ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2002 г. N 3-68/02
О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РС(Я)
"О ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ГРАЖДАН
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)>
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Александровой Р.С.,
при секретаре Бережнове Е.К.,
с участием прокурора Яковлевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 21
августа 2002 г. дело по заявлению Прокурора Республики Саха
(Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству
отдельных положений Закона РС(Я) "О личном подсобном хозяйстве
граждан в Республике Саха (Якутия)",
установил:
Постановлением Палаты Представителей Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2000 г. принят
Закон "О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха
(Якутия)".
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании
недействующими и не подлежащими применению отдельных положений
названного закона по тем основаниям, что они приняты в нарушение
требований законодательства.
В судебном заседании прокурор Яковлева С.Н. поддержала
заявление в полном объеме.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Иванов
П.В. заявление прокурора признал частично. Не признал в части
признания недействующими Преамбулы и п. 3 ст. 3 Закона по тем
основаниям, что федеральный закон, регулирующий порядок
осуществления гражданами личного подсобного хозяйства,
отсутствует, в связи с этим полагает, что Республика Саха (Якутия)
как субъект Российской Федерации вправе осуществлять правовое
регулирование. Установление правовых основ в указанной области
является основой оспариваемого закона, без которой сам Закон
теряет свой смысл и назначение. Поэтому требование прокурора о
признании противоречащей федеральному законодательству в части
Преамбулы не подлежит удовлетворению. П. 3 ст. 3 Закона принят в
соответствии с требованиями федерального законодательства, т.к.
деятельность граждан по ведению личного подсобного хозяйства
регулируется не только гражданским, но и земельным, трудовым
законодательством, в связи с этим по предмету совместного ведения
Республика Саха (Якутия) вправе осуществлять правовое
регулирование. Кроме того, он пояснил, что в отношении других
оспариваемых прокурором норм Государственным Собранием (Ил Тумэн)
РС(Я) принят проект закона о внесении изменений, окончательно
закон еще не принят.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные документы,
суд полагает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В Преамбуле Закона Республики Саха (Якутия) "О личном подсобном
хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)" установлено, что
настоящий закон определяет правовые основы организации и ведения
гражданами личного подсобного хозяйства, а также меры по поддержке
их органами государственной власти и органами местного
самоуправления в Республике Саха (Якутия).
Данная формулировка в части установления законом субъекта РФ
правовых основ организации и ведения гражданами личного подсобного
хозяйства противоречит требованиям п. 1 ст. 12 Федерального закона
"О принципах и порядке разграничения предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации" от 24 июня 1999 г., согласно которому по вопросам,
отнесенным частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, издаются федеральные законы, определяющие
основы (общие принципы) правового регулирования. Поскольку в
Преамбуле Закона РС(Я) установлены не соответствующие субъекту РФ
полномочия, она в указанной части подлежит признанию недействующей
и не подлежащей применению.
Доводы представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я)
о том, что Преамбула Закона РС(Я) не противоречит требованиям
федерального законодательства, т.к. принята в пределах полномочий,
подлежат отклонению, как не основанные на правильном толковании
закона. Часть 2 ст.2 названного Федерального закона касается иного
предмета, а именно: осуществления правового регулирования, а не
установления правовых основ. Федеральный законодатель установил
правило, в соответствии с которым по вопросам, отнесенным частью 1
ст. 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
издаются федеральные законы, определяющие правовые основы
правового регулирования, а субъект Российской Федерации
осуществляет собственное правовое регулирование в пределах
установленных основ. При этом до принятия федеральных законов по
вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ
вправе осуществлять правовое регулирование. После принятия
соответствующего федерального закона законы и иные нормативные
правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с
принятым федеральным законом. Из указанного не следует право
законодательных и исполнительных органов государственной власти
субъекта Российской Федерации по установлению правовых основ.
В п. 3 статьи 3 Закона РС(Я) "О личном подсобном хозяйстве
граждан в Республике Саха (Якутия)" установлено, что вмешательство
органов государственной власти и органов местного самоуправления в
деятельность граждан по ведению личного подсобного хозяйства не
допускается, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Из содержания данной нормы следует, что допускается
вмешательство органов государственной власти Республики Саха
(Якутия) в деятельность граждан по ведению личного подсобного
хозяйства. При этом под вмешательством понимается осуществление
правового регулирования в этой области путем установления
определенных ограничений, изменения сложившихся правоотношений.
Личное подсобное хозяйство, как установлено в п. "а" ст. 1 Закона
РС(Я), представляет собой форму ведения сельскохозяйственного
производства, традиционных занятий и промыслов, в которой личным
трудом гражданина и (или) членов его семьи осуществляется
производство сельскохозяйственной и промысловой продукции для
личного потребления, а также для реализации в целях удовлетворения
своих материальных и иных потребностей. Из указанного следует, что
гражданин, осуществляющий личное подсобное хозяйство, является
одним из участников гражданского оборота, он может вступать в
различные правоотношения с другими участниками, между ними могут
возникать обязательственные отношения имущественного характера.
Поэтому деятельность гражданина по ведению личного подсобного
хозяйства в соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса
Российской Федерации регулируется в том числе и гражданским
законодательством. Поскольку гражданское законодательство в
соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации
находится в исключительном ведении Российской Федерации,
Республика Саха (Якутия) не вправе осуществлять правовое
регулирование в этой области. Следовательно, п. 3 ст. 3 Закона
РС(Я), как допускающий такое регулирование, противоречит
требованиям федерального законодательства, подлежит признанию
недействующим и не подлежащим применению.
Пункт 2 статьи 4, пункт 1 статьи 8, пункт 2 статьи 9, пункт 1
статьи 10, пункты "в", "е", "ж" статьи 11, пункт 1 статьи 12
Закона Республики Саха (Якутия) "О личном подсобном хозяйстве
граждан в Республике Саха (Якутия)" от 14 июня 2000 г. подлежат
признанию недействующими и не подлежащими применению по
основаниям, изложенным прокурором в письменном заявлении, как
противоречащие требованиям федерального законодательства.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Иванов
П.В. в указанной части заявление прокурора признал. Кроме того,
суд учитывает, что по указанным нормам Закона Государственным
Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) 4 июля 2002 г. принят проект закона о
внесении изменений и дополнений, которые по своему содержанию
исключают положения, противоречащие федеральному законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК
РСФСР, Верховный суд РС(Я)
решил:
Удовлетворить заявление прокурора.
Признать Преамбулу в части, определяющей правовые основы, пункт
3 статьи 3 в указанной выше части, пункт 2 статьи 4, пункт 1
статьи 8, пункт 2 статьи 9, пункт 1 статьи 10, пункты "в", "е",
"ж" статьи 11, пункт 1 статьи 12 Закона Республики Саха (Якутия)
"О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)"
от 14 июня 2000 г. противоречащими федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащими применению со дня вступления
решения в законную силу.
Сведения о принятом решении опубликовать в средствах массовой
информации.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд
Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в
окончательной форме.
Председательствующий
Р.С.АЛЕКСАНДРОВА
|