ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2002 г. N 3-24/02
О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РС(Я)
"О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)">
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Александровой Р.С.,
при секретаре Захаровой А.Е.,
с участием прокурора Борисова Х.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 мая 2002 г. в гор.
Якутске дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о
признании противоречащими федеральному законодательству отдельных
положений Закона РС(Я) "О выборах депутатов представительных
органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)",
установил:
Постановлением Палаты Представителей Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 8 июля 1999 г. принят Закон
РС(Я) "О выборах депутатов представительных органов местного
самоуправления в Республике Саха (Якутия)".
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании
противоречащими федеральному законодательству отдельных положений
названного закона.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я), привлеченное в
качестве заинтересованного лица, было надлежащим образом извещено
о времени и месте судебного разбирательства. Однако его
представитель в судебное заседание не явился без уважительных
причин. Суд полагает возможным в соответствии со ст. 157 ГПК РСФСР
рассмотреть дело в отсутствие представителя законодательного
органа.
Выслушав доводы прокурора, изучив материалы дела, суд полагает
заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению.
Пункт "л" статьи 2 Закона РС(Я) "О выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления в РС(Я)"
оспаривается по тем основаниям, что названная норма не
соответствует требованиям части 11 статьи 2 Федерального закона от
19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". При
этом в заявлении указано, что установленный в Законе РС(Я)
годичный срок регистрации устава распространяется на любые
изменения и дополнения, вносимые в устав, в то время как
федеральная норма устанавливает ограниченное действие годичного
срока, который распространяется только на те изменения и
дополнения, которые вносятся в устав в целях придания ему статуса
политического.
Требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим
основаниям. Из содержания оспариваемой нормы следует, что ею не
регулируется порядок регистрации вносимых в устав изменений и
дополнений. Доводы прокурора основаны на ошибочном
распространительном толковании оспариваемого положения, что
является в данном случае недопустимым. В п. "л" статьи 2 Закона
установлено, что порядок создания, регистрации устава производится
в порядке, установленном в том числе и федеральным законом. В
связи с этим суд считает, что порядок регистрации вносимых в устав
изменений и дополнений в целях придания ему статуса политического
регулируется федеральным законодателем. Поэтому суд полагает, что
оспариваемое положение не противоречит требованиям федерального
законодательства.
Пункт "с" статьи 2 Закона РС(Я) оспаривается прокурором по тем
основаниям, что содержащееся в нем положение о порядке
осуществления иностранным наблюдателем права наблюдения за
подготовкой и проведением выборов устанавливается законами
Республики Саха (Якутия) в то время как этот порядок должен
устанавливаться только федеральными законами. Заявление прокурора
подлежит удовлетворению. В статье 2 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" сформулировано понятие
иностранного наблюдателя, как лицо, представляющее иностранную или
международную организацию, приобретающее право на осуществление
наблюдения за подготовкой и проведением выборов и референдумов в
Российской Федерации в соответствии с установленным законом
порядком. Порядок осуществления этого права в соответствии с
частью 13 статьи 26 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" устанавливается только федеральными
конституционными законами и федеральными законами. Таким образом,
содержащееся в п. "с" статьи 2 Закона РС(Я) положение
необоснованно расширяет возможность регулирования этих вопросов
законами Республики Саха (Якутия), что свидетельствует о
превышении полномочий. Поэтому названная норма противоречит
требованиям федерального законодательства.
Пункт 3 статьи 6 Закона РС(Я) оспаривается по тем основаниям,
что в нем необоснованно сужен круг лиц, имеющих право на обращение
в суд с заявлением о назначении выборов депутатов
представительного органа местного самоуправления. Заявление
прокурора подлежит удовлетворению. Так, в соответствии с п. 4
статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" таким правом, кроме лиц, перечисленных в п. 3 статьи 6
Закона РС(Я), обладают органы государственной власти и
исполнительные органы местного самоуправления. Лишение указанных
органов права на обращение в суд свидетельствует об ущемлении их
прав по сравнению с федеральным законодательством. Поэтому п. 3
статьи 6 Закона РС(Я) следует признать противоречащим федеральному
законодательству.
В соответствии с п. 5 статьи 7 Закона РС(Я) не могут быть
избранными граждане, имеющие судимость, если она не снята и не
погашена в установленном законом порядке. Данная норма
устанавливает ограничения пассивного избирательного права. В части
3 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень оснований
ограничения указанных прав. При этом указанные в п. 5 статьи 7
Закона РС(Я) основания отсутствуют. Установление иных
обстоятельств, ограничивающих пассивное избирательное право
граждан, является недопустимым. Поэтому оспариваемое прокурором
положение противоречит требованиям федерального законодательства.
В п. 5 статьи 20 Закона РС(Я) установлен порядок формирования
избирательной комиссии муниципального образования улусным,
городским Собранием в случае, если представительный орган местного
самоуправления не назначит состав избирательной комиссии
муниципального образования. Данная норма противоречит требованиям
п. 5 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", в котором установлено, что формирование
избирательной комиссии муниципального образования в указанном
случае производится вышестоящей избирательной комиссией.
Установление в законе субъекта иного порядка формирования
избирательной комиссии является недопустимым, противоречит
требованиям федерального законодательства.
В подпункте "б" пункта 4 статьи 25 Закона РС(Я) установлено,
что член избирательной комиссии с правом решающего голоса
освобождается от своих обязанностей в случае утраты гражданства
Республики Саха (Якутия) или Российской Федерации. Из содержания
нормы следует, что установлены два самостоятельных основания
освобождения от обязанностей члена избирательной комиссии. При
этом законодатель исходил из того, что порядок приобретения,
утраты гражданства Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации
являются различными. Между тем, установление порядка освобождения
от своих обязанностей члена избирательной комиссии в случае утраты
гражданства РС(Я) при сохранении гражданства РФ, как
самостоятельное основание, является ограничением прав членов
избирательных комиссий. Поэтому данная норма в части установления
указанного основания противоречит требованиям федерального
законодательства.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 статьи 25 Закона РС(Я)
установлено, что член избирательной комиссии с правом решающего
голоса освобождается от своих обязанностей до истечения срока
полномочий по решению органа, его назначившего, в связи с выездом
на постоянное место жительства за пределы муниципального
образования. Названная норма противоречит положениям п. 5 статьи
24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в
котором установлен исчерпывающий перечень оснований освобождения
члена избирательной комиссии, и такое основание, как выезд на
постоянное место жительства за пределы муниципального образования,
не предусмотрено. Расширение оснований освобождения по сравнению с
федеральным законодательством свидетельствует об ущемлении прав
членов избирательной комиссии. По указанным основаниям
оспариваемая норма противоречит требованиям федерального
законодательства.
В пункте 5 статьи 25 Закона РС(Я) установлено, что орган,
назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового
члена избирательной комиссии вместо выбывшего по вышеуказанным
обстоятельствам не позднее, чем в месячный срок, а в период
избирательной кампании - не позднее чем в недельный срок со дня
его выбытия в соответствии с требованиями, установленными
настоящим законом. Из содержания данного положения следует, что в
нем установлен минимальный срок, в течение которого должен быть
назначен новый член избирательной комиссии. В п. 7 статьи 24
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" этот
срок установлен в 10 дней. Суд полагает, что установление иных
сроков назначения нового члена избирательной комиссии, в отличие
от положений федерального законодательства, является недопустимым,
так как это отнесено к порядку, определенному механизму проведения
выборов. По указанным основаниям п. 5 статьи 25 Закона РС(Я)
следует признать противоречащим федеральному законодательству.
Пункт 8 статьи 25 Закона РС(Я) прокурор оспаривает по тем
основаниям, что председатель и иные перечисленные в нем лица не
могут быть привлечены к уголовной ответственности, подвергнуты
мерам административного взыскания без согласия улусного,
городского прокурора, в том время как согласно требованиям
федерального законодателя необходимо получать согласие прокурора
субъекта Российской Федерации. Заявление прокурора подлежит
удовлетворению. Изменение порядка привлечения к уголовной и
административной ответственности определенных лиц, установленного
в п. 13 ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", является недопустимым, противоречит
требованиям федерального законодательства.
В пункте 2 статьи 26 Закона РС(Я) установлен перечень
субъектов, обладающих правом на обращение в суд с заявлением о
расформировании избирательной комиссии. По своему содержанию он
ограничивает перечень этих субъектов. Так, в этот перечень не
включена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации,
которая в соответствии с п. 3 статьи 25 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" обладает таким правом,
тем самым ущемлены ее права. Ущемление прав определенных лиц
свидетельствует о противоречии нормы положениям федерального
законодательства.
В пункте 8 статьи 62 и пункте 1 статьи 63 Закона РС(Я)
установлены основания и порядок проведения досрочного голосования.
При этом в указанных нормах предельный минимальный срок, в течение
которого принимается решение о проведении досрочного голосования,
установлен в 15 дней, в то время как в п. 6 статьи 53 названного
выше Федерального закона этот срок установлен в 20 дней. Изменение
сроков принятия решения о проведении досрочного голосования
отнесено к порядку проведения выборов, который не может быть
изменен законом субъекта Российской Федерации. Поэтому
оспариваемые прокурором нормы противоречат требованиям
федерального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-197, 239-7
ГПК РСФСР, суд
решил:
Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить
частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащими применению со дня вступления
решения в законную силу пункт "с" статьи 2, пункт 3 статьи 6,
пункт 5 статьи 7, пункт 5 статьи 20, подпункты "б", "ж" пункта 4
статьи 25, пункты 5, 8 статьи 25, пункт 2 статьи 26, пункт 8
статьи 62, пункт 1 статьи 63 Закона Республики Саха (Якутия) "О
выборах депутатов представительных органов местного самоуправления
в Республике Саха (Якутия)" от 8 июля 1999 г.
В удовлетворении заявления прокурора о признании противоречащим
федеральному законодательству п. "л" статьи 2 указанного Закона
РС(Я) отказать.
Сообщение о принятом решении опубликовать в средствах массовой
информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд
Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в
окончательной форме.
Председательствующий
Р.С.АЛЕКСАНДРОВА
|