ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2002 г. N 434
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ В
РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2003-2006 ГОДЫ"
В целях реализации государственной политики в области
поддержки предпринимательства, развития местного производства
непродовольственных потребительских товаров, сферы платных услуг,
туризма, отрасли общественного питания, в соответствии с
постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая
2002 года N 256 "Об упорядочении республиканских целевых программ"
Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу
"Развитие предпринимательства и потребительского рынка
непродовольственных товаров и услуг в Республике Саха (Якутия) на
2003-2006 годы.
2. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин
Э.Б.), Министерству экономического развития Республики Саха
(Якутия) (Данилов В.Д.), Министерству по делам
предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха
(Якутия) (Скрыбыкин А.Н.) при формировании проектов
Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и Инвестиционной
программы Республики Саха (Якутия) на 2003-2006 годы включать
Программу в перечень республиканских целевых программ и ежегодно
уточнять размер ассигнований, выделяемых на ее реализацию, с
учетом возможностей Государственного бюджета Республики Саха
(Якутия).
3. Объемы финансирования, выделяемые на реализацию Программы,
подлежат ежегодному уточнению с учетом исполнения за истекший
период.
4. Возложить на Министерство по делам предпринимательства,
развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (Скрыбыкин
А.Н.) полномочия государственного регулирования и координации
реализации Программы.
5. Министерству по делам предпринимательства, развития туризма
и занятости Республики Саха (Якутия) (Скрыбыкин А.Н.) внести
Республиканскую целевую программу "Развитие предпринимательства и
потребительского рынка непродовольственных товаров и услуг в
Республике Саха (Якутия) на 2003-2006" годы на рассмотрение
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю
за собой.
Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 29 августа 2002 г. N 434
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2003-2006 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
Наименование Программы Республиканская целевая Программа
"Развитие предпринимательства и
потребительского рынка непродовольственных
товаров и услуг в Республике Саха (Якутия)
на 2003-2006 годы"
Наименование, номер и Федеральный закон "О Государственной
дата принятия решения поддержке малого предпринимательства в РФ"
о разработке Программы от 14.06.95 N 88-ФЗ, Федеральный закон
"Об основах туристской деятельности
Российской Федерации" N 132 от 14.10.96,
Закон РС(Я) "О туризме и туристской
деятельности в Республике Саха (Якутия)"
от 29.12.98 З N 59-II, постановление
Правительства РС(Я) "О первоочередных
мерах по развитию рынка платных услуг
населению в РС(Я) на 2000-2001 годы" от
10.06.2000 N 310, постановление
Правительства РС(Я) от 22.02.2002 N 76 "О
правительственных комиссиях по разработке
республиканских целевых программ развития
экономики Республики Саха (Якутия) и
постановление Правительства РС(Я) от
25.05.2002 N 256 "Об упорядочении
республиканских целевых программ"
Государственный Министерство по делам предпринимательства,
заказчик-координатор развития туризма и занятости РС(Я)
Программы
Основные разработчики Министерство по делам предпринимательства,
Программы развития туризма и занятости Республики
Саха (Якутия)
Цель Программы Реализация государственной политики
Президента и Правительства Республики Саха
(Якутия), направленной на формирование
стабильной и устойчивой среды
предпринимательства, на удовлетворение
потребностей населения в
высококачественных товарах и услугах за
счет развития рынка потребительских
непродовольственных товаров, рынка платных
услуг, туризма и общественного питания
Задачи Программы Совершенствование системы государственной
поддержки и стимулирования малого
предпринимательства, развития местного
производства, занятости, сферы платных
услуг, общественного питания, туризма и
обучения основам семейной экономики.
Создание необходимых элементов
инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства, местного
производства, сферы платных услуг,
общественного питания, туризма и
занятости.
Укрепление материально-технической базы
субъектов малого предпринимательства,
местного производства и платных услуг,
туризма и общественного питания.
Создание благоприятного инвестиционного
климата, отработка и внедрение
прогрессивных финансовых технологий по
поддержке малого предпринимательства,
местного производства, сферы платных
услуг, туризма и общественного питания.
Совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
кадров в сфере малого предпринимательства,
местного производства, сфере платных
услуг, туризма и общественного питания.
Повышение качества продукции местного
производства и платных услуг, повышение
культуры обслуживания.
Формирование новых потребительских
стандартов населения.
Обеспечение занятости населения за счет
сохранения и создания новых рабочих мест.
Подпрограммы Подпрограмма "Поддержка малого
предпринимательства и развития занятости в
РС(Я) на 2003-2006 годы".
Подпрограмма "Развитие местного
производства непродовольственных
потребительских товаров в РС(Я) на
2003-2006 годы".
Подпрограмма "Развитие платных услуг
населению в РС(Я) на 2003-2006 годы".
Подпрограмма "Развитие туризма в РС(Я) на
2003-2006 годы".
Подпрограмма "Развитие отрасли
общественного питания РС(Я) на 2003-2006
годы"
Исполнители мероприятий Министерство по делам предпринимательства,
Программы развития туризма и занятости РС(Я),
Министерство финансов РС(Я), Министерство
экономического развития РС(Я),
Министерство имущественных отношений
РС(Я), Министерство сельского хозяйства
РС(Я), Министерство транспорта, связи и
информатизации РС(Я), Министерство внешних
связей РС(Я), Департамент по подготовке,
прогнозированию и расстановке кадров при
Правительстве РС(Я), Департамент по печати
и средствам массовой информации при
Правительстве РС(Я), Госкомитет Республики
Саха (Якутия) по статистике, Госкомитет
Республики Саха (Якутия) по торговле и
материально-техническим ресурсам,
администрации улусов и городов, Якутский
центр стандартизации, метрологии и
сертификации Госстандарта России, ГУ "Фонд
поддержки малого предпринимательства
РС(Я)", ГУ "РИМЦ", предприятия местного
производства, общественного питания, сферы
туризма, транспорта, связи и услуг,
общественные объединения предпринимателей.
Сроки реализации 2003-2006 годы
Программы
Объем и источники Общий объем финансирования Программы на
финансирования весь период реализации составляет 1611,54
Программы млн. рублей, в том числе по источникам
финансирования:
- республиканский бюджет Республики Саха
(Якутия) - 431,41 млн. рублей;
- инвестиционный бюджет - 152,84 млн.
рублей;
- федеральный бюджет - 90,0 млн. рублей;
- местные бюджеты - 107,02 млн. рублей,
- средства рефинансирования ГУ "Фонд
поддержки малого предпринимательства
РС(Я)" - 613,1 млн. рублей;
- средства предприятий - 67,5 тыс. рублей;
- иные источники - 149670 тыс. рублей.
Средства носят проектный характер и будут
скорректированы при формировании
Государственного бюджета Республики Саха
(Якутия) и других источников на
соответствующие годы.
Ожидаемые конечные Улучшение динамики валового регионального
результаты реализации продукта РС(Я) в базовых отраслях
Программы экономики за счет увеличения вклада малого
предпринимательства до 8%, роста реальных
объемов производства услуг до 55%, в т.ч.
рыночных - до 40%.
Рост доли налоговых поступлений в
бюджетную систему РФ от субъектов малого
предпринимательства до 10%, от развития
местного производства непродовольственных
потребительских товаров до - 3,5%, от
развития туризма до - 2,5%, а также
увеличению доли налоговых поступлений за
счет регулярного поступления налогов и
сборов от производства услуг.
Увеличение к 2007 году объемов
производства непродовольственных товаров
до 1107,5 млн. рублей, услуг общественного
питания - до 1380 млн. рублей, оказания
платных услуг населению - до 13738 млн.
рублей, доходов от развития туризма - до
362,9 млн. рублей, в т.ч. от въездного
туризма - до 332,8 млн. рублей.
Увеличение доли численности работающих в
сфере малого предпринимательства в общей
численности занятых в экономике до 20%.
Ликвидация критического уровня износа
основных фондов на предприятиях местного
производства, общественного питания, сферы
услуг.
Сохранение и создание 5500 новых рабочих
мест в области малого предпринимательства,
местного производства, сферы платных
услуг, общественного питания и туризма.
Система организации Министерство по делам предпринимательства,
контроля за развития туризма и занятости РС(Я)
исполнением ежегодно представляет в Правительство
Программы РС(Я) отчет о ходе реализации Программы,
бюджетную заявку на следующий финансовый
год, ежеквартально представляет справочную
и аналитическую информацию о ходе
выполнения Программы в Министерство
экономического развития РС(Я).
ВВЕДЕНИЕ
Республиканская целевая программа "Развитие
предпринимательства и потребительского рынка непродовольственных
товаров и услуг в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы"
(далее именуется Программа) разработана в соответствии с
постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) "О
правительственных комиссиях по разработке республиканских целевых
программ развития экономики Республики Саха (Якутия)" от
22.02.2002 N 76 и "Об упорядочении республиканских целевых
программ" от 25.05.2002 N 256, постановлением Правительства РС(Я)
"О концепции реструктуризации местной промышленности РС(Я) на
период 2000-2004 г.г." от 11.12.99.
Срок реализации Программы рассчитан на 2003-2006 годы и
предусматривает реализацию перспективных направлений развития
малого предпринимательства, местного производства, общественного
питания, платных услуг, туризма, обучения и консультирования
населения основам семейной экономики.
Программа включает пять подпрограмм:
1. Подпрограмма "Поддержка малого предпринимательства и
развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы";
2. Подпрограмма "Развитие местного производства
непродовольственных потребительских товаров в Республике Саха
(Якутия) на 2003-2006 годы";
3. Подпрограмма "Развитие платных услуг населению в Республике
Саха (Якутия) на 2003-2006 годы";
4. Подпрограмма "Развитие туризма в Республике Саха (Якутия)
на 2003-2006 годы";
5. Подпрограмма "Развитие отрасли общественного питания РС(Я)
на 2003-2006 годы".
Республиканская целевая Программа "Обучение и консультирование
населения Республики Саха (Якутия) основам семейной экономики с
2001 по 2004 годы" включена в Подпрограмму "Поддержка малого
предпринимательства и развития занятости в Республике Саха
(Якутия) на 2003-2006 годы" с сохранением предусмотренных средств.
I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
В области развития предпринимательства. Предпринимательство
зарекомендовало себя как одна из самых динамично развивающихся и
жизнеспособных сфер экономики, которая вносит существенный вклад в
стабилизацию социально-экономического состояния общества.
Предприниматели как формирующийся класс участвуют практически во
всех сферах экономики. Но несмотря на наметившуюся в последние два
года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг
субъектов малого предпринимательства, их удельный вес в общем
объеме выпуска товаров и услуг по экспертным оценкам специалистов
не превышает 7%.
Наиболее острыми проблемами при организации бизнеса являются:
- формирование стартового капитала;
- преодоление административных барьеров для осуществления
предпринимательской деятельности;
- отсутствие механизма эффективного использования
государственного имущества;
- нестабильность законодательства и отсутствие надежных
правовых гарантий;
- неразвитость системы информационной поддержки;
- сложность в получении кредитов и нежелание коммерческих
банков кредитовать малый бизнес.
Поддержка предпринимательства является, в первую очередь
задачей региональных структур исполнительной власти и фискальных
органов. Их усилия должны быть направлены на создание необходимых
условий эффективного функционирования малого предпринимательства,
повышения его роли в экономике, государственное регулирование,
контроль за деятельностью субъектов малого предпринимательства.
Необходимость решения комплекса проблем программными методами
диктуется не только положением Федерального закона "О
государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", но и
необходимостью координации работы государственных и
негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.
В области местного производства. В изменившихся экономических
условиях большинство предприятий местной промышленности республики
оказались не готовы к дальнейшему развитию, поскольку уровень
управления, организация сбыта, а также методы их работы на рынке
не соответствовали требованиям работы в рыночных условиях
хозяйствования.
Вследствие этого к 1998 году против 1990 года падение объемов
производства в промышленности, производящей непродовольственные
потребительские товары (без учета ювелирной) составило 96,8%, в
том числе: швейной - 92,5%, мебельной - 85%, обувной и кожевенно -
меховой - 100%. Удельный вес продукции данных отраслей в общем
объеме промышленного производства снизился с 2,5% в 1990 году до
1,2% в 1998 году. За период с 1990 по 1998 годы численность
работников только легкой промышленности сократилась на 6973
человека или на 79,4% и составила к 1998 году 1809 человек, или
примерно 2% от общей численности занятых в промышленном комплексе
республики. Среднемесячная заработная плата составила 1639 рублей
или 49,2% от средней заработной платы работников промышленности
республики. Ухудшилось финансовое положение предприятий. Более
половины предприятий оказалась на грани банкротства.
В результате проявившихся негативных тенденций доля
непродовольственных потребительских товаров местного производства
в потреблении населения республики к началу 90-х годов сократилась
до минимума. В основном спрос населения на эти товары стал
удовлетворяться за счет завоза товаров извне республики.
Подпрограммой будут сняты следующие проблемы:
- значительный физический и моральный износ основных
производственных фондов;
- высокая зависимость производства непродовольственных
потребительских товаров от завоза сырья и вспомогательных
материалов;
- снижение конкурентоспособности продукции, выпускаемой на
предприятиях местного производства республики, и недостаточно
развитая инфраструктура потребительского рынка.
В сфере платных услуг. Дальнейшее развитие сферы услуг будет
зависеть от общей экономической ситуации в республике и
своевременного решения следующих основных проблем:
- снижение спроса населения на услуги, вызванное опережающим
ростом тарифов и цен на платные услуги над доходами жителей
республики, что, в свою очередь, приводит к падению объема
производства услуг в целом;
- значительное сокращение услуг бытового характера, чему
способствовало свертывание предприятий бытового обслуживания
государственной формы собственности, особенно в сельской
местности. Высокая себестоимость оказываемых услуг, а также
сокращение денежных доходов населения сделали непривлекательным
данный сектор для предпринимателей;
- узкая ориентированность специалистов по выпуску
ограниченного ассортимента услуг, недостаточное количество
подготовленных специалистов, необходимых для внедрения и
распространения более широкого спектра услуг, а также повышения
занятости населения в этом сегменте экономики;
- проблема маркетинга;
- несовершенство нормативно-правовой базы, призванной помочь в
развитии рынка платных услуг;
- проблема легализации теневого оборота в сфере платных услуг,
решение которой возможно путем проведения гибкой налоговой
политики в части платежей, зачисляемых в республиканский и местный
бюджеты, совершенствования нормативно-правовой базы, упрощения
процедур регистрации, снятия излишних административных и
бюрократических барьеров;
- устаревшее оборудование на многих предприятиях и отсутствие
средств на его замену или модернизацию.
В области туризма в настоящее время характерными особенностями
сферы туризма в республике являются:
- недостаточный уровень инфраструктуры и материально -
технической базы туристских предприятий;
- низкий уровень обслуживания и профессиональной подготовки
персонала, разобщенность обслуживающих туризм отраслей;
- ограниченность выхода на внешние туристские рынки,
отсутствие целенаправленной имиджевой рекламы республики,
недостаточность государственной финансовой поддержки;
- невысокие показатели туристских потоков и объемов
обслуживания внутреннего и въездного туризма, интенсивное развитие
за период 1990-2002 г.г. выездного туризма;
- наличие большой доли транспортной составляющей в общей
стоимости тура, удорожающей цену услуг и обуславливающей слабую
сбытовую деятельность.
Необходимо решение проблем программными методами в целях
недопущения нерегулируемого развития сферы туризма. В случае
использования только внутриотраслевых резервов и инерционности
происходящих процессов следует ожидать:
- исключения из перспектив социально-экономического развития
республики отрасли экономики, развивающейся на основе
возобновляемых природных ресурсов;
- отставания от процесса развития туризма в следующем
десятилетии, в частности, в Азиатско-Тихоокеанском регионе,
проигрыш в конкурентной борьбе с соседними регионами, способными
предложить аналогичный туристский продукт;
- ослабления возможности масштабной туристской деятельности
местных туристских организаций и захват туристского пространства и
рынка республики внешними туристскими организациями.
В области общественного питания. В течение последних 10 лет
оборот общественного питания республики, как и все отрасли
экономики, претерпел значительные колебания. Так, удельный вес
розничного оборота в общем обороте продовольственных товаров по
республике в 1990 году составлял 11,93%, в 1992 году произошло
снижение до 5,2%, а в 2000 году удельный вес увеличился до 9,11%.
Издержки производства и обращения увеличились с 1991 по 1997
год во много раз и превысили розничный товарооборот в 1,5-2 раза.
Низкие темпы развития общественного питания республики в
рыночных отношениях объясняются не только снижением реальных
доходов населения и изменением платежеспособного спроса, но и
заметными деформациями, происходящими в количественном и
качественном составе сети предприятий, высокой издержкоемкостью
из-за постоянного роста материальных затрат предприятий.
Отсутствует государственная поддержка в выделении
микрокредитов под невысокие банковские проценты предприятиям
общественного питания. Соответственно из-за отсутствия свободных
денежных средств предприятия общественного питания не имеют
цивилизованных отношений с предприятиями местной промышленности
(мебельной, швейной, пищевой), транспортными, ремонтно-бытовыми,
снабженческими.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основной целью Программы является реализация государственной
политики Президента и Правительства Республики Саха (Якутия),
направленной на формирование стабильной и устойчивой среды
предпринимательства, на удовлетворение потребностей населения в
высококачественных товарах и услугах за счет развития рынка
потребительских непродовольственных товаров, рынка платных услуг,
туризма и общественного питания.
Программа предусматривает реализацию перспективных направлений
развития малого предпринимательства, местной промышленности,
платных услуг, туристической деятельности и общественного питания
в республике.
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие
задачи:
- совершенствование системы государственной поддержки и
стимулирования малого предпринимательства, развития местного
производства, занятости, сферы платных услуг, общественного
питания, туризма и обучения основам семейной экономики;
- создание необходимых элементов инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства, местного производства, сферы платных
услуг, общественного питания, туризма и занятости;
- укрепление материально-технической базы субъектов малого
предпринимательства, местного производства и платных услуг,
туризма и общественного питания;
- создание благоприятного инвестиционного климата, отработка и
внедрение прогрессивных финансовых технологий по поддержке малого
предпринимательства, местного производства, сферы платных услуг,
туризма и общественного питания;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации кадров в сфере малого предпринимательства,
местного производства, в сфере платных услуг, туризма и
общественного питания;
- повышение качества продукции местного производства и платных
услуг, повышение культуры обслуживания;
- формирование новых потребительских стандартов населения;
- обеспечение занятости населения за счет сохранения и
создания новых рабочих мест.
Сроки реализации Программы - 2003-2006 годы.
III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Система программных мероприятий в соответствии с целями и
задачами Программы определяет направления и пути решения проблем
развития малого предпринимательства, местной промышленности,
общественного питания, платных услуг, туризма, обучения и
консультирования населения основам семейной экономики.
Программа включает пять подпрограмм:
1. Подпрограмма "Поддержка малого предпринимательства и
развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2002-2006 годы";
2. Подпрограмма "Развитие местного производства
непродовольственных потребительских товаров в Республике Саха
(Якутия) на 2003-2006 годы";
3. Подпрограмма "Развитие платных услуг населению в Республике
Саха (Якутия) на 2002-2003 годы";
4. Подпрограмма "Развитие туризма в Республике Саха (Якутия)
на 2003-2006 годы";
5. Подпрограмма "Развитие отрасли общественного питания РС(Я)
на 2003-2006 годы".
Подпрограмма "Поддержка малого предпринимательства и развития
занятости в РС(Я) на 2003-2006 годы" представляет собой
комплексный план действий по созданию благоприятной нормативной
правовой среды для малого предпринимательства, финансово -
имущественной и информационно-образовательной системы поддержки
малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру
в области предпринимательства. В подпрограмме учитывается
имеющийся к настоящему моменту опыт предшествующих программ. В то
же время подпрограмма исходит из необходимости совершенствования
государственной политики в области поддержки малого
предпринимательства и ее более тесной координации с общими
задачами экономической политики на федеральном уровне на средне- и
долгосрочную перспективу.
Настоящая Подпрограмма направлена на формирование стабильной и
устойчивой среды малого предпринимательства на территории
Республики Саха (Якутия) через совершенствование системы
государственной поддержки на всех уровнях, обеспечение равных прав
для реализации предпринимательских проектов.
Подпрограмма предусматривает реализацию перспективных
направлений развития малого предпринимательства и приоритетных
видов деятельности субъектов малого предпринимательства, которые
служат удовлетворению первоочередных нужд населения, используют в
основном местные ресурсы, включая сырьевые и трудовые, имеют
положительные социальные последствия для жителей.
В Подпрограмме выделено 5 разделов:
Раздел 1. Нормативная правовая и организационная поддержка
малого предпринимательства.
Раздел 2. Развитие инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства.
Раздел 3. Финансово-кредитная и имущественная поддержка малого
предпринимательства.
Раздел 4. Информационное, консультационное и образовательное
обеспечение предпринимательства.
Раздел 5. Научно-аналитическое и статистическое обследование
субъектов малого предпринимательства.
Подпрограмма "Развитие местного производства
непродовольственных потребительских товаров в РС(Я) на 2003-2006
года" разработана на основе анализа современного состояния
потребительского рынка республики, производственной деятельности
отраслей, производящих непродовольственные потребительские товары.
Основные положения Подпрограммы направлены на формирование
эффективной модели развития местного производства, что явится
основой расширения ассортимента и увеличения объемов производства
товаров народного потребления.
Подпрограмма "Развитие рынка платных услуг населению в РС(Я)
на 2003-2006 годы" направлена на обеспечение потребностей
населения и экономики республики платными услугами, увеличение
объемов производства и номенклатуры услуг, повышение их качества,
а также распространение самостоятельной инициативы,
предпринимательской активности граждан в сфере платных услуг и
обеспечение дополнительной занятости трудоспособных граждан.
В Подпрограмме выделено 7 разделов:
Раздел 1. Расширение номенклатуры и повышение качества услуг
на региональном и локальных рынках.
Раздел 2. Децентрализация рынка платных услуг.
Раздел 3. Стимулирование потребительского спроса на платные
услуги.
Раздел 4. Управление себестоимостью услуг.
Раздел 5. Роль и поддержка управляющих государственных
структур.
Раздел 6. Создание условий для развития частного бизнеса и
подготовки кадров для сферы услуг.
Раздел 7. Качественное обновление основных фондов.
Подпрограммы обеспечивают комплексную государственную
поддержку развития рынка платных потребительских услуг. Каждый
раздел Подпрограммы имеет свои цели и задачи, предусматривает
реализацию специфических мер государственного регулирования.
Подпрограмма "Развитие туризма в РС(Я) на 2003-2006 годы"
определяет проведение государственной политики, обеспечивающей
содействие развитию въездного и внутреннего туризма и
регулирование сферы выездного туризма в Республике Саха (Якутия).
Мероприятия подпрограммы направлены на углубление специализации и
кооперации туристской индустрии и смежных отраслей, стимулирование
предпринимательства в сфере туризма, а также обеспечение
эффективного управления качеством предоставляемых услуг и
регулирования туристских формальностей.
Круг подпрограммных мероприятий определяется как система
взаимоувязанных социально-экономических, производственных,
организационно-хозяйственных и других мероприятий.
В Подпрограмме выделено 3 раздела:
Раздел 1. Формирование демонстрационных проектов, развитие
структурной и материально-технической базы туризма.
Раздел 2. Маркетинговые мероприятия и рекламно-информационное
продвижение туристского продукта.
Раздел 3. Формирование механизмов государственного
регулирования туристской деятельности и управления качеством
услуг.
Исходя из основных установок подпрограммы с учетом социально -
экономической ситуации в Российской Федерации и Республике Саха
(Якутия) мероприятия подпрограммы будут направлены на приостановку
процессов неуправляемого спада в туристской деятельности в сфере
въездного и внутреннего туризма и стабилизацию основных
параметров, характеризующих туристскую деятельность в республике.
Подпрограмма предусматривает определение основных туристских
ресурсов, создание благоприятной нормативно-правовой среды для
эффективного развития рынка туристских услуг, проведение
мероприятий по имиджевой рекламе Республики Саха (Якутия), как
туристского направления, и продвижению приоритетных проектов с
целью обслуживания туристских потоков.
Подпрограмма "Развитие отрасли общественного питания РС(Я) на
2003-2006 годы".
Подпрограмма предусматривает разработку комплекса мер и
механизмов, направленных на стабилизацию и дальнейшее развитие
сферы общественного питания республики с традиционным национальным
ассортиментом продукции и национальных кухонь народов России,
Республики Саха (Якутия).
Система программных мероприятий определяет работы по следующим
направлениям:
Раздел 1. Разработка эффективной государственной политики по
поддержке отрасли.
Раздел 2. Развитие предприятий общественного питания
общедоступной сети.
Раздел 3. Совершенствование сети питания учреждений бюджетной
сферы.
Раздел 4. Организация питания на предприятиях.
Раздел 5. Организация питания малоимущих слоев населения.
Раздел 6. Научно-исследовательская работа в сфере
общественного питания.
Раздел 7. Обеспечение безопасности оказываемых услуг.
Раздел 8. Подготовка кадров.
Ежегодно по каждой Подпрограмме будет разрабатываться План
действий с указанием конкретных исполнителей и сроков реализации
отдельных мероприятий.
IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации Программы на весь период требуется всего
1611,54 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
тыс. руб.
---------------T----------------------------------------T---------
| Источники |Объемы финансирования программы по годам| Всего |
|финансирования+---------T----------T---------T---------+ |
| | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
+--------------+---------+----------+---------+---------+--------+
| РБ | 163350 | 111630 | 89010 | 67420 | 431410 |
| ИБ | 93890 | 26150 | 19250 | 13550 | 152840 |
| ФБ | 21000 | 22000 | 23000 | 24000 | 90000 |
| МБ | 25000 | 25280 | 26870 | 29870 | 107020 |
| СРФ | 50875 | 149909 | 193579 | 218781 | 613144 |
| ИИ | 38800 | 37440 | 36070 | 37360 | 149670 |
| ССП | 14600 | 17300 | 20200 | 15400 | 67500 |
+--------------+---------+----------+---------+---------+--------+
| ИТОГО | 407515 | 389709 | 407979 | 406381 |1611584 |
L--------------+---------+----------+---------+---------+---------
Объемы и структура источников финансирования Программы
подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными
возможностями республиканского, инвестиционного, местного бюджетов
и иных средств. В целях эффективного и рационального использования
средств республиканского бюджета финансирование Подпрограмм
осуществляется согласно утвержденной смете расходов.
V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации Программы базируется на общих принципах
осуществления политики государственного протекционизма и
социального партнерства Правительства Республики Саха (Якутия) и
хозяйствующих субъектов, в т.ч. индивидуальных предпринимателей,
по реализации мероприятий по поддержке и развитию
предпринимательства, местного производства непродовольственных
потребительских товаров, платных услуг, туризма и общественного
питания согласно Планам действий с указанием конкретных
исполнителей и сроков выполнения отдельных мероприятий каждой
Подпрограммы.
Государственным заказчиком-координатором Программы является
Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и
занятости Республики Саха (Якутия), функции которого заключаются
в:
- создании законодательной, нормативно-правовой и методической
базы для развития местного производства;
- создании экономических рычагов воздействия, включающих
финансово-кредитный механизм Программы;
- создании и поддержке эффективных механизмов использования
средств республиканского и инвестиционного бюджетов для достижения
целей Программы;
- организации и проведении информационной работы среди
населения;
- обеспечении контроля за реализацией Программы с целью
анализа ситуации, обобщения положительного и отрицательного опыта.
Основой механизма реализации Подпрограммы в части
финансирования является система договоров, заключенных между
заказчиком Подпрограммы и исполнителем мероприятий. Исполнители
мероприятий Программы определяются на конкурсной основе.
Обязательным условием участия предприятий в Программе является
предоставление инвестиционных проектов, описывающих их
необходимость и подтверждающих эффективность мер поддержки.
Отбор инвестиционных проектов производится на конкурсной
основе.
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Организация управления реализацией Программы и контроль за
ходом ее реализации возлагаются на Министерство по делам
предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха
(Якутия), являющееся государственным заказчиком-координатором.
Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и
занятости Республики Саха (Якутия) несет ответственность за
реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия
по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и
эффективному использованию средств республиканского и
инвестиционного бюджетов, составляет и в установленном порядке
представляет бюджетную заявку на выделение ассигнований из
республиканского и инвестиционного бюджетов для финансирования
Программы на очередной финансовый год, готовит аналитические и
информационные справки о ходе ее реализации.
Государственный заказчик-координатор организует
информационно-разъяснительную работу среди населения через
печатные и электронные средства массовой информации, а также путем
проведения выставок, конференций и семинаров.
Оценка реализации Программы производится ежеквартально, а
также по итогам года.
Исполнители Программы ежеквартально, а также по итогам года,
до 1 марта, представляют государственному заказчику-координатору
сводную информацию о результатах выполнения мероприятий Программы.
Государственный заказчик-координатор совместно с исполнителями
анализирует и корректирует ход выполнения мероприятий Подпрограмм,
ежегодно до 1 апреля представляет информацию об исполнении каждой
Подпрограммы за истекший отчетный год в Правительство Республики
Саха (Якутия) и вносит предложения по совершенствованию
реализации каждой Подпрограммы.
VII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, ПРОГНОЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ,
ИНДИКАТОРОВ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий Программы в 2003-2006 годах будет
содействовать позитивным изменениям в социально-экономической
ситуации в республике, дальнейшему развитию предпринимательства,
местного производства, сферы услуг, туризма и отрасли
общественного питания, формированию рыночной системы
хозяйствования на территории республики и приведет к следующим
положительным результатам на начало 2007 года:
улучшение динамики валового регионального продукта РС(Я) в
базовых отраслях экономики за счет увеличения вклада малого
предпринимательства до 8%, роста реальных объемов производства
услуг до 55%, в т.ч. рыночных - до 40%;
рост доли налоговых поступлений в бюджетную систему РФ от
субъектов малого предпринимательства до 10%, от развития местного
производства непродовольственных потребительских товаров - до
3,5%, от развития туризма - до 2,5%, а также увеличение доли
налоговых поступлений за счет регулярного поступления налогов и
сборов от производства услуг и местного производства
непродовольственных потребительских товаров;
увеличение к 2007 году объемов производства
непродовольственных товаров до 1107,5 млн. рублей, от услуг
общественного питания - до 1380 млн. рублей, от оказания платных
услуг населению - до 13738 млн. рублей, доходов от развития
туризма - до 362,9 млн. рублей, в т.ч. от въездного туризма - до
332,8 млн. рублей;
увеличение доли численности работающих в сфере малого
предпринимательства в общей численности занятых в экономике до
20%;
ликвидация критического уровня износа основных фондов на
предприятиях местного производства, общественного питания, сферы
услуг;
сохранение и создание 5500 новых рабочих мест в области малого
предпринимательства, местного производства, сферы платных услуг,
общественного питания и туризма.
Приложение N 1
к Республиканской целевой программе
"Развитие предпринимательства и
потребительского рынка непродовольственных
товаров и услуг в Республике Саха (Якутия)
на 2003-2006 годы", утвержденной
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 29 августа 2002 г. N 434
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
(В ЦЕНАХ 2002 ГОДА)
(млн. рублей)
--------T------T----------T-------------------------------T-------------------------------------------T--------------------------------T-------T------
| N | Годы | Всего | Федеральный бюджет | Бюджет РС(Я) | Внебюджетные источники |Местный| СРФ |
|проекта| |финансовых+-----T-----------T-------T-----+------T-----------T-------T-----T----------+------T-----------T-------T-----+бюджет | |
| | | средств |Всего|Капитальные|Прочие |НИОКР|Всего |Капитальные|Прочие |НИОКР|В т.ч. на |Всего |Капитальные|Прочие |НИОКР| | |
| | | | | вложения |текущие| | | вложения |текущие| |возвратной| | вложения |текущие| | | |
| | | | | |затраты| | | |затраты| | основе | | |затраты| | | |
+-------+------+----------+-----+-----------+-------+-----+------+-----------+-------+-----+----------+------+-----------+-------+-----+-------+-----+
| 1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 8 | 10 | 11 | 12 | 14 | 16 | 17 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
+-------+------+----------+-----+-----------+-------+-----+------+-----------+-------+-----+----------+------+-----------+-------+-----+-------+-----+
| Республиканская целевая программа "Развитие предпринимательства и потребительского рынка непродовольственных товаров и услуг |
| в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы" |
+-------T------T----------T-----T-----------T-------T-----T------T-----------T-------T-----T----------T------T-----------T-------T-----T-------T-----+
| 1 |ИТОГО:| 1611,54 | 90 | | 90 | |584,25| 152,84 | 426,81| 4,6| 330,24 |217,17| 69,67 | 147,5 | |107,02 |613,1|
| 2 |2003 | 407,54 | 21 | | 21 | |257,24| 93,89 | 162,15| 1,2| 179,09 | 53,40| 18,80 | 34,6 | | 25,00 | 50,9|
| 3 |2004 | 389,60 | 22 | | 22 | |137,78| 26,15 | 110,13| 1,5| 65,55 | 54,74| 17,44 | 37,3 | | 25,28 |149,8|
| 4 |2005 | 408,00 | 23 | | 23 | |108,26| 19,25 | 88,01| 1,0| 47,55 | 56,27| 16,07 | 40,2 | | 26,87 |193,6|
| 5 |2006 | 406,40 | 24 | | 24 | | 80,97| 13,55 | 66,52| 0,9| 38,05 | 52,76| 17,36 | 35,4 | | 29,87 |218,8|
+-------+------+----------+-----+-----------+-------+-----+------+-----------+-------+-----+----------+------+-----------+-------+-----+-------+-----+
| 1. Подпрограмма "Поддержка малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы" |
+-------T------T----------T-----T-----------T-------T-----T------T-----------T-------T-----T----------T------T-----------T-------T-----T-------T-----+
| 6 |ИТОГО:| 695,6 | 80 | | 80 | |112,9 | | 112,9 | | 74,4 | 80 | | 80 | | 84 |338,7|
| 7 |2003 | 136,9 | 20 | | 20 | | 30 | | 30 | | 20 | 20 | | 20 | | 17 | 49,9|
| 8 |2004 | 153,6 | 20 | | 20 | | 29,9 | | 29,9 | | 20 | 20 | | 20 | | 20 | 63,7|
| 9 |2005 | 196 | 20 | | 20 | | 29,3 | | 29,3 | | 20 | 20 | | 20 | | 22 |104,7|
| 10 |2006 | 209,1 | 20 | | 20 | | 23,7 | | 23,7 | | 14,4 | 20 | | 20 | | 25 |120,4|
+-------+------+----------+-----+-----------+-------+-----+------+-----------+-------+-----+----------+------+-----------+-------+-----+-------+-----+
| 2. Подпрограмма "Развитие местного производства непродовольственных потребительских товаров в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы" |
+-------T------T----------T-----T-----------T-------T-----T------T-----------T-------T-----T----------T------T-----------T-------T-----T-------T-----+
| 11 |ИТОГО:| 525,44 | | | | |226,84| 123,84 | 100,60| 2,4| 163,84 | 58,20| 18,2 | 40 | | |240,4|
| 12 |2003 | 172,94 | | | | |154,64| 83,89 | 70,15| 0,6| 123,89 | 18,30| 8,3 | 10 | | | |
| 13 |2004 | 119,7 | | | | | 28,9 | 18,15 | 10,15| 0,6| 18,15 | 13,20| 3,2 | 10 | | | 77,6|
| 14 |2005 | 116,7 | | | | | 24,0 | 13,25 | 10,15| 0,6| 13,25 | 12,30| 2,3 | 10 | | | 80,4|
| 15 |2006 | 116,1 | | | | | 19,3 | 8,55 | 10,15| 0,6| 8,55 | 14,40| 4,4 | 10 | | | 82,4|
+-------+------+----------+-----+-----------+-------+-----+------+-----------+-------+-----+----------+------+-----------+-------+-----+-------+-----+
| 3. Подпрограмма "Развитие платных услуг населению в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы" |
+-------T------T----------T-----T-----------T-------T-----T------T-----------T-------T-----T----------T------T-----------T-------T-----T-------T-----+
| 16 |ИТОГО:| 168,1 | | | | | 92,71| 29 | 63,71| | 34,2 | 18,37| 10,37 | 8 | | 23,02 | 34 |
| 17 |2003 | 44,3 | | | | | 30,00| 10 | 20 | | 10,2 | 5,3 | 3,8 | 1,5 | | 8,0 | 1,0|
| 18 |2004 | 42,0 | | | | | 23,98| 8 | 15,98| | 8 | 4,24| 2,24 | 2,0 | | 5,28 | 8,5|
| 19 |2005 | 38,2 | | | | | 21,16| 6 | 15,16| | 8 | 3,67| 2,17 | 1,5 | | 4,87 | 8,5|
| 20 |2006 | 43,6 | | | | | 17,57| 5 | 12,57| | 8 | 5,16| 2,16 | 3,0 | | 4,87 | 16 |
+-------+------+----------+-----+-----------+-------+-----+------+-----------+-------+-----+----------+------+-----------+-------+-----+-------+-----+
| 4. Подпрограмма "Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы" |
+-------T------T----------T-----T-----------T-------T-----T------T-----------T-------T-----T----------T------T-----------T-------T-----T-------T-----+
| 21 |ИТОГО:| 62 | 10 | | 10 | | 52 | | 52 | | | | | | | | 0 |
| 22 |2003 | 11 | 1 | | 1 | | 10 | | 10 | | | | | | | | 0 |
| 23 |2004 | 17 | 2 | | 2 | | 15 | | 15 | | | | | | | | 0 |
| 24 |2005 | 17 | 3 | | 3 | | 14 | | 14 | | | | | | | | 0 |
| 25 |2006 | 17 | 4 | | 4 | | 13 | | 13 | | | | | | | | 0 |
+-------+------+----------+-----+-----------+-------+-----+------+-----------+-------+-----+----------+------+-----------+-------+-----+-------+-----+
| 5. Подпрограмма "Развитие отрасли общественного питания в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы" |
+-------T------T----------T-----T-----------T-------T-----T------T-----------T-------T-----T----------T------T-----------T-------T-----T-------T-----+
| 26 |ИТОГО:| 160,4 | | | | | 99,8 | | 97,6 | 2,2| 57,8 | 60,6 | 41,1 | 19,5 | | | 0 |
| 27 |2003 | 42,4 | | | | | 32,6 | | 32,0 | 0,6| 25,0 | 9,8 | 6,7 | 3,1 | | | 0 |
| 28 |2004 | 57,3 | | | | | 40,0 | | 39,1 | 0,9| 19,4 | 17,3 | 12,0 | 5,3 | | | 0 |
| 29 |2005 | 40,1 | | | | | 19,8 | | 19,4 | 0,4| 6,3 | 20,3 | 11,6 | 8,7 | | | 0 |
| 30 |2006 | 20,6 | | | | | 7,4 | | 7,1 | 0,3| 7,1 | 13,2 | 10,8 | 2,4 | | | 0 |
L-------+------+----------+-----+-----------+-------+-----+------+-----------+-------+-----+----------+------+-----------+-------+-----+-------+------
Приложение N 2
к Республиканской целевой программе
"Развитие предпринимательства и
потребительского рынка непродовольственных
товаров и услуг в Республике Саха (Якутия)
на 2003-2006 годы", утвержденной
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 29 августа 2002 г. N 434
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОГРАММЕ
МПТиЗ РС(Я) - Министерство по делам предпринимательства,
развития туризма и занятости РС(Я);
МЭР РС(Я) - Министерство экономического развития РС(Я);
MИO РС(Я) - Министерство имущественных отношений РС(Я);
МФ РС(Я) - Министерство финансов Республики Саха (Якутия);
МВД РС(Я) - Министерство внутренних дел РС(Я);
МВС РС(Я) - Министерство внешних связей РС(Я);
Минпром РС(Я) - Министерство промышленности РС(Я);
МСХ РС(Я) - Министерство сельского хозяйства РС(Я);
Минтруд РС(Я) - Министерство труда и социального развития
РС(Я);
МОП РС(Я) - Министерство охраны природы РС(Я);
МТСИ РС(Я) - Министерство транспорта, связи и информатизации
РС(Я);
МТиСР РС(Я) - Министерство труда и социального развития
Республики Саха (Якутия);
МЖКХ и Э РС(Я) - Министерство жилищно-коммунального хозяйства
и энергетики РС(Я);
Минстрой РС(Я) - Министерство строительства и архитектуры
Республики Саха (Якутия);
Минздрав РС(Я) - Министерство здравоохранения Республики Саха
(Якутия);
МО РС(Я) - Министерство образования Республики Саха (Якутия);
ММПФКиС РС(Я)- Министерство по молодежной политике, физической
культуре и спорту РС(Я);
МЧС РС(Я) - Министерство по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий РС(Я);
Госкомторговли РС(Я) - Государственный Комитет по торговле и
материально-техническим ресурсам РС(Я);
Госкомстат РС(Я) - Государственный комитет Республики Саха
(Якутия) по статистике;
КомСЭС - Комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору;
ДПиСМИ РС(Я) - Департамент по печати и средствам массовой
информации при Правительстве Республики Саха (Якутия);
Департамент по подготовке кадров РС(Я) - Департамент по
прогнозированию, подготовке и расстановке кадров при Правительстве
РС(Я);
ГРУ - Государственное ревизионное управление при Правительстве
РС(Я);
ЯЦСМиС Госстандарта РФ - Якутский центр стандартизации,
метрологии и сертификации Госстандарта Российской Федерации;
ГУ ФПМП РС(Я) - Фонд поддержки малого предпринимательства
РС(Я);
ГУ РИМЦ - Республиканский информационно-маркетинговый центр;
ИРЭ АН РС(Я) - Институт региональной экономики Академии наук
Республики Саха (Якутия);
ЯГУ - Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова;
КС при Президенте ГС(Я) - Координационный совет по поддержке и
развитию предпринимательства при Президенте РС(Я);
Исп. дирекция ГПРСЭ - исполнительная дирекция по
государственной поддержке развития семейной экономики в РС(Я);
ТПП РС(Я) - Торгово-промышленная палата Республики Саха
(Якутия);
ГУДО - государственное учреждение дополнительного образования;
ГУП ЦРТ "Саха-тур" - Центр развития туризма "Саха-тур";
СМП - субъекты малого предпринимательства;
СТД - субъекты туристической деятельности;
РБ - республиканский бюджет;
ФБ - федеральный бюджет;
ИБ - средства Инвестиционного бюджета;
МБ - местный (улусный, городской) бюджет;
СРФ - средства рефинансирования фондов поддержки
предпринимательства;
ССП - собственные средства предприятий;
ИИ - иные (привлеченные) источники.
Дальнейший текст Программы не приводится
|