Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РСЯ ОТ 12.05.2002 N 121-РП О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2002-2006 ГОДЫ

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


   12 мая 2002 года                                          N 121-РП
   ------------------------------------------------------------------
   
                              РАСПОРЯЖЕНИЕ
   
                  ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
   
            О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
               РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2002-2006 ГОДЫ
   
       В соответствии   с   Федеральным  законом  "О  потребительской
   кооперации (потребительских обществах,  их  союзах)  в  Российской
   Федерации"  от  11  июля  1997  года  N 97-ФЗ с учетом изменений и
   дополнений, внесенных в него Федеральным законом от 28 апреля 2000
   года  N  54-ФЗ  и  Концепцией  развития потребительской кооперации
   Республики Саха (Якутия) до 2010 года:
       1. Одобрить   Программу  развития  потребительской  кооперации
   Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы.
       2. Правительству   Республики  Саха  (Якутия)  (Назаров  С.Н.)
   оказать поддержку в исполнении Программы развития  потребительской
   кооперации Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы.
       3. Министерству сельского хозяйства Республики  Саха  (Якутия)
   (Наумов   Д.Ф.),  СПО  "Холбос"  (Борисов  В.Д.,  Кашкин  В.Х.)  в
   недельный срок заключить Соглашение об организации деятельности по
   закупу  сельскохозяйственной  продукции  от  населения  и  местных
   сельхозпроизводителей по ее видам и объемам.
       4. Министерству  финансов  Республики  Саха (Якутия) (Березкин
   Э.Б.):
       4.1. Предусмотреть   ежегодное   финансирование   для  полного
   покрытия  процентов  банковского   кредита   для   заготовительной
   деятельности,  в  том  числе в 2002 году по разделу 0800 "Сельское
   хозяйство и рыболовство" 20 (двадцать) млн. рублей.
       4.2. Пролонгировать  кредит,  ранее выделенный СПО "Холбос" на
   закуп ГСМ,  на приобретение средств  для  материально-технического
   обеспечения потребительских обществ, на проведение заготовительной
   деятельности, в сумме 170 млн. рублей до 25 декабря 2002 года.
       5. СПО  "Холбос" (Борисов В.Д.,  Кашкин В.Х.) пролонгированную
   сумму кредита направить  на  развитие  сельской  промышленности  и
   проведение заготовительной деятельности.
       6. Министерству по делам предпринимательства, развития туризма
   и    занятости   Республики   Саха   (Якутия)   (Скрыбыкин   А.Н.)
   предусмотреть выделение системе СПО "Холбос"  возвратных  кредитов
   на сумму 10 (десять) млн. рублей для создания новых рабочих мест в
   сельской местности при условии защиты бизнес-планов.
       7. Главам администраций улусов и городов:
       - продолжить практику заключения Соглашений о взаимоотношениях
   с потребительскими обществами;
       - совместно  с  представительными   органами   государственной
   власти   рассмотреть   возможность   освобождения  потребительских
   обществ от местных налогов и сборов;
       - оказать  поддержку  в  создании  розничной  торговой сети по
   продаже сельскохозяйственных продуктов в  городах  и  промышленных
   улусах;
       - закрепить       за        потребительскими        обществами
   сельскохозяйственные угодья,  местные водоемы (участки рек, озера)
   для разведения рыбы и ее заготовки.
       8. Контроль  за  исполнением данного распоряжения возложить на
   заместителя Председателя Правительства  Республики  Саха  (Якутия)
   Долинина И.Н.
   
                                                            Президент
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                             В.ШТЫРОВ
   12 мая 2002 года
   N 121-РП
   
   
   
   
   
                                                             Одобрена
                                             распоряжением Президента
                                             Республики Саха (Якутия)
                                           от 12 мая 2002 г. N 121-РП
   
                               ПРОГРАММА
                  РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
               РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2002-2006 ГОДЫ
   
                                ПАСПОРТ
   
   Наименование программы  Развитие потребительской        кооперации
                           Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы
   
   Наименование решения о  Указ Президента РС(Я) от 28 ноября 2001 г.
   разработке программы    N    1609    "О    дальнейшем     развитии
                           потребительской кооперации Республики Саха
                           (Якутия)  на   период   до   2010   года",
                           Концепция     развития     потребительской
                           кооперации РС(Я) на период до  2010  года,
                           Концепция     и     программа     развития
                           потребительской кооперации РФ до 2005 года
   
   Цели и задачи программы Определить основные   параметры   развития
                           системы     потребительской     кооперации
                           Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы
                           с   целью   реализации  политики  семейной
                           экономики,     повышения     эффективности
                           деятельности  и  усиления взаимодействия с
                           органами власти
   
   Сроки и этапы           2002-2006 годы
   реализации программы
   
   Исполнители мероприятий Руководители потребительских   обществ   и
   программы               союзов, Правление СПО "Холбос"
   
   Система организации     Совет и Правление ЯСПО "Холбос"
   контроля за исполнением
   программы
   
   Источники               Собственные и привлеченные средства
   финансирования
   программы
   
   Ожидаемые результаты от Расширение сферы деятельности и увеличение
   реализации программы    охвата покупательских фондов населения;
                           Решение основных социальных проблем села;
                           Повышение значимости       пайщика       в
                           деятельности потребительского общества;
                           Развитие семейной экономики;
                           Рост доли      оборота     потребительской
                           кооперации в обороте республики до  8,27%,
                           в том числе в сельских - до 45%;
                           Рост розничного оборота к 2006 году в  3,1
                           раза по отношению к 2000 году;
                           Увеличение доли   продукции   собственного
                           производства в обороте розничной  торговли
                           до 30%;
                           Повышение эффективности      использования
                           производственных мощностей  и  общий  рост
                           производства       товаров       народного
                           потребления;
                           Увеличение объема          заготовительной
                           деятельности до уровня 90-х годов;
                           Переход на безубыточную деятельность;
                           Увеличение численности пайщиков до  125000
                           человек и доведение количества ввода новых
                           рабочих мест до 750 в год;
                           Интеграция с организациями и предприятиями
                           различных     форм     собственности     и
                           совершенствование     взаимоотношений    с
                           органами государственной власти.
   
                                ВВЕДЕНИЕ
   
       Последние годы  экономических реформ в республике подтвердили,
   что основой развития является семейная  экономика,  в  особенности
   сельского  населения.  Потребительская  кооперация,  в  силу своей
   социальной направленности,  должна усилить свое влияние в регионе,
   заниматься   многоотраслевой   деятельностью   для  удовлетворения
   потребностей не только пайщиков,  но  и  всего  населения.  Только
   потребительская кооперация,  имея развитую материально-техническую
   базу,   может   осуществлять   функции   основного   заготовителя,
   переработчика, а главное, сбытчика сельскохозяйственной продукции.
       Перспективы развития  Якутского  союза потребительских обществ
   "Холбос" рассмотрены  в  общем  контексте  социально-экономических
   задач,  обозначенных в послании первого Президента Республики Саха
   (Якутия) М.Е.  Николаева "Республика Саха:  стратегия  развития  в
   первой  четверти  XXI  века",  Программе  социально-экономического
   развития РС(Я) до 2010 года и Указе Президента РС(Я) "О дальнейшем
   развитии   системы   потребительской  кооперации  и  повышении  ее
   социальной роли в преобразовании села в первой четверти XXI  века"
   от 26 января 2001 года N 1334,  Концепций развития потребительской
   кооперации Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
       Программа построена на основе следующих принципов:
       - современное состояние потребительской кооперации  республики
   рассматривается как отправная точка;
       - потребительской  кооперации  отводится   основная   роль   в
   развитии села, в силу своей социальной направленности;
       - расширение договорных отношений  с  органами  исполнительной
   власти;
       - диверсификация отраслей деятельности;
       - увеличение сегмента рынка и кооперирование населения;
       - повышение кадрового потенциала системы;
       - интеграция с организациями различных форм собственности;
       - достижение  безубыточной  деятельности  и  совершенствование
   экономической работы.
       Программа акцентирует внимание на устойчивом росте и  развитии
   потребительской     кооперации     республики.    Рост    означает
   количественное увеличение, а развитие - качественные изменения.
       Потребительская кооперация,    будучи    одним   из   основных
   операторов  на  рынке  сельской  местности,  является   участником
   программ развития семейной экономики и развития села, утвержденных
   президентами Республики  Саха (Якутия)  М.Е. Николаевым  (до  2002
   года)   и   В.А. Штыровым  (начиная   с   2002  года).  Расширение
   деятельности происходит параллельно с открытием новых рабочих мест
   и способствует повышению занятости сельского населения.
       Со стороны  государственных  органов   власти   СПО   "Холбос"
   оказывается   поддержка   в  целях  выполнения  социальной  миссии
   кооперации.
       Реализация целей  и  задач  программы позволит потребительской
   кооперации  республики  в  достаточно  короткие   сроки   повысить
   эффективность работы и занять в экономике Республики Саха (Якутия)
   место, соответствующее ее роли.
   
                    1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ -
                   СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА
   
       Программа предусматривает  активизацию  работы   в   следующих
   направлениях:
       - информированность пайщиков  об  экономической  и  социальной
   деятельности кооперативов;
       - разукрупнение кооперативных участков и их оформление;
       - разработка плана социального развития кооператива и контроль
   за его реализацией;
       - кооперативное образование и обучение кооперативного актива;
       - организация в школах,  ССУЗах и ВУЗах изучения курса "Основы
   кооперации";
       - вовлечение в ряды пайщиков юридических лиц;
       - учет   экономического   вклада  пайщиков   в  хозяйственно -
   финансовую деятельность;
       - предоставление льгот и кооперативных выплат;
       - индивидуальная работа с пайщиками.
       Потребительская кооперация принимает непосредственное активное
   участие в решении  социальных  и  экономических  задач:  улучшения
   условий и повышения уровня жизни сельского населения.
       В процессе  формирования  кооперативного сектора  экономики  в
   Республике   Саха   (Якутия)   многие   виды   кооперативов  будут
   создаваться на основе потребительской кооперации или объединятся с
   ней в ассоциации.
       Кооперативы основаны на  таких  ценностях,  как  взаимопомощь,
   взаимная ответственность,  демократия, равенство, справедливость и
   солидарность.
       Кооперативы внедряют   эти   ценности   в   жизнь   с  помощью
   кооперативных  принципов:  добровольность  и  открытое   членство;
   демократический  членский контроль;  экономическое участие членов;
   автономия и независимость;  образование,  повышение квалификации и
   информация;   сотрудничество   между   кооперативами;   забота  об
   обществе.
       Социальная миссия  потребительской кооперации ориентирована не
   только на пайщиков,  но и на все сельское  население.  Расширяется
   перечень услуг населению, объем оказываемых услуг, создаются новые
   рабочие места.
       К 2006 году ежегодно намечается привлекать для работы на вновь
   созданные  новые  рабочие  места,  временную  и  сезонную  работу,
   неполный  рабочий  день  более  1200  человек.  Намечается прирост
   численности   надомников    и    работников,    привлекаемых    на
   сельскохозяйственное    производство,    малые   производства   по
   переработке сельскохозяйственной продукции и сепарированию молока.
       Потребительская кооперация,     таким     образом,    является
   организацией,  которая решает социальные и экономические проблемы,
   активно  участвуя в создании рабочих мест,  обеспечении занятости,
   формировании  денежных  доходов  сельского  населения,   повышении
   товарности   личных   подсобных   хозяйств,   снижении  социальной
   напряженности,  улучшении  психологического  климата  в  семье   и
   сельском социуме.
       Необходимо восстановление численности пайщиков,  признание  их
   социальной основой системы не только юридически,  но и фактически.
   Продолжается и в 2002 году  заканчивается  полная  перерегистрация
   имеющихся  пайщиков.  Пайщиками  должны стать не только физические
   лица,  но и юридические.  Целесообразно включать в  ряды  пайщиков
   постоянных поставщиков сырья и товаров, что откроет дополнительный
   источник средств для потребительского общества и постоянный  рынок
   сбыта для юридического лица - пайщика.
       Ставится задача  усиления  роли  пайщика   в   работе   своего
   кооператива. Экономическая поддержка пайщиками кооператива состоит
   в паевых взносах,  предоставлении заемных средств, но главное - их
   участие в реализации товаров в качестве покупателей,  создании тем
   самым кооперативу гарантированного рынка сбыта товаров.
       Следует поощрять    экономическое    участие    пайщиков   как
   производителей сельскохозяйственных продуктов и сырья, поставщиков
   товаров  индивидуальной  трудовой деятельности (изделия из шерсти,
   дерева,  меха  и  т.д.),  дикорастущих,  обеспечивая  им  выгодные
   условия продажи: справедливые цены, своевременный расчет наличными
   или товарами в удобном для сдатчика месте, например, в близлежащем
   магазине,  доставка  закупленных товаров транспортом кооператива и
   др.
       Паевой взнос   должен  быть  фиксированным  и  одинаковым  для
   потребительских обществ района,  необременительным  для  пайщиков.
   Его  можно дифференцировать,  выделив из состава пайщиков наименее
   защищенные слои населения (пенсионеров, инвалидов и др.).
       Увеличивать размер  паевого взноса целесообразно в том случае,
   если растут кооперативные выплаты.
       Основная работа  с  пайщиками  должна  быть  сосредоточена  на
   кооперативных участках.
       Основные положения  деятельности  по  усилению роли пайщиков в
   управлении,  контроле  и  повышении  эффективности  экономического
   участия в деятельности кооператива:
       - воспитывать у пайщика  чувство  хозяина,  формировать  новое
   мышление,  кооперативную идеологию и культуру, разъяснять их права
   и обязанности, кооперативные принципы и ценности;
       - укреплять демократические основы потребительской кооперации;
       - повсеместно     восстанавливать    службы   организационно -
   кооперативной     работы,    укреплять    их    квалифицированными
   специалистами за счет штатных и внештатных работников;
       - активизировать  работу  по  кооперированию  населения,  шире
   привлекать в кооперацию молодежь. Создавать кооперативы в школах и
   учебных   заведениях   потребительской   кооперации.  Совместно  с
   местными  органами  образования  организовывать   изучение   курса
   "Основы кооперации" в сельских школах;
       - совершенствовать  формы  кооперативных   выплат   и   льгот,
   информировать пайщиков о реальном вкладе потребительского общества
   в повышение их материального благосостояния;
       - проявлять    заботу   о   многодетных   семьях,   инвалидах,
   пенсионерах, больных, других остро нуждающихся пайщиках, оказывать
   им  моральную  и  материальную поддержку,  в том числе в обработке
   приусадебных  участков,  сбыте  выращенной   продукции,   доставке
   топлива,   стройматериалов,   предоставлять  возможность  покупать
   товары по льготным ценам;
       - возродить культурно-массовую и спортивную работу,  принимать
   активное  участие  в  организации   досуга   населения,   особенно
   молодежи, создавать кружки художественной самодеятельности, кройки
   и   шитья,   библиотеки,   спортивные   секции,    бары-дискотеки,
   бильярдные,   организовывать   фестивали,  конкурсы,  спартакиады,
   проводить  встречи  ветеранов  кооперации,  не  оставлять  их  без
   внимания  в  дни  рождения  и  праздники,  иметь в каждом магазине
   списки таких пайщиков;
       - оказывать  пайщикам  и  работникам кооперативных организаций
   санаторно-курортные,  медицинские и образовательные услуги за счет
   средств социального страхования,  шире практиковать обучение детей
   кооператоров в кооперативных  учебных  заведениях  за  счет  фонда
   подготовки кадров;
       - шире    информировать    пайщиков,     население,     органы
   государственной  власти  и  местного  самоуправления  о социальной
   защите пайщиков, льготах сельскому населению, благотворительности.
       Претворение в  жизнь  основных  положений  Программы  позволит
   потребительской    кооперации    укрепить    репутацию   социально
   ориентированной системы, сохранить свою самобытность.
   
                      2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
   
       Потребительская кооперация Республики Саха (Якутия) существует
   как  единая система потребительских обществ и союзов улусов и сама
   входит в состав Центросоюза Российской Федерации.
       Программа предполагает  изменения  в организационной структуре
   на  основе  объективных  факторов  развития   системы   с   учетом
   фактических  задач в интересах сохранения единства и управляемости
   системы, консолидации пайщиков в реализации конкретных преимуществ
   потребительской кооперации.
       В Якутский союз потребительских  обществ  "Холбос"  входят  36
   кооперативных организаций.
       В перспективе     планируется      укрупнение      организаций
   (потребительских    обществ),    уменьшение   количества   улусных
   потребительских союзов.
       Средства пайщиков  -  один из основных источников формирования
   средств потребительского общества.
       До 2006  года  численность пайщиков планируется довести до 125
   тыс. чел.
   
            3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
            ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
   
       Деятельность потребительской    кооперации   Республики   Саха
   (Якутия) осуществляется  на  основании  Гражданского  кодекса  РФ,
   Федерального закона "О потребительской кооперации (потребительских
   обществах,  их союзах) в Российской Федерации" и  иных  законов  и
   нормативных актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
       Органы государственной власти могут довести контрольные цифры,
   размещать  государственный  заказ  по  отдельным  видам продукции,
   финансировать и контролировать их исполнение.
       Взаимоотношения потребительских обществ,  их союзов с органами
   государственной  власти  и  местного  самоуправления  определяются
   заключаемыми   Соглашениями   сроком   на   3-5  лет  с  ежегодной
   корректировкой,  которые стимулируют деятельность  потребительской
   кооперации,  нацелены на улучшение ее работы, учитывая социально -
   экономическую значимость, предполагают оказание ей государственной
   поддержки  в различных формах:  путем предоставления на возвратной
   основе льготных  целевых  кредитов,  снижения  тарифов  на  оплату
   тепловой и электрической энергии,  льгот по налогообложению и иные
   формы помощи.
       Соглашения носят двухсторонний характер, устанавливают права и
   обязанности  сторон  и  заключаются   на   двух   уровнях:   между
   Правительством  РС(Я)  и  Союзом потребительских обществ "Холбос",
   между администрацией улуса и потребительскими  обществами  или  их
   союзами.
   
                         4. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
   
       Потребительская кооперация    после   продолжительного   спада
   деятельности перешла в стадию  устойчивого  экономического  роста.
   Способствовать   этому   будет   не   только  сохранение  основных
   хозяйственных  отраслей   деятельности   (розничная   торговля   и
   общественное питание,  закупки, производство, сельское хозяйство),
   возрождение оптовой торговли,  транспорта и  строительства,  но  и
   диверсификация   деятельности   (кредитная   кооперация,   услуги,
   подсобное  хозяйство,  торговля  медикаментами  и   вычислительной
   техникой, сельская промышленность) и т.д.
       Развитие по  программе  позволит  увеличить   долю   продукции
   собственного  производства  в  общем товарообороте системы до 30%,
   при имеющихся 25,7%  в  настоящий  момент,  а  сумму  вложений  на
   капитальное строительство до 26 млн. руб.
       Расширение территорий     обслуживания     укрепит     систему
   потребительской  кооперации.  В настоящий момент осваивается рынок
   Западной Якутии, восстанавливаются позиции на юге республики.
       Для реализации  стратегии  проникновения  на  рынки необходимо
   кооперировать,   арендовать   и   строить   здания   магазинов   и
   производственных  цехов,  переоборудовать  неиспользуемые площади,
   создавать  рынки   и   проводить   ярмарки,   предлагать   широкий
   ассортимент экологически чистой продукции.
       В 2001 году доля товарооборота  потребительской  кооперации  в
   обороте республики занимает 6,4%.  К 2006 году планируется довести
   долю до 8,27%, а охват рынка 14 сельских обслуживающих улусов - до
   45% при имеющихся 40% (приложение 2).
       Доля заемных средств населения  по  системе  ЯСПО  "Холбос"  в
   настоящий момент составляет 2% от общей суммы имущества, на одного
   потенциального  займодавца  приходится  60   рублей.   Планируется
   доведение  суммы  заемных  средств  до 500 рублей с обслуживаемого
   человека (в ценах 2001 года).
       Правильно построенная   ценовая   политика   должна   повысить
   эффективность    деятельности     организаций     потребкооперации
   республики.  Она  должна  быть  гибкой  и  маневренной,  учитывать
   факторы рыночного характера  (цены  конкурентов,  спрос,  качество
   товара и его потребительские свойства),  обеспечивать рентабельную
   деятельность кооперативных организаций.
       Цены должны быть ориентированы на три направления:  Покупатель
   - Рынок - Потребительское общество.
       Важный этап   обоснования   цены   -  определение  оптимальной
   рентабельности, который отвечал бы интересам предприятия, при этом
   цены должны быть максимально ориентированы на социальные задачи.
       Пересмотру подлежит  и   действующая   система   регулирования
   трудовых   отношений.   Организациями  потребительской  кооперации
   заработная  плата  устанавливается   самостоятельно.   Не   всегда
   действующая  система  увязывает размер заработной платы с конечным
   результатом деятельности  организации  и  личным  вкладом  каждого
   работника.
       Управление финансами способствует  стабилизации  экономической
   ситуации,   достижению   устойчивого   роста   во   всех  отраслях
   деятельности потребительской кооперации республики.
       Экономическая работа    должна    строиться    на    принципах
   стратегического и оперативного планирования.
       Необходимо внедрение  АРМ-экономиста  в  каждой  кооперативной
   организации республики.
       Наличие оперативной   информации  и  доброкачественный  анализ
   позволяет   значительно   снизить   риск    снижения    финансовой
   устойчивости организации. К 2005 году планируется довести значение
   коэффициента  восстановления  платежеспособности  до  оптимального
   уровня  (1,0)  и далее нацелиться на его постоянный рост,  притом,
   что в настоящий момент его значение составляет 0,7.
       Стратегической задачей    выступает    максимально   возможная
   финансовая устойчивость и переход на новые  финансовые  стратегии,
   предусматривающие  всестороннее  использование рыночных механизмов
   привлечения финансовых ресурсов.  Кооперативная организация должна
   стать   привлекательной  для  инвесторов.  Необходимо  значительно
   увеличить  объемы  деятельности  организаций,  свести  к  минимуму
   количество  убыточных  организаций,  улучшить  структуру активов и
   повысить  качество  управления  ими,  вывести  из   отрицательного
   значения   и   увеличить   сумму  собственных  оборотных  средств,
   компьютеризировать учет.
       От структуры   оборотных   активов  зависит  общее  финансовое
   положение на предприятии. Целесообразно кооперативным организациям
   Республики  Саха  (Якутия)  разработать  и  ввести  систему личной
   ответственности руководителей за сохранность оборотных  активов  и
   имущества в целом,  ведение убыточного хозяйствования. Составление
   финансовых  планов  и  календарей  позволит  упорядочить  движение
   денежных  потоков,  поддерживая  соотношение основных составляющих
   оборотного капитала в ликвидном состоянии.  Одна из основных задач
   -  повышение  контроля  за  состоянием  дебиторской и кредиторской
   задолженности.
       Для восстановления  собственных оборотных средств привлекаются
   заемные средства пайщиков,  а также финансовые вливания извне.  На
   перспективу предусматривается значительное увеличение доли заемных
   средств населения и собственных оборотных средств.
       Во взаимоотношениях с банками и другими кредиторами необходимо
   стремиться к взаимовыгодным партнерским отношениям.
       Правление СПО  "Холбос"  должно  открывать  кредитную  линию с
   банками для обеспечения кооперативных  организаций  средствами  на
   более  выгодных  условиях.  Программой  предусматривается развитие
   кредитной и страховой деятельности.
       Средства фонда   развития  потребительской  кооперации  должны
   использоваться наиболее эффективно и целенаправленно.  К 2004 году
   необходимо     полностью     закончить    реорганизацию    системы
   потребительской кооперации Республики Саха (Якутия).
       Налоговое планирование   (составление   налоговых  календарей)
   позволит  избежать  штрафных  санкций.  Кооперативные  организации
   должны     законно     минимизировать    налогооблагаемые    базы,
   ориентироваться на авансовые платежи в бюджет, защищать нарушенные
   права, соблюдать налоговое законодательство.
       В целях  снижения  налогового  бремени   необходимо   грамотно
   управлять   имуществом   кооперативной   организации.   Необходимо
   сотрудничать  с  органами  власти  на  местах  по   предоставлению
   налоговых льгот,  взаимозачетам,  возмещению из бюджетов затрат по
   транспортировке в сельскую местность хлебопродуктов, финансировать
   разницу в ценах заготавливаемой у населения сельхозпродукции.
       Повысит оперативность    принятия    управленческих    решений
   совершенствование системы бухгалтерского учета.  Организациям дана
   самостоятельность в определении методики,  формы и техники ведения
   бухгалтерского  учета  исходя из действующих правил и особенностей
   хозяйствования.
       Не менее  важным этапом совершенствования бухгалтерской службы
   является  полная  автоматизация  учетных  работ.  До   2005   года
   необходимо  перевести  все кооперативные организации республики на
   единую программу свода и передачи бухгалтерской  и  статистической
   отчетности "Центросоюз-свод".
       Современные информационные   системы    позволяют    полностью
   автоматизировать  учет  движения  товаров.  Для  этого  необходимо
   использовать   компьютерные    системы    учета    и    управления
   товародвижением   с   использованием   штрих-кодов  или  "товарных
   номеров",  установленных  в  конкретной  организации.  В   крупных
   магазинах  рекомендуется  использовать  программы УКМ "Супер-Маг".
   Данный программный продукт  позволяет  полностью  автоматизировать
   процесс  получения  и  обобщения  информации  о наличии и движении
   товарных запасов, выручки на складе и в торговом зале.
       Ведение учета покупок пайщиками позволит максимально выполнять
   социальную миссию,  начислять кооперативные выплаты в  зависимости
   от вклада каждого пайщика.
       Льготы пайщикам можно предоставлять как по твердому  проценту,
   так и накопительным способом.  Для этого наиболее удобным является
   применение  автоматизированной  системы  учета  товаров  и  продаж
   "Супер-Маг".  Номер  индивидуальной  карточки вводится в систему и
   каждая покупка фиксируется нарастающим  итогом.  При  этом  скидка
   предоставляется  при  совершении  каждой  покупки,  независимо  от
   суммы.
       Наибольшая сложность - определение оптимального размера скидки
   или   кооперативной   выплаты   покупателям   (пайщикам).   Размер
   кооперативной выплаты устанавливается в процентах от товарооборота
   (конкретной  покупки).  Он  должен  зависеть  от  размера  средней
   торговой  надбавки  по организации.  Для определения кооперативных
   выплат разработана специальная  методика  их  расчета  (приложение
   23).
       Методика поощрения  покупок   и   вклада   в   дело   развития
   потребительской  кооперации  значительно повысит привлекательность
   кооперативной  торговли,  а,  следовательно,  улучшит  позиции  на
   рынке.
   
                   5. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
                      5.1. СЕЛЬСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
   
       Производство является   основой    развития    потребительской
   кооперации  Республики  Саха  (Якутия).  Долю товаров собственного
   производства в обороте СПО "Холбос" необходимо довести  до  30%  в
   2006 году.
       К 2006 году объем производства хлеба  должен  составить  23,65
   тыс.  тн.,  что  в  1,17  раза  превышает  объем  2000 года.  Рост
   достигается   в   основном   за   счет   расширения   ассортимента
   производимой продукции, увеличения доли мелкоштучного производства
   (приложения 6-7).
       Исполнение Программы   подразумевает  увеличение  производства
   консервов до 98 туб.  в 2006 г. (приложение 12). Данный рост будет
   достигнут  за  счет приобретения по лизингу и установки консервных
   линий.
       Дальнейшее развитие  заготовительной деятельности способствует
   росту объемов производства молочной продукции.  Если в  2000  году
   объем собственного производства цельномолочной продукции составлял
   63 тн., то к 2006 году он увеличится в 121,1 раза; масла животного
   в  2000 году произведено 78 тн.,  то в 2006 году должно быть в 5,1
   раза больше.
       Излишки произведенного масла всеми потребительскими обществами
   передаются  на  переработку  в  ЗАО  ППК  "Роса"   для   получения
   облегченного  масла различной жирности и упаковки в целях освоения
   рынка  масла  и  растительных  жиров.  В  каждом   потребительском
   обществе  должно  быть  установлено  оборудование по фасовке масла
   весом 0,2 кг.
       Рост производства  колбасных изделий к 2006 году в 2,1 раза от
   уровня   2000   года   достигается   за   счет   централизованной,
   круглогодичной  поставки  сырья  с  использованием пищевых добавок
   (соевые), расширения ассортимента и переоборудования производства.
       Особое внимание    в   промышленной   деятельности   отводится
   производству кондитерских изделий.  Основная их доля  производится
   предприятиями  общественного  питания.  К промышленным в 2001 году
   относится 11 кондитерских цехов из шестидесяти восьми  (Амгинский,
   Мегино-Кангаласский,  Таттинский,  Чурапчинский,  Горный, Намский,
   Усть-Алданский   улусы).   К   2006   году   необходимо    открыть
   дополнительно 9 цехов. В 2006 году объем производства кондитерских
   изделий должен составить 785 тн., что в 1,9 раза больше чем в 2000
   году (приложения 9-10).
       К 2006 году планируется увеличить  объем  разлива  напитков  и
   воды в 1,5 раза и довести объем производства до 435 тыс. дал.
       Увеличить объем производства безалкогольных напитков можно  за
   счет  установки  линий  по  их  разливу  на местах,  роста объемов
   производства  морса,  кумыса  и  других   напитков   предприятиями
   общественного  питания.  По  программе  развития  села в Вилюйском
   улусе до 2005 года планируется открытие цеха по производству  воды
   и мороженного.
       Объем производства макаронных изделий в  2006  году  к  уровню
   2000 года возрастет в 2,3 раза.
       Производством полуфабрикатов занимаются в основном предприятия
   общественного   питания.   К   2006  году  объем  их  производства
   необходимо увеличить в 2,6 раза и  достигнуть  объема  в  359  тн.
   (приложения 13-14).
       Предприятиям необходимо  расширять   производство   пельменей,
   вареников,  мучных  и  кондитерских  изделий  глубокой  заморозки,
   мясных полуфабрикатов.  Данный вид производства является одним  из
   привлекательных,  так  как  не освоен в сельской местности,  менее
   трудоемок  и  более  рентабелен,  продукция  пользуется   спросом.
   Примером может послужить деятельность Амгинского УПО.
       Изучив тенденции   развития   производственной    деятельности
   системы    СПО   "Холбос",   выделены   приоритетные   направления
   деятельности:
       - расширение  ассортимента  и  улучшение качества производимой
   продукции;
       - открытие новых производств и расширение географии;
       - обеспечение производственных предприятий в  централизованном
   порядке высококачественным сырьем по более низким ценам;
       - обновление   производственного   потенциала   и    повышение
   эффективности   использования   имеющихся  мощностей.  Коэффициент
   использования мощностей необходимо довести до 0,60 при имеющемся в
   2001 году 0,42 (в 2000 году - 0,34);
       - обеспечение           производственных           предприятий
   высококвалифицированными кадрами, в основном рабочих профессий;
       - работа с давальческим сырьем;
       - повышение безотходности производства;
       - усовершенствование упаковки и расфасовки продукции;
       - пересмотр системы оплаты труда производственных рабочих.
       Особое внимание   необходимо    обратить    на    производство
   непродовольственных товаров.
       Развитие данного  вида  производства  подтвердит   становление
   потребительской   кооперации  и  приведет  к  значительному  росту
   объемов производства в суммарном выражении.
       Наиболее перспективным  на данный момент является производство
   пиломатериалов и деловой древесины,  заготовка дров  и  распиловка
   леса, производство изделий из металла и т.д.
       При открытии производства необходимо максимально  использовать
   маркетинговые стратегии:  изучать качество и конкурентоспособность
   выпускаемой   продукции,   широту   и   объем   рынка,   состояние
   покупательского спроса и тенденции его изменения.
   
              5.2. ЗАКУПКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ,
                             ДАРОВ ПРИРОДЫ
   
       Подсобные хозяйства.
       Рост заготовок   происходит  в  основном  за  счет  бюджетного
   кредитования и привлечения кредитов банков с погашением 2/3 ставки
   процентов Правительством РС(Я).  Для осуществления заготовительной
   деятельности,  покрытия возможностей переработки и  удовлетворения
   потребностей   сельского   населения   в   сбыте  своей  продукции
   необходимо привлечение около 500 млн. руб. ежегодно.
       Основными предпосылками   развития   заготовительной   отрасли
   являются:
       - открытие цехов по переработке продукции;
       - потребность сельского населения в сбыте сельхозпродукции,  в
   том числе и в обмен на товары;
       - низкий уровень издержек обращения (до 6%).
       Основной целью   реализации   мероприятий  Программы  является
   дальнейшее  увеличение   объемов   заготовительной   деятельности,
   расширение  ассортимента  заготавливаемой  продукции  и переход на
   полное самофинансирование заготовительной деятельности  в  объемах
   возможного  финансирования и удовлетворения потребностей сельского
   населения.
       К 2006  году предусматривается рост объемов заготовок овощей в
   1,86 раза к уровню 2000 года, молока и молочных продуктов - в 2,34
   раза,    мяса  -  в  1,1  раза.     Объем   заготовок    картофеля
   предположительно  увеличится на 62,4%.  Заготовка  даров природы к
   2006 году составит 223 тн.
       К 2006 году планируется снижение  объемов  заготовок  яйца  на
   29,1% к уровню 2000 года, что составит 475,2 тыс. штук.
       В связи с запуском производственных мощностей  по  переработке
   кожсырья  концерном  "Сахабулт" резко возрастает потребность в его
   заготовках.  До  2006  года  необходимо  довести  объем  заготовок
   кожсырья до 13400 штук (3,8 раза к уровню 2000 года).
       Для реализации    программы    заготовительной    деятельности
   восстанавливается сеть и штат заготовительных пунктов, развивается
   функция    закупок  сельскими  магазинами  по   схеме   "Магазин -
   заготпункт".
       На перспективу необходимо расширение  договорных  отношений  с
   крестьянскими  хозяйствами  на поставку сельхозпродукции,  закупки
   продукции вне зоны обслуживания (северные улусы),  отработка  схем
   реализации  заготовленной  продукции через организации системы СПО
   "Холбос",   ГУП,    МУП,    акционерных    обществ    и    частных
   предпринимателей.
       Договоры между продавцом сельхозпродукции  и  потребительскими
   обществами   необходимо   заключать  и  на  переработку  сырья  на
   давальческой  основе,  что  повысит  эффективность   использования
   производственных мощностей.
       Одним из   направлений   стимулирования   заготовок   является
   заключение  договоров  со школами и потребительскими обществами на
   закупку лекарственного сырья и даров природы.
       В каждом магазине должна быть представлена полная информация о
   закупаемой у населения продукции,  цены  должны  быть  гибкими  (в
   зависимости от объема сдаваемой продукции, количества предложений,
   условий   поставки,   потребности   кооперативных    организаций).
   Целесообразно  заключать  договоры  на  поставку продукции по мере
   необходимости кооперативной организации.
       Для поддержания   звероводства   и  животноводства  необходима
   предварительная поставка комбинированных кормов под продукцию.
       Развитие подсобных    хозяйств    также   значительно   оживит
   заготовительную и производственную деятельность. В настоящее время
   по  системе  СПО "Холбос" насчитывается 4 тепличных хозяйства,  по
   четыре  предприятия  коневодства  и  свиноводства,  3 предприятия,
   занимающихся птицеводством.
       В связи с вводом водовода Программой предусмотрено  увеличение
   количества  подсобных  хозяйств по выращиванию овощей и увеличение
   поголовья свиней в ПО "Томмот".
       У предприятий   потребительской   кооперации  Республики  Саха
   (Якутия) имеются все предпосылки для дальнейшего  развития  данной
   отрасли,  а  поддержка  со  стороны государственных органов власти
   только ускорит процесс становления и развития,  поддержит семейную
   экономику сельского населения.
   
                         5.3. УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ
   
       В потребительской  кооперации  Республики Саха (Якутия) начали
   возрождаться платные услуги  населению.  Их  характер  и  качество
   должны соответствовать всем требованиям современности.
       Если в 2000 году объем платных услуг составлял 13,2 млн. руб.,
   то  в  2001  году  уже  16,6  млн.  руб.,  рост  наблюдается  и  в
   сопоставимых ценах.  Увеличивается доля  бытовых  услуг  населению
   (приложение 1).
       В соответствии   с   Программой    развития    потребительской
   кооперации  Российской  Федерации  необходимо продолжать расширять
   сеть фотолабораторий,  услуг по прокату,  ритуальных услуг и услуг
   по заготовке дров.
       В силу  своей  разветвленной  системы  и   налаженных   связей
   необходимо   развитие   транспортно-экспедиционных  услуг.  Широко
   использовать услуги по проведению  массовых  мероприятий  на  базе
   предприятий общественного питания.
       Необходимо открывать  пункты  по  оказанию  услуг,   сервисные
   центры   в   каждом   магазине,   производственном  предприятии  в
   зависимости от их  видов.  Для  повышения  уровня  качества  услуг
   привлечение   квалифицированных   кадров  или  обучение  имеющихся
   является одной из основных задач.
       Услуги можно оказывать и с привлечением сторонних организаций.
       Услуги становятся  перспективной   и   экономически   выгодной
   деятельностью.
       Программой предусматривается рост суммы оказываемых  услуг  до
   40 млн. руб., в том числе бытовых - 10 млн. руб.
       Организациям необходимо   расширить   спектр   предоставляемых
   услуг:
       - внедрять   посреднические   и   консультационно-методические
   услуги.  Начальным  этапом являются услуги по выступлению гарантом
   под  поставку   продукции   ГУП   ФАПК   "Якутия"   (Правление   -
   Потребительское  общество).  Такие услуги можно оказывать и другим
   организациям;
       - страховые и банковские услуги;
       - услуги образования и научно-исследовательские разработки;
       - разработка мониторингов (информационные услуги);
       - туристические и санаторно-курортные услуги.
       Развитие данной  отрасли  введет дополнительные рабочие места,
   стимулирует  развитие  других  отраслей,  способствует  увеличению
   доходов,  удовлетворит потребности сельского населения. Она должна
   являться  неотъемлемой  частью  политики  развития   кооперативной
   деятельности    в   Республике   Саха   (Якутия)   как   социально
   ориентированной.
   
                           5.4. СТРОИТЕЛЬСТВО
   
       За годы  экономических  преобразований  строительная   отрасль
   потребительской   кооперации   полностью   исчезла.  Хозяйственным
   способом строительство  практически  не  ведется,  за  исключением
   мелких объектов.
       СМУ "Холбос" в настоящий  момент  акционировано  и  постепенно
   начинает  разворачивать  свою  деятельность.  Для  потребительской
   кооперации   республики   наиболее   важной    задачей    является
   переоборудование   производственных   мощностей,   поэтому   новое
   строительство отошло на второй план.
       Система потребительской  кооперации  Республики  Саха (Якутия)
   имеет разветвленную структуру,  что должно способствовать развитию
   строительной отрасли на селе. СПО "Холбос", образовав строительные
   бригады,  получая строительные  материалы  со  своих  предприятий,
   может выступать одним из основных подрядчиков на селе,  строить не
   только  для  собственных  нужд,  но  и  по  подрядам   с   другими
   юридическими и физическими лицами, местными органами власти.
   
                         5.5. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
   
       Потребность в  народных  промыслах  в настоящий момент велика.
   Предприятиями       потребительской       кооперации       ведется
   неудовлетворительная  работа  по данному направлению.  В 2001 году
   товаров народных промыслов реализовано только на сумму 273,4  тыс.
   руб.
       Программой до  2006  года  предусмотрен  рост  производства  и
   реализации   товаров   народных   промыслов   до  1000  тыс.  руб.
   (приложение 1).
       Одними из приоритетных направлений развития народных промыслов
   являются производство и закуп  мебели,  изделий  с  художественной
   росписью   и   резьбой,   художественных  изделий  и  производство
   бочкотары, изготовление товаров народных промыслов под заказ.
       Потребительские общества   должны  ориентироваться  именно  на
   производство товаров народных  промыслов,  открывать  цеха  по  их
   производству,  вовлекать  мастеров  и  умельцев  в потребительское
   общество.
   
                  5.6. КРЕДИТНО-СТРАХОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
   
       В условиях  современной  жизни  актуальной  становится  задача
   превращения  магазинов  в  многопрофильные  предприятия,  как  это
   сформулировано  в  постановлении   Центросоюза   РФ   "Об   итогах
   Российской    научно-практической    конференции    "Кооперативная
   самобытность в новом тысячелетии".
       В функциональные   обязанности   работников  магазина,  помимо
   реализации товаров и оказания различного рода услуг, рекомендуется
   включить и прием заемных средств у населения.
       Предприятиям потребительской        кооперации        согласно
   законодательству   дано   право  осуществлять  привлечение  займов
   населения без получения лицензий.
       В целях  максимального  приближения  к  населению займы должны
   привлекаться заведующими магазинов, должна быть упрощена процедура
   документального оформления.
       Привлечение средств  населения  во  многом   разрядит   острый
   финансовый    кризис.    Они   будут   способствовать   расширению
   деятельности кооперативной  организации,  частичному  или  полному
   отказу от дорогостоящих кредитов коммерческих банков.
       Опыт привлечения средств населения во многих организациях  СПО
   "Холбос"  уже  имеется,  но,  к  сожалению,  ведется  неправильная
   политика  начисления  и  выплаты  процентов  по  займам.  В  целях
   упорядочения  системы привлечения средств населения Правлением СПО
   "Холбос" разработано Положение о заемных средствах.
       Для обслуживаемого  населения  введение  данной  услуги  также
   является  экономически  обоснованным.  Их  средства   способствуют
   укреплению  системы  потребительской  кооперации  Республики  Саха
   (Якутия), оказывают положительное влияние на финансовые результаты
   деятельности,  а,  следовательно,  и  на  кооперативные выплаты по
   итогам  финансового  года  (для  пайщиков).   Вкладчики   получают
   дополнительный  доход,  а  сохранность  их средств обеспечена всем
   имуществом кооперативной организации,  большая его часть  является
   ликвидной.    Развивая   потребительскую   кооперацию,   население
   способствует удовлетворению своих же потребностей.
       Ставка процентов  за использование заемных средств равна,  а в
   некоторых  случаях  и  превышает  ставку   Сберегательного   банка
   Российской Федерации по срочным вкладам.
       Привлечение средств   населения    необходимо    включить    в
   должностные обязанности заведующих магазинов и довести к 2006 году
   размер займа на каждого потенциального займодавца до 500 рублей (в
   ценах 2001 года).
       Другим источником      пополнения      оборотных       средств
   потребительского   общества   является   осуществление   страховой
   деятельности.
       Ее преимущества заключается в том,  что срок страхования,  как
   правило,  очень продолжительный, фиксированный, и страхователю  не
   выплачиваются  проценты.  Расходы потребительское общество понесет
   лишь при наступлении страхового случая.  К сожалению,  данный  вид
   деятельности   не   используется   предприятиями   потребительской
   кооперации и рынок страховых услуг на селе остается не освоенным.
       Программа предусматривает  образование страховой организации и
   развитие собственной банковской структуры.
   
                         5.7. ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ
   
       Оптовая торговля  системы  СПО "Холбос" в дореформенный период
   была представлена  крупными  базами,  осуществляющими  в  основном
   распределительную функцию, участвующими в досрочном завозе.
       Сейчас оптовая торговля потребительской  кооперации  находится
   на стадии восстановления.
       Оптовую торговлю системы потребительской кооперации республики
   представляет  общество  с  ограниченной ответственностью "Холбос -
   Оптторг". Данное общество занимается оптовыми поставками товаров с
   дальнейшей  их  реализацией  потребительским обществам,  сторонним
   организациям и населению через собственные магазины.  Несмотря  на
   большие трудности,  удалось сохранить материально-техническую базу
   Нижне-Бестяхской торговой базы.
       Финансовые сложности   и  отсутствие  желания  потребительских
   обществ  восстановить  оптовую  торговлю  накладывает   негативный
   отпечаток   на   деятельность  потребительского  общества.  Однако
   необходимость  воссоздания  оптового  звена  доказана,  для   чего
   необходимо:
       - расширить ассортимент предлагаемых товаров;
       - широко   использовать   средства  Интернет  как  для  поиска
   поставщиков, так и покупателей;
       - вести   грамотную   ценовую   политику.   Цены  должны  быть
   максимально низкими, гибкими;
       - необходимо  укреплять  связи  с потребительскими обществами;
   расширить  перечень  оказываемых  услуг  для  выполнения   оптовой
   торговлей своих функций; осуществлять поставку товаров по заказам.
       Необходимо, чтобы товары, предлагаемые оптовыми организациями,
   были конкурентоспособны как по ценам, так и по качеству.
       Развитие оптовой торговли предполагается в два  этапа.  Первый
   этап  с  2002  по 2003 годы.  На данном этапе возрождаются оптовые
   структуры, внедряется электронная торговля и автоматизация оптовой
   торговли,  налаживаются  устойчивые связи с поставщиками товаров и
   потребительскими обществами как  получателями.  Для  бесперебойной
   поставки товаров необходимо решить вопрос о приобретении складских
   помещений в г. Якутск.
       Второй этап  предполагает  развитие  централизованной поставки
   товаров в центральную  и  заречную  группы  улусов,  ориентировать
   Нижне-Бестяхскую  оптовую  базу на основную,  входную оптовую базу
   системы потребительской кооперации.
       Планируется создать   механизмы   привлечения  потребительских
   обществ  системы  "Холбос"   в   обязательном   порядке   закупать
   практически  все  товары только через собственный опт.  Для начала
   планируется  в  обязательный  перечень  товаров  включать  товары,
   список  которых  утвержден распоряжением Правительства РС(Я) от 25
   февраля 2000 года N 282-р.
       Основными источниками  финансирования оптовой торговли системы
   потребительской  кооперации   выделяются   собственные   средства,
   привлечение кредитов  банков,  статья  "Питание"  республиканского
   бюджета,  возмещение  из  бюджета  2/3  уплаченных  процентов   за
   пользование  кредитами.  По  социально  значимым  товарам возможно
   погашение транспортных расходов.  Кроме того,  Правительство РС(Я)
   может выступать гарантом для оптовой организации.
   
                        5.8. РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ
   
       Потребительская кооперация     Республики     Саха    (Якутия)
   располагает значительным потенциалом в сфере розничной торговли.
       Товарооборот системы  потребительской  кооперации растет более
   высокими темпами,  чем общереспубликанские показатели. Соотношение
   составляет примерно 1:2.
       Наибольший удельный вес в обороте составляют продовольственные
   товары.
       Концепцией развития потребительской кооперации Республики Саха
   (Якутия)  на  период  до  2010  года  запланировано  довести  долю
   собственной продукции в общем обороте до  50%  в  2010  году.  Это
   ставит   большую   задачу  перед  производственными  предприятиями
   системы СПО "Холбос".
       К 2006 году оборот должен возрасти в 3,1 раза и составить 3200
   млн. руб. (приложения 1, 3, 4).
       До 2006  года  в  каждом  улусном  центре  на базе действующих
   магазинов будут сформированы  крупные  торговые  сети  -  маркеты,
   восстановлены "Универмаги",  развитие получат специализированные и
   узкоспециализированные непродовольственные магазины,  сформированы
   автономные  зоны  обслуживания  вдоль  автотрасс,  будет закончена
   сертификация услуг  розничной  торговли,  получит  распространение
   электронная  торговля  в связи с принятием Федерального закона "Об
   электронной торговле".
       Торговля является  одним из основных источников доходной части
   бюджета организаций потребительской  кооперации.  Перед  торговыми
   предприятиями  стоит большая задача расширения отрасли.  Для этого
   необходимо:
       - реконструировать  торговые  помещения  и  полностью обновить
   оборудование;
       - расширить  мелкорозничную  торговую  сеть  (лавки  на  дому,
   палатки, киоски), количество аптек и аптечных киосков;
       - открыть  рынки или арендовать места на крупных рынках города
   Якутска для поочередной торговли;
       - в  крупных  населенных пунктах необходимо открывать торговые
   точки, полностью соответствующие современным требованиям;
       - вести грамотную ценовую и ассортиментную политику.  Возможно
   внедрение системы льгот постоянным клиентам (в крупных  магазинах,
   оснащенных  автоматизированной  обработкой  информации о наличии и
   движении  товаров).   Ассортимент   реализуемых   товаров   должен
   максимально   удовлетворять  спрос  покупателей.  Особое  внимание
   необходимо  обратить  на   непродовольственные   товары,   которые
   пользуются  в  настоящий  момент  спросом.  В  связи  с  этим долю
   непродовольственных товаров планируется увеличить к 2006  году  до
   40% при имеющихся 20%;
       - повысить  культуру   обслуживания   и   восстановить   имидж
   кооперативной  организации.  Кооперативные  магазины  должны стать
   привлекательными  как   изнутри,   так   и   снаружи.   Необходимо
   максимально  расширить  спектр дополнительных услуг,  восстановить
   практику приема заявок на  товары  от  покупателей,  реализовывать
   товары в кредит,  участвовать в ярмарках,  организовывать выездную
   торговлю,  предоставлять покупателям полную информацию о  товарах,
   ценах, услугах через уголки покупателей и пайщиков;
       - использовать   методы   и   приемы   маркетинга,   развивать
   электронную торговлю.
       Немаловажное значение должно отводиться планированию торговли.
   Потребительскими  обществами  должны  быть  установлены  планы  по
   каждому    магазину,    разработаны     ассортиментные     перечни
   ориентированные  на  спрос,  должны  быть  эффективно использованы
   торговые  площади,  снижены  затраты,   применяться   рациональная
   система  оплаты  труда,  как  работникам прилавка,  так и аппарату
   управления,  практиковаться  перевод   магазинов   на   внутренний
   хозрасчет.
   
                       5.9. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
   
       Общественное питание   потребительской  кооперации  Республики
   Саха (Якутия)  представляет  собой  разветвленную  сеть  столовых,
   кафе,   кафетериев,   баров   и   чайных.   Наибольшее  количество
   предприятий общепита дислоцируется в городе Якутске,  Олекминском,
   Вилюйском и Хангаласском улусах.
       Необходимость развития  отрасли   подтверждается   количеством
   принятых  программ  и  концепций  за  последние годы,  в том числе
   Республиканская целевая программа "Развитие отрасли  общественного
   питания в Республике Саха (Якутия) на период 2002-2005 годы".
       Общественное питание в настоящий  момент  обрело  новое  лицо.
   Внедряется   система   обеспечения   горячим   питанием   закрытых
   учреждений.  На  сегодня  большой  опыт  организации  школьного  и
   больничного   питания   имеет  Якутское  ПО.  Обеспечение  горячим
   питанием является  рентабельным,  так  как  в  затраты  не  входят
   расходы по содержанию залов обслуживания и т.д.
       Программой развития потребительской кооперации Республики Саха
   (Якутия)  до  2006  года  планируется  рост  оборота общественного
   питания к уровню  2000  года.  Так,  в  2006  году  оборот  должен
   составить 224 млн. руб.
       Для восстановления отрасли предстоит проделать большую работу:
       - улучшить качество и расширить ассортимент блюд;
       - увеличить объем выпуска  готовой  продукции,  полуфабрикатов
   для дальнейшей реализации через магазины;
       - расширить сеть предприятий общественного  питания,  возможно
   открытие  ресторанов  национальной  кухни  и  ресторанов  быстрого
   питания;
       - произвести переоборудование производственных мощностей;
       - увеличить объем оказания дополнительных услуг;
       - более   тесно   работать   с   местными  администрациями  по
   обслуживанию закрытых учреждений, организаций;
       - обновлять интерьеры предприятий массового питания;
       - расширить повышение квалификации производственных работников
   и обучать новые кадры на базе ЯТЭК ПК.
       Общественное питание   должно   стать   одной   из    наиболее
   рентабельных   отраслей  деятельности  потребительской  кооперации
   республики  и  его   развитие   способствует   решению   комплекса
   социально-экономических задач в интересах сельского населения.
   
                   6. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ
   
       Расширение деятельности  СПО  "Холбос"  требует  значительного
   пополнения  кадрового  потенциала,  а  изменение  идеологии  своей
   деятельности  привело  к  необходимости совершенствования кадровой
   политики.  В связи с преобразованиями значительно повысилась  роль
   заведующих магазинами. Магазин - это центр кооперативного участка.
   Он   занимается   заготовительной   и   торговой    деятельностью,
   привлечением заемных средств, оказанием различного рода услуг.
       Комплектация и обучение кадров рабочих  профессий  приведет  к
   повышению  качества  обслуживания  населения,  росту выработки,  а
   обновление и повышение квалификации управленческого аппарата  -  к
   повышению   эффективности   общего   управления,  оперативности  и
   правильности принятия управленческих решений.
       Потребительская кооперация самостоятельно готовит кадры,  имея
   средне-специальное и высшее учебные заведения.
       Всего в      перспективе     до     2006     года     Якутский
   торгово-экономический  колледж  планирует  значительно   увеличить
   контингент учащихся и долю заочного образования (с 15% в 2001 году
   до 40% в 2006 году).
       Якутский филиал    Сибирского   университета   потребительской
   кооперации   по   программе   ежегодно   готовит   около   двухсот
   специалистов   с   высшим   профессиональным   образованием  по  3
   специальностям.  В целях увеличения контингента,  расширения  форм
   обучения и специальностей в 2002 году планируется открытие на базе
   ЯФ СибУПК Якутского торгово-экономического института.
       Особое внимание  должно  уделяться подготовке и переподготовке
   кадров рабочих профессий,  в  особенности  заведующих  магазинами,
   среднего  и высшего звена как на базе колледжа и ЯФ СибУПК,  так и
   на выездных курсах.
       Открытие филиалов   колледжа   в  улусах  республики  является
   неотъемлемой частью Программы развития потребительской  кооперации
   до 2006 года.
       Потребительским обществам  и  союзам   необходимо   составлять
   заказы  на  подготовку  специалистов,  при  этом  они должны иметь
   долгосрочный характер.
       В связи   с   повышением  роли  потребительской  кооперации  в
   экономике республики необходимо ввести курс "Основы кооперации" во
   всех средне-специальных и высших учебных заведениях республики,  а
   также в  школах.  Создание  студенческих  потребительских  обществ
   значительно   улучшит   быт   самих  студентов,  даст  возможность
   укрупнения системы и получения дополнительных средств.
   
                   7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
   
       Программа ставит перед потребительской кооперацией  Республики
   Саха  (Якутия)  большие  задачи.  Результатом  ее реализации будет
   увеличение всех объемных показателей деятельности СПО "Холбос".
       В момент  становления  потребительской  кооперации  республики
   сложно  выполнять  социальные  задачи  без  финансирования  извне,
   особенно это обостряется в условиях Крайнего Севера.
       Финансирование программы развития  потребительской  кооперации
   республики   предполагается   по   трем  направлениям  -  за  счет
   собственных  средств,  привлеченных  средств  и  за  счет  целевых
   кредитных  средств.  Финансовые  вливания в 2000 и 2001 годах дали
   свои  результаты  -  увеличились  объемные  показатели   по   всем
   отраслям;  улучшено  финансовое состояние потребительских обществ;
   дан дополнительный доход сельскому населению;  восстанавливаются и
   обновляются    производственные   мощности;   оживляется   оптовая
   торговля; осваивается торговля ГСМ.
       Использование системы   финансирования   в   2000-2001   годах
   приводит  к  необходимости  определения  финансовых  вложений   на
   перспективу до 2006 года.
       В настоящий момент  предприятиями  потребительской  кооперации
   Республики   Саха  (Якутия)  испытывается  недостаток  собственных
   оборотных средств в сумме 920 млн.  руб.  Программой  предусмотрен
   значительный рост доли заемных средств в общей стоимости имущества
   организации.  Данные  средства  пойдут  полностью  на  восполнение
   оборотных средств.
       Третье направление - финансирование и льготное кредитование из
   республиканского   бюджета  необходимо  для  дальнейшего  развития
   системы потребительской кооперации и семейной экономики.
       Только для  проведения заготовительной деятельности необходимо
   выделение около 500 млн. руб. льготных кредитных средств.
       Увеличение доли   собственного  производства  будет  требовать
   финансирования   инвестиционных   проектов,   поэтому   необходимо
   включение крупных проектов СПО "Холбос" в инвестиционный бюджет.
       Социальная миссия Программы предусматривает развитие экономики
   села   и   роста  доходов  сельского  населения,  что  приводит  к
   необходимости выделения средств потребительской кооперации.
       Достижение намеченных   объемов  собственного  производства  и
   дальнейшее  развитие  переработки  сельскохозяйственной  продукции
   предусматривает  выделение  средств из бюджета на переоборудование
   производственных мощностей.
       СПО "Холбос"  является  одним  из  основных  заготовителей  на
   территории республики и выделение средств на стимулирование данной
   отрасли,  будет стимулировать развитие отрасли, повысит доходность
   бюджета сельского населения.
       Программой предусмотрено  расширение  деятельности  в  области
   открытия новых  рабочих  мест.  Предприятиями  будут  составляться
   бизнес-планы,   для   осуществления   которых   также   необходимы
   финансовые вливания.
       Финансовые средства выделяются из республиканского бюджета  на
   возвратной  основе согласно заключенным соглашениям и договорам по
   целевому назначению.
       К 2006  году  планируется  переход   системы   потребительской
   кооперации  Республики Саха (Якутия) на полное самофинансирование,
   увеличение  объема  займов  у  населения,  работа   с   кредитными
   средствами банков.
       Механизм кредитования    в    пределах    предусмотренных    в
   республиканском    бюджете    средств   устанавливается   ежегодно
   отдельными нормативными актами и соглашениями.  Ежегодно источники
   финансирования данной Программы могут корректироваться.
   
                    8. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
   
       Ответственным за   исполнение   положений  Программы  является
   Правление СПО "Холбос".
       Правление подготавливает прогнозы и планы основных показателей
   деятельности  потребительских  обществ,  доводит  их  до   низовых
   предприятий ежегодно с разбивкой по кварталам и месяцам.
       Министерством финансов Республики Саха  (Якутия)  производится
   финансирование деятельности в пределах, установленных нормативными
   актами,   соглашением   о   взаимоотношениях   СПО   "Холбос"    и
   Правительства Республики Саха (Якутия).
       Правлением СПО "Холбос" ведется тесная работа с министерствами
   и  ведомствами  республики,  Институтом  региональной экономики АН
   РС(Я), образовательными учреждениями Центросоюза России.
       Ежеквартально Правление  подготавливает  отчеты о деятельности
   кооперативных организаций по отраслям с рассмотрением их на Совете
   и Правлении СПО "Холбос".
   
             9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ
   
       Программа развития  потребительской кооперации Республики Саха
   (Якутия)  составлена  в соответствии  с Указом Президента РС(Я) "О
   дальнейшем развитии системы потребительской кооперации и повышении
   ее социальной роли в преобразовании села  в  первой  четверти  XXI
   века",  посланием первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.
   Николаева "Республика Саха:  стратегия развития в первой  четверти
   XXI   века",   Концепцией   развития   потребительской  кооперации
   Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)  и  учитывает  все
   необходимые  моменты  в  деятельности  и  развитии системы до 2006
   года.
       Реализация основных  положений  Программы  позволит  увеличить
   объемные  показатели  по  всем   видам   деятельности,   исключить
   убыточную   деятельность,   повысить  эффективность  использования
   производственных   мощностей,   увеличить   количество   пайщиков,
   пополнить бюджет сельского населения республики и удовлетворить их
   потребности.
       До 2006 года планируется достижение оборота розничной торговли
   в сумме 3200 млн. руб.,  оборота  общественного питания - 224 млн.
   руб.
       Доля оборота потребительской кооперации в обороте республики в
   2010 году достигнет 8,27%, а в 14 сельских  обслуживаемых улусах -
   45%. Доля собственной продукции в обороте системы составит 30%.
       Структура товарооборота будет состоять примерно в  соотношении
   60% и 40% из продовольственных и непродовольственных товаров.
       Программа предусматривает  рост  натуральных  показателей   по
   производству и заготовкам.  Так, к 2006 году планируется выпускать
   23,65 тыс.  тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 320 тонн колбасных
   изделий,   785   тонн   кондитерских   изделий,   435   тыс.  дал.
   безалкогольных напитков,  7570 тонн цельномолочной продукции,  400
   тонн   масла,   359   тонн  полуфабрикатов.  Планируется  повысить
   коэффициент использования производственных мощностей по системе до
   0,60.
       Заготовительная деятельность  является   не   только   основой
   развития   системы   потребительской  кооперации  Республики  Саха
   (Якутия), но и основой развития семейной экономики.
       Платные услуги   населению   являются  одной  из  приоритетных
   отраслей деятельности потребкооперации.  В 2006 году объем платных
   услуг  должен составить 40 млн.  руб.  Ежегодно будет вводиться до
   750 новых рабочих мест.
       Оживится строительство    и    капитальные   вложения.   Объем
   капитальных  вложений  в  строительство  составит  26  млн.  руб.,
   расширится сеть аптечной торговли.
       Расширится как ассортимент реализуемых товаров и произведенной
   продукции, так и перечень оказываемых услуг.
       Планируется полное   восстановление   собственных    оборотных
   средств, увеличение доли заемных средств у населения.
       Реализация положений Программы позволит  восстановить  систему
   потребительской  кооперации  Республики  Саха  (Якутия) на должный
   уровень, соответствующий потенциалу данной организации.
   
             10. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ
                          ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
   
       Управление и контроль за  выполнением  Программы  осуществляет
   Правление СПО "Холбос". Правление СПО "Холбос":
       - координирует  работу  исполнителей  Программы,  обеспечивает
   выполнение    своих   обязательств   и   контролирует   выполнение
   обязательств другими участниками соглашений;
       - осуществляет  сбор  оперативной  и  отчетной  информации  от
   исполнителей программных мероприятий;
       - готовит  и  представляет  сводную аналитическую информацию о
   ходе выполнения пунктов Программы совету СПО "Холбос",  а в  части
   Соглашений - Правительству РС(Я).
   
                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   
       Реализация программы  не  означает  решения всех проблем,  она
   нацеливает каждое потребительское общество на перспективу, то есть
   безубыточную  деятельность  и  развитие  отраслей,  удовлетворение
   потребностей пайщиков и всего сельского населения.
       Программа предполагает    использование    указанных   в   ней
   параметров каждым потребительским обществом СПО "Холбос".
       Проведенный анализ  показывает,  что  в  организациях  имеется
   масса внутренних резервов для обеспечения эффективной  работы,  их
   необходимо  только  обобщить  и разработать стратегию деятельности
   конкретной  организации.   Немаловажное   значение   в   Программе
   отводится  органам  государственной власти как на республиканском,
   так и местном уровне.
       Исполнение основных  положений Программы позволит восстановить
   имидж потребительской  кооперации  Республики  Саха  (Якутия)  как
   социально ориентированной системы.
       Выполнение Программы   развития   потребительской   кооперации
   Республики  Саха  (Якутия)  на  2002-2006  годы ставит перед собой
   задачи последующего  укрепления  и  экономического  роста  системы
   потребительской кооперации Республики Саха (Якутия).
   
   
   
   Приложения не приводятся
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz