Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РС(Я) ОТ 16.08.2002 N 3-67/02 О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РС(Я) "ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


                ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 16 августа 2002 г. N 3-67/02
                                   
                     О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ
           ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
              ЗАКОНА РС(Я) "ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
                ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)">
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
   
       председательствующего                      Александровой Р.С.,
       при секретаре                                    Лукиной А.Е.,
       с участием прокурора                           Яковлевой С.Н.,
   
       рассмотрев  в  открытом судебном заседании в  гор.  Якутске  16
   августа  2002  г.  дело  по  заявлению  Прокурора  Республики  Саха
   (Якутия)  о признании противоречащими федеральному законодательству
   отдельных  положений  Закона РС(Я) "Об особо  охраняемых  природных
   территориях Республики Саха (Якутия)",
   
                              установил:
   
       Постановлением Палаты Представителей Государственного  Собрания
   (Ил  Тумэн) от 6 мая 1996 г. принят Закон Республики Саха  (Якутия)
   "Об   особо   охраняемых  природных  территориях  Республики   Саха
   (Якутия)". 15 февраля 2001 г. в него внесены изменения.
       Прокурор  РС(Я)  обратился  в  суд  с  заявлением  о  признании
   недействующими  и  не  подлежащими применению  отдельных  положений
   указанного  закона по тем основаниям, что они приняты  в  нарушение
   требований федерального законодательства.
       В   судебном   заседании  прокурор  Яковлева  С.Н.   поддержала
   заявление   в   полном  объеме  и  полагала  необходимым   признать
   оспариваемые  нормы  недействующими и не подлежащими  применению  с
   момента вступления решения в законную силу.
       Представитель  Управления  Министерства  юстиции  РФ  по  РС(Я)
   Стручков И.В. заявление прокурора поддержал в полном объеме.
       Представители Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Иванов
   П.В.  и  Министерства охраны природы РС(Я) Лазарев И.К.  и  Ефремов
   Д.П.  заявление  прокурора признали частично. В  обоснование  своих
   возражений  они  пояснили, что п. 2 ст. 5 Закона  РС(Я)  по  своему
   содержанию     не     противоречит     требованиям     федерального
   законодательства,  т.к.  решения об  образовании  особо  охраняемых
   природных территорий республиканского значения в соответствии с  ч.
   2   ст.  2  Федерального  закона  "Об  особо  охраняемых  природных
   территориях"    могут    приниматься   соответствующими    органами
   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органами
   местного   самоуправления.  Статьи  7  и   12   Закона   РС(Я)   не
   противоречат требованиям федерального законодательства, т.к. в  них
   установлен  правовой  статус отдельной категории  особо  охраняемой
   территории  - национального природного парка, который не  идентичен
   понятиям  национального парка и природного парка,  установленных  в
   федеральном  законе. Установление такой категории особо  охраняемой
   территории,  по мнению представителей Государственного  Собрания  и
   Министерства охраны природы РС(Я), соответствует требованиям  ч.  2
   ст.   2   Федерального   закона  "Об  особо  охраняемых   природных
   территориях". Согласны с заявлением прокурора в части  противоречия
   требованиям  федерального законодательства п.  1  и  п.  3  ст.  3,
   подпункта 4 пункта 1 ст. 11, п. 1 ст. 16 Закона РС(Я).
       Выслушав  объяснения  сторон, исследовав  материалы  дела,  суд
   полагает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
       В  соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РС(Я) "Об особо  охраняемых
   природных  территориях  Республики Саха  (Якутия)"  государственное
   управление  и  государственный  контроль  и  управление  в  области
   организации   и   функционирования   особо   охраняемых   природных
   территорий    федерального   значения   осуществляется    совместно
   Правительствами Российской Федерации и Республики Саха  (Якутия)  и
   специально  уполномоченными  на  то  государственными  органами  на
   основе   заключаемых  договоров.  Данная  норма  закона   в   части
   предоставления  права  по государственному  контролю  и  управлению
   особо   охраняемых   природных  территорий  федерального   значения
   Правительству  Республики Саха (Якутия) и специально уполномоченным
   государственным  органам республики противоречит требованиям  п.  1
   ст.   3   Федерального   закона  "Об  особо  охраняемых   природных
   территориях"  от  14 марта 1995 г., согласно которым  на  названных
   территориях  управление  и  контроль осуществляется  Правительством
   Российской   Федерации   и   специально   уполномоченными   на   то
   государственными  органами  Российской  Федерации.  Таким  образом,
   оспариваемая   норма   устанавливает   полномочия   государственных
   органов   субъекта   Российской  Федерации  в  указанной   области,
   которыми  они  не вправе обладать. Поэтому ч. 1 ст. 3 Закона  РС(Я)
   подлежит признанию недействующей и не подлежащей применению.
       В  соответствии с п. 3 ст. 3 Закона РС(Я) управление и контроль
   в   области   организации  и  функционирования   особо   охраняемых
   природных  территорий  местного  значения  осуществляются  местными
   органами     государственной    власти    и    органами    местного
   самоуправления. Данная норма в части предоставления  полномочий  по
   осуществлению   управления  и  контроля   в   указанных   природных
   территориях  местным органам государственной власти ущемляет  права
   органов    местного   самоуправления   и   противоречит    принципу
   невмешательства  органов  государственной  власти  в   деятельность
   органов местного самоуправления, противоречит требованиям п. 3  ст.
   3  Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях",
   согласно   которым  такими  полномочиями  обладают  только   органы
   местного самоуправления.
       В  п. 2 ст. 5 Закона РС(Я) установлен порядок образования особо
   охраняемых  природных  территорий  республиканского  значения,   по
   которому   такое  решение  принимается  Правительством   РС(Я)   по
   представлению  специально уполномоченного  на  то  государственного
   органа РС(Я), по согласованию с улусными и городскими Собраниями  с
   учетом  мнения населения в лице их органов самоуправления. Разрешая
   требование  прокурора в этой части, суд исходит  из  того,  что  по
   смыслу    оспариваемой    нормы   термин   "природные    территории
   республиканского   значения"  совпадает   с   понятием   "природные
   территории  регионального значения". В соответствии с п.  7  ст.  2
   Федерального  закона "Об особо охраняемых природных территориях"  к
   территориям   регионального  значения  отнесены  только   природные
   парки.   Между  тем,  в  ст.  19  названного  Федерального   закона
   установлен порядок образования природных парков, согласно  которому
   решение   принимают   органы   государственной   власти   субъектов
   Российской Федерации по представлению специально уполномоченных  на
   то  государственных органов Российской Федерации в  области  охраны
   окружающей  природной  среды по согласованию  с  органами  местного
   самоуправления.  Таким  образом,  в  п.  2  ст.  5   Закона   РС(Я)
   установлен  иной  порядок образования особо охраняемых  территорий,
   исключающий   компетенцию   государственных   органов    Российской
   Федерации  в  указанной области, а значит ущемляющий  ее  интересы.
   Поэтому  п.  2  ст.  5  Закона  РС(Я) в  указанной  части  подлежит
   признанию недействующим, не подлежащим применению.
       В  статьях 7 и 12 Закона РС(Я) установлен порядок организации и
   правовой  статус  национальных  природных  парков,  особенности  их
   правового   положения.  Названные  нормы  противоречат  требованиям
   федерального законодательства по следующим основаниям.
       В ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных
   территориях"  установлены  категории и виды  указанных  территорий:
   государственные   природные   заповедники,   национальные    парки,
   природные  парки  и  т.д. В разделах I, II и III закона  определены
   общие  положения, особенности правового положения каждого из видов.
   Из  анализа  содержания  этих  разделов  следует,  что  федеральный
   законодатель    устанавливает   различия   в    правовом    статусе
   национальных  и  природных  парков.  При  этом  из  п.  7   ст.   2
   Федерального  закона  следует, что территории  национальных  парков
   относятся  к  особо  охраняемым природным территориям  федерального
   значения,    а   природные   парки   являются   особо   охраняемыми
   территориями  регионального значения. Федеральный  законодательство
   не   содержит   такого  вида  особо  охраняемых   территорий,   как
   национальный природный парк.
       Из  анализа содержания статей 7 и 12 Закона РС(Я), в частности,
   по   определению  территории,  режима  пользования   следует,   что
   национальные   природные   парки  соотносимы   более   с   правовым
   положением   национальных   парков,   нежели   природных    парков,
   установленных в федеральном законодательстве. Поскольку  территории
   национальных  парков отнесены к территориям федерального  значения,
   Республика  Саха  (Якутия)  как  субъект  Российской  Федерации  не
   вправе   регулировать  вопросы  создания,  охраны  и   порядка   их
   деятельности. Таким образом, статьи 7 и 12 Закона РС(Я)  приняты  с
   превышением  полномочий, предоставленных субъекту РФ, с  ущемлением
   прав  государственных органов РФ. Поэтому названные нормы  подлежат
   признанию недействующими и не подлежащими применению.
       Доводы  представителей  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)
   РС(Я)   и   Министерства   охраны  природы   РС(Я)   о   том,   что
   законодательный  орган в пределах полномочий,  установленных  ч.  2
   ст.  2  Федерального закона установил в ст. ст. 7 и 12 Закона РС(Я)
   иную   категорию  особо  охраняемых  природных  территорий,   судом
   исследованы и отклонены по следующим основаниям.
       Из  буквального  толкования  ч. 1  и  ч.  2  ст.  2  названного
   Федерального  закона  следует, что  в  ч.  1  установлены  основные
   природные    комплексы,    имеющие   особую    либо    значительную
   экологическую, историческую и эстетическую ценность, т.е.  наиболее
   масштабные.   В   ч.   2  ст.  2  закона  соответствующим   органам
   исполнительной    власти    субъектов    РФ,    органам    местного
   самоуправления  предоставлено  право устанавливать  иные  категории
   особо  охраняемых  природных  территорий,  в  частности,  городские
   леса,    городские    парки,   охраняемые   природные    ландшафты,
   микрозаповедники  и т.д. Из примерного перечня  этих  территорий  и
   сопоставления  их  с  перечнем,  установленным  в  ч.   1   ст.   1
   Федерального  закона,  следует,  что  эти  виды  особо   охраняемых
   природных   территорий   имеют  меньший   масштаб,   т.е.   уровень
   городского  и  сельского  значения. Из указанного  следует  сделать
   вывод  о том, что в ч. 2 ст. 2 федеральный законодатель предоставил
   право  устанавливать  иные  категории  особо  охраняемых  природных
   территорий,  которые  по  своему статусу  не  сопоставимы  с  теми,
   которые  установлены  в  ч.  1 закона.  При  таких  обстоятельствах
   доводы  заинтересованных  сторон о законности  создания  и  порядка
   деятельности   субъектом  РФ  национальных  природных   парков   не
   основаны на правильном толковании закона.
       Подпункт  4  пункта  1  статьи  11  Закона  РС(Я),  в   котором
   определены  полномочия Правительства Республики  Саха  (Якутия)  по
   установлению  порядка  и предельных размеров платы  за  пользование
   природными   ресурсами,   противоречит   требованиям   федерального
   законодательства.  Так, установление порядка и предельных  размеров
   платы за пользование природными ресурсами в соответствии с пп.  "и"
   п.  1  ст. 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой
   системы   в   Российской  Федерации"  с  последующими   изменениями
   отнесены   к   ведению   Российской   Федерации.   Таким   образом,
   оспариваемая  прокурором  норма  принята  законодательным   органом
   Республики Саха (Якутия) с превышением полномочий.
       В  соответствии с подпунктом 18 пункта 2 статьи 11 Закона РС(Я)
   в    компетенцию   специально   уполномоченных   на   то    органов
   государственного  управления особо охраняемыми территориями  входит
   осуществление государственного и общественного контроля.  В  данной
   норме  конкретно  не  указано,  о каких  специально  уполномоченных
   органах управления: федеральных либо Республики Саха (Якутия)  идет
   речь.  При  толковании содержания нормы суд исходит  из  того,  что
   закон  субъекта  не  вправе устанавливать  компетенцию  федеральных
   органов,  т.е. осуществлять правовое регулирование в этой  области.
   Поэтому  суд  полагает,  что  в  оспариваемой  норме  урегулирована
   компетенция   специально  уполномоченных  органов  государственного
   управления  Республики Саха (Якутия). Поэтому доводы  представителя
   Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  РС(Я)  в  этой  части   по
   указанным основаниям подлежат отклонению.
       Указанная    норма    в    части   предоставления    специально
   уполномоченным органам государственного управления Республики  Саха
   (Якутия)  полномочий  по  осуществлению  государственного  контроля
   противоречит  п. 2 ст. 3 Федерального закона, согласно  которому  в
   отношении   особо  охраняемых  территорий  регионального   значения
   государственный  контроль  осуществляется органами  государственной
   власти   субъектов   РФ   и   специально  уполномоченными   на   то
   государственными  органами РФ в области  охраны  окружающей  среды.
   Таким  образом,  законом субъекта РФ незаконно ущемлены  полномочия
   государственных   органов   Российской   Федерации,   установленные
   федеральным  законом, поэтому в указанной части оспариваемая  норма
   подлежит признанию недействующей и не подлежащей применению.
       В  п.  1  статьи  16  Закона РС(Я) установлено,  что  нарушение
   установленного  режима  или  иных  правил  охраны  и  использования
   окружающей   природной  среды  и  природных   ресурсов   на   особо
   охраняемых природных территориях, их охранных зон влечет  за  собой
   наложение  в административном порядке штрафа на граждан  в  размере
   от  одного  до  двадцати минимальных размеров  оплаты  труда  и  на
   должностных  лиц  - от трех до сорока минимальных  размеров  оплаты
   труда    с    конфискацией    орудий   и   продукции    незаконного
   природопользования  или  без  таковой.  Данная  норма  противоречит
   требованиям   статьи   8.39   Кодекса   Российской   Федерации   об
   административных правонарушениях в редакции от 30 декабря 2001  г.,
   поскольку  устанавливает максимальный предел наказания, превышающий
   названным  Кодексом, и не устанавливает ответственность юридических
   лиц  за  указанные  нарушения. Поэтому п. 1  ст.  16  Закона  РС(Я)
   подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению.
       На  основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191-197,  231
   ГПК РСФСР, суд
   
                                решил:
   
       Удовлетворить заявление прокурора.
       Признать    противоречащими   федеральному    законодательству,
   недействующими  и  не  подлежащими  применению  со  дня  вступления
   решения в законную силу:
       п.  1  ст.  3  Закона  РС(Я)  "Об  особо  охраняемых  природных
   территориях  Республики Саха (Якутия)" от 6 мая  1996  г.  в  части
   возложения    осуществления    государственного    управления     и
   государственного  контроля и управления  в  области  организации  и
   функционирования    особо    охраняемых    природных     территорий
   федерального  значения  на Республику Саха  (Якутия)  и  специально
   уполномоченные   на  то  государственные  органы  Республики   Саха
   (Якутия);
       п.  3  ст.  3  Закона  в  части  предоставления  полномочий  по
   осуществлению  государственного управления  и  контроля  в  области
   организации   и   функционирования   особо   охраняемых   природных
   территорий  местного  значения  на местные  органы  государственной
   власти;
       п.  2 ст. 5; ст. 7, пп. 4 п. 1 ст. 11 в указанной части, пп. 18
   п.  2  ст.  11 в указанной части, ст. 12, п. 1 ст. 16 Закона  РС(Я)
   "Об   особо   охраняемых  природных  территориях  Республики   Саха
   (Якутия)" от 6 мая 1996 г.
       Сведения  о принятом решении опубликовать в средствах  массовой
   информации по вступлении решения в законную силу.
       Решение  может быть обжаловано и опротестовано в Верховный  Суд
   Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения  решения  в
   окончательной форме.
   
                                                  Председательствующий
                                                      Р.С.АЛЕКСАНДРОВА
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz