КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2002 г. N 2-П
ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 53,
АБЗАЦЕВ 5, 7 СТАТЬИ 58, ПУНКТА 6 СТАТЬИ 70
КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, А.Д.
Петракова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова с участием Председателя
Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) народного депутата Н.И. Соломова,
заместителя Председателя Палаты Представителей Государственного
Собрания (Ил Тумэн) народного депутата A.Р. Данилова, заместителя
Председателя Палаты Республики Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия) народного депутата И.Д. Черова,
председателя постоянной комиссии по законодательству, вопросам
местных представительных органов, органов управления и кадровой
политике Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн)
народного депутата Е.М. Ларионова, заместителя начальника
управления правовой экспертизы и информации аппарата парламента
П.И. Федорова, представителя Президента Республики Саха (Якутия) -
заместителя начальника Главного государственно-правового
управления Президента и Правительства Республики Саха (Якутия)
Е.А. Пахомова, заместителя начальника Управления Министерства
юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) М.И.
Заморщикова рассмотрел в открытом заседании дело по ходатайству
Председателя Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия), народного депутата Н.И. Соломова
о толковании части 2 статьи 53, абзацев 5, 7 статьи 58, пункта 6
статьи 70 Конституции Республики Саха (Якутия).
Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся
неопределенность в понимании положений Конституции Республики
Саха (Якутия) о компетенции Палаты Республики и Государственного
Собрания (Ил Тумэн) при утверждении структуры Правительства,
структуры органов государственного управления Республики Саха
(Якутия), дачи согласия Президенту Республики Саха (Якутия) на
назначение на должность и освобождение от должности Председателя
Правительства Республики Саха (Якутия) и его заместителей.
Заслушав судью-докладчика В.Н. Прокопьева, выступления
народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Н.И.
Соломова и других участников, изучив материалы дела,
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. Согласно пункту 6 статьи 70 Конституции Республики Саха
(Якутия), Президент республики представляет для утверждения в
Государственное Собрание (Ил Тумэн) схему управления республикой,
структуру Правительства Республики Саха (Якутия). По нормам
абзацев 5, 7 статьи 58 Конституции к ведению Палаты Республики
относятся: утверждение структуры органов государственного
управления, дача согласия Президенту Республики Саха (Якутия) на
назначение и освобождение от должности Председателя Правительства,
его заместителей и ряда министров.
В части 2 статьи 53 Конституции республики провозглашается,
что совместное заседание может проводиться и в случае
"заслушивания иных вопросов, предусмотренных законом".
Председатель Палаты Представителей Государственного Собрания
(Ил Тумэн) народный депутат Н.И. Соломов просит дать толкование
этих конституционных норм, так как после внесения изменений в
статью 70 Конституции сложилось неоднозначное понимание, кто
принимает решение по этим вопросам: Палата Республики или
Государственное Собрание (Ил Тумэн).
2. Конституция Республики Саха (Якутия) была принята 4 апреля
и вступила в действие 27 апреля 1992 года. В Конституцию с тех пор
внесены многие изменения и дополнения: 26 января, 20 апреля
1994 г., 7 июля 2000 г., 15 июня и 18 июля 2001 г. и 28 января
2002 г., связанные так или иначе с процессом приведения Основного
закона республики в соответствие с Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами.
Конституция республики состоит из 146 статей. Из них в
2000-2002 г.г. изменены и дополнены более 40 статей, некоторые ее
статьи исключены.
Приостановлены положения более 20 статей.
Но Конституция Республики Саха (Якутия) 1992 года остается
действующим правовым актом, хотя в силу сложившейся обстановки
имеет разновременные нормы и нормы, нуждающиеся в дальнейшей
разработке.
3. Норма пункта 6 статьи 70 Конституции Республики Саха
(Якутия), устанавливающая, что Президент республики "представляет
для утверждения в Государственное Собрание (Ил Тумэн) схему
управления республикой, структуру Правительства Республики Саха
(Якутия)", является новой, внесенной 17 июля 2001 года.
Данное положение Конституции входит в состав подраздела
"Президент Республики Саха (Якутия)" раздела IV "Система
государственной власти в Республике Саха (Якутия)". Это означает,
что соответствующая норма относится к закреплению статуса главы
исполнительной власти, то есть Президента.
Согласно пункту 6 статьи 70 Конституции, Президент возглавляет
систему исполнительных органов государственной власти республики.
Далее в этом пункте статьи устанавливается, что Президент
представляет для утверждения в Государственное Собрание (Ил Тумэн)
схему управления республикой, структуру Правительства. В пункте 7
этой статьи указано, что Президент с согласия Государственного
Собрания (Ил Тумэн) назначает на должность Председателя
Правительства и его заместителей. Пункт 8 статьи говорит о том,
что Президент с согласия палат Государственного Собрания (Ил
Тумэн) назначает на должность и освобождает от должности министров
и председателей государственных комитетов.
В пунктах 3, 4, 6, 7 статьи 70 Конституции фиксирование
Государственного Собрания (Ил Тумэн) в качестве органа,
принимающего решение, не соответствует терминологии статьи 58
Конституции, где полномочия, указанные в перечисленных пунктах
статьи 70, отнесены к ведению Палаты Республики Государственного
Собрания (Ил Тумэн). В этих статьях имеются и некоторые
несовпадения по существу. Так, в пункте 7 статьи 70 Конституции
указано, что Президент с согласия Государственного Собрания (Ил
Тумэн) назначает на должность Председателя Правительства и его
заместителей, а в статье 58 (пункт 7) закрепляется, что Президент
получает согласие Палаты Республики и при их освобождении.
Таким образом, пункт 6 статьи 70 Конституции сформулирован в
духе приведения в соответствие Основного закона республики с
федеральным законодательством и в связи с чем в нем вместо Палаты
Республики упомянуто Государственное Собрание (Ил Тумэн).
4. Вместе с новыми, то есть обновленными статьями Конституции,
параллельно действуют и старые (не обновленные) статьи.
Государственное собрание (Ил Тумэн) является высшим
представительным, законодательным и контрольным органом
республики. Подраздел "Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)" раздела IV "Система государственной
власти в Республике Саха (Якутия)" Конституции республики,
состоящий из 13 статей, посвящен вопросам организации и
деятельности парламента республики. На сегодня из подраздела
изменена только статья 59. Полномочия палат Государственного
Собрания (Ил Тумэн) закреплены соответственно в статьях 58 и 58.1
Конституции республики. Для парламента указанный подраздел
является базой его легитимности и юридической основой организации
его деятельности.
Парламент как представительный орган участвует в формировании
Правительства. В положении абзаца 7 статьи 58 Конституции
отражается роль Палаты Республики в решении указанной задачи
Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Вопрос о структуре органов государственного управления
Республики Саха (Якутия) рассматривался Конституционным судом
республики. В своем постановлении от 10 июля 1998 года
Конституционный суд указал, что толкование рассматриваемого
положения статьи 58 Конституции связано с определением структуры
республиканских органов исполнительной власти, включая органы,
которые "осуществляют государственное управление самостоятельно и
под свою ответственность". Структура Правительства является частью
государственного управления. Согласно правовой позиции
Конституционного суда республики, рассматриваемое положение статьи
58 в системной связи с другими статьями Конституции является
нормативным выражением контрольных функций парламента.
5. Рассматриваемые конституционно-правовые отношения
регулируются параллельно действующими, но взаимосвязанными
нормами.
Существует правовое начало, согласно которому новая правовая
норма имеет приоритет над старой. Оно действует, если новая норма
имеет со старой совпадающий предмет регулирования и устанавливает
положение одного и того же субъекта. Между тем сравниваемые нормы
регулируют различные действия и касаются деятельности
конституционно независимых субъектов. Если пункты 6 и 7 статьи 70
Конституции определяют действия Президента, то абзацы 5 и 7 статьи
58 Конституции регулируют право Палаты Республики Государственного
Собрания (Ил Тумэн).
Таким образом, положения статьи 58 Конституции Республики Саха
(Якутия), за исключением приостановленных ее положений, продолжают
действовать.
Вопрос, сформулированный в запросе о том, какой орган
государственной власти республики утверждает структуру
Правительства, связан с сопоставлением положений статей 53 и 58
Конституции. Положения части 2 статьи 53 Конституции о том, что
совместные заседания палат Государственного Собрания (Ил Тумэн)
проводятся в случаях "заслушивания иных вопросов, предусмотренных
законом", имеет отсылочный характер. Норма абзаца 5 статьи 58
Конституции, регулирующая полномочия Палаты Республики
Государственного Собрания (Ил Тумэн), имеет прямое действие и
применяется непосредственно. Конституционно-правовая практика
Государственного Собрания (Ил Тумэн), которая развивалась в рамках
статьи 58 Конституции республики, свидетельствует о приоритетном
значении этой нормы. В частности, Палата Республики
Государственного Собрания (Ил Тумэн) своим постановлением от 5
марта 1998 года ПР N 20-II "О структуре Правительства Республики
Саха (Якутия)" в составе Правительства республики утвердила
перечень министерств и государственных комитетов. Таким образом,
абзац 5 статьи 58 Конституции остается действующим, и порядок,
установленный им, ни одной статьей Основного закона не изменен.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 101
Конституции Республики Саха (Якутия), статьями 10, 11, 13 Закона
Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного
суда Республики Саха (Якутия)", Конституционный суд Республики
Саха (Якутия)
постановил:
1. Рассмотрение представления Президента Республики Саха
(Якутия), внесенного в Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) в порядке пункта 6 статьи 70 Конституции
Республики Саха (Якутия) о схеме управления республикой, структуры
Правительства, в соответствии со статьей 58 (абзац 5) относится к
ведению Палаты Республики, утверждающей структуру органов
государственного управления.
2. Норма статьи 58 (абзац 7) Конституции Республики Саха
(Якутия) о том, что к ведению Палаты Республики Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) относится "дача
согласия Президенту Республики Саха (Якутия) на назначение и
освобождение от должности Председателя Правительства и его
заместителей" во взаимосвязи со статьей 70 (пункт 7) Конституции
Республики Саха (Якутия) предполагает, что кандидатуры указанных
должностных лиц для утверждения назначения и освобождения вносятся
Президентом Республики Саха (Якутия) в Палату Республики
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
3. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит,
вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
"Якутия", "Ил Тумэн".
Председатель
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|