10 июля 2002 года 39-З N 411-II
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"
Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 10.07.2002 З N 412-II
ОГЛАВЛЕНИЕ
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон Республики
Саха (Якутия) от 27 ноября 1997 года З N 211-I "О местном
самоуправлении в Республике Саха (Якутия)" ("Якутские ведомости",
1997, N 42) и изложить его в следующей редакции:
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе
Статья 2. Местное самоуправление в Республике Саха (Якутия)
Статья 3. Принципы местного самоуправления
Статья 4. Правовая основа местного самоуправления
Статья 5. Территориальная основа местного самоуправления
Статья 6. Формы осуществления местного самоуправления
Статья 7. Гарантии местного самоуправления
Статья 8. Предметы ведения местного самоуправления
Статья 9. Устав муниципального образования
Статья 10. Взаимоотношения органов государственной власти
Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления
Глава II. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В РЕШЕНИИ
ВОПРОСОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 11. Формы участия граждан в решении вопросов местного
значения
Статья 12. Местный референдум
Статья 13. Муниципальные выборы
Статья 14. Собрание (сход), конференция граждан
Статья 15. Народная правотворческая инициатива
Статья 16. Территориальное общественное самоуправление
Глава III. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Статья 17. Органы местного самоуправления
Статья 18. Представительный орган местного самоуправления
Статья 19. Организация и порядок проведения первой сессии
представительного органа местного самоуправления
Статья 20. Глава муниципального образования, иные выборные
должностные лица местного самоуправления
Статья 21. Правовые акты органов местного самоуправления и
должностных лиц органов местного самоуправления
Статья 22. Муниципальная служба
Глава IV. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВЫ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 23. Экономическая основа местного самоуправления
Статья 24. Муниципальная собственность
Статья 25. Муниципальный заказ
Статья 26. Финансы местного самоуправления
Статья 27. Местный бюджет
Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 28. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц органов местного самоуправления
Статья 29. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц органов местного самоуправления перед государством
Статья 30. Контроль за деятельностью органов местного
самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления,
осуществляющих отдельные государственные полномочия Республики
Саха (Якутия)
Статья 31. Прокурорский надзор за соблюдением законности в
деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц
органов местного самоуправления
Статья 32. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого
волеизъявления граждан, решений и действий органов местного
самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 33. Переход к местному самоуправлению на территории
Республики Саха (Якутия)
Статья 34. О количественном составе и сроках полномочий
представительных органов местного самоуправления, наименовании
выборных должностных лиц органов местного самоуправления, сроках
полномочий органов местного самоуправления первого созыва
Статья 35. О прекращении полномочий местных органов
государственной власти
Статья 36. Социальные гарантии руководителям местных органов
государственной власти
Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
______________________________________________________________________________
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон Республики
Саха (Якутия) от 27 ноября 1997 года З N 211-I "О местном
самоуправлении в Республике Саха (Якутия)" ("Якутские ведомости",
1997, N 42) и изложить его в следующей редакции:
"ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
"О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"
Настоящий закон определяет правовую, территориальную и
финансово-экономическую основы, принципы, гарантии и формы
осуществления местного самоуправления, основы правового положения
органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного
самоуправления в Республике Саха (Якутия).
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
а) муниципальное образование - улус (район), наслег, иная
административно-территориальная единица, городское, сельское
поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, в
пределах которых осуществляется местное самоуправление и имеются
выборные органы местного самоуправления, муниципальная
собственность и местный бюджет;
б) вопросы местного значения - вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности населения муниципального
образования, отнесенные к таковым уставом муниципального
образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, Конституцией (Основным законом) Республики
Саха (Якутия) и настоящим законом;
в) формы участия граждан в решении вопросов местного значения
- местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход),
конференция граждан, народная правотворческая инициатива,
территориальное общественное самоуправление и другие формы в
соответствии с уставом муниципального образования;
г) органы местного самоуправления - выборные и другие органы,
наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не
входящие в систему органов государственной власти;
д) представительный орган местного самоуправления - выборный
орган местного самоуправления, обладающий правом представлять
интересы населения и принимать от его имени решения, действующие
на территории муниципального образования;
е) выборное должностное лицо местного самоуправления -
должностное лицо, избранное населением непосредственно или
представительным органом местного самоуправления из своего
состава, наделенное полномочиями по решению вопросов местного
значения в соответствии с уставом муниципального образования;
ж) должностное лицо местного самоуправления - выборное либо
работающее по трудовому договору лицо, выполняющее
организационно-распорядительные функции в органах местного
самоуправления и не относящееся к категории государственных
служащих;
з) муниципальная служба - профессиональная деятельность на
постоянной основе в органах местного самоуправления по
осуществлению их полномочий;
и) муниципальная собственность - собственность муниципального
образования;
к) местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые
органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с
федеральными законами;
л) местный бюджет - бюджет муниципального образования,
принимаемый и исполняемый органами местного самоуправления
самостоятельно.
Статья 2. Местное самоуправление в Республике Саха (Якутия)
1. Местное самоуправление в Республике Саха (Якутия) -
признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации,
Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия)
самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения
по решению непосредственно либо через избираемые им органы
местного самоуправления вопросов местного значения с учетом
интересов населения, его национально-этнических особенностей,
исторических и иных местных традиций.
2. Местное самоуправление как форма народовластия составляет
одну из основ конституционного строя Республики Саха (Якутия).
3. В местностях компактного проживания коренных малочисленных
народов Севера местное самоуправление осуществляется с учетом
национально-этнических особенностей населения в порядке,
установленном законом.
Статья 3. Принципы местного самоуправления
Местное самоуправление в Республике Саха (Якутия)
осуществляется на основе следующих принципов:
а) признания и обеспечения гарантий местного самоуправления;
б) самостоятельности местного самоуправления в пределах своих
полномочий;
в) организационной обособленности органов местного
самоуправления от органов государственной власти;
г) законности осуществления местного самоуправления;
д) гласности в деятельности органов местного самоуправления и
должностных лиц органов местного самоуправления;
е) признания за органами местного самоуправления собственных
полномочий;
ж) ответственности органов местного самоуправления и
должностных лиц органов местного самоуправления перед населением.
Статья 4. Правовая основа местного самоуправления
Местное самоуправление в Республике Саха (Якутия)
осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, Конституцией (Основным законом) Республики
Саха (Якутия), настоящим законом и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Статья 5. Территориальная основа местного самоуправления
1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории
Республики Саха (Якутия) в улусах (районах), городе
республиканского значения Якутске, наслегах, городских и сельских
поселениях, а также на других территориях с учетом исторических и
иных местных традиций.
Территорию муниципального образования составляют земли
независимо от форм собственности, категории и целевого назначения.
2. Установление и изменение границ муниципальных образований
осуществляется в порядке, установленном законом Республики Саха
(Якутия) с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 6. Формы осуществления местного самоуправления
Местное самоуправление в Республике Саха (Якутия)
осуществляется населением в соответствии с федеральным
законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) о
местном самоуправлении, уставами муниципальных образований через
выборные органы местного самоуправления, путем проведения местных
референдумов, собраний (сходов) граждан, конференций выборных
представителей граждан и иных форм непосредственной и
представительной демократии.
Статья 7. Гарантии местного самоуправления
1. Основными организационными гарантиями местного
самоуправления, обеспечиваемыми органами государственной власти
Республики Саха (Якутия), являются:
а) принятие закона Республики Саха (Якутия) об установлении
порядка образования, объединения, преобразования или упразднения
муниципальных образований;
б) установление и изменение границ, наименование и изменение
наименований муниципальных образований с учетом мнения населения.
2. Правовыми гарантиями местного самоуправления являются:
а) судебная защита прав органов местного самоуправления и прав
граждан на осуществление местного самоуправления;
б) установление ответственности за невыполнение актов органов
местного самоуправления, принятых ими в пределах компетенции,
установленной законом, и в соответствии с уставами муниципальных
образований;
в) установление ответственности органов местного
самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления
за обеспечение конституционных гарантий прав граждан на
осуществление местного самоуправления, а также за принятые ими
решения;
г) осуществление прокурорского надзора за соблюдением органами
местного самоуправления и должностными лицами органов местного
самоуправления законов, действующих на территории Республики Саха
(Якутия).
3. Экономическими и финансовыми гарантиями местного
самоуправления являются:
а) создание органами государственной власти необходимых
материально-финансовых условий для становления и развития местного
самоуправления;
б) обеспечение государственного финансирования расходов на
социальные нужды муниципальных образований, достаточного для
удовлетворения основных жизненных потребностей населения не ниже
минимальных государственных социальных стандартов;
в) осуществление муниципальными образованиями прав
собственника в отношении муниципальной собственности.
Статья 8. Предметы ведения местного самоуправления
1. К предметам ведения местного самоуправления относятся:
а) проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
б) принятие и изменение уставов муниципальных образований,
осуществление контроля за их соблюдением;
в) владение, пользование и распоряжение муниципальной
собственностью;
г) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение
местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение
других финансовых вопросов местного значения;
д) комплексное социально-экономическое развитие территории, в
том числе посредством реализации муниципальных целевых программ;
е) организация, содержание и развитие предприятий, учреждений
и организаций культуры, физической культуры и спорта, социальной
защиты, средств массовой информации, других учреждений и
организаций, находящихся в муниципальной собственности или в
ведении органов местного самоуправления;
ж) организация, содержание и развитие муниципального жилищно -
коммунального хозяйства;
з) организация своевременного завоза топливно-энергетических
ресурсов и иной продукции, необходимой для бесперебойного
функционирования муниципальных учреждений и жизнедеятельности
населения;
и) благоустройство и озеленение территории муниципального
образования, содержание мест захоронения, находящихся в ведении
муниципальных органов;
к) организация транспортного обслуживания населения и
учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в
ведении органов местного самоуправления;
л) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог
местного значения;
м) создание условий для обеспечения населения услугами
торговли, питания и бытового обслуживания;
н) сохранение и развитие исторических и культурных традиций
населения;
о) обеспечение противопожарной безопасности;
п) решение вопросов природопользования, содействие развитию
личных подсобных хозяйств граждан;
р) охрана общественного порядка, организация и содержание
муниципальных органов охраны общественного порядка;
с) охрана окружающей природной среды на территориях
муниципальных образований;
т) организация утилизации и переработки бытовых отходов (за
исключением радиоактивных);
у) рациональное использование земель в соответствии с
федеральным законодательством и законодательством Республики Саха
(Якутия).
2. Муниципальные образования вправе принимать к своему
рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не
отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов
государственной власти.
Статья 9. Устав муниципального образования
1. Вопросы организации, экономические и финансовые условия
осуществления местного самоуправления, структура, наименование,
функции и полномочия органов местного самоуправления и выборных
должностных лиц органов местного самоуправления определяются и
устанавливаются уставом муниципального образования с учетом
местных особенностей и традиций. В уставе муниципального
образования указываются:
а) границы и состав территории муниципального образования;
б) вопросы местного значения, относящиеся к ведению
муниципального образования;
в) формы, порядок и гарантии непосредственного участия
населения в решении вопросов местного значения;
г) структура и порядок формирования органов местного
самоуправления;
д) наименование и полномочия выборных, других органов местного
самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления;
е) срок полномочий депутатов представительных органов местного
самоуправления, членов других выборных органов местного
самоуправления, выборных должностных лиц органов местного
самоуправления;
ж) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных
правовых актов органов местного самоуправления;
з) основания и виды ответственности органов местного
самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления;
и) порядок отзыва, выражения недоверия населением или
досрочного прекращения полномочий выборных органов местного
самоуправления и выборных должностных лиц органов местного
самоуправления;
к) статус и социальные гарантии депутатов представительных
органов, членов других выборных органов местного самоуправления,
выборных должностных лиц органов местного самоуправления,
основания и порядок прекращения их полномочий;
л) гарантии прав должностных лиц органов местного
самоуправления;
м) условия и порядок организации муниципальной службы;
н) экономическая и финансовая основа осуществления местного
самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью;
о) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные
компактным проживанием на территории муниципального образования
представителей коренных малочисленных народов Севера, казачества,
иных социальных общностей, с учетом исторических и иных местных
традиций;
п) другие положения об организации местного самоуправления в
соответствии с федеральными законами и законами Республики Саха
(Якутия).
2. Устав муниципального образования разрабатывается в
соответствии с федеральным законодательством и законодательством
Республики Саха (Якутия) о местном самоуправлении муниципальным
образованием самостоятельно.
3. Устав муниципального образования принимается
представительным органом местного самоуправления или населением
непосредственно.
Устав муниципального образования может быть принят на собрании
(сходе) граждан, осуществляющем полномочия представительного
органа местного самоуправления.
4. Устав муниципального образования подлежит обязательной
государственной регистрации в порядке, установленном законом
Республики Саха (Якутия).
5. Устав муниципального образования вступает в силу после его
официального опубликования (обнародования).
Статья 10. Взаимоотношения органов государственной власти
Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления
1. Органы государственной власти создают необходимые
организационные, правовые, материально-финансовые условия для
становления и развития местного самоуправления.
Органы государственной власти регулируют вопросы местного
самоуправления посредством принятия законов Республики Саха
(Якутия) и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных
правовых актов, заключения договоров и соглашений, создания
координационных и иных постоянно или временно действующих рабочих
органов.
2. Органы государственной власти принимают и осуществляют
программы поддержки и развития муниципальных образований.
3. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц
органов местного самоуправления подлежат обязательному
рассмотрению органами государственной власти в сроки,
установленные законом.
4. Органы государственной власти, а также предприятия,
учреждения и организации независимо от их подчиненности и форм
собственности обязаны согласовывать с соответствующими органами
местного самоуправления предпринимаемые решения и проведение
мероприятий, связанных с возможным изменением экологической,
эпидемиологической и эпизоотической обстановки на территории
муниципального образования.
Представительный орган местного самоуправления вправе принять
решение об отказе в даче согласия на проведение на территории
муниципального образования каких-либо мероприятий при наличии
экспертных заключений органов государственного экологического
контроля, санитарно-эпидемиологического либо ветеринарного
надзора, подтверждающих возможность изменения проводимыми
мероприятиями экологической, эпидемиологической или эпизоотической
обстановки.
Глава II. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В РЕШЕНИИ
ВОПРОСОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 11. Формы участия граждан в решении вопросов местного
значения
1. Формами участия граждан в решении вопросов местного
значения являются формы непосредственного волеизъявления граждан
по вопросам местного значения (местный референдум и муниципальные
выборы), а также другие формы участия граждан в решении вопросов
местного значения (собрания (сходы) граждан, народная
правотворческая инициатива, территориальное общественное
самоуправление).
2. Уставами муниципальных образований могут быть предусмотрены
иные формы участия граждан в решении вопросов местного значения с
учетом исторических и иных местных традиций.
Статья 12. Местный референдум
1. По наиболее важным вопросам местного значения на территории
муниципального образования может быть проведен местный референдум.
2. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане,
постоянно или преимущественно проживающие на территории
муниципального образования и обладающие активным избирательным
правом.
3. Решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в
дополнительном утверждении и обязательны для исполнения органами
местного самоуправления и должностными лицами органов местного
самоуправления, физическими лицами, а также юридическими лицами,
находящимися на территории муниципального образования.
4. Решения, принятые на местном референдуме и не
соответствующие законодательству, могут быть обжалованы в судебном
порядке.
5. Порядок назначения и проведения местного референдума,
принятия и изменения решений местного референдума устанавливается
уставом муниципального образования в соответствии с законом
Республики Саха (Якутия).
Статья 13. Муниципальные выборы
Выборы депутатов представительного органа местного
самоуправления и выборных должностных лиц органов местного
самоуправления проводятся на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании в порядке,
установленном законом Республики Саха (Якутия).
Статья 14. Собрание (сход), конференция граждан
1. В муниципальном образовании или на части его территории для
решения вопросов местного значения могут созываться собрания
(сходы) и конференции граждан.
2. Собрание (сход) граждан, осуществляющее (осуществляющий)
полномочия представительного органа местного самоуправления,
считается правомочным при участии в нем более половины жителей
муниципального образования, обладающих активным избирательным
правом.
3. Порядок созыва и проведения собрания (схода), конференции
граждан, принятия и изменения решений, их правомочность и
компетенция, а также нормы представительства на конференции
граждан устанавливаются уставом муниципального образования в
соответствии с законом Республики Саха (Якутия).
Статья 15. Народная правотворческая инициатива
1. В соответствии с уставом муниципального образования
население имеет право на правотворческую инициативу по вопросам
местного значения.
2. Проект правового акта по вопросам местного значения,
внесенный в представительный орган местного самоуправления,
подлежит обязательному рассмотрению с участием субъектов
правотворческой инициативы.
Проект правового акта по вопросам местного значения, внесенный
главе муниципального образования, подлежит рассмотрению в
десятидневный срок со дня его поступления.
3. Результаты рассмотрения проекта правового акта по вопросам
местного значения подлежат официальному опубликованию
(обнародованию).
Статья 16. Территориальное общественное самоуправление
1. Территориальное общественное самоуправление населения
осуществляется в частях территории муниципального образования
(микрорайонах, жилищных комплексах, кварталах, улицах, домах и
иных территориях) непосредственно либо через органы
территориального общественного самоуправления, создаваемые
населением.
2. Руководитель и члены органов территориального общественного
самоуправления (председатель и члены совета (комитета)
микрорайона, жилищного комплекса, квартала, улицы, дома или иной
части территории муниципального образования) избираются на основе
добровольного волеизъявления граждан по их инициативе тайным либо
открытым голосованием на собрании (сходе) граждан, проживающих на
соответствующей территории и обладающих активным избирательным
правом.
3. Порядок организации и осуществления территориального
общественного самоуправления определяется уставом муниципального
образования в соответствии с законом Республики Саха (Якутия).
Глава III. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Статья 17. Органы местного самоуправления
1. Для реализации функций муниципального образования
образуются органы местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти. Осуществление местного самоуправления и
образование органов местного самоуправления органами
государственной власти и государственными должностными лицами не
допускаются.
3. Органы местного самоуправления при их образовании
наделяются нормотворческими, распорядительными, исполнительными,
контрольными полномочиями.
4. Органы местного самоуправления в соответствии с уставами
муниципальных образований наделяются собственной компетенцией и не
вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции
органов государственной власти и органов местного самоуправления
других муниципальных образований.
5. К органам местного самоуправления относятся выборные и
другие органы, образуемые в соответствии с настоящим законом и
уставом муниципального образования.
6. Выборным органом местного самоуправления является
представительный орган местного самоуправления, обладающий правом
представлять интересы населения и принимать от его имени решения,
действующие на территории муниципального образования.
Наличие выборного органа местного самоуправления в
муниципальном образовании является обязательным, за исключением
случаев, когда осуществление полномочий представительного органа
местного самоуправления возлагается населением на собрание (сход)
граждан.
7. Структура органов местного самоуправления определяется
населением самостоятельно и закрепляется в уставе муниципального
образования.
Статья 18. Представительный орган местного самоуправления
1. Представительный орган местного самоуправления состоит из
депутатов, избранных на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при свободном выдвижении кандидатов и тайном
голосовании в соответствии с законом Республики Саха (Якутия).
2. Численный состав представительного органа местного
самоуправления определяется уставом муниципального образования.
В отдельных поселениях в соответствии с уставом муниципального
образования на основе решения, принятого на общем собрании (сходе)
граждан, полномочия представительного органа местного
самоуправления могут осуществляться собранием (сходом) граждан.
3. Деятельность представительного органа местного
самоуправления регулируется уставом муниципального образования и
регламентом представительного органа местного самоуправления.
4. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено
право представительного органа местного самоуправления избирать из
своего состава коллегиальный орган для решения отдельных текущих
вопросов и подготовки сессий представительного органа местного
самоуправления.
Наименование, порядок работы и компетенция коллегиального
органа определяются регламентом представительного органа местного
самоуправления.
В случае принятия решения о создании коллегиального органа
решением представительного органа местного самоуправления
определяется круг вопросов, относящихся к исключительной
компетенции представительного органа местного самоуправления.
5. Заседание представительного органа местного самоуправления
считается правомочным при участии в нем не менее двух третей от
установленного числа депутатов представительного органа местного
самоуправления. Представительный орган местного самоуправления
вправе установить иные нормы правомочности, но не менее
установленной нормы.
6. Решение представительного органа местного самоуправления
считается принятым, если за него проголосовало более половины от
числа присутствующих депутатов. Регламентом представительного
органа местного самоуправления должно быть установлено
квалифицированное большинство при принятии решений по важнейшим
вопросам местного значения.
7. Регламент представительного органа местного самоуправления
может содержать следующие положения:
а) периодичность проведения сессий;
б) сроки оповещения депутатов о проведении очередных
(плановых) и внеочередных сессий;
в) порядок и сроки рассылки проектов решений;
г) порядок проведения сессии и процедуры принятия решений;
д) порядок проведения первой организационной сессии;
е) порядок избрания на должность и освобождения от должности
должностных лиц представительного органа местного самоуправления;
ж) порядок подписания протоколов сессий, условия и место их
хранения;
з) порядок оформления решений, принятых представительным
органом местного самоуправления, в том числе максимально
допустимые сроки их оформления;
и) порядок опубликования (обнародования) решений, принятых
представительным органом местного самоуправления;
к) перечень органов местного самоуправления и должностных лиц
органов местного самоуправления, органов государственной власти и
других органов, имеющих право на получение в обязательном порядке
решений, принятых представительным органом местного
самоуправления;
л) порядок обеспечения гласности при проведении заседаний
(порядок присутствия на заседаниях приглашенных должностных лиц,
населения, средств массовой информации);
м) права и обязанности должностных лиц представительного
органа местного самоуправления;
н) общий порядок создания и деятельности постоянных и
временных депутатских комиссий (комитетов) и определение их
компетенции;
о) порядок рассмотрения депутатских запросов;
п) порядок внесения изменений и дополнений в регламент
представительного органа местного самоуправления;
р) иные положения, исходя из местных условий и особенностей
деятельности представительного органа местного самоуправления.
Статья 19. Организация и порядок проведения первой сессии
представительного органа местного самоуправления
1. Первая сессия представительного органа местного
самоуправления может быть проведена при избрании не менее двух
третей от установленного числа депутатов.
2. Орган муниципального образования, отвечающий за обеспечение
выборов совместно с соответствующей избирательной комиссией на
территории муниципального образования, в течение недели со дня
опубликования первых итогов выборов проводит заседание избранных
депутатов.
Из числа избранных депутатов может быть создан организационный
комитет по проведению первой сессии вновь избранного
представительного органа местного самоуправления.
Организационный комитет по проведению первой сессии вновь
избранного представительного органа местного самоуправления
готовит следующие документы:
а) проект повестки дня заседания;
б) проект регламента проведения первой организационной сессии
вновь избранного представительного органа местного самоуправления,
в том числе порядок ее открытия.
3. Первая сессия вновь избранного представительного органа
местного самоуправления открывается председателем соответствующей
избирательной комиссии на территории муниципального образования.
До избрания должностных лиц представительного органа местного
самоуправления председателем первой сессии вновь избранного
представительного органа местного самоуправления может быть
старейший по возрасту депутат либо председатель организационного
комитета.
Статья 20. Глава муниципального образования, иные выборные
должностные лица местного самоуправления
1. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены
должность главы муниципального образования - выборного
должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению
местного самоуправления на территории муниципального образования,
а также должности иных выборных должностных лиц органов местного
самоуправления.
2. В соответствии с уставом муниципального образования глава
муниципального образования может быть избран:
а) населением путем всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании;
б) представительным органом местного самоуправления из своего
состава;
в) на собрании (сходе) граждан, осуществляющем полномочия
представительного органа местного самоуправления.
3. Порядок избрания, срок и объем полномочий, должностные
обязанности, права, ответственность и наименование главы
муниципального образования закрепляются в уставе муниципального
образования.
4. Избранный населением глава муниципального образования
может быть наделен уставом муниципального образования правом
председательствовать на заседаниях представительного органа
местного самоуправления и подписывать его решения.
5. Избранный представительным органом местного самоуправления
из числа депутатов глава муниципального образования входит в
состав представительного органа местного самоуправления по
должности, организует его работу и несет ответственность за его
деятельность.
6. В случае избрания главы муниципального образования на
собрании (сходе) граждан, осуществляющем полномочия
представительного органа местного самоуправления, он может
наделяться уставом муниципального образования всеми полномочиями
по решению вопросов местного значения, за исключением полномочий,
составляющих исключительную компетенцию представительного органа
местного самоуправления.
Статья 21. Правовые акты органов местного самоуправления и
должностных лиц органов местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления и должностные лица органов
местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают
правовые акты.
2. Представительный орган местного самоуправления принимает
решения, подписываемые его руководителем либо главой
муниципального образования, в соответствии с уставом
муниципального образования.
3. Глава муниципального образования по вопросам, отнесенным к
его ведению, принимает постановления и издает распоряжения.
4. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления
и должностных лиц органов местного самоуправления, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в
силу после их официального опубликования (обнародования).
Статья 22. Муниципальная служба
1. Муниципальной службой является профессиональная
деятельность на постоянной основе в органах местного
самоуправления по исполнению и обеспечению исполнения их
полномочий.
2. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах
местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
Лица, замещающие выборные муниципальные должности (депутат
представительного органа, глава муниципального образования и
другие лица в соответствии с уставом муниципального образования),
не являются муниципальными служащими. Статус выборного
должностного лица муниципального образования определяется уставом
муниципального образования в соответствии с законом Республики
Саха (Якутия).
3. Гарантиями муниципальной службы являются:
а) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с
учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;
б) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации
за счет средств местного бюджета;
в) пенсионное обеспечение с учетом стажа муниципальной службы.
4. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая
требования к должностям, статус муниципального служащего, условия
и порядок прохождения муниципальной службы, управления
муниципальной службой, осуществляется уставом муниципального
образования в соответствии с федеральным законодательством и
законодательством Республики Саха (Якутия) о муниципальной службе.
Глава IV. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВЫ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 23. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют
местные финансы, природные ресурсы местного значения,
муниципальная собственность, имущество, находящееся в
государственной собственности и переданное в управление органам
местного самоуправления.
Статья 24. Муниципальная собственность
1. В состав муниципальной собственности входят средства
местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество
органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и
другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной
собственности, муниципальные предприятия и организации,
муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,
муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные
учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое
движимое и недвижимое имущество. От имени муниципальных
образований права собственника осуществляют органы местного
самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов, в случаях и порядке,
предусмотренных федеральным законодательством и законодательством
Республики Саха (Якутия), по поручению органов местного
самоуправления, а также физические и юридические лица.
В состав муниципальной собственности входят объекты права
собственности, которые:
а) признаны таковыми федеральными законами и законами
Республики Саха (Якутия);
б) возникли при разграничении государственной собственности;
в) переданы в порядке, установленном федеральным
законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия);
г) приобретены по основаниям, установленным гражданским
законодательством.
2. Порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной
собственностью устанавливается уставом муниципального образования
в соответствии с федеральным законодательством и законодательством
Республики Саха (Якутия).
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется
органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном
федеральным законом о приватизации государственного и
муниципального имущества.
4. Муниципальная собственность признается и защищается равным
образом наряду с частной, государственной и иными формами
собственности.
Статья 25. Муниципальный заказ
1. Для решения вопросов местного значения и обеспечения
муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным
законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия),
органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты
на поставку товаров, производство работ, оказание услуг и
формируют муниципальный заказ за счет средств местного бюджета.
2. Решение о размещении муниципального заказа принимается
соответствующими органами местного самоуправления в порядке,
установленном представительными органами местного самоуправления.
Статья 26. Финансы местного самоуправления
1. Финансовую основу местного самоуправления составляют
финансовые ресурсы местного самоуправления: местный бюджет,
средства местных внебюджетных фондов и иные финансовые ресурсы,
определенные федеральным законодательством и законодательством
Республики Саха (Якутия).
2. Принципы организации местных финансов, источники
формирования и направления использования финансовых ресурсов,
финансовые взаимоотношения органов государственной власти и
органов местного самоуправления, гарантии финансовых прав органов
местного самоуправления определяются Законом Республики Саха
(Якутия) "О финансах местного самоуправления".
Статья 27. Местный бюджет
1. Бюджет муниципального образования - местный бюджет -
составляется, утверждается и исполняется органами местного
самоуправления самостоятельно в соответствие с федеральным
законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и
уставом муниципального образования.
2. Контроль за использованием средств местного бюджета
осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях,
предусмотренных федеральным законодательством и законодательством
Республики Саха (Якутия), - органы государственной власти
Республики Саха (Якутия).
Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 28. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц органов местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления и должностные лица органов
местного самоуправления несут ответственность перед населением
муниципального образования, государством, физическими и
юридическими лицами в соответствии с законом.
2. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц органов местного самоуправления перед населением
наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия
ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц
органов местного самоуправления в результате утраты доверия
населения определяются уставом муниципального образования.
3. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц органов местного самоуправления перед государством
наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации,
федеральных законов, Конституции (Основного закона) Республики
Саха (Якутия), законов Республики Саха (Якутия) и устава
муниципального образования.
4. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц органов местного самоуправления перед физическими
и юридическими лицами наступает в порядке, установленном
федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия) и уставом
муниципального образования.
Статья 29. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц органов местного самоуправления перед государством
1. Представительный орган местного самоуправления, глава
муниципального образования, принявшие (издавшие) нормативный
правовой акт, который признан судом противоречащим федеральному
законодательству, законодательству Республики Саха (Якутия),
уставу муниципального образования, обязаны в установленный
решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или
отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении
суда в течение десяти дней со дня вступления в силу решения суда.
2. В случае, если представительным органом местного
самоуправления, главой муниципального образования не отменены
нормативный правовой акт или отдельные его положения, которые
признаны судом противоречащими федеральному законодательству,
законодательству Республики Саха (Якутия), уставу муниципального
образования и при этом повлекли признанные судом нарушение
(умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление
иного вреда, то представительный орган местного самоуправления
может быть распущен, полномочия главы муниципального образования
могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.
3. В случае, если представительным органом местного
самоуправления, главой муниципального образования не отменены
нормативный правовой акт или отдельные его положения в
соответствии с решением суда, вступившим в законную силу, то
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по
собственной инициативе или по обращению Президента Республики Саха
(Якутия) письменно предупреждает представительный орган местного
самоуправления, а Президент Республики Саха (Якутия) письменно
предупреждает главу муниципального образования о возможности
принятия соответствующих мер.
4. В случае, если представительный орган местного
самоуправления, глава муниципального образования в течение месяца
со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения не
приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган
местного самоуправления может быть распущен, а глава
муниципального образования может быть отрешен от должности не
позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда,
являющегося основанием для роспуска представительного органа
местного самоуправления, отрешения главы муниципального
образования от должности.
5. Представительный орган местного самоуправления распускается
законом Республики Саха (Якутия), а глава муниципального
образования отрешается от должности указом Президента Республики
Саха (Якутия), за исключением главы муниципального образования
города республиканского значения Якутска. Одновременно с роспуском
представительного органа местного самоуправления законом
Республики Саха (Якутия) назначаются новые выборы.
6. Отрешение главы муниципального образования от должности и
одновременное назначение новых выборов (если он избирался
населением муниципального образования) осуществляются указом
Президента Республики Саха (Якутия) либо указом Президента
Российской Федерации в случае отрешения от должности главы
муниципального образования города республиканского значения
Якутска.
7. В случае отрешения главы муниципального образования от
должности Президент Республики Саха (Якутия) либо Президент
Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности
главы муниципального образования на период до вступления в
должность вновь избранного главы муниципального образования, если
иной порядок не установлен уставом муниципального образования.
8. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия), Президент Республики Саха (Якутия) вправе вносить
предложения об отрешении от должности Президентом Российской
Федерации главы муниципального образования.
9. Граждане, права и законные интересы которых нарушены в
связи с роспуском представительного органа местного
самоуправления, отрешением главы муниципального образования от
должности, вправе обжаловать роспуск представительного органа
местного самоуправления, отрешение главы муниципального
образования от должности в Верховный суд Республики Саха (Якутия)
либо Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со
дня официального опубликования закона, указа (постановления).
Статья 30. Контроль за деятельностью органов местного
самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления,
осуществляющих отдельные государственные полномочия Республики
Саха (Якутия)
Контроль за осуществлением органами местного самоуправления и
должностными лицами органов местного самоуправления отдельных
государственных полномочий Республики Саха (Якутия) осуществляют
органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в порядке,
установленном Законом Республики Саха (Якутия) "О порядке
наделения органов местного самоуправления в Республике Саха
(Якутия) отдельными государственными полномочиями".
Статья 31. Прокурорский надзор за соблюдением законности в
деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц
органов местного самоуправления
Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением
федеральных законов, законов Республики Саха (Якутия) и уставов
муниципальных образований органами местного самоуправления и
должностными лицами органов местного самоуправления.
Статья 32. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого
волеизъявления граждан, решений и действий органов местного
самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан,
решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и
должностных лиц органов местного самоуправления могут быть
обжалованы в органы судебной власти в порядке, установленном
законом.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 33. Переход к местному самоуправлению на территории
Республики Саха (Якутия)
1. В целях реализации положений Конституции (Основного закона)
Республики Саха (Якутия) о местном самоуправлении по формированию
нормативной правовой базы и системы органов местного
самоуправления в улусах (районах) и городе республиканского
значения Якутске настоящим законом устанавливается переходный
период к местному самоуправлению, действующий до формирования
органов местного самоуправления, местного бюджета, муниципальной
собственности в каждом муниципальном образовании и целостной
системы органов местного самоуправления на всей территории
Республики Саха (Якутия).
2. В переходный период решаются следующие задачи:
а) завершение формирования нормативной правовой базы,
необходимой для становления местного самоуправления;
б) разработка и принятие к моменту вступления в силу
настоящего закона республиканской программы государственной
поддержки муниципальных образований и создание условий для
реализации конституционных полномочий местного самоуправления;
в) принятие решений об образовании муниципальных образований и
установление их границ и наименований;
г) разработка, принятие и регистрация уставов муниципальных
образований;
д) выборы органов местного самоуправления;
е) формирование муниципальной собственности;
ж) подготовка кадров муниципальной службы.
Статья 34. О количественном составе и сроках полномочий
представительных органов местного самоуправления, наименовании
выборных должностных лиц органов местного самоуправления, сроках
полномочий органов местного самоуправления первого созыва
1. При отсутствии на момент проведения выборов органов
местного самоуправления устава вновь образуемого муниципального
образования депутаты представительных органов местного
самоуправления первого созыва избираются в зависимости от
численности населения муниципальных образований в количестве:
11 депутатов - от населения численностью до 10 тысяч человек;
17 депутатов - от населения численностью от 10 до 50 тысяч
человек;
25 депутатов - от населения численностью свыше 50 тысяч
человек.
2. Срок полномочий депутатов представительных органов местного
самоуправления первого созыва - пять лет.
3. Положения уставов муниципальных образований о
количественном составе представительных органов местного
самоуправления и сроках их полномочий, принятых после проведения
выборов представительных органов местного самоуправления первого
созыва, до окончания срока их полномочий не действуют.
Статья 35. О прекращении полномочий местных органов
государственной власти
1. Полномочия местных органов государственной власти в
Республике Саха (Якутия) прекращаются конституционным законом
Республики Саха (Якутия) в день, предшествующий началу первых
сессий избранных представительных органов местного самоуправления
и вступлению в должность избранных глав муниципальных образований.
2. Ликвидация местных администраций осуществляется с
обеспечением их работников социальными гарантиями, установленными
законодательством о труде и государственной службе.
Статья 36. Социальные гарантии руководителям местных органов
государственной власти
Лицам, замещавшим на постоянной основе не менее одного года
должности главы администрации улуса (района), города
республиканского значения Якутска, руководителя местного
представительного органа государственной власти улуса (района),
города республиканского значения Якутска, прекратившим полномочия
досрочно в связи с избранием представительных органов местного
самоуправления и вступлением в должность избранных глав
муниципальных образований:
а) гарантируется обязательное трудоустройство на равноценную
должность в органах государственной власти либо трудоустройство на
другую работу с доплатой разницы в оплате труда до уровня
получаемой среднемесячной заработной платы по занимаемой ранее
должности в течение одного календарного года за счет средств
республиканского бюджета;
б) устанавливается право на ежемесячную доплату к
государственной пенсии в таком размере, чтобы сумма
государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при
замещении государственной должности Республики Саха (Якутия) от
одного года до трех лет - 55 процентов, свыше трех лет - 75
процентов их месячного денежного вознаграждения.".
Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.ШТЫРОВ
г. Якутск
10 июля 2002 года
39-З N 411-II
|