Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РСЯ ОТ 10.04.2002 N 3-П ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 144 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


              КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 10 апреля 2002 г. N 3-П
   
         ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 144 КОНСТИТУЦИИ
                        РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
   
       Конституционный суд   Республики   Саха   (Якутия)  в  составе
   председательствующего  Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой,  В.Н.
   Прокопьева,    В.Т. Филиппова,     А.Д. Петракова    с    участием
   ходатайствующего народного депутата Государственного Собрания  (Ил
   Тумэн)   Республики    Саха  (Якутия)  Н.Г. Захарова,  заместителя
   Председателя Палаты Представителей Государственного  Собрания  (Ил
   Тумэн)  Республики  Саха   (Якутия)  А.Р. Данилова,  представителя
   Президента Республики Саха  (Якутия) Ф.Н. Захаровой,  рассмотрел в
   открытом   заседании   дело   о  толковании  положений  статьи 144
   Конституции Республики Саха (Якутия).
       Поводом к   рассмотрению   дела   явилось  обращение  народных
   депутатов Государственного Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха
   (Якутия)   Н.Г. Захарова   и    А.Н. Балоночкина.   Основанием   к
   рассмотрению является обнаружившаяся неопределенность в  понимании
   статьи 144 Конституции Республики Саха (Якутия).
       Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Д. Петракова, объяснения
   участников, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
   
                               установил:
   
       1. Народные  депутаты  Захаров Н.Г.  и Балоночкин А.Н.  просят
   дать толкование положений  статьи 144 раздела VIII  "Вступление  в
   силу  Конституции Республики Саха (Якутия) и порядок ее изменения"
   Конституции Республики Саха (Якутия), указывая на неопределенность
   закрепления   субъектов   права   законодательной   инициативы   и
   регулирования порядка подачи предложений по внесению  изменений  и
   дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики.
       По   мнению   ходатайствующих,   неопределенность   статьи 144
   заключается  в  отсутствии  перечня  субъектов,  обладающих правом
   внесения предложений об изменениях и  дополнениях  в  Конституцию.
   Неопределенность   обнаруживается   и   в   связи   с  дополнением
   Конституции республики статьей 145, предусматривающей установление
   порядка    внесения   изменений   и   дополнений   в   Конституцию
   конституционным законом.
       2. Конституция Республики Саха (Якутия) 1992 года,  принятая 4
   апреля 1992 года XI  сессией  Верховного  Совета  Республики  Саха
   (Якутия)  12  созыва,  была   опубликована  26 апреля 1992 года  в
   официальных изданиях республики.  В соответствии со статьей 142 на
   следующий день после ее официального опубликования, т.е. 27 апреля
   1992 года, Конституция вступила в силу. Согласно текста статьи 144
   Конституции,   опубликованного   в  официальных  изданиях,  "Право
   внесения предложений об изменениях  и  дополнениях  в  Конституцию
   имеют  субъекты,  обладающие законодательной инициативой".  Тексты
   статьи 144 Конституции,  опубликованные на русском языке  и  языке
   саха идентичны.
       Вместе с тем,  в тексте  статьи 144 Конституции,  помещенном в
   стенографическом  отчете  заседаний  Верховного  Совета 3-4 апреля
   1992  года,  говорится,  что  "Право   внесения   предложений   об
   изменениях  и  дополнениях в Конституцию имеют субъекты Республики
   Саха  (Якутия),   обладающие   законодательной   инициативой".   В
   последующих  изданиях  текста Конституции Республики Саха (Якутия)
   статья 144  приводилась   по  стенографическому  отчету.  В  самой
   Конституции   выражение   "субъекты   Республики  Саха  (Якутия)",
   использованное в конституционном тексте не  конкретизируется,  что
   создает неопределенность в его реализации.
       Обнаружившаяся неопределенность в понимании статьи 144 связана
   с процессом совершенствования Конституции республики. К настоящему
   времени   конституционный   процесс   коснулся   вопросов    права
   законодательной   инициативы,   порядка   внесения   изменений   и
   дополнений в  Конституцию.  Соответствующие  изменения  внесены  в
   статью 59,  раздел VIII дополнен новой статьей - 145.  Ходатайство
   депутатов о толковании статьи 144  связано  с  указанной  правовой
   ситуацией и поэтому является допустимым.
       3. Конституция (Основной Закон) Якутской-Саха  ССР  1978  года
   закрепляла  единую  законодательную инициативу для всех вносимых в
   Верховный Совет  законов.  Такой  подход  ко  всем  законопроектам
   независимо от их статуса соответствовал идее гибкой Конституции.
       Конституция Республики Саха  (Якутия)  1992 года   значительно
   расширяет  сферу  конституционно-правового  регулирования  порядка
   принятия и изменения Конституции.  В соответствующий раздел  вошли
   новые статьи, закрепляющие порядок изменения Конституции. Согласно
   статье 143  изменения  и  дополнения   в  Конституцию  принимаются
   Государственным  Собранием  (Ил  Тумэн) большинством не менее двух
   третей голосов  депутатов.  В  статью 144   было  введено  понятие
   "субъекты,   обладающие   законодательной   инициативой",  которое
   отсутствует  в  статье 59,  регулирующей   общую   законодательную
   инициативу.  В  этой  же статье предусматривается принятие закона,
   устанавливающего  порядок  подачи  предложений  об  изменениях   и
   дополнениях в Конституцию.
       Одновременно развивалось законодательное регулирование порядка
   внесения  изменений в Конституцию.  Так,  15 октября 1992 года был
   принят Закон "О  порядке  внесения  предложений  об  изменениях  и
   дополнениях  Конституции Республики Саха (Якутия)",  действовавший
   до 9 февраля 2000 года. 19 ноября 1997 года Палатой Представителей
   был  принят  Закон  "О  порядке  внесения изменений и дополнений в
   Конституцию  (Основной  Закон)  Республики   Саха   (Якутия)".   В
   последующем   в   Закон   были  внесены  изменения  и  дополнения,
   регламентирующие процедуру внесения предложений  об  изменениях  и
   дополнениях, их обсуждения, рассмотрения и принятия.
       Законодатель в  целях  обеспечения  стабильности   Конституции
   республики развивает особый порядок осуществления законотворчества
   по вопросам принятия  Конституции  и  внесения  в  нее  изменений.
   Конституция  Республики  Саха (Якутия) как Основной Закон является
   юридической  базой  для   остального   законодательства.   Порядок
   внесения  в  нее  изменений  не совпадает с принятием и изменением
   текущего законодательства.  Для особого порядка характерен и  иной
   круг   субъектов   законодательной   инициативы,   чем  в  обычном
   законодательном процессе. В связи с этой потребностью в статье 144
   введено     понятие    "субъекты,    обладающие    законодательной
   инициативой".
       4. Словосочетание    "субъекты,   обладающие   законодательной
   инициативой" не в полной  мере совпадает  с  положением  статьи 59
   Конституции о праве законодательной инициативы.  В этом различении
   отражается намерение законодателя  сконструировать  особый  статус
   субъектов,   управомоченных  внести  предложения  об  изменении  и
   дополнении Конституции Республики Саха  (Якутия).  Этой  тенденции
   соответствует  формула статьи 144 Конституции "субъекты Республики
   Саха (Якутия), обладающие законодательной инициативой".
       Республика Саха  (Якутия)  является унитарным образованием,  в
   своем  составе  не  имеет  каких-то  конституционных  образований.
   Территория,  население  и  государственная  власть Республики Саха
   (Якутия)  неделимы.  Словосочетание   "субъект   Республики   Саха
   (Якутия)"    употребляется    в    связи   с   реализацией   права
   законодательной   инициативы    по    вопросам    Конституции    и
   свидетельствует  о  намерении законодателя выделить круг субъектов
   конституционной  инициативы,  не  отождествляя  их  с   субъектами
   законодательной инициативы в обычной законодательной процедуре.  С
   учетом этого в статье 144  Конституции  Республики  Саха  (Якутия)
   посредством  фразы "субъекты Республики Саха (Якутия),  обладающие
   законодательной  инициативой"   предпринята   попытка   установить
   ограниченный  круг  субъектов  инициативы  по вопросам изменения и
   дополнения Основного Закона.
       Раздел VIII  Конституции  носит  название:  "Вступление в силу
   Конституции Республики Саха (Якутия) и порядок ее изменения".  Это
   означает,  что  статья 144,  входящая   в упомянутый раздел, и где
   содержится  разъясняемое   словосочетание,   относится   к   сфере
   реализации  учредительной власти республики.  Поэтому субъекты,  о
   которых речь идет в данной статье,  должны иметь  непосредственное
   отношение   к  учредительной  власти  республики.  Соответствующий
   субъект является  носителем  государственных  полномочий  и  имеет
   непосредственное  отношение  к  процессу новообразования на уровне
   региона.  Под "субъектами Республики  Саха  (Якутия),  обладающими
   законодательной   инициативой"  следует  подразумевать  участников
   процесса реализации учредительных функций республики.
       В постановлении  от  17 апреля 2000 года  по делу о толковании
   статей 143, 144     Конституции    Республики     Саха    (Якутия)
   Конституционный суд Республики Саха (Якутия) указал,  что оговорка
   "субъекты Республики Саха (Якутия)",  связанная с конструированием
   статьи 144,   может  быть  направлена   на   признание  субъектами
   законодательной инициативы только  тех,  кто  является  участником
   конституционно-правовых отношений,  непосредственно осуществляющих
   государственную власть.
       В настоящее    время    перечень   соответствующих   субъектов
   законодателем  не  установлен.  В   целях   устранения   имеющейся
   неопределенности   законодателю  необходимо  восполнить  указанный
   пробел и закрепить  в статье 144  круг  субъектов  конституционной
   инициативы путем их точного перечисления.
       5. Второе предложение статьи 144 Конституции  Республики  Саха
   (Якутия) сохранено в редакции 1992 года и гласит:  "Порядок подачи
   предложений устанавливается законом". В то же время часть 1 статьи
   145  Конституции  в редакции от 18 июля 2001 года закрепляет,  что
   порядок   принятия   Конституции   Республики    Саха    (Якутия),
   конституционного  закона  о  внесении  изменений  и  дополнений  в
   Конституцию    Республики    Саха     (Якутия)     устанавливается
   конституционным законом Республики Саха (Якутия).
       В связи с  принятием  статьи 145  Конституции   в  приведенной
   редакции,   функция   статьи 144   сведена  только  к  закреплению
   субъектов права законодательной инициативы  по  вопросам  внесения
   изменений  и  дополнений  в  Конституцию Республики Саха (Якутия).
   Стало  быть,  для  нее  установление  порядка  подачи  предложений
   становится  излишним.  Этот  порядок  согласно статье 145 подлежит
   регулированию  конституционным  законом.  Законодатель  тем  самым
   учел,  что  реализация  права  конституционной  инициативы  должна
   осуществляться в рамках единого закона,  окатывающего  все  стадии
   законодательного   процесса,   в  том  числе  и  порядок  внесения
   предложений.
       Итак, порядок подачи предложений надлежит регулировать нормами
   Закона,  упомянутого  в  статье 145  Конституции  Республики  Саха
   (Якутия).
       Руководствуясь   статьей 101   Конституции   Республики   Саха
   (Якутия),  статьями 1,  10,  11, 13 Закона "О порядке деятельности
   Конституционного суда Республики Саха  (Якутия)",  Конституционный
   суд Республики Саха (Якутия)
   
                              постановил:
   
       1. Словосочетание    "субъекты   Республики   Саха   (Якутия),
   обладающие законодательной инициативой",  использованное в  статье
   144 Конституции Республики Саха (Якутия),  означает круг субъектов
   внесения  предложений  об  изменении  и   дополнении   Конституции
   Республики   Саха   (Якутия)   -   (конституционной   инициативы),
   не совпадающий с перечнем  субъектов  законодательной  инициативы,
   приведенным в статье 59 Конституции Республики Саха (Якутия).
       Установление круга   субъектов,   обладающих   конституционной
   инициативой, является предметом конституционного регулирования.
       2. Введение  в  Конституцию  Республики  Саха  (Якутия)  новой
   статьи  145,   обязывающей   принятие  конституционного  Закона  о
   внесении изменений и  дополнений  в  Конституцию  Республики  Саха
   (Якутия),  не предполагает установления порядка подачи предложений
   по этим вопросам отдельным законом.
       3. Постановление   окончательно,   обжалованию   не  подлежит,
   вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
       4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
   "Якутия", "Ил Тумэн".
   
                                   Председатель Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                          Д.Н.МИРОНОВ
   
                                      Секретарь Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                         В.Т.ФИЛИППОВ

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz