26 ноября 2001 года N 1605
------------------------------------------------------------------
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О КОНЦЕПЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕШНИХ
СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
1. Утвердить разработанную Правительством Республики Саха
(Якутия) Концепцию основных направлений внешних связей Республики
Саха (Якутия).
2. Органам государственной власти, организациям и предприятиям
Республики Саха (Якутия) руководствоваться положениями Концепции
основных направлений внешних связей Республики Саха (Якутия) в
практической деятельности в области международных и
внешнеэкономических связей.
3. Министерству внешних связей Республики Саха (Якутия)
(Мигалкин А.В.) изложить положения Концепции основных направлений
внешних связей Республики Саха (Якутия) в республиканских
средствах массовой информации, а также осуществлять координацию
оперативной работы министерств и ведомств по ее реализации.
Президент
Республики Саха (Якутия)
М.НИКОЛАЕВ
г. Якутск
26 ноября 2001 года
N 1605
Утверждена
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 26.11.2001 г. N 1605
КОНЦЕПЦИЯ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
1. Введение
Концепция основных направлений внешних связей Республики Саха
(Якутия) отражает систему взглядов на содержание и приоритетные
направления международных и внешнеэкономических связей Якутии.
Правовой основой Концепции являются Конституция Российской
Федерации, Конституция Республики Саха (Якутия), Концепция внешней
политики Российской Федерации 2000 года, Федеральный закон "О
координации международных и внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации" от 4 января 1999 года N 4-ФЗ, Указ
Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года N 24 "О
Концепции национальной безопасности", а также другие
законодательные акты Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия), регулирующие международную и внешнеэкономическую
деятельность, Федеративный Договор 1992 года, Договор о
разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Республики Саха (Якутия) 1995 года,
международные договоры Российской Федерации и соглашения
Республики Саха (Якутия) с субъектами иностранных федеративных
государств, административно-территориальными образованиями
иностранных государств и иностранными юридическими лицами.
Внешние связи должны быть направлены на выполнение главной и
долгосрочной цели - становления Республики Саха (Якутия) как
демократического и цивилизованного субъекта Российской Федерации.
2. Цели и задачи внешних связей
Республики Саха (Якутия)
Основной целью внешних связей Республики Саха (Якутия)
является создание необходимых условий для осуществления
демократических, социальных и экономических преобразований в
соответствии с внутренней и внешней политикой Российской Федерации
путем активного участия республики в сотрудничестве России с
международными институтами, субъектами и административно -
территориальными образованиями иностранных государств.
Основной задачей внешних связей Республики Саха (Якутия)
является создание в рамках своей компетенции положительного образа
Якутии как надежного партнера в международных отношениях в области
развития экономики, науки, образования, культуры и духовности
республики.
3. Приоритетные направления внешних связей
Республики Саха (Якутия)
Республика Саха (Якутия) будет осуществлять активную
деятельность в области внешних связей по следующим основным
направлениям:
3.1. Развитие межрегиональных связей с регионами
Дальневосточного федерального округа и другими субъектами
Российской Федерации.
3.2. Развитие сотрудничества со странами Содружества
Независимых Государств, субъектами и административно -
территориальными образованиями Азиатско-Тихоокеанского региона.
3.3. Сотрудничество с регионами Арктики и Севера в области
охраны окружающей среды.
3.4. Сотрудничество с международными неправительственными
организациями. Участие в сотрудничестве Российской Федерации со
специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.
3.1. Развитие межрегиональных связей с субъектами
Российской Федерации. Интеграция
Республики Саха (Якутия) в экономическое
пространство Дальневосточного федерального округа
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21
июня 2000 года N 1149 "О Полномочном Представителе Президента
Российской Федерации в федеральном округе" Республика Саха
(Якутия) входит в состав Дальневосточного федерального округа.
Принципиальное значение для Республики Саха (Якутия) имеет
развитие межрегиональных связей с субъектами Российской Федерации
и, в первую очередь, с субъектами, входящими в состав
Дальневосточного федерального округа: Приморским и Хабаровским
краями, Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской областями,
Еврейской автономной областью, Корякским и Чукотским автономными
округами.
Основными задачами в установлении межрегиональных связей
является создание единого внутреннего рынка товаров, единого
информационного поля для продвижения товаров, единой маркетинговой
политики, а также координированной системы транспортной и
коммуникационной инфраструктур внутри Дальневосточного
федерального округа. В области развития транспортной
инфраструктуры большое значение имеет дальнейшее укрупнение единой
сети железных дорог, ведение единой тарифной политики, сохранение
и расширение сети аэродромов для самолетов малой авиации. Понимая
привлекательность кросс- и трансполярных международных перелетов
для стран Азии, Европы и Северной Америки с точки зрения
сокращения продолжительности полетов, Республика Саха (Якутия)
будет создавать с учетом интересов национальной безопасности
Российской Федерации условия для привлечения международных
авиакомпаний, заинтересованных в осуществлении перелетов через
территорию Республики Саха (Якутия).
В области развития коммуникационной инфраструктуры большое
значение имеет создание единой цифровой телекоммуникационной сети
передачи информации.
Республика Саха (Якутия) придает особое значение участию в
работе межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия,
таких как "Сибирское соглашение", "Дальний Восток и Забайкалье",
"Арктическое соглашение" путем заключения договоров и соглашений,
создания агентств, участия в разработке и реализации федеральных
целевых и межрегиональных инфраструктурных проектов.
3.2. Развитие сотрудничества со странами Содружества
Независимых Государств, субъектами и административно -
территориальными образованиями Азиатско-Тихоокеанского
региона
Республика Саха (Якутия) выступает за развитие
торгово-экономического, научно-технического, производственного и
культурного сотрудничества с Содружеством Независимых Государств
на принципах взаимной выгоды путем подписания соглашений и
развития внешнеэкономических связей.
Для Республики Саха (Якутия) принципиально важны
сбалансированные и стабильные отношения с субъектами и
административно-территориальными образованиями государств
Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), представляющими собой
огромный динамично развивающийся регион, где минерально-сырьевые
ресурсы и продукты потребления Республики Саха (Якутия) и всего
Дальневосточного региона Российской Федерации могут найти свой
рынок.
Внешнеэкономические связи с субъектами и административно -
территориальными образованиями стран АТР могут способствовать
развитию рынка товаров, телекоммуникационной инфраструктуры, новых
экспортно-ориентированных производств, привлечению инвестиций в
экономику республики, внедрению современных технологий в
производство и развитию нефтегазового комплекса.
Необходимо изучать опыт ведения рыночной экономики в странах
АТР и вести поиск рынков сбыта для товаров местных производителей.
Для развития научно-технического потенциала Якутии расширение
научного, образовательного и культурного обмена со странами АТР
является приоритетным направлением.
3.3. Сотрудничество со странами Арктики и Севера
Республика Саха (Якутия) как субъект Российской Федерации,
представляющий часть сообщества северных и арктических регионов
мира, будет стремиться развивать региональное сотрудничество и
прилагать все усилия для реализации международных проектов,
нацеленных на сохранение уникальной природы, культуры, самобытных
традиций и уклада жизни народов Севера.
Республика Саха (Якутия) выступает за активное участие в
работе общерегиональных структур и институтов для содействия
развитию экономических, научно-технических, культурных и
гуманитарных связей на Севере и в Арктике.
Приоритетными проектами международного сотрудничества в этой
области Республика Саха (Якутия) считает проекты, связанные с
улучшением транспортной инфраструктуры (Северный морской путь,
малая авиация) и модернизацией телекоммуникаций.
Республика Саха (Якутия) будет принимать активное участие в
работе неправительственной международной организации "Северный
Форум" и способствовать усилению ее позиций в качестве основного
органа межрегионального сотрудничества на Севере и в Арктике.
Республика Саха (Якутия) будет принимать участие в составе
российских делегаций в деятельности международной региональной
организации "Арктический Совет" и Межрегиональной Ассоциации
экономического взаимодействия "Арктическое соглашение" с целью
кооперации в области охраны природы Арктики и Севера, в том числе
в районах традиционного природопользования.
В рамках экологических проектов Арктического Совета, таких как
"Арктический мониторинг и контроль" (АМАР), "Охрана арктической
флоры и фауны" (CAFF), "Программа предотвращения экологических
катастроф" (EPPR), "Воздействие на климат Арктики" (ACIA),
Республика Саха (Якутия) будет укреплять существующие связи с
международными неправительственными природоохранными
организациями.
В области развития устойчивого природохозяйствования
необходимо распространить положительный опыт использования системы
особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Республике Саха
(Якутия).
Только взаимная ответственность за соблюдение правил
природопользования и согласованная экологическая политика всех
арктических регионов может обеспечить устойчивое воспроизводство
природных ресурсов.
3.4. Участие в сотрудничестве Российской Федерации со
специализированными учреждениями Организации
Объединенных Наций. Сотрудничество с международными
неправительственными организациями
С учетом все возрастающего авторитета и усиления
стратегического сотрудничества Российской Федерации с ООН, как
гарантом мировой стабильности и равноправного развития, Республика
Саха (Якутия) будет прилагать все усилия для участия в
сотрудничестве в составе российских делегаций со
специализированными учреждениями ООН в рамках органов, созданных
специально для этой цели.
При этом приоритетное значение отводится Организации
Объединенных Наций по культуре, науке и образованию (ЮНЕСКО),
Программе развития Организации Объединенных Наций (ПРООН),
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной
организации труда (МОТ), Международному валютному фонду (МВФ) и
Всемирному Банку.
Сотрудничество с неправительственными международными
организациями некоммерческого характера, вовлекающими в свою
деятельность самые широкие слои международной общественности
расширяет возможности международного сотрудничества в самых разных
областях человеческой деятельности, таких как защита прав
человека, сохранение культуры и природы, распространение
достижений науки и техники. Республика Саха (Якутия) будет активно
участвовать в составе российских делегаций в работе международных
неправительственных организаций, являющихся неотъемлемой частью
системы международных отношений.
4. Внешнеэкономическая деятельность
Республики Саха (Якутия)
Приоритетными задачами внешнеэкономической деятельности
Республики Саха (Якутия) являются:
1. Развитие экспорта и экспортно-ориентированного и
импортозамещающего производств.
2. Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики
Саха (Якутия).
4.1. Развитие экспорта и поддержка экспортно -
ориентированных отраслей производства
Республики Саха (Якутия)
Учитывая географическое расположение и экономические условия,
Республика Саха (Якутия) будет развивать внешнеэкономические связи
со странами АТР. Принимая во внимание заинтересованность фирм
Китая, Южной Кореи и Японии в поставках сырьевых товаров из Якутии
и заинтересованность предприятий республики в поставках машин и
оборудования горнодобывающего, сельскохозяйственного и дорожного
назначения из азиатских стран, складывается взаимовыгодный
торговый альянс.
Республика занимает одно из ведущих мест в мировом хозяйстве
по экспорту алмазов, и в ближайшей перспективе объемы добычи сырых
алмазов возрастут. В то же время, наряду с увеличением экспорта
сырых алмазов, Якутия будет проводить работу по развитию
гранильной отрасли.
Учитывая традиционные связи России с ближним зарубежьем и
исходя из взаимовыгодных интересов, Республика Саха (Якутия) во
внешнеэкономических связях со странами СНГ будет увеличивать объем
экспортных поставок в страны СНГ.
Для успешной реализации экспортной политики Республики Саха
(Якутия) и оптимизации грузопотоков важное значение имеет решение
транспортных проблем Якутии.
Основным принципом экспортной политики Якутии является
содействие наращиванию экспортного потенциала.
Для развития экспортного потенциала Республики Саха (Якутия)
приоритетными являются следующие задачи:
- содействие развитию экспортно-ориентированных и
импортозамещающих отраслей производства;
- производство конкурентоспособной продукции и продвижение
товаров и услуг, производимых предприятиями и организациями
Республики Саха (Якутия), на внешние рынки;
- стабилизация экспорта сырьевых товаров, диверсификация
экспортного потенциала, увеличение в нем удельного веса товаров с
высокой степенью переработки и услуг.
В целях реализации поставленных задач необходимо разработать
программу стимулирования экспорта продукции (Программу поддержки
экспортеров) и создать межведомственную комиссию Правительства
Республики Саха (Якутия) по расширению выпуска и реализации
экспортно-ориентированной продукции предприятий республики, а
также специализированный Фонд поддержки экспортеров.
4.2. Привлечение иностранных инвестиций
в экономику Республики Саха (Якутия)
Приоритетным направлением внешнеэкономической деятельности
Республики Саха (Якутия) является привлечение на ее территорию
иностранных инвестиций. При этом важным является оптимальное
сочетание открытости экономики с требованиями экономической
безопасности.
Министерству внешних связей Республики Саха (Якутия) совместно
с Министерством экономики и прогнозирования Республики Саха
(Якутия) необходимо разработать программу привлечения иностранных
инвестиций на ближайшие годы, которая будет включать:
- экономическое и правовое стимулирование привлечения
иностранных инвестиций, создание привлекательных правовых условий
для вложения иностранного капитала;
- обеспечение перехода к преимущественно инвестиционному типу
внешнеэкономических связей, что предполагает размещение в
Республике Саха (Якутия) предприятий по производству
высокотехнологичных видов продукции с высокой добавленной
стоимостью, усиливающих экспортный потенциал республики в
сотрудничестве с зарубежными фирмами;
- работу с иностранными партнерами по новым формам
сотрудничества, создание совместных предприятий. В современных
условиях крупные иностранные фирмы имеют возможность переносить
свои производства в Россию с целью снижения издержек и улучшения
качества продукции. Республика при этом получит современное
оборудование, рабочие места, реальные возможности для увеличения
экспортных поставок, ассортимента и объема товаров для внутреннего
рынка;
- создание инвестиционных фондов, инвестиционно-консалтинговых
компаний с участием иностранного капитала;
- подготовка пакетов инвестиционных проектов, оформленных в
виде бизнес-планов в соответствии с международными стандартами
бухгалтерского учета, и проведение их экспертизы;
- изучение опыта создания компактных свободных экономических
зон (СЭЗ) с целью создания подобной зоны в республике.
В целях улучшения инвестиционного климата республики также
необходимо:
- возобновить работу Консультативного Совета по иностранным
инвестициям при Министерстве внешних связей Республики Саха
(Якутия);
- выработать механизм предоставления правительственных
гарантий под иностранные кредиты и инвестиции.
В Республике Саха (Якутия) приоритетными для первоочередного
инвестирования отраслями экономики являются нефтегазовый комплекс
и обрабатывающие отрасли: переработка сельскохозяйственной
продукции, производство биологических фармацевтических препаратов
и др. Возврат инвестиций, вложенных в развитие производства,
можно осуществлять продукцией данных отраслей.
Таким образом, решение проблемы привлечения инвестиций в
экономику Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации требует
реализации комплекса мер правового, финансово-экономического и
организационного характера.
5. Механизм реализации международных и
внешнеэкономических связей Республики Саха (Якутия)
Президент Республики Саха (Якутия) в соответствии со своими
конституционными полномочиями как высшее должностное лицо
представляет республику в международных и внешнеэкономических
связях.
Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в
рамках своих конституционных полномочий ведет законодательную
работу по обеспечению осуществления внешних связей Республики Саха
(Якутия) и выполнения ее обязательств в этой области.
Министерство внешних связей Республики Саха (Якутия) ведет
работу по непосредственной реализации утвержденной Президентом
Республики Саха (Якутия) линии внешних связей Республики Саха
(Якутия), осуществляет координацию международных и
внешнеэкономических связей других министерств, органов
республиканской исполнительной власти, ведомств и учреждений
Республики Саха (Якутия) в соответствии с Указом Президента
Республики Саха (Якутия) о проведении единой стратегии
международной и внешнеэкономической деятельности Республики Саха
(Якутия) от 5 ноября 1999 г.
Международные и внешнеэкономические связи Республики Саха
(Якутия) осуществляются при координирующей роли Министерства
иностранных дел Российской Федерации.
Механизм осуществления внешних связей предусматривает наличие
правового, финансового, материального и кадрового обеспечения, а
также разветвленной сети зарубежных представительств Республики
Саха (Якутия).
Механизм реализации международных и внешнеэкономических связей
состоит из следующих элементов:
1. Взаимодействие всех звеньев, занятых в сфере внешних
связей, включая предприятия и фирмы, осуществляющие
внешнеэкономическую деятельность.
2. Информационная поддержка, предусматривающая доведение до
субъектов и административно-территориальных образований
иностранных государств внешнеэкономических интересов республики.
3. Продвижение интересов Республики Саха (Якутия) через
Агентства Республики Саха (Якутия) по торгово-экономическому
сотрудничеству с регионами Российской Федерации и Постоянные
Представительства Республики Саха (Якутия).
4. Подготовка и переподготовка кадров в области международных
и внешнеэкономических связей в Российской Федерации и за рубежом.
Последовательное осуществление внешних связей Республики Саха
(Якутия) создаст благоприятные условия для социально -
экономического развития Республики Саха (Якутия), повышения
благосостояния народов, населяющих ее территорию.
|