ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2002 г. N 99
ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА 2001 ГОД
И ЗАДАЧАХ НА 2002 ГОД
Правительство Республики Саха (Якутия) отмечает, что в 2001
году совместными усилиями органов государственной власти,
предприятий, организаций, предпринимателей и общественности
закреплены положительные тенденции социально-экономического
развития. Реальный прирост валового регионального продукта
составил 4,1% к 2000 году, при этом ВРП на душу населения возрос
на 33% (117 тыс. рублей против 89 тыс. рублей в 2000 году).
Положительная динамика промышленного производства (100,2% к 2000
году) достигнута за счет роста в отраслях топливно-энергетического
и лесопромышленного комплекса, промышленности строительных
материалов, алмазогранильной и пищевой промышленности.
Темпы инфляции в республике сложились ниже среднего уровня по
России (116% против 118,6%). Опережение роста заработной платы
(28%) над темпами инфляции и снижение задолженности по ее выплате
(на 11% к началу года) закрепили рост на 6,9% реальных денежных
доходов населения. Стабилизировалась численность экономически
активного населения, уровень общей безработицы снизился с 10,6% до
9,7%. Обеспечена регулярная выплата пенсий и социальных пособий.
Рост доходов населения стимулировал развитие конкурентоспособных
отраслей внутреннего рынка, увеличение объема платных услуг
(103,7%). Впервые с 1997 года отмечен рост оборота розничной
торговли в сопоставимых ценах - 107,6% к уровню 2000 года.
По сравнению со средними показателями по Российской Федерации
в республике сложились более высокие темпы роста реальных доходов
населения, среди регионов ДВФО отмечается самый высокий процент
рождаемости и самый низкий уровень смертности, официальной
безработицы и преступности. Повышен рейтинг республики:
международное рейтинговое агентство Moodys повысило кредитный
рейтинг Республики Саха (Якутия) с "Са" до "СааЗ" (прогноз -
стабильный), агентство "Эксперт РА" - рейтинг по инвестиционному
потенциалу с 44 места в 1996 году до 17.
Вместе с тем, существенно замедлились темпы экономического
роста: валовой региональный продукт возрос на 4% против 12% в 2000
году, рост промышленного производства составил 100,2% (106,4%),
продукции сельского хозяйства - 102,1% (104%), инвестиций в
основной капитал - 103,2% (142,1%). Основные ограничения
экономического подъема связаны с высокой зависимостью от сырьевого
экспорта и низкой конкурентоспособностью обрабатывающих отраслей
промышленности, ориентированных на внутренний рынок. Опережающий
рост издержек производства над ростом цен привел к ухудшению
финансового состояния предприятий: значительно сократилась прибыль
предприятий алмазодобывающей промышленности, газовой и сурьмяно -
ртутной, убыток против прибыли в 2000 году получен по
золотодобывающей отрасли, электроэнергетике и алмазогранильному
производству. Несмотря на некоторое сокращение доли убыточных
предприятий, значительное их число сохраняется в сфере жилищно -
коммунального хозяйства (73%), материально-технического снабжения
и сбыта (58%). Убытки предприятий жилищно-коммунального хозяйства
возросли за год на 32% и превысили 1 млрд. рублей.
Несоблюдение предприятиями финансовой дисциплины, невыполнение
назначений Государственного бюджета Республики Саха (Якутия)
повлекли ухудшение состояния по взаимным платежам: кредиторская
задолженность предприятий и организаций возросла на 12% и
превысила дебиторскую задолженность на 27,6%.
В доходную часть Государственного бюджета Республики Саха
(Якутия) мобилизовано 38,5 млрд. рублей. В связи с
недопоступлением арендных платежей АК "АЛРОСА" не выполнен план по
неналоговым доходам. Наличие выпадающих доходов бюджета наряду с
дополнительным поступлением средств федерального бюджета,
сверхплановым финансированием завоза нефтепродуктов и
дополнительными расходами на повышение заработной платы работников
социальной сферы обусловили неоднократное внесение корректировок в
Закон Республики Саха (Якутия) "О Государственном бюджете на 2001
год".
Признавая назревшую необходимость реального решения
социально-экономических проблем республики, направленных на
повышение уровня и качества жизни населения, на основе
экономического роста в условиях ограниченности бюджетных средств
Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Руководителям министерств, ведомств, администраций улусов и
городов, предприятий и организаций республики в своей деятельности
исходить из следующих основных задач социально-экономического
развития Республики Саха (Якутия) на 2002 год:
достижение реального роста валового регионального продукта на
3% к уровню 2001 года на основе реализации стратегических
преимуществ республики и привлечения инвестиций в приоритетные
отрасли экономики, в первую очередь, алмазо-бриллиантового,
топливно-энергетического, лесопромышленного и транспортного
комплексов с расширением интеграции в экономику регионов
Российской Федерации, стран Азиатско-Тихоокеанского региона и
Юго-Восточной Азии;
создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского
климата для развития импортозамещения и насыщения внутреннего
рынка товарами местного производства за счет повышения
конкурентоспособности продукции и диверсификации производства,
внедрения эффективных ресурсосберегающих технологий и инноваций,
технического перевооружения действующих производственных
мощностей;
выравнивание условий и уровня жизни городского и сельского
населения путем реализации Концепции социально-экономического
развития села, расширения интеграции сельского хозяйства с
развитыми производствами в городах, создания и совершенствования
инфраструктуры, строительства дорог, энергообеспечения и
газификации села;
повышение эффективности функционирования отраслей экономики, в
первую очередь, государственного сектора, за счет финансового
оздоровления предприятий, развития института банкротства и
антикризисного управления, ускорение структурных преобразований в
целях улучшения инвестиционной привлекательности экономики и
совершенствования конкурентной среды;
обеспечение устойчивого функционирования систем
жизнедеятельности республики и реформирование жилищно -
коммунального комплекса;
совершенствование бюджетной политики за счет повышения
эффективности использования бюджетных средств путем оптимизации
расходов на социальную сферу, повышения доходов от оказания
платных услуг;
формирование и реализация эффективной инвестиционной политики,
учитывающей постепенный переход от прямого бюджетного
финансирования объектов производственной направленности к
предоставлению гарантий для получения кредитов, проведению
стимулирующей амортизационной и тарифной политики, определение
приоритетными направлениями государственных инвестиций
инфраструктурных объектов, необходимых для устойчивого
функционирования хозяйственного комплекса республики, привлечение
частных инвестиций, в том числе иностранных, в развитие
приоритетных отраслей экономики;
рост доходов населения за счет опережения темпов роста
номинальных денежных доходов населения над ростом уровня цен на
7%, обеспечения своевременной выплаты текущей и погашения
накопленной задолженности по заработной плате не менее чем на 20%
за год, усиления роли социального партнерства в регулировании
заработной платы, недопущения снижения уровня пенсионного
обеспечения и адресной направленности социальной помощи;
реализация активной политики занятости путем создания новых
рабочих мест, формирование благоприятных условий для развития
предпринимательства, высвобождения предпринимательской инициативы,
самореализации каждой семьи и каждого гражданина.
2. Министерству внешних связей Республики Саха (Якутия):
2.1. Совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами
принять меры по обеспечению реализации товаров и услуг экспортно-
ориентированных отраслей за пределы республики в объеме 2,1 млрд.
долларов США, в том числе по номенклатуре продукции согласно
приложению.
2.2. В срок до 20 марта т.г. заключить договор со
Всероссийским научно-исследовательским конъюнктурным институтом
(ВНИКИ) на проведение комплексного исследования рыночной
конъюнктуры и перспектив реализации на внешнем рынке экспортно-
ориентированной продукции предприятий Республики Саха (Якутия) на
2002-2005 годы, выявление перспективных и приоритетных направлений
развития экспорта продукции предприятий Республики Саха (Якутия).
3. Министерству промышленности Республики Саха (Якутия) (Оглы
А.А.) совместно с Министерством внешних связей Республики Саха
(Якутия) в срок до 25 марта т.г. довести до предприятий задания по
объемам реализации золота за пределы республики в разрезе
кварталов.
4. Заместителям Председателя Правительства Республики Саха
(Якутия) взять под особый контроль выполнение заданий
предприятиями курируемых отраслей в соответствии с приложением к
настоящему постановлению и приложением N 2 к постановлению
Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 января 2002 года N 35
"О предварительных итогах функционирования экономики республики за
2001 год и основных параметрах и задачах экономической политики
Республики Саха (Якутия) на 2002 год".
5. Министерству экономического развития Республики Саха
(Якутия) (Данилов В.Д.):
5.1. В срок до 1 апреля т.г. внести на рассмотрение
Правительства Республики Саха (Якутия) проект Программы
социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2007
года.
5.2. В срок до 21 марта т.г. разработать и внести на
рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) проект
постановления Правительства Республики Саха (Якутия) об
упорядочении программного метода реализации социально -
экономической политики Республики Саха (Якутия) с перспективным
перечнем республиканских целевых программ.
5.3. В срок до 1 июля т.г. разработать и внести на
рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) проект
Концепции государственной инвестиционной политики Республики Саха
(Якутия) на 2002-2007 годы, нацеленной на обеспечение
экономического роста на основе реализации стратегических
инвестиционных проектов, а также на основе модернизации и развития
производственной инфраструктуры и повышения конкурентоспособности
отраслей экономики республики.
5.4. В срок до 1 мая т.г. пересмотреть нормативы потребности в
топливно-энергетических ресурсах улусов и городов республики, в
срок до 1 сентября т.г. - социальные нормативы на содержание
бюджетных учреждений и внести на рассмотрение Правительства
Республики Саха (Якутия) соответствующие проекты решений
Правительства Республики Саха (Якутия).
5.5. Совместно с Министерством финансов Республики Саха
(Якутия), Министерством имущественных отношений Республики Саха
(Якутия) в срок до 1 мая т.г. подготовить и внести на рассмотрение
Правительства Республики Саха (Якутия) предложения по упорядочению
системы управления имущественным комплексом республики в целях
увеличения доходов от его использования.
5.6. Совместно с Региональной энергетической комиссией
Республики Саха (Якутия), Министерством жилищно-коммунального
хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в срок до 15 мая
2002 года разработать и внести на рассмотрение Правительства
Республики Саха (Якутия) предложения по дифференциации тарифов на
электрическую и тепловую энергию по энергорайонам Республики Саха
(Якутия) с целью стимулирования роста промышленного и
сельскохозяйственного производства и снижения затрат на содержание
бюджетной сферы.
5.7. Совместно с Министерством промышленности Республики Саха
(Якутия), Министерством жилищно-коммунального хозяйства и
энергетики Республики Саха (Якутия) в срок до 15 мая т.г.
разработать Топливно-энергетический баланс республики на 2002-2005
годы.
6. Министерству финансов Республики Саха (Якутия):
6.1. Совместно с Министерством экономического развития
Республики Саха (Якутия) и отраслевыми министерствами и
ведомствами подготовить и внести в срок до 1 апреля т.г. на
рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) предложения по
внесению корректировки в Закон Республики Саха (Якутия) "О
Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2002 год",
предусмотрев оптимизацию расходов по оплате труда и содержанию
социальной сферы, сокращение расходов по республиканским целевым
программам, погашение кредиторской задолженности, сохранив при
этом объем капитальных вложений для направления в эффективные
проекты, дающие экономический эффект в течение двух лет, и на
софинансируемые объекты Федеральной адресной инвестиционной
программы.
6.2. Совместно с Государственным ревизионным управлением при
Правительстве Республики Саха (Якутия) ужесточить контроль за
соблюдением финансовой дисциплины, целевым и эффективным
использованием бюджетных средств.
7. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики
Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством экономического
развития Республики Саха (Якутия) и Министерством финансов
Республики Саха (Якутия) в срок до 1 июня т.г. разработать и
внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия)
проект Концепции финансового оздоровления предприятий жилищно -
коммунального хозяйства республики.
8. Министерству имущественных отношений Республики Саха
(Якутия):
8.1. В срок до 15 мая т.г. разработать и внести на
рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) проект Закона
Республики Саха (Якутия) "О приватизации государственного и
муниципального имущества в Республике Саха (Якутия)" и в срок до 1
июля т.г. разработать и внести на рассмотрение Правительства
Республики Саха (Якутия) пакет проектов нормативно-правовых
документов по его реализации.
8.2. Совместно с Министерством экономического развития
Республики Саха (Якутия) в срок до 15 апреля разработать и внести
на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) проект
Прогнозного плана (программы) приватизации на 2002-2003 годы.
8.3. Обеспечить упорядочение ведения реестров акционеров
республиканских эмитентов и надлежащий учет прав собственности
государства на акции.
9. Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по
торговле и материально-техническим ресурсам:
9.1. Разработать и внести на рассмотрение Правительства
Республики Саха (Якутия) в IV квартале 2002 года проект Закона
Республики Саха (Якутия) "О поставках продукции, необходимой для
жизнеобеспечения населения, функционирования организаций
социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в Республику
Саха (Якутия)".
9.2. Совместно с Министерством сельского хозяйства Республики
Саха (Якутия) и ЯСПО "Холбос" в срок до 1 апреля 2002 года
подготовить проект Соглашения между Правительством Республики Саха
(Якутия) и ЯСПО "Холбос" по обеспечению населения потребительскими
товарами первой необходимости в 2002 году.
10. И.о. заместителя Председателя Правительства Республики
Саха (Якутия) Михайловой Е.И.:
10.1. В срок до 15 марта т.г. создать Координационный Совет
при Правительстве Республики Саха (Якутия) по проведению
пенсионной реформы для упорядочения пенсионных выплат,
утвержденных республиканскими нормативно-правовыми актами.
10.2. В срок до 15 марта т.г. создать Межведомственную
правительственную комиссию по упорядочению социальных льгот,
гарантий и компенсационных выплат населению, установленных
республиканскими нормативно-правовыми актами дополнительно к
предусмотренным федеральным законодательством.
10.3. Совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами,
администрациями улусов и городов внести предложения по оптимизации
бюджетных расходов, в том числе направленных на проведение
мероприятий по социальной сфере.
11. Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) в
срок до 1 апреля т.г. внести на рассмотрение Правительства
Республики Саха (Якутия) отчет за 2001 год и параметры на 2002 год
по финансированию учреждений здравоохранения из республиканского
бюджета, поступлений средств от оказания платных услуг населению и
деятельности учреждений здравоохранения в системе обязательного
медицинского страхования.
12. Министерству культуры и духовного развития Республики Саха
(Якутия) совместно с Министерством по молодежной политике,
физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) рассмотреть
возможность объединения учреждений культуры в единые культурно -
досуговые комплексы с целью сокращения бюджетных расходов на их
содержание.
13. Министерству науки и профессионального образования
Республики Саха (Якутия):
13.1. Подготовить и внести на рассмотрение Правительства
Республики Саха (Якутия) до 1 июня т.г. предложения по увеличению
федеральной доли финансирования высших учебных заведений
федерального подчинения и оптимизации затрат на содержание высших
учебных заведений.
13.2. В срок до 1 апреля т.г. разработать и внести на
рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) проект
государственного заказа на выполнение научных, научно -
исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2002 год.
14. Департаменту по печати, средствам массовой информации и
связи с общественными организациями Республики Саха (Якутия) в
срок до 1 апреля т.г. разработать и внести на рассмотрение
Правительства Республики Саха (Якутия) проект Положения о порядке
финансирования средств массовой информации на основе
государственного заказа.
15. Главам администраций улусов и городов проводить
обязательное согласование с отраслевыми министерствами и
ведомствами объектов строительства в рамках движения "Моя
республика в XXI веке", осуществлять оценку и представлять
обоснование необходимости и проектно-сметную документацию на
строительство объектов с целью оптимизации их количества и
определения объемов финансирования на их содержание.
16. Предупредить главу администрации Алданского улуса
Дьячковскую А.А., допустившую увеличение кредиторской
задолженности по статье "Капитальный ремонт" раздела "Образование"
и нарушения финансовой дисциплины.
17. Департаменту по работе с местными администрациями и
местному самоуправлению Администрации Президента и Правительства
Республики Саха (Якутия), министерствам и ведомствам обеспечить
реализацию Программы подготовки к переходу на местное
самоуправление в Республике Саха (Якутия) на 2002 год, принятой
решением Совета по местному самоуправлению при Президенте
Республики Саха (Якутия) от 23.02.2002 N 1.
18. Комитету Республики Саха (Якутия) по статистике
организовать представление ежемесячной статистической информации о
ходе выполнения заданий в соответствии с приложением к настоящему
постановлению.
19. Опубликовать настоящее постановление в республиканских
средствах массовой информации.
20. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителей Председателя Правительства Республики Саха
(Якутия) по курируемым отраслям. Общую координацию оставляю за
собой.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
С.НАЗАРОВ
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 7 марта 2002 г. N 99
ЗАДАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ
ЗА ПРЕДЕЛЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2002 ГОД
--------------------------T------------T------T-------------------------
|Наименование предприятий | Ед. изм. | Всего|В том числе по кварталам|
| | |на год+-----T-----T------T-----+
| | | | I | II | III | IV |
+-------------------------+------------+------+-----+-----+------+-----+
| Топливно-энергетический комплекс |
+-------------------------T------------T------T-----T-----T------T-----+
|Электроэнергия | млн. кВт. | 1453| 436| 291| 247| 480|
|(АК "Якутскэнерго") | | | | | | |
|Угольная продукция | тыс. тонн | 7013| 1533| 1788| 1893| 1799|
|ГУП "Якутуголь" | | 6061| 1451| 1544| 1574| 1492|
|СП "Эрэл-Лтд" | | 390| 82| 91| 100| 117|
|ГУП "Зырянский угольный | | | | | | |
|разрез" | | 82| -| 38| 44| -|
|СП "Эрчим-Тхан" | | 200| -| 50| 75| 75|
|ЗАО "Малые разрезы | | | | | | |
|Нерюнгри" | | 250| -| 60| 90| 100|
|ОАО УДП "Денисовское" | | 30| -| 5| 10| 15|
+-------------------------+------------+------+-----+-----+------+-----+
| Горнодобывающая промышленность |
+-------------------------T------------T------T-----T-----T------T-----+
|Золото | тонн | 14| 0,6| 2,8| 9,8| 0,8|
|Концентрат сурьмяной | | | | | | |
|(в пересчете на 30% | | | | | | |
|содержан. сурьмы), | | | | | | |
|ЗАО "Сарылах-сурьма" | тонн | 3000| -| 1000| 1000| 1000|
|Оловянный концентрат | | | | | | |
|(в пересчете на 60% | | | | | | |
|содержание олова), | | | | | | |
|ОАО "Депутатсколово" | тонн | 4049| 500| 1472| 2077| -|
+-------------------------+------------+------+-----+-----+------+-----+
| Перерабатывающая промышленность |
+-------------------------T------------T------T-----T-----T------T-----+
|Алмазы природные | | | | | | |
|сортированные | | | | | | |
|обработанные | | | | | | |
|(бриллианты) <*> | млн. долл.| 137,6| 27,5| 34,4| 27,5| 48,1|
|ОАО "Туймаада Даймонд" | | 71,1| 14,2| 17,8| 14,2| 24,9|
|ООО "Чорон Даймонд" | | 10,0| 2,0| 2,5| 2,0| 3,5|
|ГУП "Комдрагметалл РСЯ"| | 56,5| 11,3| 14,1| 11,3| 19,8|
|Ювелирные изделия | млн. руб. | 213,2| 51,2| 49,1| 49,1| 63,9|
|ООО "Сахаювелир" | | | | | | |
|(г. Якутск) | | 77,7| 18,7| 17,9| 17,9| 23,3|
|АК "Золото Якутии" | | | | | | |
|(г. Якутск) | | 65,0| 15,6| 15,0| 15,0| 19,5|
|ООО "Саха-Таас" | | | | | | |
|(г. Нерюнгри) | | 1,5| 0,4| 0,4| 0,4| 0,4|
|ЮЗ АК "Алданзолото" | | | | | | |
|(Алданский улус) | | 69,0| 16,6| 15,9| 15,9| 20,7|
|Деловая древесина |тыс. куб. м.| 10| 2,5| 2,5| 2,5| 2,5|
|С/а "Инагли" | | 6| 1,5| 1,5| 1,5| 1,5|
|ООО "Алданский ДОК" | | 1| 0,25| 0,25| 0,25| 0,25|
|ООО "Эргиэн-Опт-1" | | 1| 0,25| 0,25| 0,25| 0,25|
|ООО "Лестрансстрой" | | 2| 0,5| 0,5| 0,5| 0,5|
|Пиломатериалы |тыс. куб. м.| 20| 0,5| 2,0| 17,0| 0,5|
|ОАО "Алданлеспром" | | 2| 0,5| 0,5| 0,5| 0,5|
|ОАО "АЛРОСА-Леспром" | | 3| -| 1,5| 1,5| -|
|ОАО "Сахалес" | | 15| -| -| 15,0| -|
|Товарная пищевая рыбная | тонн | 140| 16| 15| 35| 74|
|продукция | | | | | | |
|ГУП ФАПК "Якутия" | | 38| 10| 5| 5| 18|
+-------------------------+------------+------+-----+-----+------+-----+
|Изделия из натурального | | | | | | |
|меха (ГУП ФАПК | | | | | | |
|"Сахабулт") | тыс. руб. | 1600| 700| -| -| 900|
+-------------------------+------------+------+-----+-----+------+-----+
|Пушнина (ГУП ФАПК | | | | | | |
|"Сахабулт") | млн. руб. | 65| 30| 10| -| 25|
|Изделия из камнецветов | тыс. руб. | 2835| 519| 623| 919| 774|
|ГП "Востоккварцсамоцветы"| | | | | | |
|(г. Нерюнгри) | | 1350| 149| 243| 539| 419|
|ООО "Саха-Таас" | | | | | | |
|(г. Нерюнгри) | | 1485| 370| 380| 380| 355|
|Художественные, | | | | | | |
|сувенирные и прочие | | | | | | |
|изделия | | | | | | |
|ОАО "Фирма Сардаана" | | | | | | |
|(г. Якутск) | тыс. руб. | 500| 125| 125| 125| 125|
|Бой рогов северного оленя| | | | | | |
|(ГУП "Таба") | тонн | 6| 3| -| -| 3|
+-------------------------+------------+------+-----+-----+------+-----+
| Услуги |
+-------------------------T------------T------T-----T-----T------T-----+
|Поступление дохода от | | | | | | |
|использования морских и | | | | | | |
|речных судов за пределами| | | | | | |
|РС(Я) | тыс. долл. | 13680| 3420| 3420| 3420| 3420|
|ОАО "Ленское объединенное| | | | | | |
|речное пароходство" | | 3180| 795| 795| 795| 795|
|ГСК "Арктическое морское | | | | | | |
|пароходство" | | 10500| 2625| 2625| 2625| 2625|
L-------------------------+------------+------+-----+-----+------+------
--------------------------------
<*> Без учета АК "АЛРОСА"
Первый заместитель Руководителя
Администрации Президента и Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.КОРМИЛИЦЫНА
|