Зарегистрирован в Управлении экспертизы и регистрации нормативных
правовых актов муниципальных образований при Правительстве РС(Я)
распоряжением от 22.11.2002 N 29-р-02 (свидетельство N 29)
------------------------------------------------------------------
УСТАВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТАТТИНСКИЙ УЛУС"
(с изменениями, внесенными
решениями улусного Собрания муниципального образования
"Таттинский улус" от 26.02.03, от 02.04.03, от 14.04.03.
Изменения зарегистрированы распоряжением
УЭРНПА МО при Правительстве РС(Я)
от 17.04.2003 N 73-р-03)
Первоначальный текст принят
на местном референдуме
29.09.2002
Настоящий Устав разработан в соответствии с положениями
Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Саха
(Якутия), Федерального Закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Республики
Саха (Якутия) "О местном самоуправлении в Республике Саха
(Якутия)", определяет правовые, территориальные, экономические,
финансовые основы местного самоуправления и закрепляет формы, а
также механизмы осуществления народовластия как непосредственно
гражданами, так и формируемыми ими органами местного
самоуправления.
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
В настоящем Уставе понятия и термины используются в следующих
значениях:
- муниципальное образование - Таттинский улус, в пределах
которого осуществляется местное самоуправление, имеется
муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы
местного самоуправления;
- органы местного самоуправления - выборные и другие органы,
наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не
входящие в систему органов государственной власти;
- представительный орган местного самоуправления - улусное
Собрание, обладающее правом представлять интересы населения и
принимать от его имени решения, действующие на территории улуса;
- должностное лицо местного самоуправления - выборное либо
работающее по трудовому договору лицо, выполняющее организационно-
распорядительные функции в органах местного самоуправления и
относящееся к категории муниципальных служащих;
- выборное должностное лицо местного самоуправления - глава
муниципального образования и председатель улусного Собрания,
наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения в
соответствии с Уставом муниципального образования;
- вопросы местного значения - вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности населения муниципального
образования, отнесенные к таковым Уставом муниципального
образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, Конституцией Республики Саха (Якутия) и
настоящим уставом;
- формы участия граждан в решении вопросов местного значения -
местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход),
конференция граждан, народная правотворческая инициатива,
территориальное общественное самоуправление;
- муниципальная собственность - собственность муниципального
образования;
- местный бюджет - бюджет муниципального образования,
принимаемый и исполняемый органами местного самоуправления;
- местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые
органами местного самоуправления в соответствии с федеральными,
республиканскими законами;
- муниципальная служба - профессиональная деятельность на
постоянной основе по осуществлению полномочий органов местного
самоуправления.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Устав муниципального образования "Таттинский улус"
1. Устав муниципального образования "Таттинский улус" (далее по
тексту - Устав) является основным нормативным правовым актом, в
соответствии с которым население осуществляет местное
самоуправление.
Правовые акты выборных органов муниципального образования не
могут противоречить данному Уставу.
2. Устав муниципального образования принимается на местном
референдуме населения улуса и вступает в силу со дня официального
опубликования после государственной регистрации.
3. Изменения и дополнения в Устав принимаются представительным
органом местного самоуправления.
Статья 2. Предметы ведения местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления Таттинского улуса
осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Конституцией Республики Саха (Якутия),
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Саха
(Якутия) "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)",
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия), а также настоящим Уставом.
2. В ведении органов местного самоуправления МО "Таттинский
улус" находятся вопросы местного значения, предусмотренные
законодательством о местном самоуправлении и настоящим Уставом.
3. Таттинский улус может быть наделен отдельными
государственными полномочиями, которые реализуются в соответствии
с законами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и
осуществляются с одновременной передачей необходимых для
осуществления этих полномочий материальных и финансовых средств.
Статья 3. Символика муниципального образования
1. Таттинский улус имеет свою символику (герб, флаг) отражающую
исторические, культурные, социальные, экономические особенности
улуса.
Статья 4. Вопросы местного значения
1. К вопросам местного значения относятся:
1. Принятие и изменение Устава муниципального образования,
контроль за его соблюдением;
2. Владение, пользование, распоряжение муниципальной
собственностью Таттинского улуса;
3. Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение
местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение
других финансовых вопросов улусного значения;
4. Комплексное социально-экономическое развитие Таттинского
улуса;
5. Содержание и использование муниципального жилищного фонда и
нежилых помещений;
6. Обеспечение деятельности учреждений дошкольного, основного
общего и профессионального образования;
7. Обеспечение деятельности учреждений здравоохранения,
обеспечение санитарного благополучия населения;
8. Организация, содержание и обеспечение деятельности органов
охраны общественного порядка, осуществление контроля за их
деятельностью;
9. Регулирование планировки и застройки населенных пунктов и
территорий улуса;
10. Создание условий для жилищного и социально-культурного
строительства;
11. Владение, пользование и распоряжение муниципальными
землями, контроль за использованием земель на территории
Таттинского улуса;
12. Регулирование использования водных объектов местного
значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых,
а также недр для строительства подземных сооружений местного
значения;
13. Организация, содержание и развитие муниципальных энерго-,
газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
14. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений
топливом;
15. Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог
местного значения;
16. Благоустройство и озеленение территории Таттинского улуса;
17. Организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19. Организация и содержание улусных архивов;
20. Организация транспортного обслуживания населения и улусных
учреждений, обеспечение населения услугами связи;
21. Создание условий для обеспечения населения услугами
торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22. Создание условий для деятельности учреждений культуры в
Таттинском улусе;
23. Сохранение и развитие исторических и культурных традиций
населения, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в
улусной собственности;
24. Организация и содержание муниципальной информационной
службы;
25. Создание условий для деятельности средств массовой
информации в Таттинском улусе;
26. Создание условий для организации культурно-развлекательных
мероприятий;
27. Создание условий для развития физической культуры и спорта
в улусе;
28. Обеспечение социальной поддержки и содействие занятости
населения;
29. Содействие развитию личных подсобных хозяйств граждан;
30. Участие в охране окружающей среды на территории Таттинского
улуса;
31. Обеспечение противопожарной безопасности в Таттинском
улусе;
32. Организация работы с подростками и молодежью.
2. Муниципальное образование вправе принимать к своему
рассмотрению вопросы, отнесенные к вопросам местного значения
действующим законодательством Республики Саха (Якутия) и иные
вопросы, не исключенные из его ведения и не отнесенные к ведению
органов государственной власти.
Глава 2. ГРАНИЦЫ, СОСТАВ ТЕРРИТОРИИ И НАСЕЛЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТАТТИНСКИЙ УЛУС"
Статья 5. Территория и границы муниципального образования
"Таттинский улус"
1. Территорию муниципального образования "Таттинский улус"
составляют земли наслегов и сел улуса, независимо от форм
собственности, целевого назначения и категории.
Территория имеет утвержденные в установленном порядке границы
по смежеству с другими муниципальными образованиями, имеет
текстовое описание и схематическую карту, являющиеся приложением к
настоящему Уставу.
2. Изменение границ муниципального образования не допускается
без учета мнения населения, выраженного на местном референдуме с
последующим утверждением Постановлением Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
3. Территорию Таттинского улуса составляют земли в следующих
границах (описание земельного комитета, приложение N 1).
4. Порядок образования, преобразования и упразднения
муниципального образования осуществляется на основе
соответствующего закона Республики Саха (Якутия).
Статья 6. Территориальное деление муниципального образования
1. Муниципальное образование "Таттинский улус" является единым
административным территориальным образованием, включающим в свой
состав 14 наслегов (далее - Таттинский улус), на территории
которого осуществляется местное самоуправление, имеются
муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы
местного самоуправления, формируемые в соответствии с федеральными
законами и законами Республики Саха (Якутия).
2. На территории муниципального образования расположены
следующие наслеги:
1. Таттинский наслег;
2. Жегсогонский наслег;
3. Октябрьский наслег;
4. Тыарасинский наслег;
5. Жулейский наслег;
6. Игидейский наслег;
7. Алданский наслег;
8. Баягинский наслег;
9. Уолбинский наслег;
10. Усть-Амгинский наслег;
11. Средне-Амгинский наслег;
12. Амгинский наслег;
13. Хара-Алданский наслег;
14. Дая-Амгинский наслег;
3. С. Ытык-Кюель Таттинского улуса является административным
центром муниципального образования, где расположены и
функционируют органы местного самоуправления муниципального
образования.
4. Нахождение на территории муниципального образования
территориальных подразделений исполнительных органов
государственной власти республики не может ограничивать полномочий
органов местного самоуправления Таттинского улуса.
Статья 7. Население (жители) муниципального образования
Население (жители) Таттинского улуса - граждане Республики Саха
(Якутия), Российской Федерации, постоянно или преимущественно
проживающие на территории Таттинского улуса и зарегистрированные
на его территории в установленном порядке.
Глава 3. ФОРМЫ И ПОРЯДОК УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 8. Права населения на осуществление местного
самоуправления
1. Обладателями всех прав на осуществление местного
самоуправления в улусе являются его жители, проживающие на его
территории.
2. Население осуществляет свое право на местное самоуправление
посредством:
1) участия в выборах органов и должностных лиц местного
самоуправления;
2) созыва и проведения сходов, собраний и конференций;
3) правотворческой инициативы;
4) создания органов территориального общественного
самоуправления;
5) местного референдума;
6) иных форм, не противоречащих Конституции Российской
Федерации, Республики Саха (Якутия), республиканским и федеральным
законам.
3. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны
обеспечить каждому жителю возможность получения полной и
достоверной информации о деятельности органов и должностных лиц
местного самоуправления.
4. Граждане имеют право обжаловать в суд решения органов и
должностных лиц муниципального образования, если эти решения
нарушают их права и законные интересы или противоречат
действующему законодательству Российской Федерации и Республики
Саха (Якутия).
Статья 9. Местный референдум
1. По наиболее важным вопросам местного значения по инициативе
граждан, их общественных объединений, представительного органа
местного самоуправления и главы муниципального образования
проводится местный референдум.
2. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий,
приостановлении осуществления полномочий органов местного
самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов
местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о формировании состава органов местного самоуправления,
персональном составе органов местного самоуправления;
3) об избрании, утверждении, о назначении либо даче согласия на
назначение на должность или на освобождении от должности депутатов
и должностных лиц;
4) о принятии или об изменении бюджета муниципального
образования, исполнении и изменении финансовых обязательств
муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению
здоровья и безопасности населения.
3. Принципы и порядок назначения и проведения референдума
должны полностью соответствовать Закону Республики Саха (Якутия)
"О местном референдуме".
4. Повторный местной референдум с одним тем же содержанием
вопроса не может быть проведен до истечения 2-х лет со дня
официального опубликования результатов предыдущего референдума.
Статья 10. Собрания (сходы) и конференции граждан
1. Для решения вопросов местного значения могут созываться
собрания (сходы), конференции представителей населения наслегов
улуса.
2. Порядок созыва, избрания представителей и проведение общих
собраний (сходов), конференций осуществляется в порядке,
установленном законом Республики Саха (Якутия).
3. Решения сходов, собраний, конференций принимаются к
исполнению органами местного самоуправления при участии населения
Таттинского улуса.
4. Решения собраний (сходов), конференций могут быть изменены,
дополнены или отменены путем принятия новых решений на собраниях,
сходах и конференциях, либо в судебном порядке.
Статья 11. Народная правотворческая инициатива
1. Население Таттинского улуса вправе выступить с
правотворческой инициативой по вопросам местного значения.
2. Проекты нормативных правовых актов, внесенные в
представительный орган местного самоуправления населением,
подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании
представительного органа местного самоуправления с участием
представителей населения.
3. Результаты рассмотрения проекта правового акта подлежат
официальному опубликованию.
Статья 12. Обращения граждан в органы местного самоуправления
1. Население имеет право на индивидуальные и коллективные
устные или письменные обращения в органы местного самоуправления и
к должностным лицам местного самоуправления.
2. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны
дать по существу обращения граждан ответ в течение десяти дней.
Статья 13. Территориальное общественное самоуправление
1. Решениями общих собраний населения на части территории
муниципального образования может устанавливаться территориальное
общественное самоуправление и создаваться органы для осуществления
собственных инициатив в вопросах местного значения.
2. Порядок организации и полномочия органов территориального
общественного самоуправления определяются в соответствии с
действующим законодательством Республики Саха (Якутия),
нормативными актами органов местного самоуправления.
3. Органы территориального общественного самоуправления
наделяются правами юридического лица с момента регистрации их в
соответствии с Федеральным законом "О регистрации юридических
лиц".
4. Финансовые ресурсы органов территориального общественного
самоуправления образуются за счет доходов от их экономической
деятельности, добровольных взносов и пожертвований предприятий,
учреждений, организаций, граждан, а также других поступлений.
5. Органы местного самоуправления содействуют органам
территориального общественного самоуправления в осуществлении их
полномочий.
Представители органов территориального общественного
самоуправления вправе участвовать на заседаниях представительного
органа муниципального образования при рассмотрении вопросов,
затрагивающих их интересы.
6. Деятельность территориального общественного самоуправления
(органа) прекращается решением улусного Собрания при нарушении
федеральных законов, законов Республики Саха (Якутия), Устава
муниципального образования "Таттинский улус", устава
территориального общественного самоуправления.
Решение принимается большинством голосов от установленного
числа депутатов.
Глава 4. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 14. Органы местного самоуправления
К органам местного самоуправления относятся:
1) Улусное Собрание муниципального образования "Таттинский
улус" - выборный представительный орган (далее - улусное
Собрание), избираемый в соответствии с Законом Республики Саха
(Якутия) "О выборах депутатов представительных органов местного
самоуправления Республики Саха (Якутия)", полномочия и статус
которого определяются соответствующими положениями настоящего
Устава.
2) Глава муниципального образования "Таттинский улус" -
выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по
осуществлению местного самоуправления на территории Таттинского
улуса, избираемое в соответствии с Законом Республики Саха
(Якутия) "О выборах глав муниципальных образований в Республике
Саха (Якутия)", полномочия и статус которого определяются
соответствующими положениями настоящего Устава.
Глава муниципального образования наделен правами главы
администрации муниципального образования "Таттинский улус" и
осуществляет исполнительно-распорядительные функции местного
самоуправления на территории улуса.
3) Администрация муниципального образования "Таттинский улус" -
исполнительный орган управления, порядок формирования и полномочия
которого определяются соответствующими положениями настоящего
Устава.
4) Иные органы местного самоуправления, образуемые по мере
необходимости, а также с учетом исторических и иных традиций
местного населения.
Статья 15. Улусное Собрание муниципального образования
1. Улусное Собрание - выборный представительный коллегиальный
орган местного самоуправления Таттинского улуса, обладающий правом
представлять интересы населения, принимать от его имени решения.
2. Улусное Собрание состоит из 17 депутатов, избираемых по
мажоритарной системе на основе равного всеобщего и прямого
избирательного права при тайном голосовании и в соответствии с
законом Республики Саха (Якутия) сроком на 5 лет.
Расходы, связанные с выборами, осуществляются за счет средств
местного бюджета.
Порядок деятельности улусного Собрания устанавливается его
Регламентом, который принимается большинством голосов от общего
числа депутатов.
3. Правовое, организационно-информационное и материально -
техническое обеспечение деятельности улусного Собрания
осуществляется главой администрации муниципального образования.
Статья 16. Предметы ведения улусного Собрания
В исключительном ведении улусного Собрания находятся:
1) принятие общеобязательных правил по вопросам местного
значения на территории Таттинского улуса;
2) внесение изменений и дополнений в Устав муниципального
образования "Таттинский улус";
3) рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение бюджета
муниципального образования "Таттинский улус", изменений и
дополнений к нему, осуществление контроля за его исполнением,
утверждение отчета об исполнении бюджета;
4) установление на территории Таттинского улуса местных налогов
и сборов, установление размеров ставок по ним, предоставление
льгот по их уплате в пределах прав, предоставленных налоговым
законодательством;
5) принятие решений о порядке расходования дополнительных
доходов бюджета, полученных в ходе исполнения бюджета, сумм
превышения доходов над расходами;
6) учреждение фондов для кредитования целевых программ и
мероприятий по решению задач местного самоуправления;
7) утверждение структуры и численности исполнительного органа -
администрации муниципального образования "Таттинский улус";
8) принятие программ социально-экономического развития
Таттинского улуса, утверждение отчетов об их исполнении;
9) утверждение планов застройки населенных пунктов в Таттинском
улусе;
10) установление порядка и контроля за пользованием
муниципальными землями;
11) регулирование использования месторождений
общераспространенных полезных ископаемых;
12) установление порядка управления, владения, пользования и
распоряжения муниципальной собственностью, рассмотрение вопросов,
связанных с передачей объектов;
13) участие в охране окружающей среды на территории Таттинского
улуса;
14) принятие решения о назначении местного референдума;
15) утверждение в соответствии с земельным законодательством
нормативных документов по землепользованию;
16) досрочное прекращение полномочий улусного Собрания в
случаях, предусмотренных законодательством;
17) контроль за деятельностью администрации муниципального
образования "Таттинский улус", заслушивание отчета главы
администрации муниципального образования;
18) принятие решения о выражении недоверия главе муниципального
образования "Таттинский улус", председателю улусного Собрания и
его отзыве;
19) учреждение муниципальных наград и почетных званий, звания
"Почетный гражданин Таттинского улуса", утверждение ходатайств о
представлении к присвоению почетных званий и наград;
20) установление правил депутатской этики и ответственности за
их нарушение;
21) установление и изменение границ территорий, на которых
осуществляется территориальное общественное самоуправление с
учетом мнения населения;
22) утверждение положения об удостоверении депутата и его
образца;
23) утверждение символики муниципального образования;
24) утверждение состава избирательной комиссии Таттинского
улуса в соответствии с действующим законодательством;
25) принятие решения о назначении даты выборов главы
муниципального образования;
26) определение порядка и условий предоставления финансовой
помощи и бюджетных ссуд из местного бюджета;
27) рассмотрение вопросов, связанных с передачей объектов
государственной собственности в муниципальную собственность и
муниципальной собственности в государственную;
28) вопросы социальной, экономической, хозяйственной
деятельности предприятий, организаций на территории Таттинского
улуса;
29) согласие на назначение заместителей главы, начальников
управлений и отделов, согласование рекомендаций главы на
назначение руководителей;
30) внесение законопроектов в Государственное Собрание (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия) в порядке законодательной
инициативы.
Статья 17. Организация деятельности улусного Собрания
1. Улусное Собрание является правомочным, если в его состав
избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
2. Первое заседание улусного Собрания муниципального
образования созывается избирательной комиссией не позднее чем в
десятидневный срок после выборов. Открывает заседание председатель
избирательной комиссии.
3. Основной организационной формой деятельности улусного
Собрания является его заседание, которое созывается по мере
необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседание
правомочно, если на нем присутствуют не менее 2/3 от определенного
Уставом числа депутатов (от избранного состава).
4. Улусное Собрание муниципального образования в целях
реализации своих полномочий может образовать постоянные и
временные комиссии, а также рабочие группы. Состав и задачи этих
комиссий и групп определяются улусным Собранием при их
образовании.
Статья 18. Правовые акты улусного Собрания
1. Улусное Собрание по вопросам своего ведения принимает:
- решения - правовые акты нормативного характера;
- резолюции, заявления, обращения - правовые акты резолютивного
характера.
2. Правовой акт считается принятым, если за него проголосовало
более половины от числа присутствующих на заседании депутатов.
3. Правовые акты по вопросам утверждения бюджета и внебюджетных
фондов и отчетов об их исполнении, установления местных налогов и
сборов и предоставления льгот по ним, досрочного прекращения
полномочий улусного Собрания в случае самороспуска, выражения
недоверия главе муниципального образования "Таттинский улус",
досрочного прекращения полномочий главы муниципального
образования, принятия Устава и внесения в него изменений и
дополнений принимаются двумя третями голосов от числа избранных
депутатов.
4. Правовые акты должны содержать указания на финансовые,
материально-технические, организационные средства для обеспечения
их выполнения.
5. Правовые акты улусного Собрания вступают в силу со дня
подписания их председателем улусного Собрания (в его отсутствие -
заместителем), если иное не установлено самим правовым актом.
Срок исполнения правового акта устанавливается улусным
Собранием.
6. Вопрос о недоверии главе муниципального образования не может
быть рассмотрен улусным Собранием в течение года после его
избрания.
Статья 19. Депутат улусного Собрания
1. Депутатом улусного Собрания может быть избран гражданин
Российской Федерации, достигший на день выборов 21 года.
2. Депутат подотчетен избирателям. Срок и форма отчета
устанавливается улусным Собранием.
Статья 20. Сроки полномочий депутата улусного Собрания
1. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и
прекращаются в день первого заседания депутатов улусного Собрания
нового созыва.
Срок полномочий депутата представительного органа
устанавливается в 5 лет.
2. Полномочия депутата представительного органа муниципального
образования устанавливаются в объемах, указанных в статьях 10-17
Закона Республики Саха (Якутия) "О статусе депутата
представительного органа местного самоуправления Республики Саха
(Якутия)".
Полномочия депутата досрочно могут быть прекращены в
соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "О статусе
депутата представительного органа местного самоуправления
Республики Саха (Якутия)".
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается
улусным Собранием двумя третями голосов от установленного числа
депутатов.
Статья 21. Статус депутата улусного Собрания, гарантии его
деятельности
1. Правовое положение депутата улусного Собрания
устанавливается в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия)
"О статусе депутата представительного органа местного
самоуправления Республики Саха (Якутия)".
2. Депутат улусного Собрания имеет удостоверение, выданное в
соответствии с Положением, утвержденным представительным органом
местного самоуправления.
З. Депутат улусного Собрания при выполнении своих обязанностей
и в повседневной жизни соблюдает правила депутатской этики,
утвержденные представительным органом местного самоуправления.
4. Предложения депутата, внесенные в улусное Собрание, подлежат
обязательному рассмотрению.
5. Депутат имеет право на обеспечение представительным и
исполнительным органами местного самоуправления документами,
информационными и справочными материалами, необходимыми в
депутатской деятельности.
6. Депутат улусного Собрания не может быть уволен с места
основной работы по инициативе администрации предприятия,
учреждения, организации независимо от организационно-правовой
формы, формы собственности, без согласия улусного Собрания,
принятого большинством голосов присутствующих на сессии депутатов.
Статья 22. Порядок отзыва депутата
1. Депутат, не выполняющий или ненадлежащим образом выполняющий
свои обязанности, нарушающий Конституцию и законы Республики Саха
(Якутия), Конституцию и законы Российской Федерации, настоящий
Устав, может быть отозван избирателями соответствующего
избирательного округа.
2. Для организации отзыва депутата создается инициативная
группа избирателей соответствующего округа в количестве не менее
10 человек, которая передает в улусное Собрание Таттинского улуса
мотивированное заявление о причинах отзыва депутата.
Заявление рассматривается улусным Собранием и по итогам
обсуждения принимается решение 2/3 голосов от установленного числа
депутатов о проведении в округах голосования избирателей по отзыву
депутата либо об отклонении заявления инициативной группы.
3. Депутат улусного Собрания считается отозванным и его
полномочия прекращаются, если проголосовало более половины
избирателей округа, принявших участие в отзыве.
Статья 23. Порядок работы улусного Собрания
1. Структура и порядок деятельности улусного Собрания
регулируется настоящим Уставом, Регламентом и иными правовыми
актами.
2. Основной организационной формой работы улусного Собрания
являются сессии, которые проводятся по мере необходимости, но не
реже 1 раза в 3 месяца. Сессии правомочны, если на них
присутствуют две трети от установленного числа депутатов улусного
Собрания. Внеочередные сессии созываются по требованию 1/3
депутатов улусного Собрания, либо председателя улусного Собрания
или главы муниципального образования.
3. Организацию работы улусного Собрания обеспечивает глава
муниципального образования.
4. В случае отсутствия председателя улусного Собрания сессию
ведет и подписывает заместитель председателя.
5. Подготовку и предварительное рассмотрение вопросов,
отнесенных к ведению улусного Собрания, осуществляют постоянные и
временные депутатские комиссии и рабочие группы.
6. Расходы по финансированию деятельности улусного Собрания
осуществляются за счет средств местного бюджета.
Статья 24. Председатель улусного Собрания
1. Председатель улусного Собрания избирается из числа депутатов
улусного Собрания по предложению депутатов улусного Собрания,
главы муниципального образования при тайном голосовании
большинством голосов от установленного числа депутатов на
постоянной основе.
2. Председатель улусного Собрания имеет заместителя, избранного
из числа депутатов при тайном голосовании большинством голосов
присутствующих на сессии.
3. Председатель улусного Собрания руководит деятельностью
представительного органа МО, координирует работу его комитетов,
групп.
В своей деятельности председатель подотчетен улусному Собранию,
населению МО, несет ответственность перед населением, государством
в установленном законодательством порядке.
4. Координирует работу по подготовке сессии улусного Собрания,
формирует повестку, доводит до сведения депутатов, населения,
главы муниципального образования, глав наслегов, руководителей
предприятий, учреждений, организаций улуса о повестке, времени и
месте проведения сессии.
5. Председательствует на сессии улусного Собрания, подписывает
протоколы, правовые акты улусного Собрания.
В его отсутствие сессии ведет, подписывает протоколы, правовые
акты улусного Собрания его заместитель.
6. В своей деятельности руководствуется федеральными законами,
законами Республики Саха (Якутия), настоящим Уставом, Регламентом
работы сессии улусного Собрания.
7. Досрочное прекращение полномочий председателя улусного
Собрания может быть произведено при выражении недоверия депутатов,
главы муниципального образования и досрочном отзыве депутатов.
Решение принимается улусным Собранием большинством голосов от
установленного числа депутатов при тайном голосовании.
8. Выражение недоверия и досрочный отзыв должны быть обоснованы
и связаны с нарушениями Конституции РФ, Конституции РС(Я),
федеральных законов, законов РС(Я), Устава муниципального
образования "Таттинский улус", Регламента работы улусного
Собрания.
Статья 25. Контрольные функции улусного Собрания
1. Улусное Собрание контролирует исполнение настоящего Устава,
муниципальных правовых актов главы муниципального образования
должностными лицами администрации муниципального образования,
муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, органами
территориального общественного самоуправления, осуществляет
контроль за исполнением улусного бюджета, реализует иные
контрольные полномочия, предусмотренные настоящим Уставом.
2. Контрольные полномочия осуществляются на сессии улусного
Собрания, в постоянных комиссиях в форме проверок, истребования
соответствующих документов, публичных слушаний.
Статья 26. Глава муниципального образования "Таттинский улус"
1. Глава муниципального образования "Таттинский улус" является
выборным должностным лицом, осуществляющим исполнительно -
распорядительные функции местного самоуправления на территории
улуса.
2. Глава муниципального образования избирается жителями
Таттинского улуса на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании, сроком на 5 лет.
3. Статус главы муниципального образования определяется
Конституцией Республики Саха (Якутия), Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", Законами
Республики Саха (Якутия) "О местном самоуправлении в Республике
Саха (Якутия)", "О статусе главы муниципального образования в
Республике Саха (Якутия)" и настоящим Уставом.
4. Порядок избрания главы муниципального образования
определяется Законом Республики Саха (Якутия) "О выборах глав
муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)".
5. Глава муниципального образования в своей деятельности
подотчетен населению и улусному Собранию.
6. Главой муниципального образования "Таттинский улус" может
быть избран гражданин не моложе 21 года, соответствующий
квалификационным требованиям, изложенным в Законе Республики Саха
(Якутия) "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)", не
признанный судом недееспособным или не содержащийся в местах
лишения свободы по приговору суда.
7. Полномочия главы муниципального образования начинаются со
дня вступления его в должность и прекращаются на день вступления в
должность вновь избранного главы.
Статья 27. Полномочия главы муниципального образования
"Таттинский улус"
1. Принимает к исполнению правовые акты представительного
органа местного самоуправления, осуществляет контроль за их
исполнением в пределах своих полномочий.
2. Руководит деятельностью исполнительного органа на принципах
единоначалия, несет ответственность за надлежащее осуществление
администрацией муниципального образования своих полномочий.
3. Разрабатывает структуру администрации муниципального
образования и представляет на утверждение в улусное Собрание.
4. Назначает должностных лиц, муниципальных служащих и других
работников администрации муниципального образования, заключает с
ними трудовые договоры, утверждает функциональные обязанности.
В отношении руководителей, назначаемых по рекомендации главы
муниципального образования, их кандидатуры согласовывает с улусным
Собранием.
Назначает руководителей предприятий, учреждений и организаций,
находящихся в муниципальной собственности.
Назначает и освобождает глав администраций наслегов, входящих в
муниципальное образование, с учетом мнения населения.
5. Заключает договоры и соглашения с государственными органами,
общественными объединениями, предприятиями и организациями.
6. Ежегодно представляет на утверждение улусному Собранию
бюджет и отчет о его исполнении.
7. Организует разработку и исполнение программ и планов
социально-экономического развития.
8. Осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении
бюджета.
9. Непосредственно или через образуемые им органы решает
вопросы, отнесенные к ведению местного самоуправления, за
исключением тех, которые отнесены к компетенции улусного Собрания.
10. Глава муниципального образования в пределах своих
полномочий издает правовые акты в виде постановлений и
распоряжений, обязательные для исполнения всеми расположенными на
территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо
от их организационно-правовой формы и вида собственности и
гражданами.
11. Акты главы муниципального образования вступают в силу с
момента подписания, если в самом акте не предусмотрено иное.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их
официального обнародования.
По своей инициативе отменяет или изменяет собственные правовые
акты.
Статья 28. Досрочное прекращение полномочий главы
муниципального образования
1. Полномочия главы муниципального образования "Таттинский
улус" могут быть досрочно прекращены кроме случаев, указанных в
п.п. 1 и 2 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) "О статусе
главы муниципального образования в Республике Саха (Якутия)" и при
отзыве избирателями.
2. Инициатива отзыва должна быть обоснованной и оформлена
надлежащим образом в письменном виде с указанием оснований.
Улусное Собрание информирует главу муниципального образования о
времени и месте рассмотрения вопроса об отзыве.
Процедура отзыва начинается при наличии подписей в не меньшем
числе, чем при выдвижении на выборах.
Отзыв считается состоявшимся, если за него проголосовало не
меньшее число граждан, чем то, которым глава был избран.
3. Глава администрации муниципального образования вправе в
любое время уйти в отставку, направив в улусное Собрание
письменное заявление с указанием мотивов отставки. В течение
одного месяца глава муниципального образования вправе отозвать
свое заявление об отставке, либо по истечении одного месяца
уволиться.
4. Решение о выражении недоверия принимается двумя третями
голосов от установленного числа депутатов улусного Собрания.
5. В случае досрочного прекращения полномочий главы
муниципального образования его обязанности передаются первому
заместителю по указу Президента Республики Саха (Якутия).
Статья 29. Первый заместитель главы муниципального образования
1. Первый заместитель главы назначается на должность и
освобождается от должности с согласия улусного Собрания.
2. Первый заместитель главы муниципального образования
исполняет обязанности главы в период его отпуска, командировки,
болезни, а также в случае досрочного прекращения его полномочий.
Первый заместитель главы, исполняя обязанности главы улуса, не
имеет права вносить в Собрание проект решения о проведении
местного референдума.
3. Первый заместитель исполняет иные обязанности, возложенные
на него главой муниципального образования.
Статья 30. Исполнительный орган муниципального образования
1. Администрация муниципального образования "Таттинский улус"
является исполнительно-распорядительным органом местного
самоуправления, осуществляющим управленческие функции
перспективного и оперативного характера на подведомственной
территории в соответствии с действующим законодательством, Уставом
муниципального образования и правовыми актами улусного Собрания
Таттинского улуса.
2. Администрация муниципального образования "Таттинский улус"
обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, бланки
и штамп со своим наименованием.
3. Администрация муниципального образования "Таттинский улус"
подконтрольна в своей деятельности улусному Собранию, а также
непосредственно населению муниципального образования в формах,
установленных законом.
4. Администрация муниципального образования создает структурные
подразделения муниципального образования, находящиеся на
соответствующих территориях наслегов, обладающие полномочиями,
передаваемыми муниципальным образованием с распорядительно -
исполнительными функциями.
Данные подразделения, именуемые администрациями соответствующих
наслегов, обладают правами юридического лица, имеют счета в банках
и органах казначейства, а также гербовую печать, бланки и штампы
со своим наименованием.
Статья 31. Полномочия администрации муниципального образования
Порядок работы администрации муниципального образования
определяется Положением об администрации, утвержденным главой
муниципального образования.
Администрация муниципального образования "Таттинский улус"
осуществляет следующие полномочия:
1) управляет муниципальной собственностью, а также федеральной
и республиканской государственной собственностью, переданной или
делегированной в соответствии с федеральными и республиканскими
законами;
2) разрабатывает проекты планов социально-экономического
развития и организует их выполнение;
3) разрабатывает бюджет и обеспечивает его исполнение;
4) проводит работу по формированию и эффективному использованию
целевых, внебюджетных муниципальных фондов;
5) обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой
политики;
6) организует разработку и осуществление генерального плана,
проектов планировки и застройки, планов землеустройства на
территории Таттинского улуса;
7) выступает заказчиком и выдает разрешение на строительство
объектов социальной и производственной инфраструктуры на
территории Таттинского улуса;
8) осуществляет управление муниципальными землями и контроль за
их использованием на территории муниципального образования;
9) управляет и распоряжается муниципальной собственностью;
10) управляет муниципальным жилищным фондом, коммунально-
бытовым хозяйством, службами благоустройства;
11) организует транспортное обслуживание населения и
муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи и
осуществляет контроль за их деятельностью;
12) создает условия для обеспечения населения услугами
торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
13) управляет муниципальными учреждениями образования,
здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физкультуры и
спорта;
14) осуществляет меры по обеспечению общественного порядка,
организации и содержанию муниципальных органов охраны
общественного порядка, контроля за их деятельностью;
15) осуществляет иные исполнительно-распорядительные полномочия
по обеспечению жизнедеятельности муниципального образования.
Статья 32. Взаимодействие органов местного самоуправления
Улусное Собрание, глава муниципального образования и
администрация муниципального образования взаимодействуют в
интересах муниципального образования и его населения, единства
целей и задач в решении проблем социально-экономического развития
на основе действующего законодательства, Устава, правовых актов
органов муниципального образования.
Статья 33. Денежное содержание и социальные гарантии главы
муниципального образования "Таттинский улус"
1. Социальные гарантии главе муниципального образования
устанавливаются в объемах, указанных в статьях 9-11 Закона
Республики Саха (Якутия) "О статусе главы муниципального
образования в Республике Саха (Якутия)".
Статья 34. Ответственность органов и должностных лиц органов
местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления и должностные лица органов
местного самоуправления несут ответственность перед населением
муниципального образования, государством, физическими и
юридическими лицами в соответствии с законом.
2. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц органов местного самоуправления перед населением
наступает в результате утраты доверия.
3. Ответственность органов и должностных лиц органов местного
самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими
Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции
Республики Саха (Якутия), законов Республики Саха (Якутия) и
Устава муниципального образования.
Статья 35. Муниципальная служба
1. Статус и правовое положение муниципального служащего
определяются Федеральным законом "Об основах муниципальной службы
в РФ" и Законом РС(Я) "О муниципальной службе в РС(Я)".
2. Муниципальный служащий муниципального образования
"Таттинский улус" полностью обладает теми правами, которые
отражены в п. 1 ст. 14 Закона Республики Саха (Якутия) "О
муниципальной службе в РС(Я)".
3. На муниципального служащего муниципального образования
"Таттинский улус" возлагаются все те обязанности, которые указаны
в п.п. 1 и 2 ст. 15 Закона Республики Саха (Якутия) "О
муниципальной службе в РС(Я)".
4. Срок муниципальной службы в муниципальном образовании
"Таттинский улус" составляет 5 лет исходя из срока полномочий
главы муниципального образования "Таттинский улус". Дальнейшее
продление срока службы зависит от избрания главы муниципального
образования "Таттинский улус" на повторный срок и желание
служащего.
5. Граждане, поступающие на муниципальную службу в
муниципальное образование "Таттинский улус", должны отвечать
квалификационным требованиям по должностям муниципальной службы.
6. Муниципальный служащий обязан передать в доверительное
управление под гарантию муниципального образования на время
прохождения муниципальной службы, находящиеся в его собственности
доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в
порядке, установленном положением, утвержденным улусным Собранием.
Глава 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 36. Муниципальная собственность
1. В состав муниципальной собственности входят:
- средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;
- имущество органов местного самоуправления;
- муниципальные предприятия, учреждения и организации;
- муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в
муниципальной собственности;
- муниципальные жилищный и нежилой фонды;
- муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;
- другое муниципальное движимое и недвижимое имущество.
2. От имени муниципального образования "Таттинский улус" право
собственника осуществляют представительный орган, глава
муниципального образования и администрация муниципального
образования.
3. Глава муниципального образования и администрация
муниципального образования в пределах своих полномочий вправе
передавать во временное пользование физическим и юридическим лицам
муниципальное имущество в порядке и на условиях, установленных
Законом Республики Саха (Якутия) "Об управлении государственной и
муниципальной собственностью в Республике Саха (Якутия)".
4. Приватизация муниципального имущества осуществляется по
представлению главы муниципального образования "Таттинский улус" в
соответствии с действующим законодательством, решением улусного
Собрания, принятым большинством голосов от установленного числа
депутатов.
Статья 37. Управление муниципальной собственностью
1. Органы местного самоуправления осуществляют управление
муниципальной собственностью в соответствии с Законом Республики
Саха (Якутия) "Об управлении государственной и муниципальной
собственностью в Республике Саха (Якутия)".
2. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные
унитарные предприятия, учреждения и некоммерческие организации.
Уставы муниципальных унитарных предприятий и учреждений
утверждаются улусным Собранием. Решение принимается простым
большинством от числа присутствующих.
3. Управление муниципальными предприятиями осуществляется
органами местного самоуправления, а также руководителями данных
предприятий и учреждений.
Статья 38. Отношения органов местного самоуправления с
предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в
муниципальной собственности
1. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями,
учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной
собственности, строятся на основе договоров.
2. Органы местного самоуправления вправе координировать участие
предприятий, учреждений и организаций в вопросах комплексного
социально-экономического развития своей территории, объединять на
добровольной основе средства предприятий, учреждений и организаций
для финансирования программ развития, привлекать на договорных
началах предприятия, учреждения и организации к участию в
строительстве, благоустройстве, содержании объектов на своей
территории, участвовать на правах одного из собственников в
создании предприятий смешанных форм собственности.
3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать
ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и
организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными
и республиканскими законами.
Статья 39. Муниципальный заказ
Органы местного самоуправления выступают заказчиком на
выполнение работ по благоустройству, коммунальному обслуживанию
населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов
социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг,
необходимых для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-
культурных потребностей населения, на выполнение других работ с
использованием предусмотренных для этого собственных материальных
и финансовых средств.
Статья 40. Внешнеэкономическая деятельность органов местного
самоуправления
Органы местного самоуправления в интересах населения вправе
осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с
действующим законодательством.
Статья 41. Порядок передачи объектов
1. Для передачи объектов государственной собственности в
муниципальную собственность, представительный орган обращается в
орган по управлению государственным имуществом с предложением о
передаче конкретных объектов, согласовывает с указанным органом их
перечень.
2. Решение о принятии или об отказе в принятии объектов
государственной собственности в муниципальную собственность
выносится улусным Собранием большинством голосов от установленного
числа депутатов.
3. Передача объектов муниципальной собственности в
государственную собственность производится на основании решения
представительного органа муниципального образования, принятого
большинством голосов от установленного числа депутатов.
4. Инициатива передачи объектов государственной собственности в
муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности
в государственную собственность принадлежит органам
государственной власти и местного самоуправления и населению
улуса.
Статья 42. Финансовые ресурсы муниципального образования
Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из
бюджетных, внебюджетных и валютных средств, муниципальных ценных
бумаг, средств, выделенных на компенсацию дополнительных расходов,
возникших в результате решений, принятых органами государственной
власти, кредитов и займов, а также иных средств, предусмотренных
законодательством.
Статья 43. Бюджет муниципального образования
1. Таттинский улус имеет самостоятельный бюджет.
2. Формирование и исполнение бюджета осуществляется
администрацией Таттинского улуса.
3. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются
средствами бюджета.
4. Формирование бюджета осуществляется путем применения единой
методологии, государственных минимальных социальных стандартов,
социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти в
целях обеспечения минимальной бюджетной обеспеченности.
5. Составной частью бюджета являются сметы доходов и расходов
отдельных населенных пунктов, входящих в состав муниципального
образования. Порядок разработки, утверждения и исполнение этих
смет определяется администрацией муниципального образования
"Таттинский улус" самостоятельно.
6. Улусное Собрание самостоятельно разрабатывает положение о
бюджетном процессе в муниципальном образовании улуса в
соответствии с общими принципами бюджетного процесса,
установленными в соответствии с законодательством Российской
Федерации, Республики Саха (Якутия).
7. Составление проектов местного бюджета, утверждение и
исполнение местного бюджета осуществляется в соответствии с
бюджетной классификацией Российской Федерации.
8. Решение о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований
принимает улусное Собрание.
9. В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января
планируемого финансового года, расходование финансовых средств
муниципального образования до утверждения местного бюджета
производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего
года, ежемесячно в размере 1/12 суммы фактически произведенных
расходов с учетом индексации потребительских цен.
10. Контроль за исполнением местного бюджета осуществляется
улусным Собранием. Органы муниципального образования для этой цели
могут привлекать аудиторов.
11. Органы муниципального образования улуса публикуют сведения
об исполнении бюджета за истекший финансовый год в средствах
массовой информации.
12. Органы муниципального образования предоставляют в
установленном порядке сведения об исполнении местного бюджета в
комитет Республики Саха (Якутия) по статистике.
13. Глава муниципального образования, иные должностные лица
местного самоуправления несут ответственность за исполнение
местного бюджета в соответствии с законодательством Российской
Федерации, Республики Саха (Якутия) и Уставом муниципального
образования "Таттинский улус".
14. Органы муниципального образования улуса представляют
отчетность об исполнении местного бюджета в порядке, установленном
федеральными и республиканскими законами.
Статья 44. Доходная часть местного бюджета
Доходы местного бюджета формируются за счет доходов от местных
налогов и доходов за счет отчислений федеральных и региональных
регулирующих налогов, неналоговых доходов, средств финансовой
помощи, средств по взаимным расчетам между уровнями бюджетной
системы и иных средств, предусмотренных Бюджетным кодексом
Российской Федерации и налоговым законодательством Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия).
Статья 45. Доходы и расходы местного бюджета
1. Доходная и расходная части местного бюджета устанавливаются
в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством, а также
с Законом Республики Саха (Якутия) "О финансах местного
самоуправления в Республике Саха (Якутия)".
2. Расходная часть бюджета устанавливается правовым актом
улусного Собрания.
Статья 46. Местные налоги и сборы
Размер местных налогов и сборов, а также льгот от платежей
устанавливает улусное Собрание согласно действующему
законодательству. Решение о льготном налогообложении принимается
после заключения администрации муниципального образования.
Статья 47. Внебюджетные муниципальные фонды
1. Органы местного самоуправления имеют право создавать
внебюджетные муниципальные фонды.
2. Внебюджетные муниципальные фонды создаются на основании
следующих источников:
а) от добровольных взносов юридических и физических лиц;
б) иных поступлений, вне источников местного бюджета;
3. Порядок использования и сбора внебюджетных фондов
контролируется согласно действующему законодательству улусным
Собранием муниципального образования.
|