ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ Г. ЯКУТСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2001 г. ПГС N 9-2
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
"О ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН
ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
В целях выполнения постановления Правительства РФ от 22.09.1993
N 959 "О мерах по усилению общественного порядка на улицах городов
и других населенных пунктов РФ", Федерального закона "О
некоммерческих организациях" N 7-ФЗ от 12.01.1996, Президентской
программы РС(Я) по усилению борьбы с преступностью на 2000-2004
г.г., Закона РС(Я) "Об участии населения в охране правопорядка" от
03.12.1996, Положения "Об общественных объединениях населения по
охране правопорядка" (утвержденного постановлением Правительства
РС(Я) от 10.07.1998 N 309) и распоряжения главы администрации г.
Якутска "Об участии общественности города в охране правопорядка" N
146р от 29.05.2000 городское Собрание депутатов г. Якутска
постановляет:
1. Утвердить типовое положение "О добровольных объединениях
граждан по охране правопорядка и общественной безопасности".
2. Контроль за выполнением данного постановления возложить на
постоянную комиссию по законодательству, правопорядку и местному
самоуправлению (Луковцев Ф.Ю.).
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель
городского Собрания
депутатов г. Якутска
Е.НИКИТИНА
Глава администрации
г. Якутска
И.МИХАЛЬЧУК
Приложение
к постановлению городского
Собрания депутатов г. Якутска
от 18 декабря 2001 г. ПГС N 9-2
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН
ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Указанное положение принято во исполнение постановления
Правительства РФ от 22.09.1993 N 959 "О мерах по усилению
общественного порядка на улицах городов и других населенных
пунктов РФ", Президентской программы РС(Я) по усилению борьбы с
преступностью на 2000-2004 г.г., Закона РС(Я) "Об участии
населения в охране правопорядка" от 03.12.1996, Положения "Об
общественных объединениях населения по охране правопорядка"
(утверждено Постановлением Правительства РС(Я) от 10.07.1998 N
309) и распоряжения главы администрации г. Якутска "Об участии
общественности города в охране правопорядка" N 146р от 29.05.2000.
1. Общие положения
1.1. Добровольные объединения граждан по охране правопорядка и
общественной безопасности - добровольные народные дружины (далее -
дружина, ДНД) создаются для участия совместно с органами
внутренних дел и другими правоохранительными органами в охране
общественного порядка и борьбы с правонарушениями на территории
города Якутска.
1.2. Действие настоящего Положения распространяется на
общественные объединения населения г. Якутска по охране
правопорядка, имеющие Устав.
2. Порядок образования ДНД
2.1. ДНД создаются на предприятиях, в учреждениях,
организациях, учебных заведениях, а также по месту жительства
граждан решением организационного собрания с участием лиц,
желающих вступить в дружину. Собрание созывается инициативной
группой, состоящей из представителей профсоюзных организаций,
администрации города, местных правоохранительных органов,
студенческих Советов, деканатов и т.д. На предприятиях, в
учреждениях, организациях и в учебных заведениях с большим числом
работающих, учащихся и студентов могут создаваться дружины цехов,
отделов, участков, бригад, факультетов и т.д., а для руководства
их деятельностью создаются соответствующие штабы ДНД.
2.2. Для обеспечения эффективной борьбы с правонарушениями в
административных округах города Якутска создаются
специализированные группы дружинников (спецсостав), прошедшие
обучение и имеющие разрешения органов внутренних дел пользоваться
средствами самозащиты.
2.3. Спецсоставу ДНД, а также командиру ДНД и его заместителям
выдаются удостоверения внештатных сотрудников милиции в порядке,
установленном нормативными документами органов внутренних дел.
2.4. ДНД в своей непосредственной деятельности действуют на
основании Устава.
2.5. ДНД, как общественное объединение, подлежит регистрации в
Управлении Министерства юстиции РФ по РС(Я).
2.6. Ликвидация или иное прекращение деятельности ДНД
осуществляется в случаях, предусмотренных в Уставе, с соблюдением
установленного порядка по решению собрания членов ДНД, либо по
решению суда.
2.7. Практическая работа ДНД строится на строгом соблюдении
законности. В своей работе они руководствуются Конституцией РФ,
федеральными законами, Конституцией РС(Я) и законами Республики
Саха (Якутия), а также решениями и распоряжениями местных органов
государственной власти и рекомендациями общественных Советов
профилактики опорных пунктов охраны правопорядка, указаниями
местных органов внутренних дел, а также настоящим Положением.
2.8. Руководство деятельностью ДНД осуществляется
председателями советов профилактики опорных пунктов охраны
правопорядка на закрепленной за ними территории.
2.9. Контроль за деятельностью ДНД осуществляется председателем
Общегородского координационного Совета профилактики
правонарушений, начальником милиции общественной безопасности УВД
г. Якутска, председателем Совета профилактики опорного пункта
охраны правопорядка.
2.10. В ДНД принимаются граждане в возрасте старше 18 лет,
способные по своим личным, моральным и деловым качествам выполнять
задачи по охране общественного порядка. Прием в ДНД производится
на добровольной основе, в индивидуальном порядке при наличии
личного заявления и рекомендаций общественных организаций,
тренеров по спецподготовке, руководителей предприятий, учреждений,
организаций и учебных заведений, где трудится или обучается
кандидат в ДНД, и после проверки по специальным учетам органов
внутренних дел.
2.11. Дружиннику, прошедшему испытательный срок не менее трех
месяцев, вручается удостоверение члена ДНД и нарукавная повязка,
форма и порядок выдачи которых определяется общегородским
координационным Советом профилактики правонарушений города
Якутска.
2.12. Описание удостоверения и нарукавной повязки члена ДНД
должно соответствовать утвержденным Положением "Об общественных
объединениях населения по охране правопорядка" формам
удостоверения и нарукавной повязки.
2.13. Общегородской координационный Совет профилактики
правонарушений заслушивает не реже одного раза в год сообщения и
отчеты по вопросам работы ДНД председателей советов профилактики
опорных пунктов охраны правопорядка.
3. Устав ДНД
3.1. Устав ДНД должен предусматривать:
а) название, цели ДНД, его организационно-правовую форму;
б) структуру ДНД, руководящие и контрольно-ревизионные органы
ДНД, территорию, в пределах которой данное объединение
осуществляет свою деятельность;
в) условия и порядок приобретения и утраты членства в ДНД,
права и обязанности членов данного объединения;
г) компетенцию и порядок формирования руководящих органов ДНД,
сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего
руководящего органа;
д) порядок внесения изменений и дополнений в устав ДНД;
е) источники формирования денежных средств и иного имущества
ДНД;
ж) порядок реорганизации и (или) ликвидации ДНД.
3.2. Устав ДНД может содержать описание символики данного
объединения.
3.3. В уставе могут предусматриваться и иные положения,
относящиеся к деятельности ДНД, не противоречащие законам.
4. Полномочия
4.1. Добровольные народные дружины осуществляют свою
деятельность путем:
а) патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, в
парках, скверах и в других общественных местах, проведения рейдов
по выявлению правонарушений и лиц, их совершивших, по согласованию
с органами внутренних дел;
б) проведения индивидуальной воспитательной работы с лицами,
допускающими правонарушения, установления шефства дружинников над
такими лицами, проведения бесед с родителями и другими близкими
родственниками несовершеннолетних, допускающих правонарушения;
в) оформления материалов на правонарушителей, направления этих
материалов в органы охраны общественной безопасности;
г) организации выпуска сатирических плакатов, стенных газет и
фотовитрин, использования средств печати, радио и телевидения в
целях профилактики правонарушений и воздействия на лиц,
совершающих антиобщественные поступки.
4.2. Председатель Совета профилактики опорного пункта охраны
правопорядка:
а) проводит организационную работу по созданию дружин и
совершенствованию их деятельности;
б) планирует работу добровольных народных дружин, разрабатывает
мероприятия по взаимодействию дружин, распределяет силы дружины по
территории и направлениям их деятельности, организует учебу
командиров дружин по согласованию с органами внутренних дел;
в) проверяет деятельность дружин, принимает меры к устранению
выявленных недостатков;
г) осуществляет прием посетителей, проводит инструктивные
беседы по вопросам правопорядка на территории, закрепленной за
опорным пунктом;
д) изучает, анализирует и обобщает информацию о совершенных
правонарушениях, информирует общественный Совет опорного пункта и
руководителей предприятий, учреждений, организаций и учебных
заведений, депутатов городского Собрания;
е) доводит до сведения членов ДНД действующие законодательные
акты, приказы, распоряжения и др. нормативные документы по охране
общественного порядка и требует их выполнения;
ж) поддерживает личную связь с местными органами охраны
общественной безопасности, с администрацией города, депутатами
городского Собрания, получает от них необходимую информацию и на
ее основе ставит задачу членам ДНД;
и) осуществляет контроль за правомерностью действий членов ДНД
в период несения дежурства;
л) заслушивает сообщения командира дружины о результатах
патрулирования, выявленных нарушениях общественного порядка и
принятых мерах;
м) поддерживает постоянное взаимодействие с участковым
инспектором милиции;
н) отчитывается не реже одного раза в год о проделанной работе
перед Общегородским координационным Советом профилактики
правонарушений, вносит предложения по вопросам усиления охраны
общественного порядка и пресечения правонарушений;
о) ходатайствует перед администрацией города, руководителями
предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений и УВД,
депутатом городского Собрания о поощрении наиболее отличившихся
дружинников.
4.3. Оперативное руководство работой дружинников осуществляет
командир ДНД, который:
а) проводит работу по сплочению и укреплению дружины,
воспитывает у дружинников высокую дисциплинированность, чувство
товарищества и самоотверженности;
б) организует изучение дружинниками основ законодательства РФ,
занятия по физподготовке дружинников, обучение их формам и методам
борьбы с правонарушениями;
в) планирует работу дружины, инструктирует дружинников и
контролирует их деятельность, ведет учет результатов работы
дружины, готовит для обсуждения на собрании дружинников вопросы
организации и деятельности дружины;
г) рассматривает составленные дружинниками рапорта о
правонарушениях и направляет их в местные органы охраны
общественного порядка;
д) отчитывается не реже одного раза в год о своей работе перед
дружинниками и о работе дружины перед председателем совета
профилактики опорного пункта охраны правопорядка;
е) ходатайствует перед председателем совета профилактики
опорного пункта охраны правопорядка о поощрении наиболее
отличившихся дружинников;
ж) устанавливает маршрут патрулирования и отдельные посты;
з) организует набор личного состава ДНД;
и) о всех случаях нарушения общественного порядка, фактах
задержания лиц, допустивших противоправные действия, применения
спецсредств составляет рапорт, информирует местные органы охраны
общественной безопасности, передает задержанных лиц в УВД г.
Якутска;
к) ведет учет и составляет графики ежедневных выходов на
дежурство, своевременно представляет для оплаты членам
специализированной группы ДНД необходимые документы.
4.4. Народный дружинник обязан:
а) во время дежурства, на работе, в учебном заведении, на
улице, в общественном месте защищать честь, достоинство, а также
права и законные интересы граждан, предприятий, учреждений,
организаций и учебных заведений, быть тактичным и вежливым в
обращении с гражданами, решительно и смело принимать
предупредительные меры к пресечению преступных посягательств и
иных антиобщественных действий, быть бдительным, честным;
б) активно участвовать в охране общественного порядка, в работе
по предупреждению правонарушений;
в) добросовестно, точно и быстро выполнять требования командира
дружины, руководителя опорного пункта охраны общественного
порядка, а также указания работников милиции при проведении
совместных мероприятий по охране общественного порядка;
г) строго и нерушимо исполнять законодательные и другие
правовые акты, настойчиво овладевать формами и методами борьбы с
правонарушениями, постоянно расширять знания, связанные с
имущественным или иным ущербом гражданину, предприятию,
учреждению, организации или учебному заведению с последующей
передачей документов председателю совета профилактики опорного
пункта охраны общественного порядка, командиру дружины;
д) быть храбрым и дисциплинированным, не допускать недостойных
поступков самому и удерживать от них товарищей по дружине;
е) при исполнении обязанностей носить нарукавную повязку, иметь
при себе удостоверение дружинника.
4.5. Народный дружинник имеет право:
а) требовать от граждан соблюдения установленного общественного
порядка;
б) документировать, в отсутствие работников милиции или иных
уполномоченных на это лиц, случаи злостного нарушения
общественного порядка или причинения правонарушением
имущественного или иного ущерба гражданину, предприятию,
учреждению, организации или учебному заведению с последующей
передачей документов председателю совета профилактики опорного
пункта охраны общественного порядка, командиру дружины;
в) требовать от нарушителей общественного порядка предъявления
паспорта или других документов, удостоверяющих личность, в
случаях, когда установление личности необходимо для выяснения
обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;
г) доставлять в милицию или опорный пункт охраны правопорядка
лиц, совершивших правонарушения, либо в целях пресечения
правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, а также
для установления личности нарушителя и составления протокола, если
нет возможности составить его на месте нарушения;
д) при пресечении правонарушений изымать у нарушителей орудия
их совершения с последующей незамедлительной передачей их в
милицию;
е) входить в клубы, на стадионы, в кинотеатры и другие
общественные места для преследования скрывающегося нарушителя,
пресечения возникающих там правонарушений, а также с согласия
администрации этих мест для выполнения обязанностей по обеспечению
общественного порядка;
ж) при исполнении обязанностей по охране общественного порядка
пользоваться правом бесплатного проезда на городском пассажирском
транспорте (за исключением такси) при предъявлении специального
проездного билета, выдаваемого на время дежурства, в порядке,
определяемом администрацией города;
з) изымать у граждан документы с явными признаками подделки, а
также вещи и предметы, изъятые из гражданского оборота,
находящиеся у граждан без специального разрешения, орудия
совершения правонарушений в присутствии представителей УВД и
передавать их в органы внутренних дел;
и) доставлять в медицинские вытрезвители либо дежурные части
милиции лиц, находящихся в общественных местах в состоянии
опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться
или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить
вред окружающим или себе;
к) при обнаружении на улице и в других местах лиц, находящихся
в бессознательном состоянии, с травмами черепа и иными опасными
телесными повреждениями, а также с другим явно выраженным тяжелым
состоянием здоровья вызывать скорую медицинскую помощь. Доставлять
таких лиц в служебные помещения органов внутренних дел
категорически запрещается;
л) пользоваться при исполнении обязанностей по охране
общественного порядка средствами связи объединений, предприятий,
учреждений, организаций (телефоном, при необходимости -
радиосвязью);
м) применять физическую силу в случаях пресечения преступлений
и административных правонарушений, задержания лиц, совершивших
правонарушения, и преодоления противодействия законным
требованиям, если без применения физического насилия невозможно
обеспечить выполнение обязанностей, возложенных на них;
н) при необходимости преодоления сопротивления задерживаемых
лиц, совершивших правонарушения, при доставлении их в орган
внутренних дел, применять связывание подручными средствами;
о) при применении физической силы, приемов борьбы, члены
общественных объединений обязаны:
- предупредить о намерении их применить, предоставить
достаточное время для выполнения требований за исключением
случаев, когда промедление в применении физической силы и других
приемов борьбы создает непосредственную опасность жизни и здоровью
члена общественного объединения или других лиц, либо может повлечь
иные тяжкие последствия;
- стремиться в зависимости от степени опасности правонарушения
и лиц, их совершивших, от силы оказываемого противодействия к
тому, чтобы любой ущерб (физический, материальный), причиняемый
физической силой, был минимальным либо вовсе исключенным;
- обеспечить лицам, получившим телесные повреждения,
предоставление доврачебной помощи или доставление в медицинское
учреждение;
п) запрещается применять физическую силу, приемы борьбы в
отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными
признаками инвалидности и малолетних (кроме случаев оказания ими
сопротивления, совершения группового или иного нападения,
угрожающего жизни и здоровью людей).
5. Ресурсы и ответственность
5.1. Местные органы государственной власти, предприятия,
учреждения, организации и учебные заведения предоставляют (сдают в
аренду) опорным пунктам охраны правопорядка необходимые помещения.
Предоставление транспортных средств и средств связи решается на
договорной основе.
5.2. Расходы на содержание служебных помещений опорных пунктов
охраны правопорядка, приобретение мебели, инвентаря, специальной
литературы, спецсредств, наглядных пособий, бланков удостоверений
и повязок дружинника, а также телефонные, почтовые и другие
расходы, необходимые для обеспечения деятельности дружин,
производятся за счет специальных целевых программ, отчислений из
городской сметы расходов и доходов, поступлений от физических и
юридических лиц, иных поступлений, не запрещенных действующим
законодательством, средств предприятий, учреждений, организаций и
учебных заведений.
5.3. Предприятия, учреждения, организации и учебные заведения
выделяют опорным пунктам охраны правопорядка на период дежурства
транспортные средства.
5.4. Народные дружины, активно участвующие в борьбе с
правонарушениями, и командиры ДНД вознаграждаются следующим
образом:
а) предприятия, организации, учреждения и учебные заведения за
участие дружинника в работе по охране общественного порядка, в
зависимости от количества выходов на дежурство в году,
предоставляют отпуск согласно п. 2 ст. 23 Закона РС(Я) от
03.12.1996 "Об участии населения в охране правопорядка";
б) дружинники, активно участвующие в охране общественного
порядка, образцово выполняющие свои обязанности, поощряются главой
администрации г. Якутска, руководителями предприятий, организаций,
учреждений и учебных заведений, депутатами городского Собрания по
мотивированным ходатайствам председателей советов профилактики
опорных пунктов охраны правопорядка, согласованным с командирами
дружин, путем предоставления льготных путевок в санатории, дома
отдыха, профилактории, летние спортивно-оздоровительные лагеря,
выдачи ценных подарков или денежных премий;
в) председатели советов профилактики опорных пунктов охраны
правопорядка ежеквартально представляют главе администрации г.
Якутска на поощрение наиболее активных членов добровольных
формирований путем выдачи денежных премий в размере не менее шести
минимальных заработных плат в РФ из внебюджетного фонда
"Правопорядок".
5.5. Председатели советов профилактики опорных пунктов охраны
правопорядка, командиры дружин и дружинники несут ответственность
за вверенные им материальные средства, а также соблюдение
законодательств РФ в своей деятельности согласно федеральным
законам.
Руководитель Секретариата
городского Собрания
депутатов г. Якутска
А.ФИЛИППОВ
|