ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 6 июня 2002 года N 3-31/02
<ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ПРОКУРОРА РС(Я)
О ПРИЗНАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 21 ФЕВРАЛЯ 2000 Г. "ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА
ГЕОЛОГИЧЕСКИМ ИЗУЧЕНИЕМ, РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
И ОХРАНОЙ НЕДР РС(Я)" И НАЗВАННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ>
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Александровой Р.С.,
при секретаре Петрове Д.В.,
с участием прокурора Алексеевой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Якутске 6 июня
2002 г. дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о
признании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от
21 февраля 2000 г. "Об утверждении Положения о государственном
контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и
охраной недр РС(Я)" и названного Положения противоречащими
федеральному законодательству,
установил:
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21
февраля 2000 г. N 91 утверждено Положение о государственном
контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и
охраной недр Республики Саха (Якутия).
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
о признании п. 1 постановления, которым утверждено названное
положение, и Положения в целом недействительными и не порождающими
правовых последствий по тем основаниям, что они противоречат
требованиям федерального законодательства.
В судебном заседании прокурор Алексеева А.Е. поддержала
заявление и полагала его подлежащим удовлетворению в полном
объеме.
Представитель Правительства РС(Я) Скрябин В.В. в судебном
заседании заявление прокурора не признал и пояснил, что Положение
о государственном контроле за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной недр РС(Я) принято
исполнительным органом государственной власти республики в
пределах своих полномочий и по своему содержанию Положение не
противоречит требованиям федерального законодательства, не
ущемляет чьих-либо прав и обязанностей.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд полагает
заявление прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим
основаниям.
Из содержания оспариваемого прокурором Положения следует, что в
нем установлен орган по осуществлению государственного контроля за
геологическим изучением, рациональным использованием и охраной
недр на территории Республики Саха (Якутия) в лице Государственной
геологической инспекции Республики Саха (Якутия), определены его
функции, структура, права и обязанности инспекции.
Геологическое изучение, использование и охрана недр составляют
содержание владения, пользования недрами. Указанные вопросы в
соответствии с п. "в" ст. 72 Конституции Российской Федерации
находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются
федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и
иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут
противоречить федеральным законам. В случае противоречия между
федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,
действует федеральный закон.
В соответствии с п. 16 ст. 3 Закона РФ "О недрах" в компетенцию
органов государственной власти Российской Федерации в сфере
регулирования отношений недропользования входит государственный
контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и
охраной недр, а также установление порядка его проведения.
Согласно п. 14 статьи 4 этого же закона в компетенцию органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
регулирования отношений недропользования на своих территориях
входит государственный контроль за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной недр в соответствии с
установленным порядком.
В силу ст. 37 указанного Закона государственный контроль за
геологическим изучением, рациональным использованием и охраной
недр осуществляется органами государственного геологического
контроля и органами государственного горного надзора во
взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля
1998 г. N 132 утверждено Положение о государственном контроле за
геологическим изучением, рациональным использованием и охраной
недр.
Как следует из содержания указанного Положения, в нем определен
перечень федеральных органов, которые реализуют компетенцию
органов государственной власти Российской Федерации в сфере
контроля за изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Однако в Положении не указано, в каком порядке реализуют свою
компетенцию органы государственной власти субъектов Российской
Федерации при осуществлении государственного контроля за
геологическим изучением, охраной и рациональным использованием
недр.
Таким образом, при отсутствии правового регулирования на
федеральном уровне вопроса о порядке осуществления субъектами
Российской Федерации своих полномочий по государственному
геологическому контролю по вопросам совместного ведения, субъект
РФ вправе до принятия правового акта на федеральном уровне
принимать соответствующие нормативные акты, которые в последующем
подлежат приведению в соответствие с федеральным законодательством
в случае регулирования этого вопроса по-иному.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что
Республика Саха (Якутия), как субъект Российской Федерации, вправе
была принять Положение о государственном контроле за геологическим
изучением, рациональным использованием и охраной недр РС(Я).
Государственная геологическая инспекция РС(Я) является
единственным органом на территории Республики Саха (Якутия),
осуществляющим государственный контроль за геологическим
изучением, рациональным использованием и охраной недр.
В пункте 1.5 оспариваемого Положения определено, что
Государственная геологическая инспекция РС(Я) при осуществлении
государственного геологического контроля руководствуется
законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и
иными актами. Из содержания п. 2.1 Положения следует, что одной из
основных функций Государственной геологической инспекции РС(Я)
является осуществление государственного контроля за соблюдением
всеми недропользователями федерального и республиканского
законодательства. Поэтому доводы прокурора о том, что в
оспариваемом Положении установлен иной порядок осуществления
государственного контроля, подлежат отклонению.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в
удовлетворении заявления прокурора.
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд
решил:
В удовлетворении заявления прокурора Республики Саха (Якутия) о
признании противоречащими федеральному законодательству,
недействительными и не порождающими правовых последствий п. 1
постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 февраля
2000 г. N 91 об утверждении Положения и Положения о
государственном контроле за геологическим изучением, рациональным
использованием и охраной недр РС(Я) отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд
Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий
Р.С.АЛЕКСАНДРОВА
|