КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2001 г. N 8-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ
(ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 3 ДЕКАБРЯ
1996 ГОДА "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ НА СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ В ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКИ НЕДР НА
ТЕРРИТОРИЯХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПОД ПАСТБИЩА, ОХОТНИЧЬИ
И РЫБОЛОВНЫЕ УГОДЬЯ"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, А.Д.
Петракова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова с участием
представителя стороны, направившей ходатайство Г.В. Белиной,
представителей стороны, принявшей оспариваемый нормативный акт
заместителя Председателя Палаты Представителей Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Р. Данилова и
народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) А.Д. Марфусаловой, рассмотрел в открытом заседании
дело о проверке конституционности постановления Палаты
Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) от 3 декабря 1996 года "Об утверждении Положения о
порядке заключения договоров на специальные платежи за
предоставляемые в пользование участки недр на территориях,
используемых под пастбища, охотничьи и рыболовные угодья".
Поводом к рассмотрению послужило ходатайство народного
депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) А.В. Засядько.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции
Республики Саха (Якутия) оспариваемое Положение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Н. Прокопьева, пояснения
сторон, изучив представленные материалы, Конституционный суд
Республики Саха (Якутия)
установил:
1. Палата Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) 3 декабря 1996 года приняла постановление
"Об утверждении Положения о порядке заключения договоров на
специальные платежи за предоставляемые в пользование участки недр
на территориях, используемых под пастбища, охотничьи и рыболовные
угодья" (далее Положение), согласно которому недропользователи на
территориях, используемых под пастбища, охотничьи и рыболовные
угодья, производят специальные платежи, направляемые на
экономическое и социально-культурное развитие населения,
проживающего на данной территории. Размеры этих платежей
устанавливаются договорами, условия и порядок заключения которых
определяются указанным Положением. Без заключенного и
зарегистрированного договора проект работ по недропользованию не
утверждается, отвод земельного участка не производится, лицензия
на пользование недрами не выдается.
Народный депутат Палаты Республики Государственного Собрания
(Ил Тумэн) А.В. Засядько обратился в Конституционный суд
Республики Саха (Якутия) с ходатайством о признании
неконституционным вышеуказанного Положения. Ходатайствующая
сторона полагает, что в Положении устанавливаются специальные
платежи, не предусмотренные законодательством о недрах.
Обязательное заключение договора об установлении специальных
платежей, по мнению ходатайствующего, ограничивает свободу
экономической деятельности пользователей недр.
2. Государственное регулирование отношений недропользования
предусматривает введение платежей за поиски, разведку
месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами
в иных целях. Система этих платежей устанавливается
непосредственно Законом о недрах. Порядок и условия взимания
платежей за право пользования недрами определяются Правительством.
Действующее законодательство Российской Федерации и Республики
Саха (Якутия) о недрах не предусматривает введения специальных
платежей, устанавливаемых по договору за предоставляемые в
пользование участки недр на территории проживания малочисленных
народов.
Вместе с тем установление специальных платежей для компенсации
убытков от сокращения объемов продукции оленеводства, охотпромысла
и рыболовства в связи с предоставлением недровых участков,
используемых под пастбища, охотничьи и рыболовные угодья, а также
компенсации затрат на обустройство новых территорий под пастбища,
охотничьи и рыболовные угодья отвечает международно-правовым
стандартам и имеет законодательную базу в правовой системе
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Российская
Федерация, согласно статьи 69 ее Конституции, исходя из принципов
и норм международного права, гарантирует права малочисленных
народов. В принятой Международной организацией труда Конвенции 169
декларируется право коренных народов в получении компенсации за
убытки и ущерб, наносимые им в связи с использованием земель на
территориях проживания этих народов. Коренные малочисленные народы
вправе требовать от органов государственной власти действий,
соответствующих международно-правовым нормам, в том числе принятия
правовых норм, определяющих порядок возмещения убытков.
Согласно Конституции Республики Саха (Якутия) республика
гарантирует коллективные права малочисленных народов Севера на
природные ресурсы (статья 5), защищает их право на владение и
пользование хозяйственными, охотничье-рыбопромысловыми угодьями
(статья 42). Соответственно на органы государственной власти
республики возлагаются обязанности содействовать полному
осуществлению указанных прав малочисленных народов Севера. При
этом в целях сохранения традиционного образа жизни, хозяйствования
и промыслов в местах проживания малочисленных народов возможно
ограничение хозяйственной деятельности организаций всех форм
собственности.
В нормативном содержании новой редакции статьи 5 Конституции
республики, закрепляющей коллективные права малочисленных народов
Севера на природные ресурсы, отразилась правовая позиция
Конституционного суда Республики Саха (Якутия), выработанная в его
постановлении от 6 апреля 1999 года по делу о толковании положений
статей 32, 38, 42, 49 Конституции республики. Конституционный суд
пришел к выводу о том, что рассматриваемые положения выражают
коллективные права коренных и малочисленных народов Севера
республики и являются основанием для их защиты с помощью правовых
механизмов мерами законодательного характера. Положения
Конституции республики, направленные на защиту коллективных прав
народов, действуют непосредственно.
3. В соответствии с Положением размер специальных платежей
устанавливается договорами, заключенными между землепользователями
пастбищ, охотничьих и рыболовных угодий и пользователями недр.
Заключение подобных договоров вытекает из положений законов,
регулирующих правовой статус и гарантии прав малочисленных
народов. Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 8 федерального
Закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской
Федерации" объединения малочисленных народов имеют право получать
от органов государственной власти и местного самоуправления,
организаций всех форм собственности и физических лиц материальные
и финансовые средства, необходимые для социально-экономического,
культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной
среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и
промыслов. В этом смысле договор может рассматриваться как
средство регулирования отношений с участием малочисленных народов
Севера, способ защиты коллективных прав этих народов.
Земельные участки, угодья на территориях традиционного
проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов
Севера закрепляются за общинами, лицами, относящимся к этим
народам, на правах безвозмездного владения и пользования.
Разработка месторождений полезных ископаемых на территориях
пастбищ, охотничьих и рыболовных угодий отражается на режиме
традиционного природопользования и хозяйствования. Этим
обусловлено обязательное участие представителей коренных
малочисленных народов Севера в решении вопросов, затрагивающих их
интересы. Заключение договоров способствует малочисленным народам
использовать средства по назначению, самостоятельно решать свои
проблемы. Исходя из этого, в статье 23 Закона Республики Саха
(Якутия) "О правовом статусе коренных малочисленных народов
Севера" предусматривается, что промышленное использование земель и
природных ресурсов, строительство хозяйственных объектов на
территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности
малочисленных народов Севера осуществляются на основе договоров
между предприятиями и организациями с органами местного
самоуправления, общинами этих народов.
Необходимость заключения договоров для компенсации убытков и
затрат в связи с предоставлением участков недр является гарантией
исполнения обязательств государства перед малочисленными народами.
Договор заключается экономически неравными сторонами. Смысл
договора в этом случае сводится к облечению в правовую форму
обязательств недропользователей предоставить малочисленным народам
должную защиту. В Положении определены условия договора, порядок и
формы внесения компенсационных платежей. Устанавливается процедура
разрешения споров, вытекающих из договорных отношений. Тем самым
не нарушается свобода договора.
Принятое Палатой Представителей Положение определяет правовой
механизм реализации конституционных гарантий прав малочисленных
народов Севера и потому не противоречит Конституции Республики
Саха (Якутия).
4. Обеспечение и защита прав, законных интересов малочисленных
народов Севера при использовании земель, недр, вод, растительного
и животного мира, атмосферного воздуха, других природных ресурсов
возложена на органы государственной власти Российской Федерации и
республики. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционного
образа жизни, хозяйствования и промыслов вправе принимать законы и
иные нормативные акты. В соответствии со статьей 38 Конституции
Республики Саха (Якутия) вопросы защиты перечисленных прав
малочисленных народов Севера отнесены к ведению республики.
Следовательно, в компетенцию Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
входит принятие Положения о порядке заключения договоров на
специальные платежи. Вместе с тем в связи с утратой силы Закона
Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 1992 года "О недрах"
законодателю следует уточнить правовую основу порядка заключения
договоров.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 11, 13, 16,
17, 29, 31, 32 Закона "О порядке деятельности Конституционного
суда", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать постановление Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 3
декабря 1996 года "Об утверждении Положения о порядке заключения
договоров на специальные платежи за предоставляемые в пользование
участки недр на территориях, используемых под пастбища, охотничьи
и рыболовные угодья", закрепившее право малочисленных народов
Севера на заключение договоров с недропользователями о компенсации
убытков от сокращения объемов продукции оленеводства, охотпромысла
и рыболовства, а также о компенсации затрат на обустройство других
территорий под новые пастбища, охотничьи и рыболовные угодья,
соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия).
2. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия), исходя из настоящего постановления, следует обеспечить
надлежащую правовую регламентацию мер защиты традиционного образа
жизни и коллективных прав малочисленных народов Севера от
последствий хозяйственной деятельности субъектов всех форм
собственности.
3. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит,
вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия",
"Саха сирэ", "Ил Тумэн".
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|