УТРАТИЛ СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 05.06.2003 N 376
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2001 г. N 618
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЯ ЗАНЯТОСТИ В
РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2002-2004 ГОДЫ
В целях реализации государственной политики в области
поддержки малого предпринимательства и развития занятости
Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Республиканскую целевую программу поддержки
малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха
(Якутия) на 2002-2004 годы согласно приложению.
2. Возложить на Министерство малого предпринимательства и
развития занятости Республики Саха (Якутия) функции заказчика и
координатора Программы, ответственного за реализацию мероприятий
Программы.
3. Установить, что уполномоченным агентом финансирования
мероприятий Программы является ГУ "Фонд поддержки малого
предпринимательства Республики Саха (Якутия)".
4. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) обеспечить
поступление средств, предусмотренных в разделе 1100 "Развитие
рыночной инфраструктуры" Закона Республики Саха (Якутия) "О
Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2002 год",
согласно графику финансирования.
5. Главам администраций улусов и городов рекомендовать
ежегодное выделение средств из бюджетов улусов и городов на
поддержку и развитие малого предпринимательства в размере до 2% от
доходной части бюджетов улусов (городов).
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)
Э.Б. Березкина.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 23 ноября 2001 г. N 618
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
И РАЗВИТИЯ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
НА 2002-2004 ГОДЫ
ПАСПОРТ
Наименование Республиканская целевая программа
Программы поддержки малого предпринимательства и
развития занятости в Республике Саха
(Якутия) на 2002-2004 годы
Наименование, Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ "О
номер и дата государственной поддержке малого
принятия решения предпринимательства", Закон РС(Я) от
о разработке 27.05.99 N 97-II "О малом
Программы предпринимательстве в Республике Саха
(Якутия)", постановление Правительства
Республики Саха (Якутия) от 23.03.2001 N
165 "Об основных задачах развития малого
предпринимательства и занятости в
Республике Саха (Якутия) на 2001 год"
Государственный Министерство малого предпринимательства и
заказчик-координатор развития занятости Республики Саха
Программы (Якутия)
Основные разработчики Министерство малого предпринимательства и
проекта Программы развития занятости Республики Саха
(Якутия), ГУ "Фонд поддержки малого
предпринимательства Республики Саха
(Якутия)"
Цель Программы - Совершенствование системы
государственной поддержки малого
предпринимательства и развития занятости.
- Совершенствование инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства в
улусах и городах республики.
- Обеспечение финансовой поддержки
субъектов малого предпринимательства и
создание новых рабочих мест.
- Координация усилий государственных и
негосударственных структур поддержки
малого предпринимательства.
- Создание условий для реализации
региональных и зарубежных программ
развития предпринимательства в Республике
Саха (Якутия).
- Расширение доступа предпринимателей к
информационным ресурсам путем создания
единой системы информационного обеспечения
малого предпринимательства в Республике
Саха (Якутия).
- Получение аналитических материалов,
характеризующих результативность мер,
направленных на поддержку малого
предпринимательства и развития занятости.
- Взаимодействие целевых программ, в
рамках которых выполняются отдельные
мероприятия республиканской целевой
программы поддержки малого
предпринимательства и развития занятости в
РС(Я) на 2002-2004 г.г.
Задачи Программы - Дальнейшее совершенствование
нормативно-правовой базы, регулирующей
деятельность субъектов малого
предпринимательства и занятости населения.
- Создание целостной инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства,
обеспечивающей оказание финансово -
кредитной поддержки, образовательных,
информационных, лизинговых услуг и
консалтинга.
- Создание благоприятного инвестиционного
климата, отработка и внедрение
прогрессивных финансовых технологий
поддержки малого предпринимательства.
- Концентрация и обеспечение эффективного
использования финансовых, материальных и
интеллектуальных ресурсов, направляемых из
различных источников на поддержку малого
предпринимательства и развитие занятости.
- Координация деятельности
государственных, общественных, частных и
международных организаций в направлении
развития малого предпринимательства и
занятости населения.
- Практическое содействие созданию новых и
эффективному развитию действующих
субъектов малого предпринимательства,
укрепление социального статуса, повышение
престижа предпринимателей, расширение
информационного поля для малого
предпринимательства.
- Содействие самозанятости для развития
предпринимательской активности безработных
и незанятого населения.
- Поощрение работодателей, создающих новые
рабочие места.
Основные разделы - Нормативно-правовая и организационная
Программы поддержка малого предпринимательства.
- Содействие дальнейшему развитию
инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства.
- Финансово-кредитная и имущественная
поддержка малого предпринимательства.
- Информационно-образовательное
обеспечение предпринимательства.
- Научно-аналитическое и статистическое
обследование субъектов малого
предпринимательства.
Исполнители Министерство малого предпринимательства и
мероприятий Программы развития занятости РС(Я), Министерство
финансов РС(Я), Министерство экономики и
прогнозирования РС(Я), Управление
Министерства юстиции РФ по РС(Я),
Министерство по делам молодежи РС(Я),
Министерство материальных ресурсов,
торговли, транспорта и связи РС(Я),
Департамент по подготовке, прогнозированию
и расстановке кадров при Правительстве
РС(Я), Департамент федеральной
государственной службы занятости по РС(Я),
Министерство по управлению государственным
имуществом РС(Я), Управление Министерства
РФ по налогам и сборам по РС(Я), Комитет
по статистике РС(Я), ГУ "Фонд поддержки
малого предпринимательства РС(Я)", ГУ
"РИМЦ", ООО "Саха Сити", ЗАО "Саха
Лизинг", ЯСПО "ХОЛБОС", Якутский
государственный университет, Технопарк
ЯГУ, общественные объединения
предпринимателей, объекты инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства.
Сроки реализации 2002-2004 годы
Программы
Объем и источники Общий объем финансирования на 2002 год
финансирования составляет 140025 тыс. рублей, из них:
Программы средства Государственного бюджета
Республики Саха (Якутия) - 43300 тыс.
рублей;
средства федерального Фонда поддержки
предпринимательства - 25000 тыс. рублей;
средства рефинансирования ГУ "Фонд
поддержки малого предпринимательства
РС(Я)" - 36725 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 15000 тыс.
рублей;
привлеченные средства - 20000 тыс. рублей.
На 2003-2004 года общая сумма
финансирования Программы будет
скорректирована при формировании
Государственного бюджета Республики Саха
(Якутия) и других источников.
Ожидаемые конечные - Повышение уровня развития малого
результаты реализации предпринимательства из расчета: на 1000
Программы человек постоянного населения будет
приходиться 4 малых предприятия;
- Доля численности работающих в сфере
малого бизнеса в общей численности занятых
в экономике составит 17%;
- Увеличится вклад малого
предпринимательства в валовый региональный
продукт Республики Саха (Якутия) до 6%;
- Увеличится доля налоговых поступлений в
бюджеты всех уровней от субъектов малого
предпринимательства (до 10% всех налоговых
поступлений в республиканский и местный
бюджеты).
Система организации Министерство малого предпринимательства и
контроля за развития занятости ежегодно представляет
исполнением Программы в Правительство РС(Я) отчет о ходе
реализации Программы, бюджетную заявку на
следующий финансовый год, ежеквартально
предоставляет статистическую, справочную и
аналитическую информацию о ходе выполнения
Программы в Министерство экономики и
прогнозирования РС(Я).
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
За последние годы предпринимательство зарекомендовало себя как
одна из самых динамично развивающихся и жизнеспособных сфер
экономики, которая вносит существенный вклад в стабилизацию
социально-экономического состояния общества. Сегодня малый и
средний бизнес является мощным двигателем экономического
прогресса. Место малого предпринимательства в социально -
экономической жизни определено объективными экономическими
закономерностями.
На 1 января 2001 года в Едином государственном регистре
предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования
(ЕГРПО) число учтенных хозяйствующих субъектов всех отраслей
экономики составило 8205 единиц. Из общего числа хозяйствующих
субъектов республики 32,8% имеют частную форму собственности. На
01.09.2001 в республике всеми видами экономической деятельности
было занято 468,5 тыс. человек (90,5%), 49,2 тыс. человек не имели
постоянной работы. В органах службы занятости в качестве
безработных официально зарегистрированы 6,0 тыс. человек или 1,2%
экономически активного населения.
По состоянию на 1 июля 2001 года число малых предприятий
(юридических лиц), действующих на территории Республики Саха
(Якутия), составило 2693 единиц. Уровень развития малого
предпринимательства характеризуется числом малых предприятий на
1000 жителей. Сегодня на тысячу постоянных жителей нашей
республики приходится всего 3 малых предприятия, тогда как в
России - 6 предприятий.
На территории республики малые предприятия распределены также
неравномерно. Наибольшее число малых предприятий зарегистрировано
в г. Якутске - 56%, в Алданском округе - 20%, в Западном округе -
14% (Таблица 1).
Таблица 1
----T--------------------T------------------T----------------
|N | Территориальные | Количество | Удельный вес, |
|п/п| округа | предприятий, ед. | % |
+---+--------------------+------------------+---------------+
|1. | Алданский | 537 | 20 |
+---+--------------------+------------------+---------------+
|2. | Западный | 375 | 14 |
+---+--------------------+------------------+---------------+
|3. | Приленский | 140 | 5 |
+---+--------------------+------------------+---------------+
|4. | Янский | 113 | 4,2 |
+---+--------------------+------------------+---------------+
|5. | Колымо-Индигирский | 32 | 1,2 |
+---+--------------------+------------------+---------------+
|6. | г. Якутск | 1496 | 55,6 |
+---+--------------------+------------------+---------------+
|7. | По республике | 2693 | 100 |
L---+--------------------+------------------+----------------
Приведенные цифры показывают, что предпринимательство в
количественном отношении наиболее развито в промышленных центрах и
улусах республики.
С введением Законом РФ от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" новых
критериев отнесения предприятий к категории малых изменился
суммарный показатель среднесписочной численности, однако тенденция
уменьшения абсолютного значения этих показателей сохранилась.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года
численность работников, занятых на малых предприятиях, сократилась
на 4,1% и составила 22700 человек.
Сложившаяся отраслевая структура по количеству малых
предприятий последние годы практически не меняется. Большая часть
приходится на сферу торговли и общественного питания (44,5% от
общего количества), строительство (20%), промышленность (9,8%),
сельское хозяйство (8,3%) и транспорт (3%).
Активный рост числа малых предприятий в прошедшие годы
наблюдался в сельском хозяйстве (в 1,5 раза), на транспорте (в 1,1
раза), в здравоохранении, физической культуре и социальном
обеспечении (в 1,13 раза). Значительная часть малых предприятий
является многопрофильной, что тоже существенно повышает их
устойчивость на рынке.
Интенсивность развития малого предпринимательства
демонстрирует показатель доли вклада малых предприятий в ВРП. За
первое полугодие 2001 года малыми предприятиями произведено
продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на сумму
1932,8 млн. рублей, что составило 4,0% от общего выпуска
продукции, работ, услуг всех отраслей экономики республики, в
России - 10%.
Наибольшая часть объема выпущенной продукции и услуг по всем
видам деятельности приходится на г. Якутск - 46,1%; Нерюнгринский
улус - 14,7%; Мирнинский улус - 8,0%; Алданский улус - 8,4%.
Основной объем произведенной продукции получен в результате
деятельности строительных, торговых и промышленных малых
предприятий. Силами малых предприятий производится колбасных
изделий - 29,2% от общего объема, мясных полуфабрикатов - 10,9%,
швейных изделий - 15%.
К субъектам малого предпринимательства, кроме малых
предприятий, относятся и физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица - индивидуальные предприниматели. На 01.01.2001 в органах
государственной статистики зарегистрировано свыше 18 тыс.
индивидуальных предпринимателей. Но по данным Управления РФ по
налогам и сборам по Республике Саха (Якутия) налогоплательщиками
являются около 27 тыс. индивидуальных предпринимателей, в том
числе 2412 глав крестьянских хозяйств.
Динамика развития предпринимательства за последние 5 лет
показывает, что число индивидуальных предпринимателей возросло
примерно в 1,5 раза. Для индивидуальных предпринимателей
характерна резкая дифференциация как в объемах реализации товаров,
так и в доходах. Максимальное значение выручки от реализации
товаров за 6 месяцев составляет до l4 млн. рублей, минимальное -
0,6 тыс. рублей.
Характерной чертой малого предпринимательства является
привлечение работников на условиях совместительства, договоров
подряда и других договоров гражданско-правового характера.
Наибольшее число работников, нанятых одним индивидуальным
предпринимателем - 60 человек, наименьшее - 1 человек.
Общая численность работающих в сфере малого бизнеса
составляет, по экспертным оценкам, свыше 67 тыс. человек (14,3% от
числа работающих). В европейских странах на малых предприятиях
занято около 70% общего числа работающих, в целом по России -
около 17%.
В целях активизации государственной политики развития
предпринимательства необходимо предпринять меры по преобразованию
нормативно-правовой и институциональной среды, которая
обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого
предпринимательства.
Налогообложение субъектов малого предпринимательства должно
стимулировать рост предпринимательской активности. Насущной
задачей является развитие финансовых институтов и технологий,
обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и
инвестициях. Механизмы приватизации и экономического
перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному
использованию имеющихся возможностей, в том числе субъектами
малого предпринимательства.
В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная за
последние годы с участием государства инфраструктура поддержки
предпринимательства. Система финансово-кредитного обеспечения
субъектов малого предпринимательства на данный момент включает в
себя 31 улусный фонд. Создание и укрепление системы фондов
поддержки малого предпринимательства на всех уровнях призвано
повысить стабильность и управляемость системы государственной
поддержки малого предпринимательства, обеспечить выработку и
проведение долговременной и последовательной государственной
политики по финансированию развития малого предпринимательства.
Осуществляется инициативное формирование объединений
предпринимателей и ремесленных палат. Координация усилий этих
структур и их совместное участие позволили бы эффективнее
проводить государственный курс поддержки малого
предпринимательства.
Одним из основных инструментов реализации государственной
политики по поддержке малого предпринимательства является
Республиканская целевая программа поддержки малого
предпринимательства и развития занятости в Республике Саха
(Якутия) на 2002-2004 годы (далее по тексту - Программа).
Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями
Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", но и
необходимостью координации усилий государственных и
негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.
Программа представляет собой комплексный план действий по
созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого
предпринимательства и поддержке основных целевых групп малого
предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру
поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся к
настоящему моменту опыт предшествующих программ. В то же время
Программа исходит из необходимости совершенствования
государственной политики в области поддержки малого
предпринимательства и ее более тесной координации с общими
задачами экономической политики на федеральном уровне на средне- и
долгосрочную перспективу.
2. Основные цели и задачи Программы
Направления решения поставленных задач
Настоящая Программа направлена на формирование стабильной и
устойчивой среды малого предпринимательства на территории
Республики Саха (Якутия) через совершенствование системы
государственной поддержки на всех уровнях, обеспечение равных прав
для реализации предпринимательских проектов.
Программа предусматривает перспективные направления развития
малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности
субъектов малого предпринимательства, которые служат
удовлетворению первоочередных нужд населения, используют в
основном местные ресурсы, включая сырьевые и трудовые, имеют
положительные социальные последствия для жителей.
В настоящей Программе выделено 5 разделов:
1. Нормативно-правовая и организационная поддержка малого
предпринимательства.
2. Содействие дальнейшему развитию инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства.
3. Финансово-кредитная и имущественная поддержка малого
предпринимательства.
4. Информационно-образовательное обеспечение
предпринимательства.
5. Научно-аналитическое и статистическое обследование
субъектов малого предпринимательства.
Данная структура направлений обеспечивает преемственность
развития системы государственной поддержки в интересах малого
бизнеса, его субъектов, причем в каждом направлении
предусматриваются свои цели, ставятся свои задачи и реализуются
свои программные мероприятия по их решению.
Раздел 1 включает в себя доработку проектов
нормативно-правовых актов, незавершенную в период реализации
Программы поддержки малого предпринимательства и развития
занятости в Республике Саха (Якутия) на 2000-2001 годы, разработку
законопроектов, направленных на совершенствование самоорганизации
субъектов малого предпринимательства; разработку изменений и
дополнений в нормы действующего законодательства, тормозящие
развитие предпринимательства.
Раздел 2. В рамках направления будут реализованы мероприятия
по развитию инфраструктуры малого предпринимательства, а именно
государственных и других специализированных институтов,
формирующих условия для создания цивилизованных рыночных отношений
и непосредственно обеспечивающих условия для интенсивного роста
малого предпринимательства путем оказания информационных,
консультационных, образовательных, финансовых и других услуг.
Будет оказана поддержка создаваемым и действующим улусным фондам
поддержки малого предпринимательства.
Предусмотрены мероприятия, содействующие выставочно-ярмарочной
деятельности для продвижения продукции малых предприятий на
внешний рынок.
Раздел 3. В рамках этого направления будут осуществлены
мероприятия по развитию кредитно-финансовых механизмов
микрокредитования, гарантирования займов в коммерческих банках,
финансового лизинга, страховой деятельности, обществ взаимного
кредитования, а также по созданию межрегиональных и региональных
гарантийных систем.
В рамках данного направления в комплексе с другими мерами
поддержки будут осуществлены мероприятия по имущественной
поддержке малого предпринимательства, включающие апробацию и
внедрение следующих механизмов: передачи и сдачи в аренду малым
предприятиям бездействующих производственных площадей и прочего
имущества крупных предприятий, имущества ликвидируемых предприятий
и научно-технических институтов, незавершенных объектов
производственного назначения.
Также будут проведены мероприятия по обеспечению доступа малых
предприятий к конкурсам на выполнение государственных заказов.
Раздел 4. Программой предусматривается развитие
информационного обеспечения предприятий научно-технической сферы
правовой, финансовой, экономической и иной информацией с
использованием Интернета.
В рамках данного направления также будут осуществляться
мероприятия по совершенствованию и развитию инфраструктуры
информационной поддержки малого предпринимательства.
Для продвижения малых предприятий на российский и зарубежные
рынки предусматривается создание функциональных систем поиска
партнеров, предоставление информации о новых товарах и услугах,
помощи малым предприятиям при заключении сделок.
Кроме этого будет осуществляться работа по обеспечению сферы
малого предпринимательства квалифицированными кадрами.
Раздел 5. В рамках данного раздела запланировано проведение
научно-исследовательских, аналитических работ по определению
дальнейших приоритетов и направлений развития малого
предпринимательства, результативности принятых мер по поддержке
малого предпринимательства; формирование информационно -
статистических массивов, проведение мониторинга по малому
предпринимательству для осуществления необходимой корректировки
политики республики, своевременного реагирования на изменение
внешней среды и факторов.
В Программе предусмотрено взаимодействие целевых программ, в
рамках которых выполняются отдельные мероприятия Республиканской
целевой программы поддержки и развития малого предпринимательства
в Республике Саха (Якутия) на 2002-2004 годы. К ним относятся:
Республиканская целевая программа создания новых рабочих мест в
Республике Саха (Якутия) до 2003 года, Программа развития платных
услуг населению в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 годы,
Концепция интеграции экономики Республики Саха (Якутия) в
экономику Дальневосточного региона России, целевая Программа
социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на
2002-2007 годы, Программа экспортного потенциала 2001-2003 года и
основных направлений развития экспорта до 2005 года, Программа
пятилетия молодежи "Молодежь республики - в XXI веке",
Республиканская целевая программа развития семейной экономики на
2002-2004 годы, Государственная программа развития
алмазообрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) до
2005 года.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы предполагает сочетание бюджетных и иных
источников финансирования. Общий объем на 2002 год составляет
140025 тыс. рублей, из них:
федеральный бюджет <*> - 25000 тыс. рублей;
республиканский бюджет - 43300 тыс. рублей;
местный бюджет - 15000 тыс. рублей;
средства рефинансирования Фонда поддержки малого
предпринимательства Республики Саха (Якутия) - 36725 тыс. рублей;
привлеченные средства - 20000 тыс. рублей.
--------------------------------
<*> Примечание. В 2001 году, как одному из победителей
конкурса региональных программ субъектов Российской Федерации,
Фонду поддержки малого предпринимательства Республики Саха
(Якутия) было выделено 6000 тыс. рублей.
На 2003-2004 годы общая сумма финансирования Программы будет
скорректирована при формировании Государственного бюджета
Республики Саха (Якутия) и других источников на соответствующие
годы.
Министерством малого предпринимательства и развития занятости
Республики Саха (Якутия) подана заявка в Федеральный фонд
поддержки малого предпринимательства для финансирования
Республиканской целевой программы поддержки малого
предпринимательства на 2002 год в размере 25000 тыс. рублей.
Распределение средств осуществляется на конкурсной основе.
4. Организация управления Программой
и механизм ее реализации
Управление реализацией настоящей Программы возлагается на
Министерство малого предпринимательства и развития занятости
Республики Саха (Якутия) - государственного заказчика Программы.
Министерство малого предпринимательства и развития занятости
Республики Саха (Якутия):
определяет формы и методы организации управления реализацией
Программы;
устанавливает первоочередность выполнения мероприятий
Программы;
осуществляет оперативный контроль за исполнением и разработкой
предложений Программы;
ежегодно корректирует затраты по программным мероприятиям;
координирует деятельность государственных, негосударственных и
общественных организаций, функционирующих в сфере малого
предпринимательства;
ежеквартально направляет в Комитет по статистике Республики
Саха (Якутия) и Министерство экономики и прогнозирования
Республики Саха (Якутия) статистическую, справочную и
аналитическую информацию о ходе реализации Программы.
Финансово-кредитная поддержка субъектов малого
предпринимательства осуществляется через ГУ "Фонд поддержки малого
предпринимательства Республики Саха (Якутия)" по решению
Экспертного совета.
Попечительский совет ГУ "Фонд поддержки малого
предпринимательства Республики Саха (Якутия)" осуществляет надзор
за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию
мероприятий Программы.
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет
Министерство малого предпринимательства и развития занятости
Республики Саха (Якутия) и Координационный совет по поддержке и
развитию предпринимательства при Президенте Республики Саха
(Якутия).
5. Ожидаемые результаты реализации Программы и
критерии оценки ее эффективности
5.1. Результаты выполнения Программы поддержки малого
предпринимательства и развития занятости в
Республике Саха (Якутия) на 2000-2001 годы
Для реализации мероприятий программы в 2000 и 2001 годах было
предусмотрено финансирование в объеме 138000 тыс. рублей и 123500
тыс. рублей соответственно.
Из них в 2000 году фактически поступило 71849,5 тыс. рублей,
что составляет 54,3% от запланированного объема. За 9 месяцев 2001
года поступило 34029,895 тыс. рублей, в т.ч. из государственного
бюджета республики - 16162 тыс. рублей.
Тем не менее, даже неполное поступление средств позволило
профинансировать в 2000 году проекты субъектов малого
предпринимательства на сумму 40500 тыс. рублей. В результате
реализации профинансированных проектов создано более тысячи новых
рабочих мест.
Общая сумма финансирования мероприятий Программы за 9 месяцев
2001 года составляет 35429,861 тыс. рублей, в т.ч. выдано
кредитов на сумму 19520 тыс. рублей.
За 2000 год и за 9 месяцев 2001 года подготовлены и приняты
более 30 нормативно-правовых актов, затрагивающих различные
аспекты деятельности малого предпринимательства, которые оказали
существенную поддержку субъектам малого предпринимательства.
Принят ряд дополнительных мер по поддержке малого
предпринимательства. Из них основными являются:
- Указ Президента РС(Я) от 25.04.2001 N 1401 "О
Координационном совете по поддержке и развитию предпринимательства
при Президенте Республики Саха (Якутия)";
- Указ Президента РС(Я) от 08.08.2001 N 1460 "О порядке
предоставления земельных участков в аренду для осуществления
предпринимательской деятельности";
- Распоряжение Президента РС(Я) от 08.08.2001 N 221-РП "О
создании Советов по поддержке и развитию предпринимательства при
Представителях Президента в территориальных округах РС(Я)";
- Постановление Правительства РС(Я) от 13.10.2000 N 527 "О
мерах устранения административных барьеров при осуществлении
предпринимательской деятельности в РС(Я)";
- Постановление Правительства РС(Я) от 12.01.2001 N 23
"Вопросы государственного учреждения "Фонд поддержки малого
предпринимательства Республики Саха (Якутия)";
- Постановление Правительства РС(Я) от 23.03.2001 N 165 "Об
основных задачах развития малого предпринимательства и развития
занятости в Республике Саха (Якутия) на 2001 год";
- Постановление Правительства РС(Я) от 21.05.2001 N 296
"Программа развития платных услуг населению в РС(Я) на 2002-2003
годы";
- Постановление Правительства РС(Я) от 02.07.2001 N 370 "О
внесении изменении в Устав ГУ "ФПМП РС(Я)";
- Постановление Правительства РС(Я) от 08.07.2001 N 328 "Об
информационном обеспечении малого предпринимательства в РС(Я)";
- Распоряжение Правительства РС(Я) от 08.02.2001 N 170-р "Об
обязательной сертификации услуг парикмахерских";
- Распоряжение Правительства РС(Я) от 30.06.2001 N 638-р "О
республиканском конкурсе бизнес-проектов субъектов малого
предпринимательства";
- Распоряжение Правительства РС(Я) от 30.06.2001 N 933-р "О
мерах по совершенствованию статистической отчетности по малому
предпринимательству";
- Распоряжение Правительства РС(Я) от 13.08.2001 N 1172-р "О
порядке финансирования Фондом ПМП РС(Я)".
Значительная часть практической работы по поддержке
предпринимательства осуществляется непосредственно на местном
уровне. В 31 улусах и городах республики созданы Фонды поддержки
малого предпринимательства. Для взаимодействия в сфере малого
предпринимательства, насыщения рынка товарами и услугами, развития
занятости населения заключены Соглашения с 25 улусами.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, также
позволила создать в республике инфраструктуру малого
предпринимательства: Региональный инновационно-технологический
парк "Якутия", ГУДО "Бизнес-школа" в городах Якутске, Нерюнгри и
Мирном, Интернет-центр для предпринимателей в г. Якутске. В
ближайшее время нами запланировано открытие Интернет-центра в
городе Мирном. В республике действует более 20 общественных
объединений и союзов предпринимателей, деятельность которых
направлена на защиту законных прав и интересов предпринимателей.
14-15 декабря 2000 года прошел I съезд представителей малого
предпринимательства республики "Развитие малого
предпринимательства в Республике Саха (Якутия): состояние,
проблемы, перспективы". В работе съезда приняли участие 204
делегата и 98 приглашенных из 27 улусов и городов республики.
Министерством и его подразделениями - ГУДО "Бизнес-школа" г.г.
Якутск и Нерюнгри за отчетный период проведено 80 семинаров и
обучено около 2 тыс. человек в более чем 20 улусах и городах
республики.
В целях обеспечения субъектов малого предпринимательства
информационными и аналитическими материалами издается ежемесячный
журнал "Предприниматель", а с 2000 года - серия "Библиотечка
предпринимателя".
5.2. Ожидаемые результаты реализации Программы
на 2002-2004 годы
Реализация мероприятий Программы в 2002-2004 годах будет
содействовать позитивным изменениям в социально-экономической
ситуации в республике, дальнейшему развитию частного
предпринимательства, формированию рыночной системы хозяйствования
на территории республики и приведет к следующим положительным
результатам на начало 2005 года:
- Повысится уровень развития малого предпринимательства из
расчета: на 1000 человек постоянного населения будет приходиться 4
малых предприятия;
- Доля численности работающих в сфере малого бизнеса в общей
численности занятых в экономике составит 17%;
- Увеличится вклад малого предпринимательства в валовый
региональный продукт Республики Саха (Якутия) до 6%;
- Увеличится доля налоговых поступлений в бюджеты всех уровней
от субъектов малого предпринимательства;
- Повысится качество образовательного уровня населения в
области предпринимательства за счет получения дополнительного
образования в сфере бизнеса;
- Повысится уровень деятельности системы инфраструктуры малого
предпринимательства за счет развития информационной поддержки.
6. Список сокращений, принятых в Программе поддержки
малого предпринимательства и развития занятости
в Республике Саха (Якутия) на 2000-2001 годы
ММПиРЗ - Министерство малого предпринимательства и развития
занятости РС(Я)
ММРТТиС - Министерство материальных ресурсов, торговли,
транспорта и связи РС(Я)
МУГИ - Министерство по управлению госимуществом РС(Я)
МВС - Министерство внешних связей РС(Я)
МСХиЗ - Министерство сельского хозяйства и заготовок РС(Я)
ГУ ФПМП - Фонд поддержки малого предпринимательства РС(Я)
ГУ РИМЦ - Республиканский информационно-маркетинговый центр
СМП - субъекты малого предпринимательства
РБ - республиканский бюджет
ФБ - федеральный бюджет
МБ - местный бюджет
СРФ - средства рефинансирования фондов поддержки
предпринимательства
ИИ - иные источники
КС при Президенте РС(Я) - Координационный совет по поддержке и
развитию предпринимательства при Президенте РС(Я)
ГУДО - государственное учреждение дополнительного образования
Дальнейший текст Программы не приводится
|