ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2001 г. ПП N 1119-II
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
"О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ"
Палата Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить рекомендации парламентских слушаний "О состоянии
и мерах по улучшению электроснабжения сельской местности"
(прилагаются).
2. Направить указанные рекомендации Президенту Республики Саха
(Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия), руководству
ОАО АК "Якутскэнерго", ОАО "Сахаэнерго" и ГУП "Сельхозэнерго", в
администрации сельскохозяйственных улусов республики.
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских
газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия".
4. Постановление вступает в силу с момента принятия.
Председатель
Палаты Представителей
Н.СОЛОМОВ
Приложение
к постановлению Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 10 декабря 2001 г. ПП N 1119-II
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ
ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ"
г. Якутск 26 ноября 2001 года
Заслушав и обсудив доклад министра топливной промышленности и
энергетики Республики Саха (Якутия) Ф.Х. Гробмана, содоклады
председателя комитета Палаты Представителей по экономической,
инвестиционной политике, развитию и размещению производительных
сил Ю.Н. Прокопьева, генерального директора ОАО АК "Якутскэнерго"
К.К. Ильковского, генерального директора ГУП "Сахасельхозэнерго"
В.В. Иванова по данному вопросу, участники парламентских слушаний
отмечают следующее.
Материально-техническая база сельской энергетики республики
физически изношена и морально устарела. 60-80 процентов линий
электропередач, а также трансформаторных подстанций отработали
свой срок эксплуатации и требуют капитального ремонта или полной
реконструкции. По этой причине часто происходят аварийные
отключения электросети.
В вилюйской группе улусов электронагрузка на линии
электропередач ВЛ-110 кВ (Л-104) Мирный - Нюрба - Верхневилюйск -
Вилюйск, имеющей пропускную способность 18 мВт, составляет 50-60
мВт, а потери электроэнергии в сетях достигают 37 процентов.
Особенно в неудовлетворительном состоянии оказалось сетевое
хозяйство в заречной группе улусов. В августе 2001 года в
результате загнивания 67 опор линий электропередач Л-115 (110 кВ)
Табага - Чурапча, построенной в 1981 году, произошло одновременное
их падение.
Эксплуатация сетевого хозяйства в заречной группе улусов
осуществляется подразделением ОАО АК "Якутскэнерго" - Центральными
электрическими сетями. Хотя 75 процентов объема работы данного
подразделения приходится на заречную группу улусов, его кадровые
ресурсы, а также материально-техническая база сосредоточены в
городе Якутске. При направлении финансовых средств данное
обстоятельство, являющееся решающим, не учитывается.
Зона обслуживания дизельных электростанций составляет две
третьих территории республики или более 2 млн. кв. километров, а
численность населения - свыше 180 тысяч человек. В большинстве
своем дизельные электростанции расположены в приспособленных
помещениях, износ основных фондов которых достиг 50-60 процентов.
Их ремонтная база недоукомплектована или оснащена оборудованием,
физически изношенным и морально устаревшим. Несмотря на то, что
поставка топлива на указанные электростанции в основном
осуществляется с использованием автозимника, обеспеченность
технологическим транспортом составляет всего около 60 процентов.
Более половины машин отработали свой срок эксплуатации. За
последние 10-11 лет резко снизились объемы строительства новых
линий электропередач, практически приостановлена реконструкция
старых.
Обостряется проблема бесхозяйных линий электропередач и
трансформаторных подстанций. В настоящее время на территории
республики насчитывается 1441 километр линий электропередач и 925
единиц трансформаторных подстанций, не имеющих собственника, то
есть являющихся бесхозяйными. На этих объектах, имеющих повышенную
аварийность и приводящих к травматизму, не проводятся ремонтные
работы, а также работы, связанные с их техническим обслуживанием.
До настоящего времени не выполнено постановление Правительства
Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2001 года N 110 "Об
обслуживании бесхозяйных линий электропередач и трансформаторных
подстанций на территории Республики Саха (Якутия)" в части
завершения полной инвентаризации бесхозяйных линий электропередач
и трансформаторных подстанций с определением собственника объектов
и решением вопроса об источниках финансирования их обслуживания и
реконструкции. Предусмотренные на эти цели в государственном
бюджете Республики Саха (Якутия) на 2000 год 98 млн. рублей не
были приняты к финансированию. В государственном бюджете
Республики Саха (Якутия) на 2001 год расходы на обеспечение
передачи данных объектов вообще не предусмотрены.
В условиях осуществления политики отказа от принципа
перекрестного субсидирования в системе ОАО АК "Якутскэнерго"
сельское сетевое хозяйство и дизельные электростанции в силу своей
глубокой убыточности могут остаться без минимального финансового
подкрепления.
На основании вышеизложенного участники парламентских слушаний
рекомендуют:
1. Президенту Республики Саха (Якутия) внести на рассмотрение
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):
а) концепцию государственной поддержки, тарифной политики и
основных направлений развития энергообеспечения сельских улусов в
условиях рыночной экономики;
б) проект государственной программы развития малой энергетики
Республики Саха (Якутия) на 2001-2005 годы.
2. Правительству Республики Саха (Якутия):
а) совместно с ОАО АК "Якутскэнерго" и ЗАО АК "АЛРОСА" решить
вопрос о строительстве ЛЭП-220 кВ Мирный - Сунтар - Нюрба, с ОАО
АК "Якутскэнерго" - вопрос о строительстве подстанции 110/35/10 кВ
"Майя" и предусмотреть на эти цели в Законе Республики Саха
(Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на
2002 год" и Инвестиционной программе на 2002 год соответствующие
финансовые средства;
б) совместно с ОАО АК "Якутскэнерго", а также с участием
администраций заречных улусов решить вопрос о создании дочернего
предприятия ОАО АК "Якутскэнерго" - "Заречные электрические сети"
с выделением его из состава Центральных электрических сетей;
в) определить собственника бесхозяйных электрических сетей,
разработать согласованную с главами администраций программу
поэтапной приемки бесхозяйных сетей на баланс собственника,
определить источник их финансирования; завершить работу по
передаче на баланс бесхозяйных линий электропередач и
трансформаторных подстанций, в чьем ведении находятся генерирующие
источники электроснабжения; ежегодно предусматривать на эти цели
отдельной строкой в государственном бюджете Республики Саха
(Якутия) соответствующие финансовые средства;
г) обратиться в Правительство Российской Федерации и РАО "ЕЭС
России" с предложением о необходимости выделения из федерального
бюджета средств на возмещение разницы в тарифах на электроэнергию
ОАО "Сахаэнерго", а также на финансирование реконструкции,
технического перевооружения и строительства в республике новых
линий электропередач;
д) выработать политику выделения инвестиций, увеличив за счет
средств государства объемы капиталовложений в эффективные проекты,
дающие экономию бюджетных средств;
е) рассмотреть вопрос о поэтапном переводе на металлические
опоры с 2003 года существующей линии 220 кВ Якутск - Хандыга;
ж) определиться с порядком капитализации инвестиций,
вкладываемых в развитие энергетики, в том числе по вложенным за
период с 1995 по 1998 годы в объекты сельской энергетики ОАО АК
"Якутскэнерго" в сумме 54,9 млн. рублей.
3. В Законе Республики Саха (Якутия) "О государственном
бюджете Республики Саха (Якутия) на 2002 год":
а) в рамках республиканской целевой программы
"Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на 2001-2005 годы"
предусмотреть средства в сумме 200 млн. рублей на строительство и
реконструкцию объектов ГУП "Сахасельхозэнерго", в том числе на
финансирование технического перевооружения Эльдиканской ПЛЭС-03 -
50 млн. рублей, программы "Малая энергетика" - 50 млн. рублей;
б) предусмотреть средства в сумме 40 млн. рублей на
обслуживание бесхозяйных линий электропередач и трансформаторных
подстанций;
в) в пункте "в" части 2 статьи 19, разделе 3000 "Расходы, не
отнесенные к другим подразделам" приложения 3 "Расходы,
финансируемые из средств Республиканского фонда развития
агропромышленного комплекса и обеспечения уровня жизни населения"
и пункте 6 приложения 5 "Расходы, не отнесенные к другим
подразделам раздела 3000" слова "Возмещение разницы в тарифах на
электроэнергию, реализуемую населению муниципальными и
ведомственными дизельными электростанциями, ГУП
"Сахасельхозэнерго" заменить словами "Дотация на финансирование
убытков, связанных с применением государственных реализуемых цен
на электрическую энергию";
г) предусмотреть по статье 19 средства в сумме 573,1 млн.
рублей, в том числе для ГУП "Сахасельхозэнерго" - 536,4 млн.
рублей (в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2002
год предусмотрено 415,0 млн. рублей, дефицит - 121,4 млн. рублей);
д) предусмотреть средства в сумме 28 млн. рублей на погашение
кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального
хозяйства перед ГУП "Сахасельхозэнерго";
е) предусмотреть средства в сумме 300,0 млн. рублей на
компенсацию тарифов на электроэнергию ОАО "Сахаэнерго" и ОАО АК
"Якутскэнерго" с целью поэтапного перехода от перекрестного
субсидирования в энергетике.
4. Министерству топливной промышленности и энергетики
Республики Саха (Якутия) совместно с Региональной энергетической
комиссией Республики Саха (Якутия), ОАО АК "Якутскэнерго" и ГУП
"Сахасельхозэнерго" проводить тарифную политику,
предусматривающую:
а) увеличение в 1,5-2 раза объема средств, направляемых на
финансирование инвестиционных и ремонтных программ, принимаемых на
очередной год;
б) осуществление конкретных мер по снижению удельного расхода
топлива на выработку электроэнергии, а также по снижению ее потерь
при транспортировке.
5. ОАО АК "Якутскэнерго" совместно с Министерством топливной
промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия) и
Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия)
разработать и утвердить мероприятия по поэтапному переходу с 2002
года по 2004 год на 100-процентный завоз дизельного топлива за
счет средств ОАО АК "Якутскэнерго", а также по привлечению
кредитных ресурсов.
6. Администрациям улусов и городов Республики Саха (Якутия)
рассмотреть вопрос о мерах по реализации рекомендаций данных
парламентских слушаний и в срок до 1 февраля 2002 года представить
свои предложения для рассмотрения в Государственное Собрание (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Правительство Республики Саха
(Якутия).
7. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) осуществлять постоянный контроль за реализацией
рекомендаций парламентских слушаний, проведенных по проблемам
энергоснабжения населения республики, а также проводить по данному
вопросу не реже одного раза в год парламентские слушания и
"правительственные часы", обеспечивая при этом гласность
результатов принимаемых мер.
|