15 июня 2002 года 15-з N 361-II
-------------------------------------------------------------------
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
(в ред. Закона РС(Я) от 24.04.2003 7-З N 15-III)
Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 15.06.2002 З N 362-II
Настоящий конституционный закон устанавливает в соответствии со
статьями 143, 144 и 145 Конституции (Основного закона) Республики
Саха (Якутия) особый порядок подачи предложений об изменениях и
дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Саха
(Якутия) и принятия решения о внесении изменений и дополнений в
Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия).
Статья 1. Понятие изменений и дополнений Конституции (Основного
закона) Республики Саха (Якутия)
Изменения и дополнения в Конституцию (Основной закон)
Республики Саха (Якутия) вносятся в целях конституционного
закрепления принципиальных изменений в общественной жизни и опыта
государственного строительства, направленных на защиту интересов
республики.
Под изменениями и дополнениями Конституции (Основного закона)
Республики Саха (Якутия) в настоящем конституционном законе
понимаются любые изменения и дополнения, вносимые в текст
действующей Конституции (Основного закона) Республики Саха
(Якутия): равно как включение в него новой нормы или отдельных
положений к существующим нормам, так и исключение самостоятельной
нормы или ее отдельной части.
Статья 2. Форма нормативного акта об изменениях и дополнениях
Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)
Изменения и дополнения Конституции (Основного закона)
Республики Саха (Якутия) принимаются в форме конституционного
закона Республики Саха (Якутия) о внесении изменений и дополнений
в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) (далее -
конституционный закон).
Статья 3. Субъекты права конституционной инициативы
1. Субъектами права конституционной инициативы настоящим
конституционным законом признаются:
а) народные депутаты Республики Саха (Якутия);
б) Президент Республики Саха (Якутия);
в) Конституционный суд Республики Саха (Якутия).
Предложения об изменениях и дополнениях Конституции (Основного
закона) Республики Саха (Якутия) могут вносить Правительство
Республики Саха (Якутия), республиканские органы региональных
отделений политических партий и общественных объединений, а также
представительные органы местного самоуправления по вопросам их
ведения.
(абз. пятый в ред. Закона РС(Я) от 24.04.2003 7-З N 15-III)
2. Предложения об изменениях и дополнениях Конституции
(Основного закона) Республики Саха (Якутия) вносятся через
субъектов права конституционной инициативы, указанных в части 1
настоящей статьи.
Статья 4. Обеспечение гласности при внесении изменений и
дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)
Ни одно изменение и ни одно дополнение Конституции (Основного
закона) Республики Саха (Якутия) не могут быть приняты
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) без
предварительного опубликования в средствах массовой информации и
обеспечения участия населения в их обсуждении.
Статья 5. Конституционная комиссия Республики Саха (Якутия)
1. Конституционная комиссия Республики Саха (Якутия)
формируется Указом Президента Республики Саха (Якутия) на
паритетной основе в количестве 15 человек из числа народных
депутатов Республики Саха (Якутия) по представлению
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия),
представителей республиканских органов исполнительной власти,
региональных отделений политических партий.
(часть 1 в ред. Закона РС(Я) от 24.04.2003 7-З N 15-III)
2. Председателем конституционной комиссии Республики Саха
(Якутия) является Президент Республики Саха (Якутия).
3. Конституционная комиссия Республики Саха (Якутия) в своей
деятельности руководствуется Положением, утвержденным
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Статья 6. Задачи конституционной комиссии Республики Саха
(Якутия)
Задачами конституционной комиссии Республики Саха (Якутия)
являются:
а) рассмотрение предложений об изменениях и дополнениях
Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), внесенных
в порядке, установленном настоящим конституционным законом;
б) подготовка проектов конституционных законов на основе
имеющихся предложений или проекта текста новой редакции
Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия);
в) дача заключений по предложениям об изменениях и дополнениях
Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия);
г) анализ изменений в конституционном федеральном и
республиканском законодательстве;
д) разработка концепций совершенствования Конституции
(Основного закона) Республики Саха (Якутия) и конституционного
законодательства республики;
е) организация проведения научно-правовых экспертиз предложений
об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона)
Республики Саха (Якутия);
ж) обеспечение согласования с федеральными органами
государственной власти предлагаемых изменений и дополнений
Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия);
з) организация всенародного обсуждения предложений об
изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики
Саха (Якутия) и проблем конституционного строительства в
республике;
и) своевременное информирование народных депутатов Республики
Саха (Якутия) о конституционных инициативах, а также обеспечение
их в конституционной комиссии Республики Саха (Якутия) материалами
по рассматриваемым вопросам.
Статья 7. Требования к предложениям субъектов права
конституционной инициативы
1. Конституционная инициатива вносится в форме конституционного
закона и должна содержать:
а) текст новой редакции статьи (части или пункта статьи);
б) текст статьи (части или пункта статьи), предложенной к
исключению;
в) пояснительную записку с обоснованием необходимости
предлагаемого изменения или дополнения.
2. Если содержание изменений и дополнений требует внесения
изменений и дополнений в другие разделы и статьи Конституции
(Основного закона) Республики Саха (Якутия), то конституционная
инициатива должна содержать также текст новой редакции этих статей
или отдельных положений, необходимость изменения либо дополнения
которых вытекает из их внутренней взаимосвязи.
3. В случае несоблюдения требований настоящей статьи материалы
с предложениями об изменениях и дополнениях Конституции (Основного
закона) Республики Саха (Якутия) возвращаются субъекту права
конституционной инициативы на основании решения конституционной
комиссии Республики Саха (Якутия).
Статья 8. Требования к предложениям об изменениях и дополнениях
Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)
Предложения об изменениях и дополнениях Конституции (Основного
закона) Республики Саха (Якутия) должны содержать:
а) концепцию предлагаемых изменений и дополнений, цели и задачи
конституционных изменений;
б) правовое обоснование предлагаемых изменений;
в) решение региональных отделений политических партий и
общественных объединений о внесении предложений об изменениях и
дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Саха
(Якутия);
(п. "в" в ред. Закона РС(Я) от 24.04.2003 7-З N 15-III)
г) результаты опросов общественного мнения, решения органов
общественных объединений и представительных органов местного
самоуправления, на основе которых вносятся предложения об
изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики
Саха (Якутия).
Статья 9. Порядок рассмотрения конституционной инициативы в
конституционной комиссии Республики Саха (Якутия)
1. Конституционная инициатива, поступившая в Государственное
Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от субъектов права
конституционной инициативы, установленных статей 144 Конституции
(Основного закона) Республики Саха (Якутия), в течение одного
месяца передается в конституционную комиссию Республики Саха
(Якутия).
2. Конституционная комиссия Республики Саха (Якутия) в
соответствии с Положением о конституционной комиссии Республики
Саха (Якутия) в срок не более чем три месяца со дня поступления
конституционной инициативы изучает ее и вносит на рассмотрение
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
соответствующее заключение. К заключению приобщаются проект
постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия), справочные, аналитические и другие материалы.
3. Конституционная комиссия Республики Саха (Якутия) вправе с
соблюдением требований статей 3, 4, 6, 7 и 8 настоящего
конституционного закона внести альтернативный рассмотренной
конституционной инициативе проект конституционного закона.
Статья 10. Порядок обсуждения и принятия конституционного
закона
1. Конституционный закон принимается на заседании
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Тексты проектов конституционных законов, заключения,
справочные, аналитические и другие материалы рассылаются народным
депутатам Республики Саха (Якутия) не позднее чем за семь дней до
начала проведения заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия).
2. Рассмотрение проекта конституционного закона осуществляется
в трех чтениях, если применительно к конкретному законопроекту не
будет принято иное решение. Решение принимается большинством
голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха
(Якутия).
Проект конституционного закона рассматривается с учетом
поправок, внесенных субъектами права конституционной инициативы, и
особого мнения народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Поправками к проекту конституционного закона признаются
изменение редакции статей, дополнение законопроекта конкретными
статьями, предложения об исключении конкретных слов, частей,
пунктов, подпунктов, абзацев или статей законопроекта.
На заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) обсуждаются только поправки и особое мнение народных
депутатов Республики Саха (Якутия), включенные в таблицу поправок.
Внесение поправок к проекту конституционного закона
непосредственно на заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) не допускается.
При обсуждении проекта конституционного закона на голосование
ставятся отдельно каждая статья законопроекта, поправки к ней и
особое мнение народных депутатов Республики Саха (Якутия).
При наличии поправок и особого мнения народных депутатов
Республики Саха (Якутия) первоначально на голосование ставится
текст проекта конституционного закона, а при его отклонении -
предложенные поправки и особое мнение народных депутатов
Республики Саха (Якутия).
Решение, касающееся отдельных положений статьи проекта
конституционного закона, принимается большинством голосов от
избранного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Решение, касающееся отдельных статей проекта конституционного
закона, принимается большинством не менее двух третей голосов от
установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Решение о принятии проекта конституционного закона в целом
принимается большинством не менее двух третей голосов от
установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
3. Проект конституционного закона, не получивший двух третей
голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха
(Якутия), считается отклоненным. Отклоненный проект
конституционного закона вновь может быть внесен в Государственное
Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по истечении одного
года со дня его отклонения.
4. Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) о проекте конституционного закона
принимается большинством голосов от установленного числа народных
депутатов Республики Саха (Якутия).
В случае внесения поправок к тексту проекта постановления
первоначально ставится на голосование текст проекта постановления
(абзац, пункт и так далее), а при его отклонении - письменные
поправки в порядке поступления. Решение считается принятым, если
за него проголосовало большинство от числа присутствующих на
заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Статья 11. Вступление в силу конституционного закона
Принятый конституционный закон направляется для подписания и
обнародования Президенту Республики Саха (Якутия) в пятидневный
срок.
Президент Республики Саха (Якутия) в течение 14 дней
подписывает или отклоняет конституционный закон.
В случае отклонения Президентом Республики конституционного
закона создается не позднее одного месяца согласительная комиссия
из числа представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия), Президента Республики Саха (Якутия) и
Конституционного суда Республики Саха (Якутия) для выработки
согласованного текста изменений и дополнений Конституции
(Основного закона) Республики Саха (Якутия).
При повторном рассмотрении Государственным Собранием (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) конституционного закона обсуждению
подлежат предложения к конституционному закону, принятые
согласительной комиссией.
Принятый по результатам повторного рассмотрения конституционный
закон подлежит подписанию Президентом Республики Саха (Якутия) в
течение 14 дней со дня его поступления.
Статья 12. Приведение законов Республики Саха (Якутия) в
соответствие с Конституцией (Основным законом) Республики Саха
(Якутия)
Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в
течение трех месяцев со дня принятия конституционного закона
представляют на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) предложения о внесении изменений и
дополнений в действующие законы Республики Саха (Якутия), которые
содержат противоречия либо несоответствия новым конституционным
положениям.
Статья 13. Вступление в силу настоящего конституционного закона
Настоящий конституционный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.ШТЫРОВ
г. Якутск
15 июня 2002 года
15-з N 361-II
|