муниципального
образования. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих
смет определяется администрацией муниципального образования
"Хангаласский улус" самостоятельно.
6. Проект решения о бюджете вносит глава муниципального
образования в срок не позднее одного месяца со дня принятия Закона
РС(Я) "О Государственном бюджете РС(Я)". Одновременно
представляются следующие материалы:
1) общий объем доходов, расходов и дефицита;
2) прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и
статьям классификации доходов бюджетов РФ;
3) расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и
видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
4) источники финансирования дефицита бюджета.
7. Решение о внесении изменений в налоговую политику
Хангаласского улуса вносится на рассмотрение и утверждение
представительным органом до принятия решения о бюджете на
очередной финансовый год. Решение о местных сборах и налогах
вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их
официального опубликования.
8. Отчетность по исполнению бюджета представляется улусному
Собранию ежеквартально на 1 апреля, на 1 июля, на 1 октября и
годовая - на 1 января. Сбор, свод, составление и представление
отчетности об исполнении бюджета осуществляется финансово -
казначейским управлением Министерства финансов РС(Я) по
Хангаласскому улусу в соответствии с единой методологией,
устанавливаемой Правительством РФ. Годовой отчет главы улуса
представляется для утверждения в улусное Собрание не позднее 1
апреля года, следующего за отчетным.
Статья 44. Доходная часть местного бюджета
1. В доходы местного бюджета зачисляются местные налоги, сборы
и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов РС(Я) в
соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и
законами РС(Я), закрепленными на долговременной основе, финансовые
средства, переданные органами государственной власти органам
местного самоуправления для реализации отдельных государственных
полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи
муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей,
часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций,
дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в
соответствии с законом и решениями органов местного
самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате
деятельности органов местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются
средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над
расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не
подлежит изъятию федеральными органами государственной власти,
органами государственной власти РС(Я).
Статья 45. Доходы местного бюджета
1. Доходы местного бюджета регулируются федеральным
законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 46. Расходная часть местного бюджета
1. Расходная часть бюджета включает:
1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения,
установленных настоящим Уставом в соответствии с действующим
законодательством;
2) расходы, связанные с осуществлением отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления;
3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением
муниципального долга;
4) расходы, осуществляемые в порядке софинансирования по
вопросам совместного ведения, определенным Правительством
Республики Саха (Якутия) и органом местного самоуправления;
5) иные расходы, предусмотренные настоящим Уставом и бюджетным
законодательством Российской Федерации.
Статья 47. Местные налоги и сборы
1. Местные налоги и сборы, а также льготы по уплате
устанавливаются представительным органом - улусным Собранием
муниципального образования "Хангаласский улус" в пределах
действующего налогового законодательства. Решения о льготном
налогообложении рассматриваются на основе заключения администрации
муниципального образования "Хангаласский улус".
Статья 48. Муниципальные внебюджетные фонды
1. Органы местного самоуправления вправе образовывать целевые
внебюджетные фонды.
2. Муниципальные внебюджетные фонды формируются за счет
следующих источников:
а) добровольных взносов юридических и физических лиц;
б) иных поступлений, за исключением доходов, являющихся
источниками формирования местных бюджетов.
Наслежные администрации имеют право на формирование
внебюджетных фондов, на заключение договоров согласно п. 1 ст. 38
настоящего Устава.
3. Порядок формирования и использования средств муниципальных
внебюджетных фондов и контроля за использованием этих средств
устанавливается представительным органом местного самоуправления в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 49. Муниципальный заказ
Органы местного самоуправления выступают заказчиком на
выполнение работ по благоустройству, коммунальному обслуживанию
населения, строительству и ремонту жилого фонда, объектов
социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг,
необходимых для удовлетворения коммунально-бытовых и социально -
культурных потребностей населения, на выполнение других работ с
использованием предусмотренных для этого собственных материальных
и финансовых средств.
Статья 50. Порядок реорганизации, ликвидации муниципального
образования
Реорганизация, ликвидация муниципального образования
"Хангаласский улус" осуществляется в соответствии с федеральным
законодательством, законодательством РС(Я) и настоящим Уставом.
|