ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2001 г. ПП N 1141-II
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
"О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
"О СТАТУСЕ НАЦИОНАЛЬНОГО
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В МЕСТНОСТЯХ (ТЕРРИТОРИЯХ) КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ
КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
ОТ 17 МАЯ 2000 ГОДА З N 193-II"
Палата Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить рекомендации парламентских слушаний "О ходе
реализации Закона Республики Саха (Якутия) "О статусе
национального административно-территориального образования в
местностях (территориях) компактного проживания коренных
малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" от 17 мая
2000 года З N 193-II" (прилагаются).
2. Направить указанные рекомендации Президенту Республики Саха
(Якутия) и в Правительство Республики Саха (Якутия).
3. Обратиться к Президенту Российской Федерации, в
Правительство Российской Федерации по вопросу о восстановлении
федерального исполнительного органа государственной власти,
комплексно занимающегося проблемами северных территорий России.
4. Опубликовать настоящее постановление в республиканских
газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия".
5. Постановление вступает в силу с момента принятия.
Заместитель Председателя
Палаты Представителей
А.ВЛАСОВ
Приложение
к постановлению Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 26 декабря 2001 г. ПП N 1141-II
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ "О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "О СТАТУСЕ НАЦИОНАЛЬНОГО
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В МЕСТНОСТЯХ (ТЕРРИТОРИЯХ) КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ
КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
ОТ 17 МАЯ 2000 ГОДА З N 193-II
г. Якутск 11 декабря 2001 года
Участники парламентских слушаний отмечают следующее.
За прошедшее десятилетие произошла смена политического строя
государства, одним из направлений которой является передача
населению многих функций с целью повышения его участия в решении
местных проблем.
Самоуправление народов Севера имеет глубокие исторические
корни, обеспечивавшие самодостаточность и культурную уникальность
этих этносов. Федеральное и республиканское законодательство
позволяют решать проблемы административно-территориального
устройства и системы самоуправления народов Севера, что расширяет
демократизацию общества, возлагает часть ответственности и на сами
этносы, а также способствует установлению партнерских отношений в
государстве. В Республике Саха (Якутия) сложилась определенная
система территориального общественного самоуправления в виде
кочевых родовых общин, ассоциаций народов Севера, Союза
оленеводческих народов, нескольких частных неправительственных
фондов и организаций. На территории республики действуют 4
национальных улуса (Анабарский, Оленекский, Момский и
Эвено-Бытантайский), 30 национальных населенных пунктов и 2
кочевых Совета коренных малочисленных народов Севера. В настоящее
время в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по
Республике Саха (Якутия) зарегистрированы 2 национальных
муниципальных образования эвенкийского народа (в селе Кыстатыам
Жиганского улуса и селе Угаян Алданского улуса).
Рекомендации "круглого стола" "Самоуправление народов Севера:
Теория, практика и перспективы", проведенного 18 февраля 2000
года комитетом Палаты Представителей по природопользованию,
проблемам Севера, Арктики и малочисленных народов, практически
выполнены, в том числе принят и вступил в действие Закон
Республики Саха (Якутия) "О статусе национального
административно-территориального образования в местностях
(территориях) компактного проживания коренных малочисленных
народов Севера Республики Саха (Якутия)" от 17 мая 2000 года З N
193-II, позволяющий окончательно сформировать систему
самоуправления народов Севера, адекватную современным условиям.
Однако за полтора года действия указанного закона из-за
несоответствия отдельных его положений федеральному
законодательству практических изменений в развитии местного
самоуправления не произошло. Кроме того, действующее
законодательство Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в
сфере местного самоуправления не в полном объеме регулирует
общественные отношения в финансово-бюджетной сфере, а также в
вопросах землепользования.
Ни одно улусное Собрание народных депутатов, ни одна
администрация улуса не обсудили рассматриваемый закон и не приняли
мер к его исполнению. Более того, имеющиеся инициативы населения,
в том числе создание муниципальных образований в селе Нелемное
Верхнеколымского улуса и селе Белькачи Усть-Майского улуса, а
также придание административно-территориальной единице - селу
Иенгра Нерюнгринского улуса статуса национального
административно-территориального образования, противодействуются
исполнительными органами. Правительством Республики Саха (Якутия)
не исполняются рекомендации "круглого стола" "О социальной
инфраструктуре в местностях (территориях) компактного проживания
коренных малочисленных народов Севера", проведенного 22 декабря
2000 года Палатой Представителей Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия), а также не разрабатывается
положение о механизме реализации статьи 42 Федерального закона "О
недрах" и использованию иных природных ресурсов на территориях
традиционного природопользования коренных малочисленных народов
Севера.
Учитывая необходимость ускорения процесса становления местного
самоуправления в Республике Саха (Якутия) ввиду обязательности
исполнения федерального законодательства, в частности Бюджетного,
Налогового, Земельного кодексов и законов Российской Федерации "О
местном самоуправлении", "О гарантиях прав коренных малочисленных
народов Российской Федерации", участники парламентских слушаний
рекомендуют:
1. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия):
а) внести в Закон Республики Саха (Якутия) "О статусе
национального административно-территориального образования в
местностях (территориях) компактного проживания коренных
малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" изменения и
дополнения, соответствующие федеральному законодательству;
б) совместно с Правительством Республики Саха (Якутия):
- разработать проект закона Республики Саха (Якутия) о
социальной инфраструктуре в местностях компактного проживания
коренных малочисленных народов Севера;
- ускорить принятие Закона Республики Саха (Якутия) "О
финансовых основах местного самоуправления в Республике Саха
(Якутия)";
- разработать проект закона Республики Саха (Якутия) о
территориях традиционного природопользования коренных
малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия);
- разработать и принять закон Республики Саха (Якутия) о
квотном представительстве коренных малочисленных народов Севера в
законодательных (представительных) органах власти Республики Саха
(Якутия);
в) в связи с исполнением 1 января 2002 года срока пребывания
представителя в Совете Федерации от Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия) рекомендовать кандидатуру депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия),
председателя постоянной комиссии Палаты Республики по правам
человека, внешней и внутренней политике, межнациональным
отношениям, по делам малочисленных народов, общественных
объединений и политических партий Кривошапкина Андрея Васильевича
для избрания представителем в Совете Федерации от Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
2. Правительству Республики Саха (Якутия):
а) во исполнение последнего абзаца статьи 42 Федерального
закона "О недрах", части 3 статьи 41 Закона Республики Саха
(Якутия) "О недрах" разработать и утвердить положение о механизме
компенсационных выплат за добычу полезных ископаемых в местах
традиционного природопользования коренного населения Республики
Саха (Якутия);
б) разработать и утвердить положение о порядке пользования
природными ресурсами в местностях (территориях) компактного
проживания коренных малочисленных народов Севера;
в) рассмотреть представленные Институтом проблем малочисленных
народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук
комплексную программу социально-экономического развития юкагиров,
концепции развития коренных малочисленных народов Севера в XXI
веке;
г) взять под контроль формирование национальных
административно-территориальных образований в селе Нелемное
Верхнеколымского улуса (Суктула юкагирского народа), а также в
селе Иенгра Нерюнгринского улуса;
д) провести для глав национальных административно -
территориальных образований научно-практический семинар по
вопросам землепользования и природопользования в свете нового
Земельного кодекса Российской Федерации;
е) при разработке новой структуры Правительства Республики
Саха (Якутия) в целях адресного учета интересов коренных
малочисленных народов Севера предусмотреть самостоятельный
исполнительный орган государственной власти, который займется
защитой конституционных прав этих народов.
3. Администрациям улусов, улусным Собраниям народных
депутатов:
а) рассмотреть на сессиях улусных Собраний народных депутатов
вопрос о мерах по исполнению Закона Республики Саха (Якутия) "О
статусе национального административно-территориального образования
в местностях (территориях) компактного проживания коренных
малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)";
б) разработать программы социально-экономического развития
национальных муниципальных образований, населенных пунктов,
производственных баз и участков кочевых родовых общин на 2002-2005
годы;
в) при формировании местного самоуправления в обязательном
порядке рассматривать вопросы социально-экономического развития
территории, обеспечивающие конституционные права граждан на
национальную самобытность;
г) рассмотреть проблемы землеустройства и землепользования в
границах улусов в свете нового Земельного кодекса.
4. Ассоциациям, общественным формированиям малочисленных
народов Севера Республики Саха (Якутия):
провести обсуждение законов Российской Федерации и Республики
Саха (Якутия), а также нормативных актов Правительства Российской
Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия), изданных в
области защиты конституционных прав коренных народов Севера.
|